рефераты бесплатно

МЕНЮ


Формы (источники права)

нормативных правовых актов. Они широко используются и в международном

праве. Исторический пример договора с нормативным содержанием – Договор об

образовании СССР (1922г.). В современный период к таким соглашениям можно

отнести Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,

семейным и уголовным делам от 23 января 1993г., заключенную странами,

входящими в СНГ.

Источниками мусульманского права являются собрания религиозных

(исламских) высказываний, преданий, описаний поступков, а также правил,

сформулированных пророками, их наследниками, богословами и содержащихся в

особых книгах и решениях богословов – Коране, Сунне, Иджме, Киясе. Они

относятся к семье религиозно-традиционного права (некоторые страны Азии и

Америки). Согласно мусульманской доктрине под правом понимают не

совокупность норм и принципов, специально разработанных и установленных, а

конкретные решения, выносимые изо дня в день с учетом нужд конкретного

момента.

4. Взаимодействие различных источников права в деятельности органов

внутренних дел.

Деятельность органов внутренних дел строится на принципах законности,

единоначалия, единства системы органов внутренних дел,

гласности, взаимодействия с правоохранительными и

другими

государственными органами, должностными лицами, организациями и

гражданами. Компетенция, организация и порядок деятельности органов

внутренних дел определятся законодательством.

Неукоснительное исполнение и соблюдение норм права обеспечивается

принудительной силой государства в лице его органов внутренних дел

(милиции).

Милиция в Республике Беларусь – государственный вооруженный

правоохранительный орган, призванный защищать жизнь, здоровье, права,

свободы и законные интересы граждан, общества и государства от преступных и

иных противоправных посягательств (Ст.1 Закона Республики Беларусь от 26

февраля 1991 года «О милиции»)[31]. Милиция в своей деятельности

руководствуется Конституцией (Основным Законом) Республики

Беларусь, настоящим Законом, другими законодательными актами

Республики Беларусь, а также законодательными актами Союза

ССР, действующими на территории Республики Беларусь. Никто, кроме

органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не

вправе вмешиваться в деятельность милиции. Милиция входит в систему

Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Она решает стоящие перед

ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами

местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми

коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны

общественного порядка, законами и иными нормативными правовыми актами

субъектов Республики Беларусь и нормативными правовыми актами органов

местного самоуправления. Это означает, что в случае нарушения прав

потерпевший может обратиться за защитой в милицию. Органы внутренних дел

обязаны принять меры к тому, чтобы нарушенная норма права была исполнена, а

потерпевший смог бы беспрепятственно реализовать свое право[32].

Оперативно-розыскная деятельность милиции осуществляется в соответствии

с законодательством Республики Беларусь об оперативно-розыскной

деятельности (Ст.17). Оперативно-розыскная деятельность является одним из

государственно-правовых средств защиты жизни, здоровья, прав, свобод и

законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности

общества и государства от преступных посягательств, осуществляется гласно и

негласно оперативными подразделениями государственных органов,

уполномоченных на то настоящим Законом, в пределах их компетенции (Ст.1

Закона Республики Беларусь от 9 июля 1999 года «Об оперативно-розыскной

деятельности»)[33].

Когда уполномоченные на то органы внутренних дел принимают нормативные

(подзаконные) акты на основе закона и в соответствии с ним, то тем самым

соблюдается одно из требований законности – верховенство закона. В ст.7

Основного Закона страны, в частности, записано: «Государство, все его

органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в

соответствии с ней актов законодательства»[34].

Органы внутренних дел также и сами могут издавать нормативные акты.

Правоприменительный акт, издаваемый органом внутренних дел – это

официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-

властное предписание органа внутренних дел, которое выносится в результате

разрешения конкретного дела. Можно выделить следующие признаки актов

применения права, издаваемых органами внутренних дел, отличающие их от

нормативно-правовых актов-источников права:

* нормативно-правовые акты содержат в себе общие предписания в виде норм

права и рассчитаны на многократное применение, тогда как

правоприменительные акты органов внутренних дел не содержат в себе

норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера;

* нормативно-правовые акты охватывают широкий круг общественных

отношений, а правоприменительные акты органов внутренних дел

рассчитаны на строго определенный круг

общественных отношений;

* нормативно-правовые акты адресованы широкому, точнее неопределенному

кругу юридических и физических лиц, в то время как правоприменительные

акты органов внутренних дел обращены к строго определенным лицам или

кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу;

* действие правоприменительного акта органа внутренних дел

останавливается с прекращением существования конкретных общественных

отношений, а нормативно-правовые акты продолжают действовать

независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения,

предусмотренные актом.

Издание нормативных актов органов внутренних дел связано с

осуществляемой ими организацией охраны общественного порядка, поскольку в

ходе этой деятельности возникает необходимость в регулировании общественных

отношений[35]. Нормативные акты используются следующим образом:

* во –первых, издавая нормативные акты, МВД определяет компетенцию своих

главных управлений, управлений и отделов, степень и характер их

участия в осуществлении функций Министерства, закрепляет их

функциональные обязанности;

* во-воторых, нормативными актами МВД определяется порядок и основные

формы организации деятельности органов внутренних дел (их работников)

по отдельным направлениям или вопросам работы.

Таким образом, МВД в процессе руководства подчиненными органами и

организации их работы на основе и во исполнение законов и других актов

высших органов государственной власти и государственного управления для

единообразного регулирования в сфере организации охраны общественного

порядка широко применяет издание нормативных актов. Издание нормативных

актов – неотъемлемый элемент руководства. К нормативным актам, издаваемым

органами внутренних дел, предъявляются требования: законность, научная

обоснованность, оперативность, стабильность, ясная и точная форма.

Особенность этих актов заключается в том, что субъектами регулируемых

отношений выступают органы внутренних дел или их сотрудники. Характерный

признак нормативного акта заключается в том, что они вносят изменение в

систему действующих правовых норм, в сферу их действия в пространстве, по

кругу лиц, продляют или прекращают их действие[36]. Формы нормативных

актов органов внутренних дел определяются на основании Конституции, общего

положения о министерствах РБ, а также сложившейся практики как самих

органов внутренних дел, так и других органов государственного управления.

Нормативные акты МВД действуют обычно в течение длительного времени.

Основные виды актов:

* Инструкции – акты, содержащие систематизированные правовые нормы. Они

издаются, как правило, на длительное время и регулируют устойчивые

отношения в сфере организации и охраны общественного порядка.

* Положения – акты, в которых систематизировано изложены правовые

нормы. Наиболее распространено издание положений, определяющих

компетенцию отдельных подразделений органов внутренних дел или

должностных лиц.

* Правила – акты, в которых систематизированы нормы, устанавливающие

порядок совершения отдельных видов деятельности органов внутренних

дел или их работников.

* Уставы представляют собой своды правил, определенные задачи,

обязанности, права и основные формы организации и деятельности

отдельных служб внутренних дел.

* Наставления – своды правил, определяющие задачи и организацию

конкретной службы внутренних дел, права и обязанности ее работников,

а также порядок осуществления их[37].

Также правотворческий орган придает правовое значение обычаям,

разрешает пользоваться ими в процессе возникновения, изменения или

прекращения конкретных отношений. Правовые нормы находятся в определенном

взаимодействии с обычаями. С одной стороны, прогрессивные обычаи

способствуют выработке устойчивого правопослушного поведения, поскольку в

представлении большинства членов общества всякое противоправное и особенно

преступное поведение воспринимается не как обычное. Как обычное

воспринимается поведение, соответствующее правовым требованиям, что

существенно влияет на повышение уровня правосознания и правовой культуры

населения. А это оказывает положительное воздействие на укрепление

законности и правопорядка.

В свою очередь право оказывает влияние на обычаи. Но это влияние

зависит от характера последних. В некоторых случаях государство придает

обычаям юридическое значение, и они приобретают формы правового обычая[38].

В своей деятельности органы внутренних дел опираются также на

международные договоры.

Заключение

Курсовая работа по теме «Формы (источники) права» состоит из четырех

разделов: первый посвящен понятию «источники» («формы») права; второй отдан

нормативным актам, в частности видам нормативных актов в Республике

Беларусь; третий – иным источникам права (юридическому прецеденту,

правовому обычаю, нормативным договорам); четвертый посвящен основе

деятельности органов внутренних дел.

При подготовке курсовой работы использовалась имеющаяся научная и

учебная литература по источникам права. Вопросы курсовой работы рассмотрены

с учётом прогрессивных форм и методов практической деятельности органов

внутренних дел в современных условиях.

Своеобразие источников права сказывается на формах внешнего выражения

права. В них наглядно проявляются исторические особенности тех или иных

общественных систем, разнообразие форм государственного вмешательства в

общественную жизнь.

Каждая система права (правовая система) – германо-романская или англо-

саксонская – имеют свои особенности, присущие источникам права, в том числе

проявляющиеся в иерархии, приоритете источников права.

В качестве основных видов источников права необходимо назвать

нормативно-правовые акты, судебные и административные прецеденты, правовые

обычаи. В некоторых странах в качестве источников права рассматриваются

международные договоры и доктрина.

Право занимает важное место в системе нормативного регулирования

общественных отношений. Особенности права более рельефно проявляются в

процессе нормативного воздействия на общественные отношения совместно с

моралью другими социальными нормами.

В любом современном государстве источники права (и прежде всего

законы) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют

строгую систему, особенно акты подзаконного нормотворчества, правовые

обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и

иных юридических актов, устанавливающих определенный правовой режим.

Учение о правах человека признается одной из фундаментальных концепций

современной человеческой цивилизации. Законодательное закрепление и

обеспечение прав человека – принципиальное требование правового

государства.

Право формируется в результате и по мере общественного развития, прежде

всего общественного производства и распределения общественных благ.

Оно олицетворяет справедливость в силу предназначения являться наиболее

значимым, общесоциальным, универсальным, обязательным для всех без

исключения регулятором. В праве необходимо воплощение общепризнанной

справедливости, а такая справедливость возможна только политическая, то

есть, исходящая от государства.

Приложение

Виды источников права:

Виды источников права в Республике Беларусь:

Виды нормативных актов:

Виды законов:

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР, 1991

2. «Вопросы теории актов советского государственного управления и

практика органов внутренних дел», Розин. Л.М. Учеб.

пособие/Академия МВД СССР. – М.:1974

3. «Источники права», С.Л. Зивс. М. «Наука», 1981

Конституция Республики Беларусь. Мн., 2002г

Конституция СССР и укрепление правовой основы государственной и

общественной жизни.

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000г

Нормативные правовые акты государственных органов РБ, Василевич

Г.А. Мн., 1999

4. «Общая теория государства и права», А.Ф. Вишневский. Мн, 2002

5. «Общая теория государства и права»: Курс лекций/А.Ф. Вишневский,

Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. А.Ф. Вишневского. –

Мн.: Тесей, 1998

6. Общая теория права и государства: Учебник/ Под редакцией В.В.

Лазарева, 1996

7. «Основы права Республики Беларусь», В.С. Иванов. Мн, 2001

8. «Прецедент в английском праве», Кросс Ю. Под. общ. ред. Ф.М.

Решетникова – М: юрид. л-ра, 1985

9. «Теория государства и права», Дмитрук В.Н. Учеб. пос. Мн.:

«Амалфея», 1998

10. Теория государства и права: учебное пособие для вузов под ред.

проф. В.М. Корельского. М, 2000

11. «Теория закона» /АН СССР; Институт государства и права; отв. ред.

В.П. Казимирчук. – М.: Наука, 1982

12. Философский энциклопедический словарь. М., 1983

27 октября 2002 года

-----------------------

[1] Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. – Мн.:

Амалфея, 2002. С. 344

[2] Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. – Мн.:

Амалфея, 2002. С. 344

[3] Керимов Д.А. Указ. соч. С. 226

[4] «Источники права», Зивс С.Л..- М.: «Наука», 1981. С.8

[5] Общая теория права и гос-ва: Учебник/ Под редакцией

В.В.Лазарева.—2-е изд.,перераб. и доп.-М.:Юристъ,1996. С.143

[6] «Прецедент в английском праве»,Кросс Ю. Под. общ. ред. Ф.М.

Решетникова. – М.: юрид. л-ра, 1985. С. 158

[7] Общая теория государства и права: Курс лекций/А.Ф. Вишневский, Н.А.

Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. А.Ф. Вишневского. – Мн.: Тесей,

1998. С.339

[8] Теория государства и права: Учебник для вузов под ред. проф. В.М.

Корельского, 2000. С. 297

[9] Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. –

Мн.:Амалфея, 2002. С. 308

[10] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002. №7,

2/830

[11] В.С. Иванов «Основы права Республики Беларусь». Учеб. пособие. – Мн.:

ВУЗ-ЮНИТИЛ, 2001. С.64-66

[12] Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов

Республики Беларусь. -Мн. С.15

[13] Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов

Республики Беларусь. -Мн. С.6

[14] Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов

Республики Беларусь. –

Мн. С. 7

[15] Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов

Республики Беларусь.Мн. С. 8

[16] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., №7,

2/136

[17] Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. –

Мн.: Амалфея, 2002. С. 506

[18] Теория государства и права: Учебник для вузов под ред. проф. В.М.

Корельского, 2000. С. 315

[19] «Теория закона» /АН СССР; Институт государства и права; отв. ред. В.П.

Казимирчук. – М.: Наука, 1982. С.49

[20] Конституция СССР и укрепление правовой основы государственной и

общественно жизни. С.61-62

[21] Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов

Республики Беларусь. - Мн. С. 66

[22] Дмитрук В.Н. Теория государства и права: Учеб. пос. – Мн.: «Амалфея»,

1998. С.81-82

[23] Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. –

Мн.:Амалфея, 2002. С.357

[24] Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. №29-30.

Ст. 469; 1999. №22. С. 409

[25] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000 №, 2/136;

2002. №7, 2/830

[26] Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. –

Мн.: Амалфея, 2002. С. 310

[27] Общая теория государства и права: Курс лекций/А.Ф. Вишневский, Н.А.

Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. А.Ф. Вишневского. – Мн.: Тесей,

1998. С. 344

[28] Общая теория государства и права: Учеб. Пособие/ А.Ф. Вишневский. –

Мн.: Амалфея, 2002. С. 253

[29]В.С. Иванов «Основы права Республики Беларусь». Учеб. пособие. – Мн.:

ВУЗ-ЮНИТИЛ, 2001. С.59

[30] Общая теория государства и права: Учеб. пособие/ А.Ф. Вишневский. –

Мн.:Амалфея. 2002. С. 311

[31] Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР, 1991 г., №13. С. 150

[32] В.С. Иванов «Основы права Республики Беларусь». Учеб. пособие. – Мн.:

ВУЗ-ЮНИТИЛ, 2001. С.49

[33] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999г., №57,

2/64

[34] Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. –

Мн.: Амалфея, 2002. С.501

[35] «Вопросы теории актов советского государственного управления и

практика органов внутренних дел», Розин Л.М. Учеб. пособие/Академия МВД

СССР. – М.:1974. С.86

[36] «Вопросы теории актов советского государственного управления и

практика органов внутренних дел», Розин. Л.М. Учеб. пособие/Академия МВД

СССР. – М.:1974. С.92

[37] «Вопросы теории актов советского государственного управления и

практика органов внутренних дел», Розин. Л.М. Учеб. пособие/Академия МВД

СССР. – М.:1974. С. 99-102

[38] Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. –

Мн.: Амалфея, 2002. С.253

-----------------------

Правовые

обычаи

Юридический прецедент (судебный, административный)

Юридические доктрины

Нормативно-правовой акт

Нормативный

договор

Религиозные (священные) писания

Нормативно-правовой акт

Нормативный договор

Правовой обычай

По юридической

силе

По источнику формирования

По сфере действия

Законы

Подзаконные акты

Акты референдума

Акты, издаваемые или санкционированные государством

Акты внешнего действия

Акты внутреннего действия

По юридической силе

По субъекту законотворчества

По объекту регулирования

Конституционные

Обычные (текущие)

Принимаемые референдумом

Принимаемые законодательными органами

Общие

Специальные

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.