рефераты бесплатно

МЕНЮ


Статистика цен

называется «ползучей», 10 – 49 % - «галопирующей». В случае 50 % и более в

месяц - экономика «больна» гиперинфляцией.

Для измерения инфляции используется индекс покупательной способности

денежной единицы, показывающей, во сколько раз обесценились деньги:

IП.С.= 1 / Ip

(13)

Одной из составляющих инфляции является денежная масса, не

обеспеченная соответствующим количеством товаров и услуг. Величина денежной

массы зависит от количества денег в обращении и от скорости их обращения.

Теоретически относительный рост денежной массы при замедлении оборота денег

может не привести к инфляции, например, если повышены процентные ставки на

депозиты. Но, как правило, не обеспеченный товарами выпуск денег побуждает

покупателей к быстрой их реализации, что увеличивает скорость оборота денег

и усиливает разбег инфляции. Величина товарной массы, второй составляющей

инфляции, зависит от ее физического объема и цен товаров. Поскольку

товарная и денежная масса стремятся к рыночному равновесию, то рост средних

цен товарной массы определяется размером изменения ее физического объема,

массы денег в обращении и скорости их обращения

Таким образом, общий размер инфляции прямо пропорционален росту

денежной массы и увеличению скорости обращения денег и обратно

пропорционален росту товарной массы (в постоянных ценах).

Денежная масса рассчитывается государственной статистикой как оборот и

остатки наличных и безналичных денежных средств, сумма всех доходов с

учетом размера накоплений, взносов и платежей; товарная масса - как

товарооборот и продажа услуг, денежные расходы населения на покупку товаров

и услуг или ВВП.

Степень соответствия товарной и денежной массы оценивается с помощью

ряда показателей:

- соотношения денежной и товарной массы в статистике и динамике;

- соотношения темпов роста денежной эмиссии и цен;

- соотношения темпов роста доходов и цен.

Изменение номинальных доходов (p1q1-p0q0) складывается из

изменения реальных (пересчитанных в сопоставимые цены)

доходов (p0q1-p0q0) и роста доходов за счет изменения цен (p1q1-p0q1).

Сопоставление этих показателей покажет размер потерь (прироста) реальных

доходов, или насколько рост доходов населения возмещал его потери от

обесценения денег. Аналогично осуществляется анализ реальных потерь

денежных накоплений населения.

В качестве информационной базы для анализа инфляции используются

различные источники. Цены на товары и услуги-представители собираются

статистикой методом выборочного наблюдения; структура потребительских

расходов определяется статистикой семейных бюджетов в ходе регулярных

обследований; система статистической отчетности получает данные о

товарообороте; сведения о денежной массе статистические органы получают от

банков; баланс денежных доходов и расходов населения позволяет определять

затраты на приобретение товаров и услуг.

.

2. АНАЛИЗ ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Р а с ч е т и а н а л и з и н д е к с о в ц е н

Для применения на практике представленной в первой части информации

рассмотрим цены в Амурской области за период с 1998 по 2002 годы.

Большой интерес для статистического анализа представляют данные о

средних ценах в Амурской области. В табл. 2 представлены данные о средних

ценах на некоторые продовольственные и непродовольственные товары.

Таблица 2. – Средние цены на некоторые продовольственные и

непродовольственные товары.

Рублей за килограмм, литр, штуку

| |1995 г. |1998 г. |1999 г. |2000 г. |2001 г. |

|Продовольственные товары: |

|мясо и птица |36,03 |39,67 |43,24 |49,27 |74,95 |

|колбасные изделия |44,20 |53,22 |72,14 |74,01 |93,29 |

|рыбопродукты |23,90 |25,00 |32,76 |42,86 |46,18 |

|молоко и молочная |9,28 |10,93 |17,61 |17,48 |12,62 |

|продукция | | | | | |

|сыр |51,89 |53,84 |77,12 |90,10 |113,79 |

|яйца |16,45 |17,12 |13,59 |17,41 |22,42 |

|сахар-песок |15,45 |17,04 |10,70 |17,39 |15,89 |

|хлебобулочные изделия |3,99 |4,87 |9,38 |9,61 |10,57 |

|Непродовольственные товары: |

|костюм мужской |817,34 |833,50 |1461,03 |1530,73 |1730,88 |

|ботинки кожаные |663,76 |735,59 |806,58 |1095,02 |1238,89 |

|моющие средства |25,82 |35,09 |49,61 |50,82 |53,61 |

|(за кг.) | | | | | |

|табачные изделия |4,60 |5,99 |6,73 |7,02 |7,22 |

|электропылесос |935,37 |1170,00 |2086,65 |1982,26 |2113,00 |

|пиломатериалы (за м3) |540,46 |600,00 |115,00 |1445,00 |1900,00 |

|Эритромецин (за 10 |9,34 |10,43 |16,77 |22,35 |21,83 |

|таблеток) | | | | | |

|бензин |3,06 |3,23 |7,85 |9,53 |9,77 |

Кроме потребительских цен, для статистического анализа важны цены

производителей промышленной продукции (табл. 3).

Таблица 3. – Средние цены производителей на основные виды промышленной

продукции.

В рублях

| |1998 г. |1999 г. |2000 г. |2001 г. |

|Электроэнергия, |457,61 |463,62 |449,06 |649,31 |

|тыс. кВт час. | | | | |

|Уголь бурый, т. |200,00 |200,00 |200,00 |291,70 |

|Древесина |612,34 |644,22 |736,80 |861,57 |

|деловая, м3. | | | | |

|Железобетонные |1525,85 |1665,57 |1787,64 |2092,62 |

|конструкции, м3 | | | | |

|Кирпич, тыс. усл.|1131,25 |1261,24 |1998,00 |2066,53 |

|кирп. | | | | |

|Макаронные |9532,25 |9958,00 |9958,00 |9812,87 |

|изделия, т. | | | | |

|Спирт этиловый, |102,36 |118,15 |175,00 |182,45 |

|дкл. | | | | |

|Мясо, т. |37225,58 |38004,43 |39003,43 |43716,49 |

|Молочная |19258,63 |20379,11 |16653,89 |18529,77 |

|продукция, т. | | | | |

|Мука, т. |5124,25 |5399,95 |4819,51 |5648,79 |

|Комбикорма, т. |2032,78 |2065,00 |4500,00 |3800,00 |

Средние цены являются показателями, на основе которых вычисляют

индексы цен, показывающие изменение цены.Рассмотрим динамику индексов цен

по секторам экономики (табл. 4).

Таблица 4. – Динамика индексов цен по секторам экономики в 1995 –

2001 гг. в Амурской области.

в процентах

| |Индексы |

| |Потребитель-ски|цен |цен |тарифов на |

| |х цен |произво-дителе|произво-дителе|грузовые |

| | |й |й в |перевозки |

| | |про-мышленной |строительстве |автомобильным |

| | |продукции | |транспортом |

|1995 г. |220,4 |251,2 |262,0 |210,9 |

|1996 г. |122,1 |142,1 |147,1 |132,0 |

|1997 г. |112,0 |115,3 |113,7 |100,0 |

|1998 г. |171,5 |111,2 |105,8 |100,0 |

|1999 г. |124,0 |121,4 |134,1 |131,0 |

|2000 г. |118,0 |108,4 |130,5 |181,7 |

|2001 г. |119,7 |134,8 |133,8 |150,9 |

Вычисления произведены на основании ежемесячных данных об

индексах цен по секторам экономики.

Анализируя полученные результаты можно сделать следующие выводы в

период с 1995 по 1997 г. наблюдалось заметное снижение индексов цен во

всех секторах экономики. Кризис 1998 г. вызвал резкое увеличение

потребительских цен на 71,5 %. В других секторах экономики наблюдалось,

наметившееся в предыдущие годы снижение темпов роста цен. Но уже в

следующем 1999 г. произошел скачек роста цен, и индексы цен составили 121,4

% (производители промышленной продукции) до 134,1 % (производители в

строительстве). В 2000 г. наблюдалось снижение индексов цен во всех

секторах экономики, кроме тарифов на грузовые перевозки (181,7 %). В 2001

г. вновь наблюдался заметный скачек цен.

Цены производителей промышленной продукции за последние годы

значительно выросли (табл. 5). Более всего подорожала продукция мясной

промышленности, электроэнергетики, топливной, молочной и кондитерской

промышленности.

Таблица 5. – Индексы цен производителей промышленной продукции.

В процентах

| |Годы |

| |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 |

|Индексы цен |251,2 |142,1 |115,3 |111,2 |121,4 |108,4 |134,8 |

|производителей | | | | | | | |

|промышленной | | | | | | | |

|продукции | | | | | | | |

|в том числе: |

|средства |234,7 |112,7 |100,9 |100,1 |100,9 |194,0 |104,0 |

|производства | | | | | | | |

|промежуточные |222,4 |124,8 |100,2 |100,4 |126,9 |103,0 |136,8 |

|товары | | | | | | | |

|потребительские |274,8 |158,1 |161,4 |158,2 |135,6 |117,0 |113,6 |

|товары | | | | | | | |

Как видим из анализа таблицы, до 2000 г. темп роста цен на

потребительские товары промышленности опережал темпы роста цен на средства

производства и промежуточные товары. В 2000 г. произошел скачок цен на

средства производства, а в 2001 г. наибольшим был индекс цен на

промежуточные товары.

Изменение курса доллара по отношению к рублю определяет динамику цен

на потребительском рынке. На протяжении рядя лет курс российского рубля был

нестабильным, не прекращался и рост потребительских цен на товары.

В табл. 6 представлены индексы цен на основные группы

продовольственных и непродовольственных товаров, вычисленные на основании

формулы (1), с использование данных табл. 2.

Табл. 6. – Изменения цен на основные группы товаров на потребительском

рынке.

В процентах

| |1998 г. |1999 г. |2000 г. |2001 г. |

|Все товары |182,1 |125.2 |115,6 |114,6 |

|Продовольственные |186,1 |122,2 |115,7 |115,8 |

|товары | | | | |

|В том числе: | |

|мясо и птица |223,2 |115,5 |120,4 |132,1 |

|колбасные изделия |182,0 |138,2 |104,3 |120,2 |

|рыбопродукты |210,3 |117,1 |126,5 |128,7 |

|молоко и молочная |174,3 |126,3 |112,4 |115,5 |

|продукция | | | | |

|Сыр |169.9 |135,7 |113,6 |118,6 |

|Яйца |174,9 |79,8 |128,1 |128,2 |

|сахар-песок |231,9 |63,8 |161,5 |91,3 |

|хлебобулочные изделия |109,5 |118,1 |102,7 |108,8 |

|Непродовольственные |117,8 |133,4 |115,4 |111,8 |

|товары | | | | |

|в том числе: | |

|одежда |168,9 |141,4 |116,5 |112,6 |

|обувь |192,4 |120,2 |121,5 |114,4 |

|моющие средства |210,9 |140,1 |102,0 |104,5 |

|табачные изделия |200,7 |114,5 |103,1 |102,5 |

|электротовары |188,6 |125,4 |111,7 |108,7 |

|стройматериалы |113,5 |155,5 |134,1 |115,5 |

|медикаменты |189,3 |140,0 |118,1 |99,1 |

|топливо |107,3 |104,8 |120,7 |142,8 |

Как можно заключить из анализа таблицы, до 2000 г. цены на

продовольственные товары росли быстрее, чем на непродовольственные (за

исключением 1998 г.), но в 2001 г. индексы цен непродовольственных товаров

незначительно превысили индексы цен продовольственных товаров.

Среди непродовольственных товаров больше всего за последние годы

выросли цены на мясо и птицу, колбасные изделия и рыбопродукты. Среди

непродовольственных товаров наибольший рост цен наблюдался на топливо и

стройматериалы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Статистика цен образует самостоятельный блок в статистике рынка. Ее

показатели помогают исследовать действие рыночного механизма и вместе с тем

органично входят в систему показателей уровня жизни, финансовой

деятельности, служат в качестве дефляторов любых стоимостных показателей.

Анализ цен - важное условие статистического обеспечения ценообразования в

маркетинге.

Основная задача статистики цен - отразить и проанализировать состояние

и поведение цен, т. е. их уровень, колеблемость и динамику. Этой цели

соответствует и система показателей статистики цен.

Современная методология регистрации цен соответствует международной

статистической практике и базируется на использовании выборочного метода.

Регистрируются цены товаров-представителей, входящих в стандартизованный

набор - потребительскую корзину. Цены регистрируются в отобранных

поселениях, а в их пределах - по выборочной сети предприятий.

Раскрыта методология изучения уровня и структуры цен. Наряду с

расчетом средних цен вводится показатель отношения цены к среднему доходу

потребителя как наиболее обобщающий и объективный показатель уровня цен,

позволяющий к тому же дифференцировать понятие «уровень цен» по социальным

группам населения.

Центральным моментом в анализе цен остается использование индексного

метода. Проведено изучение различных концепций индексов цен, раскрывают

современную методологию построения индексов цен, соответствующую

международной практике, объясняют преимущества и недостатки индексов Пааше

и Ласпейреса, показывают потенциальные возможности других индексных систем.

Анализ динамики цен увязан с задачами оценки инфляционного процесса,

показаны методы изучения инфляции.

В целях создания инструмента ценообразования и регулирования цен

предпринято моделирование влияния комплекса факторов на уровень и динамику

цен. На этой основе разрабатываются методы изучения тенденций и

прогнозирования цен.

Все вышеперечисленное применено на практике при анализе цен и инфляции

в Амурской области.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.