Органы государства: их признаки и виды
все акты, которые ему передают парламент и правительство.
Президент — глава исполнительной власти, обладающий широкими
административными полномочиями в отношении своего правительственного
аппарата.[5]
Президент служит носителем и гарантом государственного суверенитета.
Его полномочия распространяются на все сферы внутренней и внешней
государственной деятельности
Президент является главой государства в большинстве современных
государств. Он избирается либо населением, либо парламентом, либо путем
особой избирательной процедуры.
Президент в большинстве случаев обладает возможностью формировать
совещательный орган (правительство) и включать в него по своему желанию тех
или иных руководителей министерств и ведомств.
Глава государства обладает различными полномочиями, но осуществление
этих полномочий на практике зависит от формы правления, от реального
положения главы государства.
В суперпрезидентских республиках президенту принадлежит вся полнота
исполнительной власти. Такая ситуация складывается при авторитарных
политических режимах, где отсутствует или слабо развито разделение властей.
В классических президентских республиках президент является
центральной политической фигурой, здесь в его руках сосредоточена вся
исполнительная власть, так как он, являясь главой государства, еще и
возглавляет правительство. Президент сам назначает министров и отправляет в
отставку. Правительство находится в полном его подчинении.
В полупрезидентской республике правительство формируется парламентом,
однако, у президента здесь имеются значительные полномочия в области
исполнительной власти.
В парламентской республике президент, являясь главой государства,
фактической властью не обладает. Он избирается, как правило, не населением,
а коллегией выборщиков, состоящей преимущественно из парламентариев.
Правительство здесь ему не подотчетно, оно формируется партией (или
партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи
лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность.
Правительство
Правительство — это высший исполнительный и распорядительный орган
государственной власти, который непосредственно осуществляет управление
страной.
Правительства имеют разные названия: кабинет, кабинет министров, совет
министров, государственный совет, федеральное правительство и др.
В состав правительства обычно входят: глава правительства (премьер-
министр, председатель совета или кабинета министров, первый министр,
канцлер и т.д.), его заместители и члены правительства (министры,
секретари, статс-секретари), возглавляющие отдельные центральные ведомства
государственного управления (министерства, департаменты).
Правительство осуществляет административную, или исполнительно-
распорядительную деятельность в стране. Под его руководством находятся
государственный аппарат, вооруженные силы, финансы государства, иностранные
дела.
Существуют однопартийные и коалиционные правительства. Однопартийное
правительство состоит из представителей одной партии, а коалиционное — из
двух и более. В странах с нестабильной политической ситуацией создается
беспартийное правительство.
В зависимости от государственного устройства правительство может быть
единым (в унитарном государстве) либо федеральным, действующим наряду с
правительствами республик и автономий (в федеративном государстве).[6]
Смысл деятельности исполнительной ветви власти — фактически
реализовать те положения принятых парламентом законов, которые нуждаются в
принудительном исполнении или вмешательстве в их исполнение в иной форме
органов публичной власти.[7]
Основной задачей правительства является исполнение законов. Однако на
этом его полномочия не исчерпываются. В компетенции правительства входит и
издание правовых актов (указы, декреты, постановления, распоряжения),
которые обязательны для исполнения. Правительство осуществляет свою
деятельность через органы государственной администрации — министерства,
ведомства, агентства, комиссии и т.д.
Нужно сказать, что в разных странах перечень министерств и других
центральных государственных учреждений различен. Однако все они призваны
обеспечивать безопасность страны, поддержание общественного порядка,
эффективное и оптимальное управление основными и наиболее важными сторонами
жизни общества.
Министерства и ведомства различаются по характеру задач, которые они
должны решать. Так, в нашей стране для обеспечения нормального
государственного управления обществом в Правительстве РФ действует двадцать
четыре министерства: внутренних дел, по атомной энергии, по делам
гражданской обороны, по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий, по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства, по налогам и сборам, здравоохранения, иностранных дел,
культуры, обороны, образования, путей сообщения, по связи и информатизации
и др.
Управление министерствами и ведомствами осуществляется по принципу
единоначалия. Министр всегда имеет помощников, личных сотрудников, которые
и составляют штат министерства, но не входят в состав правительства.
Внутри министерств создаются дирекции, управления, департаменты,
отделы. Ими руководят назначаемые министром начальники. Группы управлений и
отделов курируют заместители министра.
Министерства и другие ведомства обрастают сложным, громоздким и
разветвленным чиновничье-бюрократическим аппаратом, который и образует
основу механизма государства.
2 Законодательные органы
Законодательная (представительная) власть — это делегированная народом
своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем
издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля над аппаратом
исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.[8]
Как видно из определения, законодательные органы формируются путем
избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед
ним.
Законодательная власть, исходя из принципа разделения властей,
является наиболее важной, и ее органы занимают главенствующее положение в
механизме государства. Она устанавливает общеобязательные требования,
которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат
законодательной основой для деятельности судебной власти.
Общегосударственный представительный орган может иметь различные
названия, (в России — Федеральное Собрание, в Испании — Кортесы, в Польше -
Сейм, в Дании Фолькетинг, Альтинг — в Исландии, Конгресс — в США, в Швеции
— Риксдаг и так далее), но за ним утвердилось обобщенное название
“парламент” (фр. раг1ег — «говорить»).
Современный парламент – это высший орган народного представительства,
выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие
общественные отношения главным образом путем принятия законов,
осуществляющий контроль над деятельностью органов исполнительной власти и
высших должностных лиц.
Парламент, как правило, включает в себя две палаты: верхнюю и нижнюю.
Однако существуют и однопалатные парламенты, которые в большинстве своем
образованы в государствах с однородным национальным составом населения или
небольших по территории (Дания, Финляндия, Польша).
Под парламентом обычно понимают однопалатное представительное
учреждение или нижнюю палату двухпалатного парламента, хотя с юридической
позиции это понятие гораздо сложнее.
Руководит парламентом председатель, который представляет парламент во
взаимоотношениях с другими органами, руководит прениями, голосованием,
координирует работу внутри парламентских органов и т.д.
Двухпалатная структура парламента позволяет предотвратить принятие
поспешных решений нижней палатой. Как правило, срок полномочий верхней
палаты более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий
возрастной ценз, она реже обновляется и формируется на основе косвенных
(непрямых) выборов. В большинстве стран досрочному роспуску подлежат только
нижние палаты.
Палаты парламента имеют разные названия, поэтому для обобщения их
принято называть верхней и нижней. При этом нижняя палата состоит из
депутатов, избранных населением, а верхняя — из представителей субъектов
федерации Верхняя, как правило, обладает меньшими полномочиями, чем нижняя.
Она может быть либо “слабой”, когда она не в состоянии воспрепятствовать
ему, а только лишь отсрочить принятие решения нижней палатой парламента,
поскольку ее вето может быть преодолено последней, либо “сильной”, когда
без ее решения закон не может быть принят.
При парламентах и каждой палате образуются и действуют постоянные,
временные и смешанные комитеты и комиссии, которые осуществляют свою
деятельность по различным направлениям: бюджетно-финансовая политика,
международные дела, здравоохранение, социальная политика, борьба с
преступностью, оборона страны и др. Они могут обладать правом
законодательной инициативы, контроля над правительством и аппаратом
государственного управления.
Порядок работы парламента, как и других высших государственных
органов, определяется его регламентом, в котором также закрепляются
основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива,
обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие,
утверждение и опубликование.
Основной целью законодательной власти является издание законов.
Однако, это не единственная ее цель. Не менее важной функцией
законодательной власти является финансовая, которая реализуется в праве
ежегодно утверждать государственный бюджет страны, а так же устанавливать
налоги.
В области внешней политики парламент ратифицирует (утверждает)
международные договоры или дает согласие президенту на их ратификацию (при
ратификации нельзя вносить поправки в договор, можно лишь утвердить его в
целом или отказаться сделать это), решает вопрос об использовании
вооруженных сил за пределами страны, а так же об импичменте президента,
т.е. отрешении его от должности, выносит решение о предании министров суду
и т.п. Он наделен правом решать вопросы, относящиеся к основам правового
положения группы лиц: только он может объявлять амнистию.
Существует и ряд «распорядительных» функций, связанных с формированием
высших исполнительных и судебных органов, а так же осуществлением ими
контроля над работой правительства, иных должностных лиц исполнительной
власти.
Контроль над исполнительной властью парламент осуществляет самыми
разнообразными методами. Он участвует в назначении различных должностных
лиц и органов исполнительной власти. Парламент, если это входит в его
компетенцию, назначает главу государства (в парламентарных республиках).
В зависимости от формы государственного правления парламент в
различной степени может оказывать влияние на структуру, персональный состав
и характер деятельности правительства, участвуя в процедуре назначения его
главы и самого правительства.
В парламентарных республиках главы правительства и члены кабинета
министров назначаются парламентом и ответственны перед ним. Правительство
формирует парламентское большинство и лидер партии, завоевавшей большее
количество голосов, становится главой правительства, который затем
представляет для утверждения в парламент кандидатов в члены правительства.
В государствах с классическим президентским правлением, как известно,
полномочия главы государства и главы правительства совмещаются в одном
лице, и в их избрании парламент принимает лишь косвенное участие.
Парламентский контроль предназначен для того, чтобы законодательная
власть была в курсе проводимой правительственной политики, конституционными
методами способствовала ее общественной полезности и реально гарантировала
свободное развитие личности.
Законодательными органами помимо парламента являются и местные органы
власти и самоуправления. Они, как правило, имеют представительный характер
и действуют в пределах соответствующих административно-территориальных
единиц (муниципальных советов, префектурных собраний, национальных советов,
коммунальных советов). Местные представительные органы избираются
непосредственно населением административно-территориальных единиц. Им
подведомственны в пределах, установленных законом, местные предприятия,
местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта,
водоснабжения, бытового обслуживания, народного образования,
здравоохранения, поддержания правопорядка, гражданской обороны,
противопожарной безопасности и др.
Однако в некоторых странах органы местного самоуправления в
определенных параметрах ограничены в своих действиях центральной властью.
Здесь все органы местного самоуправления подчинены органу, назначаемому
центральной властью (президентом).
Особенностью законодательной ветви власти является то, что среди
составляющих ее органов отсутствуют властная иерархия и система
административного подчинения. Каждый представительный орган власти
осуществляет свою деятельность от имени своих избирателей и в пределах
собственной компетенции, установленной конституцией, законом или иным
нормативно-правовым актом. Эта органическая связь конкретного парламента со
своими избирателями не позволяет ему вмешиваться в компетенцию иного
представительного органа публичной власти.[9]
3 Судебные органы
Суд — это орган государства, который в процессуальном порядке
осуществляет правосудие по гражданским, административным и уголовным
делам.[10]
Суд является независимым органом власти, он подчиняется только закону.
Все решения суда, вступившые в силу, обязательны для всех субъектов права и
подлежат безусловному исполнению.
Судебная власть в системе государственных властей является главным
уравновешивающим механизмом, который направляет действие законодательной и
исполнительной власти в правовые рамки. Судебные органы защищают человека
от произвола первых двух ветвей власти.
Судебные органы придают установленным ими фактам юридическое значение.
А после этого следуют процедура защиты законных прав участников правовых
отношений, наказание виновных лиц, отмена незаконных решений,
восстановление нарушенного права, защита прав потерпевшего и т.д.[11]
В отличие от законодательной власти суд не издает законы, не
занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, хотя в судебных
учреждениях есть должности судебных исполнителей. Суд занимается иной
деятельностью. Он рассматривает и решает конкретные дела и споры,
возникающие вследствие различных конфликтов в обществе. Это могут быть
уголовные дела, имущественные и трудовые споры, конфликты в политической
сфере, жалобы граждан на действия чиновников и т.д.
Судебная система имеет сложную структуру, она включает в себя
различные специфические судебные учреждения: гражданские, административные,
военные, транспортные и иные суды.
В зависимости отправовой сферы, на которую распространяются
полномочия, различают суды общей, специальной и административной
юрисдикции.
Суды общей юрисдикции (общегражданские суды) рассматривают
гражданские, трудовые, имущественные споры, дела об административных
правонарушениях и уголовные дела.[12]
Суды специальной юрисдикции (специализированные суды) рассматривают
дела, судопроизводство по которым имеет свою специфику (например,
арбитражный суд).[13]
Административные суды в основном рассматривают жалобы граждан на
превышение государственными служащими своих полномочий, а также споры
служащих с администрацией (в России таких судов нет).[14]
Судебная система возглавляется верховными судебными органами, которые
во многих государствах выполняют одновременно функции Конституционного
суда. Однако в некоторых странах конституционные суды не входят в систему
судов общей юрисдикции.
Члены конституционного суда могут быть избраны парламентом, либо
назначены президентом, либо президентом, парламентом и другими высшими
органами власти и юстиции одновременно. Наряду с осуществлением
конституционного надзора, конституционный суд имеет право толкования
конституции.
В различных странах судебная система имеет свою собственную структуру.
Например в США она включает в себя федеральные суды, суды штатов и местные
суды. Федеральная система состоит из районных, окружных (апелляционных)
судов и Верховного суда США. Все судьи этой системы назначаются персонально
президентом с одобрения Сената. Верховный суд США одновременно исполняет
функции конституционного суда, является судом первой инстанции и занимается
наиболее важными делами, осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих
судов.
В Российской Федерации судебная система состоит из судов высшей
инстанции, к которым относятся Верховный, Высший Арбитражный и
Конституционный суды, судов субъектов федерации, городских и районных
Страницы: 1, 2, 3
|