рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Влияние личности подростка на его статус в группе сверстников


График положения объектов в группе А.


Результаты отношений испытуемых друг к другу при ответе по данному критерию могут быть изображены на социограмме, т.е. в виде схемы, которая более наглядно чем матрица выбора показывает суть структуры общения данной группы.

В западной психологии разработана специальная терминология для обозначения статуса человека:

№ n/n Название группы  Число выборов
1.  “Звезды” St = > m + 2”
2. “Предпочитаемые” St > m + 1”
3. “Принятые” St >m + - 1”
4. “Непринятые” St <m – 1”
5. “Пренебрегаемые” St <- m – 2”

Рис. 2. Классификация положения человека в системе личных взаимоотношений.

Примечание. Здесь m- среднее число выборов, а ” –квадратическое отклонение, которое вычисляется по статистической формуле.

При классификации положения объекта в системе личных взаимоотношений мы пользовались формулой:


St = Ek / N – 1

Результаты показателя (St) приведены в социоматрицах групп.Читается она так: статус ученика (St) равен сумме полученных им выборов (Еk), деленной на количество членов группы(N), без 1.Число же (m) (среднее число выборов), выше или ниже которого располагаются числовые характеристики, вычисляется по формуле:

m = R / N *0.1

где R- общее число сделанных выборов, а N- число членов группы.

А) m = 96 / 16 * 0.1=0.6

В) m =150 / 25 * 0.1 =0.6

Производим классификацию группы.

Таблица №2.

Группа А.

Звезды Предпочитаемые Принятые Непринятые Пренебрегаемые
2 3 4 9 1
7 13 5 11 8
6 12 16
10 15
14
12.5% 12.5% 31.25% 25% 18.75%

Таблица №2.

Анализ статусной структуры, полученной по результатам исследования, показывает, что выборы между людьми в группах распределяется неравномерно, следовательно, мы можем констатировать факт дифференциации изучаемых групп на группы людей занимающих разное место в системе личных взаимодействий.


Заключение

Анализ зарубежной и отечественной литературы позволил нам разработать классификацию уровней уровней социометрического статуса подростков ("любимцы", "предпочитаемые", "терпимые", "неоднозначные", "незаметные", "нелюбимые", "гонимые").

Представленные в исследовании группы подростков с разными уровнями социометрического статуса различаются по таким параметрам оценки личностных особенностей и свойств, как физическая, косвенная, вербальная агрессия, раздражение, нагативизм, обида, подозрительность, аутоагрессия, интернальность, эмпатия, цели и ценности в жизни, коммуникативные и организаторские способности.

Проведенное исследование позволило нам выделить ведущие личностные факторы, которые могут быть подвергнуты коррекции для более успешного включения подростков в учебную группу. Это - коммуникативные способности, которые необходимы для реализации ведущей деятельности подросткового возраста - общения. Способность к эмпатического взаимодействию также является важным условием включения подростка в учебную группу.

В результате эмпирического исследования было установлено, что наиболее высоким социометрическим статусом в учебной группе обладают экстерна-лы (статистически достоверные данные получены в отношении девочек). При этом в литературе находит отражение тот факт, что наиболее успешными в жизни являются интерналы. Противоречие между социометрическим статусом и статусом социальным может быть разрешено лишь при трактовке процесса социализации как "социализации-индивидуализации". Таким образом, качество коррекционной работы с целью позитивных изменений в структуре социометрического статуса подростка определяется, с одной стороны, равномерным развитием зкстернальных и интернальных характеристик, и, с другой стороны, необходимостью сочетания индивидуальных и групповых методов.

Подтвердилась гипотеза о том, что личностные особенности подростков взаимосвязаны с уровнем социометрического статуса в учебной группе.

Комплексное описание особенностей личностного развития подростков, находящихся на разных уровнях социметрического статуса, дает возможность с большей эффективностью использовать индивидуальный подход как в психокоррекционной работе, так и в педагогической деятельности. Переход с одного уровня социометрического статуса на другой может быть осуществлен через целенаправленную организацию социально-психологического воздействия на определенные характеристики личности подростков.

Проведение психокоррекционной работы на основе социально-психологического тренинга, моделирующего процесс социализации, оказывает влияние на изменение таких личностных особенностей и состояний как агрессивность, интернальность, эмпатия, коммуникативные способности, что послужило получению изменений и в социометрическом статусе подростков в учебной группе.

По исследованиям связи самооценки школьника с его статусным положением в системе межличностных отношений можно сделать следующие выводы:

1. Общая самооценка испытуемых подростков находилась в пределах нормы (средний уровень), но также были дети с высоким и низким уровнем самооценки.

2. Уровень самооценки подростков тесно конкурировал с их социальным статусом в группе сверстников. Средние значения показателя статуса у подростков с завышенной или адекватной самооценкой были достоверно выше, чем у подростков с низкой самооценкой.

3. В количественном отношении корреляция между начальной самооценкой и оценкой, выставленной коллективом, была равна 0,91.

4. Подростки способны быстро (в нашем опыте – в течение двух дней, в первый из которых были проведены первичная оценка и социометрия, во второй – оглашение результатов и повторное тестирование самооценки) перестраивать свою самооценку под влиянием мнения коллектива. Особенно это касается случаев с заниженной самооценкой.

5. Сам факт и степень изменения самооценки зависят от личности испытуемого. Чаще всего подобные изменения не являются очень значительными по величине.

Взаимозависимость отношений с окружающими (в частности, собственной контактности) и самооценки может реализовываться следующим образом. Подростки с адекватной самооценкой более уверены в себе и в том что без особых усилий займут благоприятную нишу в системе взаимоотношений со сверстниками. При чрезмерно завышенной или заниженной самооценке подросток менее контактен (в первом случае у него может быть ослаблена потребность в постоянном общении за счет высокого самомнения и, во многих случаях, низкого оценивания им окружающих; во втором – снижены способности к установлению контактов). Это отражается на отношении к ним окружающих. Если подросток имеет самооценку большую либо равную реалистичной, то величина его контактной активности обратно соотносится с самооценкой. Вероятно, влияние самооценки на социальный статус опосредовано худшей адаптацией подростков с низкой самооценкой к ситуациям общения со сверстниками.

Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Чтобы понять психологические механизмы взаимодействия между формированием личности и ее положением в группе, надо не только иметь объективные данные об этом положении, но и представлять внутреннюю позицию человека, т.е. знать как сам человек переживает свое положение, как он к этому относится. Таким образом, такое важнейшее свойство личности как самооценка, формируясь в подростковом возрасте, развивается в соответствии с внутренними свойствами личности и его сферой социализации, опосредуя отношение людей к индивидууму и одновременно являясь следствием их отношения к данной личности.


Список литературы

1.  Агафонов А. Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем.//Автореф. дис. канд. психологич. наук. Казань – 2000.

2.  Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. - М.: Знание, 1994.

3.  Анастази А. Психологическое тестирование. Т.1. – М.: Педагогика, 2002.

4.  Боцманова М.Л., Захарова А.В., Чан Чи То Оань. Самооценка как фактор нравственной саморегуляции в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии. - 1998. - №2. - стр.27-30

5.  Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер Ком, 1999г.

6.  Будасси С.А. Защитные механизмы личности. М., 1998.

7.  Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Просвещение, 2004.

8.  Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование: учебное пособие. – Л. : Изд-во ЛГУ, 2002.

9.  Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.: Свет, 1997.

10.  Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1999.

11.  Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб, Питер, 2000. – 554 с.

12.  Захарова А.В. Психология формировани самооценки. - Минск, 1993.

13.  Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 2001.

14.  Квин В. Прикладная психология. СПб., 2000.

15.  Кле М. Психология подростка. - М., 1999.

16.  Кобазева Ю. А. Влияние качеств личности на статус подростка в группе. М., 1999

17.  Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. - Л.: Издательство Ленинградского Университета, 2007.

18.  Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. - Минск: Университетское, 1997.

19.  Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1997. – 168с.

20.  Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М., Просвещение, 1999.

21.  Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. - Л.,2002.

22.  Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.

23.  Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 1997.

24.  Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Знание, 1992. –

25.  Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Серия "Психологическая энциклопедия". Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002, 656 с.

26.  Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М., Мир, 1994.

27.  Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., отв. ред. С.Б. Крымский. – Киев : Наук. думка, 2006.

28.  Тарабакина Л.В. Практикум по психологии человека.1996 стр.67

29.  Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 2002. – 114с.

30.  Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 1998. -508с.

31.  http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/if.htm

32.  Ярцев Д.В. Особенности формирования самооценки подростков с высоким уровнем умственных способностей// Прикладная психология №4, 1999.

[1] Боцманова М.Л., Захарова А.В., Чан Чи То Оань. Самооценка как фактор нравственной саморегуляции в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии. - 1988. - №2. - стр.27-30


Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.