Дипломная работа: Направления совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций
Дипломная работа: Направления совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций
Содержание
Введение
1.
Теоретические аспекты развития государственно-конфессиональных взаимоотношений
1.1 Понятие, сущность и виды
религиозных объединений
1.2 Исторические аспекты и этапы развития
взаимоотношений государства и религии
1.3
Административно-правовой статус религиозных организаций
2.
Анализ организационно-правовых аспектов
взаимоотношений государства и религиозных организаций
2.1
Система взаимоотношений государства и религиозных организаций в России
2.2
Региональные аспекты взаимоотношений
государства и религиозных организаций
2.3 Исследование взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных
организаций на примере города Нижнекамска
3.
Направления совершенствования взаимоотношений государства и религиозных
организаций
3.1
Опыт совершенствования
взаимоотношений государства и религиозных организаций на примере республики
Дагестан
3.2
Программа мероприятий по
совершенствованию взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных
организаций
4. Программа мер по
обеспечению выпускной квалификационной работы
4.1 Обоснование экономической
эффективности и социальной значимости внедрения разработанных мероприятий
4.2
Математическое и статистическое
обоснование выпускной квалификационной работы
4.3
Нормативно-правовое обеспечение выпускной
квалификационной работы
4.4 Компьютерное обеспечение выпускной квалификационной
работы
4.5
Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы
Заключение
Ссылки
на использованные источники
Список
использованных источников
Приложение
А Анкета.
Введение
Актуальность темы.
Государственно-религиозные отношения на протяжении многих веков выступают
составной частью системы общественных отношений любого общества. В силу целого
ряда специфических особенностей они могут быть отнесены к одному из видов так
называемых «синтетических» общественных отношений, которые складываются в
результате тесного взаимоотношений материальных и идеологических связей в
обществе. Эти отношения, будучи относительно самостоятельными, находятся в
тесной взаимосвязи с социально-экономическими, политическими и нравственными
отношениями. История свидетельствует, что они постоянно развиваются и
изменяются в зависимости от развития общества.
Законы и иные
нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие
реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также
деятельность религиозных объединений, должны соответствовать Федеральному
закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" [1]. В случае
противоречия Федеральному закону нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации по вопросам защиты права на свободу совести и свободу
вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений действует
Федеральный закон.
Это конкретизирует
применительно к предмету настоящего Федерального закона требования статей 71 и
72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми в ведении
Российской Федерации находятся регулирование и защита прав и свобод человека и
гражданина, а в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации - только защита указанных прав и свобод [2]. В то же время в области
прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания
действуют и другие федеральные законы.
В этой связи
представляется очень важным, чтобы принятие федеральных законов, действующих в
данной сфере, не порождало коллизий в самом федеральном законодательстве. С
другой стороны, не менее важной является проблема реализации федерального
законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях в субъектах
Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Право человека и
гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено
федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты
основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных
интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности
государства. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации
в зависимости от отношения к религии не допускается.
Говоря о
региональных особенностях взаимоотношений государства и религиозных
организаций, необходимо отметить, что в Республике Татарстан отсутствуют ясно
определенное видение роли религии в современном обществе, концептуальные основы
государственной политики в религиозной сфере, что создает многочисленные
проблемы и в законодательстве и в реальной практике отношений между
государством и религиозными объединениями.
Степень разработанности.
Изучением и оценкой взаимоотношений государства и религиозных организаций
занимаются многие современные ученые.
В частности, можно отметить
интересные и актуальные исследования В.В. Локосова, изучающего особенности
влияния политических процессов на религиозные объединения. В работах этого
автора немаловажное значение придается проблематике вовлечения церкви и
религиозных организаций в политические и социальные процессы, происходящие в
стране и отдельных регионах.
Нельзя не отметить и
работы Л.Н. Салахатдиновой, сосредоточенные на выявлении особенностей
представления информации о религиозных организациях и объединениях в СМИ.
Особое
место отводится исследованиям В.С. Сычевой, рассматривающей сферу политики и
межнациональные отношения в восприятии религиозных общностей.
В
работе используются статистические данные, представленные в исследованиях С.Б.
Филатова и Р.Н. Лункина.
Однако, несмотря на
большой объем публикаций и исследований проблем взаимоотношений государства и
религиозных организаций, существует множество нерешенных и до конца не
исследованных проблем, в частности, это касается нормативно-правовых аспектов
рассматриваемого взаимоотношений.
Целью выпускной
квалификационной работы является комплексное изучение организационно-правовых
аспектов взаимоотношений государства и религиозных организаций.
Задачи работы:
изучить теоретические основы
организационно-правовых аспектов взаимоотношений государства и религиозных
организаций
рассмотреть систему взаимоотношений
государства и религиозных организаций на федеральном и региональном уровнях;
провести анализ организационно-правовых
аспектов взаимоотношений государства и религиозных организаций;
провести исследование взаимоотношений
муниципальных органов власти и религиозных организаций на примере города
Нижнекамска;
рассмотреть опыт совершенствования
взаимоотношений государства и религиозных организаций;
разработать программу мероприятий по
совершенствованию взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных
организаций на уровне Республики Татарстан и Нижнекамского муниципального
района.
Объект – религиозные
организации и связанные с ними государственные структуры.
Предмет – формы и методы
взаимоотношений государства и религиозных организаций.
Практическая значимость.
Данная работа вносит определенный вклад в изучение взаимоотношений государства
и религиозных организаций и определяет пути совершенствования обозначенного взаимоотношений.
Она может быть использована органами муниципальной власти для подготовки
предложений по совершенствованию взаимоотношений государства и религиозных
организаций; студентами, обучающимися по специальности «Государственной и
муниципальное управление» для подготовки к семинарским занятиям по различным
учебным дисциплинам.
Методологическая база.
В работе использовался
комплексный подход, позволивший изучить элементы системы взаимоотношений
государства и религиозных организаций, наиболее полно отобразить проблему
исследования, выявить основные формы и принципы взаимоотношений государства и
религиозных организаций; определить административно-правовые аспекты
взаимоотношений государства и религиозных организаций.
Также при написании
данной работы использовался структурно-функциональный метод (были изучены
структура и функции системы взаимоотношений государства и религиозных
организаций); сравнительный метод использовался в основном при анализе
нормативно-правовой базы регулирования взаимоотношений государства и
религиозных организаций в субъектах РФ; применение нормативно-правового метода
обусловлено необходимостью анализа нормативно правового материала, внутренней
документации отдела по связям с общественными формированиями и национальным
вопросам Нижнекамского муниципального района.
Для проведения
социологического исследования был применены метод экспертного опроса, а для
получения количественной и качественной информации об аспектах взаимоотношений
государства и религиозных организаций применен метод анализа документов.
Эмпирическая база.
В работе использовались
следующие материалы: отчеты отдела по связям с общественными формированиями и
национальным вопросам Нижнекамского муниципального района;
аналитические
отчеты о работе религиозных организаций, находящихся в рамках Нижнекамского
муниципального района за 2005, 2006, 2007 года;
положение о регулировании
деятельности религиозных организаций;
результаты социологического
исследования в городе Нижнекамск;
программы и проекты по
совершенствованию взаимоотношений государства и религиозных организаций,
разрабатываемые и действующие на территории субъектов РФ.
Структура выпускной
квалификационной работы состоит из введения, основной части, заключения, ссылок
на использованные источники, списка использованных источников, приложений и
папки-файла. Основная часть работы состоит из четырех разделов.
Первый раздел называется
“Теоретические основы организационно-правовых аспектов взаимоотношений
государства и религиозных организаций”, который в свою очередь состоит из трех
подразделов, где раскрываются понятие, сущность и виды религиозных объединений,
определяются исторические аспекты и этапы развития взаимоотношений государства
и религии, а также анализируется административно-правовой статус религиозных организаций.
Второй раздел называется “Анализ организационно-правовых
аспектов взаимоотношений государства и религиозных организаций”. Данный раздел
включает три подраздела, в которых рассматривается система взаимоотношений
государства и религиозных организаций в России, выявляются региональные аспекты
взаимоотношений государства и религиозных организаций и производится исследование
взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций на
примере города Нижнекамска.
Третий раздел называется “Направления
совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций”.
Данный раздел включает два подраздела, в которых анализируется опыт
совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций на
примере республики Дагестан и предлагается программа мероприятий по
совершенствованию взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных
организаций.
Четвертый раздел называется «Программа мер по
обеспечению выпускной квалификационной работы» и включает пять подразделов.
В заключении подводятся все итоги по выпускной
квалификационной работе в соответствии с целями и задачами, поставленными в
начале работы.
В работе имеются приложения. В Приложении А дана
структура взаимоотношений управления по связям с общественными, национальными и
религиозными организациями с органами государственной власти, местного
самоуправления и с общественными организациями
1. Теоретические основы организационно-правовых
аспектов взаимоотношений государства и религиозных организаций
1.1 Понятие, сущность и
виды религиозных объединений
Религия возникла около 40-50 тысяч
лет назад, в эпоху верхнего палеолита. Наблюдая и осмысливая окружающий мир и
себя в нем, человек понял, что его окружает упорядоченное мироздание,
подчиняющееся так называемым законам природы. Изменить эти законы, установить
другие человек не в силах. Лучшие умы во все времена бились над попыткой
разгадать тайну и смысл жизни на земле, отыскать ту силу, которая обнаруживает
своё присутствие в мире через связь вещей и явлений. Для этой силы человек
придумал тысячи имён, но их суть одна - это Бог [3, с.43].
Религия (от лат religo - связывать,
привязывать, заплетать) - это догматическая обрядовая система, отражающая
мировоззренческие позиции некоторого сообщества людей. Религия означает
глубинную природу человека и является формой его самоутверждения, т.е.
результатом и причиной работы человека над собой, его самоограничения от всего,
мешающего существованию его "Я".
Можно выделить три типа
самоутверждения:
-
языческий,
опирающийся на связь с природой; человек воспринимает себя как часть мира; все
явления и предметы мира, а также сам человек обладают душой, т.е. неощущаемой
человеком частью, которая может покидать материальную оболочку, менять ее, но
всегда стремиться проявиться в ней;
-
религиозный,
опирающийся на связь со сверхъестественными силами и этические требования; духи
и души представляются уже как более самостоятельные и менее зависимые от
материальной формы субстанции; человек и мир духов взаимовыгодны друг другу и
зависимы друг от друга; духовные субстанции рассматриваются как совокупность,
самостоятельный мир, организованный по своим законам; этот мир способен
оказывать воздействие на мир людей; мир людей способен оказывать воздействие на
мир богов; возникают посредники между этими мирами (герои, полубоги, ангелы);
-
светский,
опирающийся на художественной восприятие или научное познание сил природы и
гуманистические нормы жизни в обществе. Духовное начинает рассматриваться как
неотъемлемая часть материального, земного, человеческого мира. Человек видится
единственным существом, способным воспринимать духовное и оказывать воздействие
на его сущность и форму проявления [4, с.58].
Главным признаком религии является
вера в сверхъестественные силы и существа, а также поклонение им. Если вера
есть признак религии, то не всякая вера религиозна. Вера - это признание
какой-либо информации достоверной без всякой ее перепроверки и сомнения в ее
истинности. Вера может быть религиозной и светской. Человек верит, светски
принимая информацию по своей воле, иногда сомневаясь или критикуя ее.
Религиозная же вера не разрешает сомневаться и критиковать. Святыни веры
религиозной являются оберегаемыми. Неверие или сомнение в данном случае
рассматривается как тяжкий грех. В.С Соловьев писал: "Вера означает
признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу
внешних фактических и формально-логических доказательств".
Религиозную веру следует отличать
от суеверий-предрассудков и заблуждений, зародившихся еще в язычестве, но
возникающих и развивающихся и в современности.
Религиозная вера отличается от
светской еще и тем, что непременно связана с культом и поклонением, почитанием
божеств при помощи конкретно устанавливаемых действ-ритуалов.
Религия как культурный феномен
обладает рядом признаков, отличающих ее от псевдорелигий:
-
верования
или вероучения - устные или письменные сказания, предания, мифы и легенды о
божественных силах и существах. Различают верования многобожеские и
единобожеские. Идея Бога составляет ядро верования. Верования систематизируются
и осмысливаются в богословских трудах и по каналам проповеди, общения, обучения
и воспитания проникают в обыденное сознание приверженцев религии;
-
своеобразное
поведение и взаимоотношений между верующими. Важно отметить, что поведение
верующих во многом обусловлено и светской жизнью. Степень влияния мирского
поведения зависит не только от специфики веры, но и от степени и глубины самой
веры. Поведение верующего конфессионально, т.е. отражает те или иные
особенности веры. Иногда религиозные требования доходят до полной изоляции от
иноверцев и атеистов;
-
наличие
культа. Культ - это разнообразные, освященные канонами специфические формы
поклонения Богу и другим религиозным святыням: церемонии, молебны, обряды,
ритуалы и т.д. Культовые ритуалы выполняют для верующих функцию субъективной
связи с Богом. Культ символичен и сакрален. Культ требует точного исполнения.
Культ-это система религиозной практики, основанная на почитании, поклонении и
возвеличивании какой-либо идеи, концепции, личности, вещи и т.д. Культ может
носить и светский характер (культ денег, культ, питания, культ личности, культ
разума и т.д.);
-
функционирование
религиозных организаций. Религия - институтализированное образование,
представленное церковью. Церковь - культовое объединение единоверцев,
управляемое особыми установлениями и разделенное на духовенство и мирян.
Церкви, как правило, являются официально признаваемыми, а иногда
государственными учреждениями. Исторически церковь выросла из института
жречества. Церковь построена по иерархическому признаку соподчинения, при
котором низшие чины должны подчиняться высшим. Главенство принадлежит
наивысшему иерарху (папа, патриарх, далай-лама (в ламаизме-течении буддизма)).
Исключением является мусульманское духовенство, в котором нет организационных
структур. Большое значение в любой церкви играет монашество. Монахи - наиболее
ревностные приверженцы религии, отрекшиеся от светского мира и придерживающиеся
особо строгих аскетических правил. Они служат эталоном для мирян и обычно
объединяются в общины - монастыри, являющиеся центрами церковной жизни. Церковь
- это сложный отрегулированный механизм, система, обладающая определенной
материальной базой и четким уставом. Но это не является обязательной нормой для
всех религий;
-
религия
наделена особым предназначением в культуре. По выражению А. Тойнби, религия
выступала "куколкой" зарождающихся цивилизаций, во многом определяя
тип нарождающейся культуры. Религия несет в себе особое духовно-эмоциональное
состояние, дополняющее научную, познавательную деятельность человека. Религия
отзывается на вечную потребность человека в бессмертии, возмещая неустроенность
земного бытия для человека. Религия регулирует отношения между людьми,
объединяя их в устойчивые общности. Наконец, религия канонизирует многие
ценности культуры [5, с.67].
Исследователями установлено, что
определенные черты присущи всем религиям:
-
отношение
к сакральному, священному, святому или святости. В монотеистических религиях
она отождествляется с Богом, в политеистических религиях с пантеоном богов, в
других религиях - с миром духов или с моральными ценностями, с техническими
ценностями и т.д.;
-
теизм-специфика
мировоззрения, при котором образуется особое понимание мира как личности,
создавшей и преобразующей мир, но в то же время существующее над этим миром,
как непроявляющаяся или частично проявляющаяся для человека сущность;
-
фидеизм
(от лат. fides - вера) - комплекс
проявления сверхъестественного в естественном;
-
стремление
к иерархии во всем, что связано с религиозностью человека: от социальных
отношений до предметов культа и культуры. Например, каждая религия прошла
особую стадию, связанную с появлением культового языка: ведийский и санскрит -
у индусов, вэньян - у китайцев, японцев и корейцев, авестийский - у зороастрийцев,
арабский - у мусульман, латынь и старославянский - у христиан и т.д. [6, с.42]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|