Курсовая работа: Патриарх Фотий и его роль в истории византийской церкви
2.2 Церковная и политическая деятельность патриарха Фотия
При знакомстве с жизнеописанием и трудами этого
выдающегося иерарха становится очевидным особое его избранничество свыше.
Господь призвал этого человека в нужное время и в необходимом месте. Являясь
патриархом Константинопольским, он благословляет миссии к хазарам и славянам с
уже переведенными на их язык книгами Священного Писания и богослужебными
текстами; ведет успешные переговоры с представителями Армянской Церкви о ее
воссоединении с Православной Церковью; он защищает Никео-Цареградский символ
веры от ошибочных нововведений (Filioque), а также утверждает православную
экклезиологию. Фотию принадлежит заслуга по восстановлению канонического
порядка в жизни такого церковного института, как монашество, сильно
пострадавшего в период правления императоров-иконоборцев. По словам
римско-католического писателя аббата Жаже (Jager), "Фотий воплотил в себе
все высокие качества, какими природа когда-либо наделяла человека: глубокий и
живой ум, неутомимая энергия, твердая непоколебимая воля гармонически
соединились в его лице. Он имел глубокую склонность к наукам, которыми
занимался по целым ночам, являлся замечательным, красноречивым оратором и
выдающимся писателем, знал все науки не только своего времени, но и древних
времен. По своим познаниям он превосходил всех своих современников, из которых
никто не мог сравняться с ним"[4].
Находясь на поприще гражданской деятельности, Фотий, благодаря своим
способностям и образованию, стремительно продвигался по служебной лестнице.
Так, сначала он занимал пост высшего государственного советника, затем возглавил
дипломатическую миссию к багдадскому калифу. По возвращении из Багдада в
Константинополь Фотий занял еще более важную должность при императорском дворе
- протоасикрита (государственный секретарь) и члена синклита. Глубокие знания и
одаренность не оставили Фотия в стороне от Константинопольского университета,
созданного при посредничестве кесаря Варды. Параллельно с государственной
службой Фотий занимался преподавательской деятельностью. Так, он являлся
профессором богословия и философии. Известный американский византолог русского
происхождения А.А. Васильев, упоминая об особой одаренности и учености Фотия
Великого, пишет о нем следующее: "Исключительно одаренный, со страстной
любовью к знанию, он получил прекрасное образование и посвятил затем все свое внимание
и энергию обучению других"[5].
По свидетельству Никиты, епископа Памфлагонийского[6], "Фотий был не
только из знатных, но и самых благородных; в отношении мудрости и благоразумия
из всех занимающихся государственными делами он считался способнейшим; по уму и
знаниям он не только превосходил всех своих современников, но мог равняться и с
другими мудрецами, ибо все способствовало ему: природные дарования, прилежание
и богатство, через которое к нему стекались всякие книги"[7]. Образование Фотия было
разносторонним, и знания его были обширны не только в богословии или философии,
но и в других областях науки, среди которых особое место занимает
юриспруденция. О выдающихся способностях Фотия Великого в области права, как
церковного, так и гражданского, свидетельствует ученый Роберт Креугтон
(Robertus Creygthon). Он пишет следующее: "Тот, кто вникает в истинное
положение вещей своими глазами, а не чужими, думаю, согласится со мной в том,
что никогда не вступал на патриарший престол ни папа в Риме, ни патриарх в
Константинополе мудрее в речах, благоразумнее в управлении делами, более
сведущий в божественном и человеческом праве, чем Фотий"[8]. В 857 г. Фотий становится патриархом Константинопольским. Избрание его на этот высокий пост произошло в
очень сложных условиях. Его предшественник свт. Игнатий незаконно был лишен
светской властью патриаршего престола. В Византии это было не впервые, и вопрос
стоял о необходимости срочного избрания нового патриарха, чтобы место
предстоятеля Церкви не оставалось вакантным[9].
Однако этим случаем воспользовался в своих целях Николай I, папа Римский, чем
внес раскол внутри Константинопольской Церкви. Он поставил условие, прежде не
ведомое Вселенской Церкви, согласно которому, для утверждения Фотия патриархом Констан-тинопольским,
необходимо разрешение папы Римского[10].
Николай I увязал предоставление такого разрешения с
передачей из юрисдикции Констан-тинопольского Патриархата целого ряда церковных
провинций в юрисдикцию Римской Церкви. Против этого "новшества"
выступил не только Фотий Великий, но и, в последствии, его предшественник по
патриаршей кафедре Игнатий. Под тенью этих мрачных событий и совершалось
патриаршее служение Фотия. Знакомясь с церковно-законотворческой деятельностью
Фотия Великого впериод его Патриаршества, необходимо выделить следующие
события. В 861 г. в Константинополе под председательством Фотия прошел Собор,получивший
в истории название Двукратный. В его работе приняло участие 318 епископов, в
том числе и легаты папы Римского (епископы Родоальд и Захария). На Соборе еще
раз было осуждено иконоборчество и засвидетельствован всеми присутствующими
факт законного избрания Фотия патриархом Константинопольским. В ходе рабочих
заседаний было издано 17 правил, касающихся дисциплины монашесгоующихи
монастырей (1-7), членов клира (9-13), иерархического подчинения (14-15) и
условий замещения епископских кафедр (16-17). В 866 г. патриарх Фотий, реагируя на нововведение, вкравшееся в Символ веры (Filioque) в Римской
Церкви, издает окружное послание к представителям Восточных Церквей. В нем он
выступает против этого догматического отступления, а также против светской
власти папы римского и против его притязаний на главенство во всей Церкви
Христовой[11].
Этим же посланием Фотий созвал Собор, который состоялся в следующем 867 г. в Константинополе. На нем было осуждено как еретическое учение - вставка в Символ веры
(Filioque), также был осужден Николай I папа Римский за незаконное
вмешательство в дела Константинопольской Церкви, поддерживающее тем самым
раскол внутри Константинопольской Церкви, и за действия, направленные на
подчинение своей власти всей поднебесной Церкви. В 879-880 гг. в
Константинополе под председательством Фотия Великого состоялся Собор,
получивший название Великий. По численности епископата[12], представительству всех
патриархатов, а также по рассматриваемым на нем вопросам, имевшим характер
вероучительный и канонический, этот Собор можно было бы по праву считать VIII
Вселенским. В нем приняли участие 383 епископа с представителями всех восточных
патриархов и легатами Римского папы. Собор восстановил единство между
Константинопольской Церковью и Римской и вновь подтвердил законность
патриаршества Фотия Великого. Также он осудил внесение вставки (Filioque) в
Никео-Цареградский символ веры и запретил вносить впоследствии в него
какие-либо изменения[13].
На Соборе вновь были подтверждены решения VII Вселенского Собора и осуждено
иконоборчество. Кроме этого, Собор издал три правила, вызванные
обстоятельствами того времени. Так, первое правило определило впредь соблюдать
дисциплину, согласно которой лица, осужденные за какие-либо преступления
патриархом Фотием, должны считаться таковыми и папой Иоанном VIII, и наоборот,
осужденные за преступления папой Иоанном должны рассматриваться таковыми и
патриархом Фотием. Второе правило запретило лицам, достигшим епископского сана
"вне монашеского чина", давать монашеские обеты, которые
"содержат в себе долг повиновения и ученичества, а не учительства или
начальствования". В третьем правиле защищается иммунитет епископата от
несправедливых нападок светской власти. Важным моментом для утверждения
православной экклезиологии является и то, что Константинопольский Собор 879 г. "доказывал, что папа является таким же патриархом, как и все другие патриархи, и что у
него нет прав на управление всей Церковью; поэтому и Константинопольский
патриарх в папском утверждении не нуждается"[14]. С именем Фотия Великого
связан еще один важный церковно-правовой документ, получивший название
"Номоканон в 14 титулах". Этот документ получил законченный вид в 883 г. Предполагают, что предварительно Сборник был составлен в VI в. и Фотий пересмотрел его
содержание, убрал из него утратившие силу гражданские законы по делам Церкви,
внес новые в последствии издававшиеся в Византии законы и имевшие свою
актуальность на момент окончательной редакции Сборника. Также Фотий прибавил в
Номоканон правила бывших после первого издания Сборника соборов: Трулльского (692 г.), Никейского II (787 г.), двух Константинопольских (861 и 879 гг.) и Послание Тарасия
патриарха Константинопольского к Адриану, папе Римскому. Номоканон Фотия
пользовался в Константинопольской Церкви особенным уважением, о чем
свидетельствует Феодор Вальсамон, патриарх Антиохийский, написавший комментарий
на этот труд. Он, также удостоверяет, что мало помалу этот Сборник вытеснил из
употребления все остальные канонические сборники. Номоканон патриарха Фотия
перешел и в Русскую Церковь, с введением на Руси христианства. Патриарх Фотий
принял самое активное участие в законодательных реформах, а также кодификации
римско-византийского права, произошедших в Византийской империи в IX столетии с
восшествием на престол императоров Македонской династии. Это особый период в
истории византийского права, ознаменовавшийся появлением целого ряда
законодательных сводов, юридических сборников, справочников и пособий,
исагогических трактатов. По мнению ряда исследователей, сама идея подобного
рода реформ зародилась еще до 867 г.[15],
и подготовительные работы для ее осуществления были проведены ранее. Заслуга в
этом принадлежит прежде всего Фотию Великому, т.к. рождение самой идеи и
предварительные работы для ее реализации были выполнены в кругах юристов,
тяготевших к Фотию, а также в стенах основанного Феофилом и кесарем Вардой
Константинопольского университета, ректором и профессором которого был Фотий[16]. В 885
(886) г., под руководством патриарха Фотия Великого, был подготовлен к изданию
правовой сборник под названием Исагога[17].
Он состоял из 40 титулов[18].
До сих пор исследователи не пришли к единому мнению в вопросе того, получил ли
этот юридический документ статус государственного закона или нет. Известно
несогласие во взглядах Фотия и императора Льва VI в вопросе соотношения власти
патриарха и императора. Лев VI известен в истории тем, что мог позволить себе
вмешиваться во внутренние дела Церкви или же попирать священные каноны
(например, незаконное смещение с патриаршества Фотия или вступление Льва в
четвертый брак, что запрещено церковными правилами). Рассматривая соотношение
императорской власти и власти патриарха, Фотий строго разграничивал их
полномочия. Так у Фотия присутствует мысль о том, что власть императора
ограничивается рамками (kxaiAeia (государства, царства) и вся деятельность
императора должна способствовать миру и счастью подданных. Что же касается
жизни Церкви, то она находится вде императорской власти и входит в компетенцию
патриарха. Здесь необходимо заметить, что у Фотия нет и следа доктрины об
уподоблении императора Богу, о божественном происхождении императорской власти.
В предисловии к Исагоге, которое можно рассматривать как своеобразный гимн
закону и законности, провозглашается то, что сам закон является истинным
василевсом, он выше самих василевсов, причем василевсов не каких-нибудь[19], но
весьма почитаемых и воспеваемых из-за приверженности православию и правосудию[20].
Рассматривая деятельность Фотия Великого в области правотворчества, необходимо
указать его воззрение на закон. В упомянутой Исагоге мы читаем следующее:
"Закон - это общезначимое распоряжение, решение мудрых мужей, общий
договор граждан государства"[21].
В определении Фотия присутствует видение закона как
общественного договора. До наших дней дошел еще один труд по праву,
принадлежащий Фотию Великому. Это "Книга о кажущихся противоречиях в
законах"[22].
Свт. Фотий составил его после 870 г., во время своего пребывания в Магнаврском
дворце в качестве учителя и воспитателя сыновей императора Василия. Фотий
Великий внес существенный вклад в формирование церковных и гражданских законов
Византийской империи. Многие из его правовых документов легли в основу других
впоследствии изданных важных церковных и государственных кодексов законов. Так,
его Номоканон послужил основой для формирования Кормчей у славян, а Сборник
Льва VI под именем Прохирон представляет собой переработанную Исагогу. О
правовом авторитете Фотия Великого свидетельствует и то, что к нему обращались
с жалобами на притеснения со стороны папы Николай I и с просьбами о защите
западные архиепископы Равеннский Иоанн, Кёльнский Гюнтер, Трирский Дитгауд.
Заключение
Патриарх Фотий- это человек, с которым были связаны свв.
равноапостольные Кирилл и Мефодий. У нас, обычно, не замечается роль патриарха
Фотия в христианизации Руси, а он был вдохновителем проповеди славянским народам.
И он был не только вдохновителем этой проповеди, но (сейчас это можно считать
доказанным) он был инициатором того, чтобы перевести Священное Писание и
богослужебные книги на родной для славян язык. Это было движение совершенно
особое, если вспомнить, что Западная Церковь во времена Фотия проповедовала и
читала Слово Божие на латинском языке. Греческие Церкви тоже склонны были
проповедовать христианство варварам на греческом языке. Здесь мы видим
известную новизну в подходе к проповеди Слова Божия, и эта новизна была
успешной. Свв. равноап. Кирилл и Мефодий в 858 г, по поручению Фотия идут в Херсонес, где обретают мощи св. папы Климента. В 863 г. свв. братья по приглашению кн. Ростислава прибывают в Моравию, где переводят на славянский
язык богослужебные части Священного Писания и главные церковные
чинопоследования.
Таким образом, рассмотрев деятельность патриарха Фотия,
мы раскрыли поставленную цель нашей работы.
Пришли к выводу об огромном историческом влиянии Фотия
как церковного деятеля. Вряд ли найдется еще такой человек, который проявил
себя столь блистательно и многогранно во многих областях деятельности человека.
Его значение велико для науки – исторической, прежде всего. Фотий был великим
богословом, в богословском отношении последователи шли уже по его стопам
(Филиокве). Он был блистательным политиком и ученым. Его значение как ученого
(особенно его «Библиотеки») очень велико, но было признано лишь в более поздние
времена. О многих произведениях письменности мы бы так никогда и не узнали,
если бы не его «Библиотека».
Его современники скорее видели в нем крупного богослова,
хотя некоторые — особенно монахи, поддерживавшие Игнатия, — относились
критически к его занятиям «внешней» (т.е. светской) философией и к его облику
как гуманиста и политика. Его твердость и решимость в отношении Рима и его
притязаний дают нам пример подражания. Позже уже св. Марк Эфесский выразит это
словами: «Все, что касается веры, никогда не решается путем компромиссов».
Фотий видел истинный корень противоречий между Византией
и Ватиканом и мог четко это выразить. Фотию принадлежит заслуга в первом
крещении русов. Исторически мы много узнаем о нашем прошлом именно из его
творений. Поэтому для науки как исторической, так и богословской он его
наследие является истинным сокровищем, а для Церкви он является святым
человеком, который предстательствует о нас пред Богом.
Список литературы
1.
Буганов В.И. / Отечественная историография русского летописания / В.И.
Буганов.- М.: Наука, 1975- 343 с.
2.
Герасим (Яред), иеромонах. Отзывы о св. патриархе Фотии. – СПб, 1874.
3.
Евфимий Зигабен, инок. Толкование на Евангелие. СПб, Общество святителя
Василия Великого, 2000.
4.
Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Москва, Лествица, 2002.
5.
Карташев А.В. История Русской Церкви. – М., 2000.
6.
Лебедев А.П. История разделения Церквей в IX, X, и XI веках. Изд.
«Алетейя», - СПб, 1999.
7.
Лурье, конспект лекций по патрологии.
8.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. – М., 1999.
10.
Мень Александр История религии. В 2 кн. Кн 2-я : Пути христианства:
Учеб. пособие. - М.: Издательская группа “ФОРУМ – ИНФРА”, 2001-224С.: ил.
11.
Поснов М.Э. История Христианской Церкви. – Киев, 1991.
12.
Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. Репринт. Свято-Троицкая
Сергиева Лавра, 1997
13.
Тальберг Н. Д. История Церкви. http://www.krotov.org/index.htm
14.
Тальберг Н. История Христианской Церкви. – М., 2000.
15.
Ссылки в парграфе 2.3 из источника: Болоховский Н.И. Законотворчество
патриарха Фотия Великого.// VIII Международные Кирилло-Мефодиевские чтения,
посвященные Дням славянской письменности и культуры: Материалы чтений (Минск,
23-26 мая 2002 г.). В 2 ч. Ч. 1, кн. 1 / Европейский гуманитарный ун-т.
Факультет теологии, Бел. гос. ун-т культуры; отв. ред. и сост. А. Ю. Бендин.–
Мн.: ООО "Ковчег", 2003. – 288 с.
[2]Тальберг Н. История Христианской Церкви. – М., 2000.
–С. 283.
[3] Цит. По: Лебедев А.П. История разделения Церквей в IX,
X, и XI веках. Изд. «Алетейя», - СПб, 1999. –С. 33.
[4] L'abbe J. Histoire de Photius Patriarche de Constantinople.
Paris, 1854. P.20.
[5] Васильев АА. История Византийской империи. Время до
Крестовых походов. СПб., 1998. С.395.
[6] К сожалению, из-за так называемого
"Игнатианского спора" Никита находился в оппозиции к свт. Фотию
Великому. Тем не менее, его свидетельство в связи с этим приобретает особую
ценность и важность.
[8] Creygthon Robertas. Vera historia unionis non verae
inter Graecos et Latinos, prooemium,p. 34.
[9] Это случалось не только на Востоке, но и на Западе.
Главный оппонент в деле Фотия - папа Николай I - сам был посажен на Римскую
кафедру не без участия императора Людовика II.
[10] Согласно выработавшейся ко второй половине первого
тысячелетия канонической дисциплине Вселенской Церкви, называемой "Теорией
пяти чувств", Божественной благодатью учреждено пять патриархатов
(Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский).
Предстоятели этих Поместных Церквей не подчинены один другому, а все вместе
соподчинены одной главе Церкви - Христу. Вследствие этого по правам дарованной
им власти они совершенно равны между собою. Ни один из патриархов не мог
привлекать к своему суду клириков из других патриархатов и не мог давать в их
пределах ставропигии (См.: 6 канон I Вселенского Собора; 3 канон II Вселенского
Собора; 9, 17 и 28 каноны IV Вселенского Собора; 36 канон VI Вселенского
Собора; Novell. lust. 131, с. 2; Basilicor. V, 3,3; Cod. lust. I, 2,24; Inst.
lust. IV, 11. ).
[12] На I Вселенском Соборе приняли участие 325 епископов,
на II - 150, на III - 200, на IV - 630, на V - 165, на VI - 170 и на VII - 367.
[13] В определении
Собора сказано следующее: "Если же кто дерзнет начертать другое изложение
веры, кроме сего святого символа, который изначала от блаженных и святых отцов
дошел до нас, дерзнет называть что-либо свое определением веры и унижать
достоинство исповедания оных богопросвещенных мужей, включать в него
собственные изобретения и выдавать его верным или тем, которые недавно
обратились от какой-либо ереси, за общее учение веры, или дерзновенно покусится
повредить поддельными словами, прибавлениями и убавлениями древность сего
святого и уважаемого образца веры: то по определению ныне, а равно и прежде нас
от святых вселенских соборов возвещенному, если таковой имеет священный сан,
подвергаем всеконечному извержению, а если мирянин - анафеме".
[14] Васильев А.А. История Византийской империи... С. 436.
[15] Время восшествия
на императорский престол в Византии основоположника Македонской династии -
Василия I Македонянина.
[16] Ср.: Медведев И.П. Правовая культура Византийской
империи. СПб., 2001. С.167-168; Svoronos N. Storia del diritto e delle
istituzioni // La civilta' bizantina dal IV al IX secolo. Bari, 1977.
P.182,195. По мнению И.П.Медведева "Заслуга императоров Македонской
династии лишь в том, что они поняли насущность задачи, восприняли идею правовой
реформы и освятили все это авторитетом императорской власти, удостоившись
ореола императоров-законодателей, равных Юстиниану". Правовая культура...
С.168.
[17] От греч. Είσαγωγή
- Введение. В истории этот сборник долгое время имел другое название -
Эпанагога. Epanagoge (corrigendum: Eisagoge!) Basilii, Leonis et Alexandri. Ed.
C.E.Zachariae a Lingenthal. Lipsiae,1852.
[18] Об основах права и правосудия (тит. 1); учение об
императоре, патриархе и высших чинах гражданской иерархии (тит. 2-7); об
избрании, назначении и рукоположении епископов и других лиц церковной иерархии
(тит. 8-10); о судах, свидетелях и документах (тит. 11-13); о помолвке и браке
(тит. 14-17; 21); о приданом и дарении между мужем и женой (тит. 18-20); о
видах юридических сделок (тит. 22-28); о завещаниях (тит. 29-33); о
строительстве и соседском праве (тит. 39); о преступлениях и наказаниях (тит.
40).
[19] По всей видимости, императоры, пребывавшие в ереси
(иконоборцы).