Дипломная работа: Богословско-историческое обоснование догмата иконопочитания
Она видит в иконе одно из средств, которые могут
и должны помочь в осуществлении поставленного перед нами задания — уподобления
нашему божественному Первообразу, осуществление в жизни того, что было нам открыто
и передано Богочеловеком. Чтобы нам исполнять заповедь не сотвори себе кумира
(Исх 20, 4) и при иконопочитании поклоняться Единому Истинному Богу,
необходимо, чтобы тот, кого мы видим на иконе, действительно явил в себе образ
и подобие Божие во всей возможной для него полноте, выявил в себе самом замысел
Бога о нем.
Святость его должна стать явлена Церкви и принята
ею актом прославления. Ибо поистине икона не изображает, а являет, и являет
ровно в ту меру, в какую она сама есть присутствие святости.
Молясь перед иконами святых, мы призываем Бога, в
них явленного, и к ним обращаемся, их созерцаем, у них поучаемся, от них
получаем благодать Божию. Воспринята благодать каждым из святых по-своему, в
соответствии с его личностью, со свободно принятым Промыслом Божиим о себе, то
есть со своим Крестом. А как проявилась в святом человеке благодать Божия, —
это должно быть засвидетельствовано в иконе, это нужно учиться видеть в иконе,
чтобы этим знанием и видением духовно питаться от икон. И если есть в иконе
хотя бы малый отблеск неизреченной Божией славы, как бы сквозь тусклое стекло
(1 Кор 13, 12), то мы видим, как через иконы живет и проявляется в Церкви
единая благодать Духа Святаго.
VII Вселенским Собором нам заповедано почитать
икону наряду с Крестом и Евангелием. А это значит — осознавать и чувствовать,
что икона столь же спасительна для нас, как Крест и Евангелие, равночестна им.
За истину соединения в иконе тварного и нетварного, за истину нашего
взаимодействия через икону с Самим Богом защитники иконопочитания шли на смерть
от иконоборцев, отрицавших именно эту роль иконы. Вопрос ведь стоит не только о
праве изображения Христа, Божией Матери и святых как таковом, не о праве
иллюстрирования Священной Истории.
Истинным почитателям и творцам икон очевидно:
иконописание не заключается в портретировании, в иллюстрировании.
Иконопочитание не сводится к лобызанию икон, каждению им, возжиганию свечей,
затепливанию лампад перед ними. Почитать образ Божий в духе и истине (Ин 4, 24)
означает для всех христиан — стремиться воссоздавать Его в самих себе и в мире,
возвращая мир Богу, обоживая его. Главной же святыней в мире Божием является
человек.
В этом смысле всем христианам надлежит быть
творцами — иконописцами и реставраторами образа Божия. И становится понятной
связь заповеди о любви к Богу и к ближнему с почитанием образа Божия, явленного
в человеке, то есть с любовью к Нему. Истинными иконописцами, творцами Церковь
и называет поэтому не художников, а Святых Отцов, исполнивших эти заповеди,
явивших нам образ Божий в самих себе.
Ответственность церковных художников при
иконописании состоит в том, чтобы быть верными Преданию, то есть воссоздавать в
самих себе образ Божий, шествуя святоотеческим путем, и, как следствие, дать
Церкви и миру возможность созерцать то, что сами увидели. Это значит — точно
явить образ Божий на иконах во всей полноте, данной художнику в Предании,
частью которого является иконописное наследие.
Ответственность народа православного в
правильном, по слову святых отцов, понимании сущность икон и поклонении им и
через них Господу, Пресвятой Богородице и святым. И мы все, по словам апостола
Павла, «взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ» (2 Кор 3,18).
Инок Григорий (Круг) «почитание икон в Церкви -
как зажженный светильник, свет которого никогда не угаснет. Он зажжен не
человеческой рукой, и с тех пор свет его не истощался никогда. Он горел и горит
и не перестанет гореть, но пламя его не неподвижно, оно горит то ровным, светом,
то почти невидимо, то разгорается и превращается в нестерпимый свет [71].
И даже когда все, что враждебно иконе, ищет
угасить этот свет, одев его покровом тьмы, не иссякает и не может иссякнуть. И
когда от потери благочестия иссякают силы в создании икон и они как бы теряют
славу своего горнего достоинства, и тут не иссякает свет и продолжает жить и
готов опять явиться во всей силе и наполнить торжеством Фаворского
Преображения.
Думается, что и мы сейчас находимся в преддверии
этого света, и хотя еще ночь, но приближается утро. Послы князя Владимира
описывали богослужение в Царьграде, в знаменитом храме Св. Софии: «и не свемы, на
небе есьмы были, ли на земле», т.е. «[стоя в храме], мы не знали, где находимся:
на небе или на земле».
Наверное не малое значение в этом благоговейном
удивлении имели иконы Святой Софии. Так же и в наше время потребления и обмирщения
иконы как окно в другой, Горний мир, могут открыть людям новую реальность. Реальность
Веры.
Библиография
1.
Библия:
Священное Писание Ветхого и Нового Завета. – М.: Издание Московской Патриархии.
– 1990. - 925 с.
2.
Андрей
Критский, св. О иконопочитании святых икон // ЖМП. – 1980. - №8. – 45с.
3.
Василий
Великий, свт. Творения. – М., 1891. – 780 с.
4.
Григорий
Великий, папа Римский, свт. Творения. – М., 1999. 357 с.
5.
Иоанн Дамаскин, св. Три защитительных слова против порицающих
святые иконы или изображения. - СПб.,1893. – 192 с.
6.
Иоанн
Кронштадский, св. Моя жизнь во Христе. - СПб.,1996. – .
7.
Послание
патриархов Восточно-кафолической Церкви о православной вере / Догматические
послания православных иерархов XVII-XIX веков, о православной вере. - Москва,
1900. –295 с..
8.
Поснов
М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.). – Брюссель:
Жизнь с Богом, 1964. – 520 с..
9.
Правила
Святых Вселенских Соборов с толкованиями. - Москва, 1912. – 750 с.
10. Симеон Солунский, свт.
Творения. – СПб., 1856. – 519 с.
11. Федор Студит, преп.
Творения. – СПб., 1907. – Т. I.280 с..
1.
Болотов
В.В. Лекции по истории древней Церкви. – М., 1994. – Т.IV. – 620 с.
2.
Булгаков
С., прот. Икона и иконопочитание. - Париж, 1931. –166 с .
3.
Григорий
(Круг), инок. Мысли о иконах. – М.: Православное братство во имя Воздвижения
Честнаго и Животворящего Креста Господня,1997. –160 с .
4.
Зинон
(Теодор), архим. Беседа иконописца. - СПб., 2003. -114 с .
5.
Иларион
(Алфеев), еп. По образу и подобию // Церковь и время. – 2005. - № 4 (33). – 32
с.
6.
Иларион
(Алфеев), иером. Таинство веры. Введение в православное догматическое
богословие. - Москва-Клин, 1996. – 254 с.
7.
Карташев
Ф.В. Вселенские соборы.– М.: Республика. – М.,1994.– 524с.
8.
Кураев
А., диак. Православие, язычество, иконопочитание (Почитание Икон в Православной
Традиции). – [Электронный документ] http://svitk.ru/004_book_book/15b/3408_kuraev-pravoslavie_yazihestvo_ikonopohitanie.php.
9.
Кураев
А., диакон. Человек перед иконой [Дипломная работа]. - Сергиев Посад:
Машинопись, 1992. – 85 с.
10. Лазарев В. История
византийской живописи. - М., 1997. – Т.II. – 329 с.
11. Лихачева В.Д.
Византийская миниатюра. – М., 1977. –250 с .
12. Лосский В. Богословие
образа / Богословские труды. – М., 1975. - №14. 240 с.
13. Макаров Д.И. Антропология
и космология св. Григория Паламы. - СПб., 2003. –276 с .
14. Мелиоранский В. Георгий
Кипрский и Иоанн Иерусалимский два мало-известных защитника Православия в VIII
веке. – СПб., 1901. – 465 с .
15. Николов П.Н. Богословие
иконы. - Сергиев-Посад, 2000. – 120 с.
16. Острогорский Г.
Гносеологические основы спора об иконах. - Прага, 1928. – 415 с.
17. Платон. Сочинения. М.:
Мысль, 1994. – Т.III. – 605 с.
18.
Салтыков А., прот. Библейские основы иконопочитания / Ежегодная
богословская конференция – М., 1996. –250 с .
19. Сильвестр (Малеванский),
еп. Опыт православного догматического богословия. - Киев, 1889. – Т.II. – 250 с.
20. Трубецкой Е. Три очерка о
русской иконе. - М., 2003. – 360 с.
21. Успенский Л. Богословие
иконы Православной Церкви. - Париж, 1989. – 474 с.
22. Флоренский П., св-к.
Собрание сочинений. – Париж, 1985. – 221 с.
23. Флоровский Г., протпр.
Византийские отцы V-VIII в. - Париж, 1933. –561 с.
24. Флоровский Г., протпр.
Восточные отцы V — VIII веков. – М.: Паломник, 1992. –237 с .
25. Флоровский Г., протпр. Ориген, Евсевий и
иконоборческий спор / Догмат и история: Сборник. – М., 1998. –243 с .
26. Шенборн К., кардинал.
Икона Христа. - Милан-Москва, 1999. – 230 с.
27. Шмеман А., протпр. Исторический
путь Православия. - М.,1993. -194 с .
28. Юлиания (Соколова),
монахиня. Картина и икона // ЖМП. – 1981. - №7. – 45 с.
29. Языкова И.К. Богословие
иконы. – М., 1995. –212 с .
30. М а р т ы н о в А.В.Учение св. Григория, еп.
Нисского, о природе человека. - М., 1886. – Т.VIII.-247 с.
31. Шиваров Н., протопр.
Иконопочитанието в България и отражението му върху книжовното и културното дело
през «Златния век» (IX-Xвв) //Духовна култура, София, 1988, № 9.69 с.
[1] Правила Святых Вселенских
Соборов с толкованиями. - Москва, 1912. – С.234.
[2] Шмеман А., прот. Исторический
путь Православия. - М.,1993. – С.248-249.
[3] Успенский Л. Богословие иконы
Православной Церкви. - Париж, 1989. – С.6.
[4] См.: Зинон (Теодор), архим.
Беседа иконописца. - СПб., 2003. - С.19.
[5] См.: Трубецкой Е. Три очерка
о русской иконе. - М., 2003. – С.221.
[6] См.: Флоренский П., св-к.
Собрание сочинений. – Париж, 1985. – С.221.
[7] Григорий Великий, папа Римский,
свт. Творения М., 1999. С.87.
[8]
Иоанн Дамаскин, св. Три защитительных слова против порицающих святые
иконы или изображения. - СПб.,1893. – С.44.
[9] Цит.по: Успенский Л. Указ.соч.
– С.12.
[10] См.: Успенский Л. Указ.соч. –
С.7.
[11] Поснов М.Э. История
Христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с
Богом, 1964. –С.184.
[12] Булгаков С., прот. Икона и
иконопочитание. - Париж, 1931. – С.7.
[13] См.: Иоанн Дамаскин, св.
Указ.соч. – С.57.
[14] Там же. – С.60, 89.
[15] См., напр.: Платон. Сочинения.
М.: Мысль, 1994. – Т.III. –
С.36.
[16] См.: Сильвестр (Малеванский), еп.
Опыт православного догматического богословия. - Киев, 1889. – Т.II. – С.204.
[17] Шиваров Н., протопр. Иконопочитанието в България и
отражението му върху книжовното и културното дело през «Златния век» (IX-Xвв)
//Духовна култура, София, 1988, № 9, с.17.
[18] Федор Студит, преп. Творения
преп.Федора Студита. – СПб., 1907. – С.128-129.
[19]
См.: Салтыков А., прот. Библейские основы иконопочитания / Ежегодная
богословская конференция (Москва, 1996) – М., 1996. – С.58.
[20] Иларион (Алфеев), иером.
Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. - Москва-Клин,
1996. – С.27.
[21] Там же. – С.28.
[22] Иларион (Алфеев), еп. По
образу и подобию // Церковь и время. – 2005. - № 4 (33). С.17.
[23] Иоанн Дамаскин, св. Указ.соч.
– С.74.
[24] Там же. – С.11-12.
[25] Лосский В. Богословие образа
/ Богословские труды. – М., 1975. - №14. – С.105.
[26] См.: Успенский Л. Указ.соч. –
С.9.
[27] Иоанн Дамаскин, св. Указ.соч.
– С.93.
[28] См.: Николов П.Н. Богословие
иконы. - Сергиев-Посад, 2000. – С.24.
[29] Андрей Критский, св. О
иконопочитании святых икон // ЖМП. – 1980. -№8. – С.37.
[30] Языкова И.К. Богословие иконы. – М., 1995. – С.52.
[31] Федор Студит, преп. Творения. - Спб, 1907. – Т.I. – С.132.
[32] Кураев А., диакон. Человек перед
иконой [Дипломная работа]. - Сергиев Посад: Машинопись, 1992. – С.243.
[33] Флоровский Г., протпр. Ориген, Евсевий и иконоборческий спор
/ Догмат и история: Сборник. – М., 1998. – С.372.
[34] Правила Святых Вселенских
Соборов с толкованиями. - Москва, 1912. – С.234.
[35] Шенборн К., кардинал. Икона Христа. - Милан-Москва, 1999. – С.174.
[36] Кураев А., диак. Православие,
язычество, иконопочитание (Почитание Икон в Православной Традиции). –
[Электронный документ] http://svitk.ru/004_book_book/15b/3408_kuraev-pravoslavie_yazihestvo_ikonopohitanie.php.
[37] Лазарев В. История византийской живописи. - М., 1997. – Т.II. - С.24.
[38] См.: Флоровский Г., протпр.
Восточные отцы V — VIII веков. – М.: Паломник, 1992. – С.247-248.
[39] Карташев Ф.В. Вселенские
соборы. – М.: Республика. – М., 1994. – С.461.
[40] Шмеман А., протпр.
Исторический путь Православия. - М., 1993. - С.261.
[41] Болотов В.В.
Лекции по истории древней Церкви. – М., 1994. – Т.IV. –С.156.
[42] Лихачева В.Д. Византийская
миниатюра. – М., 1977. – С.11.
[43] Мелиоранский В. Георгий
Кипрский и Иоанн Иерусалимский два малоизвестных защитника Православия в VIII
веке. – СПб., 1901. – С.130.
[44] Там же.
[45] Симеон Солунский, свт.
Творения. – СПб., 1856. – С.183, 243.
[46] Карташёв А.В. Указ.соч. – М.,
1994. – С.457.
[47] Флоровский Г., протпр.
Византийские отцы V-VIII в. - Париж, 1933. – С.248.
[48] Острогорский Г.
Гносеологические основы спора об иконах. - Прага, 1928. – С.48.
[49] Послание патриархов
Восточно-кафолической Церкви о православной вере / Догматические послания
православных иерархов XVII-XIX веков, о православной вере. - Москва, 1900. –
С.189.
[50]
Федор Студит, св. Указ.соч. – С.128.
[51] Там же.
[52] Там же. – С.16.
[53] Там же. – С.238.
[54] Макаров Д.И. Антропология и
космология св. Григория Паламы. - СПб., 2003. – С.471.
[55]. Правила Святых Вселенских Соборов с толкованиями. - Москва,
1912. – С.616.
[56] Федор Студит, св. Указ.соч. –
С.179.
[57]Правила
Святых Вселенских Соборов с толкованиями. - Москва, 1912. – С.235.
[58] Юлиания (Соколова), монахиня.
Картина и икона // ЖМП. – 1981. - №7. – С.78.
[59]Правила Святых
Вселенских Соборов с толкованиями. - Москва, 1912. – С.226.
[60] Успенский Л. Указ.соч. –
С.115, прим.3.
[61] Цит.по: М а р т ы
н о в А.В.Учение св. Григория, еп. Нисского, о природе человека. - М., 1886. –
Т.VIII.-С.82
[62] Трубецкой Е. Три очерка о
русской иконе. – М., 2003. – С.25.
[63] Василий Великий, свт.
Творения. – М., 1891. – С.189.
[64]Правила
Святых Вселенских Соборов с толкованиями. - Москва, 1912. – С.17.
[65] Феодор Студит, св. Указ.соч.
– С.133.
[66] См.: Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. –
М., 1994. – Т.IV. – С.563.
[67]Правила
Святых Вселенских Соборов с толкованиями. - Москва, 1912. – С.235.
[68] Иоанн Дамаскин, св. Указ.соч.
- С.92.
[69] Там же. – С.16.
[70] Иоанн Кронштадский, св. Моя
жизнь во Христе. - СПб.,1996. – С.327.
[71] Григорий (Круг), инок. Мысли о иконах. – М.: Православное
братство во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня,1997. –
С.1.
|