рефераты бесплатно

МЕНЮ


Эволюционные и революционные изменения в форме государства

Ещё раз отметим, что в современной теории государства и права

республики традиционно подразделяются на три типа: 1) парламентские, где

исполнительная власть принадлежит правительству, формируемому парламентским

большинством и подотчетным парламенту, а полномочия главы государства

невелики; 2) президентские, где исполнительную власть возглавляет

президент, которому подотчетно правительство, и 3) президентско -

парламентские, или полупрезидентские, где правительство формируется

парламентским большинством, но при этом несет ответственность и перед

президентом, Обладающим рядом исполнительных полномочий. Это весьма

распространенная, но крайне схематичная и грубая классификация, затемняющая

разнообразие моделей государственного устройства.

Одно из самых известных определений президентских режимов было

сформулировано М.Шугартом и Дж.Кэри. Согласно ему, президентская система

предполагает:

Всенародное избрание носителя верховной исполнительной власти (вне

зависимости от того, является ли таковой единоличным или коллегиальным);

Сроки полномочий носителя верховной исполнительной власти и

законодательного органа фиксированы и не зависят от доверия сторон друг к

другу (т.е. президент не может распустить парламент, а парламент —

низложить

президента, и отсутствует механизм досрочных выборов);

Выборная исполнительная власть назначает правительство и определяет

его состав[22].

Помимо "чисто" президентского, Шугарт и Кэри описывают премьер -

президентский режим (впервые подобные режимы были выделены и изучены

М.Дюверже, который характеризовал их как "полупрезидентские"[23]), который

подразумевает наличие и премьер-министра, как при парламентской системе, и

всенародно избранного президента. Отличительные признаки премьер -

президентской системы:

Президент избирается всенародно;

Президент наделен существенными полномочиями;

Наряду с президентом имеются премьер-министр и кабинет, которые

ответственны перед законодательным собранием.

Под "существенными полномочиями" понимаются не только законодательные

прерогативы, скажем, возможность вынести законопроект на референдум или

оспорить его в судебном порядке, но и право роспуска парламента. Черта, при

пересечении которой режим перестаёт быть премьер - президентским, по

Шугарту и Кэри, — предоставление президенту права единолично решать вопрос

о смещении министров. Наряду с парламентскими, президентскими и премьер -

президентскими режимами как идеальными типами, Шугарт и Кэри выделяют

президентско - парламентские системы, когда полномочия по формированию

кабинета закреплены как за президентом, так и за парламентом, и ассамблейно-

независимые системы, где исполнительная власть назначается парламентом, но

не может быть им смещена[24].

Попытки классифицировать республиканские режимы предпринимались и

отечественными авторами. Например, Н.А.Сахаров подразделяет республики на

президентские, полупрезидентские и парламентские. Однако выделенные им

признаки режимов каждого типа имеют не жесткий, а вероятностный характер.

Так, приводя в качестве образца президентской республики США, автор тут же

указывает, что латиноамериканская и ещё в большей степени афроазиатская

модели президентства совершенно иные. Отличие полупрезидентской системы от

парламентской он видит в том, что в одном случае президент разделяет

исполнительную власть с главой правительства, а в другом исполнительная

власть принадлежит правительству, ответственному только перед парламентом,

но при этом относит ряд стран, где по конституции действует система второго

типа, к полупрезидентским (Чехию, Болгарию, Италию, Литву, Эстонию и

др.)[25]. В результате предлагаемая Сахаровым типологизация режимов есть не

более чем его собственная экспертная оценка.

Таким образом, приходится заключить, что типологизации с

исчерпывающим перечнем признаков, которые бы позволяли безошибочно

классифицировать систему органов государственной власти каждой конкретной

страны, пока не создано. Разумеется, как справедливо отмечали Шугарт и

Кэри, никакая классификация не в состоянии зафиксировать все многообразие

способов разделения властей и объемов президентских полномочий[26]. Но

этого и не требуется. Достаточно обозначить существенные характеристики,

определить границы обобщений и установить жесткие критерии, позволяющие

судить о принадлежности государства к некоему определенному типу.

Основанием для выделения последних должна служить их принципиальная

значимость для политической системы, т.е. модификация любого из критериев

должна вести к образованию иной политической системы. Главное внимание при

выборе критериев следует уделять их влиянию на партийную систему,

поскольку, как обнаружил М.Дюверже, она отражает важнейшие особенности

политического режима[27]. Очевидно, что подобными критериями в первую

очередь будут выступать "системные" принципы — специфика избирательной

системы и порядок формирования органов власти. Что же касается такого

показателя, как распределение функций между органами власти в собственно

законотворческом процессе, то он не является ключевым с точки зрения

формирования основных характеристик политической системы.

На мой взгляд, при классификации систем с институтом президентства

следует исходить из семи перечисленных ниже критериев. При этом нужно

учитывать, что типологизация по данным критериям имеет смысл только в

условиях конкурентной политической среды. Если в стране существует

монополия на власть, то конституционное разграничение полномочий

оказывается формальным и не играет той роли, которая ему отводится в

демократических обществах.

1. Состав избирательного корпуса. Всенародное избрание ставит

президента в совершенно иное положение, нежели избрание парламентом,

поэтому данный критерий считают важнейшим все исследователи института

президентства. Как отмечает известный юрист Д.Л.Златопольский, при выборах

"всем избирательным корпусом страны Парламент и Президент формально

обретают одинаковый статус: в результате этого, естественно, вопрос об

ответственности Президента перед Парламентом, как правило, даже не

возникает"[28]. При прочих равных президент, избранный непосредственно

населением, будет гораздо независимее президента, избранного парламентом.

2. Способ избрания (для президентов, избираемых населением). Выборы

президента по определению являются мажоритарными. Мажоритарная

избирательная система и, следовательно, президентская республика

стимулируют возникновение партий, ориентированных на привлечение голосов

всех слоев населения, что создает благоприятные условия для политического

центризма и стремления к максимальному общественному согласию.

Формула, по которой устанавливается победитель, оказывает серьезное

влияние на характер партийной системы. Общепризнанно, что мажоритарная

система в один тур способствует установлению двухпартийности,

пропорциональная система, наоборот, — многопартийности, а мажоритарная в

два тур — объединению партий в коалиции. При системе относительного

большинства для достижения успеха необходимо заранее определить единого

кандидата для максимально широкого спектра сил. В США это достигается с

помощью института "праймериз", в других странах действую иные механизмы

взаимных консультаций. При системе абсолютного большинства партии, как

правило, в первом туре выступают поодиночке, а во втором поддерживают

согласованного кандидата, формируя различные конфигурации двухполюсных

коалиций.

3. Совмещение/разделение постов главы государства и главы

правительства. Важность этого критерия не вызывает сомнений, так как от

способа формирования правительства во многом зависит организация власти в

стране. Президент, лично возглавляющий правительство, непосредственно несет

ответственность за деятельность всей исполнительной власти. При наличии же

самостоятельного поста главы правительства президент оказывается несколько

в стороне от кабинета и, таким образом, не может прямо отвечать за его

работу. Соответственно, по-разному стоятся взаимоотношения президента и

парламента, президента и правительства, парламента и правительства. Иначе

говоря, расхождения по этому критерию свидетельствуют о существенных

различиях в системе власти.

4. Механизм формирования правительства. Важно не только наличие

самостоятельного поста главы кабинета, но и механизм формирования

правительства, прежде всего распределение полномочий, касающихся назначения

и смещения его членов. Очевидно, что данный фактор имеет решающее значение

с точки зрения иерархического подчинения правительства президенту или

парламенту. Чем важнее роль президента при назначении и увольнении

министров, тем в большей степени он контролирует правительство. Существенно

также, насколько самостоятелен президент при выборе кандидата в премьер-

министры, может ли он по своей воле отправить в отставку правительство.

Если при прочих равных в одной стране президент наделен таким правом, а в

другой нет, то речь идет о разных типах президентского режима, так как

президент обладает там неодинаковым политическим влиянием, и его

взаимоотношения с правительством стоятся на совершенно разной основе.

5. Наличие/отсутствие у президента права распустить парламент.

Значимость данного критерия определяется тем, что наделение президента

такими полномочиями во многом уравновешивает влияние парламента на

формирование правительства, прежде всего его право на вотум недоверия.

Кроме того, если президент уполномочен распускать законодательное

собрание, он может понуждать премьер-министра к компромиссам с партнёрами

по коалиции, прибегая к угрозе досрочных выборов.

6. Наличие/отсутствие ограничений на переизбрание. Включение данного

критерия обусловлено тем, что предоставление президенту права

баллотироваться на новый срок усиливает его властные возможности и меняет

отношение к лицу, занимающему президентское кресло. При этом следует

отметить, что какого-либо влияния на особенности политической системы

продолжительности президентского мандата не было обнаружено, и никто из

исследователей никогда не использовал этот показатель при типологизации

президентских режимов (в большинстве стран президент избирается на 4-5 лет,

и подобное различие явно не существенно).

7. Порядок замещения поста президента (наличие/отсутствие института

досрочных выборов). Порядок замещения поста президента в случае вакансии

оказывает серьезное воздействие на партийную, и шире — на всю политическую

систему. В странах, где не предусмотрены досрочные выборы и при

невозможности исполнения избранным президентом своих обязанностей его

полномочия переходят к следующему по рангу должностному лицу, партии в

состоянии планировать свою деятельность на длительный срок. Более того, им

незачем иметь постоянный актив, который требуется главным образом в период

выборов. Именно благодаря этому обстоятельству и возможно существование

партий — "избирательных машин" без фиксированного членства.

Режимы с досрочными выборами менее стабильны. Поскольку выборы могут

быть назначены практически в любой момент, партиям следует находиться в

постоянной "боеготовности". Соответственно, их актив должен быть всегда

мобилизован, и, чтобы этого добиться, партии иногда сознательно провоцируют

политическую нестабильность и расшатывают государственные институты. Кроме

того, продолжительность досрочной избирательной кампании часто бывает

крайне мала, что затрудняет создание коалиций.

В соответствии с представленными критериями можно выделить следующие

основные, реально существующие типы систем с институтом президентства[29]:

Североамериканский тип. США — исторически первая президентская

республика (создана в 1787 г.). Впоследствии опыт США был использован при

составлении конституций стран Латинской Америки, большинства стран Африки и

многих иных.

Президент США избирается населением (формально — через систему

выборщиков) по однотуровой системе относительного большинства. Он является

главой не только государства, но и правительства, назначает членов

правительства при условии утверждения их в Конгрессе, не имеет права

распускать высший законодательный орган, который, в свою очередь, не вправе

выразить недоверие правительству; не может быть избран более двух сроков

подряд. Механизм досрочных выборов отсутствует, четко оговорен порядок

замещения вакансий.

Латиноамериканский тип. Формально латиноамериканская модель, подобно

североамериканской, основана на разделении властей, однако система "сдержек

и противовесов" здесь развита слабее, а законодательная и судебная ветви

власти по объему прав заметно уступают исполнительной. Хотя в последние

десятилетия этот дисбаланс полномочий постепенно сглаживается, ряд

исследователей определяют, латиноамериканские режимы как "чистый

президенциализм", "легальную диктатуру" и т.д.[30] К данному типу относятся

все страны Латинской Америки, кроме Суринама и Перу.

В странах латиноамериканского типа президенты избираются

непосредственно населением по мажоритарной системе абсолютного большинства.

(В Боливии, если никто из претендентов не набрал в первом туре свыше

половины голосов, его выбирает парламент из числа лидирующих кандидатов.

Ранее такая же система действовала в Чили.) Они возглавляют правительства,

но иногда имеют подотчетного себе номинального руководителя кабинета (в

Аргентине — министр-координатор); назначают членов правительства без

согласия парламента и наделены обширными полномочиями в случае чрезвычайных

ситуаций; лишены права распускать высший законодательный орган, который, в

свою очередь, не вправе выразить недоверие правительству. В большинстве

стран региона запрещено переизбрание главы государства на следующий срок и

в качестве президента, и в качестве вице-президента, причем иногда этот

запрет распространяется и на родственников действующего президента (В

Аргентине и Бразилии повторное избрание президента разрешено).

Конституции латиноамериканских стран не предусматривают досрочных

президентских выборов. Если пост президента оказался вакантным, функции

президента исполняет вице-президент, а при отсутствии такового — глава

законодательного органа либо избранный парламентом временный президент.

Вместе с тем отсутствие поста вице-президента является скорее исключением,

более того, в ряде стран — например, в Панаме, Гондурасе, Коста-Рике и

Перу, — предусмотрено даже несколько вице-президентов.

Французский тип. Классический для полупрезидентских (или президентско

— парламентских) республик строй был установлен во Франции Конституцией

1958 г. Аналогичные режимы действуют также в Алжире, Шри-Ланке и некоторых

других странах.

В государствах французского типа президент избирается населением по

мажоритарной системе абсолютного большинства и является только главой

государства. Правительство подотчетно и парламенту, и президенту; по итогам

парламентских выборов президент назначает премьер-министра и по

представлению последнего — остальных членов правительства. Президент

наделен обширными полномочиями во всех сферах государственной жизни; он

имеет право распускать нижнюю палату парламента и назначать новые выборы, а

также переизбираться на свой пост неограниченное число раз. Предусмотрен

институт досрочных президентских выборов, в преддверии которых функции

президента временно исполняет председатель Сената.

Российский тип. Институт президентства был введен в России в 1991 г.,

полномочия президента регламентированы Конституцией 1993 г. В соответствии

с ней президент РФ избирается непосредственно населением по двухтуровой

мажоритарной системе. Он назначает (с согласия нижней палаты парламента)

председателя правительства, а также — уже самостоятельно — всех остальных

министров и может в любой момент отправить правительство в отставку. При

определенных обстоятельствах президент вправе распустить Государственную

Думу (Дума не может быть распущена в период действия чрезвычайного

положения, при проведении процедуры импичмента против президента и в

течение первого года своих полномочий. Ст.ст. 111 и 117 Конституции

РФ[31]). Вместе с тем, один человек не может быть избран президентом более

двух раз подряд, а в случае вакансии назначаются досрочные выборы.

Как и в государствах французского типа, президент РФ является главой

государства, но не главой правительства. Однако во Франции правительство

формируется парламентским большинством, что уравновешивает право президента

на роспуск Национального Собрания. В России же парламент лишь утверждает

кандидатуру премьер-министра, так что право президента на роспуск

Государственной Думы ничем не уравновешено. Полномочия президента России

превышают и полномочия президента США, ибо, как уже говорилось, последний

ни при каких условиях не может распустить Конгресс, а тот, со своей

стороны, утверждает все персональные назначения в правительстве.

Президентские системы российского типа действуют в Казахстане,

Киргизии, Белоруссии, Узбекистане, Таджикистане, Азербайджане и Армении.

Парламентский тип. Парламентские республики можно разбить на две

группы: условно мягкого типа, при котором президента избирает население, и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.