рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Социальная теория К. Маркса и русский марксизм: легальный марксизм, марксизм Г.В. Плеханова и марксизм В.И. Ленина как различные версии в интерпретации марксистского идейного наследия

Теория или идеология по Ленину носит классовый характер, либо буржуазный, либо пролетарский. Но партия, по мнению Ленина, призвана внести в рабочее движение не только теорию, но и организованность. Она должна обладать планом действий и вести за собой пролетариат. Выполнение исторической миссии партии зависит не только от революционной партии, но и от организационных принципов. Ленин помышлял об объединении профессиональных революционеров, которые отличались бы преданностью делу, гибкостью в действиях, четкой организацией и крепкой дисциплиной. Партия – не массовое движение, а именно объединение профессионалов. Партия должна сочетать подпольную и легальную деятельность и опираться на массы, уметь повести за собой. Ее главный организационный принцип в условиях царизма – строжайшая конспирация. Если в «Что делать?» Ленин придает решающее значение конспирации и неформальным отношениям между революционерами, то впоследствии организационные основы партии получили четкое оформление. В Уставе РСДРП, принятом IV съездом (1906 год), они определялись как «демократический централизм», т.е. выборность и подотчетность всех партийных органов, и обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих и для всех членов партии.

По Ленину, власть должны захватить не заговорщики, а организованный партией пролетариат, прошедший школу классовой политической борьбы.

Г) Концепция перерастания демократической революции в социалистическую.

В 1905 году вопросу стратегии, соотношения буржуазно-демократической и пролетарской революций приобрели практическое значение. В РСДРП возникли три платформы. Меньшевики считали, что пролетарской революции нужно подождать, пока не свершится буржуазная революция. Троцкий считал, что слабая российская буржуазия не может совершить буржуазную революцию. Ее должно возглавлять пролетарское, социалистическое руководство. Революция не замкнется в рамках России и станнит мировой.

Ленин разработал свою платформу, принятую большевиками на III съезде РСДРП (апрель-май 1905 год). Взгляды Ленина на перспективы революции в России изложены во многих статьях 1905-1907 гг., а в систематической форме – в книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции (1905 год). Как Троцкий и Плеханов, Ленин исходил из неспособности русской буржуазии возглавить революцию. Это должен был сделать пролетариат, руководимый социал-демократической партией. Та революция, которая сметает остатки крепостничества, гарантирует свободное и быстрое развитие капитализма, является буржуазной. Но она абсолютно необходима пролетариату, и чем она будет последовательней, тем вернее будет борьба пролетариата против буржуазии. Именно такая, т.е. буржуазно-демократическая революция стоит на очереди в России. Задача состоит в том, чтобы наложить на эту буржуазную революцию «пролетарский отпечаток», возглавить ее, преодолеть половинчатость и измену демократической буржуазии, которая готова стать на сторону правительства при удовлетворении ее минимальных требований. С этой целью партия должна держать инициативу в своих руках, опираясь на рабочее и забастовочное движение и быть готовой прибегнуть к вооруженному восстанию, способному привести к победе революции.

Если в серьезный революционный потенциал городской буржуазии Ленин не верил, то в мелкобуржуазной массе крестьянского населения, он видел мощный источник революционного творчества. Крестьянство, по его мнению, является союзником пролетариата в буржуазной революции, ибо оно кровно заинтересованно в ликвидации помещичьего землевладения и оберегающего его самодержавия.

 В случае победы революция провозглашает республику, для чего созывается Учредительное собрание на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Подготовку к Созыву Учредительного собрания и немедленные преобразования осуществляет временное революционное правительство – орган созданный в результате восстания. По своей классовой сути оно представляет собой революционно-демократическую диктатуру пролетариата и крестьянства.

Однако на демократическом перевороте дело не заканчивается. «От революции демократической, - пишет Ленин, - мы сейчас начнем переходить, и как раз в меру нашей силы, силы сознательного и организованного пролетариата, начнем переходить к социалистической революции. Мы стоим за непрерывную революцию. Мы не остановимся на пол пути». [27] Расстановка классов на двух этапах революции представлялась Ленину следующим образом: «Пролетариат должен довести до конца демократический переворот, присоединяя к себе массу крестьянства, чтобы раздавить силой сопротивление самодержавия и парализовать неустойчивость буржуазии. Пролетариат должен совершить социалистический переворот, присоединяя к себе массу полупролетарских элементов населения, чтобы сломить силой сопротивление буржуазии и парализовать неустойчивость крестьянства и мелкой буржуазии». [28]

Такова в общих чертах концепция перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую, разработанная Лениным в 1905 году.

Идея союза диктатуры пролетариата и крестьянства стала важным новшеством в марксистской теории, отражением специфики России и других аграрных стран, своеобразным синтезам марксистской и народнической позиций.

Ленинская теория отличается большой гибкостью. В случае победы революции устанавливается не пролетарская власть, не диктатура пролетариата, а революцианно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства, т.е. подлинного большинства населения.

Д) Историческая неизбежность диктатуры пролетариата.

Перед самой октябрьской революцией, готовясь к решающей схватке за власть, Ленин пишет свое главное произведение по вопросам государства – «Государство и революция». К этому времени обстановка серьезно изменилась. По настоянию Ленина большевики взяли курс на вооруженное восстание, и перешли к подпольной деятельности.

Цель книги, по словам Ленина, - восстановить учение Маркса о государстве, очистить его от оппортунистических интерпретаций лидеров II Интернационала. Книга проникнута предчувствием острых политических конфликтов, суровой классовой борьбы и служит их оправданием. В значительной мере она представляет собой хронологически последовательное изложение взглядов Маркса и Энгельса, снабженное комментариями. Идея классовости государства пронизывает всю книгу.

В «Государстве и революции» последовательно проводится мысль об исторической неизбежности диктатуры пролетариата. При этом диктатура понимается не только как классовая суть, но и как форма власти. Подобные суждения высказывались Лениным и раньше, и позже. В связи с анализом обобщающей работы Ленина уместно воспроизвести некоторые из них. В 1906 году в статье «Победа кадетов и задачи рабочей партии» Ленин писал: «Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими правилами абсолютно не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть».[29] В «Детской болезни левизны»в коммунизме (1919 год) читаем: «Диктатура пролетариата есть упорная борьба, кровавая и бескровная, насильственная и мирная, военная и хозяйственная, педагогическая и административная против сил и традиций старого общества».[30]

Эти высказывания не следует понимать как призыв к беззаконию, полное отождествление диктатуры пролетариата с несвязностью власти законами. Мысль Ленина такова, он хочет сказать, что в случае крайней необходимости пролетарское государство, как и всякое другое готово прибегнуть к незаконным мерам.

В отличие от ряда своих последователей Ленин не скрывал диктаторского характера режима перехода от капитализма к социализму. Но он убеждал, что это первый в истории случай, когда подавление осуществляется в интересах большинства против эксплуататорского меньшинства. Другое оправдание диктатуры – ее временный и сравнительно краткосрочный характер. По мере перехода к высшей стадии коммунизма диктаторские методы ослабевают и, наконец, отмирают.

Третье оправдание – сочетание диктатуры с демократией. По Ленину, всякое государство имеет две стороны – демократическую и диктаторскую, и у каждой – свой классовый подход. Буржуазная республика – демократия для меньшинства, социалистическая демократия призвана обеспечить подлинное участие трудящихся масс в управлении государством.


Е) Оценка политических взглядов Ленина.

Система политических взглядов Ленина представляет собой попытку приспособления марксизма к своеобразным условиям страны со средним уровнем развития капитализма, большой неравномерностью социального, экономического и культурного развития и сильнейшими пережитками феодализма и дофеодальных отношений, особенно на окраинах, во всех областях жизни.

Его важнейшие новые идеи – роль, идейные и организационные основы «партии нового типа»: перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую и в этой связи революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства: власть Советов как форма диктатуры пролетариата в России; победа социалистической революции первоначально в одно стране; понимание империализма как эпохи кризисов, кануна пролетарской революции и др. Не подлежит сомнению, что Ленин один из величайших исторических деятелей. Октябрьская революция, ставшая (как бы ее не оценивать) важнейшим событиям XX века, ассоциируется, прежде всего, с его именем. Наивно рассматривать Октябрь как случайность или результат волюнтаризма Ленина и большевиков. Известный русский философ – идеалист Бердяев, вынужденный эмигрировать в результате прошедшей революции писал «Коммунизм оказался неотвратимой судьбой России и внутренним моментом в судьбе русского народа » [31] (Под коммунизмом в данном случае Бердяев имел в виду не идеал, а вдохновлявшийся им революционный эксперимент).

Жесткость революции – также поражение российской истории.

Кровавые перевороты, гражданские войны происходят там, где власть неспособна провести устраивающие и обновляющие общество реформы. «Если добро не осуществляет своей правды, то зло берет на себя дело добра и пытается реализовать правду, - рассуждал Бердяев. – Революция всегда означает, что не было положительных творческих духовных сил, улучшающих и возрождающих жизнь».[32] Потрясения начались в России не с октября, а с февраля 1917 года. Именно с этой даты начинает генерал А.И. Деникин свою «Историю российской смуты».

Почему мечты Ленина не осуществились? Расхождение между провозглашенными целями и реальными свершениями революций – обычная вещь.

В планах Ленина и всех его соратников был один величайший просчет, приведший к искажению или пересмотру принятых ранее представлений о коммунизме. Эта надежда на мировую революцию, основанная на абсолютной убежденности в правильности предначертаний Маркса. Если бы мировая революция произошла, история сложилась бы по-другому.

Помимо несостоявшейся мировой революции были и другие причины неудач эксперимента, начатого Лениным: ранняя смерть и приход к власти тирана и преступника, подменившего, по словам Троцкого, диктатуру пролетариата диктатурой секретариата. Это привело к искажению всех идеалов, нравственному падению, лицемерию, культу насилия и подавления.

При всех провалах, поражениях и искажениях идеала мучительный эксперимент социалистической революции в России сыграл благодаря своим положительным и отрицательным результатам исключительную роль в обновлении мира.

С конца 1980 гг. в нашей стране появилось много вульгарных оценок Ленина. Со временем мода на безвкусные карикатуры пройдет, как прошла мода на сакрализацию жизни и учения Ленина. Тогда мы получим более объективное представление об этой гигантской и трагической фигуре.


Заключение.

Марксизм оказал мощное воздействие не только на сферу идей, но и на практику, внес свой вклад в преобразование мира, хотя далеко не всегда оно было удачным. С марксизмом связанно социал-демократическое и отколовшееся от него коммунистическое движение, стремившееся первое – реформаторскими, а второе – радикальными, революционными методами преодолеть противоречия капитализма и утвердить принципы социальной справедливости.

Разумеется, спустя полтора века после выхода в свет «Манифеста Коммунистической партии» очевидно, что очень многие предсказания Маркса и Энгельса не сбылись. Социалистическая революция в основных капиталистических странах так и не произошла. То, что случилось в «отдельно взятых странах», - России и Китае, а также в ряде государств, куда социализм экспортировался, сильно отличалось от представлений основоположников марксизма как по исходной базе (страны, еще не исчерпавшие всех возможностей капитализма) так и по методам (свертывание демократии, насилие по отношению к массам, подавление личности), и по результатам (тоталитаризм, новое рабство и новое неравенство вместо гармонии, свободы и справедливости).

Применительно к развитым капиталистическим странам большинство прогнозов Маркса не подтвердилось. Маркс думал, что капитализм приведет к абсолютному обнищанию пролетариата, к полной поляризации общества за счет исчезновения средних слоев, что он погибнет в результате разлада между производительными силами и производственными отношениями. Все получилось наоборот. Уровень жизни рабочих повышался, численность средних слоев не сокращалось, а росла, капитализм нашел средства выхода из кризисов, смягчения социальных противоречий, повышения уровня жизни и обеспечения сравнительного благополучия. Это было сделано в результате скачке в развитии производительных сил, вмешательству государства и давлению трудящихся. Этого не предвидели Маркс и Энгельс. Они недооценивали возможности демократии и государственного регулирования.

С другой стороны, периодические спады и кризисы производства остаются реальностью, как и множество перемещенных социальных проблем. Необходимость борьбы за социальную справедливость, искоренения эксплуатации трудящихся, приобретавшей в середине XIX века и значительно позднее варварские формы, была убедительно выявлена Марксом и Энгельсом и выдвинута в качестве важнейшей социально-политической задачи. Основоположники марксизма предсказали неизбежность трансформации капитализма и тем самым способствовали ей, хотя не угадали ни сроков, ни форм этого процесса. Они пренебрегали возможностями эволюционных перемен. Признавая это не следует впадать в противоположную крайность, абсолютизировать сегодняшние формы развития западного мира, думать, что они полностью исключают революционные потрясения в будущем.

У Маркса с самого начала было немало последователей и еще больше противников. Можно даже утверждать, что вся политическая теория XX века в немалой степени является отражением спора между марксистами и антимарксистами.


Список Литературы

1.         Бердяев Н. А. «Судьба России» М. 1990 год.

2.         Попов Г.Х. «Теория и практика социализма в XX веке» М. 2006 год.

3.         Макаренко В.П. «Главные идеологии современности» Ростов-на-Дону. 2000 год

4.         «Антропология мировой политической мысли» Т. IV. Политическая мысль в России вторая половина XIX-XX век. М. 1997 год.

5.         Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения 2 издание.

6.         Ленин В.И. Полное собрание сочинений.

7.         «История политических учений» учебник для вузов под. Ред. Профессора О.В. Мартышина М.2002 год.


[1] Т.А. Алексеева. «Современные политические теории» М. 2001 г. с. 29.

[2] В книге «История политических учений» учебник для ВУЗОВ Издательство НОРМА 2002 год. Под ред. проф. О.В.Мартышина.

[3] Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения 2-е издание Т.I. с. 121.

[4] Маркс К. Энгельс Ф. «Манифест коммунистической партии»». Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения 2-е издание. Т. 4. стр. 25.

[5] Маркс. К. Энгельс Ф. «Манифест коммунистической партии» Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения 2-е издание. Т.4 стр. 28.

[6] «История политических учений» под редакцией профессора. О.В. Мартышина. Стр. 345.

[7] «История политических учений» под редакцией профессора. О.В. Мартышина. Стр. 345.

[8] «История политических учений» М. 2002 год. Стр. 346. под ред. Проф. Мартышина.

[9] Маркс. К. «Классовая борьба во Франции» Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения 2-е издание Т 7. стр. 251.

[10] Маркс К. «Классовая борьба во Франции» Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения 2-е издание Т.? стр. 251

[11] «Антропология мировой политической мысли». Т. IV. Политическая мысль в России вторая половина XIX-XX в. М.1997 г. стр.225.

[12] «Истории политических учений» под ред. Проф. О.В. Мартышина М. 2002 г. стр. 421.

[13] Попов Г.Х. «Теория и практика социализма в XX веке: М. 2006 год стр. 12.».

[14] «История политических учений» под ред. Проф. О.В. Мартышина. М. 2002 г. стр. 423.

[15] «История политических учений» под ред. Проф. О.В. Мартышина. М. 2002 г. стр. 424

[16] «История политических учений» под ред. Проф. О.В. Мартышина. М. 2002 г. стр. 425

[17] Попов Г.Х. «Теория и практика социализма в XX веке». М. 2006 г. стр. 15.

[18] «История политических учений» под ред. Проф. О.В. Мартышина. М. 2002 г. стр. 425.

[19] Попов Г.Х. «Теория и практика социализма в XX веке» М. 2006 год стр. 14

[20] Попов Г.Х. «Теория и практика социализма в XX веке» М. 2006 год стр. 16

[21] Попов Г.Х. «Теория и практика социализма в XX веке» М. 2006 год стр.17

[22] Попов Г.Х. «Теория и практика социализма в XX веке» М. 2006 год стр.18

[23] Ленин В.И. «Две тактики социал-демократии в демократической революции» Полное собрание сочинений. Т. 11. стр. 94.

[24] «История политических учений» под ред. Проф. О.В. Мартышина. М. 2002 г. стр. 771.

[25] «История политических учений» под ред. Проф. О.В. Мартышина. М. 2002 г. стр. 763.

[26] Алексеева Т.А. «Современные политические теории» М.2001 год. Стр. 31.

[27] «История политических учений» под ред. Проф. О.В. Мартышина. М. 2002 г. стр. 770.

[28] «История политических учений» под ред. Проф. О.В. Мартышина. М. 2002 г. стр. 771

[29] «История политических учений» под ред. Проф. О.В. Мартышина. М. 2002 г. стр. 769.

[30] «История политических учений» под ред. Проф. О.В. Мартышина. М. 2002 г. стр. 769.

[31] «История политических учений» под ред. Проф. О.В. Мартышина. М. 2002 г. стр. 771.

[32] Бердяев Н.А. «Судьба России» М. 1990 год стр. 52.


Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.