рефераты бесплатно

МЕНЮ


Договорная теория возникновения государства и права

которых Ареопаг окончательно утратил ос-татки политической власти. За

посещение Народного собрания и несение государственной служ-бы была введена

плата, что резко повысило популярность Перикла среди беднейших слоев

афинских граждан. Архонты получали за день заседания четыре обола, члены

Буле - пять оболов, а судьи Гелиэи - два (с 425 г. до н.э. -три обола).

Участникам Народного собрания выдавали специальные жетоны, которые потом

обменивались на три, а позднее на девять обо-лов. Покупательная стоимость

афинского обола (1/6 драхмы) была относительно невелика. На эти деньги

(своеобразный античный прожиточный минимум) взрослый человек мог ку-пить

себе пищу на один день.

Эпоха Перикла не случайно названа историками «золотым веком» афинской

демокра-тии. Именно в период его деятельности понятие «народовластие»

наполнилось реальным содержанием, наиболее полно соблюдались политические

права и свободы граждан. Историк Фукидид предпринял попытку

реконструировать речь Перикла, в которой тот анализирует осо-бенности

афинского государственного строя: «Для нашего государственного устройства

мы не взяли за образец никаких чужеземных установлений. Напротив, мы скорее

сами являем пример другим, нежели в чем-нибудь подражаем кому-либо. И так

как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш

государственный строй называется народо-правством. В частных делах все

пользуются одинаковыми правами по законам. Что же до дел государственных,

то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству,

поскольку он чем-нибудь отличился не в силу принадлежности к определенному

сословию, но из-за личной доблести. Бедность и темное происхождение или

низкое общест-венное положение не мешают человеку занять почетную

должность, если он способен оказать услуги государству. В нашем государстве

мы живем свободно... Терпимые в своих частных взаимоотношениях, в

общественной жизни мы не нарушаем законов, главным образом из ува-жения к

ним и повинуемся властям и законам, в особенности установленным в защиту

обижаемых, а также законам неписаным, нарушение которых все считают

постыдным.

Одни и те же люди у нас одновременно бывают заняты делами и частными,

и обществен-ными. Однако и остальные граждане, несмотря на то, что каждый

занят своим ремеслом, так-же хорошо разбираются в политике. Ведь только мы

одни признаем человека, не занимающегося общественной деятельностью, не

благонамеренным гражданином, а бесполезным обывателем...»[19]

Расцвет Афинского государства продолжался недолго. Разразившаяся в 431

г. до н. э. Пелопонесская война показала слабость институтов

непосредственного народовластия. Победи-тели-спартанцы установили в Афинах

олигархический режим - «тиранию тридцати», правив-ший с помощью террора и

репрессий. Около полутора тысяч их политических противников бы-ло казнено.

Вскоре афиняне восстановили демократические свободы и тщательно сохраняли

основные принципы своего государственного устройства. В середине IV в. до

н. э. Греция утрачивает политическую независимость и попадает под власть

Македонского царства, а впос-ледствии - во II в. до н. э. становится частью

Римской империи. Однако падение Афин и дру-гих греческих полисов

объясняется в первую очередь неудачами в войнах с более могущест-венными

соседями, а не недостатками государственного строя. «Можно с уверенностью

ска-зать, что демократический строй в Афинах погиб насильственной смертью,

уничтоженный заво-евателями» [20]

Политическая жизнь древних Афин стала для более молодых цивилизаций

тем идеалом, принципы которого нередко заимствовались для создания основ

демократических и свободных государств.

2.2.3.Древний Рим.

К середине VIII в. до н.э. римская община представляла собой родо-

племенное объедине-ние латинского, сабинского и этрусского происхождения,

разделенное по куриям и трибам –территориальным единицам, сложившимся

естественным образом. С переходом к оседлой жизни они были наделены

военными, политическими и религиозными функциями. В каждой курии - «союзе

мужей» - комплектовались пешие войска, отбирались всадники, взимались

повинности и распределялась земельная собственность. Десять курий

составляли одну трибу - «племя», которое выставляло центурию - отряд из ста

всадников. По мнению современных исследователей, уже в правление Ромула 753

- 717 гг. до н.э.), одного из легендарных основателей и первого царя Рима,

насчитывалось тридцать курий и три трибы. Первичной ячейкой римской общины

стали патри-архальные семьи, включавшие несколько поколений детей и внуков.

Они возглавлялись отца-ми или патрициями, вели самостоятельную

хозяйственную деятельность и владели земельными наделами.

К началу VI в. до н.э. патриархальные семьи были объединены в триста

родов, а патри-ции образовали привилегированное сословие, доступ в которое

был ограничен. Иммигранты, переселявшиеся в Рим, все те, кто не мог

подтвердить свое происхождение из числа трехсот родов, не получали

полноправного гражданства и становились плебеями. Некоторые исклю-чения

делались только для знати завоеванных городов: при отказе от гражданства

своей прежней общины она получала права римского народа (populus Romanus).

Управление в VIII - VI вв. до н.э. осуществлялось посредством

нескольких политичес-ких институтов - царя, сената и народных собраний.

Система власти еще сохраняла форму военной демократии, но вместе с тем

выполняла отдельные государственные функции. По мнению исследователей, Рим

этого времени с полным основанием можно назвать архаичес-ким царством.

Царь (rex) до установления в 509 г. до н.э. республиканского строя был

пожизненно наделен высшей политической, военной, судебной и

административной властью. Он возглав-лял коллегию жрецов и формулировал

законы, которые затем утверждались народным собра-нием. Как отметил

немецкий историк Теодор Моммзен (1817-1903 гг.), царь в римской об-щине

имел «совершенно такую же власть, какая принадлежала в доме отцу ,

семейства, и, подобно этому последнему, властвовал до конца своей жизни»

[21]. Должность царя не переда-валась по наследству, а была выборной. Им

мог стать каждый совершеннолетний римлянин. Кандидатура царя предварительно

выдвигалась сенатом, а затем утверждалась народным собранием.

Сенат (senatus) являлся советом родовых старейшин. Его численность с

VIII-го по VI-й вв. до н.э. постепенно выросла от 100 до 300 человек и

соответствовала общему числу рим-ских родов. Сенат был призван сохранять

устои римской общины готовил выборы нового ца-ря, имел право кассировать

решения народных собраний, разбирал судебные дела о незначи-тельных

преступлениях.

Выборные функции за сенатом утвердились, по преданию, 717 г. до н.э.

после убий-ства родовыми старейшинами Poмула, который был обвинен в

нарушении общинных поряд-ков. Плутарх сообщает: «А чтобы в этих шатких

обстоятельствах раздоры не привели госу-дарство от безначалия к полной

гибели патриции... условились, что каждый из них будет по очереди

облекаться знаками царского достоинства на шесть ночных и шесть дневных

часов, принося установленные жертвы богам и верша суд. Это разделение

обеспечивало равные преимущества сенаторам обоих племен (римлян и сабинов -

Прим, авт.) и потому было одобрено; вмес-те с тем частая смена властей

лишала народ всяких поводов к зависти, ибо он видел, как в течение одного

дня и одной ночи человек превращался из царя в простого гражданина» [22].

До выборов но-вого царя полнота власти переходила от одного сенатора к

другому. Каждый из них возглавлял общину в течение нескольких дней. Только

через год после убийства Ромула народное собрание, созванное дежурным

сенатором (интеррексом), утвердило царем сабинянина Нуму Помпилия. При

следующих выборах эта процедура повторилась и стала в дальнейшем

традиционной. Пери-од междуцарствия не имел определенного ограничения по

времени и был необходим родовым старейшинам для согласования кандидатуры

нового правителя.

Остальные члены римских родов за исключением женщин,

несовершеннолетних и ра-бов участвовали в жизни общины через куриатные

комиции - собрания граждан по куриям. Здесь утверждались законы, решались

вопросы войны и мира, выбирались царь и другие долж-ностные лица. Историки

предполагают, что на куриатных комициях проводилась регистрация рождений,

смерти и браков граждан, оформлялся отказ от родовых святынь в связи с

перехо-дом в другой род.

Процедура принятия решений комициями в наиболее ранний период римской

истории вызывает у исследователей некоторые затруднения. Существует мнение,

что внутри курий подача голосов «за» или «против» осуществлялась

посредством крика. На общем собрании каждая курия имела один голос и

высказывалась по очереди. Если предложение председательствующего (т. е.

царя) находило поддержку большинства курий, то голосование прекращалось и

глашатай объяв-лял окончательный результат. В таком решении был отражен

характерный для римской государ-ственности принцип гражданского

равноправия. По мнению Т. Моммзена, «...у римлян закон имел иное значение,

чем мы это понимаем, - это было не предписание, данное монархом членам общи-

ны, а договор, заключенный между руководящими органами государственной

власти путем ответа, данного на вопрос» [23].

К концу царского периода, в начале VI в. до н.э. с разложением

родового строя, обо-соблением сословий и имущественной дифференциацией,

территориальным ростом римской общины, обострением отношений между

патрициями и плебеями потребовались изменения в системе управления.

Необходимые реформы провел предпоследний римский царь Сервий Ту-ллий (579-

535 гг. до н.э.). Его преобразования во многом были сходны с реформами

Солона в Афинах.

Сервий Туллий разделил все мужское население общины от 18 до 60 лет

(чуть более 80 тысяч человек) на две части - способных и неспособных к

военной службе. В основу этой реформы был положен имущественный критерий.

Военнообязанными считались граждане первых пяти разрядов, владевшие полным

наделом, тремя четвертями, половиной, четвертью и восьмой долей земельного

участка. Последний, непригодный к службе разряд, образовали пролетарии,

которые не имели никакой собственности. Подробное описание военной ре-формы

оставил римский историк Тит Ливий (59 г. до н.э. - 17 г. н.э.),

использовавший в характеристике разрядов денежное выражение: «(1) Из тех,

кто имел сто тысяч ассов или еще больший ценз, Сервий составил восемьдесят

центурий: по сорока из старших и младших возрастов; (2) все они получили

название «первый разряд»; старшим надлежало быть в го-товности для обороны

города, младшим - вести внешние войны... (3) ...Этому разряду при-даны были

две центурии мастеров, которые несли службу без оружия: им было поручено

доставлять для нужд войны осадные сооруженья. (4) Во второй разряд вошли

имеющие ценз от ста до семидесяти пяти тысяч, и из них, старших и младших,

были составлены двадцать центурий... (5) Для третьего разряда Сервий

определил ценз в пятьдесят тысяч; образованы те же двадцать центурий, с тем

же разделением возрастов... (6) В четвертом разряде ценз - двадцать пять

тысяч; образованы те же двадцать центурий... (7) Пятый разряд обширнее:

образованы тридцать центурий... В том же разряде распределенные по трем

центуриям запас-ные, горнисты и трубачи. (8) Этот класс имел ценз

одиннадцать тысяч. Еще меньший ценз оставался на долю всех прочих, из

которых была образована одна центурия, свободная от воинской службы.

Когда пешее войско было снаряжено и подразделено, Сервий составил из

виднейших людей государства двенадцать всаднических центурий. (9) Еще он

образовал шесть других центурий, взамен трех, учрежденных Ромулом, и под

теми же освященными птицегаданием именами. Для покупки коней всадникам было

дано из казны по десять тысяч ассов, а содер-жание этих коней было

возложено на незамужних женщин, которым надлежало вносить по две тысячи

ассов ежегодно» [24]. Таким образом, первый разряд выставлял 98 центурий

(80 пе-хотных и 18 всаднических), второйтретий и четвертый - по 20, пятый -

30 военных центурий с легким и дешевым вооружением. К ним были добавлены 4

центурии ремесленников и музы-кантов и 1 - неимущих граждан. Все вместе они

составляли 193 пеших и всаднических сотни.

Деление на разряды и образование центурий усложнило политическую

организацию римской общины. Из преобразований Сервия Туллия в военной

области выросла политичес-кая реформа. Появился новый вид народных собраний

с участием патрициев и плебеев – цен-туриатные полиции. В середине VI в. до

н.э. они стали тем органом публичной власти, у кото-рого «испрашивает царь

одобрения перед тем, как предпринять наступательную войну» [25]. Зна-чение

центуриатных комиций постепенно росло. Со временем они стали принимать

решения не только о войне или мире, но и избирать должностных лиц,

утверждать законы.

На центуриатных собраниях действовала иная процедура голосования, чем

на куриат-ных. По свидетельству Тита Ливия: «(10) ...не поголовно, не всем

без разбора (как то пове-лось от Ромула и сохранялось при прочих царях)

было дано равное право голоса и не все го-лоса имели равную силу, но были

установлены степени, чтобы и никто не казался исключенным из голосованья, и

вся сила находилась бы у виднейших людей государства. (11) А имен-но:

первыми приглашали к голосованию всадников, затем восемьдесят пехотных

центурий первого разряда; если мнения расходились, что случалось редко,

приглашали голосовать цен-турии второго разряда; но до самых низких не

доходило почти никогда» [26]. Такая практика не только удовлетворила

политические интересы патрицианского сословия, но и привлекла всех

состоятельных граждан к управлению общиной. Демократический характер

политической реформы Сервия Туллия и ее значение в развитии республиканских

государственных инс-титутов был отмечен известным политиком I в. до н.э.

Марком Туллием Цицероном: «... в каждой центурии из тех 96 состояло, на

основании ценза, больше людей, чем во всем первом разряде. Таким образом, с

одной стороны ни кто не лишался права голоса; с другой, при голо-совании

наиболее влиятельными были те, кто был наиболее заинтересован в том, чтобы

государ-ство было в наилучшем состоянии» [27]. По мнению современного

исследователя, римская офици-альная традиция связывала с введением ценза

«возможность выдвинуться не ввиду знатности рода, а благодаря способностям,

инициативности и т.п. качествам, которые могли обеспечить человеку удачу и

продвижение» [28] .

Помимо военной реформы, Сервию Туллию принадлежит еще одно

преобразование. Трибы стали своеобразными административно-территориальными

единицами и окончательно вытеснили родо-племенное устройство общины. По ним

производился набор войск и взимались налоги. К 495 г. до н.э. внутри

оборонительных стен Рима насчитывалось 4 городских, а за их пределами - 16

сельских триб. После 241 г. до н.э. число триб увеличилось до 35 (4

городских и 31 сельская). Введение территориального деления позволило

государству периодически проводить пере-пись граждан, установить более

строгий контроль над их имуществом и земельной собствен-ностью.

Преобразования Сервия Туллия существенно подорвали родовые отношения

внутри об-щины, усилили имущественную дифференциацию в патрицианском и

плебейском сословиях. Бла-годаря им были созданы предпосылки для

формирования гражданского коллектива и органов публичной власти. Дальнейшая

трансформация римской общины и ее правовых институтов связана с

упразднением царской власти и установлением республиканских порядков.

2.2.4.Древнерусские княжества.

Общественная власть первоначально образуется частным путем в

кровнородственных обществах. Она сохраняет частно-правный характер в

течение всего живого периода. Однако сознание общественной роли власти

проявляется в самом начале истории. «Вся земля наша велика и обидна, а

наряда в ней нет; да пойдете княжить и володети цамя»,—говорили нов-

городсние послы варяжским князьям. За властью признаются обязанности: кияне

послали Святославу (в 968 г.), требуя его возвращения для защиты,от

печенегов «отчины своей»; они же требовали от Изяслава в 1067 г.

продолжения борьбы с половцами. Из этих примеров вид-но, что «володенье»

имеет двоякую цель: частный интерес владеющих и общественный ин-терес

подданных (оба элемента пока неразличимы в продолжение всего первого

периода).

Формы верховной власти тройственны. Нормальный порядок решения

государствен-ных дел уясняется из следующих мест летописи: в 987 г. созвал

Владимир своих бояр и стар-цев градских и, рассказав им о том, что говорили

ему миссионеры разных религий о преиму-ществах каждой из них, «рече: да что

ума придасте? Что отвещаете? И реша бояре и старцы... послав испытай...

како служат Богу, и бысть люба речъ князю и всем людям». Таким обра-зом, в

состав власти входят князь, боярская дума и народное собрание (вече).

Происхождение княжеской власти доисторическое: она была и в родовых

союзах, и в общинных. В землях восточных славян княжеская власть

существовала до прибытия Рюри-ковичей. Состав княжеской власти — родовой:

власть принадлежит не лицу, а целому роду. Члены княжеского рода иногда

соправительствуют без раздела власти: примером из мифи-ческих времен может

служить соправительство Кия, Щека и Хорива; а из исторических — Аскольда и

Дира. Родовое соправительство есть явление глубокой древности, впоследствии

оно уступает место другому началу: члены княжеского рода делят между собой

власть тер-риториально. Из принадлежности власти целому роду следует, что

опека и регенство не мог-ли иметь применения в тогдашнем государственном

праве, пока продолжается род (Олег и Ольга). Лица женского пола также

участвуют в общей власти рода (Ольга). Приобретение княжеской власти

совершается одновременно по наследованию и по избранию. Наследова-ние здесь

нужно понимать не в точном смысле: наследник получает власть не с момента

смерти предшествующего князя; право на нее он приобретает с момента

рождения, а действительное участие в ней — с момента совершеннолетия (Игорь

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.