Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Нижегородский
государственный лингвистический университет им.Добролюбова»
Переводческий
факультет
Культура
и история Франции
Реферат
на
тему:
«Крестовые
походы»
Выполнила:
студентка 1 курса очной формы
обучения гр. 115 ФПЮ
Батурина Ю.В.
Нижний Новгород
2010
Содержание
Введение
1.
Предпосылки и повод крестовых походов
1.1
Предпосылки
на Востоке
1.2
Предпосылки
на Западе
1.3
Повод
крестовых походов. Клермонский собор 1095 года
2.
Ход и порядок крестовых походов на Восток
2.1
Первый крестовый поход
3.
Итоги и последствия крестовых походов
3.1
Падение власти крестоносцев на Востоке
Заключение
Библиография
Введение
Крестовые походы —
серия военных походов западноевропейских рыцарей, направленных против
«неверных» — мусульман, язычников, православных государств и различных
еретических движений. Целью первых крестовых походов было освобождение
Палестины, в первую очередь Иерусалима (с Гробом Господним), от
турок-сельджуков, однако позднее крестовые походы велись и ради обращения в
христианство язычников Прибалтики, подавления еретических и антиклерикальных
течений в Европе (катары, гуситы и так далее) или решения политических задач
пап.
Название «крестоносцы»
появилось потому, что участники крестовых походов нашивали себе на одежду
кресты. Считалось, что участники похода получат прощение грехов, поэтому в
походы отправлялись не только рыцари, но и простые жители, и даже дети. Первым
воспринял идею освобождения Иерусалима от турецкого гнёта римский папа Григорий
VII, который пожелал лично возглавить поход. На его призыв откликнулось до 50
000 энтузиастов, но борьба папы с германским императором оставила идею висеть в
воздухе. Преемник Григория, папа Виктор III обновил призыв предшественника,
обещая отпущение грехов, но не желая лично участвовать в походе. Жители Пизы,
Генуи, некоторых других итальянских городов, страдавших от морских набегов
мусульман, снарядили флот, отбывший к побережью Африки. Экспедицией были
сожжены два города в Тунисе, но этот эпизод не получил широкого резонанса.
Истинным вдохновителем
массового крестового похода стал простой нищий отшельник Пётр Амьенский, по
прозвищу Пустынник, родом из Пикардии. При посещении Голгофы и Гроба Господня,
зрелище всяческих притеснений палестинских братьев по вере возбудило в нём
сильнейшее негодование. Добившись от патриарха писем с мольбой о помощи, Пётр
отправился в Рим к папе Урбану II, а затем, надев рубище, без обуви, с
непокрытой головой и распятием в руках — по городам и весям Европы, проповедуя
где только можно о походе для освобождения христиан и Гроба Господня. Простые
люди, тронутые его красноречием, принимали Петра за святого, считали счастьем
даже отщипнуть клочок шерсти от его ослика на память. Таким образом идея
распространилась весьма широко и стала популярной.
Первый крестовый поход
начался вскоре после страстной проповеди папы Урбана II, состоявшейся на
церковном соборе во французском городе Клермоне в ноябре 1095 года. Незадолго
до этого византийский император Алексей I Комнин обратился к Урбану с просьбой
помочь отразить нападение воинственных турок-сельджуков (названных так по имени
своего вождя Сельджука). Восприняв нашествие мусульман-турок как угрозу
христианству, Папа согласился помочь императору, а также, желая привлечь на свою
сторону общественное мнение в борьбе с другим претендентом на папский престол,
поставил дополнительную цель — отвоевать у сельджуков Святую землю. Речь папы
неоднократно прерывалась взрывами народного энтузиазма и возгласами «На то
Божья воля! Так хочет Бог!» Урбан II пообещал участникам отмену их долгов и
заботу о семьях, оставшихся в Европе. Тут же, в Клермоне, желающие приносили
торжественные клятвы и, в знак обета, нашивали на свои одежды кресты из полосок
красной ткани. Отсюда и пошло имя «крестоносцы», и название их миссии —
«Крестовый поход».
Первый поход на волне
всеобщего воодушевления в целом достиг своих целей. В дальнейшем Иерусалим и
Святая земля были вновь захвачены мусульманами и Крестовые походы
предпринимались для их освобождения. Последний (девятый) Крестовый поход в
первоначальном значении состоялся в 1271—1272 годах. Последние походы, которые
также назывались «крестовыми», предпринимались в XV веке и были направлены
против гуситов и турок-османов.
Глава 1. Предпосылки и
повод крестовых походов
1.4
Предпосылки на Востоке
Христианство изначально
сочетало мирные посылки: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас,
благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по
щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй
взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй
назад.»
В IV веке святитель
Василий Великий своим 13-м правилом предлагает на три года отлучать от
Причастия воинов, убивших на войне, а 55-е его правило отлучает от Причастия и
тех, кто силой меча сопротивлялся разбойникам . И даже в X веке
константинопольский патриарх Полиевкт на 5 лет отлучал воинов, защищавших своё
православное отечество от нашествия мусульман (турок) .
Крестовые Походы против
мусульман продолжались два столетия, до самого конца XIII века. Как
христианство, так и ислам одинаково считали себя призванными к господству во
всем мире. Быстрые успехи ислама в первом столетии его существования грозили
серьёзной опасностью для европейского христианства: арабы завоевали Сирию,
Палестину, Египет, северную Африку, Испанию. Начало VIII века было критическим
моментом: на Востоке арабы завоевали Малую Азию и грозили Константинополю, а на
Западе пытались проникнуть за Пиренеи. Победы Льва Исавра и Карла Мартелла
остановили арабскую экспансию, а дальнейшее распространение ислама было
остановлено начавшимся вскоре политическим разложением мусульманского мира.
Халифат раздробился на части, враждовавшие друг с другом.
Во второй половине X
века Византийская империя получила даже возможность возвратить кое-что из
потерянного ранее: Никифор Фока завоевал у арабов Крит, часть Сирии, Антиохию.
В XI веке положение дел снова изменилось в неблагоприятном для христиан смысле.
Византийский престол после смерти Василия II (1025) занимали слабые императоры,
притом беспрерывно сменявшиеся. Слабость верховной власти оказалась тем более
опасной для Византии, что как раз в это время восточной империи стала грозить
серьёзная опасность и в Европе, и в Азии. В Передней Азии сельджуки совершали
свое наступательное движение на Запад. Под предводительством Шакир-бека (умер в
1059 году) и Тогрул-бека (умер в 1063 году) они подчинили своей власти большую
часть Ирана и Месопотамии. Сын Шакира Алп-Арслан опустошил Армению, потом
значительную часть Малой Азии (1067—1070) и взял в плен при Манцикерте
императора Романа Диогена (1071). Между 1070 и 1081 годами сельджуки отняли у
египетских Фатимидов Сирию и Палестину (Иерусалим — в 1071—1073 годах, Дамаск в
1076 году), а Сулейман, сын Кутулмиша, двоюродного брата Тогрул-бека, отнял к
1081 году у византийцев всю Малую Азию; Никея стала его столицей. Наконец,
турки взяли и Антиохию (1085). Снова, как в VIII веке, враги были под самым
Константинополем. В то же время европейские провинции империи подвергались (с
1048 года) беспрерывным вторжениям печенегов и узов, которые производили
страшные опустошения иногда под самыми стенами столицы. Особенно тяжёлым был
для империи 1091 год: турки, с Чахой во главе, готовили нападение на Константинополь
с моря, а печенежское войско стояло на суше под самой столицей. Император
Алексей Комнин не мог надеяться на успех, ведя борьбу одними своими войсками:
его силы были в значительной степени исчерпаны за последние годы в войне с
итальянскими норманнами, пытавшимися утвердиться и на Балканском полуострове.
1.5
Предпосылки на Западе
На Западе к концу XI
века целый ряд причин создал настроение и обстановку, благоприятные для призыва
на борьбу с неверными, с каким обратился туда император Алексей I Комнин:
чрезвычайно усилилось религиозное чувство и развилось аскетическое настроение,
находившее себе выражение во всякого рода духовных подвигах, между прочим и во
многочисленных паломничествах.
К тому же в 1054 году
произошёл Раскол христианской церкви (1054) — католики и православные предали
друг друга анафеме.
Особенно много
паломников издавна направлялось в Палестину, ко Гробу Господню; в 1064 году,
например, архиепископ майнцский Зигфрид отправился в Палестину с семитысячной
толпой пилигримов. Арабы не препятствовали таким паломничествам, но
христианское чувство иногда сильно оскорблялось проявлениями мусульманского
фанатизма: так, фатимидский халиф Аль-Хаким велел в 1009 году разрушить храм
Святого Гроба. Уже тогда, под впечатлением этого события, папа Сергий IV
проповедовал священную войну, но безуспешно (по смерти Аль-Хакима, впрочем,
разрушенные храмы были восстановлены). Утверждение в Палестине турок сделало
паломничества христиан гораздо более трудными, дорогими и опасными: пилигримам
гораздо чаще приходилось становиться жертвами мусульманского фанатизма.
Рассказы возвращавшихся пилигримов развивали в религиозно настроенных массах
западного христианства чувство скорби о печальной участи святых мест и сильное
негодование против неверных. Кроме религиозного одушевления, были и другие
мотивы, могущественно действовавшие в том же направлении. В XI веке ещё не
совсем заглохла страсть к передвижениям, составлявшая как бы последние
отголоски великого переселения народов (норманны, их передвижения). Утверждение
феодального строя создавало в рыцарском классе значительный контингент лиц, не
находивших на родине приложения своим силам (например, младшие члены баронских
семей) и готовых идти туда, где была надежда найти что-нибудь лучшее. Тягостные
социально-экономические условия увлекали в крестовые Походы множество людей из
низших слоев общества. В некоторых странах Запада (например, во Франции,
которая и давала наибольший контингент крестоносцев) в XI веке положение
народных масс стало ещё более невыносимым вследствие целого ряда стихийных
бедствий: наводнений, неурожаев, повальных болезней. Богатые торговые города
Италии готовы были поддерживать крестоносные предприятия в надежде на
значительные торговые выгоды от утверждения христиан на Востоке.
1.6
Повод крестовых походов. Клермонский собор 1095 года
Папство, только что
усилившее аскетической реформой свой нравственный авторитет на всем Западе и
усвоившее себе идею единого Божьего царства на земле, не могло не откликнуться
на призыв, обращенный к нему из Константинополя, в надежде стать во главе
движения и, может быть, получить духовную власть на Востоке. Наконец, западные
христиане давно были возбуждены против мусульман борьбой с ними в Испании,
Италии и Сицилии. Для всей южной Европы мусульмане были хорошо знакомым,
наследственным врагом. Все это способствовало успеху обращения императора
Алексея I Комнина, который уже около 1089 года находился в сношениях с папой
Урбаном II и готов был, по-видимому, положить конец церковному раздору, чтобы
получить помощь от латинского Запада. Зашла речь о соборе в Константинополе для
этой цели; папа освободил Алексея от отлучения, до тех пор лежавшего на нём,
как на схизматике. Когда в 1091 году папа находился в Кампании, при нём были
послы Алексея. В марте 1095 года папа ещё раз выслушал послов Алексея (на
соборе в Пиаченце), а осенью того же года был созван собор в Клермоне (во
Франции, в Оверни). В уме папы Урбана II мысль о помощи Византии приняла ту
форму, которая особенно должна была прийтись по душе массам. В речи, которую он
произнес в Клермоне, политический элемент был отодвинут на задний план перед
элементом религиозным: Урбан II проповедовал поход для освобождения от неверных
Святой земли и Гроба Господня. Речь папы в Клермоне 24 ноября 1095 года имела
громадный успех: многие тут же дали обет идти против неверных и нашили себе на
плечо кресты, отчего и получили название «крестоносцев», а Походы —
«крестовых». Так был дан толчок движению, которому суждено было остановиться
лишь два столетия спустя. Пока на Западе зрела мысль о Крестовом Походе,
император Алексей освободился от опасности, вынудившей его искать помощи на
Западе. В 1091 году он истребил печенежскую орду, при помощи половецких ханов
Тугоркана и Боняка; морское предприятие Чахи также кончилось неудачно (Чаха
вскоре был убит по приказанию никейского султана). Наконец, Алексею удалось в
1094—1095 годах освободиться и от опасности, грозившей ему со стороны его
недавних союзников — половцев. Непосредственная опасность для Византии прошла
как раз в то время, когда с Запада стали прибывать массы первых крестоносцев,
на которые Алексей смотрел теперь с тревогой. Помощь Запада принимала слишком
широкие размеры; она могла грозить самой Византии, ввиду вражды между латинским
Западом и греческим Востоком. Проповедь Крестового Похода имела на Западе
необыкновенный успех. Во главе движения встала церковь: папа назначил своим
легатом при крестоносном войске епископа Пюи Адемара, который одним из первых
принял в Клермоне крест. Принявшие крест, как пилигримы, принимались церковью
под её покровительство. Кредиторы не могли требовать с них долгов во время их
путешествия; захватывавшие их имущество отлучались от церкви; всем
крестоносцам, которые шли в Святую землю, побуждаемые к тому благочестием, а не
стремлением к приобретению почестей или богатства, отпускались грехи. Уже зимой
с 1095 на 1096 год собрались большие массы плохо или почти вовсе не вооруженных
крестоносцев из беднейших классов. Во главе их стали Петр Пустынник и Вальтер
Голяк (или Готье-нищий). Часть этой толпы достигла Константинополя, но многие
погибли ранее. Греки переправили крестоносцев в Азию, где они почти все были
истреблены сельджуками. Несколько позднее начался настоящий Первый крестовый
поход.
Глава 2. Ход и порядок
крестовых походов на Восток
2.1 Первый крестовый
поход
Первый поход начался в
1096 году. Во главе многочисленного и хорошо вооруженного ополчения находились
Раймунд IV, граф Тулузский (он вел войска из южной Франции и к нему примкнул
папский легат), Гуго де Вермандуа (брат французского короля Филиппа I), Этьен
(Стефан) II, граф Блуа и Шартра, герцог Нормандии Роберт III Куртгёз, граф
Фландрии Роберт II, Готфрид Бульонский, герцог Нижней Лотарингии, с братьями
Евстахием (Эсташем) III, графом Булони, и Балдуином (Бодуэном), а также племянником
Балдуином (Бодуэном) Младшим, наконец Боэмунд Тарентский (сын Роберта
Гвискара), с племянником Танкредом. Число крестоносцев, собравшихся разными
путями в Константинополе, доходило, вероятно, тысяч до 300. В Константинополе
большая часть крестоносных вождей признали свои будущие завоевания, как части
восточной империи, в ленной зависимости от Алексея и дали ему соответствующую
присягу. Алексею было нелегко добиться этого: он был вынужден даже прибегнуть к
вооруженной силе (так он принудил к присяге Готфрида Бульонского). Их войска не
были единой сплоченной армией — каждый идущий в поход феодал привлекал своих
вассалов, а за ними шли сорвавшиеся с насиженных мест крестьяне.
В апреле 1097 года
крестоносцы перешли Босфор. Вскоре византийцам сдалась Никея, а 1 июля
крестоносцы разбили при Дорилее султана Килидж-Арслана и этим проложили себе
путь через Малую Азию. Двигаясь далее, крестоносцы нашли себе драгоценных
союзников против турок в князьях Малой Армении, которых они стали всячески
поддерживать. Балдуин, отделившись от главного войска, утвердился в Эдессе. Для
крестоносцев это было очень важно, по положению города, который составлял с тех
пор их крайний восточный форпост. В октябре 1097 года крестоносцы осадили
Антиохию, которую им удалось взять лишь в июне следующего года. В Антиохии
крестоносцы в свою очередь были осаждены эмиром моссульским Кербогой и, терпя
голод, подвергались большой опасности; им удалось, однако, выйти из города и
разбить Кербогу. После продолжительной распри с Раймундом, Антиохией завладел
Боэмунд, которому удалось ещё до падения её вынудить у остальных крестоносных
вождей согласие на передачу ему этого важного города. Пока шли споры из-за
Антиохии, в войске, недовольном промедлением, произошло волнение, которое
заставило князей, прекратив распри, двинуться далее. То же повторялось и потом:
в то время, как войско рвалось к Иерусалиму, вожди спорили из-за каждого
взятого города.
7 июня 1099 года перед
глазами крестоносцев открылся, наконец, святой город, а 15 июля они взяли его,
причем произвели страшную резню среди мусульман. Власть в Иерусалиме получил
Готфрид Бульонский. Разбив под Аскалоном египетское войско, он обеспечил на
некоторое время с этой стороны завоевания крестоносцев. После смерти Готфрида
королем иерусалимским стал Балдуин Старший, передавший Эдессу Балдуину
Младшему. В 1101 году в Малую Азию явилось второе большое крестоносное войско
из Ломбардии, Германии и Франции, во главе которого шло много знатных и богатых
рыцарей; но большая часть этого войска была истреблена соединенными силами
нескольких эмиров. Между тем крестоносцы, утвердившиеся в Сирии (число их
увеличивалось новыми пилигримами, прибывавшими почти непрерывно), должны были
вести тяжелую борьбу с соседними мусульманскими владетелями. Боэмунд был взят
одним из них в плен и выкуплен армянами. Кроме того крестоносцы вели уже с
весны 1099 года войну с греками из-за приморских городов. В Малой Азии
византийцам удалось возвратить себе значительную территорию; их успехи могли
быть здесь ещё значительнее, если бы они не тратили своих сил в борьбе с
крестоносцами из-за отдаленных сирийских и киликийских областей. Наконец, с
самого начала шла борьба и между самими крестоносцами из-за обладания разными
городами. Значительную поддержку иерусалимскому королевству оказали образовавшиеся
вскоре духовно-рыцарские ордена тамплиеров и госпитальеров (иоаннитов).
Серьёзная опасность стала грозить крестоносцам, когда власть в Моссуле получил
(1127) Имад-ад-Дин Зенги. Он соединил под своей властью несколько мусульманских
владений, лежавших около владений крестоносцев, и образовал обширное и сильное
государство, занимавшее почти всю Месопотамию и значительную часть Сирии. В
1144 году он взял Эдессу, несмотря на героическое сопротивление. Весть об этом
бедствии вновь вызвала крестоносное одушевление на Западе, выразившееся во 2-м
крестовом Походе. Проповедь Бернарда Клервосского подняла прежде всего массу
французских рыцарей, во главе которых стал король Людовик VII; потом Бернарду
удалось привлечь к крестовым Походам и германского императора Конрада III. С
Конрадом пошли его племянник Фридрих Швабский и много германских князей.
2.2 Последующие
восточные крестовые походы
Государства крестоносцев
По окончании 1-го крестового похода на территории Леванта были
основаны четыре христианских государства.
-
Графство
Эдесса — первое государство, основанное крестоносцами на Востоке. Было основано
в 1098 годуБалдуином I Булонским.
После завоевания Иерусалима и создания королевства. Просуществовало до 1146 года. Столицей его был город Эдесса.
-
Княжество
Антиохия — было основано Боэмундом I
Тарентским в 1098 году после взятия Антиохии. Княжество просуществовало до 1268 года.
-
Иерусалимское
королевство, просуществовало вплоть до падения Акры в 1291 году. В подчинении у королевства
находилось несколько вассальных сеньорий, в том числе четыре наиболее крупные: