рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Направления совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций

Дипломная работа: Направления совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты развития государственно-конфессиональных взаимоотношений

1.1 Понятие, сущность и виды религиозных объединений

1.2 Исторические аспекты и этапы развития взаимоотношений государства и религии

1.3 Административно-правовой статус религиозных организаций

2. Анализ организационно-правовых аспектов взаимоотношений государства и религиозных организаций

2.1 Система взаимоотношений государства и религиозных организаций в России

2.2 Региональные аспекты взаимоотношений государства и религиозных организаций

2.3 Исследование взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций на примере города Нижнекамска

3. Направления совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций

3.1 Опыт совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций на примере республики Дагестан

3.2 Программа мероприятий по совершенствованию взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций

4. Программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы

4.1 Обоснование экономической эффективности и социальной значимости внедрения разработанных мероприятий

4.2 Математическое и статистическое обоснование выпускной квалификационной работы

4.3 Нормативно-правовое обеспечение выпускной квалификационной работы

4.4 Компьютерное обеспечение выпускной квалификационной работы

4.5 Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы

Заключение

Ссылки на использованные источники

Список использованных источников

Приложение А Анкета.


Введение

Актуальность темы. Государственно-религиозные отношения на протяжении многих веков выступают составной частью системы общественных отношений любого общества. В силу целого ряда специфических особенностей они могут быть отнесены к одному из видов так называемых «синтетических» общественных отношений, которые складываются в результате тесного взаимоотношений материальных и идеологических связей в обществе. Эти отношения, будучи относительно самостоятельными, находятся в тесной взаимосвязи с социально-экономическими, политическими и нравственными отношениями. История свидетельствует, что они постоянно развиваются и изменяются в зависимости от развития общества.

Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" [1]. В случае противоречия Федеральному закону нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений действует Федеральный закон.

Это конкретизирует применительно к предмету настоящего Федерального закона требования статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми в ведении Российской Федерации находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, а в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - только защита указанных прав и свобод [2]. В то же время в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания действуют и другие федеральные законы.

В этой связи представляется очень важным, чтобы принятие федеральных законов, действующих в данной сфере, не порождало коллизий в самом федеральном законодательстве. С другой стороны, не менее важной является проблема реализации федерального законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.

Говоря о региональных особенностях взаимоотношений государства и религиозных организаций, необходимо отметить, что в Республике Татарстан отсутствуют ясно определенное видение роли религии в современном обществе, концептуальные основы государственной политики в религиозной сфере, что создает многочисленные проблемы и в законодательстве и в реальной практике отношений между государством и религиозными объединениями.

Степень разработанности. Изучением и оценкой взаимоотношений государства и религиозных организаций занимаются многие современные ученые.

В частности, можно отметить интересные и актуальные исследования В.В. Локосова, изучающего особенности влияния политических процессов на религиозные объединения. В работах этого автора немаловажное значение придается проблематике вовлечения церкви и религиозных организаций в политические и социальные процессы, происходящие в стране и отдельных регионах.

Нельзя не отметить и работы Л.Н. Салахатдиновой, сосредоточенные на выявлении особенностей представления информации о религиозных организациях и объединениях в СМИ.

Особое место отводится исследованиям В.С. Сычевой, рассматривающей сферу политики и межнациональные отношения в восприятии религиозных общностей.

В работе используются статистические данные, представленные в исследованиях С.Б. Филатова и Р.Н. Лункина.

Однако, несмотря на большой объем публикаций и исследований проблем взаимоотношений государства и религиозных организаций, существует множество нерешенных и до конца не исследованных проблем, в частности, это касается нормативно-правовых аспектов рассматриваемого взаимоотношений.

Целью выпускной квалификационной работы является комплексное изучение организационно-правовых аспектов взаимоотношений государства и религиозных организаций.

Задачи работы:

­  изучить теоретические основы организационно-правовых аспектов взаимоотношений государства и религиозных организаций

­  рассмотреть систему взаимоотношений государства и религиозных организаций на федеральном и региональном уровнях;

­  провести анализ организационно-правовых аспектов взаимоотношений государства и религиозных организаций;

­  провести исследование взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций на примере города Нижнекамска;

­  рассмотреть опыт совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций;

­  разработать программу мероприятий по совершенствованию взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций на уровне Республики Татарстан и Нижнекамского муниципального района.

Объект – религиозные организации и связанные с ними государственные структуры.

Предмет – формы и методы взаимоотношений государства и религиозных организаций.

Практическая значимость. Данная работа вносит определенный вклад в изучение взаимоотношений государства и религиозных организаций и определяет пути совершенствования обозначенного взаимоотношений. Она может быть использована органами муниципальной власти для подготовки предложений по совершенствованию взаимоотношений государства и религиозных организаций; студентами, обучающимися по специальности «Государственной и муниципальное управление» для подготовки к семинарским занятиям по различным учебным дисциплинам.

Методологическая база.

В работе использовался комплексный подход, позволивший изучить элементы системы взаимоотношений государства и религиозных организаций, наиболее полно отобразить проблему исследования, выявить основные формы и принципы взаимоотношений государства и религиозных организаций; определить административно-правовые аспекты взаимоотношений государства и религиозных организаций.

Также при написании данной работы использовался структурно-функциональный метод (были изучены структура и функции системы взаимоотношений государства и религиозных организаций); сравнительный метод использовался в основном при анализе нормативно-правовой базы регулирования взаимоотношений государства и религиозных организаций в субъектах РФ; применение нормативно-правового метода обусловлено необходимостью анализа нормативно правового материала, внутренней документации отдела по связям с общественными формированиями и национальным вопросам Нижнекамского муниципального района.

Для проведения социологического исследования был применены метод экспертного опроса, а для получения количественной и качественной информации об аспектах взаимоотношений государства и религиозных организаций применен метод анализа документов.

Эмпирическая база.

В работе использовались следующие материалы: отчеты отдела по связям с общественными формированиями и национальным вопросам Нижнекамского муниципального района;

­  аналитические отчеты о работе религиозных организаций, находящихся в рамках Нижнекамского муниципального района за 2005, 2006, 2007 года;

­  положение о регулировании деятельности религиозных организаций;

­  результаты социологического исследования в городе Нижнекамск;

­  программы и проекты по совершенствованию взаимоотношений государства и религиозных организаций, разрабатываемые и действующие на территории субъектов РФ.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, основной части, заключения, ссылок на использованные источники, списка использованных источников, приложений и папки-файла. Основная часть работы состоит из четырех разделов.

Первый раздел называется “Теоретические основы организационно-правовых аспектов взаимоотношений государства и религиозных организаций”, который в свою очередь состоит из трех подразделов, где раскрываются понятие, сущность и виды религиозных объединений, определяются исторические аспекты и этапы развития взаимоотношений государства и религии, а также анализируется административно-правовой статус религиозных организаций.

Второй раздел называется “Анализ организационно-правовых аспектов взаимоотношений государства и религиозных организаций”. Данный раздел включает три подраздела, в которых рассматривается система взаимоотношений государства и религиозных организаций в России, выявляются региональные аспекты взаимоотношений государства и религиозных организаций и производится исследование взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций на примере города Нижнекамска.

Третий раздел называется “Направления совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций”. Данный раздел включает два подраздела, в которых анализируется опыт совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций на примере республики Дагестан и предлагается программа мероприятий по совершенствованию взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций.

Четвертый раздел называется «Программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы» и включает пять подразделов.

В заключении подводятся все итоги по выпускной квалификационной работе в соответствии с целями и задачами, поставленными в начале работы.

В работе имеются приложения. В Приложении А дана структура взаимоотношений управления по связям с общественными, национальными и религиозными организациями с органами государственной власти, местного самоуправления и с общественными организациями


1. Теоретические основы организационно-правовых аспектов взаимоотношений государства и религиозных организаций

1.1 Понятие, сущность и виды религиозных объединений

Религия возникла около 40-50 тысяч лет назад, в эпоху верхнего палеолита. Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нем, человек понял, что его окружает упорядоченное мироздание, подчиняющееся так называемым законам природы. Изменить эти законы, установить другие человек не в силах. Лучшие умы во все времена бились над попыткой разгадать тайну и смысл жизни на земле, отыскать ту силу, которая обнаруживает своё присутствие в мире через связь вещей и явлений. Для этой силы человек придумал тысячи имён, но их суть одна - это Бог [3, с.43].

Религия (от лат religo - связывать, привязывать, заплетать) - это догматическая обрядовая система, отражающая мировоззренческие позиции некоторого сообщества людей. Религия означает глубинную природу человека и является формой его самоутверждения, т.е. результатом и причиной работы человека над собой, его самоограничения от всего, мешающего существованию его "Я".

Можно выделить три типа самоутверждения:

-    языческий, опирающийся на связь с природой; человек воспринимает себя как часть мира; все явления и предметы мира, а также сам человек обладают душой, т.е. неощущаемой человеком частью, которая может покидать материальную оболочку, менять ее, но всегда стремиться проявиться в ней;

-    религиозный, опирающийся на связь со сверхъестественными силами и этические требования; духи и души представляются уже как более самостоятельные и менее зависимые от материальной формы субстанции; человек и мир духов взаимовыгодны друг другу и зависимы друг от друга; духовные субстанции рассматриваются как совокупность, самостоятельный мир, организованный по своим законам; этот мир способен оказывать воздействие на мир людей; мир людей способен оказывать воздействие на мир богов; возникают посредники между этими мирами (герои, полубоги, ангелы);

-    светский, опирающийся на художественной восприятие или научное познание сил природы и гуманистические нормы жизни в обществе. Духовное начинает рассматриваться как неотъемлемая часть материального, земного, человеческого мира. Человек видится единственным существом, способным воспринимать духовное и оказывать воздействие на его сущность и форму проявления [4, с.58].

Главным признаком религии является вера в сверхъестественные силы и существа, а также поклонение им. Если вера есть признак религии, то не всякая вера религиозна. Вера - это признание какой-либо информации достоверной без всякой ее перепроверки и сомнения в ее истинности. Вера может быть религиозной и светской. Человек верит, светски принимая информацию по своей воле, иногда сомневаясь или критикуя ее. Религиозная же вера не разрешает сомневаться и критиковать. Святыни веры религиозной являются оберегаемыми. Неверие или сомнение в данном случае рассматривается как тяжкий грех. В.С Соловьев писал: "Вера означает признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств".

Религиозную веру следует отличать от суеверий-предрассудков и заблуждений, зародившихся еще в язычестве, но возникающих и развивающихся и в современности.

Религиозная вера отличается от светской еще и тем, что непременно связана с культом и поклонением, почитанием божеств при помощи конкретно устанавливаемых действ-ритуалов.

Религия как культурный феномен обладает рядом признаков, отличающих ее от псевдорелигий:

-    верования или вероучения - устные или письменные сказания, предания, мифы и легенды о божественных силах и существах. Различают верования многобожеские и единобожеские. Идея Бога составляет ядро верования. Верования систематизируются и осмысливаются в богословских трудах и по каналам проповеди, общения, обучения и воспитания проникают в обыденное сознание приверженцев религии;

-    своеобразное поведение и взаимоотношений между верующими. Важно отметить, что поведение верующих во многом обусловлено и светской жизнью. Степень влияния мирского поведения зависит не только от специфики веры, но и от степени и глубины самой веры. Поведение верующего конфессионально, т.е. отражает те или иные особенности веры. Иногда религиозные требования доходят до полной изоляции от иноверцев и атеистов;

-    наличие культа. Культ - это разнообразные, освященные канонами специфические формы поклонения Богу и другим религиозным святыням: церемонии, молебны, обряды, ритуалы и т.д. Культовые ритуалы выполняют для верующих функцию субъективной связи с Богом. Культ символичен и сакрален. Культ требует точного исполнения. Культ-это система религиозной практики, основанная на почитании, поклонении и возвеличивании какой-либо идеи, концепции, личности, вещи и т.д. Культ может носить и светский характер (культ денег, культ, питания, культ личности, культ разума и т.д.);

-    функционирование религиозных организаций. Религия - институтализированное образование, представленное церковью. Церковь - культовое объединение единоверцев, управляемое особыми установлениями и разделенное на духовенство и мирян. Церкви, как правило, являются официально признаваемыми, а иногда государственными учреждениями. Исторически церковь выросла из института жречества. Церковь построена по иерархическому признаку соподчинения, при котором низшие чины должны подчиняться высшим. Главенство принадлежит наивысшему иерарху (папа, патриарх, далай-лама (в ламаизме-течении буддизма)). Исключением является мусульманское духовенство, в котором нет организационных структур. Большое значение в любой церкви играет монашество. Монахи - наиболее ревностные приверженцы религии, отрекшиеся от светского мира и придерживающиеся особо строгих аскетических правил. Они служат эталоном для мирян и обычно объединяются в общины - монастыри, являющиеся центрами церковной жизни. Церковь - это сложный отрегулированный механизм, система, обладающая определенной материальной базой и четким уставом. Но это не является обязательной нормой для всех религий;

-    религия наделена особым предназначением в культуре. По выражению А. Тойнби, религия выступала "куколкой" зарождающихся цивилизаций, во многом определяя тип нарождающейся культуры. Религия несет в себе особое духовно-эмоциональное состояние, дополняющее научную, познавательную деятельность человека. Религия отзывается на вечную потребность человека в бессмертии, возмещая неустроенность земного бытия для человека. Религия регулирует отношения между людьми, объединяя их в устойчивые общности. Наконец, религия канонизирует многие ценности культуры [5, с.67].

Исследователями установлено, что определенные черты присущи всем религиям:

-    отношение к сакральному, священному, святому или святости. В монотеистических религиях она отождествляется с Богом, в политеистических религиях с пантеоном богов, в других религиях - с миром духов или с моральными ценностями, с техническими ценностями и т.д.;

-    теизм-специфика мировоззрения, при котором образуется особое понимание мира как личности, создавшей и преобразующей мир, но в то же время существующее над этим миром, как непроявляющаяся или частично проявляющаяся для человека сущность;

-    фидеизм (от лат. fides - вера) - комплекс проявления сверхъестественного в естественном;

-    стремление к иерархии во всем, что связано с религиозностью человека: от социальных отношений до предметов культа и культуры. Например, каждая религия прошла особую стадию, связанную с появлением культового языка: ведийский и санскрит - у индусов, вэньян - у китайцев, японцев и корейцев, авестийский - у зороастрийцев, арабский - у мусульман, латынь и старославянский - у христиан и т.д. [6, с.42]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.