Классификация политических режимов
учитываются.
«Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями в
древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного
едино действующего общества. В VII-IV вв. до н. э. теоретики
рационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан
Ян, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованием
доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны
общественной и частной жизни. В том числе за наделение административного
аппарата экономическими функциями, установления круговой поруки среди
населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности чиновника за
свои дела), систематический контроль государства за поведением и
умонастроением граждан и т.п. При этом государственный контроль ими
рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными. Центральное
место в программе легистов занимало стремление к укреплению государства
путём развития земледелия, построения сильной армии, способной расширять
граници страны, и оглупления народа».[24]
Близким к легистам Китая тип тоталитарного государственного режима
предложил Платон. «В диалоге «Государство» содержится знаменитый проект
«идеального общественного строя», основанного на принципах коллективной
собственности правящих сословий. В его более поздних диалогах («Полития»,
«Законы») нарисована социально-экономическая характеристика второго, более
совершенного и отличного от Афинского общества, изображенного в
«Государстве». Свое второе по достоинству государство Платон наделил такими
чертами: безусловное подчинение всех граждан и каждого индивидуума в
отдельности государству; государственная собственность на землю, жилые дома
и культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения, а
не частной собственности; насаждения коллективистских начал и единомыслия
в быту; государственное регламентирование законами воспитания детей; единая
для всех сограждан религия, политическое и правовое равноправие женщин с
мужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти».[25]
Платоновский закон запрещал лицам до 40 лет выезжать по частным
вопросам за пределы государства и ограничивал въезд иностранцев;
предусматривал очищение общества от неугодных лиц с помощью смертной казни
или изгнания из страны.
Платоновская модель государственного режима для большинства современных
стран неприемлема.
Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда
немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше некоторых других
авторов. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление
тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.
Таким образом, можно сказать, что тоталитарный режим является
порождением ХХ в.
Политическое значение ему впервые придали руководители идеологи
фашистского движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто
пустил в оборот термин «тоталитаризм» для характеристики итало-фашистского
режима.
«Западная концепция тоталитаризма, в том числе и направления его
критиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов фашистской
Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы
сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изучения
политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной
Европы».[26]
Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, что тоталитарные
режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в
многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием
военных поражений или революций, появляться в результате внутренних
противоречий или быть навязанными извне.
Хотя тоталитаризм называют крайней формой авторитаризма, существуют
признаки, которые характерны в особенности только тоталитаризму и
отличающих все тоталитарные государственные режимы от авторитаризма и
демократии. Я считаю наиболее важными следующие признаки:
- всеобщая государственная идеология,
- монополия государства на средства массовой информации,
- монополия государства на все средства вооружения,
- жестко централизованный контроль над экономикой,
- одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то
есть исключительно одаренным и наделенным особым даром,
- особо организованная система насилия, как специфического средства
контроля в обществе;
Отдельные из приведенных признаков того или другого тоталитарного
государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой
древности. Но большинство их не могло окончательно сформироваться в
доиндустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качества всеобщего
характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам
в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать
политические режимы власти в тоталитарные.
Существенные признаки тоталитаризма выявляются при сравнении его с
авторитарным режимом. Не может служить достаточным критерием
однопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Суть
различий прежде всего – в отношениях государства с обществом. Если при
авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению к
государству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается.
Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами
общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм.
Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры. Власть
претендует представлять некий всеобщий «сверхинтерес» населения, в котором
исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические,
профессиональные и региональные интересы. Утверждается тотальное
отчуждение индивида от власти.
Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы:
гражданское общество – государство, народ – политическая власть.
«Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих
социальных функций саморегуляции и саморазвития»[27]. Отсюда особенности
организации тоталитарной системы государственной власти:
- глобальная централизация публичной власти во главе с диктатором;
- господство репрессивных аппаратов;
- упразднение представительных органов власти;
- монополия правящей партии и интеграция ее и всех других
общественно-политических организаций непосредственно в систему
государственной власти.
«Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственной
идеологии и личной приверженности граждан вождю, политическому лидеру
(харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют. Весьма важным
признаком тоталитаризма является его социальная база и обусловленная ею
специфика властвующих элит. По мнению многих исследователей марксистской и
иных ориентаций тоталитарные режимы возникают на базе антагонизма средних
классов и даже широких масс по отношению к господствующей ранее
олигархии».[28]
Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение
сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым,
неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему
пресекается. Обычно на эту роль выдвигаются харизматические личности.
В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане призваны
были выражать поддержку официальной государственной идеологии, тратить
время на ее изучение. Инакомыслие и выход научной мысли официальной
идеологии преследовались.
Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия.
Только одна партия имеет пожизненный статус правящей, выступает либо в
единственном числе, либо «возглавляет» блок партий или иных политических
сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило,
создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его
установлении – тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к
власти происходит не обязательно насильственными мерами. Например, нацисты
в Германии оказались у власти вполне парламентским путем, после назначения
их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия
становится государственной партией. Правящая партия объявляется ведущей
силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы.
Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются
антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание
социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного
управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов.
В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие
партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит,
государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц,
занимающих партийные посты.
Специфическими чертами тоталитарного режима является организованный
террор и тотальный контроль, применяемые для обеспечения приверженности
масс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с
помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии
страха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали,
либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты,
содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применения пыток.
Кроме того, тоталитарный режим поощряет и широко использует
доносительство, сдабривая его «великой идеей», например борьбой с врагами
народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования
тоталитарного режима. Именно на «врагов», «вредителей» списываются ошибки,
экономические беды, обнищание населения. Такими органами были НКВД в СССР,
Гестапо в Германии. На такие органы не распространялись никакие правовые и
судебные ограничения. Для достижения целей эти органы могли делать всё, что
угодно. Действия их направлялись властью не только против отдельных
граждан, но и против целых народов и классов. Массовое истребление целых
групп населения во времена Гитлера и Сталина показывает огромную власть
государства и беспомощность рядовых граждан.
Кроме того, для тоталитарных режимов важным признаком является
монополия власти на информацию, полный контроль за СМИ.
Жесткий централизованный контроль над экономикой – важная черта
тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых,
возможность распоряжаться производительными силами общества создает
необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой
тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых,
централизованная экономика служит в качестве средства политического
управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те
области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы.
Милитаризация - также одна из основных характеристик тоталитарного
режима. Идея о военной опасности, об “осажденной крепости” становится
необходимой, во-первых, для сплочения общества, для построения его по
принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и
агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его
бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей
элите, решить геополитические проблемы военным путем. Агрессия при
тоталитарном режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой
революции. Военно-промышленный комплекс, армия - основные опоры
тоталитаризма.
Леворадикальные политические режимы для повышения производительности
труда в экономике использовали различные программы, побуждающие работников
к интенсивному труду. Советские пятилетки и экономические преобразования в
Китае являются примерами мобилизации трудовых усилий народов этих стран, и
их результаты нельзя отрицать.
«Праворадикальные тоталитарные режимы в Италии и Германии решали задачи
тотального контроля над экономикой и другими сферами жизни разными
методами. В гитлеровской Германии и фашистской Италии не прибегали к
национализации всей экономики, но вводили свои действенные способы и формы
партийно-государственного контроля над частным и акционерным бизнесом,
равно как и над профсоюзами и над духовной сферой производства».[29]
Праворадикальные тоталитарные режимы с правым уклоном появились впервые
в промышленно развитых странах, но с относительно неразвитыми
демократическими традициями. Итальянский фашизм строил свою модель общества
на корпоративно-государственной основе, а германский национал-социализм –
на рассово-этнической.
Праворадикальный тоталитаризм ставит своей целью укрепить в либеральном
обществе существующий порядок без коренной его ломки, посредством
возвеличивания роли государства, упразднения отдельных общественных
институтов и элементов, подобно тому как Гитлер прилагал все усилия, чтобы
уничтожить коммунистов, социал-демократов и проживавших на территории
Германии евреев, цыган; создать некое новое «чистое» общество.
Разновидностью тоталитаризма являются режимы, где осуществляется “культ
личности”, культ вождя - непогрешимого, мудрого заботливого. На деле же
оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуются
властолюбивые, порой патологические амбиции тех или иных политических
лидеров.
Государство при тоталитаризме берет как бы на себя заботу о каждом
члене общества. Члены общества полагают, что обеспечивать их поддерживать,
защищать во всех случаях должно государство, особенно в сфере
здравоохранения, образования, жилищной сфере.
Однако социальная цена за такой способ осуществления власти со временем
все возрастает (войны, разрушение мотивации к труду, принудительность,
террор, демографические и экологические потери, а также другие проблемы),
что приводит в конечном счете к сознанию вредности тоталитарного режима,
необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного
режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от
социально-экономических сдвигов и соответствующего этому возрастания людей,
политической борьбы, а также других факторов.
Обстановка в мировом сообществе конца XX века свидетельствует, что
антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир
должен преходить к демократии, как к более необходимому политическому
режиму. В XX веке уже был пример, когда противоречия двух тоталитарных
режимов привели к войне.
Либеральный политический режим.
Либеральный режим существует во многих странах. Его значение такого,
что некоторые ученые полагают, что либеральный режим - это собственно не
режим осуществления власти, а условие существования самой цивилизации на
определенном этапе ее развития, даже финальный итог, которым и
заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее
эффективная форма такой организации. Но с последним утверждением трудно
согласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов и
даже такой ее формы, как либерально-демократический режим. Новые тенденции
в развитии цивилизации, стремление человека уйти от экологических, ядерных
и иных катастроф порождают новые формы определения государственной власти,
например, все возрастает роль ООН, появляются международные силы быстрого
реагирования, растут противоречия между правами человека и наций, народов и
т.п.
В теории государства и права либеральными называются также политические
методы и способы осуществления власти, которые основаны на системе наиболее
демократических и гуманистических принципов.
Эти принципы прежде всего характеризуют экономическую сферу
взаимоотношений личности и государства. При либеральном режиме в этой сфере
человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически
самостоятелен и на этой основе становится политически самостоятельным. В
отношении личности и государства приоритет сохраняется за личностью и т.п.
«Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя
его коллективистским началам в организации политической и экономической
жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном счете к
тоталитарным формам правления. Либеральный режим обусловливается, прежде
всего, потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики.
Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное
государство и провозглашает формальное равенство всех граждан. В
либеральном обществе провозглашается свобода слова, мнений, форм
собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности
не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на
практике».[30]
При либерализме государственная власть формируется путем выборов, исход
которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей
тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных кампаний.
Осуществление государственного управления производится на основе принципа
разделения властей. Система “сдержек и противовесов” способствует
уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные
Страницы: 1, 2, 3, 4
|