Дипломная работа: Русская православная церковь и органы НКВД в 1920-е - 1930-е гг.
В своей работе Комиссия столкнулась с
рядом трудностей. Местные органы под всяческими предлогами не давали такой
отчетности, или предоставленные ими сведения вызывали серьезные сомнения в их
достоверности.
И все же, как ни стремилась Комиссия
исправить ситуацию в религиозной сфере, ей этого не удавалось. Все ее
правозащитные усилия перекрывались в своем решении теми силами в
государственно-партийном аппарате, что ориентировались в решении
"религиозного вопроса" на административный диктат. В таких условиях
сворачивается деятельность местных Комиссий. Единственным возможным выходом из
создавшегося положения, когда в стране не существовало никакой другой
организации, занимавшейся проблемами религии, было создание общесоюзного
органа, ответственного за "церковную политику", принятие общесоюзного
акта по регулированию деятельности религиозных обществ.
В апреле 1934 г. на объединенном заседании секретариатов ЦИК СССР и ВЦИК принимается решение об образовании
при Президиуме ЦИК СССР Постоянной комиссии по культовым вопросам, а уже
в мае под председательством П.Г.Смидовича она приступила к своей деятельности.
В состав союзной Комиссии вошли представители союзных республик, Верховного
Суда и Прокуратуры СССР, НКВД, ВЦСПС, ЦК ВКП"б", Института философии
Киноакадемии, Центрального совета Союза воинствующих безбожников. В круг дел
Комиссии включалось:
*
разработка проектов постановлений
по вопросам, связанным с деятельностью религиозных организаций;
*
рассмотрение жалоб и заявлений
верующих и религиозных организаций;
*
учет религиозных обществ, групп и
духовенства;
*
разъяснения и толкование норм
законодательства о культах;
*
координация и контроль за
деятельностью республиканских и иных комиссий по культовым вопросам и т.д.
Однако очень скоро работа Комиссии стала
тормозиться как "сверху", так и "снизу". Это объяснялось не
только желанием республик самостоятельно разрешать вопросы, связанные с
церковью и религией, но и в значительной степени той безучастностью, с которой
относился Президиум ВЦИК СССР к своей Комиссии. Она почти полностью была лишена
условий для нормального функционирования: не хватало помещений, штат состоял из
трех ( ! ) человек; отсутствовало Положение, юридически регулировавшее
деятельность этого органа; не было средств для командировок в республики.
В одиночку Комиссия старалась сдерживать
административное давление. Об этом говорит характер решений, принятых по
рассмотрении дел о закрытии культовых зданий.
Таблица 3
Годы |
Количество дел о
закрытии культ.
Зданий
|
Принято решений закрывать
не закрывать |
1934, май-декабрь |
105 |
91 14 |
1935 |
373 |
323 50 |
1936 |
420 |
308 112 |
1937 |
359 |
253 83 |
В своих решениях о закрытии Комиссия
руководствовалась такими "побуждениями": является или нет закрываемая
церковь последней в районе, каковы перспективы использования культового здания,
законность действий местных властей, расстояние до ближайшей действующей
церкви.
Многие поступающие с мест документы о
закрытии молитвенных зданий возвращались на доследование на места. Но сдержать
волну беззакония Комиссия, конечно, не могла. Обстановка в религиозной сфере
окончательно вышла из-под контроля. Характеризуя положение на местах, П.А. Красиков,
возглавивший Комиссию в 1935 г. после смерти П.Г. Смидовича, информировал ЦК ВКП(б):
"В ходу административные приемы,
застращивания, репрессии. Отдельные работники всех верующих считают
контрреволюционерами, а следовательно, и не желают считаться с их просьбами,
хотя и вполне законными. К этому следует добавить, что в союзную Комиссию с
мест поступает недобросовестная информация, всячески волокитятся ответы на ее
запросы, документы оформляются столь небрежно, что на их основании нельзя
принимать какие-либо решения, нередко поступают и ложные сведения. И вместе с
тем становится невозможным проведение единой линии в "церковном
вопросе", ибо идет откровенная погоня за цифрами о закрытии культовых
зданий".
Насколько "эффективной" была
деятельность властей в этом вопросе, свидетельствует приводимая ниже таблица,
включенная курскими чекистами в докладную записку, направленную в НКВД СССР в
середине 1930-х годов:
Период времени |
Всего церквей |
По ориентациям
сергиев. обновл.
|
Монасты-рей |
Духовен-ство |
Мона-шеству-ющих |
Церков-ный актив из мирян |
Закрыто церквей |
Не действу-ющих церквей |
До рев. 1917 г. |
1700 |
__ |
__ |
18 |
6000 |
4000 |
__ |
__ |
__ |
На 1/1 1935 г. |
727 |
544 |
157 |
__ |
1600 |
1200 |
3500 |
245 |
728 |
На 1/1 1937 г. |
476 |
385 |
82 |
__ |
1000 |
700 |
2000 |
507 |
717 |
Сотрудники безопасности, на всякий случай,
подстраховывались: «Цифры неточные, отражено то, что есть на учете».
Кроме того, П.А. Красиков указал на
недопустимость распространения ярлыка "ярые враги советской власти"
на всех верующих, являющимися членами религиозных обществ и поддерживающих
действующие молитвенные дома, на недопустимость административно-силовых мер в
вопросах регулирования деятельности религиозных обществ. Примером таких
"ярлыков" служит специальная записка, подготовленная НКВД Курской
области и датированная апрелем 1937 года. В ней сообщалось, что «за годы
революции и, особенно за последние пять-шесть лет, нашими органами был нанесён
серьёзный удар церковно-сектантским контрреволюционерам. Ликвидированы
монастыри, закрыто пятьсот семь церквей и разгромлено большое количество
повстанческих групп и организаций, из которых необходимо отметить следующие:
1.
Церковно-монархическая организация
«Ревнители церкви», ликвидированная в 1932 году во главе с епископами Курским
Дамианом, Рыльским – Иоаном, Орловским – Николаем, в количестве четыреста
тринадцати человек.
2.
Церковно-повстанческая организация
(сто двадцать восемь человек), ликвидированная в 1931 году на территории
Белгородского и Прохоровского районов во главе с Дамианом.
3.
Церковно-монархическая организация
«Самосвятцы» во главе с монахами Милентием Карпизиным и Теулием Чернуховым,
ликвидированная на территории Белгородского и Корочанского районов в составе
свыше ста человек».
4.
Контрреволюционная организация
"Группа освобождения Церкви" во главе с иермонахом Исидором
Шендриковым и священником Александром Булгаковым.
Как установило следствие, «областной
центр» организации "Самосвятцы" был связан с Москвой в лице Управляющего
делами Патриархии Лебедева, являющегося «доверенным лицом митрополита Сергия
(Старогородского)». Сегодня чудовищными кажутся пункты обвинения, вынесенные
работниками НКВД священнослужителям, которым ставилось в вину: «объединение
всех церковных течений для свержения Советской власти и установления
фашистского режима. Считая, что свержение Советской власти не может быть
достигнуто без интервенции, организация пропагандировала неизбежность
вооружённого столкновения между Германией и СССР, причём восхваляла германский
фашизм, как передовой политический строй, которому удастся добиться поражения
Советского Союза в войне и уничтожения советского строя.
По
мнению следователей, члены организации одобряли и восхваляли террор против
вождей партии и правительства. Руководителем террористической группы в
Белгороде, которая якобы готовила крушения правительственных поездов,
проходящих через этот город, был объявлен находящийся на покое викарий Курской
епархии, епископ Иоасаф, в миру Владимир Давыдович Жевахов. Виновным он себя
признал лишь частично, что не помешало Тройке при УНКВД по Курской области 4
декабря 1937 года приговорить его к расстрелу. Приговор привели в исполнение в
тот же день…
В
мае 1990 года прокуратура Белгородской области вернула из забвения честное имя
гражданина и патриота Владимира Давыдовича Жевахова.
В сентябре 1933 года Курским оперативным
сектором ПП ОГПУ была ликвидирована якобы «контрреволюционная
церковно-монархическая организация, именовавшая себя «Группа освобождения
церкви». Возглавляли ее иеромонах Исидор Шендриков и священник Александр
Булгаков. А состояла она, в основном, из церковников, так называемого,
"сергиевского" течения, монашествующих элементов, кулачества и
обиженных советской властью и действовала на территории Курского, Дмитриевского
и Конышевского районов Центрально – Черноземной области.
Указанная «антисоветская» организация, как
выявило следствие, в своих «программно-тактических установках и практической
деятельности стремилась под лозунгом «защиты православия от притеснения со
стороны советской власти» объединить вокруг церкви реакционное духовенство, кулачество,
вычищенное из колхозов, с тем, чтобы обеспечить успешную подготовку массового
восстания крестьян против советской власти и восстановления монархического
строя». Она охватила своим влиянием 16 колхозов и использовала их, как «объект
для подрывной работы». В результате этим колхозам был нанесен материальный
ущерб на сумму 2 млн. 647 тыс. 321 рубль: умышленный недосев озимого ярового
клина, недоброкачественная обработка земли, затяжка уборки урожая и саботаж
хлебопоставок государству». Из установленных оперативными работниками 118
членов организации к уголовной ответственности было привлечено 54 человека. Все
они в настоящее время реабилитированы.
Документ № 2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1934 года, января 15 числа, помощник
прокурора по Курскому сектору, рассмотрев следственное дело за № 978 по
обвинению граждан Шендрикова Исидора, Серебрякова и других, в числе 54 человек
по ст.58 п.п. 10 и 11 УК РСФСР
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|