рефераты бесплатно

МЕНЮ


Организация страхования в Украине в условиях перехода к рынку

возникает необходимость передать часть ответственности в соцстрахование. Но

недостаточная квалификация кадров, недоверие со стороны потенциальных

партнеров доводят до того, что многочисленные компании нарушают

установленный норматив.

Кроме того, реальная платежеспособность обозначается не только общим

объемом собственных средств, но и состоянием, в котором они существуют в

определенный период времени. Поэтому введена форма, по которой не менее 60%

уставного капитала в активах баланса должна быть представлена деньгами.

Последнее и есть наиболее ликвидным видом активов, поэтому такой порядок

способствует обеспечению выполнения страховых обязательств. Причем, при

прохождении процедуры лицензирования, страховщикам необходимо предоставить

доказательства полностью уплаченного уставного капитала. Проведение такого

контроля способствует обозначению оценки финансового положения претендента

при получении лицензии, что не позволяет допускать на страховой рынок

организации, которые не владеют средствами достаточными, чтобы обеспечивать

исполнение обязательств.

В состав собственного капитала входит гарантийный фонд, средства

которого складываются из сумм специальных и резервных фондов. Эти фонды

создаются из поступившей прибыли.

При оценке платежеспособности нужно учитывать еще и свободные активы,

создание которых за счет прибыли обусловлено законодательством Украины.

Свободные резервы-- это часть собственных средств страховщика, которые

резервируются им с целью дополнительного обеспечения платежеспособности. Но

специалисты не имеют общего мнения по поводу оценки свободных средств. Это

приводит к невозможности определиться с этим понятием.

Необходимость правильной оценки обязанностей обусловливает особенно

высокий уровень требований по поводу методики их формирования.

Регламентация этого порядка является неотъемлемой частью страхового

законодательства всех стран мира. В том числе и Украины. Согласно статье №

30 упомянутого Закона, страховые резервы распределяются на технические и

резервы страхования жизни. К техническим резервам относятся:

1. резерв незаработанных премий, который является частью поступлений

страховых платежей

2. резерв убытков – это зарезервированные неуплаченные суммы страхового

возмещения

Величину резерва незаработанной премии обозначают на отчетную дату от

общей суммы страховых платежей (брутто – премия). Суммы поступлений

страховых премий множат в этом квартале на 0,25%, во втором на 0,5%, в

третьем на 0,75%. Величину резервов убытков обозначают как итог требований

страхователей, на основе представленных заявлений про убытки, по которым не

принято решение про полную или частичную выплату убытков.

По мнению Г. Ивашина, указанный порядок формирования технических резервов

не отображает реальных обязанностей страховщика, потому что он не берет в

расчет много важных моментов: вид страхования, срока действия договора,

массовости проведения страхования, равномерности распределения рисков и

т.д.

Следующей из законодательно закрепленных условий обеспечения

платежеспособности, является превышение ее фактического запаса над

расчетными нормативами.

Учитывая все вышесказанное, можно утверждать, что использование

показателей с целью оценки платежеспособности страховых компаний позволяет

более полно рассчитывать специфику деятельности страховщиков и на основе

этого делать более точную оценку их финансового положения.

5. Проблема развития страхового рынка Украины

Без эффективного функционирования рынка страховых услуг невозможно

поддержать социальную стабильность в обществе и экономическую безопасность

в стране.

Воспользоваться преимуществами страхования для стабильного развития

экономики возможно только при условии интенсивного развития национального

страхового рынка. Для этого необходимо определить его место и роль в

экономическом развитии страны.

На начало 2000 года в Украине действовало 263 страховые компании.

Поступления платежей за 1999 год выросло на 47,5 % по сравнению с 1998

годом. На 1 января 2000 года со всех видов страхования страховщики получили

1 164 126 тыс. грн., в том числе со страхования жизни 7 646,7 тыс. грн. За

1999 год объем выплат страховых сумм и страховых компенсаций вырос по

сравнению с прошлым годом вдвое и составил 360 919 тыс. грн. балансовая

прибыль за 1999 год по сравнению с 1998 годом выросла на 30% и составила

234 034 тыс. грн. Объем оплаченных уставных фондов удвоился и составил

327 872 тыс. грн. Средний оплаченный уставный фонд на 1 января 2000 года

составил 1247 тыс. грн. Страховщики сформировали страховые резервы на

начало 2000 года на сумму 537 041 тыс. грн., по сравнению с 1998 годом они

выросли в 1.2 раза.

Страховой рынок Украины в 1999 году характеризовался более активной

деятельностью компаний по оказанию страховых услуг. Однако на сегодняшний

день состояние развития страхового рынка не удовлетворяет ни страну, ни

страховщиков. Малые размеры уставных фондов страховых организаций и то, что

нет независимо сформированных резервов, поставили многих страховщиков на

край банкротства. А это ни что иное, как подрыв доверия к страхованию в

целом. В ближайшем будущем ожидается формирование резервов в размере 1 млн.

евро, с последующим переведением в золото. И, потому, тем страховым

компаниям, которые не будут иметь солидного страхового и инвестиционного

портфеля, единственной возможностью ля существования, станет переход к

инфраструктуре страхового рынка. Они смогут стать брокерами, т.е. взять на

себя функции посредников.

На сегодня позиции страхования в общей структуре валового продукта еще

незначительные. Они гораздо ниже не только показателей развитых стран мира,

но и ниже показателей наших ближайших соседей – России и Польши. Поэтому,

если эти страны собирают страховых премий по миллиарду долларов. То мы – до

200 млн. долларов.

Сегодня в Украине осуществляется менее 0,5% объема страховых услуг,

которые осуществляются в Европе, а в Украине живет больше 7% населения

этого континента.

Страховой рынок в Украине характеризуется недостаточным развитием,

несовершенством структуры, с тенденцией к подписанию краткосрочных

договоров страхования, слабым развитием перестрахования, нестабильностью

финансового положения многих страховых компаний, что приводит к

несвоевременному исполнению обязанностей перед страхователями.

Рост страхового рынка возможен лишь при условии расширения

платежеспособного спроса. По одиночке страховщики расширить его не могут.

Прежде всего это связано с макроэкономическими показателями. Реальный рост

страхового рынка возможен только со сменой макроэкономической ситуации.

Стабилизация экономики и замедление темпов падения ВВП дают возможность

роста страхового рынка.

Страховой рынок сегодня – это все-таки мощная финансово-кредитная

система, которая ни в чем не может и не имеет право уступать банковской

сфере или другим институтам финансовой деятельности.

Развитию страхового рынка Украины способствуют действия Управления

контроля финансовых рынков, лицензирование и надзор Департамента финансовых

учреждений и рынков Министерства финансов Украины. На это направлена и

деятельность Лиги страховых организаций Украины, Моторного (транспортного)

страхового бюро Украины, Ассоциации «Українське медичне страхове бюро» и

других объединений.

Основной целью деятельности названных организаций является

способствование образованию и дальнейшему развитию в Украине

цивилизованного рынка страховых услуг, решению законодательных заданий,

связанных с формированием и развитием инфраструктуры страхового рынка,

представление интересов своих членов в органах государственной власти и

управление, защита прав и интересов страховщиков.

В настоящее время по инициативе Лиги страховых организаций

заканчивается работа над государственной программой развития страхового

дела в Украине до 2005 года и с перспективой на 2010. Это будет прекрасный

план развития национального страхового рынка на базе усовершенствования

страхового законодательства и усиление совместной работы с иностранными

страховщиками.

Некоторые вопросы страховой защиты до сих пор не решаются из-за

несовершенства законодательного обеспечения. Это особенно относиться к

обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев

транспортных средств, страхованию агропромышленного комплекса,

долгосрочному страхованию жизни.

Для того чтобы сделать страхование действующим механизмом и способом

защиты украинского общества и национальной экономики необходимо правовое

регулирование и законодательное обеспечение отрасли страхования, которое

осуществляется путем принятия законов и нормативных актов, которые, в свою

очередь, регулируют этот вид услуг.

Неотложным являться вопрос о разработке Страхового кодекса. Сейчас

депутаты все еще обсуждают отдельные законы об обязательном страховании, но

к самому кодексу так и не подобрались. А принятие этого кодекса дало бы

возможность определить ответственность за фиктивное банкротство. Так же

необходимо обеспечить улучшение правового регулирования деятельности

страховых посредников, а именно брокеров, на основе международных условий,

которые предусматривают установление всеобщих требований к их

профессиональной подготовке и регламентируют порядок регистрации страховых

посредников.

В последние годы из-за того, что нет механизма сохранения средств от

инфляционных процессов и из-за несовершенства системы налогообложения,

развитие долгосрочного страхования жизни сведено на нет. Доля страхования

жизни, которая является основным источником инвестиционных возможностей

страхового комплекса, составляет всего лишь 1,6% от общих поступлений.

Задержка с законодательным урегулированием долгосрочного страхования

жизни является причиной потери страной десятков миллиардов гривен.

Противодействием этому явлению может стать механизм, согласно с которым

страховщики Украины, которые имеют лицензии на осуществление страхования

жизни, должны принимать платежи и создавать резервы будущих выплат в СКВ. В

случае если платежи принимаются в национальной валюте, с целью недопущения

обесценивания резервов будущих выплат, следует дать право страховым

компаниям конвертировать и резервировать их в СКВ. Созданные таким образом

резервы будущих выплат могли бы стать мощным источником инвестиций в

развитие национальной экономики. Вследствие этого отпала бы необходимость

перекачивать деньги за рубеж.

Как известно, Закон Украины «О страховании» ограничивает

инвестиционную деятельность страховых компаний. Они могут инвестировать

временно свободные средства только в акции, банковские депозиты, облигации

внутреннего государственного займа. Свободные средства резервов из

страхования жизни могут быть использованы для выдачи долгосрочных

инвестиционных кредитов.

По мнению доцента Татьяны Гарматий, более эффективному развитию

страхования жизни могло бы способствовать исключение из Закона «О

страховании» нормы, согласно которой страховщики, которые получили лицензию

на определенный вид страхования, не имеют права заниматься другими его

видами. Это ограничение вредит как страховщикам, так и страхователям.

Резервы страхования жизни, как долгосрочные финансовые ресурсы, должны

формироваться за счет повышения доходов и уменьшения налогообложения

физических лиц. Привлекательность страхования жизни, заметно вырастет при

освобождении от налогов и сборов физических лиц, которые вложили деньги в

этот вид личного страхования.

Экономически правильным было бы освобождение от налога той части

доходов страховщика, которую он получает от инвестиционной деятельности, и

которую он направляет на выплату страхователям.

На страховом рынке Украины одной из проблем является нехватка единой

информационной сети его участников. Несовершенна и информационная база

данных про развитие отдельных видов имущественного и личного страхования, а

также страхования ответственности.

Для характеристики развития страховой деятельности используют

ограниченное количество абсолютных показателей, к которым относятся

страховые платежи, страховые премии, страховые выплаты, количество

действующих договоров страхования. Названные показатели публикуются в

разрезе добровольного, имущественного и личного страхования и страхования

ответственности.

Это подтверждает, что практически невозможно обобщить показатели

развития отдельных видов имущественного страхования (страхования

транспортных средств, грузов, домашнего имущества граждан и т.д.).

Практически нет обобщенных показателей развития по Украине страхования

гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Такое положение информационной базы данных не способствует проведению

качественного анализа тенденций развития страхового рынка Украины.

Рассмотренные меры должны повлиять на более эффективное развитие

страхового рынка нашей страны, и, таким образом, усовершенствовать

экономические отношения рыночного направления.

6. Конкуренция на украинском страховом рынке

В условиях рыночной трансформации экономики Украины происходит

становление страхового рынка, который является организационной средой

страховой деятельности. В этих условиях набирает обороты конкуренция между

страховыми организациями, что заставляет их разрабатывать новые виды

страхования, совершенствовать старые, а так же работать над расширением

спектра услуг, ориентируясь на удовлетворение интересов конкретных

социальных групп и юридических лиц. Во время проведения страхования,

конкуренция видна в более выгодных расценках на услуги, оперативном

реагировании на изменения условий рыночной коньюктуры, более гибкой

тарифной политике.

Жесткая конкуренция на рыке подталкивает компании к поиску новых форм

деятельности. В разных странах страховые компании, решая проблемы

укрепления позиций на рынке, используют механизм интеграции. При помощи

присоединений и союзов страховые компании хотят повысить уровень

респектабельности, обеспечить эффективность управления резервами и

увеличить свою часть на рыке.

В Украине главным фактором, который заставляет страховые организации

использовать различные способы сохранения и укрепления позиций на рынке,

выступает законодательство. Так, например, Законом Украины «О страховании»

с целью защиты интересов страхователей и с целью обеспечения финансами

страховщиков, установлен минимальный размер уставного фонда страховщика в

сумме эквивалентной 100 тыс. евро. Минимальная сумма уставного фонда

страховщиков, созданного при участии зарубежных юридических лиц или

физических лиц должна составлять 500 тыс. евро. Эти, и другие условия

заставляют страховщиков искать направления к объединению капитала. Однако,

действующий Закон Украины «О страховании» устанавливает условие, по

которому часть страховщика в уставном фонде другого страховщика не должна

превышать 5%. Вместе с тем, проект закона Украины «Про внесення змін та

доповнень до Закону України «О страховании» снимает такие ограничения.

Результатом процессов реорганизации в большинстве случаев становится

уменьшение количества самостоятельных субъектов рынка. Кроме того, похожие

результаты могут иметь действия участников рынка в случае установления ими

фактического контроля над другими субъектами (очень часто без потерь такими

субъектами организационной и хозяйственной самостоятельности). В этом плане

антимонопольное законодательство вводит контроль, суть которого изложена в

статье №1 Закона Украины «Про обмеження монополізму та недопущення

недобросовісної конкуренції у підприємницькій діяльності»

Контроль является решающим условием влияния юридического или физического

лица на хозяйственную деятельность, который может происходить благодаря:

1. праву владения или использования всеми активами или значительной их

частью;

2. праву, которое обеспечивает решающее влияние на формирование и решение

органов управления субъекта хозяйствования;

3. благодаря договоренностям, которые дают возможность обозначить условия

хозяйственной деятельности субъекта;

4. удержанию больше половины должностей членов правления совета по

надзору, управления или других исполнительных органов субъекта

хозяйствования особами, которые уже занимают одну или несколько из

названных должностей в другом субъекте хозяйствования.

5. в случае совмещения должности руководителя, заместителя руководителя

совета по надзору или правления, а так же другого исполнительного

органа, которые уже занимают одну или несколько из названных

должностей в другом субъекте хозяйствования.

Антимонопольным законодательством Украины единым субъектом

хозяйствования определяется группа субъектов хозяйствования, если один

или несколько из них совершают контроль над другими. При этом надо

отметить, что все действия, которые ведут или могут привести к изменению

или перераспределению сфер деятельности субъектов хозяйствования на

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.