рефераты бесплатно

МЕНЮ


Организация валютного контроля над экспортной выручкой

Организация валютного контроля над экспортной выручкой

Содержание

1. Введение……………………………………………………………..3

2. Понятия и цели валютного контроля, правовая база…………….5

3. Контроль за экспортом валютной выручки……………………….9

1. Банковский контроль за поступлением валютной выручки от

экспорта товаров………………………………………….13

2. Передача Банками в ГТК России сведений о поступлении валютной

выручки от экспорта товаров…………………...18

3. Права и обязанности органов валютного контроля……….21

4. Ответственность Банков…………………………………………..24

5. Ответственность Экспортеров……………………………………25

1. Ответственность сотрудников Экспортеров и Ответственных лиц

Банков…………………………………27

6. Заключение………………………………………………………...28

Список литературы………………………………………………..30

1. Введение

Экспортно-импортные потоки товаров и услуг являются одним из

показателей уровня развития стран. Вне всякого сомнения, не всегда возможно

стать экспортером продукции, даже имея абсолютные и сравнительные

преимущества в издержках производства, обеспеченность факторами

производства. Позиции экспортера и импортера в значительной степени зависят

от степени развития конкуренции на международных рынках и внутри страны.

Экспорт и импорт товаров проявляется как на макроэкономическом, так и на

микроэкономическом уровне.

Что касается макроэкономического развития, то каждая страна стремится

как можно больше экспортировать, а импортировать в размерах экспортной

выручки, что в экономической науке определяется функцией экспорта и

импорта. Чтобы их использовать, необходимо отвлечься от валютных курсов,

потребительских предпочтений в различных странах и структурных

характеристик экономики. Так, уровень экспорта страны рассматривается как

возрастающая функция национального дохода других стран. Иначе говоря,

экспорт возрастает с ростом национального дохода других стран и наоборот, а

импорт данной страны возрастает с ростом национального дохода страны. Таким

образом, имеются определенные взаимозависимости между экспортом, импортом и

национальным доходом двух стран, что объясняется мультипликатором внешней

торговли. Действие мультипликатора внешней торговли выражается в том, что

увеличение инвестиций в какой-то стране вызывает в ней прежде всего

повышение дохода в результате нормального мультипликационного процесса. Но

по мере роста национального дохода этой страны увеличивается также объем ее

импорта, а поскольку импорт этой страны является одновременно экспортом

другой страны, то возрастает также и национальных доход последней. В свою

очередь рост ее национального дохода вызывает увеличение импорта данной

страны, а поскольку он представляет собой одновременно экспорт первой

страны, то это снова ведет к увеличению дохода первой страны. Таким

образом, выражается зависимость между такими экономическими параметрами,

как национальный доход, экспорт, импорт.

2. Понятия и цели валютного контроля, правовая база

Как уже было сказано целью валютного контроля является обеспечение

экспортерами зачисления валютной выручки от экспорта товаров на свои

валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации. Зачисление

выручки от экспорта товаров на иной счет, чем счет Экспортера в

уполномоченном банке, указанный в контракте, допускается только при наличии

у Экспортера разрешения Банка России.

Для целей настоящего диплома используются следующие основные понятия:

Экспортер - предприятие (учреждение, организация) либо физическое лицо

- резидент Российской Федерации, от имени которого заключен контракт

(договор, соглашение) на экспорт товаров (далее - контракт);

Банк - уполномоченный банк либо его филиал, где ведется счет, на

который должна поступить валютная выручка от экспорта товаров по данному

контракту;

Паспорт сделки (далее сокращенно - ПС) - базовый документ валютного

контроля, оформляемый Экспортером в Банке и содержащий сведения о

внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления этого контроля,

изложенные в стандартизированной форме;

Учетная карточка таможенно-банковского контроля (далее сокращенно -

УК) - возвратный документ, формируемый таможенными органами для направления

в Банки и содержащий часть сведений на грузовой таможенной декларации

(далее - ГТД), необходимых Банкам для осуществления контроля за

поступлением валютной выручки от экспорта товаров;

Реестр - документ, объединяющий УК, направляемые в один Банк и имеющие

одну контрольную дату возврата в таможенные органы;

Досье - специальная подборка документов по контролю за поступлением

валютной выручки от экспорта товаров. Досье формируется уполномоченными

банками по каждому ПС;

Журнал - журнал, который ведется Банком для отдельного учета входящих

и исходящих документов валютного контроля, указанных в настоящей

Инструкции;

Ответственные лица Банка - сотрудники Банка, уполномоченные

подписывать ПС и совершать иные действия по валютному контролю от имени

Банка, как агента валютного контроля.

В настоящее время поступление выручки от экспорта товара регулируется

в первую очередь совместной Инструкцией ЦБ и Государственного Таможенного

Комитета №19 от 12 октября 1993 года и №01-20/10283 (соответственно) "О

порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую

Федерацию валютной выручки от экспорта товаров", а также Законом РФ №3615-1

от 09.10.92г. «О валютном регулировании и валютном контроле», Инструкцией

ЦБ №7 от 29.06.92г. «О порядке обязательной продажи организациями части

валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на

внутреннем валютном рынке РФ» и рядом других нормативных документов.

Физические и юридические лица, как отечественные, так и иностранные,

принимающие участие в валютных операциях в Российской Федерации, делятся на

резидентов и нерезидентов.

Резидентами являются:

- физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе

временно находящиеся за границей;

- юридические лица, созданные в соответствии с Российскими законами,

с местонахождением на территории Росси;

- дипломатические и иные официальные представительства России за ее

пределами и другие.

Нерезидентами считаются:

- физические лица, постоянно проживающие за границей, в том числе

временно находящиеся в России;

- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством

иностранных государств с местонахождением за пределами России;

- находящиеся в России иностранные дипломатические и иные официальные

представительства, а также международные организации и другие.

Расчеты между юридическими лицами-резидентами в иностранной валюте

производятся на основании заключенных между ними договоров (контрактов).

Сделки купли-продажи свыше 10 тыс. ам.долларов фиксируются в

территориальными управлениями Банка России.

Резиденты, как юридические, так и физические лица, могут иметь счета и

вклады в иностранных валютах в уполномоченных коммерческих банках России.

Порядок открытия валютных счетов в российских банках и осуществления через

эти счета операций устанавливает Центральный банк РФ. Для открытия

валютного счета юридическому лицу необходимо предоставить в уполномоченный

коммерческий банк ряд документов:

- заявление на открытие счета;

- нотариально заверенные копии устава организации и учредительных

документов;

- свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

- документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах и

регистрацию в качестве плательщика страховых взносов;

- документ о регистрации в органах государственной статистики;

- заверенную нотариусом карточку с образцами подписей лиц, имеющих в

данной организации право распоряжаться иностранной валютой.

Организации и предприятия могут иметь несколько валютных счетов в

одном или в ряде коммерческих банков, как и вправе открывать счета в

нескольких валютах.

Поступления в иностранной валюте в пользу предприятий и организаций за

экспорт товаров (работ, услуг), а также выручка от реализации товаров

(работ, услуг) за иностранную валюту на территории России подлежат

обязательному зачислению на валютные счета в уполномоченных банках России.

Следует отметить, что под сокрытой выручкой в иностранной валюте понимается

выручка, не зачисленная на счета в уполномоченных банках на территории РФ,

не зависимо от того, что она нашла отражение в бухгалтерском учете

предприятия.

Уполномоченные банки открывают каждому предприятию и организации

параллельно два вида счетов:

- транзитный валютный счет – для зачисления в полном объеме

поступлений в иностранной валюте;

- текущий валютный счет – для учета средств, остающихся в

распоряжении предприятий и организаций после обязательной продажи

части валютной выручки.

Предприятия и организации независимо от форм собственности, включая

предприятия с участием иностранного капитала, осуществляют продажу 75%

валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном

рынке Росси через уполномоченные банки по рыночному курсу [7].

При зачислении валютной выручки на транзитный валютный счет

предприятия уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня извещает

об этом предприятие, а последнее дает поручение этому банку на обязательную

продажу валюты и на перечисление оставшейся части на свой текущий валютный

счет. Уполномоченный банк должен продать полученную от предприятия

иностранную валюту в течение семи рабочих дней.

По операциям уполномоченных банков, связанных с обязательной продажей

части экспортной валютной выручки на внутреннем валютном рынке, их

комиссионное вознаграждение не должно превышать 1,3% от суммы продаваемой

иностранной валюты (включая расходы по выплате комиссионного вознаграждения

межбанковским валютным биржам), (в АКБ «Северный Народный Банк» тариф на

выполнение функций агента валютного контроля установлен в 0,1% от суммы

контракта, а комиссионное вознаграждение устанавливается в пределах 0,7-

0,9% от суммы продаваемой иностранной валюты (см Приложение №12));

комиссионное вознаграждение межбанковских валютных бирж – не более 0,3% от

суммы нетто – продажи иностранной валюты, проведенной через биржу.

Оставшаяся после обязательной продажи часть валютной выручки может

быть реализована на валютном рынке по курсу рубля, устанавливаемому

предприятием по согласованию с уполномоченным банком, или использована на

оплату закупаемых предприятием за границей товаров и на другие нужды.

С текущего валютного счета отечественные предприятия и организации

могут получить наличную иностранную валюту или преобрести чеки в

иностранной валюте, но только на расходы, связанные с загранкомандировками

своих сотрудников (не ранее чем за три банковских дня до их убытия в

командировку).

3. Контроль за экспортом валютной выручки

Контроль за экспортом начинается с момента оформления экспортером и

обслуживающим его коммерческим банком паспорта сделки, в котором содержатся

основные данные контракта (реквизиты экспортера и иностранного контрагента,

сумма сделки, валюта цены и платежа, форма расчетов и другие). В связи с

последующей обработкой приводимых в многочисленных паспортах сделок

сведений на электронных машинах, эти данные кодируются согласно

выработанному классификатору. По поставкам товаров в страны СНГ паспорта

сделок не оформляются.

По каждому заключенному Экспортером контракту оформляется один ПС,

подписываемый одним уполномоченным банком, на транзитный валютный счет, в

котором в последующем должна поступить от импорта нерезидента вся валютная

выручка от экспорта товаров по данному контракту. Форма и порядок

оформления Экспортером ПС приводятся в Приложении №1. ПС оформляется в двух

экземплярах. В нашем случае по ПС (см Приложение №8) видно, что данный ПС

предназначен для валютного контроля за поступлением выручки от экспорта

товара, 12893032 – код Банка по ОКПО, и номер ПС – 12. Номер контракта

соотвествует номеру действительного контракта, сумма контракта – 2900000

долларов США, форма расчетов – перевод, поступление выручки в течение 60

дней. Также необходимо заметить, что на ПС стоит особая отметка Банка –

сумма контракта может быть изменена.

Экспортер одновременно с заполненным и подписанным от его имени ПС

представляет в Банк оригинал или заверенную лицом, имеющим право первой

подписи по счету Экспортера, и скрепленную печатью Экспортера копию

контракта, на основании которого был составлен ПС.

С подписанием ПС Экспортер принимает на себя ответственность за:

- полное соответствие сведений, приведенных в ПС, условиям контракта,

на основании которого был составлен данный ПС;

- зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от

экспорта товаров по контракту, на основании которого был составлен

данный ПС, на транзитный валютный счет Экспортера в Банке, в

который он представляет ПС для оформления.

Банк рассматривает представленные ему документы (проверяет

соответствие данных ПС условиям контракта, соответствие подписи на ПС

образцу подписи в карточке образцов подписей лиц, имеющих право первой

подписи по счету Экспортера) и подписывает представленные Экспортером

экземпляры ПС.

Первый экземпляр ПС возвращается Экспортеру вместе с оригиналом или

копией контракта, что отражается в Журнале в графе "Исходящие". Форма и

порядок ведения Журнала приведены в Приложении №2.

Второй экземпляр ПС служит основанием для открытия Банком Досье, в

которое он помещается для хранения.

С подписанием ПС Банк принимает данный контракт на расчетное

обслуживание и выражает согласие на выполнение функции по контролю за

поступлением валютной выручки от экспорта товаров по этому контракту.

Наличие хотя бы одного из следующих условий является для Банка

основанием для отказа в подписании ПС. Такими условиями являются:

- несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям,

указанным в ПС;

- несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций

требованиям действующего законодательства Российской Федерации;

- оформление ПС с нарушениями установленных требований;

- наличие в контракте условий, предусматривающих зачисление валютной

выручки по нему на счета предприятий или лиц, не являющихся

Экспортерами по данному контракту в соответствии с 19 инструкцией;

- отсутствие в контракте условий, предусматривающих зачисление

выручки на счет Экспортера в уполномоченном банке Российской

Федерации;

- отсутствие в контракте каких-либо сведений, необходимых для

составления ПС в установленном порядке.

При отказе в подписании ПС Банк возвращает Экспортеру представленные

им документы и при этом может дать Экспортеру рекомендации по оформлению ПС

и внесению изменений в условия контракта, связанные с оформлением ПС.

В случае внесения сторонами изменений в контракт, затрагивающих

сведения, которые ранее использовались при составлении ПС, подписанного

Банком по данному контракту, Экспортер в 10-дневный срок с даты внесения

указанных изменений, но не позднее представления к таможенному оформлению

товаров, экспортируемых на основании внесенных в контракт изменений и/или

дополнений, представляет в Банк:

- оригиналы или копии дополнений и/или изменений к контракту,

заверенные подписью лица, имеющего право первой подписи по счету

Экспортера, и скрепленные его печатью;

- дополнительные листы к ПС, составляемые по форме ПС, но с

заполнением только тех граф (позиций), сведения в которых подлежат

уточнению.

Дальнейшее оформление и использование дополнительных листов к ПС

осуществляется в порядке, предусмотренном для самих ПС.

Следующим этапом валютного контроля является таможенное оформление

экспортных товаров.

Заблаговременно до представления таможенным органам экспортных товаров

к таможенному оформлению Экспортер в порядке, согласованном с Банком,

получает в последнем ксерокопии с хранящихся в Банке оригинала ПС и

дополнительных листов к нему, если таковые были подписаны Банком, (далее

вместе - ПС), заверенные Ответственным лицом Банка и скрепленные печатью

Банка.

Декларант до предъявления товаров к таможенному оформлению снимает

копию с подготовленной ГТД на экспортируемые товары.

Таможенные органы принимают экспортные товары к таможенному оформлению

только при предъявлении им в дополнение к прочим документам,

предусмотренным таможенным законодательством Российской Федерации,

ксерокопии ПС, заверенной Ответственным лицом Банка и скрепленной печатью

Банка, а также копии с ГТД на оформляемый груз.

Таможенные органы сверяют соответствие данных, содержащихся в ПС,

данным, заявленным в ГТД, и другим имеющимся в их распоряжении документов,

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.