Курсовая работа: Экология и рациональное природопользование как одна из глобальных проблем человечества
Конечная цель (первый элемент) природоохранной политики
государства достаточно ясна - это сохранение природно-ресурсного потенциала и
защита природной среды при удовлетворении потребностей экономического развития
с учетом перспективных интересов общества и охраны здоровья людей. Однако
провозгласить эту цель недостаточно. Необходима специальная структура
целеполагания, раскрывающая способ достижения этой цели и включающая
определение:
- состава
подлежащих решению задач (что делать?);
- научно-технического
и производственного потенциала, необходимого для их решения (кому и при помощи
чего делать?);
- критериев
эффективности, с помощью которых осуществляется выбор путей достижения цели и
способа использования имеющегося потенциала (как делать?).
Для того чтобы эта программа не осталась "декларацией
благих намерений", необходимо подкрепить ее инструментами реализации (второй
элемент). К числу этих элементов относятся:
1.
нормативно-правовые (законы, постановления органов государственной
власти и управления, стандарты, договоры);
2.
экономические (бюджетные ассигнования, платежи за использование
природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, налоги, льготы по ним,
система финансирования природоохранной деятельности через внебюджетные и
благотворительные фонды, система премирования);
3.
информационные (прогресс в знаниях, информационное обеспечение),
обеспечивающее объективное и современное информирование о готовых к внедрению
ресурсосберегающих технологиях, об имеющихся отходах и возможностях их
использования, содействие научному обмену и переносу знаний между различными
видами деятельности;
4.
социально-психологические (образование, воспитание, возрождение традиций,
развитие культуры).
Третьим элементом природоохранной политики является учет
особенностей различных системных уровней, на которых реализуется эта политика.
Этими уровнями являются: личность, предприятие как основной субъект
хозяйственной деятельности, город как территориальная социально-экономическая
система, регион (экономический район, область).
3.2 Органы экологического управления в РФ
На государственном (федеральном) уровне управление
осуществляется Президентом, Федеральным собранием, Правительством РФ и
специально уполномоченными на то органами. Главными из последних являются
Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по охране
окружающей среды (Госкомэкологии России), Федеральная служба России по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и Министерство РФ по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий (МЧС России).
Госкомэкологии РФ являлся (до мая 2000 г.) центральным органом федеральной исполнительной власти в области охраны ОПС. Имея
соответствующие подразделения во всех республиках, краях, областях и городах
страны, Комитет направлял и координировал всю природоохранную деятельность в
стране, проводил контрольно-инспекционную работу, осуществлял информационную и
воспитательную функции, руководил заповедным фондом, участвовал в международном
экономическом сотрудничестве.
Росгидромет России проводит мониторинг и контроль за
состоянием ОПС, в первую очередь атмосферного воздуха и поверхностных вод.
Росгидромет имеет широкую сеть наблюдательных пунктов, постов и станций.
Важнейшая задача - ликвидация последствий экологических
катастроф, независимо от причины, их вызвавшей, возложена на МЧС России.
Вопросы, связанные с производством и использованием атомной
энергии, решает Госатомнадзор России, контроль за пользователями недр -
Госгортехнадзор; охрана атмосферного воздуха от загрязнения транспортом,
санитарно-экологическая служба муниципальной милиции находятся в ведении МВД
России.
На региональном уровне управления охраной ОПС ведется
представительными и исполнительными органами власти, местными органами
самоуправления, территориальными органами указанных выше уполномоченных
ведомств.
На всех уровнях разработка обязательных для исполнения
предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих
санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, возложена на органы
Министерства здравоохранения РФ. Они же осуществляют согласование разрешений на
все основные виды природопользования. На промышленных объектах гражданского и
оборонного назначения для управления охраной ОПС создаются соответствующие
отделы.
Указом президента РФ от 17.05.2000 г. и соответствующего
Постановления Правительства РФ Госкомэкологии РФ был упразднен, а его функции
переданы Министерству природных ресурсов России. Особенностью преобразования
ныне структурных природоохранных органов страны является переход на трехзвенную
систему управления:
1.
федеральный уровень управления;
2.
управление по семи федеральным округам;
3.
управление по субъектам РФ (краям, областям и т.д.).
в августе 2000 г. завершилось формирование природоохранных
органов в составе МПР РФ: создан Департамент окружающей среды и экологической
безопасности, часть функций (научно-техническое обеспечение, правовые вопросы,
финансовое обеспечение, хозяйственная деятельность) передана в объединенные
департаменты Министерства. Создано самостоятельное управление государственной
экологической экспертизы, осуществлено формирование объединенных комитетов
природных ресурсов во всех субъектах РФ, куда вошли также органы бывшей Лесной
службы и бывшего Госкомэкологии РФ. Заканчивается формирование департаментов
природных ресурсов, в которых полностью отражена новая природоохранная
составляющая деятельности министерства. Ожидается, что указанное министерство
будет иметь новое название: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей
среды. В проекте Федерального закона "Об охране окружающей природной среды
в РФ" определяется единственный уполномоченный федеральный природоохранный
орган.
3.3 Мониторинг окружающей природной среды
Согласно закону РФ "о гидрометеорологической службе"
(1998 г.), мониторинг ОПС - долгосрочное наблюдение за состоянием ОПС, ее
загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, оценка и прогноз
состояния природной среды и ее загрязнения.
Виды мониторинга:
1)
локальный мониторинг обычно ведут применительно к отдельным объектам,
которые чаще всего подвержены интенсивным антропогенным воздействиям;
2)
региональный мониторинг - слежение за процессами и явлениями в пределах
значительного по площади района, который обычно отличается по природным
условиям от соседнего;
3)
импактный мониторинг - разновидность локального мониторинга,
осуществляется, как правило, в особо опасных зонах и местах;
4)
глобальный мониторинг проводится с целью получения информации о биосфере
в целом или об отдельных биосферных процессах, изменении климата, состоянии
озонового экрана;
5)
наземный мониторинг проводится для уточнения данных, полученных с
космических или авиационных аппаратов, для наблюдений, которые не могут быть
осуществлены другими методами;
6)
авиационный мониторинг ориентирован на региональные или локальные
явления;
7)
космический мониторинг позволяет составить представление об отдельных
изменениях в биосфере, которые при других методах не выявляются.
Единая государственная система экологического мониторинга РФ
создана с целью наблюдения за происходящими в ОПС физическими, химическими,
биологическими процессами и т.д. Руководит проведением государственного
мониторинга МПР РФ, оно же является федеральным органом исполнительной власти,
проводящим государственную политику в области изучения, использования и охраны
природных ресурсов.
Мониторинг загрязнения ОПС ведет Росгидромет. Система
наблюдений включает следующие подсистемы:
1)
слежения за загрязнением воздуха в городах и промышленных районах;
2)
слежения за загрязнением почв;
3)
слежения за загрязнением пресных и морских вод;
4)
слежения за межгосударственным переносом веществ, загрязняющих
атмосферу;
5)
слежения за химическим и радионуклидным составом и кислотностью
атмосферных осадков и загрязнением снежного покрова;
6)
слежения за фоновым загрязнением атмосферы;
7)
комплексных наблюдений за загрязнением природной среды и состоянием
растительности.
При этом выполняются три вида работ:
1)
режимные наблюдения;
2)
оперативные работы;
3)
специальные работы.
В результате сбора, обработки, учета, хранения и
распространения информации о состоянии ОПС и ее загрязнении формируется единый
государственный фонд данных, которым пользуются соответствующие органы в
процессе принятия решений.
Глава 4. Международное сотрудничество в области
экологии
4.1 Основные принципы международного экологического
сотрудничества
Международное сотрудничество в области экологии регулируется
международным экологическим правом, в основе которого лежат общепризнанные
принципы и нормы.
Важнейший вклад в становление этих принципов внесли
Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г.), Всемирная хартия природы (ВХП), одобренная Генеральной Ассамблеей (1982 г.) и Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Соответственно в истории развития основных экологических принципов международного
сотрудничества выделяют три этапа (периода):
1.
Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде (1972 г.) ознаменовала начало важнейшего этапа в экологической политике государств и международных
сообществ. По итогам конференции была принята Декларация, в которой определялись
стратегические цели и направления действия мирового сообщества в области охраны
окружающей среды. Эта конференция провозгласила 5 июня Всемирным днем
окружающей среды. На конференции был образован постоянно действующий орган ООН
по окружающей среде (ЮНЕП) со штаб-квартирой в г. Найроби (Кения). Программа
ЮНЕП предусматривает организацию и планирование природоохранных действий в
пределах трех функциональных направлений:
1)
оценка окружающей среды - глобальная система наблюдений;
2)
управление окружающей средой;
3)
вспомогательные меры (образование в области окружающей среды и
подготовка кадров).
2.
Всемирная хартия природы (ВХП) принята Генеральной Ассамблеей ООН 28
октября 1982 г. Как и Стокгольмская декларация, Всемирная хартия природы
определила приоритеты направления экологической деятельности международного
сообщества на тот период, что в значительной мере предопределило дальнейшее
формирование экологической политики государств. В Хартии провозглашались
следующие основные принципы:
1)
Человечество осознает, что является составной частью природы, поэтому к
природе следует относиться с уважением и не нарушать ее основных принципов;
2)
Генетическая основа жизни на Земле не должна подвергаться опасности,
популяция каждой формы жизни, дикой или одомашненной, должна сохраняться,
необходимую для этого среду обитания следует сохранять;
3)
Все регионы Земли, как на суше, так и на морях, должны быть подчинены
охране в соответствии и этими требованиями, особая защита должна обеспечиваться
уникальным районам - типичным представителям всех видов экосистем и среды
обитания редких и исчезающих видов;
4)
Природные ресурсы должны не расточаться, а использоваться умеренно, как
того требуют принципы, изложенные в настоящей Хартии, биологические ресурсы
используются лишь в пределах их природной способности к восстановлению, ресурсы
многократного пользования, включая воду, используются повторно или
рециркулируются.
Согласно Хартии, деградация природных систем в результате
чрезмерного и нерационального использования природных ресурсов, так же как и
неспособность установить прочный эколого-экономический порядок между странами и
народами, ведут к подрыву основ цивилизации.
3.
Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3-14
июня 1992 г.). В Рио-де-Жанейро встретились главы 114 государств, представители
1600 неправительственных организаций. На конференции были одобрены пять
основных документов: Декларация РИО об окружающей среде и развитии; Заявление о
принципах управления, сохранении и устойчивого развития всех типов лесов;
Рамочная конвенция по проблеме изменений климата; Конвенция по биологическому
разнообразию. Важнейшими достижениями Конференции ООН было признание следующих
фактов: "проблема окружающей среды и экономического развития не могут
рассматриваться отдельно" (принцип 4), "государства должны
сотрудничать в духе всемирного партнерства с целью сохранить, защитить и
восстановить здоровье и целостность экосистемы Земли" (принцип 7), "мир,
развитие и защита окружающей среды взаимосвязаны и неразделимы" (принцип
25). В основу разработки экологической стратегии государствам мирового
сообщества рекомендовалось положить концепцию устойчивого развития (одновременное
решение проблем экономического развития и экологии). Для человеческой популяции
среда обитания - вся биосфера, которая представляет единую и целостную систему,
поэтому успешное продвижение всего мирового сообщества к устойчивому развитию
возможно лишь на основе согласованных усилий всех государств.
В 2002 г. в Йоханнесбурге (ЮАР) состоялся крупнейший
всемирный саммит по устойчивому развитию "Рио + 10", на котором были
подведены итоги первого десятилетия движения мирового сообщества по пути
устойчивого развития.
4.2 Участие России в международном экологическом
сотрудничестве
Наша страна играет значительную роль в решении глобальных и
региональных экологических проблем. Основные направления международного
сотрудничества России в области охраны окружающей среды:
1)
государственные инициативы;
2)
международные организации;
3)
международные конвенции и соглашения;
4)
двустороннее сотрудничество.
Государственные инициативы по международному сотрудничеству
в области охраны окружающей среды имеют давнюю историю. Нашей страной был
выдвинут целый ряд предложений по международному сотрудничеству в целях
экологической безопасности, например, по природоохранному взаимодействию в
азиатско-тихоокеанском регионе (г. Красноярск, сентябрь 1988 г.), по защите морской среды Балтики (г. Мурманск, октябрь 1987 г.), по координации усилий в области экологии под эгидой ООН (43 сессия Генеральной Ассамблеи
ООН, декабрь 1988 г.).
РФ продолжает играть активную роль в международном
экологическом сотрудничестве. Важные предложения участникам конференции в
Рио-де-Жанейро (1992 г.) содержались в послании президента России. Решения
Конференции были одобрены в России и нашли отражение в концепции перехода РФ на
модель устойчивого развития. Россия уделяет большое внимание и организации
международного партнерства по решению проблем такого перехода.
Россия активно сотрудничает в области охраны окружающей
среды с ЮНЕП и с другими организациями по вопросам выработки стратегии защиты
от загрязнения, создания системы глобального мониторинга, борьбы с
опустыниванием и др. Много внимания Россия уделяет работе и в других
специализированных организациях ООН, имеющих комплексный природоохранительный
характер: ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО, МАГАТЭ. Россия также активно содействует реализации
основных программ Всемирной метеорологической организации ООН (ВМО), в
частности Всемирной климатической программы.
Продолжается сотрудничество в рамках Конвенции ООН по
морскому праву (1982 г.) и по другим соглашениям и договорам об охране Мирового
океана. Большая работа ведется по выполнению конвенций: о сохранении живых
ресурсов в Балтийском море (1973 г.), о международной торговле видами дикой
фауны и флоры (1973 г.), о защите Черного моря, ратифицированной в 1993 г., о сохранении водно-болотных угодий (1971 г.) и другие. В июле 1992 г. Россия стала членом Конвенции о биологическом разнообразии.
Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны ОПС
было подписано в Москве в феврале 1992 г. представителями 10 стран бывшего СНГ.
На основе межправительственных соглашений развивается
двустороннее сотрудничество со всеми пограничными странами, включая государства
СНГ, с США, Великобританией, Францией, Китаем и др. Наиболее плодотворно
развивается российско-американское сотрудничество, российско-германские связи,
сотрудничество со Скандинавскими странами. В последние годы решению
природоохранных проблем способствовала реализация нескольких экологических
проектов при финансовой поддержке Всемирного банка, Европейского банка
реконструкции и развития, Глобального экологического фонда и др.
Несмотря на достигнутые успехи, для выхода из экологического
кризиса необходимо дальнейшее развитие и активизация международного
сотрудничества как на двусторонней, так и на многосторонней основе, включая
организации системы ООН. Россия непременно должна играть все более возрастающую
роль в решении экологических проблем всего мирового сообщества.
Заключение
Экологический манифест (по Н.Ф. Реймерсу)
Природа
Тысячелетиями мы боролись с ней, покоряли ее,
преобразовывали, нещадно уничтожали.
Но не природе нужна наша защита. Это нам необходимо ее
покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся
Природа, чтобы ЖИТЬ.
Она - Природа - была и всегда будет сильнее человека, ибо
она его породила.
Человек лишь миг в ее жизни. Она же вечна и бесконечна.
Биосфера серьезно больна
Ее поразило вмешательство человека в ее жизнь.
Бездумная техника сминает природу, кромсает биосферу, давит
Человечество, травит Землю.
Этот путь окончен
Век безоглядной эксплуатации природы человеком позади.
Природа требует воспроизводства.
В обращении с планетой нужны глубокие ЗНАНИЯ и мудрая
ОСТОРОЖНОСТЬ.
Они - символ экологии.
Объединимся же под знаком мудрости экологического
гуманизма!
Наше НЕТ:
ü любым
войнам,
ü любым
битвам с Природой,
ü безграмотному
природопользованию,
ü всему,
что не обещает реальных экономических, социальных и экологических выгод на
перспективу столетий для следующих поколений,
ü любому,
что грозит биосфере Земли, угрожает людям, каждому человеку.
Наше ДА:
ü миру и
спокойствию,
ü любви и
уважению к Природе,
ü сохранению
биосферы того типа, в которой возник и развивался Человек,
ü максимальному
сбережению живого,
ü новым
биологизированным путям развития сельского хозяйства,
ü заводам без
дыма, фабрикам без ядовитых стоков, автомобилям без удушливых
выхлопов.
ü тишине,
ü трезвой
демографической стратегии,
ü экологической
культуре.
Грядет новая эпоха
На пороге глобальная революция - мирная революция
экологии.
Ее цели - выживание планеты Земли.
Зеленый свет всему, что сберегает ресурсы жизни.
Список использованной литературы
1.
Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. - Ростов-на-Дону: Феникс,
2004. - 575 с.
2.
Денисов В.В. Экология. - Ростов-на-Дону: Март, 2004. - 671 с.
3.
Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. - М.: Аспен -
Пресс, 1999. - 319 с.
4.
Спиридонов И.А. Мировая экономика. - М.: Инфра - М, 1998. - 256 с.
5.
Константинов В.М. Охрана природы. - М.: Академия, 2000. - 238 с.
6.
Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда, человек. - М.: Фар - Пресс,
1999. - 317 с.
7.
Волощенко А.Е., Гуськов Г.В. Природопользование. - М.: Дашков и К, 2003.
- 310 с.
8.
Винокурова Д.В. Система контроля загрязнения окружающей среды. - Н.
Новгород:, 1991. - с.
9.
. Социальная экология. - Н. Новгород:, 1991. - с.
10.
. ЭХО: Экология. Хозяйство. Окружающая среда. - М.: Прогресс, 1990. - 360
с.
|