рефераты бесплатно

МЕНЮ


Компетенция таможенных органов в области валютного контроля

Компетенция таможенных органов в области валютного контроля

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 4

1.1. Валюта Российской Федерации 4

1.2. Иностранная валюта 4

1.3. Валютные ценности 5

1.4. Валютные операции 5

Глава 2. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ 6

2.1. Проведение таможенного контроля 6

2.2. Органы таможенного контроля 7

2.2. Ответственность за несоблюдение таможенного режима 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11

ВВЕДЕНИЕ

Либерализация внешнеэкономической деятельности и предоставление права

выхода на внешний рынок практически любому хозяйствующему субъекту, включая

физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без

образования юридического лица, привели к возникновению новой для российской

экономики и законодательства проблемы массовой утечки из России за рубеж

валютных средств. Суммы, размещенные на зарубежных счетах российских

физических и юридических лиц, исчисляются миллионами долларов. Отмечая

масштабность этих процессов, эксперты указывают, что в случае возврата в

Россию ее валютных ресурсов страна смогла бы не только решить проблему

выплаты внешней задолженности, но и отказаться от финансовой помощи других

государств и международных организаций. Таким образом, сформировалась

система утечки финансовых ресурсов из России, в основе которой лежит

незаконная реализация российскими предпринимателями прав на осуществление

внешнеэкономической деятельности (злоупотребление данным правом). Причины

существования этой системы - непривлекательность инвестиционного климата

России не только для иностранных, но и для собственных предпринимателей.

Цель данной работы определить, что входит в компетенцию таможенных

органов в области валютного контроля в Российской Федерации.

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

В данной главе даётся определение понятий необходимых для понимания при

написании данной работы. Для большей наглядности глава разбита на пункты.

1.1. Валюта Российской Федерации

а) находящиеся в обращении, а так же изъятые или изымаемые из обращения,

но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов, банкнот Центрального

банка Российской Федерации и монеты;

б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в

Российской Федерации;

в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за

пределами Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого

Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской

Федерации с соответствующими органами иностранного государства об

использовании на территории данного государства валюты Российской Федерации

в качестве законного платежного средства.

1.2. Иностранная валюта

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты,

находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в

соответствующем иностранном государстве или группе государств, а так же

изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;

б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и

международных денежных или расчетных единицах.

1.3. Валютные ценности

а) иностранная валюта;

б) ценные бумаги в иностранной валюте;

в) драгоценные металлы в любом виде и состоянии, за исключением

ювелирных и других бытовых изделий, а также лома этих изделий;

г) природные драгоценные камни, а также жемчуг, за исключением ювелирных

и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий (ст. 1 Закона

РФ "О валютном регулировании и валютном контроле").

1.4. Валютные операции

Понятие валютных операций дано в п. п. 7-10 ст. 1 Закона о валютном

регулировании. К валютным операциям законодатель отнес: операции, связанные

с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том

числе использование в качестве средства платежа иностранной валюты и

платежных документов в иностранной валюте; ввоз и пересылку в Российскую

Федерацию и из нее валютных ценностей; осуществление международных денежных

переводов. Таким образом, предварительная оплата по внешнеторговому

контракту однозначно должна квалифицироваться как валютная операция,

связанная с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте

подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные

с движением капитала.

Глава 2. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Наряду с фактическим контролем за пересылкой, ввозом и вывозом валютных

ценностей таможенные органы осуществляют также документальный контроль за

валютными операциями, связанными с перемещением через таможенную границу

товаров и транспортных средств.

2.1. Проведение таможенного контроля

В связи с осуществлением валютного контроля должностные лица таможни

наделяются правом в пределах своей компетенции: проверять все документы,

связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать

необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при

проверках, изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере

валютного законодательства, не производить выпуск товаров в случае

представления паспорта сделки, оформленного с нарушениями установленных

требований, а также другими правами, предусмотренными российским

законодательством.

Таможенные органы при осуществлении ими функций валютного контроля имеют

право:

. не производить выпуск товаров в случае представления ненадлежаще

оформленных документов, необходимых для валютного контроля;

. осуществлять в пределах своей компетенции проверки валютных

операций экспортеров;

. запрашивать у экспортера и банков документы и информацию об

осуществляемых ими валютных операциях, связанных с перемещением

через таможенную границу товаров и транспортных средств.

2.2. Органы таможенного контроля

Распределение компетенции по валютному контролю производится между

следующими структурными подразделениями таможенных органов:

. таможенным постом (отделом таможенного оформления и таможенного

контроля при его наличии в структуре таможенного поста), акцизным

таможенным постом (отделом таможенного оформления и таможенного

контроля при его наличии в структуре акцизного таможенного поста);

. отделом таможенного оформления и таможенного контроля и отделом

таможенной стоимости и валютного контроля таможни (в т.ч. таможни

центрального подчинения);

. отделом таможенной стоимости и валютного контроля регионального

таможенного управления.

. Управлением валютного контроля Государственного таможенного

комитета.

2.2. Ответственность за несоблюдение таможенного режима

В ходе осуществления контроля за соблюдением участниками

внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) требований валютного и

таможенного законодательства отделом валютного контроля (далее - ОВК)

запрашивает у уполномоченных банков, участников ВЭД и на таможенных постах

документы, необходимые для осуществления данного контроля (ГТД, ПС,

транспортные документы, инвойсы, письма из уполномоченных банков и другие).

При подтверждении своевременного и полного зачисления выручки, либо

ввозе товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности на

основании подтверждающих документов ОВК готовит акт о результатах проверки.

В случае непоступления (несвоевременного поступления) выручки; неввоза

товаров, эквивалентных по стоимости переведенным в их оплату средствам, или

неосуществления возврата переведенных ранее в оплату товаров средств;

неввоза товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности

при совершении бартерных сделок выносится определение о возбуждении дела об

административном правонарушении и проведении административного

расследования или составляется протокол об административном правонарушении,

ответственность за которое предусмотрена статьями 15.25 или 16.17 Кодекса

Российской Федерации об административных правонарушениях. Акт проверки,

определение о возбуждении дела об административном правонарушении или

протокол об административном правонарушении вместе с материалами,

являющимися поводом и основанием для возбуждения дела об административном

правонарушении, передаются в соответствии с порядком, предусмотренным, в

том числе приказом МЮТ от 29.07.2002 N 333, для регистрации в

правоохранительный блок таможни, где осуществляются дальнейшие

процессуальные действия по материалам об административном правонарушении.

В процессе проведения проверки ОВК для получения необходимых сведений

направляет соответствующие запросы в ОРО, а также в ОТИ таможни. Информация

о присвоении номера определению или протоколу об административном

правонарушении, о суммах штрафных санкций, указанных в постановлении по

делу об административном правонарушении, об уплаченных суммах штрафов после

получения указанных сведений в виде копий документов из ОТР и ОИПпоДАП

таможни заносится сотрудниками ОВК в электронные копии КУ и УК и с копиями

постановлений по делу об административном правонарушении передается в ОВК

ЦТУ.

ОТР регистрирует поступившее из ОВК определение или протокол об

административном правонарушении в порядке, определенном соответствующими

нормативными документами ГТК России и приказом МЮТ от 29.07.2002 N 333.

Сотрудники ОТР принимают материалы к производству и осуществляют в

установленном порядке конкретные процессуальные действия. Сотрудники ОТР в

рамках производства по делу в части, касающейся незачисления выручки, при

выявлении превышения суммы незачисления свыше 10000-кратного установленного

МРОТ, предусмотренного ст. 193 УК РФ, в соответствии со ст. 300 ТК РФ

решают вопрос о передаче материалов дела об административном правонарушении

в органы дознания. В процессе производства при необходимости привлекают

сотрудников ОВК для консультаций, а при подготовке постановления по делам,

возбужденным в соответствии со ст. 15.25 КоАП, согласовывают с ОВК проект

постановления. ОТР информирует ОВК о продлении производства по делу об

административном правонарушении, о соединении дел в одно производство или

направлении материалов в судебные инстанции, а также о результатах

рассмотрения материалов дела в судебной инстанции.

После завершения производства по делу об административном правонарушении

в 3-дневный срок ОТР направляет копии постановлений по делам в ОВК таможни

для формирования установленной отчетности по валютному контролю[1].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении

валютных операций является единственной целью валютного контроля.

Необходимо обратить внимание, что ЦБ РФ, в соответствии со ст.9 НК, не

является участником отношений, регулируемых законодательством о налогах и

сборах. Участником таких отношений из числа органов валютного контроля

является только Государственный таможенный комитет РФ, который, в

соответствии с п.2 ст.10 Закона "О валютном регулировании и валютном

контроле", может контролировать выполнение резидентами обязательств в

иностранной валюте перед государством. Заметим, однако, что на территории

РФ ни на кого не может возлагаться обязанность уплаты налога и сбора в

иностранной валюте. Безусловное право (а не обязанность) уплаты налогов и

сборов в иностранной валюте предоставлено лишь лицам, не являющимся

налоговыми резидентами РФ. Резидентам же такое право, в виде отступления от

общего правила об исполнении обязанности по уплате налогов и сборов в

валюте РФ, может быть предоставлено федеральными законами (п.3 ст.45 НК).

Однако возможности возложения на резидентов обязанности по уплате налога в

иностранной валюте ст.45 НК не предусматривает.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Таможенный кодекс Российской Федерации. - М.: «ТД ЭЛИТ-2000»,

2002.

2. Комментарий к таможенному кодексу. - М.: Издательская группа ИНФРА-

М-НОРМА, 1997.

3. Комментарий к Закону РФ "О валютном регулировании и валютном

контроле" (А.М. Эрделевский) - М.: Юрид. лит., 2000.

4. Приказ МЮТ 392 от 19.08.02 «О введении порядка взаимодействия

структурных подразделений таможни при осуществлении валютного

контроля» - http://www.vch.ru

5. http://www.bolshe.ru

-----------------------

[1] Приказ МЮТ 392 от 19.08.02 “О введении порядка взаимодействия

структурных подразделений таможни при осуществлении валютного контроля”.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.