рефераты бесплатно

МЕНЮ


Реферат: Ценность идеологии как социального регулятора

Социальная аномия (от французского anomie — беззаконие, неорганизованность) — болезненное состояние общественной жизни, ценностно-нормативный вакуум, характерный для переходных и кризисных периодов развития общества, когда старые нормы и ценности уже не работают, а новые отсутствуют или еще не полностью сложились. В периоды возрастания социальной аномии резко ослабляется нормативное социальное регулирование, вследствие непоследовательности, противоречивости и неопределенности государственной политики социально-экономического и духовного развития.

Явление социальной аномии тесно связано с глобальным противоречием современного мира — резким отставанием темпов социального прогресса от научно-технического, которое во многом обусловливает болезни общества, порождает девиантное поведение людей в нем.

Пути лечения социальной аномии известны. Два из них представляются приоритетными и очевидными[10].

Первый — государство, оставаясь главным субъектом управления, меняет свое поведение в обществе, строит свои отношения с ним все в большей мере на основе научного управления, соблюдения не только правовых норм, но и социальных и нравственных. Поэтому оно все в большей мере развивает гражданское общество, передает функции социального контроля общественным институтам, неформальным образованиям, делегирует им права, полномочия, ресурсы, повышая тем самым их самоуправленческие возможности. Последние в своей деятельности в качестве приоритетов взаимоотношения с гражданами, населением выдвигают новый тип отношений — договорных, хозяйственных, мотивационных, социальных, а не только политических и административно-командных.

Второй — возрастание роли общества в целом как субъекта управления, когда общество в целом включает в механизм регулирования свой коллективный разум, создает интеллектуальные и нравственные системы управления, способные сбалансировать разные интересы его различных структур.

В этих случаях переворачивается уродливая пирамида: «общество — для государства» в сторону “государство — для общества». Это возможно только в случае, если деятельность общества и государства обретает современный смысл, прежде всего духовный и нравственный.

К сожалению, многовековая история России многострадальна. Это история скрытой и открытой конфронтации между структурами государственного управления и обществом. В российской истории либо власть «давила» свой народ, либо народ «давил» свою власть. Согласие, соединение этих сторон в обществе наступало лишь тогда, когда внешний враг или природные катаклизмы угрожали самому бытию российского общества, в экстремальных ситуациях его жизни и развития.

В отличие от стран Запада государство в России всегда отличалось чрезмерной самостоятельностью в своих решениях и действиях, склонностью к административному давлению, насилию и единовластию. Именно оно определяло, что народ должен делать, как себя вести, что говорить, о чем думать и мечтать. Именно власть, правящая элита во многом определяла историю России, была ее движущей силой.

3. ИДЕОЛОГИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ РЕГУЛЯТОР

В зависимости от уровней анализа, подходов и взглядов на идеологию, меняются представления о назначении идеологии в обществе. Т. Парсонс видит его в способности сплачивать людей[11], в представлении М. Фуко идеология являет собой некую спонтанную эманацию «массового сознания», обеспечивающую самоописание общества[12]. Д. Белл представляет идеологию как превращение идеи в социальный рычаг[13], Брахер - как ориентированную на действие систему убеждений[14], и т.д.

Различия в оценках роли и значимости идеологии обусловлены в немалой степени тем, что идеология как специфическая область социально-культурных явлений потенциально несет в себе как позитивное, так и негативное. Ее роль и характер влияния зависят от того, какое место она занимает в обществе (организации), и как с ней обращаются. В советской науке до недавнего времени вопросам идеологии придавалось первостепенное значение. Идеология в советском обществе была одним из его основных системообразующих элементов, важнейшим фактором общественного и государственного строительства. Система целенаправленного идеологического воздействия была детально проработана и охватывала практически все стороны и области жизни советских людей.

В советской теории применялся преимущественно социологический подход, т. е. исследование идеологии проводилось с позиций выделения интересов классов (социальных групп) и их отражения в идеологических системах. Идеология в своих содержательных аспектах рассматривалась как выражение классовых и партийных интересов в теориях и концепциях. По мысли Губерского Л. В., «идеология - то, прежде всего, система взглядов и идей, отражающих общественное бытие с позиций определенного класса, а также теоретическая программа деятельности класса, в которой определены роль класса в обществе и его отношение к объективной действительности на данном этапе общественно-исторического процесса»[15].

В русле социологического подхода, акценты в исследовании идеологии сместились в ракурс практического ее рассмотрения, оставив за чертой внимания ее феноменологические, мифологические, в целом - рациональные черты. В центре внимания советских исследователей стояли вопросы социальных и психологических функций идеологии, рассмотрение идеологии как системы, назначение и роль идеологии в духовном производстве, в развитии и воспитании человека.

Идеология, как по своему содержанию, так и по методам и целям реализации, имела четко партийную принадлежность. Вместе с тем ситуация идеологического противостояния странам Запада, а также изменения целей партийных программ (построение коммунизма, хозрасчет, реформы 60 - 70-х годов, концепции «ускорения» и «демократизации» и т.д.), порождали необходимость постоянного контроля за состоянием идеологии, а также ее развития.

Одним из путей ее развития было создание «научной теории идеологии», в рамках которой идеологическая жизнь общества рассматривается как объект научного управления, включающий в себя:

-   саму идеологию как систему идей и взглядов (теоретический уровень отражения действительности, представляет собой, наряду с общественной психологией, одну из сторон общественного сознания);

-   идеологические отношения (отношения людей в процессе и по поводу создания и распространения идей в обществе);

-   деятельность идеологических институтов (государственные и общественные организации, учебные и производственные структуры, специальные институты, средства массовой информации и др.).

Идеология – это форма сознания, которая является продуктом социализированного духовного производства, развертывающегося в рамках духовно-практического способа освоения действительности. Она отражает определенную предметную область через призму интересов определенного субъекта, содержит в себе социальное целеполагание и социальную технологию, служит руководством для практической деятельности.

По мнению Сороковиковой В. И., идеологию необходимо исследовать «как целостную систему производства, распределения и потребления духовных продуктов, осуществляющуюся посредством социальных институтов и выражающую интересы определенной социальной группы общества»[16].

Системе идеологии присущи специфические функции.

Система идеологии выступает в двух основных ролевых качествах - она обеспечивает процесс отражения действительности и процесс деятельностного ее изменения.

В работе Волкогоновой О. Д. сформулированы пять функций идеологии как социального регулятора[17]:

·   Интегративная - объединение людей, интеграции общественно-политических и социальных образований на основе принятия как можно большим количеством людей тех или иных общих идей и ценностей.

·   Аксиологическая - производство, формулирование и распространение ценностей, имеющих характер социальных норм.

·   Познавательная - дает методологические и гносеологические основы взгляда на мир, исполняет функции различения и наименования объектов и явлений действительности, предоставляет и развивает определенные методы и способы познания, разъясняет и объясняет те или иные стороны и проблемные стороны действительности. Идеология интерпретирует мир и осуществляет ориентацию человека в нем.

·   Мобилизующая - посредством общности идей и соответствующего их содержания, идеология мобилизует людей и побуждает к тем или иным действиям (или бездействию).

·   Прогностическая - идеология является специфическим инструментом социального ориентирования и прогнозирования. Основным элементом прогноза является идеал, который носит нормативный характер, - он обозначает не просто то, что будет, а то, что должно быть. Идеологическое прогнозирование может осуществляться как на теоретическом уровне, так и на программно-директивном. В конечном итоге прогноз становится предметом убежденности и веры. Целью идеологического прогнозирования, в отличие от иных видов прогнозов, является не только объяснить, но и направленно воздействовать на действительность. Идеологический прогноз может носить глобальный характер, а также выражать непримиримость к прогнозам других идеологий.

Система идеологии функционирует на основе процесса идеологического воздействия. Идеологический процесс как определенная область жизни общества охватывает сферу производства социально-политических, оценочно-классовых идей, взглядов, теорий, их воспроизводство, дальнейшее развитие, уточнение, распространение и усвоение, в том числе через систему средств идеологического воздействия. Суть идеологического процесса, - воспроизводство и реализация идеологии.

Система идеологии с точки зрения форм ее социально-психологического представления в обществе (организации) является, прежде всего, семиотической (знаковой) системой. Она отражает (выражает) внезнаковую реальность и является средством социальной связи индивидов.

Знаковые системы в силу своей природы переводят структуры общественного бытия (знаки, идеи, ценности и т.д.) в структурные компоненты индивидуального сознания. Именно в этом заключается и на этом основан эффект идеологического воздействия. Этот перевод лежит в основе всех функций системы идеологии. В силу своего вероятностно-аксиологического характера реализация идеологии предполагает возникновение личностно-смыслового отношения к ней (ее идеям, ценностям, нормам) со стороны воспринимающего субъекта. Здесь мы можем говорить о специфическом процессе интериоризации идеологических представлений (образов, символов, знаков), который означает, что у личности установилось определенное (заданное) отношение к ним. На следующем этапе это отношение фиксируется в убеждения, веру, ценности.

Система идеологии может в рамках процесса интериоризации своих норм рассматриваться как определенная форма, посредством которой выражают себя внутренние (скрытые) отношения сложной системы общества (организации). При этом идеология скрывает их фактический характер путем собственной их интерпретации. По мнению Араповой М. А., идеология как видимая форма действительных отношений «играет роль самостоятельного механизма в управлении реальными процессами на поверхности системы»[18]. Идеология как «превращенная форма» действительности выполняет функцию вытеснения, замещения и восполнения предметов в системе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Идеология формирует и развивает сознание людей (индивидуальное, коллективное, общественное), дает необходимые ценностные ориентиры и мировоззренческие позиции общества в целом.

Идеология обеспечивает ценностное восприятие, осмысление, выражение групповых и общественных политических интересов, приучает к анализу социально-политических явлений и процессов через призму определенных интересов и политических целей.

Идеология является важным инструментом политической и общественной организации. Она объединяет, сплачивает близких по своему социальному статусу, политическим устремлениям людей, причем как на основе общности созидательных целей деятельности, так и на основе “образа врага”, целей противоборства и конфронтации.

Идеологическая консолидация общества является важным источником его силы. Идеология обладает значительным воспитательным потенциалом и обеспечивает решение задач политической социализации личности, формированию и развитию политической культуры граждан.

Таким образом, идеология является неотъемлемой частью социальной действительности, политического и духовного бытия современного общества. Она неоднозначна по содержанию, характеру, формам проявления, но в своей сущности является специфическим ориентационно-ценностным сознанием, воплощенным в системе идей, выражающих интересы определенных социальных общностей, общества в целом.

Механизм воздействия идеологического течения на общественную жизнь зависит от качества ее носителей, той социальной группы, или организации, представляющей ее интересы, обоснованием действий которых она является.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Арапова М. А. Теоретико-методологические основания социологического анализа идеологических процессов // Известия Уральского государственного университета. – 2007. – № 51. – С. 117-129.

2.       Атаманчук Г.В. Об идеологии российской государственности // Власть и нравственность: согласие, благополучие, безопасность. М., 2007.

3.       Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

4.       Борисенко М.В. Роль политической мифологии в современной мировой политике // Вестник МГУ, сер. Социология, 2002 г., № 3.

5.       Брахер К. Немецкая диктатура. Возникновение, структура, последствия национал- социализма// Тоталитаризм. Что это такое. М., 1993. С.203-222.

6.       Волкогонова О.Д. Образ России в философии русского зарубежья. Москва, 1998, 328 с.

7.       Губерский Л. В. Научная идеология и личность. — Киев. Изд-во при Киев. гос. ун-те, 1988.

8.       Джунусов М.С. Национализм. Словарь-справочник. М., 1998.

9.       Енгоян А. П. Психологический подход к идеологии: от Фрейда к Парето // Научная мысль Кавказа, 2007. - № 3, С. 21-28.

10.    Иванов В.Н., Мальцев В.А., Чартаев М.А. Россия: к концепции развития общества и политической власти. М.- Н. Новгород, 1996.

11.    Кильдюшов О. П. Социологическая концепция Раймона Арона // «Критическая Масса», 2006. - № 4. – С. 14.

12.    Манхейм К. Идеология и утопия//Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994, с.52-95.

13.    Маркс М., Энгельс Ф. Избранные произведения в трех томах. Т.1. М.: Издательство политической литературы, 1970. с.2-43

14.    Парсонс Т. Роль идей в социальном действии//Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический проект, 2002, с. 521-543.

15.    Соловьев А.И. Политическая идеология: логика исторической эволюции // Полис. 2001. № 2. С.5–23.

16.    Сороковикова В.И. Философское осмысление глобальных проблем современности. Спб., Издательство Питер Пресс, 2008.

17.    Фуко М. Слова и вещи. СПб., 1994. С. 78-79, 98-101.


[1] Соловьев А.И. Политическая идеология: логика исторической эволюции // Полис. 2001. № 2. С.5–23.

[2] Маркс К, Энгельс Ф. Избранные произведения в трех томах. Т.1. М.: Издательство политической литературы, 1970. с.2-43

[3] Енгоян А. П. Психологический подход к идеологии: от Фрейда к Парето // Научная мысль Кавказа, 2007. - № 3, С. 21-28.

[4] Манхейм К. Идеология и утопия//Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994, с.52-95.

[5] Манхейм К. Идеология и утопия//Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994, с.52-95.

[6] Кильдюшов О. П. Социологическая концепция Раймона Арона // «Критическая Масса», 2006. - № 4. – С. 14.

[7] Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.

[8] Атаманчук Г.В. Об идеологии российской государственности // Власть и нравственность: согласие, благополучие, безопасность. М., 2007.

[9] Джунусов М.С. Национализм. Словарь-справочник. М., 1998.

[10] Иванов В.Н., Мальцев В.А., Чартаев М.А. Россия: к концепции развития общества и политической власти. М.- Н. Новгород, 1996.

[11] Парсонс Т. Роль идей в социальном действии//Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический проект, 2002, с. 521-543.

[12] Фуко М. Слова и вещи. СПб., 1994. С. 78-79, 98-101.

[13] Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

[14] Брахер К. Немецкая диктатура. Возникновение, структура, последствия национал- социализма// Тоталитаризм. Что это такое. М., 1993. С.203-222. Ч. 2.

[15] Губерский Л. В. Научная идеология и личность. — Киев. Изд-во при Киев. гос. ун-те, 1988.

[16] Сороковикова В.И. Философское осмысление глобальных проблем современности. Спб., Издательство Питер Пресс, 2008.

[17] Волкогонова О.Д. Образ России в философии русского зарубежья. Москва, 1998, 328 с.

[18] Арапова М. А. Теоретико-методологические основания социологического анализа идеологических процессов // Известия Уральского государственного университета. – 2007. – № 51. – С. 117-129.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.