рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Общественно-политическое развитие Ирана при правлении лидеров ислама аятоллы Хаменеи, Рафсанджани и Хатами

В настоящее время возникла потребность обратиться к конституционным основам иранской государственности, потому что новое реформаторское движение в Иране, ассоциируемое с деятельностью Хатами, ставит своей целью реформировать общество не путем революционных или каких-либо иных экстремистских действий, а в рамках конституционного поля.

Напомним, что процесс реформирования иранской государственности начался раньше, и уже были прецеденты не только разного толкования конституции, но и ее изменения. Так, в 1989 году в конституцию были внесены изменения, которые, ликвидировав пост премьер-министра, усилили роль президента и уменьшили роль ПС за счет создания Совета по определению государственной целесообразности - дополнительного арбитражного органа, признанного решать спорные вопросы и отношениях между меджлисом и Наблюдательным сонетом.

Дуалистичность, которая лежит в основе государственности, созданной в Иране, проявляется как в соотношении элементов религиозного и светского характера власти, так и в соотношении элементов авторитарного и демократическою ее характера. Главным признаком власти, который придает ей и религиозный, и авторитарный характер, безусловно, следует считать наличие во главе страны религиозного деятеля, наделенного широкими полномочиями. Все остальные государственные структуры, которые придают власти республиканский и светский характер и которые могли бы стать противовесом власти религиозного лидера, распылены. Общеизвестно, что в Иране едва ли не с самого начала повой государственности, то затухая (на время войны с Ираком), то усиливаясь, идет борьба за ограничение религиозного компонента в политической структуре власти. В настоящее время ускорилась дальнейшая эволюция режима в направлении увеличения роли светских органов и его демократизации.

Увеличить роль светских органов и степень демократичности строя можно, прежде всего, за счет усиления позиций тех органон, которые могут быть противопоставлены власти рахбара. В первую очередь это касается полномочий президента как главного противовеса рахбару. Первый шаг по наделению президента дополнительными полномочиями был сделан еще президентом Рафсанджани, который инициировал внесение в 1989 году, т.е. еще при жизни Хомейни новых статей и конституцию. Полномочия президента были усилены, как отмечалось выше ликвидацией премьер – министра.

Вторая попытка повышения роли президента в государстве предложенный Хатами в октябре 2002 года новый законопроект наделяющий его дополнительными полномочиями. По этому законопроекту, одобренному парламентской комиссией по законодательству, президент получает право контроля за соблюдением конституции. Он может издавать указы о приостановлении действий решений, принятых на разных уровнях власти, или прекращения действий, противоречащих нормам конституции. Внесение законопроекта было обусловлено нарушениями законов со стороны судебной власти. Предполагалось создание специальной комиссии при Верховном суде, которая контролировала бы выполнение указа президента и наделялась правом отстранять судей, нарушивших конституционные нормы. Этот законопроект вызвал особое сопротивление правых сил, что выразилось в активизации специальных религиозных судов, которые осудили ряд видных деятелей реформаторского толка.

Усиление роли президента по контролю за соблюдением конституции автоматически уменьшило бы влияние и религиозных судов, тем более, что легитимность их деятельности не предусматриваются в основном законе. Создание судов духовенства было одобрено Хаменеи как временная мера.

2.2 Президентское правление А.Х. Рафсанджани и сохранение консервативных тенденций в общественно- политическом и социально-экономическом развитии Ирана (1989 – 1997 гг.)

Иран является уникальным примером того, как в наше время возникло и вот уже почти два десятилетия функционирует исламское государство, во главе которого стоит шиитское духовенство. Тесная взаимосвязь экономического развития Ирана с его нынешней политической системой совершенно очевидна. Однако и сама система под влиянием объективных потребностей экономики начинает все более адаптироваться к реалиям современного мира. Наиболее ярким отражением этого процесса стала осуществляемая правительством Ирана с начала 90-х годов новая экономическая политика, имеющая целью либерализацию экономики, развитие рыночных отношений. Этот курс пришел на смену прежней политике жестко регулируемой экономики, для которой были характерны элементы автаркизма, что, несомненно, оказало влияние на либерализацию политической структуры общества.

Одна из проблем, отражающая противоречие между исламскими и государственными интересами и вызывающая разногласия между консерваторами и реформаторами, кроется в деятельности исламских фондов. Созданные после революции на базе конфискованной крупной собственности, oни превратились в крупные холдинги, обслуживающие интересы духовенства как корпоративного слоя. Но так как шиитское духовенство не имеет организационного центра, фонды находятся в руках различных его группировок.

Конституция не содержит специальных статей относительно деятельности исламских фондов. Крупнейший из них - Фонд обездоленных, учрежденный на базе Фонда Пехлеви. Согласно его уставу, он находится под контролем рахбара. Но главе другого фонда - Комитета имама Хомейни - стоит Хабиболла Аскароулади, генеральный секретарь партии Ассоциация исламской коалиции, которая выступает поборником хомейнистских идей и самым яростным защитником исламского правления. Эти фонды в значительной мере обеспечивают финансовую поддержку и правому крылу в самом Иране, и тем исламским организациям, которые действуют за его пределами.

Действует закон о партиях, число которых перевалило за сотню. Правда, к ним относят и многие организации, объединенные по профессиональному признаку. Но партийное строительство развивается, и теперь уже можно говорить о почти нормальной деятельности партий в современном Иране. Дебатируются варианты закона о прессе, хотя при этом не прекращаются попытки ограничить ее свободу.

Проявлением демократизма можно считать и то, что в составе исполнительной, законодательной и даже судебной власти растет число профессионалов, не имеющих религиозных званий, в то время как прежние правительства состояли в основном из религиозных лиц. В нынешнем, кроме президента, вообще нет религиозных деятелей.

Тем не менее, пока что государственный строй ИРИ представляет собой, говоря словами политолога Тегеранского университета Наджибзаде, нечто среднее между тоталитаризмом и демократией. По мнению главы Института развития исламских цивилизаций Сейида Аббаса На-бави, было бы ошибкой противопоставлять религиозную и административную системы в наши дни, когда в мире устанавливается новый порядок, связанный с глобализацией. Он считает, что роль религии в ИРИ заключается в защите политической системы страны таким образом, чтобы она, эта система, использовала позитивные аспекты глобализации, ecли таковые на самом деле имеются.

Возможно, сохранение исламских структур власти пока еще позволяет Ирану поддерживать иллюзию независимости от западного мира и стремление к социальному равенству. Однако иранское общество на каждом шагу сталкивается с необходимостью взаимодействия с мировым рынком и строить свою жизнь по его законам. Это хорошо осознает правящая исламская элита.

Пока в стране не создан тот класс, которому более выгодно действовать в светском законодательном и деловом поле нежели в религиозно очерченном пространстве. Достаточно и «финансовая подпитка» духовенства, религиозных структур помогающая ей сохранять свои позиции. Но если на рыночное реформирование экономики и политическую либерализацию будет приобретать все больше сторонников, то, возможно, он положит конец лидерству духовенству или значительно ограничит его политические возможности.

80-е годы завершается формирование экономической модели развития, начатой еще правительством Базаргана. Ко времени ухода с политической арены Банисадра исчезает из употребления термин "тоухидная экономика", его сменил иной - "исламская экономика". Основные направления экономической политики 80-х годов складывалась не без влияния такого постоянно действовавшего фактора, как война с Ираком.

В основе экономической модели исламского режима лежат принципы "смешанной экономики" с преимущественной ориентацией на государственный сектор. Огромную роль стало играть государственное регулирование, которое приобрело характер прямого вмешательства государства в систему рыночных отношений.

Органическим элементом иранской жизни в эти годы становятся исламские фонды, совмещавшие в своей деятельности экономические и социальные функции, являясь современным вариантом традиционных вакфов.

Конечно, размыванию "исламской компоненты" содействуют и происходящие изменения взглядов в самом духовенстве. Некоторые религиозные деятели склоняются к тому, что в государственных структурах решающую роль должны играть профессионалы, а не мусульманские идеологи. В июле 2002 года большой резонанс получило открытое письмо аятоллы Джалаладдина Тахери, отказавшегося от административного поста в Исфагане в знак протеста прогни рас гущею вмешательства духовенства и консервативных сил по нее сферы государственной жизни. Тахери - один из учеников и сподвижников Хомейни. Высший Совет безопасности даже издал специальный указ, который запрещал прессе писать об этом протесте Тахери. Но пресса игнорировала указ. В парламенте же прошли дебаты, почти половина депутатов выступила с одобрением поступка Тахери.

Что касается снижения составляющей авторитаризма, то главным его показателем стала развивающаяся в стране система выборок. В Иране фактически впервые в его истории создается традиция выборности всех звеньев власти, проходят выборы в местные и центральные органы управления.

Органическим элементом иранской жизни в эти годы становятся исламские фонды, совмещавшие в своей деятельности экономические и социальные функции, являясь современным вариантом традиционных вакфов.

Повышение темпов экономического роста- одна из актуальных экономических проблем. В результате революции, войны с Ираком и падения цен на нефть в начале 90 –х годов Иран вступил в полосу кризиса, постепенное преодоление которого наметилось в результате нового экономического курса. Однако достигнутый в 1991 году десяти процентный рост ВВП стал в последующие годы постепенно снижаться, а за либерализацию импорта в 1991-1993 годах, значительно превысившего экспорт, страна вынуждена расплачиваться погашением внешнего долга, отвлекая на это значительные валютные средства.

Несмотря на острые противоречия не только между различными органами власти, но и в самом правящем слое духовенства по вопросам дальнейшего развития, режим оказался способным на более значительный эволюционный скачок, чем прежде. С начала 90-х годов Иран начинает переход к рыночно ориентированной экономике. Духовенство, понимая необходимость повышения жизненного уровня населения, боеспособности армии, а следовательно, эффективности экономики, идет на изменение таких казалось бы, ранее незыблемых принципов, как привлечение иностранного капитала, приватизация государственной собственности, отказ от вмешательства в ценообразование, расширение контактов с развитыми мировыми державами. Отчетливо тали проявляться перемены в национальной и культурной политике. В принятом в начале 1990 года первом пятилетнем плане социально- экономического и культурного развития Ирана большое внимание уделялось росту культурного уровня населения, повышению технического оснащения школ и вузов новейшим оборудованием, и особенно – компьютеризации. Неуправляемый рост населения в 80-годы из-за исламского отрицания ограничения рождаемости вынудил власть вернуться к политике ее регулирования. Заметно стало меняться и отношение к участию женщин в общественной жизни и в трудовой деятельности.

Уже в первые годы проведения нового экономического курса стране удалось добиться весьма заметных результатов. Стал расти валовый продукт, пошел вверх жизненный уровень населения, увеличился прирост капиталовложений в производство, активизировался иностранный капитал. Необходимость его привлечения заставляла Иран постепенно переориентировать свои внешнеэкономические связи на развитые страны, избавляться от излишнего экстремизма в практике внешнеполитических отношений.

Но изменение экономической политики, которое было главной и возможно, первоначальной целью правительства Рафсанджани, не означало кординального отхода ранее провозглашенных принципов внешнеполитического курса, который в основном находится под контролем рахбара. А таковым после смерти Хомейни Советом экспертов страны был выбран Али Хаменеи, которого трудно отнести к "прагматическому" крылу правящего духовенства. Поэтому но внешней политике Ирана сохранились некоторые тенденции, которые и вызывают противодействие руководства ряда стран. Ярчайший пример - инициированные США экономические санкции против Ирана. Эти санкции совпали с падением цен на энергоносители, и после пяти лет успешного проведения реформ в стране стало заметно ощущаться ухудшение экономической ситуации.

Противники новых тенденций в жизни общества, в первую очередь крайне хомейнистское крыло духовенства, попытались затормозить эволюцию исламского режима. На выборах в меджлис в 1996 году победу одержали во многом противостоящие политике Хашеми-Рафсанджани сторонники А. Натег-Нури. Именно он, как прогнозировало большинство аналитиков, и являлся наиболее реальной кандидатурой на пост президента Ирана, так как после двух сроков пребывания на посту президента Акбар Хашеми-Рафсанджани уже не мог баллотироваться на эту должность.

Но в расклад сил и настроений вмешался новый фактор - демографический. Отказ от регулирования семьи в пылу всеобщей исламизации первых послереволюционных лет вызвал скачок рождаемости, в результате чего население Ирана значительно помолодело и сейчас на две трети состоит из лиц моложе 30 лет. Для этой страты иранского общества более привлекательными ценностями являются свобода слова, собраний, общественной, культурной и спортивной жизни. И молодое поколение предпочло кандидатуру Мохаммада Хатами, который основной упор в своей программе делал на соблюдении прав человека, на необходимости построения гражданского общества, обеспечении экономической справедливости и экономической безопасности, социальной справедливости, расширении международных связей, развитии народной дипломатии.

В состоянии неустойчивого равновесия между реформаторами и консерваторами в качестве одного из центров силы стали укрепляться позиции Рафсанджани. С одной стороны к безусловно поддерживающим его политическим силам можно отнести лишь партию «Каргазарам» , но большинство из высшего административного аппарата являются его сторонниками. Но не исключена, что если противостояние с хаменеи может рассчитывать на поддержку части Организации борющегося духовенства, официальным членам которого он является. Можно предположить, что в случае прихода к власти группировки Рафсанджани можно ожидать ориентации на модель развития, более близкой южно-корейской или китайской. Вопросы экономической целесообразности, особенно заинтересованность в привлечении иностранных инвестиций, снижают до минимума значимость поддержки исламских экстремистких организаций, необходимость наращивания военного потенциала. Последние действия Рафсанджани - будь то Вмешательство в бюджетное финансирование Наблюдательного Совета, или заявление о проведении всенародного референдума о налаживании отношений с США- явно выходят за рамки полномочий главы Совета по целесообразности и могут расцениваться как стремление перехватить инициативу у действующего президента.

Таким образом, главными проблемами Ирана на сегодняшний день является внутренняя борьба политических и сил и разрешение отношений с США. В условиях усилении конфронтации США и Ирана одним из вероятных прогнозов могло бы стать сближение позиций консерваторов и реформаторов перед лицом общей опасности. Однако реформистский потенциал оказался выше. Усиливающаяся в последние месяцы разногласия в отсутствии организационной принципа, который должен был обеспечить главенство религиозной составляющей в структуре власти выразился в установлении поста рахбара во главе страны. Именно он должен был разрешать все противоречия, возникающие между различными ветвями власти т.е. возможность таких противоречий как бы была предопределена уже Конституцией, разногласия в правящих кругах были всегда, отражаясь на противоречивости внутреннего и внешнего курса Ирана. Но иногда за этот критический уровень не переходили.

Пожалуй самым критическим моментом с точки зрения не только сохранения равновесия сил в правящей элите, но и сохранение самого режима как теократического, стал период после причислении США Ирана и «оси зла» и военной операции США в Иране. От расстановки политических сил в Иране , от их целей и направлений политики- как внутри страны, так и в отношениях с мировым сообществом, во многом зависят сейчас как динамика внутренней трансформации режима, так формы разрешения противоречий между Тегераном и Вашингтоном. От этого зависит и корректировка политики России в отношении Ирана.

Общественно-политический курс и социально-экономическое развитие Ирана в последние годы составляет борьба между «реформаторами» и «консерваторами». Реформы стали проводится в Иране после смерти Хомейни, сначала как экономические при правительстве Рафсанджани, а после 1997 г. при правительстве Хатами как политическое.

2.3 Позитивные изменения и противоречия в общественно-политическом и социально-экономическом развитии Ирана при президентстве С.М. Хатами 1997-2003 гг.

Лидер Исламской революции аятолла Хаменеи на встрече с министром иностранных дел и дипломатами Исламской Республики Иран, работающими за рубежом, подчеркнул, что иранский народ и исламское государство, благодаря исламу, поступательно продвигаются к высшей стадии развитии сильной цивилизованной нации.

Он охарактеризовал народ Ирана как представителя глубоко укорененной исламской цивилизации. «Иранский народ цивилизован в рамках цивилизации, в которой ислам имеет авторитет, уважаем и любим, в которой человек идет к своему истинному совершенству; цивилизации, основу которой составляет набожность и воздержание от греха. Поэтому в исламской цивилизации чем больше воздержание проявляет человек, тем он ближе к своей цели. Милостью Создателя исламское государство и великий иранский народ своими усилиями приближается к этой цивилизации».

Аятолла Хаменеи отметил важность разрядки напряженности в международных отношениях, а также значение межцивилизованного диалога в качестве двух важнейших вопросов дипломатии и внешней политики. Он сказал: «Дипломаты Исламской Республики Иран во всем мире опираются на народный, единый сплоченный и могущественный строй своей страны, на государство, которое действует в мире на основе логики, опираясь во всех делах на твердую неоспоримую аргументацию. Наша страна имеет твердую и логичную позицию по вопросам, связанным с отношениями с Америкой и со странами Европы и с переговорами по Ближнему Востоку. В особенности, в отношениях с соседними странами мы подчеркиваем необходимость устранения напряженности, наибольшего сближения и установления теплой и дружественной атмосферы».

Лидер Исламской революции остановился на высокомерной политике США в отношении Исламской Республики Иран и заявил: «В настоящее время всем известная политика США в своем противодействии ИРИ создает основу для укрепления нашего строя и его дипломатии. Американцы хотят нас ослабить и выбить сильные аргументы из рук нашего государства, а потому мы должны проявлять твердость и не идти путем соглашательства. Политика разрядки напряженности -это одно из направлений нашей внешней политики, но только если речь не идет об Израиле, даже основу существования которого мы не признаем. Ведь напряженность возникает здесь не столько с нашей стороны, сколько со стороны сионистов, которые действуют на основе политики угроз и подавления исламской власти. Этот режим является нашим несомненным врагом, а ведь лицом к лицу с врагом нельзя идти на уступки и послабления».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.