рефераты бесплатно

МЕНЮ


Медицинское страхование в России, проблемы его развития

услуги здравоохранения может привести к снижению качества и эффективности

медицинской помощи населению.

Экономические преобразования, проводимые в нашей стране, перевод всей

экономики на рыночные отношения, будут постепенно создавать необходимые

предпосылки и условия для реализации основных положений реформы отрасли.

Таким образом, глубина и масштабность предстоящих перемен диктует

целесообразность постепенного внедрения в практику здравоохранения

положений новой финансовой модели отрасти и их поэтапное освоение.

2.2. Система обязательного медицинского страхования в России

Обязательное медицинское страхование (ОМС) – один из наиболее важных

элементов системы социальной защиты населения в части охраны здоровья и

получении необходимой медицинской помощи в случае заболевания. В России ОМС

является государственным и всеобщим для населения. Это означает, что

государство в лице своих законодательных и исполнительных органов

определяет основные принципы организации обязательного медицинского

страхования, устанавливает тарифы взносов, круг страхователей и создает

специальные государственные фонды для аккумуляции взносов на обязательное

медицинское страхование. Всеобщность ОМС заключается в обеспечении всем

гражданам равных гарантированных возможностей получения медицинской,

лекарственной, и профилактической помощи в размерах, устанавливаемых

государственными программами ОМС.

Здоровье населения – важнейший элемент социального, культурного и

экономического развития страны. В связи с этим обеспечение населения

гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи, финансируемой из

бюджетов всех уровней и средств ОМС, является важнейшей государственной

задачей. И это положение особо подчеркивается в Программе социально-

экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Система обязательного медицинского страхования сегодня играет ключевую

роль в решении этой задачи. Законом «О медицинском страховании граждан в

Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации «О

программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации

бесплатной медицинской помощи» от 11 сентября 1998 года № 1096 и

последующими его редакциями финансовое обеспечение основного объема

гарантированной бесплатной медицинской помощи населению (а это более 80%)

возложено на фонды ОМС.[22]

2.2.1. Необходимость создания

Основная цель ОМС состоит в сборе и капитализации страховых взносов и

предоставлении за счет собранных средств медицинской помощи всем категориям

граждан на законодательно установленных условиях и в гарантированных

размерах. Поэтому систему ОМС следует рассматривать с двух точек зрения. С

одной стороны, это составная часть государственной системы социальной

зашиты наряду с пенсионным, социальным страхованием и страхованием по

безработице. С другой стороны, ОМС представляет собой финансовый механизм

обеспечения дополнительных к бюджетным ассигнованиям денежных средств на

финансирование здравоохранения и оплату медицинских услуг. Необходимо

заметить, что в сферу ОМС включено только медицинское обслуживание

населения. Возмещение заработка, потерянного за время болезни,

осуществляется уже и дамках другой государственной системы – социального

страхования и не является предметом ОМС.

Медицинское обслуживание в рамках ОМС предоставляется в соответствии с

базовыми и территориальными программами обязательного медицинского

страхования, разрабатываемыми на уровне Федерации в целом и в субъектах

Федерации. Утвержденная постановлением Правительства РФ от 11.09.98 г. №

1096 Базовая программа ОМС граждан России содержит основные гарантии,

предоставляемые в рамках ОМС. К ним относится амбулаторно-поликлиническая и

стационарная помощь, предоставляемая в учреждениях здравоохранения

независимо от их организационно-правовой формы при любых заболеваниях, за

исключением тех, лечение которых должно финансироваться за счет средств

федерального бюджета.

Значительно (на 34,6%) возросли поступления на обязательное

медицинское страхование неработающего населения – 24,1 млрд. рублей. Однако

это только 1/3 часть от расчетной потребности, которая составляет 76,0

млрд. рублей, ведь неработающее население составляет порядка 60% от общей

численности населения Российской Федерации.[23]

В настоящее время государственные обязательства по предоставлению

бесплатной медицинской помощи не обеспечиваются финансовыми ресурсами. До

сих пор не утверждена базовая программа ОМС, а территориальные программы

ОМС финансируются лишь на 40-60%.[24]

2.2.2. Центральные проблемы ОМС

В сложившейся экономической ситуации сохранение государственных

обязательств по предоставлению бесплатной медицинской помощи на

универсальной основе практически нереально. При самых благоприятных

условиях (Выполнение обязательств государственного бюджета по взносам на

ОМС, привлечение дополнительных источников финансирования) финансовых

ресурсов для обеспечения бесплатности всех видов медицинской помощи будет

недостаточно. При этом важно учитывать, что чрезмерные обязательства

государства ведут к деформации экономических отношений в отрасли, поскольку

в условиях несбалансированности программ ОМС ограничиваются возможности

полноценных договорных отношений между финансирующей стороной и ЛПУ, а

значит, и повышения эффективности и качества оказания медицинской помощи.

Тем самым нарушается важнейшее условие осуществления реформы

здравоохранения – предсказуемость поступлений финансовых ресурсов.

Не менее очевиден и отрицательный социальный и политический эффект

чрезмерной декларативности государственных обязательств: бесплатность

медицинской помощи становится все более иллюзорной, растет недовольство

населения состоянием служб здравоохранения. Объявив медицинскую помощь

полностью бесплатной, государство все более утрачивает возможности

предоставить такую помощь, тем, кто в ней более всего нуждается.

Одновременно активизируется теневой рынок медицинских услуг с далеко

идущими социальными и экономическими последствиями. С одной стороны, медики

сильней реагируют на стимулы, возникающие в сфере теневой экономики, чем на

попытки страховщиков построить разумную систему оплаты по результатам труда

в общественном секторе здравоохранения. С другой – пациенты иногда

вынуждены платить из собственного кармана суммы, не соответствующие

реальному вкладу медиков.

Объем платных медицинских услуг населению с 1993 г. по 2001 г.

увеличился с 1,7 до 4,6% от общего итого платных услуг населению в стране.

Таблица 1

Структура платных услуг населению (в % к итогу)[25]

|Все оказанные |1993|1995|1996|1997|1998|1999|2000|2001|

|услуги населению, | | | | | | | | |

|в т.ч. | | | | | | | | |

| |100 |100 |100 |100 |100 |100 |100 |100 |

|Бытовые |29,4|19,3|18,8|18,1|16,7|15,7|14,5|13,3|

|Пассажирского транспорта| | | | | | | | |

| |29,3|28,0|25,3|26,0|24,5|25,9|25,8|25,3|

|Связи | | | | | | | | |

|Жилищно-коммунальные |5,9 |7,6 |7,9 |8,4 |9,2 |10,0|11,2|11,9|

|Системы образования |10,3|19,4|20,7|21,3|22,1| | | |

|Культуры | | | | | |20,4|20,2|22,2|

|Туристско-экскурсионной |2,4 |2,5 |3,0 |4,2 |5,1 | | | |

|Физической культуры и |1,6 |1,1 |1,1 |1,4 |1,2 |6,4 |6,9 |6,8 |

|спорта |2,0 |1,3 |1,3 |2,1 |1,9 |1,5 |1,6 |1,9 |

| |0,2 |0,3 |0,3 |0,3 |0,4 |1,8 |1,8 |1,7 |

| | | | | | |0,4 |0,4 |0,4 |

[pic]

Рис. 2. Структура платных услуг населению в 2001 г.[26]

В Приволжском федеральном округе Самарская область занимает первое

место по объему предоставляемых платных услуг на душу населения. На конец

2001 г. он составил 5101 руб.![27] Это можно объяснить сильной разницей в

регионах округа уровня жизни населения.

[pic]

Рис.3. Объем платных услуг населению в Приволжском федеральном округе в

2001 г.[28]

В рамках ОМС гарантируется предоставление амбулаторно-поликлинической

и стационарной помощи, предоставляемой в учреждениях здравоохранения

независимо от их организационно-правовых форм, оказание первой медицинской

помощи. Это, по моему мнению, далеко от реальности, о чем свидетельствует

стабильная тенденция уменьшения больничных учреждений, так же как и

численности врачей и медицинского персонала к 2001 г.

Таблица 2

Лечебно-профилактическая помощь населению. Медицинские учреждения[29]

|Годы|Число |Число больничных коек|Число |Мощность |

| |больничн| |врачебно|врачебно-амбулаторных|

| |ых | |-амбулат|поликлинических |

| |учрежден| |орных |учреждений, посещений|

| |ий, тыс.| |учрежден|в смену. |

| | | |ий, тыс.| |

| | |Всего, |На 10000 | |Всего, |На 10000 |

| | |тыс. |населения | |тыс. |населения |

|1995|12,1 |1850,5 |126,1 |21,1 |3457,9 |235,6 |

| |11,8 |1812,7 |123,9 |22,1 |3470,1 |237,1 |

|1996|11,5 |1760,7 |120,6 |21,7 |3475,3 |238,1 |

| |11,1 |1716,5 |117,8 |21,1 |3482,5 |239,3 |

|1997|10,9 |1672,4 |115,5 |21,1 |3494,6 |241,4 |

| |10,7 |1671,6 |115,9 |21,3 |3533,7 |245,0 |

|1998|10,6 |1653,4 |115,4 |21,3 |3548,8 |247,6 |

| | | | | | | |

|1999| | | | | | |

| | | | | | | |

|2000| | | | | | |

| | | | | | | |

|2001| | | | | | |

Как видно из таблицы 2, число больничных учреждений и больничных коек

стабильно уменьшается, имея обратную зависимость с динамикой количества

врачебно-амбулаторных учреждений. Не смотря на сокращение числа

медицинского персонала, количество обращений за медицинской помощью в них

растет.

Таблица 3

Лечебно-профилактическая помощь населению. Численность медицинских

кадров[30]

|Годы |Численность врачей |Численность среднего |

| | |медицинского персонала |

| |Всего, |На 10000 |Всего, |На 10000 |

| |тыс.чел. |населения |тыс.чел. |населения |

|1995 |653,7 |44,5 |1628,8 |111,0 |

|1996 |669,2 |45,7 |1648,8 |112,7 |

|1997 |673,4 |46,1 |1626,3 |111,4 |

|1998 |679,8 |46,7 |1620,9 |111,4 |

|1999 |682,5 |47,1 |1611,7 |111,3 |

|2000 |680,2 |47,2 |1563,6 |108,4 |

|2001 |677,8 |47,3 |1544,4 |107,8 |

По данным Российского статистического ежегодника в Самарской области

численность врачей на 10000 тыс. населения имела тенденцию постоянного

увеличения до 1998 г., а потом стремительно упала с 48,7 до 47,1 человек на

10000 населения.[31] В то время, как у наших «соседей» в Оренбургской и

Ульяновской областях данный показатель медленно, но продолжает расти.

Отрадно, что растет число станций скорой медицинской помощи, это

способствует оказанию скорой медицинской помощи в рамках обязательного

медицинского страхования большему количеству в ней нуждающихся – об этом

свидетельствуют данные таблицы 4.

Таблица 4

Обслуживание населения скорой медицинской помощью[32]

| |1991 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 |

|Число станций |3042 |3172 |3164 |3150 |3135 |3142 |3175 |3212 |

|(отделений) скорой| | | | | | | | |

|медицинской помощи| | | | | | | | |

|(на конец года) | | | | | | | | |

|Численность лиц, |51,5 |52,5 |51,0 |50,9 |50,4 |50,5 |52,3 |52,3 |

|которым оказана |348 |355 |348 |348 |346 |348 |362 |364 |

|помощь амбулаторно| | | | | | | | |

|и при выездах: | | | | | | | | |

|всего, млн. чел. | | | | | | | | |

|на 10000 населения| | | | | | | | |

В 1997-2001 годах в территориальные фонды обязательного медицинского

страхования, их филиалы и страховые медицинские организации от граждан

поступило около 4 млн. обращений по различным аспектам защиты их прав.

Ежегодно возрастает сумма возмещенного ущерба по искам, удовлетворенным в

судебном порядке. Нельзя недооценивать и значение проведения

вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи. По сути, мы

разделили функции оказания медицинской помощи и функции ее оценки между

субъектами, привлекая к защите интересов пациентов профессионально

подготовленных высококвалифицированных специалистов.[33]

В сложившейся ситуации необходимо отказаться от деклараций и трезво

оценить финансовые возможности здравоохранения. Практически это означает

необходимость принятия новой процедуры формирования базовой программы ОМС.

Определяемый этой программой минимальный социальный стандарт, ниже которого

не могут быть установлены объем и условия оказания медицинской помощи в

территориальных программах ОМС, должен утверждаться вместе с размером

взноса на ОМС и поступлениями из бюджета, необходимыми для достижения этого

стандарта.

Правительство разрабатывает и предоставляет базовую программу ОМС

вместе с финансово-экономическими обоснованиями для утверждения

Государственной Думой.

Чтобы избежать чрезмерной декларативности обязательств по базовой

программе ОМС, она должна рассчитываться как минимальный социальный

стандарт в виде минимального норматива финансирования на одного жителя.

Этот норматив должен быть ориентиром для расчета территориальной программы

ОМС на уровне субъекта федерации. Иначе говоря, каждая территория должна

иметь свою базовую программу в размере минимальных государственных

обязательств. После оценки своих возможностей субъект федерации принимает

дополнительные обязательства, которые финансируются в территориальной

программе ОМС.[34]

Новости Самарской губернии

В Самарской области на питание одного больного в день тратится не

более 9 рублей, вместо рекомендованных правительством 44 рублей.

Медикаментами каждый из пациентов стационаров обеспечиваются на сумму в 32

рубля, тогда как федеральные власти планировали, что на эти цели будет

выделяться до 87 рублей в день. Львиную долю средств на медицину съедают

платежи за коммунальные услуги и ремонтные работы учреждений

здравоохранения. С 2004 г., в соответствие с Постановлением правительства

деньги из областного фонда обязательного медицинского страхования пойдут

исключительно на заработную плату медперсоналу, обеспечение больных

медикаментами, питанием и мягким инвентарем. А вот содержание больниц и

оплата коммунальных услуг ляжет на плечи муниципалитетов. Об этом на

заседании коллегии администрации Самарской области главам администраций

сообщила руководитель Самарского областного департамента здравоохранения

Галина Гусарова. За счет этого в 2004 г. губернская медицина получит

дополнительно не менее 1 млрд. рублей. На сегодняшний день из 37

муниципальных образований соглашение с ТФОМС подписали менее 30.[35]

2.2.3. Участники системы ОМС

Основными участниками системы обязательного медицинского страхования

помимо граждан являются непосредственно сами страхователи и страховщики.

Страхователями в системе ОМС являются физические и юридические лица,

заключившие договор страхования со страховщиком. Страхователями для

работающего населения выступают предприятия, учреждения, организации, лица,

занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью и лица свободных

профессии; для неработающего – органы исполнительной власти разных уровней.

Страхователями по ОМС, т.е. теми, которые уплачивают страховые взносы

на обеспечение всех граждан медицинским страхованием, выступают

работодатели и местные органы исполнительной власти.

Работодатели обязаны платить страховые взносы за работающее население.

Тариф страховых взносов устанавливается федеральным законом и в настоящее

время составляет 3,6% к фонду оплаты труда. Правила начисления и уплаты

страховых взносов представлены в Инструкции о порядке взимания и учета

страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.