рефераты бесплатно

МЕНЮ


Демократия

Формы демократии находят проявление в ее институтах (референдум,

общественное мнение, комиссии Верховной Рады и др.).

Институты демократии - это легитимные и легальные элементы

политической системы общества, непосредственно создающие демократический

режим в государстве через воплощение в них принципов демократии.

Предпосылкой легитимности института демократии является его

организационное оформление к признание общественностью; предпосылкой

легальности - его юридическое оформление, узаконение.

По исходному назначению в решении задач политики, власти и управления

различают институты демократии:

1) Структурные - сессии парламентов, депутатские комиссии,

народные контролеры и т.п.

2) Функциональные - депутатские запросы, наказы избирателей,

общественное мнение и т.п.

По юридической значимости принимаемых решений различают институты

демократии:

1) Императивные - имеют окончательное общеобязательное значение для

государственных органов, должностных лиц, граждан: референдум

конституционный и законодательный; выборы; наказы избирателей и др.

2) Консультативные - имеют совещательное, консульта -тивное значение

для государственных органов, должностных лиц, граждан: референдум

консультативный; всенародное обсуждение законопроектов; митинги;

анкетирование и др.

В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место

принадлежит выборам.

Выборы — это форма непосредственного участия граждан в управлении

государством путем формирования высших представительных органов, органов

местного самоуправления, их персонального состава.

Граждане демократического государства имеют право свободно избирать и

быть избранными в органы государственной власти и органы местного

самоуправления. Гражданин может выражать свою волю свободно при соблюдении

равенства. Свобода избирателя реализуется при помощи тайного голосования и

требует установления гарантий против давления на него.

На основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем

тайного голосования в Украине избираются населением: Президент, Верховная

Рада, Верховный Совет Автономной Республики Крым, органы местного

самоуправления, и т. д.

Избирательная система может быть мажоритарной, пропорциональной и

смешанной (мажоритарно-пропорциональной).

Мажоритарная система — система определения результатов выборов,

согласно которой депутатские мандаты от избирательного округа получают

только кандидаты, получившие установленное большинство голосов.

Пропорциональная система – предполагает что депутатские мандаты

распределяются между партиями пропорционально количеству голосов, отданных

за партию в границах избирательного округа.

Например: выборы депутатов Верховной Рады Украины в 1998 г.

проводились по смешанной системе: из 450 депутатов — 225 избиралось в

одномандатных избирательных округах на основе относительного большинства

(мажоритарная система), а 225 — по спискам кандидатов в депутаты от

политических партий, избирательных блоков, во многомандатном

общегосударственном избирательном округе на основе пропорционального

представительства (пропорциональная система).

Особым институтом демократии является референдум как один из способов

демократического управления государственными делами.

Референдум (лат, - то, что должно быть сообщено) - способ решения

путём голосования кардинальных проблем общенационального и местного

значения (принятия конституции, иных важных законов или внесения в них

изменений, а также других решений по важнейшим вопросам). Референдум

является одним из важных институтов непосредственной демократии, проводится

с целью обеспечения народовластия - непосредственного участия граждан в

управлении государством и местными делами.

Референдумы по предмету проведения делятся на:

. Конституционный - на всенародное голосование выносится проект

конституции или конституционные поправки;

. Законодательный - на всенародное голосование выносится проект

закона или действующий закон;

. Консультативный - проводится с целью выявления общественного

мнения по принципиальному вопросу государствен-ной жизни.

Новый всеукраинский референдум по вопросам, ранее выносимым на

референдум, может быть проведён через 5 лет, а местный референдум - через 1

год со дня проведения предыдущего референдума по этим вопросам.

В выборах и референдумах имеют право участвовать граждане Украины

достигшие 18 – го возраста. Гарантируется свободное волеизъявление.

Голосование во время выборов и референдумов является тайным: контроль

над волеизъявлением граждан не допускается.

В Швейцарии, кроме референдума, институтами непосредственной

демократии являются народное вече, народная законодательная инициатива. В

США референдум применяется наравне с законодательной инициативой. Во

Франции через три года после проведения первого референдума в 1789 г. стали

практиковаться плебисциты - всенародные опросы, которые рассматриваются как

синонимы референдумов.

4. Демократия и самоуправление

Самоуправление народа — вид социального управления, который основан на

самоорганизации, саморегулировании и самодеятельности участников

общественных отношений.

Самоорганизация - самостоятельное осуществление организаци-онных

действий.

Саморегулирование - самостоятельное установление норм, правил

поведения.

Самодеятельность - самостоятельная деятельность по принятию решений и

их реализации. При самоуправлении объект и субъект управления совпадают, то

есть люди сами управляют своими делами, принимают совместные решения и

совместно действуют с целью реализации принятых решений. В условиях

самоуправления его участники признают над собой власть только собственного

объединения.

Итак, признаки самоуправления:

1) это разновидность социального управления;

2) власть принадлежит всему коллективу;

3) власть осуществляется коллективом непосредственно или через

выборные органы;

4) субъект и объект управления едины, совпадают;

5) саморегулирование происходит посредством сообща принятых социальных

норм;

6) общие дела ведутся совместно, вместе принимаются решения;

7) интересы сообщества отстаиваются и защищаются на основе

самодеятельности.

Самоуправление как одна из форм организации человеческого общежития

основывается на принципах свободы, равенства и непосредственного участия

(прямого волеизъявления) в управлении.

Термин «самоуправление» обычно используется применительно к нескольким

уровням объединения людей:

. ко всему обществу: общественное самоуправление;

. к отдельным территориям: региональное и местное само-управление;

. к управлению производством: производственное самоуправ-ление

(например, самоуправление учреждений образования);

. к управлению общественных объединений и др. Каково соотношение

демократии и самоуправления? Можно ли их отождествлять?

Нельзя ставить знак равенства между демократией и самоуправлением,

поскольку самоуправление - более объемное понятие и более долговременное

явление, чем демократия: оно предшествует ей и переживает ее.

Самоуправление сложилось в период родового строя. В условиях первобытного

рода публичная власть осуществлялась самим населением через общее собрание

членов рода. Здесь фактически совпадало управление и самоуправление,

поскольку все члены рода принимали участие в управлении его делами.

С возникновением государства на смену самоуправлению пришло управление:

государственный аппарат сосредоточил в своих руках власть, используя ее в

целях управления делами общества. Самоуправление не исчезло. Оно приобрело

локальный характер. Оно «ушло» в определенные структуры и сферы жизни

(далекие от центра) - крестьянские общины, рабочие артели. В средние века

оно проявилось в самоуправлении городов (магдебургское право), в казацких

объединениях (например, в Украине), в новое время - в земском

самоуправлении, автономии университетов (например, в дореволюционной

России).

Но противопоставлять демократию и самоуправление нельзя, поскольку

демократия предполагает самоуправление, тогда как самоуправление может

существовать и без демократии как формы политической власти народа.

На ранних стадиях общественного развития системы самоуправления нередко

входили в конфликт с недемократической формой государства (например,

Запорожская Сечь в Украине с монархической формой правления в России). По

мере развития демократии - со времени возникновения буржуазных государств,

провозгласивших источником власти народ, - самоуправление находит в

демократии гаранта своей эффективности.

Рассматривая самоуправление и демократию можно выделить общие черты:

. строятся на одинаковых принципах свободы, равенства, гласности;

. являются формами осуществления власти;

. реализуются непосредственно и через выборные органы;

. могут осуществляться с использованием общей нормативной базы.

Однако между ними есть различия:

|Самоуправление |Демократия |

|Возникает по времени раньше демократии|Возникает по времени позже |

| |самоуправления |

|Может существовать без демократии |Предполагает наличие систем |

| |самоуправления |

|Не имеет политического характера, но |В обществе существует только одна |

|может приобретать и политический |государственная система демократии |

|характер | |

|В обществе может быть несколько систем|Основные формы и институты демократии |

|самоуправления |закреплены в законе, что определяет их|

| |обязательность для всех |

|Самоуправляющиеся организации |Имеет только политический характер |

|действуют в рамках закона | |

Государственное управление и самоуправление - не альтер-нативны. В

рамках демократии они действуют параллельно на основе взаимодействия и

взаимного дополнения. Демократия является условием развития самоуправления.

Самоуправление является ядром демократии. Элементы самоуправления

используются при осуществлении политической власти. В моменты участия в

решении государственных дел системы самоуправления приобретают политический

характер, который определяется конкретной мерой этого участия.

Самоуправление в сфере производства находит проявление в экономике

многих стран, где существует самоуправленческий сектор, куда входят

предприятия, выкупленные и управляемые трудовыми коллективами. Здесь

производственная демократия выражается в соучастии работников в управлении

предприятиями совместно с администрацией. На началах самоуправления

действуют кооперативы, индивидуальные и семейные предприятия.

Особой разновидностью самоуправления является местное самоуправление

5. Демократия как общечеловеческая ценность

Несмотря на то что во все времена демократия понималась и трактовалась

по-разному, несомненно одно: она как политическая и правовая ценность стала

неотъемлемым элементом сознания людей всего мира. Но практически нет такой

окончательной стадии демократии, которая удовлетворяла бы всех. Испытывая

ограничения, человек вступает в конфликт с государством, когда не

обнаруживает в законах ту справедливость, "которая положена им в основу

своего существования, когда не принимается во внимание неравенство

природных способностей и заслуг, когда отсутствует признание в зависимости

от политической зрелости, умения, опыта и т.п. Воля к справедливости (а ее

значимость велика для демократии) никогда не бывает полностью

удовлетворена, а демократия (не формальная) ни в одном государстве не может

быть достигнута полностью и окончательно. К демократии нужно постоянно

приобщаться, пробуждать свою волю, выражать взгляды, проявлять политическую

активность, т.е. становиться более зрелым для демократической деятельности.

Демократия - благо лишь тогда, когда она соответствует культуре и

менталитету народа.

Рассмотрим основные ценности демократии как общественно-политического

явления.

1) Собственная ценность раскрывается через ее социальное

назначение - служить пользе личности, обществу, государству:

1. установить соответствие между формально провозглашенными и

реально действующими принципами свободы, равенства,

справедливости, реально воплотить их в личную общественную и

государственную жизнь;

2. сочетать государственные и общественные начала в системе

демократии как формы государства;

3. создать атмосферу гармонии интересов личности и государства,

консенсуса и компромисса между всеми субъектами демократии.

При демократии общество осознает преимущества социального

партнерства и солидарности, гражданского мира и согласия.

2) Инструментальная ценность - через ее функциональное

назначение - служить инструментом в руках человека для

решения общественных и государственных дел:

1. принимать участие в формировании органов государства и органов

местного самоуправления;

2. самоорганизовываться в партии, профсоюзы, движения и т.п.;

3. защищать общество и государство от противоправных действий,

откуда бы они ни исходили;

4. осуществлять контроль над деятельностью избираемых органов

власти и иных субъектов политической системы общества.

Инструментальная ценность демократии реализуется через ее

функции и функциональные институты.

3) Личностная ценность - раскрывается через признание прав

личности:

1. их формального закрепления;

2. реального обеспечения с помощью создания общесоциальных

(материальных, политических, духовно-культурных) и специштьно-

социальных (юридических) гарантий;

3. действия эффективного механизма их защиты;

4. установления ответственности за неисполнение обязанностей,

поскольку демократия - не средство для достижения честолюбивых

личных целей за счет умаления прав, свобод и законных

интересов другого лица либо любого субъекта демократии

В Украине взят курс на развитие демократии. В Европейской комиссии «За

демократию через право» (Венецианская комиссия) Украина имеет своего

представителя. Однако еще предстоит немало сделать для создания развитой

системы демократии. Необходимым условием для этого является наличие в

обществе консенсуса по основополагающим вопросам совместного проживания в

государстве, признание подавляющим большинством граждан «демократических

правил игры». Важна тенденция к гармонии общественных, групповых и

индивидуальных интересов при наличии ценностного приоритета личности по

отношению к коллективу, нравственной готовности к компромиссам,

самоограничению и самодисциплине, уважения других людей, закона, мнения

большинства.

Тем народам, которые готовы к признанию автономии личности и ее

ответственности, демократия создает наилучшие возможности для реализации

гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости,

социального творчества.

6. Демократия и права социальных меньшинств

Все демократии являются политическими системами, в которых граждане

свободно принимают политические решения в соответствии с волей большинства,

т.е. по большинству голосов. Однако подчинение меньшинства большинству не

всегда бывает демократическим. В демократическом обществе воля большинства

должна сочетаться с гарантиями прав личности, которые в свою очередь служат

защите прав меньшинства — будь то этническое меньшинство, религиозное или

политическое. Права меньшинства не зависят от доброй воли большинства и не

могут быть отменены большинством голосов.

Уже демократии прошлого знали принцип большинства и проводили его в

жизнь. Но только с развитием буржуазного общества, появлением теорий

естественного права и разделения властей соотношение между большинством и

меньшинством в их правах приобрело политическую принципиальность. Некоторые

мыслители (Ж.-Ж. Руссо) считали, что решения большинства обязательны для

меньшинства. Другие (Дж.Милль, Б. Констан, Г.Спенсер, О. Токвиль)

требовали, чтобы воле большинства были поставлены границы, поскольку полное

господство большинства - путь к угнетению, тирании. Границей воли

большинства призваны были стать права отдельного индивида. Формами защиты

индивида и меньшинства назывались независимый суд, административная

юстиция, представительство меньшинства в парламенте и др.

Рассмотрим право меньшинства в парламенте.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.