рефераты бесплатно

МЕНЮ


Понятие, классификация и содержание основных функций государства

расширения НАТО на Восток. Не исчезли очаги локальных конфликтов у

российских границ.

Соответственно одно из важнейших направлений внешнеполитической

деятельности Российского государства — обеспечение его военной

безопасности.

Согласно этой функции Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения

агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты

целостности и неприкосновенности территории России, а также для выполнения

задач в соответствии с ее международными договорами (Общая теория

государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф.

М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства.М.:Зерцало, 1998,с.206).

2. Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка.

Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по

сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного

оружия. Процесс оздоровления международной обстановки, укрепление доверия

между государствами сделали возможным достичь реального разоружения и

договоренности об ограничении ядерных испытаний и др. Обеспечению мирового

правопорядка способствует сотрудничество нашего государства с другими

государствами в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в

частности с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом. Здесь трудно бороться

государству в одиночку, а требуется межгосударственное объединение усилий.

Функция поддержки мирового порядка охватывает и такую сферу, как

участие мирового сообщества в регулировании межнациональных конфликтов. Это

обусловлено тем, что такого рода конфликты сопровождаются нарушением прав

человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует

международного вмешательства. События в Югославии, конфликт между Арменией

и Азербайджаном - яркие примеры участия мирового сообщества в качестве

посредников в урегулировании межэтнических конфликтов (Морозова Л.А.

Функции Российского государства на современном этапе//Государство и право.

1993, №6,с.108).

Приоритеты в деятельности Российского государства по обеспечению мира

— это недопущение новой глобальной войны — горячей или холодной, укрепление

обязательного для всех режима нераспространения оружия массового

уничтожения и новейших военных технологий, повышение контролируемости

международной торговли оружием при соблюдении российских коммерческих

интересов в этой области, введение в действие Договора СНВ-2 и Конвенции о

запрещении химического оружия.

Один из приоритетов многосторонней российской дипломатии — укрепление

ООН, принятие такой модели реформирования этой организации, которая

превращала бы ее в самый надежный и всеобъемлющий институт международного

сотрудничества в целях обеспечения мира.

Россия все более уверенно занимает принадлежащее ей по праву место в

мировой политике. Встречи глав семи ведущих стран мира постепенно

становятся встречами "восьмерки" с полновесным участием России. Важным

событием стало ее принятие в Совет Европы.

В силу своего потенциала, геополитического положения и влияния

Российское государство несет особую ответственность за поддержание

стабильности и порядка в современном многосложном мире. Сообразно этому

одно из предназначений Вооруженных Сил Российской Федерации состоит в

проведении операций с целью поддержания мира по решению Совета Безопасности

ООН или в соответствии с международными обязательствами. Правовому

обеспечению этой стороны рассматриваемой внешней функции служит федеральный

закон "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и

гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или

восстановлению международного мира и безопасности". Не менее важной формой

участия России в преодолении возникающих в мире межнациональных и иных

вооруженных конфликтов является соответствующая дипломатическая

деятельность (Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х

томах. Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1, Теория государства.

М.:Зерцало,1998,с.206).

3. Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ.

Эта новая основная функция возникла у Российского государства в

связи с тем, что с образованием Содружества Независимых Государств

отношения с новыми независимыми государствами на границах России, всемерное

развитие СНГ поставлены во главу угла внешней политики России. Это — сфера

особой ответственности и особых взаимных интересов России и ее соседей.

Вместе с тем здесь таятся и новые проблемы для России. Очаги

конфликтов вблизи ее границ, затяжной кризис экономики, да и самой

государственности в ряде стран СНГ создают серьезную угрозу безопасности

нашей страны.

Осуществляя рассматриваемую функцию, Российское государство выступает

за укрепление содружества, прежде всего по линии формирования

экономического союза, общего рынка СНГ, системы коллективной безопасности,

совместной охраны границ; комплексного решения проблемы соблюдения на всей

территории бывшего СССР международно-признанных стандартов в области прав

человека и национальных меньшинств, гражданства и защиты переселенцев,

заботы о россиянах, оказавшихся за пределами Российской Федерации; создания

единого информационного пространства.

Наглядным выражением новых моментов, перспектив и тенденции развития

данной функции являются такие документы, как: Договор о Союзе Республики

Беларусь и России, Договор между Республикой Беларусь, Республикой

Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией об углублении

интеграции в экономической и гуманитарной областях (Общая теория

государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф.

М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства.М.:Зерцало,1998,с.207-208).

4. Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с

другими странами в решении глобальных проблем.

В самостоятельную основную функцию данное направление деятельности

Российского государства сложилось лишь в последний период его развития.

Осуществление функции интеграции в мировую экономику стало возможным

с ослаблением напряженности между государствами и переходом России к

рыночным отношениям. Эта функция основывается на признании экономической

взаимозависимости государств в современном мире.

Проблема экономической интеграции играет важную роль в сохранении

мирового порядка и установлении стабильных отношений между государствами.

Поэтому стремление России к интеграции в мировую экономику привело к

созданию в нашей стране нового механизма внешнеэкономической деятельности.

Государство отказалось от сверхцентрализованного управления в указанной

сфере и от приоритета внешнеполитических интересов перед экономическими,

что препятствовало развитию нормальных торгово-экономических отношений с

другими государствами. В настоящее время право на осуществление

внешнеэкономической деятельности принадлежит всем организациям и

предприятиям независимо от форм собственности. Каждое из них свободно

определяет своего контрагента в любом государстве.

Однако отсутствие в нашей стране сложившейся рыночной экономики в

универсальном понимании (рынок капитала, рынок рабочей силы и рынок

товаров) затрудняет интеграцию России в мировую экономику. Потребуются

определенное время и большие усилия, главным образом экономического

характера, чтобы снять барьеры на пути к интеграции (Морозова Л.А. Функции

Российского государства на современном этапе//Государство и право. 1993,

№6,с.106).

Новый характер международных связей открыл благоприятные возможности

для более эффективной реализации интересов России в области экономики,

торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством ее

интеграции в мировую экономику. Действуя в этом направлении, Россия

вступила в основные международные экономические организации, заключила

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом. В настоящее

время ведется работа по налаживанию на основе принципа партнерства

полнокровного взаимодействия с США, с государствами Западной Европы, с

большинством которых подписаны двусторонние документы, со многими

государствами азиатско-тихоокеанского и других регионов. Важным фактором

интеграции России в мировую экономику стало снятие ограничений на ее

внешнеэкономические связи.

Внедрение России в мировую экономику привело к реконструированию

всего механизма ее внешнеэкономической деятельности, посредством которой

отечественный рынок тесным образом связывается с мировым. Устранена

монополия государства во внешнеэкономических связях.

Изменение внешнеэкономической политики потребовало соответствующего

правового обеспечения. В этих целях были приняты такие нормативно-правовые

акты, как Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности",

Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР", законы Российской

Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", "О

государственных внешних заимствованиях РФ и государственных кредитах,

предоставляемых РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и

международным организациям", "О присоединении Российской Федерации к Уставу

Совета Европы" и др.

Важной стороной данной функции является также сотрудничество России с

другими странами мирового сообщества в решении глобальных проблем,

затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом. Это —

проблемы освоения космоса и безопасности планеты, защиты мирового океана,

охраны растительного и животного мира, борьбы с эпидемиями и наиболее

опасными болезнями, предотвращения и ликвидации последствий крупных

производственных аварий, катастроф (Общая теория государства и права.

Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1,Теория

государства.М.:Зерцало,1998,с.208)

Вывод по второму вопросу: рассмотрение классификаций наглядно

демонстрирует взаимосвязь всех направлений деятельности современного

государства, раскрывает содержание основных вопросов, связанных с решением

проблем, которые возникают на данном этапе развития Российского

государства.

Деление функций государства по разным критериям, раскрытие их

содержания, позволяет всесторонне рассмотреть деятельность государства и

понять, что делает государство, чем занимаются его органы и какие вопросы

оно решает.

3. Правовые формы осуществления функций государства

Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах,

применять в своей деятельности различные методы.

В правовой литературе под формами осуществления функций государства

понимаются: во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства,

специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности

негосударственных организаций; во-вторых, однородная по своим внешним

признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются

его функции.

Различаются правовые и неправовые формы реализации функций

государства. В правовых формах отражаются связь государства и права,

обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе

права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные

органы и должностные лица работают, какие юридические действия они

совершают. Неправовые формы охватывают большой объем организационно-

подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая

деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с

юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия.

Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению

различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с

письмами и заявлениями граждан и т.п.

Основными правовыми формами осуществления функций государства по

первому критерию являются (см. приложение схема №3). (Общая теория

государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф.

М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства. М.:Зерцало, 1998,с.209):

1. законодательная;

2. управленческая (исполнительная);

3. судебная;

4. контрольно-надзорная.

Законодательная деятельность заключается в издании представительными

и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми

государственными органами, общественными объединениями, органами местного

самоуправления, должностными лицами и гражданами.

Согласно Конституции РФ, правом издавать федеральные законы наделено

Федеральное Собрание — парламент России.

Управленческая или исполнительная деятельность представляет собой

основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами

исполнительной власти (государственного управления) функций государства в

сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и

здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны

страны и т. д.

От управленческой деятельности зависит тот факт, будут ли законы и

другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими

пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит

на органах управления (исполнительно-распорядительных органах),

возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению

разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой

исполнительно-распределительные органы издают соответствующие акты,

контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Судебная деятельность охватывает реализацию функций государства путем

осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны.

Контрольно-надзорная деятельность — это выполнение функций

государства посредством действия всех разновидностей государственного

надзора и контроля за законностью, а также в применение принудительных мер

к ее нарушителям. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский

надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории

Российской Федерации законов, осуществляемый Генеральным прокурором РФ и

подчиненными ему прокурорами.

Каждая из названных форм с учетом свойственных ей способов и средств

служит целям реализации функций государства.

Наряду с изложенной в науке получила распространение имеющая не

меньшую теоретико-практическую значимость классификация, критерием которой

является однородная по своим внешним признакам деятельность органов

государства по осуществлению его функций (см. приложение схема №4).. Она

служит выяснению того, как механизм государства осуществляет его функции,

каким образом государство использует право для выполнения своих задач и

функций. Сообразно этой классификации в работе всех звеньев механизма

государства различается деятельность правовая и чисто фактическая или, как

представляется более целесообразным ее называть — организационная.

Деление форм осуществления функций государства на правовые и

организационные не означает умаления или тем более отрицания первостепенной

организующей роли права в общественной жизни. Правовые формы всегда

являются организационными. Однако далеко не все организационные формы —

правовые.

Под правовыми формами осуществления функций государства понимается

однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим

последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием

юридических актов. Соответственно этому к правовым формам реализации

функций государства относятся правотворческая деятельность и

правоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется

на:

. оперативно-исполнительную деятельность;

. правоохранительную деятельность.

Правотворческоя деятельность — это форма осуществления функций

государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования,

изменения или отмены юридических норм.

Правоприменителъная деятельность — это деятельность государственных

органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания

актов применения права. В правоприменительной деятельности, как отмечалось,

выделяются оперативно-исполнительная и охранительная.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой связанную с

повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества

властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных

органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения

норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или

прекращения правоотношений.

Правооохранительная деятельность — это форма осуществления функций

государства посредством властной оперативной работы государственных органов

по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам

субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических

обязанностей.

В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения

норм права (постановления следователей, протесты и представления

прокуроров, приговоры и решения судов и т. п.). Специфика этих актов в том,

что они служат целям профилактики преступлений и иных правонарушений,

восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности

лица, совершившего правонарушение, а следовательно, во всех случаях, —

охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.

От правовых форм функционирования государства отличаются чисто

фактические или организационные формы реализации его функций, которые

заключаются в однородной по своим внешним признакам деятельности

государства, не влекущей за собой юридических последствий. В то же время

формы организационной, фактической деятельности так или иначе реализуются в

пределах определенного правового урегулирования, на основе выполнения

требований законности.

Выделяются следующие организационные формы деятельности

государственных органов по осуществлению функций государства; а)

организационно-регламентирующая; б) организационно-хозяйственная; в)

организационно-идеологическая.

Организационно-регламентирующая деятельность — это оперативная

текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-

политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования

различных звеньев государственного механизма.

Организационно-хозяйственная деятельность — это оперативно-

техническая, текущая хозяйственная работа (экономическое обоснование,

контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистика,

организация снабжения, сбыта и т. п.) по материальному обеспечению

выполнения различных государственных функций.

Организационно-идеологическая деятельность — это повседневная

оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения

различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов и

иных нормативных актов; формирование общественного мнения; работа средств

массовой информации и т. д.) (Общая теория государства и права.

Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1,Теория

государства.М.:Зерцало,1998,с.209-210).

Вывод по третьему вопросу: Научное и практическое значение

рассмотренных выше классификаций состоит в том, что она способствует

изучению и совершенствованию разделения труда между отдельными звеньями

механизма государства по выполнению его функций, тесно соотносится с

принципом разделения властей.

Заключение

Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы

охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной

абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с

момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются не

измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие,

более сложные.

В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и

определенные трудности, которые необходимо будет решать.

Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что

государство является не только аппаратом подавления, представителем

интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы

всего общества.

Конституция РФ закрепляет и гарантирует равенство всех перед законом

и судом, право на жизнь, защиту достоинства личности, право на свободу и

личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища,

свободу передвижения, выбора мест пребывания и жительства, свободу совести,

мысли и слова, собраний, митингов и демонстраций, право на объединение,

участие в управлении делами государства, свободу предпринимательской

деятельности, защиту права частной собственности, в том числе на землю.

Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду,

имеет гарантии социального обеспечения, право на жилище, на охрану

здоровья, на образование, на свободу творчества, на судебную защиту прав и

свобод. Конституция России устанавливает обязанности: платить законно

установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно

относиться к природным богатствам, защищать Отечество, нести военную службу

в соответствии с федеральным законом.

Каждая функция государства имеет определенное содержание, поскольку

предполагает деятельность в конкретной сфере общественной жизни. Содержание

функций показывает, что делает государство, чем занимаются его органы,

какие вопросы они решают.

Анализ основных направлений деятельности государства необходим для

того чтобы сначала выделить и описать основные функции государства, идеалы

и образцы, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю,

гражданину и обществу в целом, а затем, оценить с этой точки зрения

реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных

идеалов построения правового государства и общества, в котором

обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и духовному

строю государства и свободы человека.

Список литературы

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.1999

2. Григорьев В.Н., Кучеров И.И. Налоговая полиция: правовое регулирование

деятельности. Учебно-практическое пособие. М.:УКЦ.ЮрИнфоР,1998

3. Конституция Российской Федерации. 1993

4. Кучеров И.И. Налоговые преступления. Учебное пособие.

М.:УКЦ.ЮрИнфоР,1997

5. Лазарев В.В. Теория государства и права. М.1994

6. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе//

Государство и право. 1993, №6

7. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах.

Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства.М.:Зерцало,1998

8. Теория государства и права. Учебник для вузов.2-е изд.изм. и доп./под

редакцией В.М.Корельского и проф.В.Д.Перевалова.М.:Норма-Инфра, 2000

ПРИЛОЖЕНИЕ

Схема № 1

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИЙ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА

Схема № 2

Схема № 3

Классификация форм осуществления функций государства, критерием которой

является деятельность основных звеньев механизма государства, специфические

виды государственной деятельности в отличие от деятельности

негосударственных организаций

Схема № 4

Классификация форм осуществления функций государства, критерием которой

является однородная по своим внешним признакам деятельность органов

государства по осуществлению его функций.

-----------------------

Условные обозначения:

. З – задача

. (f) – функция

. ОГ – орган государства

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ

ОГ

ОГ

ОГ

ОГ

ОГ

ОГ

ОГ

ОГ

ОГ

ОГ

ОГ

ОГ

(f)

(f)

(f)

(f)

(f)

(f)

(f)

(f)

(f)

(f)

(f)

(f)

З

З

З

З

З

ЦЕЛЬ

Интеграции в мировую экономику и сотрудничество с другими странами в

решении глобальных проблем

Обеспечение мира и поддержки мирового порядка

Сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ

обороны страны

экологическая

Налогообложения и взимания налогов

социальная

экономическая

Охраны прав и свобод граждан всех форм собственности, правопорядка

Развития культуры, науки и образования

внешние

внутренние

временные

постоянные

Вытекающие из потребностей общества

Вытекающие из классовых противоречий

По сфере деятельности (по направленности)

По времени

По причинам возникновения

КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

НЕПРАВОВЫЕ

Судебная

деятельность

Контрольно-надзорная (правоохранительная) деятельность

Управленческая

(правоисполнительная) деятельность

Законодательная (правотворческая) деятельность

ПРАВОВЫЕ

Правоохранительная деятельность

Оперативно-исполнительная

деятельность

Правопримени-тельная деятельность

Правотворческая деятельность

Организационно -идеологическая

Организационно -

хозяйственная

Организационно -регламентирующая

ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЧИСТО ФАКТИЧЕСКИЕ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ) ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.