Источники права
Часто к законодательству относят все без исключения нормативные
акты, в том числе ведомственные и акты местных органов власти и управ-
ления. Таково же понимание законодательства и в обиходе. Наиболее вер-
ным представляется такое понимание законодательства, когда к нему от-
носятся акты высших органов государственной власти и управления. Зако-
нодательство Российской Федерации в этом случае представляет собой
совокупность:
1) законов и иных нормативных актов, принимаемых высшими
представительными органами России, т.е. органами законодательной влас-
ти; 2) указов Президента РФ; нормативных актов Совета Министров - Пра-
вительства РФ.
Российское законодательство делится на определенные блоки в
зависимости от сфер регулируемых им общественных отношений. По этому
основанию выделяются гражданское законодательство, административное
законодательство, уголовное законодательство и другие отрасли
законодательства.
Такое деление совпадает с делением системы права на отрасли, но
полного совпадения здесь не наблюдается. Например, нет отрасли права -
капитальное строительство, но есть законодательство о капитальном
строительстве.
Итак, главенствующую роль в системе нормативно-правовых актов за-
нимает закон.
Закон - это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представи-
тельным органом государственной власти и обладающий высшей юридической
силой.
Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российс-
кой Федерации: Основной Закон или Конституция, конституционные законы
и обычные законы.
В свою очередь эти законы различаются по сфере действия. Они
классифицируются на общефедеральные и законы субъектов Федерации. Если
первые регулируют общественные отношения, имеющие значение для всей
Российской Федерации, то вторые действуют только в пределах территории
субъектов, входящих в Российскую Федерацию.
Действие законов РФ на территории всех субъектов Российской Феде-
рации является выражением единства общефедеральной государственной
власти на всей территории Российской Федерации.
Действие законов на всей территории Российской Федерации отличает
законы от ряда других актов Федерального Собрания, регулирующих поря-
док его внутренней деятельности или закрепляющих персональный состав
подчиненных ему органов.
Законы РФ являются высшим императивным выражением и воплощением
государственной воли российского общества. Этим обусловлена их высшая
юридическая сила по сравнению со всеми другими актами.
Конституция представляет собой основной закон государства, зак-
репляющий основополагающие общественные отношения, определяющие способ
существования государства, общества, граждан.
Конституция является юридической базой всего текущего законода-
тельства.
Конституционные законы вносят изменения и дополнения в конститу-
цию. Поэтому для их принятия необходимо квалифицированное большинство
голосов - не менее 2/3 голосов депутатов парламента.
Обычные законы, хотя и регулируют важные сферы общественных отно-
шений, но не вносят изменений и дополнений в конституцию. Поэтому для
их принятия требуется простое большинство голосов парламентариев (50
процентов плюс 1).
Постановления парламента отличаются от законов тем, что они, как
правило, принимаются по частным вопросам, ранее урегулированным зако-
нами.
Все последующие нормативно-правовые акты государства издаются на
основе, в соответствии и во исполнение законов, т.е. имеют подзаконный
характер. Поэтому нормативно-правовые акты по юридической силе можно
классифицировать на законодательные и подзаконные.
Указы президента Российской Федерации занимают главенствующее
место среди подзаконных актов, ибо Президент, в соответствии с Консти-
туцией Российской Федерации и федеральными законами, "определяет ос-
новные направления внутренней и внешней политики государства". В отли-
чие от закона, который всегда является нормативно-правовым актом, ука-
зы президента могут носить и ненормативный характер.
Нормативные указы президента - подзаконные акты. Они издаются в
пределах, установленных конституцией и законами. Вместе с тем указы
характеризуются преобладающей юридической силой по отношению ко всем
иным подзаконным актам. Юридическая природа указа президента обуслов-
ливается прежде всего тем, что это акт главы государства, являющегося
гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина.
Нормативные указы, как и законы следует различать в зависимости
от того, каким президентом они изданы и на какой территории они дейс-
твуют. На этом основании указы подразделяются на два виды: указы Пре-
зидента Российской Федерации и указы президентов республик, входящих в
состав Российской Федерации.
Наиболее важными среди всех остальных подзаконных актов являются
постановления Правительства РФ, Правительства республик, входящих в
Российскую Федерацию.
Правительство РФ осуществляет исполнительную власть и состоит
из Председателя правительства, заместителей Председателя правительства
и Федеральных министров.
Его акты издаются на основе и во исполнение законов и указов Пре-
зидента РФ. Они обязательны к исполнению на всей территории Российской
Федерации, и им должны соответствовать акты всех нижестоящих органов
исполнительной власти.
К подзаконным нормативно-правовым актам относятся приказы, инс-
трукции, инструктивные письма и постановления министерств и ведомств
Российской Федерации, республик, входящих в состав РФ.
Нормативные акты министерств и ведомств действуют в пределах их полномочий
и носят строго подзаконный характер.
Таким образом, нормативно-правовые акты представительных и испол-
нительных органов государственной власти не только республик, но и
всех иных субъектов Российской Федерации обладают особой юридической
силой на своей территории. Они обязательны к исполнению всеми гражда-
нами.
Глава 3. Понятие систематизации нормативно-правовых
актов и ее виды.
Систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность по
упорядоченному объединению нормативных актов, приведению их в опреде-
ленную систему.
В юридической литературе традиционно различают два вида система-
тизации - кодификацию и инкорпорацию.
Под кодификацией понимается такое упорядочение правовых норм, ко-
торое сопровождается переработкой их содержания, с отменой одних и
принятием других норм права, т.е. это - систематизация в процессе пра-
вотворчества. Кодификация не укладывается в рамки систематизации, а
представляет собой самостоятельную, причем основную форму совершенс-
твования законодательства.
Главное назначение кодификации заключается в ее правотворческой
функции; функцию систематизации правовых норм она выполняет в ходе
правотворчества лишь попутно.
Кодификация состоит либо в разработке нового, ранее в системе за-
конодательства не существовавшего акта, либо в такой переработке ранее
действовавшего акта, которая приводит к появлению принципиально иного
законодательного предписания. В процессе кодификации отменяются уста-
ревшие юридические нормы, разрабатываются новые, устраняются пробелы в
законодательстве и противоречия между нормативно-правовыми актами.
Кодификация осуществляется только в официальном порядке и строго
определенными государственными правительственными органами. Наиболее
интенсивная кодификация связана с определенными этапами развития
общества, с существенными изменениями общественных отношений, требующих
иной, принципиально новой юридической оценки.
Результатом кодификации могут быть следующие виды актов:
1) Основы законодательства. В бывшем союзном государстве этот
вид кодифицированного акта играл исключительно большую роль - с него
начинался процесс правового регулирования общественных отношений в той
или иной сфере. На базе Основ разрабатывались республиканские кодексы.
Сохраняют свое значение Основы как вид кодифицированного акта и в
Российской Федерации. Федеративный договор 1992 г. устанавливает, что
по вопросам, отнесенным к совместному ведению федеральных органов РФ и
органов государственной власти республик в составе РФ, федеральные
власти издают Основы законодательства, в соответствии с которыми орга-
ны власти республик в составе РФ осуществляют собственное правовое ре-
гулирование, включая принятие законов и иных правовых актов.
2) Кодекс (лат. codex - собрание законов) - кодифицированный за-
конодательный акт, объединяющий в строго определенном порядке нормы
права, регулирующие какую-либо сферу общественных отношений.
Наиболее традиционны кодексы по отраслям права: Гражданского, Уголов-
ного, Жилищного, Гражданско-процессуального, Уголовно-процессуального и
др.
Кроме отраслевых, отечественному законодательству известны комп-
лексные, межотраслевые кодексы, т.е. содержащие нормы различных отрас-
лей права. На территории Российской Федерации продолжают действовать
бывшие союзные кодексы: Воздушный, Торгового мореплавания и др.
3) Устав - кодифицированный акт, содержащий нормы, которые регу-
лируют деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в
той или иной сфере управления. Еще сохраняют свое значение многочис-
ленные уставы о дисциплине (Дисциплинарный устав органов внутренних
дел, Дисциплинарный устав вооруженных сил и др.).
4) Положение - сводный кодифицированный акт, определяющий порядок
образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определенной
системы (или подсистемы) государственных органов.
Положение - пожалуй, наиболее распространенный вид кодифицирован-
ного акта. Оно утверждается определенными правотворческими органами
или должностными лицами. Например, "Положение о военно-техническом
сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами" утверждено
Указом Президента 12 мая 1992 г., "Положение о государственной
автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской
Федерации" утверждено постановлением Правительства 28 мая 1992 г. и др.
В результате кодификационной работы появляются многочисленные
нормативно-правовые акты, которые постепенно устаревают, наслаиваются
один на другой, вступают во взаимное противоречие. Существует поэтому
необходимость в постоянной работе по упорядочению нормативно-правового
материала, по расчистке, согласованию новых юридических норм с уже
действующими. Эта деятельность и есть систематизация.
Систематизация нормативно-правовых актов - это обработка, приве-
дение их в единую, согласованную систему.
Систематизация существует в формах инкорпорации и консолидации.
Инкорпорация есть упорядочение нормативных актов без переработки
содержания норм права, т.е. систематизация вне пределов правотворчес-
кого процесса.
Главное назначение инкорпорации - упорядочение нормативных актов.
Правда, инкорпорация может оказывать воздействие и на правотворчество,
особенно когда в процессе инкорпорации выявляются потребности проведе-
ния содержательной переработки правовых норм или издания новых норм
права. Тем не менее ее главное назначение состоит в упорядочении, в
приведении в систему действующих нормативных актов.
Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную.
Официальная инкорпорация-упорядоченное объединение нормативных
актов путем издания компетентными органами сборников (собраний) дейс-
твующих нормативных актов. Она является способом официального
опубликования и переопубликования вступающих в юридическую силу или
уже действующих нормативных актов, а сборники служат официальными
источниками достоверной правовой информации.
В рамках официальной инкорпорации могут быть выделены ее разно-
видности по другим основаниям. Широко распространена хронологическая
инкорпорация, означающая упорядочение нормативных актов по времени их
издания. Это - Ведомости Верх.Совета и Собрание постановлений Прави-
тельства. К хронологической инкорпорации относятся и хронологические
собрания, действующего законодательства в субъектах Федерации.
Официальной формой хронологической систематизации нормативных ак-
тов некоторых министерств являются издаваемые ими Бюллетени норматив-
ных актов.
Известна также тематическая официальная инкорпорация. Она дает
возможность более или менее полно объединить акты, посвященные одной
теме, сфере государственной деятельности или отрасли права, что спо-
собствует выявлению возможных пробелов и расхождений в правовом регу-
лировании и облегчает отыскание и использование нормативных актов в
юридической практике. Например, Свод законов является вершиной пред-
метной (тематической) инкорпорации и представляет собой собранные вое-
дино и расположенные в строгом порядке законы и важнейшие подзаконные
нормативные акты.
Неофициальная инкорпорация проводится различными организациями,
органами и лицами и носит справочно-информационный характер.
Консолидация - форма систематизации, в процессе которой ранее из-
данные нормативно-правовые акты по тому или иному вопросу сводятся
в единый акт.
Ранее действовавшие нормативно-правовые акты прекращают в этой
связи свое существование. Удачным примером консолидации времен бывшего
Союза являлся Указ Президиума союзного Верховного Совета от 1 октября 1980
г. "О праздничных и памятных днях", объединивший (а тем самым и
заменивший) сорок восемь ранее действовавших актов по этому вопросу.
Широко распространена консолидация ведомственных нормативно-правовых
актов. Значительную роль она будет играть и при систематизации
общероссийских нормативно-правовых актов. Уже сейчас очевидно, что
разрозненное законодательство о налогах, о занятости населения,
безработице и безработных и другое должно быть консолидировано.
Таким образом, систематизация нормативно-правовых актов является
логическим завершением правотворчества и позволяет создать стройную,
работающую систему законодательства.
З а к л ю ч е н и е.
В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что источники права
имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом
государстве. Совершенство названных источников напрямую зависит от уровня
теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов
юридической практики. Юридическая наука
призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению
форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в
целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы
источников права. От качества этой системы права зависит прочность
законности в государстве.
Каковы основные пути усовершенствования источников права в
современной России? Во-первых, при улучшении форм права
надо полнее учесть юридические традиции России, взять лучшее из доре-
волюционной правовой системы.
Во-вторых, назрела потребность в подготовке и издании специального
закона об основных формах права. В этом акте надлежит подчеркнуть,
что сведение форм права только к нормативно-правовым актам неоправдан-
но. В законе желательно с максимальной определенностью выразить отно-
шение государства к прецедентному, обычному и договорному праву.
В-третьих, в нем полезно нормативно зафиксировать "фундамент" ре-
гулятивной системы государства, главную форму права. Так В.М.Баранов
полагает, что в правовом государстве главной формой права должен быть
признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них -
Конституция. При этом Конституция государства не может ограничиваться
"цементированием" лишь правовых актов. Все правовые акты и иные
формы действующего права Российской Федерации, противоречащие Конституции,
не должны иметь юридической силы.
Список литературы:
1. Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспектыпроблемы).
Правоведение, 1992 г., N 2, с.23.
2. Муромцев Г.И. Указ.соч. С.25.
3. Зивс С.Л. Источники права. М.,1982; Государство и право в
развивающихся странах. Источники права. Сб.ст. М.,1985.
4. Проблемы теории государства и права. М.: Юрид.литература,1987,
с.327.
5. Зивс С.Л. Источники права. М.: Наука, 1981.
6. Проблемы теории государства и права. М.: Юрид.литература,1987,
с.329.
7. Зыкин И.С. Обычай в советской правовой доктрине. Сов. государство и
право. 1981. N 3. С.128.
8. Проблемы теории государства и права. М.: Юрид.литература,
1987, с.330.
9. Зивс С.Л. Источники права. М., 1981. С.152-181.
10. Даниленко Г.М. Обычай в современном международном праве. М.,
1988. С. 80-103.
11. Тихомиров Ю.А. Закон и формирование гражданского общества.
Советское государство и право. 1991. N 8. С.25.
12. Проблемы теории государства и права. М.: Юрид.литература,1987,
с.351.
Страницы: 1, 2, 3
|