Курсовая работа: Особенности организации и методики обучения чтению младших школьников
Все вышесказанное подводит нас к следующим выводам:
1.
Чтение – это процесс, которые требует осознанного контроля над
зрительным, речедвигательным и речеслуховым анализаторами;
2.
Процесс чтения базируется на овладении определенных степеней;
3.
Психологическая структура ошибок чтения зависит от степени
знакомства учащихся с читаемым текстом.
Глава II.
Организация и методика исследования нарушений чтения у младших школьников.
2.1 Цели
и задачи исследования
Чтение – это сложный комплексный вид деятельности, состоящий из
ряда операций. Достаточно полно навык чтения может характеризовать совокупность
нескольких его параметров: способ, беглость, правильность, автоматизированность
(так называемая «беглость») и понимание прочитанного. [16]
Цель нашего исследования – изучение нарушений чтения у учащихся
третьего класса общеобразовательной школы.
Актуальность и значимость вопроса формирования
навыков чтения, проанализированное в двух главах, позволили определить
направление собственного исследования и выделить следующие задачи:
1.
Выявление уровня понимания прочитанного;
2.
Оценка скорости прочитанного;
3.
Определение качества чтения и характер ошибок.
2.2 Методика исследования процесса чтения
Для оценки навыка чтения считаем целесообразным использовать
методику, предложенную А.Н. Корневым (методика представлена в приложении 1).
Предлагаемая им стандартизованная методика исследования навыка чтения (СМИНЧ)
дает достоверные результаты, легка в обработке и помогает получить данные о
таких параметрах навыка чтения как, скорость, правильность и понимание
прочитанного.
В нашем исследовании рассматривались три аспекта чтения: понимание
прочитанного, скорость чтения и качество чтения.
Для определения понимания прочитанного дети отвечают на вопросы по
тексту (список вопросов в приложении 1), а затем оцениваются по пяти бальной
шкале:
·
5 баллов – ответ на 9-10 из 10 предложенных вопросов;
·
4 балла – ответ на 8 из 10 предложенных вопросов;
·
3 балла – ответ на 7 из 10 предложенных вопроса;
·
2 балла – ответ на 6 из 10 предложенных вопроса;
·
1 балл – ответ на 5 из 10 предложенных вопроса;
·
0 баллов – ответ на 4 и менее из 10 предложенных вопроса.
Для оценки скорости прочитанного фиксируется количество слов,
прочитанных в минуту, а затем также оцениваются по пяти бальной шкале:
·
5 баллов – 80 и более слов в минуту;
·
4 балла – 76-79 баллов в минуту;
·
3 балла – 70-75 баллов в минуту;
·
2 балла – 64-69 баллов в минуту;
·
1 балл – 55-63 балла в минуту;
·
0 баллов – 50-54 баллов в минуту.
В третьей таблице оценивается характер ошибок и качество чтения,
эти критерии также оцениваются по пяти бальной шкале:
·
5 баллов – 0-1 ошибка в тексте;
·
4 балла – 2-3 ошибки в тексте;
·
3 балла – 4-5 ошибок в тексте;
·
2 балла – 6-7 ошибок в тексте;
·
1 балл – 8-9 ошибок в тексте;
·
0 баллов – 10 и более ошибок в тексте.
2.3 Организация исследования
Экспериментальная работа проводилась в естественных педагогических
условиях средней общеобразовательной школы № 507 г. Санкт-Петербурга,
Московского района с 15 по 31 марта 2010 года. Директор школы Капедрина Нина
Николаевна.
В эксперименте принимали участие двадцать учеников третьего «В»
класса. Обучаются они по программе 1-4, в школе учатся с 6-7-летнего возраста.
Мы исследовали 20 учеников на основе методики, которую мы для них
выбрали.
Материал: Стандартизованная методика исследования навыка чтения (СМИНЧ) по
Корневу А.Н. Текст для оценки техники чтения «Как я ловил раков» (Приложение
1).
Инструкция:
«Прочитай, пожалуйста текст. Сделай это как можно быстрее и без ошибок. В конце
чтения я задам тебе несколько вопросов».
Во время чтения, мы следили за скоростью чтения по секундомеру и
отмечали сделанные ошибки в протоколах.
Глава III. Состояние чтения учащихся массовой общеобразовательной
школы
3.1 Анализ ошибок чтения
Количественные данные о состоянии качества чтения представлены в
таблице 1
Оценка качества чтения у учащихся 3-го класса массовой
общеобразовательной школы
№ |
Имя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Баллы |
1 |
Снежана
К. |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5,0 |
2 |
Даня В. |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
4,0 |
3 |
Даша Г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5,0 |
4 |
Настя К. |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
1 |
3 |
|
3,0 |
5 |
Настя Ц. |
3 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
2,0 |
6 |
Саша М. |
|
1 |
4 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
2,0 |
7 |
Маша Р. |
4 |
1 |
6 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
0,0 |
8 |
Никита К. |
3 |
1 |
3 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
1,0 |
9 |
Денис С. |
4 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
2,0 |
10 |
Соня П. |
1 |
1 |
2 |
|
1 |
|
|
|
|
2 |
|
2,0 |
11 |
Сергей Б. |
1 |
1 |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
|
2,0 |
12 |
Марина Х. |
4 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
1,0 |
13 |
Лиза К. |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4,0 |
14 |
Полина Ж. |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
3,0 |
15 |
Диана Г. |
4 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
1,0 |
16 |
Дарина Р. |
1 |
3 |
2 |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
2,0 |
17 |
Лида К. |
|
|
|
|
|
1 |
|
1 |
|
|
|
4,0 |
18 |
Коля Т. |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4,0 |
19 |
Миша Л. |
|
|
1 |
|
|
1 |
|
|
|
1 |
|
4,0 |
20 |
Вася К. |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
4,0 |
Уровень
сформированности |
2,8 |
Примечание: 1 – замена звука; 2 – замена слога; 3 – замена слова;
4 – пропуск слога; 5 – пропуск слова; 6 – пропуск согласного; 7 – пропуск
гласного; 8 – добавление звука; 9 – добавление слога; 10 – неправильное
ударение; 11 - перестановка звуков.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|