рефераты бесплатно

МЕНЮ


Форма государства

властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и

т.п.) принимает законы. Высшие органы государства не только структурно

обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью. Президентская

республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания

президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием

ответственности правительства перед парламентом. Правительство формирует

президент, но зачастую с согласия парламента. Правительство ответственно

перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот,

парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от

власти (импичмент). Это происходит тогда, когда президент допускает

злоупотребление своей властью, совершает преступление, грубо нарушает

Конституцию. В противовес импичменту президент имеет свое “оружие” против

правительства, он может наложить вето на законы принятые парламентом.

Иной моделью президентской республики является такое устройство

формы правления, когда президент является главой государства, но не

совмещает этот статус со статусом главы правительства. Тогда кроме

распределения полномочий, закрепленных Конституцией, президент, как

упоминалось выше, образует систему органов - государственных и общественных

- при президенте, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как

главы государства, гаранта конституции.

Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения

конституционной законности правительство более стабильно, а парламент

обладает более реальными полномочиями. Президентская республика является

весьма гибкой формой правления, поэтому она и получила довольно широкое

распространение. В настоящие время к президентским республикам относятся

Соединенные Штаты Америки, Аргентина, Мексика, Бразилия, Российская

Федерация и другие.

Парламентская республика

Это такая форма правления, при которой во главе государства стоит

выборное должностное лицо (президент, канцлер и т.п.), а правительство

формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед

парламентом, а не перед главой государства[16]. Парламентская республика

характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед

которым правительство несет политическую ответственность за свою

деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики

является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает)

парламент. Здесь правительство формируется только парламентским путем из

числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у

власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского

большинства. Участие президента в формировании правительства номинально.

Хотя он формально и наделяется большими полномочиями (имеет право роспуска

парламента), на практике не оказывает никакого влияния на осуществление

государственной власти. Любое его действие может быть осуществлено только с

согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают

юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или

парламентом, которые несут за них ответственность.

Парламентская республика является менее распространенной формой

правления, чем республика президентская, но она также существует (Италия,

ФРГ, Финляндия, Индия, Турция).

Смешенная республика

Смешанная форма или полупрезидентская форма республики – эта такая

форма правления, в раках которой сочетаются и сосуществуют признаки

парламентской и президентской республики. Впервые такая форма республики

была введена во Франции в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля, который

стремился к сильной президентской власти, но должен был учитывать традиции

парламентаризма в стране.

Особенности этой формы правления отличались тем, что, как и в

остальных формах республики, президент избирается народом, но не является

главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает

правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и

ограниченную – перед парламентом. Таким образом, двойная ответственность

правительства – специфическая черта разделения властей при смешанной

республике.

Также стоит отметить, что в смешанной республики, президент может

назначать вице-премьеров и министров, независимо от партийного состава и

сил. Назначение премьер-министра происходит по разному, например, во

Франции и Казахстане – самостоятельно, а в России и на Украине назначается

с согласия парламента. В том числе, президент имеет право уволить премьер-

министра, отдельного министра или все правительство. В России этот признак

мы могли наблюдать, когда президент периодически отправлял в отставку

премьер-министров.

Таким образом, в смешенной республике президент не относится ни к

одной из ветвей власти и правительство несет ответственность перед

президентом. На данный момент, смешанная форма республики существует в

Российской Федерации, Казахстане, Румынии, Франции и других странах.

Нетрадиционные республики

В современном мире существуют и иные, нетипичные, виды республик.

Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран

Африки характерна своеобразная форма президентской монократической

республики: в условиях однопартийного политического режима лидер партии

провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не

имел (Заир, Малави).

Долгое время в отечественной юридической науке особой формой

республики считалась республика Советов. Ее признаками назывались:

откровенно классовый характер (диктатура пролетариата и беднейшего

крестьянства), отсутствие разделения властей при полновластии Советов,

жесткая иерархия последних (обязательность решений вышестоящих Советов для

нижестоящих), право отзыва избирателями депутатов Советов до истечения

срока их полномочий (императивный мандат), реальное перераспределение

власти от эпизодически собиравшихся Советов в пользу их исполнительных

комитетов. Но крах социалистического строя в СССР привел к утверждению в

нашей стране республики смешанного типа.

Форма государственного устройства

История существования государства свидетельствует о том, что во всех

века разные государства отличались друг от друга внутренним строением, т.е.

способом территориального деления (административно-территориальные единицы,

автономные политические образования, государственные образования,

обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной

власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу

демократического централизма). Это уясняется под термином форма

государственного устройства, под которой понимается территориальная

организация государственной власти, соотношение государства как целого с

его составными частями[17].

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными

среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного

устройства — конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с

двумя первыми.

Также нужно добавить, что форма государственного устройства делится на

две группы: внутренние и межгосударственное устройства. К внутренним нужно

отнести унитарную и федеративную форму государственного устройства, а к

межгосударственным – конфедерацию. Конфедерация государств не

рассматривается, как внутренняя форма государственного устройства, потому

что является союзом государств, объединением международно-правового

характера с международным договором. Также стоит заметить, что многие

авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством,

а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств,

созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего

врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.)[18].

Итак, первый из трех видов формы государственного устройства:

унитарное государство.

Унитарное государство

Термин “унитарное государство” происходит от латинского слова “унус”,

что значит один, единственный[19]. Унитарное государство — это единое

государство, не разделенное на более мелкие государственные образования, а

состоящее, как правило, из административно-территориальных единиц (районов,

губерний, областей, провинций и т.д.). Лишь некоторые очень мелкие

государства, преимущественно острова в Океании, Карибском бассейне, не

делятся на административно-территориальные единицы (Науру в Океании,

Бахрейн в Азии, Мальта в Средиземном море, Аруба в Карибском бассейне,

Монако в Европе и др.). Унитарное государство, как правило, более

централизованная форма государственного устройства по сравнению с

федерацией, где государственной властью обладают и ее субъекты.

Унитарные государства бывают простыми и сложными. Простое унитарное

государство состоит только из административно-территориальных единиц

(Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия, Вануату и др.), сложное имеет в своем

составе одно или несколько автономных образований (Дания, Китай,Украина,

Никарагуа и др.). Сложные унитарные государства принято считать переходными

к федерации.

Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих

странах. Она характеризуется единой структурой государственного аппарата на

всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство

распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция

(функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически

не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов.

Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый

юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам.

Они могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие и

закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-

территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической

самостоятельностью.

Население унитарного государства имеет единую государственную

принадлежность. Никакие административно-территориальные образования

собственного гражданства не имеют и не могут иметь.

Для унитарного государства характерной является единая система права.

Ее базу образует единая конституция - основной закон, нормы которого

применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий и ограничений.

Также, действует единая судебная система, которая осуществляет

правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех

государственных образований нормами материального и процессуального права.

Судебные органы, как впрочем, и все другие правоохранительные органы,

представляют собой звенья единой централизованной системы.

В унитарном государстве используется одноканальная система налогов.

Как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные

регионы. Таким образом, в унитарном государстве осуществляется

централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо

косвенный контроль над местными органами.

Федерация

Федерация (лат. foederatio – объединение, союз) есть союзное

государство, состоящее из государственных образований юридической и

политической самостоятельностью[20]. В современном мире существуют 25

федерации, их число выросло втрое после окончания Второй мировой войны.

Обычно это крупные государства, существующие на всех континентах планеты:

Германия и Россия — в Европе, Индия и Пакистан — в Азии, Нигерия и Эфиопия

— в Африке, США и Бразилия — в Америке, Австралия в Океании и др. Среди них

есть небольшие высокоразвитые государства (Австрия, Бельгия), страны

среднего уровня развития (Мексика), отсталые государства (Исламская

Федеративная Республика Коморских Островов), есть и совсем малые

государства (Федерация Сент-Кристофер и Невис в Карибском бассейне с

населением 50 тыс. человек).

Федеративные государства возникли по-разному. Некоторые из них

образовались на основе объединения ранее самостоятельных государств,

ставших членами (субъектами) федерации (США в 1787 г., Танзания в

результате объединения Танганьики и Занзибара в 1964 г., Объединенные

Арабские Эмираты в 1971 г.). Также был образован и СССР в 1922 г.

Элементы объединительного процесса имели место в Малайзии. Многие федерации

были, однако, созданы при принятии конституций или специальными законами

(Индия, Пакистан и др.), другие — сочетали те или иные способы (Россия).

Любая федерация — это сложное государство, состоящее из государств-

членов или государственных образований. Это отличает федерацию от

унитарного государства с одной или несколькими автономиями, занимающими

обычно незначительную часть страны (исключение — Китай). Территориальные

образования в федерации называются субъекты, которые имеют равноправные

функции. Они называются по-разному: штаты, эмираты, провинции, кантоны и

т.д. Иногда в одном и том же государстве субъекты имеют разные названия

(республики, края, области и т.д. в России).

Существует ряд признаков, по которым можно отличить федерацию от

других форм государственного устройства:

. существует два уровня государственного аппарата: федеральный,

союзный и республиканский (уровень штата, кантона, земли). На

высшем уровне федеративный характер государства выражается в

создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат

которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При ее

формировании используется принцип равного представительства вне

зависимости от численности населения. Другая палата формируется

для выражения интересов всего населения государства, всех его

регионов. В федерации может также существовать государственный

аппарат и на местном уровне;

. наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается

гражданином федерации и гражданином соответствующего

государственного образования, и это закрепляется конституциями

государств;

. функционирует правовая система, построенная на принципе

централизации, единстве. Но субъекты федерации могут создавать и

свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им

предоставляется право принятия собственной конституции, но при

этом устанавливается принцип субординации (иерархии законов),

где конституция и федеральные законы стоят на верхней позиции;

. высшая законодательная, исполнительная и судебная власть

принадлежит общефедеральным органам – федеральному президенту,

правительству парламента, судам;

. субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную

систему. Конституция определяет порядок организации, процедуры и

предмет деятельности судебных и других правоохранительных

органов, устанавливая модуль для построения судебной системы в

субъектах федерации;

. используется двухканальная система налогов: федеральные и налоги

субъекта федерации. Как правило, собранные налоги поступают в

общую казну, а потом распределяются по субъектам;

. наличие единых вооруженных сил, полиции, служб безопасности,

таможни, подчиняющихся центральному аппарату.

Так вот, можно сделать вывод, что при федеративном государственном

устройстве субъекты федерации имели свою суверенность, но при ограничении

федеральных органов.

Существуют несколько разновидностей федеративных государств:

основанные на национально-территориальном признаке, и иные (территориальные

и национальные) федерации; федерации симметричные и асимметричные;

договорные и конститутивные (конституционные).

Территориальная федерация

В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны

по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как

правило, в очень больших по территории государств (США, Мексика, Бразилия).

Также, федерации делятся по территориальному признаку, потому что число их

субъектов федерации не соответствует числу национальных групп. В США нет

компактно проживающих национальностей (хотя в отдельных частях городов,

регионов иногда проживают граждане, составляющие большинство какого-либо

этноса — китайцы, украинцы и др.), но существуют 50 штатов, в Швейцарии

четыре языковые группы (используется французский, немецкий, итальянский,

ретороманский языки) и более 20 кантонов, в Германии проживают немцы (есть

компактно проживающее небольшое славянское меньшинство — сорбы), но созданы

16 земель (субъектов федерации)[21]. По территориальному принципу были

построены латиноамериканские федерации (Аргентина, Бразилия, Мексика,

Венесуэла), Австралия, многие федерации в новых государствах, возникших на

месте прежних колоний (Индонезия, Ливия, Кения, федерация Египта и Сирии и

др., все названные затем были преобразованы в унитарные государства либо

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.