рефераты бесплатно

МЕНЮ


Ответы к экзаменационным билетам по Теории государства и права

Правонарушению присущи следующие признаки: 1) правонарушение - это всегда

деяние; 2) правонарушение - это деяние, которое опасно для общества,

наносит ему вред. 3) правонарушение - это деяние противоправное, то есть

такое деяние совершение которого правом запрещено в той или иной форме. 4)

правонарушение - это всегда деяние виновное. Правонарушение - это

общественно опасное противоправное виновное деяние. Правонарушения принято

делить по степени общественной опасности на преступления (уголовные

правонарушения) и проступки. Проступки, в свою очередь, делят на

административные, гражданские и дисциплинарные. Преступления - наиболее

опасные для общества правонарушения. Действующий Уголовный кодекс

Российской Федерации (ст. 14) дает следующее определение преступления:

“виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим

Кодексом под угрозой наказания”.

57. ПОНЯТИЕ, ОСНОВАНИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Юридическая ответственность, с одной стороны, вид общесоциальной

ответственности, с другой стороны, разновидность мер правового принуждения.

Признаки юридической ответственности: 1. Имеет ретроспективный характер, то

есть представляет собой реакцию на уже состоявшееся поведение. 2.

Поведение, лежащее в основе юридической ответственности, должно быть

особым, а именно - содержать признаки правового нарушения.3. Юридическая

ответственность всегда связана с государственным и общественным осуждением

(негативной оценкой) поведения правонарушителя. 4. Имеет штрафной характер.

Суть этого признака в том, что у правонарушителя в результате совершенного

им деяния возникают новые юридические обязанности (которых до

правонарушения не было).5. Юридическая ответственность имеет характер

претерпевания. Всякая юридическая обязанность есть обременение, но в

результате правонарушения возникают особые обязанности - претерпеть лишения

личного, имущественного и другого плана. 6. Порядок возложения юридической

ответственности регламентируется правом, то есть закон устанавливает

определенные процедурные формы этого процесса. Юридическая ответственность

выполняет штрафную (карательную) и правосстановительную функции.

Юридической ответственности дел на уголовно-правовую, административно-

правовую, дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную ответственность

работников.

В самом общем плане основанием юридической ответственности является

правонарушение. Традиционно в состав правонарушения в качестве его

элементов включают: а) субъект правонарушения; б) объект правонарушения; в)

субъективную сторону правонарушения; г) объективную сторону правонарушения.

элементами правонарушения можно считать только субъективную и объективную

стороны Объективная сторона правонарушения — это то, чем правонарушение

проявляет себя вовне. В объективную сторону включают: а) противоправное

деяние; б) его общественно вредные последствия; в) причинную связь между

деянием и наступившими последствиями. Важнейшим элементом субъективной

стороны правонарушения (наряду с мотивом и целью) является вина. Вина

представляет собой психическое отношение правонарушителя к своему

общественно вредному противоправному деянию, а также к последствиям этого

деяния, и характеризуется особым состоянием интеллекта и воли

правонарушителя, выражающим его негативное отношение к ценностям общества.

Виной признаются умысел или неосторожности. Умышленная форма вины.

Неосторожная форма вины. Казус (случай).

58. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА КАК ОСОБАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА

Правоприменение - особая форма реализации права. Правоприменение

требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована

без властного содействия органов государства. Это случаи: а) когда

необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства

(признание гражданина в судебном порядке умершим или безвестно

отсутствующим); б) когда диспозиция нормы вообще не реализуется без

индивидуального государственно-властного веления (право на пенсию); в)

когда речь идет о реализации санкции. Признаки правоприменения: 1) особый

субъект - специально уполномоченный государственный орган (должностное

лицо). 2) имеет государственно-властный характер', 3) является

деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний',4)

выступает формой управленческой деятельности государства; 5) осуществляется

в определенных процедурных формах: порядок применения права регламентирован

специальными (процедурными) юридическими нормами. 6) представляет собой

сложный, стадийный процесс',7) имеет творческий характер', 8) результаты

правоприменения оформляются индивидуальным юридическим актом - актом

применения права. Три стадии: 1) установление фактических обстоятельств

дела; 2) формирование юридической основы дела; 3) решение дела. В качестве

дополнительной стадии может выступить государственно-принудительная

реализация правоприменительного акта. По результатам правоприменения

выносится акт применения права -официальный акт-документ компетентного

органа, содержащий индивидуальное государственно-властное веление по

применению права. Все правовые акты дел на две большие группы - нормативные

и индивидуальные. От других индивидуальных актов (например, сделок в

гражданском праве) правоприменительный акт отличает государственно-властный

характер. Правоприменение бывает двух видов - позитивное и юрисдикционное.

Позитивное правоприменение - это то, которое осуществляется не по поводу

правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых

регулятивных норм. Юрисдикционное правоприменение - это применение санкций

(то есть охранительных норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных

норм).

59. РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ

Реализация как таковая представляет собой процесс перевода явления в

иное качество, процесс употребления его качеств, свойств с целью достижения

определенного результата. Задача процесса правореализации - эффективно, без

всяких отклонений (в режиме законности) переводить предписания правовых

норм в правомерное поведение, максимально полно реализовывать возможности,

предоставленные правом, и исчерпывающе выполнять его требования. Субъектами

реализации права являются те лица, на которых право распространяет свое

действие, то есть субъекты права. Объектом реализации выступает система

законодательства, наличный массив нормативно-правовых актов. Правовую

систему можно поделить на два блока - правотворческий и правореализующчй.

При этом, заметим, процессы правореализации идут и в правотворческом блоке,

поскольку правотворческая деятельность тоже регламентируется правом. В

качестве форм реализации права выделяют использование, исполнение и

соблюдение и особую форму реализации - применение правовых норм.

Использование, исполнение и соблюдение разграничиваются по видам

реализуемых норм и характеру правореализующих действий. В форме

использования реализуются управомочивающие нормы. В форме исполнения

реализуются обязывающие нормы, требующие активного поведения (действий). В

форме соблюдения реализуются запрещающие нормы, требующие пассивного

поведения. Юриспруденция отмечала два метода реализации права - метод

убеждения и метод принуждения.

60. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ ПРАВА

Применение - особая форма реализации права, характеризующаяся

следующими признаками: 1) применяют право только уполномоченные на то

компетентные субъекты (государственные, муниципальные органы и т.п.); 2)

носит властный характер; 3) имеет ряд стадий (установление фактической и

юридической основы дела, принятие решения); 4) осуществляется в

процессуальной форме (в целях усиления гарантий законного и справедливого

разрешения дела данная деятельность жестко регламентирована нормами права);

5) связано с применением соответствующего индивидуального, властного

(правоприменительного) акта. Правоприменение необходимо тогда, когда

субъекты не могут сами без помощи властных органов реализовать свои права и

обязанности, когда возникает потребность в государственном принуждении,

когда имеется спор по поводу юридического факта и т.п.

61. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА

Толкование норм права - это деятельность, направленная на установление

содержания юридических норм. В процессе толкования уясняются смысл

нормативного предписания, его социальная направленность, место в системе

правового регулирования и т.п. Толкование необходимо в связи с

абстрактностью юридических норм, специальной терминологией, дефектностью

правотворческого процесса (неясностью) и т.д. Деятельность по толкованию

правовых норм имеет своей целью правильное и единообразное понимание

юридических предписаний и их правильное и единообразное применение.

Толкование состоит из двух сторон: - уяснение (для себя); - разъяснение

(для других). В зависимости от субъектов толкование подразделяют: - на

официальное (дается уполномоченными на то субъектами, содержится в

специальном акте, влечет юридические последствия); - на неофициальное (не

имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы).

Официальное толкование бывает нормативным (распространяется на большой круг

лиц и случаев) и казуальным (обязательно только для данного конкретного

случая). В свою очередь нормативное толкование классифицируется на

аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативный акт) и

легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов). Неофициальное

толкование бывает: 1) обыденным (не требует специальных познаний и дается

любым гражданином); 2) профессиональным (дают юристы); 3) доктринальным

(научное разъяснение юридических норм). Способы толкования - это

совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания

правовых норм. Выделяют следующие способы: 1) грамматический (толкование с

помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т.п.); 2)

логический (толкование с помощью законов и правил логики); 3)

систематический (толкование с помощью анализа системных связей юридической

нормы с другими нормами, места и роли конкретного правила поведения в

системе права); 4) историко-политический (толкование с помощью анализа

конкретно-исторических и политических условий принятия правовой нормы); 5)

телеологический (толкование с помощью установления целей издания

нормативного акта); 6) специально-юридический (толкование с помощью

раскрытия содержания юридических терминов, используемых в

законодательстве). Результаты толкования могут быть различными в

зависимости от соотношения текста и действительного содержания юридических

норм. Исходя из этого соотношения различают три вида толкования: -

буквальное (возможно тогда, когда действительный смысл нормы права и ее

текстуальное выражение совпадают); - ограничительное (применяется тогда,

когда действительный смысл нормы права уже ее текстуального выражения); -

распространительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы

права шире ее текстуального выражения).

62. ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ, ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

Как социальное явление нигилизм характеризуется: а) резко критическим,

крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным)

ценностям; б) максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью

отрицания; в) не сопряжен с позитивной программой; г) несет в себе

деструктивное, разрушительное начало. Правовой нигилизм представляет собой

непризнание права как социальной ценности и проявляется в негативно-

отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в

необходимость права, его возможности, общественную полезность. формы

правового нигилизма: а) умышленное нарушение законов и иных нормативно-

правовых актов; б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических

предписаний; в) издание противоречивых правовых актов; г) подмена

законности целесообразностью; д) конфронтация представительных и

исполнительных структур; е) нарушение прав человека; Правовой нигилизм -

это патология правового сознания, обусловленная определенным состоянием

общества. Поэтому пути борьбы с ним должны быть разнообразны.

63. ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ. АНАЛОГИЯ ПРАВА И АНАЛОГИЯ ЗАКОНА

Аналогия права - это принятие решения по конкретному делу на основе

общих принципов и смысла права. Аналогия права применяется тогда, когда при

наличии пробела невозможно подобрать сходную, аналогичную норму права.

Пробел в праве - отсутствие правовой нормы при разрешении конкретных

жизненных случаев, которые охватываются правовым регулированием и должны

быть разрешены на основе права.

Объективная и субъективная природа пробелов в праве. Объективные

факторы - законодатель может быть не готов к принятию того или иного

закона. В законодательном органе наблюдаются столкновения интересов

социальных групп, политических партий. Верхняя палата отклоняет закон,

принятый нижней палатой. Общественные отношения обладают новизной. -

появляются правовые вакуумы. Субъективные факторы - несовершенство

законодательства, отсутствие надлежащей законодательной техники и т.п.

Недопустим отказ субъекту права со стороны правосудия под предлогом

несовершенства законодательства. При существовании пробелов в праве

правоприменитель может попытаться решить спор, применив аналогию права,

либо аналогию закона.

Аналогия закона - решение конкретного дела на основе правовой нормы,

рассчитанной не на данный, а на сходный случай.

Применение права по аналогии в современных государствах ограничено.

Оно полностью исключается при разрешении уголовных дел. Уголовное

законодательство исходит из принципа, по которому преступлением не может

считаться деяние, не предусмотренное уголовным законом. В связи с

постоянным совершенствованием законодательства применение права по аналогии

становится редким исключением даже для тех отраслей права, где оно

допускается.

64. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Для деления норм права на отрасли используют два критерия: предмет и

метод правового регулирования. Предмет правового регулирования — это те

общественные отношения, которые право регулирует. Он является основным

критерием, ибо общественные отношения объективно существуют, их

определенный характер требует к себе и соответствующих правовых форм. Так,

трудовые отношения выступают предметом регулирования трудового права,

семейные отношения - семейно-брачного права. Вместе с тем предмет правового

регулирования не может быть единственным критерием деления права на

отрасли, потому что: 1) общественные отношения, его составляющие,

чрезвычайно разнообразны; 2) нередко одни и те же общественные отношения

регулируются различными отраслями и к тому же различными способами. Поэтому

вторым (дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования.

Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод - кик

регулирует. Если предмет является материальным критерием, то метод -

формально-юридическим. Метод правового регулирования - это совокупность

юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое

регулирование качественно однородных общественных отношений. Выделяют

следующие основные методы правового регулирования. - императивный - метод

властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях,

наказаниях; - диспозитивный - метод равноправия сторон, координации,

основанный на дозволениях; - поощрительный - метод вознаграждения за

определенное заслуженное поведение; - рекомендательный - метод совета

осуществления конкретного желательного для общества и государства поведения

и т.п.

65. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК

Законность – это выраженная в точном и неуклонном исполнении и

соблюдении законов всеми субъектами права их общая воля.

Понятие законности приобретает исходное значение в государстве, где

признается верховенство закона. Коренной переворот в общественных

отношениях в Российской Федерации выдвинул вопрос о понятии законности на

передний план. И если раньше, в период тоталитарного режима ей уделялось

лишь теоретическое внимание, то в нынешних условиях она обрела огромное

практическое значение. И это понятно, ибо правовое государство неразрывно

связано с законностью, которая основывается на законах.

Когда мы говорим о точном и неуклонном соблюдении и исполнении

законов всеми субъектами права, то прежде всего сталкиваемся с равенством

граждан перед законом. Ибо каждый из них призван делать то, что и другой:

неукоснительно соблюдать и исполнять законы государства. Это равенство

представляет собой равенство их прав и обязанностей по отношению к

действующим законам. В свою очередь оно выступает как количественное

отношение, ибо каждый имеет такой же объем прав и обязанностей, что и

другой. Ну а поскольку всякое количество есть количество какого-то

качества, то в рассматриваемом равенстве скрывается внутреннее качество.

Таким качеством является воля субъектов права. Иначе говоря, каждый из них

посредством общего волевого акта признает друг в друге равного себе. Эта

общая воля и образует сущность законности. На поверхности же явлений она

выражается в точном соблюдении и исполнении законов всеми лицами.

Требованиями законности являются:

1. верховенство закона в отношении других нормативно-правовых актов;

2. издание нормативно-правовых актов лишь полномочными органами и в

пределах своей компетенции;

3. своевременность обновления законодательства в соответствии с

потребностями развития общества;

4. обеспечение прав и свобод гражданина и человека, провозглашенных

международными актами;

5. контроль за точным и неуклонным соблюдением и исполнением законов;

6. пресечение всех и всяких проявлений беззакония и произвола.

Понятия «законность» и «правопорядок» близки друг к другу и обычно

употребляются в одном ряду (или даже как взаимозаменяемые). Все же между

ними есть четкая грань.

Правопорядок – результат законности, характеризующий степень

осуществления ее требований, причем так, что реализуются глубокие правовые

начала, дух права. Если законность представляет собой режим общественно-

политической жизни, который вводит известные требования, то правопорядок –

это уже фактическое «правовое состояние» упорядоченности общественных

отношений, та нормальная правовая жизнь, которая наступает в результате

реализации требований законности. Режим законности, выраженный в виде

системы политико-правовых требований, на уровне правопорядка как бы

материализуется в системе реальных правовых отношений.

Будучи венцом, итоговым результатом действия права, правопорядок как

бы замыкает цепь основных общественно-политических явлений из области

правовой надстройки (право – законность – правопорядок).

Основные черты правопорядка, существующего в данной общественной

системе, рельефно и ярко выражают особенности соответствующей правовой

системы в целом.

Выделим эти основные черты правопорядка: господство закона в области

отношений, регулируемых правом; полное и своевременное соблюдение и

исполнение всеми субъектами юридических обязанностей; строгая общественная

дисциплина; обеспечение максимально благоприятных условий для использования

субъективных прав; безусловное утверждение прирожденных прав и свобод

человека; четкая и эффективная работа всех юридических органов, прежде

всего правосудия; неотвратимость юридической ответственности для каждого

совершившего правонарушение.

Другими словами, правопорядок есть реальное, полное и

последовательное осуществление всех требований законности, идеалов и

принципов права, правового государства, прежде всего реальное и полное

обеспечение прав человека.

66. ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Современная правовая система России, при всех ее особенностях, более

родственна именно романо-германской правовой семье.

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

- единая иерархически построенная система источников писаного права,

доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

- главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает

общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья,

административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие

нормы в конкретных правоприменительных актах; - имеются писаные

конституции, обладающие высшей юридической силой; - высокий уровень

нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных

актов; - весомое положение занимают подзаконные нормативные акты

(регламенты, инструкции, циркуляры и др.); - деление системы права на

публичное и частное, а также на отрасли; - правовой обычай и юридический

прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

- на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

- особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и

разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения

данной правовой семьи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.