Организация валютного контроля над экспортной выручкой
Организация валютного контроля над экспортной выручкой
Содержание
1. Введение……………………………………………………………..3
2. Понятия и цели валютного контроля, правовая база…………….5
3. Контроль за экспортом валютной выручки……………………….9
1. Банковский контроль за поступлением валютной выручки от
экспорта товаров………………………………………….13
2. Передача Банками в ГТК России сведений о поступлении валютной
выручки от экспорта товаров…………………...18
3. Права и обязанности органов валютного контроля……….21
4. Ответственность Банков…………………………………………..24
5. Ответственность Экспортеров……………………………………25
1. Ответственность сотрудников Экспортеров и Ответственных лиц
Банков…………………………………27
6. Заключение………………………………………………………...28
Список литературы………………………………………………..30
1. Введение
Экспортно-импортные потоки товаров и услуг являются одним из
показателей уровня развития стран. Вне всякого сомнения, не всегда возможно
стать экспортером продукции, даже имея абсолютные и сравнительные
преимущества в издержках производства, обеспеченность факторами
производства. Позиции экспортера и импортера в значительной степени зависят
от степени развития конкуренции на международных рынках и внутри страны.
Экспорт и импорт товаров проявляется как на макроэкономическом, так и на
микроэкономическом уровне.
Что касается макроэкономического развития, то каждая страна стремится
как можно больше экспортировать, а импортировать в размерах экспортной
выручки, что в экономической науке определяется функцией экспорта и
импорта. Чтобы их использовать, необходимо отвлечься от валютных курсов,
потребительских предпочтений в различных странах и структурных
характеристик экономики. Так, уровень экспорта страны рассматривается как
возрастающая функция национального дохода других стран. Иначе говоря,
экспорт возрастает с ростом национального дохода других стран и наоборот, а
импорт данной страны возрастает с ростом национального дохода страны. Таким
образом, имеются определенные взаимозависимости между экспортом, импортом и
национальным доходом двух стран, что объясняется мультипликатором внешней
торговли. Действие мультипликатора внешней торговли выражается в том, что
увеличение инвестиций в какой-то стране вызывает в ней прежде всего
повышение дохода в результате нормального мультипликационного процесса. Но
по мере роста национального дохода этой страны увеличивается также объем ее
импорта, а поскольку импорт этой страны является одновременно экспортом
другой страны, то возрастает также и национальных доход последней. В свою
очередь рост ее национального дохода вызывает увеличение импорта данной
страны, а поскольку он представляет собой одновременно экспорт первой
страны, то это снова ведет к увеличению дохода первой страны. Таким
образом, выражается зависимость между такими экономическими параметрами,
как национальный доход, экспорт, импорт.
2. Понятия и цели валютного контроля, правовая база
Как уже было сказано целью валютного контроля является обеспечение
экспортерами зачисления валютной выручки от экспорта товаров на свои
валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации. Зачисление
выручки от экспорта товаров на иной счет, чем счет Экспортера в
уполномоченном банке, указанный в контракте, допускается только при наличии
у Экспортера разрешения Банка России.
Для целей настоящего диплома используются следующие основные понятия:
Экспортер - предприятие (учреждение, организация) либо физическое лицо
- резидент Российской Федерации, от имени которого заключен контракт
(договор, соглашение) на экспорт товаров (далее - контракт);
Банк - уполномоченный банк либо его филиал, где ведется счет, на
который должна поступить валютная выручка от экспорта товаров по данному
контракту;
Паспорт сделки (далее сокращенно - ПС) - базовый документ валютного
контроля, оформляемый Экспортером в Банке и содержащий сведения о
внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления этого контроля,
изложенные в стандартизированной форме;
Учетная карточка таможенно-банковского контроля (далее сокращенно -
УК) - возвратный документ, формируемый таможенными органами для направления
в Банки и содержащий часть сведений на грузовой таможенной декларации
(далее - ГТД), необходимых Банкам для осуществления контроля за
поступлением валютной выручки от экспорта товаров;
Реестр - документ, объединяющий УК, направляемые в один Банк и имеющие
одну контрольную дату возврата в таможенные органы;
Досье - специальная подборка документов по контролю за поступлением
валютной выручки от экспорта товаров. Досье формируется уполномоченными
банками по каждому ПС;
Журнал - журнал, который ведется Банком для отдельного учета входящих
и исходящих документов валютного контроля, указанных в настоящей
Инструкции;
Ответственные лица Банка - сотрудники Банка, уполномоченные
подписывать ПС и совершать иные действия по валютному контролю от имени
Банка, как агента валютного контроля.
В настоящее время поступление выручки от экспорта товара регулируется
в первую очередь совместной Инструкцией ЦБ и Государственного Таможенного
Комитета №19 от 12 октября 1993 года и №01-20/10283 (соответственно) "О
порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую
Федерацию валютной выручки от экспорта товаров", а также Законом РФ №3615-1
от 09.10.92г. «О валютном регулировании и валютном контроле», Инструкцией
ЦБ №7 от 29.06.92г. «О порядке обязательной продажи организациями части
валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на
внутреннем валютном рынке РФ» и рядом других нормативных документов.
Физические и юридические лица, как отечественные, так и иностранные,
принимающие участие в валютных операциях в Российской Федерации, делятся на
резидентов и нерезидентов.
Резидентами являются:
- физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе
временно находящиеся за границей;
- юридические лица, созданные в соответствии с Российскими законами,
с местонахождением на территории Росси;
- дипломатические и иные официальные представительства России за ее
пределами и другие.
Нерезидентами считаются:
- физические лица, постоянно проживающие за границей, в том числе
временно находящиеся в России;
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством
иностранных государств с местонахождением за пределами России;
- находящиеся в России иностранные дипломатические и иные официальные
представительства, а также международные организации и другие.
Расчеты между юридическими лицами-резидентами в иностранной валюте
производятся на основании заключенных между ними договоров (контрактов).
Сделки купли-продажи свыше 10 тыс. ам.долларов фиксируются в
территориальными управлениями Банка России.
Резиденты, как юридические, так и физические лица, могут иметь счета и
вклады в иностранных валютах в уполномоченных коммерческих банках России.
Порядок открытия валютных счетов в российских банках и осуществления через
эти счета операций устанавливает Центральный банк РФ. Для открытия
валютного счета юридическому лицу необходимо предоставить в уполномоченный
коммерческий банк ряд документов:
- заявление на открытие счета;
- нотариально заверенные копии устава организации и учредительных
документов;
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
- документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах и
регистрацию в качестве плательщика страховых взносов;
- документ о регистрации в органах государственной статистики;
- заверенную нотариусом карточку с образцами подписей лиц, имеющих в
данной организации право распоряжаться иностранной валютой.
Организации и предприятия могут иметь несколько валютных счетов в
одном или в ряде коммерческих банков, как и вправе открывать счета в
нескольких валютах.
Поступления в иностранной валюте в пользу предприятий и организаций за
экспорт товаров (работ, услуг), а также выручка от реализации товаров
(работ, услуг) за иностранную валюту на территории России подлежат
обязательному зачислению на валютные счета в уполномоченных банках России.
Следует отметить, что под сокрытой выручкой в иностранной валюте понимается
выручка, не зачисленная на счета в уполномоченных банках на территории РФ,
не зависимо от того, что она нашла отражение в бухгалтерском учете
предприятия.
Уполномоченные банки открывают каждому предприятию и организации
параллельно два вида счетов:
- транзитный валютный счет – для зачисления в полном объеме
поступлений в иностранной валюте;
- текущий валютный счет – для учета средств, остающихся в
распоряжении предприятий и организаций после обязательной продажи
части валютной выручки.
Предприятия и организации независимо от форм собственности, включая
предприятия с участием иностранного капитала, осуществляют продажу 75%
валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном
рынке Росси через уполномоченные банки по рыночному курсу [7].
При зачислении валютной выручки на транзитный валютный счет
предприятия уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня извещает
об этом предприятие, а последнее дает поручение этому банку на обязательную
продажу валюты и на перечисление оставшейся части на свой текущий валютный
счет. Уполномоченный банк должен продать полученную от предприятия
иностранную валюту в течение семи рабочих дней.
По операциям уполномоченных банков, связанных с обязательной продажей
части экспортной валютной выручки на внутреннем валютном рынке, их
комиссионное вознаграждение не должно превышать 1,3% от суммы продаваемой
иностранной валюты (включая расходы по выплате комиссионного вознаграждения
межбанковским валютным биржам), (в АКБ «Северный Народный Банк» тариф на
выполнение функций агента валютного контроля установлен в 0,1% от суммы
контракта, а комиссионное вознаграждение устанавливается в пределах 0,7-
0,9% от суммы продаваемой иностранной валюты (см Приложение №12));
комиссионное вознаграждение межбанковских валютных бирж – не более 0,3% от
суммы нетто – продажи иностранной валюты, проведенной через биржу.
Оставшаяся после обязательной продажи часть валютной выручки может
быть реализована на валютном рынке по курсу рубля, устанавливаемому
предприятием по согласованию с уполномоченным банком, или использована на
оплату закупаемых предприятием за границей товаров и на другие нужды.
С текущего валютного счета отечественные предприятия и организации
могут получить наличную иностранную валюту или преобрести чеки в
иностранной валюте, но только на расходы, связанные с загранкомандировками
своих сотрудников (не ранее чем за три банковских дня до их убытия в
командировку).
3. Контроль за экспортом валютной выручки
Контроль за экспортом начинается с момента оформления экспортером и
обслуживающим его коммерческим банком паспорта сделки, в котором содержатся
основные данные контракта (реквизиты экспортера и иностранного контрагента,
сумма сделки, валюта цены и платежа, форма расчетов и другие). В связи с
последующей обработкой приводимых в многочисленных паспортах сделок
сведений на электронных машинах, эти данные кодируются согласно
выработанному классификатору. По поставкам товаров в страны СНГ паспорта
сделок не оформляются.
По каждому заключенному Экспортером контракту оформляется один ПС,
подписываемый одним уполномоченным банком, на транзитный валютный счет, в
котором в последующем должна поступить от импорта нерезидента вся валютная
выручка от экспорта товаров по данному контракту. Форма и порядок
оформления Экспортером ПС приводятся в Приложении №1. ПС оформляется в двух
экземплярах. В нашем случае по ПС (см Приложение №8) видно, что данный ПС
предназначен для валютного контроля за поступлением выручки от экспорта
товара, 12893032 – код Банка по ОКПО, и номер ПС – 12. Номер контракта
соотвествует номеру действительного контракта, сумма контракта – 2900000
долларов США, форма расчетов – перевод, поступление выручки в течение 60
дней. Также необходимо заметить, что на ПС стоит особая отметка Банка –
сумма контракта может быть изменена.
Экспортер одновременно с заполненным и подписанным от его имени ПС
представляет в Банк оригинал или заверенную лицом, имеющим право первой
подписи по счету Экспортера, и скрепленную печатью Экспортера копию
контракта, на основании которого был составлен ПС.
С подписанием ПС Экспортер принимает на себя ответственность за:
- полное соответствие сведений, приведенных в ПС, условиям контракта,
на основании которого был составлен данный ПС;
- зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от
экспорта товаров по контракту, на основании которого был составлен
данный ПС, на транзитный валютный счет Экспортера в Банке, в
который он представляет ПС для оформления.
Банк рассматривает представленные ему документы (проверяет
соответствие данных ПС условиям контракта, соответствие подписи на ПС
образцу подписи в карточке образцов подписей лиц, имеющих право первой
подписи по счету Экспортера) и подписывает представленные Экспортером
экземпляры ПС.
Первый экземпляр ПС возвращается Экспортеру вместе с оригиналом или
копией контракта, что отражается в Журнале в графе "Исходящие". Форма и
порядок ведения Журнала приведены в Приложении №2.
Второй экземпляр ПС служит основанием для открытия Банком Досье, в
которое он помещается для хранения.
С подписанием ПС Банк принимает данный контракт на расчетное
обслуживание и выражает согласие на выполнение функции по контролю за
поступлением валютной выручки от экспорта товаров по этому контракту.
Наличие хотя бы одного из следующих условий является для Банка
основанием для отказа в подписании ПС. Такими условиями являются:
- несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям,
указанным в ПС;
- несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций
требованиям действующего законодательства Российской Федерации;
- оформление ПС с нарушениями установленных требований;
- наличие в контракте условий, предусматривающих зачисление валютной
выручки по нему на счета предприятий или лиц, не являющихся
Экспортерами по данному контракту в соответствии с 19 инструкцией;
- отсутствие в контракте условий, предусматривающих зачисление
выручки на счет Экспортера в уполномоченном банке Российской
Федерации;
- отсутствие в контракте каких-либо сведений, необходимых для
составления ПС в установленном порядке.
При отказе в подписании ПС Банк возвращает Экспортеру представленные
им документы и при этом может дать Экспортеру рекомендации по оформлению ПС
и внесению изменений в условия контракта, связанные с оформлением ПС.
В случае внесения сторонами изменений в контракт, затрагивающих
сведения, которые ранее использовались при составлении ПС, подписанного
Банком по данному контракту, Экспортер в 10-дневный срок с даты внесения
указанных изменений, но не позднее представления к таможенному оформлению
товаров, экспортируемых на основании внесенных в контракт изменений и/или
дополнений, представляет в Банк:
- оригиналы или копии дополнений и/или изменений к контракту,
заверенные подписью лица, имеющего право первой подписи по счету
Экспортера, и скрепленные его печатью;
- дополнительные листы к ПС, составляемые по форме ПС, но с
заполнением только тех граф (позиций), сведения в которых подлежат
уточнению.
Дальнейшее оформление и использование дополнительных листов к ПС
осуществляется в порядке, предусмотренном для самих ПС.
Следующим этапом валютного контроля является таможенное оформление
экспортных товаров.
Заблаговременно до представления таможенным органам экспортных товаров
к таможенному оформлению Экспортер в порядке, согласованном с Банком,
получает в последнем ксерокопии с хранящихся в Банке оригинала ПС и
дополнительных листов к нему, если таковые были подписаны Банком, (далее
вместе - ПС), заверенные Ответственным лицом Банка и скрепленные печатью
Банка.
Декларант до предъявления товаров к таможенному оформлению снимает
копию с подготовленной ГТД на экспортируемые товары.
Таможенные органы принимают экспортные товары к таможенному оформлению
только при предъявлении им в дополнение к прочим документам,
предусмотренным таможенным законодательством Российской Федерации,
ксерокопии ПС, заверенной Ответственным лицом Банка и скрепленной печатью
Банка, а также копии с ГТД на оформляемый груз.
Таможенные органы сверяют соответствие данных, содержащихся в ПС,
данным, заявленным в ГТД, и другим имеющимся в их распоряжении документов,
Страницы: 1, 2
|