Проблемы определения таможенной стоимости
таможни", с указанием даты, подписи и оттиском личной номерной печати
-должностного лица. На основании произведенной корректировки декларантом
дополнительно производятся соответствующие
изменения в графах ДТС, при этом допускается заполнение нового бланка при
наличии большого количества исправлений. О своем согласии с исправлением,
декларантом заполняется графа "10.6.".
При отсутствии разногласий по корректировке таможенная стоимость
считается скорректированной окончательно с заполнение формы корректировки
таможенной стоимости (КТС-1, КТС-2), которая может быть заполнена как
декларантом, так и должностным лицом таможенного органа.
Не исключены варианты, когда декларант не согласен с корректировкой
таможенной стоимости и с внесением изменений в ДТС, при этом, оставляя за
собой право, отказаться от подписи на бланках ДТС. За ним оставлено право
письменно запросить у таможенного органа разъяснения причин, по которым не
принята заявленная им таможенная стоимость. Независимо от сроков и вопросов
обжалования, клиент обязан во всех случаях произвести оплату всех
начисленных (доначисленных) таможенных платежей, т.е. в соответствии со ст.
119 ТК РФ - платежи уплачиваются до или одновременно с принятием ГТД.
В п.2.10. Положения определены условия обеспечения уплаты начисленных
таможенных платежей, что соответствует п. 3 ст. 15 Закона "О таможенном
тарифе" и ст. 122 ТК РФ:
• под залог имущества,
• под гарантии уполномоченного банка,
• с внесением сумм на депозит таможенного органа.
Отсутствие необходимых документов на дату таможенного оформления в
подтверждение - заявленной таможенной стоимости дает право должностному
лицу
таможенного поста произвести условную (временную) таможенную оценку
товаров и
запросить дополнительные сведения в пределах установленного срока (но не
более 60 дней). Данное право таможенного органа закреплено Таможенным
кодексом РФ: "...для проверки информации, содержащейся в таможенной
декларации, должностное лицо таможенного органа вправе запросить
дополнительные сведения и установить сроки для их представления".
В качестве согласия, принятым решением таможни, декларант
предоставляет письменное заявление по конкретным ГТД с просьбой
предоставить товар в свое пользование, и указывает гарантию уплаты
доначисленных платежей под конкретные условия обеспечения (т.е. залог
имущества, гарантию банка или депозит таможни). Данное заявление,
подписанное распорядителями кредитов предприятия, является официальным
юридическим документом, поскольку в заявлении указываются согласованные
сроки представления документов, от которых зависит принятие окончательного
решения по оценке товаров. В случае если клиент не предоставляет документы
в определенные сроки,
таможня оставляет за собой право считать таможенную оценку окончательной и
не
возвращать доначисленные в связи с этим платежи.
Как показала практика работы Томской таможни и по мнению декларантов,
наибольшее количество корректировок с условным выпуском товара впоследствии
становятся окончательными без предоставления декларантом дополнительных
документов в течение определяемого срока.
Данную ситуацию можно объяснить следующими причинами:
а) нежелание участника ВЭД затрачивать дополнительное время для повторной
работы с таможенным учреждением;
б) предположение, что декларируемая таможенная стоимость даже с учетом
условно-
таможенной оценки удовлетворяет клиента, т.к. часто в действительности
реальная стоимость товара несколько выше. Однако данные факты можно
подтвердить только в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности
участников ВЭД по данным бухгалтерского учета. Поэтому подобные участники
ВЭД ставятся на особый учет для последующей проверки силами таможенной
инспекции;
в) элементарная халатность лиц, уполномоченных организацией - декларантом,
при исполнении своих обязательств перед таможенными органами.
В случае условного выпуска товаров по заявлению клиента в
соответствующих графах ДТС, КТС И ГТД таможенным органом делается отметка о
сроке корректировки и форме обеспечения уплаты таможенных платежей. После
представления всех дополнительных документов, но до истечения
установленного срока, осуществляется пересчет таможенной стоимости и,
соответственно, таможенных платежей с заполнением нового бланка КТС.
Установленный порядок ориентирован на предотвращение необоснованного
увеличения общих сроков таможенного оформления товаров и задержку их
выпуска, чем может быть нанесен значительный ущерб коммерческой
деятельности. При этом вся процедура таможенной оценки должна укладываться
в сроки в соответствии со ст. 194 ТК РФ не позднее 10 дней с момента
принятия ГТД к таможенному оформлению.
На практике основными причинами корректировки являются не включение в
расчет таможенной стоимости транспортных расходов в соответствии с
условиями поставки, коммерческих услуг, предусмотренных по контракту, а
также технические ошибки. Во всех случаях оплата доначисленных сумм
таможенных платежей и сборов производилась путем
внесения денежных средств на депозит таможни в ходе таможенного
оформления.
Другие формы обсечения уплаты таможенных платежей не пользуются
популярностью среди участников ВЭД, что объясняется:
во-первых, недостаточным знанием нормативной базы таможенного дела и полной
неосведомленностью о существовании подобных форм, особенно "под залог
имущества";
во-вторых, незначительностью доначисленных сумм таможенных платежей и
сборов в ходе корректировок, которые оплачивались клиентами тотчас в ходе
таможенного оформления;
в-третьих, до сегодняшнего дня в перечень уполномоченных банков, имеющих
право
выдавать гарантии по согласованию с ГТК РФ, входили, в основном, столичные
банки, что
затрудняет использование этой формы, к примеру, участниками ВЭД г. Томска.
Как показывает, анализ документов, представленных к таможенному
оформлению в Томской таможне, чаще всего случаи проведения корректировки
таможенной стоимости и таможенных платежей встречаются:
• при выявлении и исправлении в форме ДТС-1, ДТС-2 арифметических ошибок,
повлиявших на цену сделки;
• при выявлении несоответствия величины и структуры таможенной стоимости
предъявленным в подтверждение документам и уточнении цены;
• при необходимости осуществление временной условной оценки;
• при окончательном определении таможенной стоимости в случае
предоставления декларантом дополнительной информации.
• при проведении таможенной оценки таможенным органом.
Следует отметить, что нормативными документами ГТК строго определено
проведение корректировки только в процессе таможенного оформления. В
частности, указанием ГТК РФ' № 01-12/835 запрещено таможенным органам
принимать к рассмотрению документы по вопросу корректировки таможенной
стоимости в связи с отклонением по количеству и качеству после выпуска
товаров в свободное обращение и предписано руководствоваться только
пунктами, оговоренными в приложении N 3 и приказе N 1, т.е. только в ходе
таможенного оформления. Однако п.3.1 в "типе корректировки" указано на
возможность проведения корректировки после выпуска товаров в свободное
обращение, что возможно в ходе проверок финансово-хозяйственной
деятельности участников ВЭД, по результатам которой возможна корректировка
таможенной стоимости с начислением платежей. В других случаях разрешение
подобной ситуации возможно только по решению ГТК РФ, куда предоставляется
весь пакет документов для принятия окончательного решения.
Отделом таможенной стоимости и валютного контроля Томской таможни,
особое внимание уделяется определению условно-таможенной оценки ввозимых
физическими лицами транспортных средств. При наличии оснований полагать,
что заявленная стоимость не является достоверной, отдел самостоятельно
определяет стоимость ввозимых транспортных средств на основании имеющейся в
отделе ценовой информации и каталогов "Super Schwacke" с учетом времени
изготовления транспортного средства, страны его происхождения, пройденного
километража и других технических характеристик.
В отделе, на таможенных постах ведется сбор ценовой информации по
переоцененным
транспортным средствам. Получаемая ценовая информация по новым и
подержанным автомашинам необходима и полезна в работе, постоянно
используется при переоценке автомашин.
Однако названный каталог и ряд других каталогов иностранных фирм-
поставщиков транспортных средств, которые рекомендованы ГТК России как
базовые для определения
таможенной стоимости автомобилей , определяет продажную цену автомобилей с
учетом стоимости предпродажной и сервисной подготовки, вследствие чего в
отдельных случаях в 2-4 раза завышается таможенная стоимость товара по
сравнению с реальной таможенной стоимостью.
В целях применения методов определения ТС необходимо уточнить, что в
нормативных документах понимается под определением "стоимость". Ранее, в
соответствии с Приказом ГТК N 283 понятие "фактурной" и "таможенной"
стоимости были идентичны, что создавало проблемы для целей валютного
контроля. С введением в действие с 01.08.94 Приказа ГТК России N 162 в
таможенном отношении стали применяться два принципиально разных термина:
• таможенная стоимость;
• фактурная стоимость - цена товара фактически уплаченная или подлежащая
оплате. Следовательно, фактурную стоимость можно расценивать, как цену
сделки. Основой для таможенной стоимости является цена, документально
подтвержденная счетом-фактурой (или счетом-проформой для условно
стоимостных целей). При этом счет-фактура должен быть уплачен или
предъявлен к оплате. Тем не менее, анализ применения метода 1 убеждает, что
для полной достоверности применения данного метода необходимо иметь
однозначно оплаченный счет и выписку из лицевого счета (подтверждение
оплаты). В противном случае неоплаченные счета в дальнейшем могут вызывать
сомнения в полноте оплаченной суммы. Поэтому, при определенных
обстоятельствах, здесь для определения таможенной оценки товара наиболее
применим метод 6 на базе гибкого использования метода 1.
При определении ТС в цену сделки включаются все расходы, связанные с
доставкой товара до границы РФ, если они не были ранее в нее включены (п.1
ст. 19 Закона) в зависимости от условий поставки.
На цену могут оказывать существенное влияние:
• скидки;
• несоответствие по количеству и качеству;
• косвенные платежи, о которых наиболее подробно расписано в титульном
листе ДТС.
При заключении внешнеторговой сделки партнеры должны четко распределить
между собой многочисленные обязанности, связанные с доставкой товара от
продавца к покупателю, о чем указывалось выше. Для унификации понимания
прав и обязанностей сторон контракта и были разработаны базисные условия
поставки, которые определяют распределение обязанностей между продавцом и
покупателем по доставке товаров, устанавливают момент перехода риска
случайной гибели и порчи товара с продавца на покупателя.
Базисными эти условия называются потому, что они устанавливают базис
(основу) цены в зависимости от того, включаются ли расходы по доставке
товара или нет.
В отношении стран СНГ допускается представление, вместо счета-фактуры,
подробной товарной сертификации и платежного поручения. Однако, оба
документа должны содержать все необходимые реквизиты для таможенного
оформления (наименование товара, цена за единицу, общая стоимость, дата
платежа, банковские реквизиты и др.). Но в любом случае, при оценке товара
в таможенных целях, в таможенной стоимости должны быть учтены установленные
Законом дополнительные начисления к цене:
• комиссионные и посреднические услуги;
• расходы на упаковку и тару;
• стоимость товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по
сниженным ценам;
• лицензионные и иные платежи;
• расходы по доставке товара до места ввоза или места назначения в
соответствии с предъявленными документами.
По практике работы ОКТСиВК Томской таможни, преобладающими
дополнительными начислениями являются только транспортные расходы и
страхование.
Возможны исключения из цены сделки расходы по доставке товара при
транспортировке его по таможенной территории РФ. Главное требование
-документальное подтверждение, а в отношении транспортных расходов -
вычитание возможно только при условии официальных расчетов, произведенных
специализированными транспортными организациями. Основными вычитаниями из
ТС являются:
• расходы по монтажу, сборке и наладке оборудования или оказанию
технической помощи после ввоза;
• расходы по доставке товара после ввоза до места назначения;
• расходы по уплате таможенных платежей и сборов при определенных условиях
поставок.
В случаях, когда невозможно определить стоимость сделки по методу 1,
таможенная стоимость определяется в соответствии с Законом РФ "О таможенном
тарифе" по методам 2-6, последовательно их применяя. При этом заполняется
бланк по форме ДТС-2. Нормативными документами ГТК России подробно описаны
процедуры реализации других методов определения таможенной стоимости
товаров.
Условиями использования метода 2 (по цене сделки с идентичными
товарами) являются:
• товары проданы для ввоза в РФ,
• товары ввезены одновременно или не ранее чем за 90 дней до ввоза
оцениваемых товаров,
• товары ввезены на тех же коммерческих условиях,
• товары ввезены примерно в тех же количествах, что и оцениваемые товары.
Наиболее влияют на цену сделки с идентичными товарами, при прочих равных
условиях, сохранение коммерческих условий и количественных элементов.
Поэтому корректировка цены сделки для придания ей идентичности производится
с учетом этих двух характеристик.
В качестве объективных доказательств целесообразности и точности
корректировок для таможенных органов могут служить действующие прейскуранты
производителя, относящиеся к различным условиям и различным количествам.
При этом должны производиться все дополнительные доначисления, связанные с
условиями поставки.
При использовании метода 3 (по цене сделки с однородными товарами) в
качестве базы для определения таможенной стоимости принимается условная
единица по товарам, однородным импортируемым. Применение метода 3 основано
на тех же принципах, что и применение метода 2, но различие между ними в
физических характеристиках. Поэтому однородные товары имеют только сходные
характеристики (а не одинаковые во всех
отношениях) и состоят из схожих элементов, что помогает их использовать в
качестве
однородных.
Практически сложность применения второго и третьего методов при их
однотипности применения заключается в следующем:
• ограниченность по времени в применении оцениваемых товаров в качестве
идентичных или однородных;
• жесткие параметры определения идентичности или однородности товаров.
Согласно п.2 ст. 18 Закона при невозможности использования методов 2-3 при
определении таможенной стоимости можно перейти к применению методов 4 или
5. Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в любой
последовательности в системе иерархичности применения методов.
Суть метода 4 (на основе вычитания стоимости) заключается в том, что
за основу
определения таможенной стоимости берется продажная цена, по которой
идентичные или
однородные товары продаются на внутреннем рынке в неизменном состоянии.
В основе продажной цены лежит цена единицы товара:
• по которой идентичные и однородные оцениваемые товары продаются
наибольшей партией на территории РФ;
• ввезенного не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемого товара;
• при которой продавец и покупатель не взаимозависимы относительно друг
друга. Для возможного применения внутренней цены из нее необходимо выделить
те элементы, которые характерны только для внутреннего рынка, т.е. затраты,
произведенные после импорта данных товаров, а именно:
• комиссионные вознаграждения, погрузка, разгрузка, страхование,
транспортировка на территории РФ после выпуска товаров в свободное
обращение;
• взимаемые импортные таможенные пошлины, сборы и налоги подлежащие уплате
в
РФ в связи с ввозом и продажей товаров.
Особенностью применения приемлемых продажных цен является то, что при
ее расчете необходимо выйти на первую перепродажу импортных товаров.
Сложность применения данного метода на практике заключается в том, что:
• аналогично с методами 2-3 имеется ограниченность по времени использования
оцениваемых товаров;
• имеется сложность в определении первичного звена перепродажи при наличии
целой
цепи посредников в реализации сделки;
• имеется проблематичность в поиске полной продажной цены на внутреннем
рынке особенно в неизменном состоянии и вычитании из нее компонентов,
которые специфичны для каждого региона в зависимости от их удаленности.
Применение метода 5 (на основе сложения стоимости) регламентировано
ст.23 Закона и основывается на цене товара, рассчитанной сложением
компонентов, характеризующих все издержки и затраты на производство
оцениваемых товаров с учетом предполагаемой прибыльности получаемой
Страницы: 1, 2, 3, 4
|