рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Экология и рациональное природопользование как одна из глобальных проблем человечества

Конечная цель (первый элемент) природоохранной политики государства достаточно ясна - это сохранение природно-ресурсного потенциала и защита природной среды при удовлетворении потребностей экономического развития с учетом перспективных интересов общества и охраны здоровья людей. Однако провозгласить эту цель недостаточно. Необходима специальная структура целеполагания, раскрывающая способ достижения этой цели и включающая определение:

-   состава подлежащих решению задач (что делать?);

-   научно-технического и производственного потенциала, необходимого для их решения (кому и при помощи чего делать?);

-   критериев эффективности, с помощью которых осуществляется выбор путей достижения цели и способа использования имеющегося потенциала (как делать?).

Для того чтобы эта программа не осталась "декларацией благих намерений", необходимо подкрепить ее инструментами реализации (второй элемент). К числу этих элементов относятся:

1.  нормативно-правовые (законы, постановления органов государственной власти и управления, стандарты, договоры);

2.  экономические (бюджетные ассигнования, платежи за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, налоги, льготы по ним, система финансирования природоохранной деятельности через внебюджетные и благотворительные фонды, система премирования);

3.  информационные (прогресс в знаниях, информационное обеспечение), обеспечивающее объективное и современное информирование о готовых к внедрению ресурсосберегающих технологиях, об имеющихся отходах и возможностях их использования, содействие научному обмену и переносу знаний между различными видами деятельности;

4.  социально-психологические (образование, воспитание, возрождение традиций, развитие культуры).

Третьим элементом природоохранной политики является учет особенностей различных системных уровней, на которых реализуется эта политика. Этими уровнями являются: личность, предприятие как основной субъект хозяйственной деятельности, город как территориальная социально-экономическая система, регион (экономический район, область).

3.2 Органы экологического управления в РФ

На государственном (федеральном) уровне управление осуществляется Президентом, Федеральным собранием, Правительством РФ и специально уполномоченными на то органами. Главными из последних являются Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии России), Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Госкомэкологии РФ являлся (до мая 2000 г.) центральным органом федеральной исполнительной власти в области охраны ОПС. Имея соответствующие подразделения во всех республиках, краях, областях и городах страны, Комитет направлял и координировал всю природоохранную деятельность в стране, проводил контрольно-инспекционную работу, осуществлял информационную и воспитательную функции, руководил заповедным фондом, участвовал в международном экономическом сотрудничестве.

Росгидромет России проводит мониторинг и контроль за состоянием ОПС, в первую очередь атмосферного воздуха и поверхностных вод. Росгидромет имеет широкую сеть наблюдательных пунктов, постов и станций.

Важнейшая задача - ликвидация последствий экологических катастроф, независимо от причины, их вызвавшей, возложена на МЧС России.

Вопросы, связанные с производством и использованием атомной энергии, решает Госатомнадзор России, контроль за пользователями недр - Госгортехнадзор; охрана атмосферного воздуха от загрязнения транспортом, санитарно-экологическая служба муниципальной милиции находятся в ведении МВД России.

На региональном уровне управления охраной ОПС ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, территориальными органами указанных выше уполномоченных ведомств.

На всех уровнях разработка обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, возложена на органы Министерства здравоохранения РФ. Они же осуществляют согласование разрешений на все основные виды природопользования. На промышленных объектах гражданского и оборонного назначения для управления охраной ОПС создаются соответствующие отделы.

Указом президента РФ от 17.05.2000 г. и соответствующего Постановления Правительства РФ Госкомэкологии РФ был упразднен, а его функции переданы Министерству природных ресурсов России. Особенностью преобразования ныне структурных природоохранных органов страны является переход на трехзвенную систему управления:

1.  федеральный уровень управления;

2.  управление по семи федеральным округам;

3.  управление по субъектам РФ (краям, областям и т.д.).

в августе 2000 г. завершилось формирование природоохранных органов в составе МПР РФ: создан Департамент окружающей среды и экологической безопасности, часть функций (научно-техническое обеспечение, правовые вопросы, финансовое обеспечение, хозяйственная деятельность) передана в объединенные департаменты Министерства. Создано самостоятельное управление государственной экологической экспертизы, осуществлено формирование объединенных комитетов природных ресурсов во всех субъектах РФ, куда вошли также органы бывшей Лесной службы и бывшего Госкомэкологии РФ. Заканчивается формирование департаментов природных ресурсов, в которых полностью отражена новая природоохранная составляющая деятельности министерства. Ожидается, что указанное министерство будет иметь новое название: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. В проекте Федерального закона "Об охране окружающей природной среды в РФ" определяется единственный уполномоченный федеральный природоохранный орган.

3.3 Мониторинг окружающей природной среды

Согласно закону РФ "о гидрометеорологической службе" (1998 г.), мониторинг ОПС - долгосрочное наблюдение за состоянием ОПС, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, оценка и прогноз состояния природной среды и ее загрязнения.

Виды мониторинга:

1)  локальный мониторинг обычно ведут применительно к отдельным объектам, которые чаще всего подвержены интенсивным антропогенным воздействиям;

2)  региональный мониторинг - слежение за процессами и явлениями в пределах значительного по площади района, который обычно отличается по природным условиям от соседнего;

3)  импактный мониторинг - разновидность локального мониторинга, осуществляется, как правило, в особо опасных зонах и местах;

4)  глобальный мониторинг проводится с целью получения информации о биосфере в целом или об отдельных биосферных процессах, изменении климата, состоянии озонового экрана;

5)  наземный мониторинг проводится для уточнения данных, полученных с космических или авиационных аппаратов, для наблюдений, которые не могут быть осуществлены другими методами;

6)  авиационный мониторинг ориентирован на региональные или локальные явления;

7)  космический мониторинг позволяет составить представление об отдельных изменениях в биосфере, которые при других методах не выявляются.

Единая государственная система экологического мониторинга РФ создана с целью наблюдения за происходящими в ОПС физическими, химическими, биологическими процессами и т.д. Руководит проведением государственного мониторинга МПР РФ, оно же является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области изучения, использования и охраны природных ресурсов.

Мониторинг загрязнения ОПС ведет Росгидромет. Система наблюдений включает следующие подсистемы:

1)  слежения за загрязнением воздуха в городах и промышленных районах;

2)  слежения за загрязнением почв;

3)  слежения за загрязнением пресных и морских вод;

4)  слежения за межгосударственным переносом веществ, загрязняющих атмосферу;

5)  слежения за химическим и радионуклидным составом и кислотностью атмосферных осадков и загрязнением снежного покрова;

6)  слежения за фоновым загрязнением атмосферы;

7)  комплексных наблюдений за загрязнением природной среды и состоянием растительности.

При этом выполняются три вида работ:

1)  режимные наблюдения;

2)  оперативные работы;

3)  специальные работы.

В результате сбора, обработки, учета, хранения и распространения информации о состоянии ОПС и ее загрязнении формируется единый государственный фонд данных, которым пользуются соответствующие органы в процессе принятия решений.


Глава 4. Международное сотрудничество в области экологии 4.1 Основные принципы международного экологического сотрудничества

Международное сотрудничество в области экологии регулируется международным экологическим правом, в основе которого лежат общепризнанные принципы и нормы.

Важнейший вклад в становление этих принципов внесли Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г.), Всемирная хартия природы (ВХП), одобренная Генеральной Ассамблеей (1982 г.) и Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Соответственно в истории развития основных экологических принципов международного сотрудничества выделяют три этапа (периода):

1.  Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде (1972 г.) ознаменовала начало важнейшего этапа в экологической политике государств и международных сообществ. По итогам конференции была принята Декларация, в которой определялись стратегические цели и направления действия мирового сообщества в области охраны окружающей среды. Эта конференция провозгласила 5 июня Всемирным днем окружающей среды. На конференции был образован постоянно действующий орган ООН по окружающей среде (ЮНЕП) со штаб-квартирой в г. Найроби (Кения). Программа ЮНЕП предусматривает организацию и планирование природоохранных действий в пределах трех функциональных направлений:

1)  оценка окружающей среды - глобальная система наблюдений;

2)  управление окружающей средой;

3)  вспомогательные меры (образование в области окружающей среды и подготовка кадров).

2.  Всемирная хартия природы (ВХП) принята Генеральной Ассамблеей ООН 28 октября 1982 г. Как и Стокгольмская декларация, Всемирная хартия природы определила приоритеты направления экологической деятельности международного сообщества на тот период, что в значительной мере предопределило дальнейшее формирование экологической политики государств. В Хартии провозглашались следующие основные принципы:

1)  Человечество осознает, что является составной частью природы, поэтому к природе следует относиться с уважением и не нарушать ее основных принципов;

2)  Генетическая основа жизни на Земле не должна подвергаться опасности, популяция каждой формы жизни, дикой или одомашненной, должна сохраняться, необходимую для этого среду обитания следует сохранять;

3)  Все регионы Земли, как на суше, так и на морях, должны быть подчинены охране в соответствии и этими требованиями, особая защита должна обеспечиваться уникальным районам - типичным представителям всех видов экосистем и среды обитания редких и исчезающих видов;

4)  Природные ресурсы должны не расточаться, а использоваться умеренно, как того требуют принципы, изложенные в настоящей Хартии, биологические ресурсы используются лишь в пределах их природной способности к восстановлению, ресурсы многократного пользования, включая воду, используются повторно или рециркулируются.

Согласно Хартии, деградация природных систем в результате чрезмерного и нерационального использования природных ресурсов, так же как и неспособность установить прочный эколого-экономический порядок между странами и народами, ведут к подрыву основ цивилизации.

3.  Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г.). В Рио-де-Жанейро встретились главы 114 государств, представители 1600 неправительственных организаций. На конференции были одобрены пять основных документов: Декларация РИО об окружающей среде и развитии; Заявление о принципах управления, сохранении и устойчивого развития всех типов лесов; Рамочная конвенция по проблеме изменений климата; Конвенция по биологическому разнообразию. Важнейшими достижениями Конференции ООН было признание следующих фактов: "проблема окружающей среды и экономического развития не могут рассматриваться отдельно" (принцип 4), "государства должны сотрудничать в духе всемирного партнерства с целью сохранить, защитить и восстановить здоровье и целостность экосистемы Земли" (принцип 7), "мир, развитие и защита окружающей среды взаимосвязаны и неразделимы" (принцип 25). В основу разработки экологической стратегии государствам мирового сообщества рекомендовалось положить концепцию устойчивого развития (одновременное решение проблем экономического развития и экологии). Для человеческой популяции среда обитания - вся биосфера, которая представляет единую и целостную систему, поэтому успешное продвижение всего мирового сообщества к устойчивому развитию возможно лишь на основе согласованных усилий всех государств.

В 2002 г. в Йоханнесбурге (ЮАР) состоялся крупнейший всемирный саммит по устойчивому развитию "Рио + 10", на котором были подведены итоги первого десятилетия движения мирового сообщества по пути устойчивого развития.

4.2 Участие России в международном экологическом сотрудничестве

Наша страна играет значительную роль в решении глобальных и региональных экологических проблем. Основные направления международного сотрудничества России в области охраны окружающей среды:

1)  государственные инициативы;

2)  международные организации;

3)  международные конвенции и соглашения;

4)  двустороннее сотрудничество.

Государственные инициативы по международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды имеют давнюю историю. Нашей страной был выдвинут целый ряд предложений по международному сотрудничеству в целях экологической безопасности, например, по природоохранному взаимодействию в азиатско-тихоокеанском регионе (г. Красноярск, сентябрь 1988 г.), по защите морской среды Балтики (г. Мурманск, октябрь 1987 г.), по координации усилий в области экологии под эгидой ООН (43 сессия Генеральной Ассамблеи ООН, декабрь 1988 г.).

РФ продолжает играть активную роль в международном экологическом сотрудничестве. Важные предложения участникам конференции в Рио-де-Жанейро (1992 г.) содержались в послании президента России. Решения Конференции были одобрены в России и нашли отражение в концепции перехода РФ на модель устойчивого развития. Россия уделяет большое внимание и организации международного партнерства по решению проблем такого перехода.

Россия активно сотрудничает в области охраны окружающей среды с ЮНЕП и с другими организациями по вопросам выработки стратегии защиты от загрязнения, создания системы глобального мониторинга, борьбы с опустыниванием и др. Много внимания Россия уделяет работе и в других специализированных организациях ООН, имеющих комплексный природоохранительный характер: ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО, МАГАТЭ. Россия также активно содействует реализации основных программ Всемирной метеорологической организации ООН (ВМО), в частности Всемирной климатической программы.

Продолжается сотрудничество в рамках Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) и по другим соглашениям и договорам об охране Мирового океана. Большая работа ведется по выполнению конвенций: о сохранении живых ресурсов в Балтийском море (1973 г.), о международной торговле видами дикой фауны и флоры (1973 г.), о защите Черного моря, ратифицированной в 1993 г., о сохранении водно-болотных угодий (1971 г.) и другие. В июле 1992 г. Россия стала членом Конвенции о биологическом разнообразии.

Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны ОПС было подписано в Москве в феврале 1992 г. представителями 10 стран бывшего СНГ.

На основе межправительственных соглашений развивается двустороннее сотрудничество со всеми пограничными странами, включая государства СНГ, с США, Великобританией, Францией, Китаем и др. Наиболее плодотворно развивается российско-американское сотрудничество, российско-германские связи, сотрудничество со Скандинавскими странами. В последние годы решению природоохранных проблем способствовала реализация нескольких экологических проектов при финансовой поддержке Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Глобального экологического фонда и др.

Несмотря на достигнутые успехи, для выхода из экологического кризиса необходимо дальнейшее развитие и активизация международного сотрудничества как на двусторонней, так и на многосторонней основе, включая организации системы ООН. Россия непременно должна играть все более возрастающую роль в решении экологических проблем всего мирового сообщества.


Заключение

Экологический манифест (по Н.Ф. Реймерсу)

Природа

Тысячелетиями мы боролись с ней, покоряли ее, преобразовывали, нещадно уничтожали.

Но не природе нужна наша защита. Это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся Природа, чтобы ЖИТЬ.

Она - Природа - была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила.

Человек лишь миг в ее жизни. Она же вечна и бесконечна.

Биосфера серьезно больна

Ее поразило вмешательство человека в ее жизнь.

Бездумная техника сминает природу, кромсает биосферу, давит Человечество, травит Землю.

Этот путь окончен

Век безоглядной эксплуатации природы человеком позади.

Природа требует воспроизводства.

В обращении с планетой нужны глубокие ЗНАНИЯ и мудрая ОСТОРОЖНОСТЬ.

Они - символ экологии.

Объединимся же под знаком мудрости экологического гуманизма!

Наше НЕТ:

ü  любым войнам,

ü  любым битвам с Природой,

ü  безграмотному природопользованию,

ü  всему, что не обещает реальных экономических, социальных и экологических выгод на перспективу столетий для следующих поколений,

ü  любому, что грозит биосфере Земли, угрожает людям, каждому человеку.

Наше ДА:

ü  миру и спокойствию,

ü  любви и уважению к Природе,

ü  сохранению биосферы того типа, в которой возник и развивался Человек,

ü  максимальному сбережению живого,

ü  новым биологизированным путям развития сельского хозяйства,

ü  заводам без дыма, фабрикам без ядовитых стоков, автомобилям без удушливых выхлопов.

ü  тишине,

ü  трезвой демографической стратегии,

ü  экологической культуре.

Грядет новая эпоха

На пороге глобальная революция - мирная революция экологии.

Ее цели - выживание планеты Земли.

Зеленый свет всему, что сберегает ресурсы жизни.


Список использованной литературы

1.  Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 575 с.

2.  Денисов В.В. Экология. - Ростов-на-Дону: Март, 2004. - 671 с.

3.  Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. - М.: Аспен - Пресс, 1999. - 319 с.

4.  Спиридонов И.А. Мировая экономика. - М.: Инфра - М, 1998. - 256 с.

5.  Константинов В.М. Охрана природы. - М.: Академия, 2000. - 238 с.

6.  Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда, человек. - М.: Фар - Пресс, 1999. - 317 с.

7.  Волощенко А.Е., Гуськов Г.В. Природопользование. - М.: Дашков и К, 2003. - 310 с.

8.  Винокурова Д.В. Система контроля загрязнения окружающей среды. - Н. Новгород:, 1991. - с.

9.  . Социальная экология. - Н. Новгород:, 1991. - с.

10.  . ЭХО: Экология. Хозяйство. Окружающая среда. - М.: Прогресс, 1990. - 360 с.


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.