Дипломная работа: Юридическая деятельность в современном белорусском обществе
Данный вывод можно распространить и на всю правовую
деятельность: "Любая правовая деятельность неотделима от фактической, ее
нельзя свести к юридическим формам, лишенным живого содержания, или, наоборот,
- к фактическим действиям, оторванным от правовых форм" [15,c.76]. Многочисленные организационно-правовые мероприятия,
хотя и носящие вспомогательный, дополнительный характер по отношению к
собственно правовой деятельности, но оцениваемые в совокупности с последней,
приносят ощутимый общественно-политический эффект. Поэтому позитивным
представляется предложение не обособлять отдельные разновидности правовой
деятельности, а говорить о сложной правовой деятельности, которая включает в
себя регулятивные, организаторские и идеолого-психологические способы
воздействия на общественные отношения. Сказанное вовсе не означает, что
выделение фактических действий, при помощи которых оказывается организационное
или идеолого-воспитательное воздействие на общественные отношения, вообще
невозможно. Однако следует помнить о том, что юридически оправданные
организационные и воспитательные меры всегда предпринимаются "под сенью
права". Должное осознание соотнесенности организационных и воспитательных
мер с собственно-правовыми способами воздействия на общественные отношения, их
неразрывных взаимосвязей в рамках современного общества важно для правильного
понимания роли его правовой системы, где организационная и
культурно-воспитательная "технология" активности субъектов не может
быть оторвана от общих правил "игры", проходящей на правовом поле.
Таким образом, можно
сделать следующие выводы по данному разделу:
-
юридическая
деятельность представляет собой разновидность социально-исторической
деятельности. Поэтому ей присущи черты, характерные для любой общественной
деятельности;
-
вместе
с правом и правосознанием юридическая деятельность является важнейшим
компонентом правовой системы общества. Без этого вида социальной деятельности
немыслимо возникновение, развитие и функционирование правовой системы. Она
играет существенную роль в этой системе, связывая в единое целое нормативно-правовые
и индивидуально-конкретные предписания, субъективные права и юридические
обязанности, правовые идеи и принимаемые на их основе решения и т. п.;
-
юридическая
деятельность образует существенную часть культуры общества. Дает представление
не только о тех или иных конкретных правовых ситуациях, но и об экономике и
политике страны в разные периоды ее развития, о социальном и правовом положении
населения, государственном и общественном устройстве;
-
общественная,
коллективная природа юридической деятельности проявляется в том, что,
во-первых, она обусловлена другими типами социальной деятельности. Во-вторых,
любая юридическая деятельность предполагает соответствующие формы
сотрудничества между ее субъектами и участниками, обмен информацией и результатами.
В-третьих, накапливаемый социально-правовой опыт является совокупным продуктом
совместной деятельности;
-
в
отличие от теоретической (научной) деятельности, где вырабатываются идеи и
понятия, юридическая деятельность направлена на объективно-реальное изменение
окружающей действительности. Сознание, которое опосредует любые практические
действия, служит внутренней детерминантой юридической деятельности. Оно
присутствует здесь во внешне выраженном, опредметченном виде;
-
юридическая
деятельность способствует целенаправленному изменению общественной жизни. Это
достигается при помощи издания новых или изменения уже существующих
нормативно-правовых предписаний, их толкования и конкретизации, использования и
применения.
-
в
процессе юридической деятельности возникают разнообразные материальные,
политические, социальные и иные изменения;
-
юридическая
деятельность сама опосредована (урегулирована) правом и иными социальными
нормами (нравственными, корпоративными обычаями, традициями и т. п.). Так,
нормативно-правовыми предписаниями определяется компетенция ее субъектов,
использование ими определенных средств и методов деятельности, способы
оформления вынесенных решений и закрепления накопленного опыта. Тем самым
обеспечивается ее стабильность, ограничивается субъективизм и волюнтаризм ее
субъектов и участников.
1.2
Функции юридической деятельности
Функции юридической
деятельности — это относительно обособленные направления гомогенного
(однородного) ее воздействия на объективную и субъективную реальность, в которых
проявляются и конкретизируются ее природа, творчески-преобразующая роль и
социально-правовое назначение в жизни общества.
Функции — это всегда
целенаправленное влияние юридической деятельности на общественную жизнь.
Поэтому они непосредственно связаны с задачами (целями) самой деятельности.
В функциях выражаются
сущность юридической деятельности, особенности ее сторон и свойств. Вместе с
тем, изменение функций влияет на структуру деятельности, элементы ее содержания
и формы. Именно в функциях особенно четко проявляются
организационно-конструктивный и динамичный характер юридической деятельности,
ее способность связывать воедино разнообразные элементы правовой системы
общества, формировать нормативную базу этой системы, объяснять и
конкретизировать правовые предписания, обеспечивать их реализацию. Следует
особо подчеркнуть: о функционировании любых правовых явлений можно говорить
лишь в том случае, если иметь в виду, что за ними стоят действующие субъекты и
участники деятельности.
Правоведами выделяются
различные функции юридической деятельности. С.С. Алексеев, например, считает,
что таких функций три:
Ø
правонаправляющая
(ориентирующая),
Ø
правоконкретизирующая;
Ø
сигнально-информационная
[4, c.124].
Р.В. Лукич
рассматривает функции формирования права, совершенствования правоприменительной
деятельности, воспитательную и правоконкретизирующую [23, c.36].
Особенно большое внимание в литературе уделяется правотворческой функции,
судебной и иных разновидностей деятельности.
Анализ отмеченных и
других выделяемых в литературе функций показывает, что принятые подходы не
всегда достаточно полно и всесторонне раскрывают творчески - преобразующий
характер юридической деятельности, не охватывают многие ее созидательные
аспекты и направления, опуская важные критерии классификации. Не обращается
внимания, скажем, на тот факт, что практически в каждой подвергнутой
рассмотрению функции целесообразно выделить ряд подфункций, обозначающих (в
отличие от функций, отражающих наиболее общее, ведущее направление, в котором,
прежде всего, выражаются сущность, природа и роль деятельности в правовой
системе общества) некоторые особые, специфические стороны влияния юридической
деятельности на социальную действительность. Например, в правотворческой
функции деятельности вычленить правообразующую, правоизменяющую и
правопрекращающую ее подфункции [19, c.45].
Одним из существенных
критериев классификации рассматриваемых функций является сфера общественной
жизни, которая подвергается практическому воздействию. По этому основанию можно
выделить экономическую, политическую, социальную, воспитательную,
экологическую, демографическую и другие функции. Общесоциальные функции
предметно раскрывают управленческую природу юридической деятельности в
обществе.
Наиболее ярко сущность
и правовое назначение деятельности проявляются в ее специфических функциях, где
за основу классификации приняты способы действий, характер деятельности и
осуществляемых юридических преобразований либо полученный результат. К такого
рода функциям в первую очередь относятся те, которые определяют конкретный тип
(вид, подвид) деятельности — правотворческой, правоприменительной,
праворазъяснителъной, и др. Это, однако, не означает, что та или иная из
обозначенных функций присуща только одноименной разновидности деятельности: она
характерна и для всех других разновидностей. Право-применительная деятельность,
например, сигнализирует правотворческим органам о неполноте законодательства,
его противоречиях и неэффективности, становясь, таким образом, необходимой
основой для создания норм права и даже нормативных актов.
По способам воздействия на реальную действительность
можно выделять регистрационно-удостоверительную (закрепительную),
регулятивно-ориентационную и правоохранительную функции деятельности.
Регистрационно-удостоверительная функция
предполагает юридическое закрепление существующих и вновь появляющихся
общественных отношений, конкретных социальных ситуаций, удостоверение прав и
законных интересов, договоров и сделок, имеющих правовое значение, официальное
регистрирование и свидетельствование фактов общественной жизни, официальное
оформление и закрепление сложившегося правового опыта (так, ежегодно только
нотариат удостоверяет по нескольку десятков миллионов сделок, обязательств и
документов) [6, c.46-49]. Регулятивно-ориентационная
функция выражается в осуществлении централизованного и автономного,
нормативного и индивидуального упорядочения общественных отношений.
Содержание
правоохранительной функции деятельности нагляднее всего можно раскрыть через ее
подфункции: правообеспечительную, превентивную, правовосстановительную,
компенсационную, карательную.
Правообеспечительная
подфункция — одно из важных, но не единственных направлений правоохраны.
Поэтому их отождествление, допускаемое порой в литературе, не совсем верно. В
данном случае с помощью конкретного типа (вида, подвида) юридической
деятельности создаются определенные условия, предпосылки, средства и способы,
обеспечивающие нормальное функционирование общественных отношений, достижение
поставленных целей, осуществление требований правовых предписаний. Эта
подфункция обычно связана с обязывающими и запрещающими методами воздействия на
общественную жизнь. Юридическая деятельность — важный канал общесоциального,
специально-криминологического и индивидуального предупреждения правонарушений,
осуществляемого с помощью правотворческих, правоприменительных,
праворазъяснительных, контрольных, распорядительных и других юридических
средств и мер [4, c.98]. Правовосстановителъная
подфункция связана с разработкой и закреплением в законодательном или ином
порядке мер правовой защиты, отменой неправомерных действий, решений и
актов-документов, фактическим и юридическим восстановлением правопорядка,
правоотношений, прав и законных интересов граждан и организаций. Значение
компенсационной подфункции заключается в том, что все разновидности юридической
деятельности должны быть нацелены на возмещение любого материального,
имущественного или морального вреда (ущерба), который причинен противоправными
(а иногда и правомерными) действиями отдельным лицам, социальным группам,
организациям или обществу и государству в целом. Суть карательной подфункции
юридической деятельности проявляется в формулировании и закреплении санкций
правовых норм, в разъяснении, конкретизации, в применении к правонарушителям
таких мер юридического воздействия, которые связаны с лишениями материального,
личного, организационного и иного характера. По времени действия функции
юридической деятельности можно подразделить на: постоянные и временные.
Определенное значение имеет и классификация ее функций на: основные, главные и
неосновные. Такое разграничение необходимо и важно, во-первых, для выделения
соответствующих подфункций. Во-вторых, в определенные периоды развития общества
акцент может быть сделан на одной или нескольких важнейших сторонах юридической
деятельности (например, на экологической функции). В-третьих, в силу
специфической природы конкретного типа (вида, подвида) деятельности одни
направления воздействия на общественную жизнь (например, для правоприменения —
правообеспечительное и индивидуально-регулятивное) выступают в качестве
главных, а другие (влияние на правотворчество правоприменительной деятельности)
являются производными, сопутствующими. На наш взгляд следует подчеркнуть, что
если каждая функция (подфункция) показывает отдельное направление, сторону,
аспект социально-преобразующей природы юридической деятельности, то взятые
вместе они дают более или менее цельное представление о месте и роли этой
деятельности в правовой системе общества [9, c.56].
Таким образом, можно
прийти к выводу о том, что по поводу функций юридической деятельности ученые
также не пришли к единому мнению.
1.3
Структура юридической деятельности
Под структурой
юридической деятельности понимается такое ее строение, расположение основных элементное
и связей, которые обеспечивают ей целостность, сохранение объективно
необходимых свойств и функций при воздействии на нее разнообразных факторов
действительности.
«Юридическая
деятельность — образование полиструктурное, включающее, в частности, логико-философскую,
пространственную, временную, стохастическую и иные структуры.» [17, c.38].
Рассмотрение
логико-философской структуры позволяет отразить взаимосвязи частей и целого,
элементов и системы, содержания и формы юридической практики. Последняя, как
уже отмечалось, охватывает два основных компонента: юридическую деятельность и
социально-правовой опыт. Динамическая сторона выражена преимущественно в
деятельности, статическая — в правовом опыте. Каждый из этих компонентов также
структурирован. Структурный анализ предполагает исследовать юридическую
деятельность в диалектическом единстве ее содержания и формы. Содержание
позволяет раскрыть совокупность образующих такую деятельность внутренних
свойств и элементов, форма — показать способы организации, существования и
внешнего выражения ее содержания. Конституирующими элементами содержания
юридической деятельности выступают ее объекты, субъекты и участники,
юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые
решения и результаты действий. Объекты — это то, на что направлены юридические
действия и операции ее субъектов и участников. Ими могут быть материальные и
нематериальные блага, общественные отношения и конкретные действия
(бездействия) людей, другие предметы и явления, включенные в соответствующий
юридический процесс и служащие удовлетворению общественных и личных
потребностей и интересов. В качестве носителей, управляющих "центров"
юридической деятельности выступают ее субъекты и участники. Субъект — основной,
ведущий носитель правовых отношений, без которого немыслимо существование
юридической деятельности (например, суд в судебной практике). От него
непосредственно зависит разрешение юридического дела по существу. Участники
юридической деятельности — это отдельные лица (организации), которые, так или
иначе, содействуют субъектам в выполнении правовых действий и операций. В
качестве участников следственной деятельности выступают, например, свидетели и
потерпевшие [20, c.47].
Юридические действия
представляют собой внешне выраженные, социально-преобразующие и влекущие
определенные правовые последствия акты субъектов и участников (например,
подпись документа). Совокупность взаимосвязанных между собой юридических
действий, объединенных локальной целью, составляет операцию (например, осмотр
места преступления включает самые разнообразные правовые действия).
В качестве средств
выступают допускаемые законом предметы и явления, с помощью которых
обеспечивается достижение цели и необходимый результат. Они составляют как бы
инструментальную часть юридической деятельности и используются для установления
и фиксации фактов, анализа юридической "материи", вынесения и
оформления решений, организации контроля за их исполнением [14, c.47].
В некоторых случаях определенные средства жестко "привязаны" к
конкретным видам деятельности и юридическим операциям. Так, в соответствии с
гражданско-процессуальным и уголовно-процессуальным законодательством
обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными
средствами доказывания, не могут быть подтверждены никакими другими средствами
доказывания. Результат воплощает в себе итог юридических операций, позволяющих
удовлетворить индивидуальную или общественную потребность. Результатом,
например, может быть принятый компетентным органом интерпретационный акт,
судебное решение о восстановлении нарушенного субъективного права гражданина
Н., возвращение вещи ее законному владельцу. Особое место в содержании
юридической деятельности занимает юридический опыт, который может отражать как
совокупный итог всей практической деятельности, так и отдельные ее моменты. Он
формируется в процессе выделения (отбора; селекции) в юридических действиях и
операциях, принятых решениях, социально-правовых результатах деятельности
наиболее целесообразного, передового, общего и полезного, имеющего важное
значение для правового регулирования общественных отношений и дальнейшего
совершенствования юридической деятельности. Составными элементами
социально-правового опыта являются правоположения (прецеденты), т. е. такие
достаточно устоявшиеся, выработанные, как правило, в ходе многолетней практики
предписания общего характера, которые аккумулируют социально-ценные и
стабильные фрагменты (стороны, аспекты) той или иной юридической деятельности,
Правоположения бывают правотворческими и правоприменительными,
распорядительными и разъяснительными, судебными и нотариальными, регулятивными
и охранительными, обязательными и рекомендательными. Формы юридической
деятельности — это способы организации, существования и внешнего выражения
содержания последней [24, c.72-74].
Говоря о форме,
целесообразно выделить в ней внутреннюю и внешнюю стороны. Внешней формой здесь
выступают разнообразные юридические акты-документы (нормативные и
индивидуальные, судебные и следственные, нотариальные и пр.), в которых
закрепляются правовые действия, методы и средства их осуществления, вынесенные
решения.
К внутренней форме, т.
е. способу организации, внутренней связи элементов содержания, относится
процедурно-процессуальное оформление деятельности, которое определяет круг ее
субъектов и участников, объемы их процессуальных прав и обязанностей, условия
вступления в правовой процесс и выбытия из него, порядок оперирования
средствами и методами, сроки и время совершения действий, процессуальные гарантии,
условия и процедуру принятия и исполнения решений, порядок их закрепления и
опротестования (обжалования) и другие процедурные требования, связывающие в
единой целое разнообразные свойства и элементы осуществляемой юридической
деятельности.
Таким образом,
структурными элементами юридической деятельности являются:
ü
ее
объекты;
ü
ее
субъекты и участники;
ü
юридические
действия и операции;
ü
средства
и способы их осуществления;
ü
принятые
решения;
ü
результаты
действий.
1.4 Правовой
акт как внешняя форма юридической деятельности
В юридической
литературе дано много содержательных характеристик правового акта. Нередко их
отождествляют с понятием «нормативные правовые акты», хотя к таковым не относят
индивидуальные, иные акты. Главной характеристикой нормативно-правового акта является
в них - выражение государственного веления и закрепление решения
правотворческого органа о создании, изменении, отмене акта и содержащихся в нем
норм и предписаний. Природа, признаки и виды правового акта обстоятельно проанализированы
в учебно-практическом и справочном пособии Ю.А. Тихомирова и И.В. Котелевской
«Правовые акты» По мнению авторов, для правового акта как разновидности
документов характерны, прежде всего, такие общие свойства, как документальное
фиксирование информации, ее официально признанное закрепление и выражение в
документах строго определенных форм. Вместе с тем правовой акт обладает
специфическими признаками, выделяющими его среди других документов. К таким
признакам относится прежде всего круг субъектов, управомоченных готовить и
принимать правовые акты (носителей властных функций и полномочий). Правовой акт
рассчитан на установление норм и их реализацию, т.е. на возникновение,
изменение и прекращение правоотношений [25, c.117-118].
Следует отметить, что в соответствии с Законом Республики Беларусь «О
нормативных правовых актах Республики Беларусь» под нормативо- правовым актом
следует понимать - официальный документ установленной
формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного
органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной
законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные
правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное
применение [2].