рефераты бесплатно

МЕНЮ


Контрольная работа: Монастыри России

В самом конце двенадцатого века, старую и обветшалую крепость заселили монахи мужского монастыря. Несмотря на то, что монахи пытались реставрировать собор и княжеский дворец, древние строения постепенно разрушались. Многочисленные перестройки не приносили никакой пользы, в результате, в 1722 году собор Рождества Богородицы окончательно разрушился. Через тридцать лет на месте бывшего собора решено было возвести новый храм. В 1683 году была построена Благовещенская церковь, но и она не сохранилась надолго. В 1804 году пришлось ее перестраивать, в результате чего внешний вид храма значительно изменился. К счастью, Благовещенская церковь сохранилась до наших дней.

Монахи достроили лестничную башню, добавив верхним ярусом шатровую колокольню. В настоящее время в Боголюбово сохранились некоторые строения времен правления Андрея Юрьевича. Это башня-колокольня, где был убит Великий Владимирский князь, большая часть княжеского дворца, огромный собор с пятью куполами (построенный монахами в восемнадцатом веке), успенская церковь с колокольней. Вокруг древней крепости еще можно различить защитные валы, насыпанные еще в двенадцатом веке.

Множество тайн, легенд и загадок до сих пор хранит Боголюбово. Самой главной тайной до сих пор остается смерть великого князя, основателя Боголюбского монастыря. Согласно одной из легенд (большинство историков склоняются именно к ней) князь был убит по приказу собственной супруги. Братья жены Андрея Юрьевича, бояре Кучковичи, долгое время пытались захватить власть в свои руки. Вступив в заговор с боярами, жена Андрея помогла им проникнуть в покои князя. Поздней ночью заговорщики (их было около двадцати человек) прошли сквозь заграждения крепости и убили охрану дворца. Затем они тихо прокрались к спальне князя и ворвались в комнату с оружием.

Князь Андрей всегда держал меч при себе, даже ночью он висел над кроватью князя. Но в эту ночь меча на месте не оказалось: подкупленный ключник украл его, пока князь спал. Убийцы окружили постель Боголюбского, но случайно один заговорщик поразил другого мечом. Это дало возможность князю отбежать на несколько шагов. Тем не менее, один из заговорщиков успел ударить копьем князя в голову, но, не нанеся ему смертельной раны, так как оружие не пронзило черепа. Раненный Андрей не смог убежать и убийцы нанесли несколько ударов ему в спину.

Заговорщики быстро покинули палаты, оставив истекающего кровью князя. Андрей пришел в чувства и попытался выйти на улицу, чтобы позвать на помощь. Убийцы услышали его крик и вернулись, чтобы закончить начатое злодеяние. Великий князь смог добраться до лестничной башни и укрыться там. Бояре пришли в спальню князя, увидели капли крови на полу и пошли по следу. Нашли они Андрея под лестницей башни, где князь, стоя на коленях, молился Господу о пощаде. Но не помогли молитвы, заговорщики осмелились лишить жизни своего правителя.

В 1999 году в Боголюбском монастыре случилось настоящее чудо. Икона с изображением святого мученика Андрея Боголюбского начала источать миро. Сначала выступали крупные капли, затем количество благовонного мира стало уменьшаться, но не исчезло оно и до сих пор.

Ансамбль Троице-Сергиевой Лавры

Троице-Сергиева Лавра была основана святым преподобным Сергием Радонежским, который первым построил небольшую церковь во имя Троицы. Церковь была сооружена из дерева. Сергий стал жить в этом достаточно глухом месте. Случилось это, по мнению большинства историков, в 1345 году. Со временем вокруг церкви стали появляться кельи других монашествующих. Постройки были обнесены каменной стеной. Так появилась Лавра.

Самым древним на территории Лавры является Троицкий собор. Он был возведен в 1422 году, когда Сергия Радонежского канонизировали, т.е. официально признали святым. Купола собора покрыты червонным золотом и горят на солнце, будто свечи. В соборе установлена рака с мощами преподобного Сергия Радонежского. В соборе была создана икона Андрея Рублева «Троица», которая в настоящее время находится в Третьяковской галерее. А в иконостасе собора есть копия этой иконы.

Вторым по времени храмом Лавры является сооруженный в 1476 году храм Сошествия Святого Духа. Его возвели из кирпича умельцы-строители из Пскова. Представляет интерес верх храма, над главкой которого располагается колокольня.

Во времена правления Ивана Грозного было начато строительство самого большого в Лавре Успенского собора, которое было завершено в 1584 году при царе Федоре Иоанновиче. Собор имеет великолепный резной иконостас, где находятся иконы кисти Симона Ушакова. Фрески собора выполнены пятью художниками, имена которых запечатлены на западной стене собора. В задней части собора высоко на втором этаже располагаются специальные площадки, где становятся певчие. Неподалеку от успенского собора находится усыпальница царя Бориса Годунова и его семьи.

В Лавре есть две надкладезных часовни. Одна из них находится с юго-западной стороны Успенского собора. Это очень красивое строение, сооруженное в конце 17 века по принципу «три восьмерика на четверике». Другая надкладезная часовня называется Пятницкой и находится за пределами Лавры. В настоящее время она нуждается в реставрации.

В 17 веке была сооружена трапезная. Это очень красивое строение с резными полуколонками, стены которого покрашены в разные цвета: красный, желтый, синий, зеленый. Наличники окон украшают изображения гроздей винограда.

В начале 17 века были возведены больничные палаты и храм Зосимы и Савватия. Это единственная в Лавре шатровая церковь, которую венчают грани высокого шатра. Шатер имеет изразцы зеленого цвета, при этом сам храм выкрашен в красный и белый цвета.

В конце 17 века была сооружена надвратная церковь Иоанна Предтечи, деньги на строительство которой дали именитые купцы и промышленники Строгановы. Раньше церковь имела пять глав. В настоящее время сохранилась только одна из них.

Специально для царя Алексея Михайловича Романова, который часто приезжал в Лавру были сооружены царские чертоги, где царь останавливался со всей своей многочисленной свитой. Интерьеры помещения богато украшены изразцами. Особую ценность представляют изразцовые печи, единственные в России, дошедшие до нашего времени.

С 16 по 18 века строилось здание митрополичьих покоев. С северного фасада можно увидеть только два этажа здания. На самом же деле оно трехэтажное. Нижний этаж здания врезан в косогор. Он является самым древним и построен в 16 веке. Второй этаж построен в 17 веке, а третий в восемнадцатом. Приблизительно в это же время была сооружена миниатюрная Михеевская церковь, которая расположена рядом с Трапезной палатой.

В стиле елизаветинского барокко возведена Смоленская церковь (Одигитрии). Архитектором этого сооружения был молодой Ухтомский. Церковь представляет собой восьмигранник с четырьмя папертями. На восьмигранном куполе закреплен фонарь, свет которого пробивается сквозь арочные окна. На главе храма укреплен кресс, попирающий полумесяц. Это церковь была построена в 18 веке, когда Россия много воевала с Турцией. Церковь много раз перестраивали. Кто является архитектором церкви, долгое время было неизвестно. Одни предполагали, что это певчий Елизаветы Петровны Алексей Разумовский, другие считали, что архитектор В. Растрелли. Рестовратор Б.Д. Комаров выяснил, что церковь построил Дмитрий Ухтомский.

Монастыри Переславля-Залесского

Успенский Горицкий

Когда был основан Успенский монастырь – неизвестно. По мнению специалистов, он существовал уже в начале XIV века. В 1382 году Переславль, а вместе с ним и монастырь разорили отряды хана Тохтамыша. Однако довольно скоро монастырь был восстановлен: этому событию содействовала жена великого князя Дмитрия Донского – Евдокия. Московские князья и цари также часто посещали монастырь, что способствовало его развитию.

В 1744 году была основана Переславская епархия, в которую вошли несколько сёл и городов, а также около шестисот церквей и двадцать пять монастырей. Успенский монастырь стал кафедральным. Здесь должна была разместиться резиденция архиепископа. Именно это событие спровоцировало большие изменения в облике монастыря: руководители епархии решили построить более высокие и красивые здания на месте древних. В это время были разобраны главный собор, звонница, а также несколько других строений, упоминания о которых сохранились лишь в монастырских летописях.

В 50-е годы XVIII века в Горицах, где размещался монастырь, уже вовсю кипела работа. Автор проекта неизвестен, но строительством руководили Жуков, Бланк, Яковлев и Метлин. Возможно, проект монастыря был создан в Москве. Проект был грандиозным, строительство затянулось на долгие годы, несмотря на то, что иногда оно велось даже ночью при свете факелов и свечей. Планы архитекторов и строителей так и не были воплощены в жизнь: в 1788 году Переславская епархия прекратила своё существование.

После упразднения епархии священнослужители покинули монастырь, а вместе с этим прекратилось и строительство. В зданиях, уже сооружённых к тому времени, разместились суд и казначейство, а Успенский храм стал городским собором. Но от Переславля-Залесского до Гориц было довольно приличное расстояние, и преодолевать его пешком горожанам не понравилось. От них стали поступать многочисленные жалобы, в которых церковное руководство просили вернуть главный храм в город. Вскоре просьбы жителей города удовлетворили, а монастырь начали постепенно покидать городские службы.

Церковные службы в Успенском соборе стали проходить только летом по случаю праздников, а пустующие помещения некогда величественного монастыря постепенно разрушались. Лишь в 1881 году в бывшем монастыре разместили духовное училище. Некоторые строения вновь были разобраны, но зато появился новый корпус для руководства училища. В трапезной разместили самих семинаристов и учебные аудитории, однако остальные здания по-прежнему не использовались и продолжали разрушаться.

Лишь после революции на сооружения древней обители обратили должное внимание. В 1919 году было принято решение об открытии здесь Переславль-Залесского краеведческого музея. При этом всем сохранившимся на территории монастыря зданиям вернули должный вид. Сейчас комплекс зданий, расположенных на территории Успенского монастыря, принадлежит Переславль-Залесскому музею-заповеднику.

Одним из памятников архитектуры, сохранившимся до наших дней на территории обители, являются Проездные ворота. Ворота были построены во второй половине XVII века. Они достаточно небольшие, но благодаря неплохому декору всё же оставляют неплохое впечатление. Надстройка над воротами принадлежит более позднему периоду: она была создана в конце XIX века. На ней изображена библейская сцена. Арка ворот поддерживается двумя невысокими массивными столбами (по два с каждой стороны) и украшена различными архитектурными деталями и изображениями коней.

Неподалёку от проездных ворот располагается также небольшое сооружение, называемое палатой привратника. Она выполнена в том же стиле, что и ворота. Стены палаты украшены большим количеством разнообразных архитектурных элементов, особенно выделяются в этом отношении два фасада, сплошь покрытые декором. Окна в палатах достаточно маленькие.

К западной стене палат привратника примыкают другие ворота. Они считаются парадными, а прямо над мощным сводом располагается надвратная Никольская церковь. В декоре ворот повторяются элементы, использованные при украшении палаты привратника. Никольская церковь, построена, судя по всему, другими зодчими и резко отличается от арки ворот. Декор её гораздо более сдержан. По мнению историков, она была построена в конце XVII – начале XVIII столетия.

На территорию бывшей обители были перевезены две часовни из окрестных сёл. Это позволило сохранить в надлежащем состоянии памятники деревянного зодчества, сооружённые мастерами несколько веков назад. Иногда участие в возведение такого сооружения принимало почти всё население деревни. Часовне из Старово во время реставрации вернули отсутствующие элементы: пять глав и резное крыльцо.

Ещё одним архитектурным памятником является поднимающаяся над восточной стеной колокольня, возведённая в 70-х годах XVIII века. Она построена из белого камня и кирпича, причём верхняя часть сооружения по своему внешнему виду несколько отличается от нижних. Это даёт основания предполагать, что достраивал колокольню уже другой зодчий. Сейчас на колокольне расположена смотровая площадка, с которой открывается красивый вид на Переславль-Залесский.

Основной храм монастыря – Успенский собор был построен в 50-е годы XVIII века. Основная часть собора квадратная, к северной и южной части примыкают крытые галереи, а к восточной – полукруглая аспида. Вплотную с последней располагаются два восьмигранника. В западной стене собора можно разглядеть заложенные проёмы. Здесь располагалась здание так называемой Гефсимании, разрушенной при устройстве духовного училища. Внутренней убранство собора поражает своей красотой. Стены его украшает белая лепнина, выделяющаяся на небесно-голубом фоне и множество живописных панно. Хорошо сохранились и великолепные резные позолоченные иконостасы. Главный из них поднимается до самого основания свода и имеет пять рядов икон.

Неплохо сохранилась и ещё одна монастырская церковь – Всехсвятская. Судя по её архитектуре, она сооружалась в XVII веке. На её фасадах остались белокаменные наличники, полуколонны и другие элементы декора, свойственные этому периоду.

Ещё одно здание XVII века – Трапезная палата. Правда, её внешний вид сильно изменился после реконструкции, проводившейся в XVIII и XIX веках. Лучше других сохранил свой первоначальный вид западный фасад здания. Площадь трапезной более 300 квадратных метров. В центре обширного помещения на втором этаже стоит восьмигранный столб, поддерживающий высокие своды. Во время размещения в монастыре училища (двухэтажное здание которого также находится на территории музея) в этом помещении были поставлены дополнительные перегородки, но в 70-х годах прошлого века ему вернули первоначальный вид. При реставрации также восстановили карниз, цоколь и наличники окон.

В углах монастырских стен расположены сторожевые башни. Наиболее соответствует своему назначению высокая юго-западная башня, имеющая несколько рядов бойниц. Она была построена ещё в XVII веке. Северные башни XVIII уже меньше походят на оборонительные сооружения: вместо узких бойниц достаточно большие оконные проёмы и украшения, не свойственные более ранним строениям подобного типа.

Достопримечательностями музея-заповедника являются также расположенные на его территории пруд и сад. Пруд был сооружён в Горицком монастыре ещё в XVIII веке на случай пожара. Он наполнялся водой, поступающей по трубам от другого пруда, расположенного за стеной. Сад был посажен уже сотрудниками музея в 20-е годы прошлого века. Он не только является украшением музея под открытым небом, но и регулярно приносит плоды.

Троицкий Данилов

Троицкий Данилов монастырь один из древнейших монастырей, расположенных в древнем городе Переславле-Залесском. Несмотря на то, что он был основан в далёком XVI столетии, некоторые его строения сохранились до наших дней. Его можно увидеть с проходящей через Переславль-Залесский дороги на Москву.

За монастырским прудом в давние времена располагалась Сокольская слобода, в которой на протяжении нескольких веков жили сокольники, выращивающие птиц сначала для княжеского, а затем для царского дворов. Местность эта в те времена находилась далеко от города и была достаточно глухой, не всякий путник решался пройти здесь в одиночку. Здесь же на холме находилось кладбище, на котором хоронили бедняков, у которых не было родственников и бродяг. Раз в год (на праздник святой Троицы) вокруг кладбища совершался крёстный ход и отпевание.

Монастырь здесь был основан, по преданию, в 1508 году Даниилом Переславским. История в основном изложена житие основателя, который родился в Переславле-Залесском в 90-х годах XV века. Уже в раннем возрасте он ушёл из дома и постригся в монахи в Пафнутьевом Боровском монастыре.

После возращения в родной город он некоторое время жил в Никитском, а затем в Горицком монастырях, стал сначала свящёнником, а затем игуменом последнего. Даниил был известен своей добротой: он часто странствовал по окрестностям Переславля-Залесского и помогал больным и нищим. Он давно задумал основать монастырь на месте старого кладбища для бездомных, но церковные власти не разрешали ему этого сделать.

По преданию, основать монастырь ему помогли опальные бояре Челяднины, духовным наставником которых был Даниил. Во время службы в их домовой церкви явился гонец из столицы с благой вестью: князь сменил гнев на милость и опала снята. Благодарные Челяднины помогли Даниилу получить благословение московского митрополита на строительство обители и рассказали о нём московскому князю Василию III.

Вскоре появился первый деревянный храм Всех Святых (в день Всех Святых у христиан принято поминать умерших), а обитель получила название Всехсвятской. Даниил ещё некоторое время оставался игуменом Горицкого монастыря, но затем по просьбе самого Василия III всё же оставил его и перешёл в Всехсвятский. Московский князь часто посещал монастырь и очень хорошо относился к его настоятелю. Даниил даже принимал участие в крещении его сына Ивана IV.

Василий III также выделил средства на устройство в монастыре нового храма. Им стал каменный Троицкий собор, сооружённый в 1532 году. После этого и сам монастырь был переименован в Троицкий. Троицкий собор стал одним из первых каменных храмов Переславля-Залесского. До него, судя по всему, здесь был лишь один подобный храм – Спасо-Преображенский собор, сооружённый ещё в XII столетии. На средства московского князя в то время были построены и другие каменные храмы в разных монастырях Переславля-Залесского, но Троицкий сохранился до наших дней лучше других и с наименее значительными изменениями.

По архитектурным особенностям храма специалисты сделали вывод, что он, скорее всего, был построен московскими мастерами, присланными в Переславль-Залесский Василием III. Этот довольно небольшой одноглавый собор возвышался вершине холма и привлекал внимание путников приближающихся к городу с юга. Сам собор достаточно прост по своим формам: основная часть его имеет форму куба. Узкие арочные проёмы походят на бойницы, которые обычно делали в башнях крепостей. В восточной части расположены три гранёные аспиды. Глава собора располагается на вытянутом барабане, который украшен аркатурно-колончатым поясом. Такие же архитектурные украшения использовались при строительстве некоторых соборов московского Кремля.

В начале XVIII века (после реставрации) внешний вид собора несколько изменился. Новая кровля скрыла некоторые элементы декора, остроконечная глава собора была заменена более современной луковичной, а вместо небольших первоначальных окон были прорублены большие.

Внутри Троицкий собор кажется довольно просторным, несмотря на внешние скромные размеры. Своды храма опираются на разделяющие их арки и крестовидные столбы. Все стены собора кроме восточной, с которой расположены аспиды, разделены пилястрами на три части.

Главной ценностью Троицкого собора является фресковая роспись, которая выполнена бригадой знаменитого костромского живописца Гурия Никитина. Это одна из немногих подобных фресковых росписей костромских мастеров, сохранившаяся до наших дней.

В начале XVII века Троицкий монастырь, на территории которого в то время располагались в основном деревянные постройки, был разграблен и сожжён польскими интервентами. Он восстановил свои позиции лишь во второй половине XVII века. На территории Троицкого монастыря в то время были исключительно каменные сооружения, включая стены и хозяйственные постройки. В 1653 году были обретены мощи основателя обители святого Даниила, а в 1660 на территории монастыря появилась небольшая каменная церковь, построенная в его честь. Она также сохранилась до наших дней.

В XX веке монастырь закрыли, а каменная стена вокруг него была разобрана. На территории обители разместился механизаторский двор. Монашеская жизнь в обители начала восстанавливаться в конце 90-х годов прошлого века. Сейчас территория Троицкого монастыря окружена кирпичной оградой, а проживающие на ней монахи принимают активное участие в восстановлении древних зданий обители.


Заключение

Монастырь – это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры. Решение вопроса об открытии монастырей принадлежит Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду по представлению епархиального архиерея. Монастыри разделяются по своему подчинению на ставропигиальные и епархиальные. Ставропигиальные монастыри находятся под начальственным наблюдением и каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси или тех Синодальных учреждений, которым Патриарх Московский и всея Руси благословит такое наблюдение и управление. Епархиальные монастыри находятся под наблюдением и каноническим управлением епархиальных архиереев.

В данной работе я достигла основной цели: рассмотреть историю крупнейших монастырей России. Ведь это не только наше духовное , но и общекультурное наследие предков, которое мы обязаны сохранить и передать для наших потомков.


Литература

1.  Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908.

2.  Ольшанский Д.В. – Монастыри и святые места России. М., 2006

3.  Памятники архитектуры Московской области: Каталог. М., 1975.

Ресурсы Интернета

1.  http://www.valaam.karelia.ru - Официальный сайт Валаамского монастыря. История обители, Валаамский патерик. Иконы. Фотографии. Музыка. Слова проповеди. Ссылки.


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.