рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Тестовые задания как средство формирования навыков орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка

Рисунок 2 − Результаты уровни сформированности орфографической грамотности контрольного и экспериментального класса на начало опытно – экспериментальной работы

Из рисунка видно, что уровень орфографической грамотности экспериментального класса значительно повысился. Так процент учащихся имеющих высокий уровень орфографической грамотности повысился на 20 % и составил 40 %, учащихся со средним уровнем орфографической грамотности повысился на 3% и составил 56 %, снизился процент учащихся с низким уровнем орфографической грамотности и составил 4%.

Делая качественный анализ написания теста учениками экспериментального и контрольного классов, можно отметить, что наибольшее количество ошибок было допущено учениками при написании так же бездарных гласных в корне слова, при написании звонкого согласного на конце слова. Многие ученики затруднялись в написании непроизносимого согласного в корне слова. Но можно сказать, что количество ошибок при написании теста в экспериментальном классе значительно уменьшилось. В контрольном классе прежние ошибки сохранились, но количество их изменилось в меньшей степени по сравнению с экспериментальным классом.

Так процент учащихся в контрольном классе имеющих высокий уровень орфографической грамотности остался на прежнем уровне и составил 24%, процент учащихся со средним уровнем орфографической грамотности, повысился на 1% и составил 58%, процент учащихся с низким уровнем орфографической грамотности, снизился на 6% и составил 14%.

При сравнении результатов второго среза с первым, мы увидели, что в экспериментальном классе произошло заметное уменьшение орфографических ошибок, то есть уровень орфографической грамотности повысился, а в контрольном классе, где не проводилось специальной работы, он повысился не значительно.

Таким образом, проанализировав полученные результаты на начало и конец опытно — экспериментальной работы, можно сделать вывод, что после применения тестовых заданий с элементами самоконтроля в экспериментальном классе произошли значительные сдвиги, и уровень орфографической грамотности за год повысился, по сравнению с уровнем сформированности орфографической грамотности учащихся контрольного класса. Отсюда следует, что становление у младших школьников орфографической грамотности, формируемой на уроке русского языка, будет обеспечена, если учитель: применяет тестовые задания с элементами самоконтроля для повышения уровня орфографической грамотности.

Таким образом, на основании результатов опытно — экспериментальной работы, мы можем судить об ее эффективности. Было доказано, что применение тестовых задания с элементами самоконтроля способствует формированию орфографической грамотности младших школьников.


Заключение

В основу нашего исследования был положен факт о необходимости повышения уровня орфографического самоконтроля учащихся начальных классов.

Орфографическая грамотность – это умение писать слова в соответствии с изученными в школе орфографическими правилами.

Исследование проблемы показало особую сложность формирования у младших школьников орфографического самоконтроля. Эти сложности вызваны лингвистическими особенностями состава русских орфограмм; психологическими особенностями младшего школьного возраста сложным составом орфографического навыка и длительности его формирования; многообразием специальных упражнений по формированию, как составных его частей, так и в целом орфографического навыка.

В связи с тем, что в начальной школе учителя по разному работают над формированием грамотности учащихся, к концу обучения складывается разный уровень их подготовки. На практике часто встречаешься с тем, что у детей с низким уровнем развития грамотности интерес к русскому языку как к учебному предмету либо снижен, либо вовсе отсутствует; слабо развит фонематический слух. т.е. орфографическая зоркость, а также слабо развит навык орфографического самоконтроля, который является важным для формирования орфографической грамотности.

Орфографический самоконтроль — это намеренное перечитывание учеником написанного с целью нахождения возможных ошибок и их исправления.

В третьей главе мы выяснили уровень сформированности орфографического самоконтроля у учащихся экспериментального и контрольного класса. Были выявлены методы и приемы, способствующие формированию орфографического самоконтроля, которые восполняли упущенные параметры формирования данного действия в образовательной системе ««Начальная школа XXI века». Указанными методами и приемами были следующие: метод взаимопроверки, метод познавательной игры, прием какографии, прием поиска орфограмм в «чистом» тексте, прием использования алгоритмов- памяток.

С целью повышения качества орфографического самоконтроля учащихся была проведена экспериментальная работа по внедрению данных методов и приемов на уроках русского языка.

Выдвинутая гипотеза подтвердилась педагогическим экспериментом. В классе, в котором проводилась специальная работа по формированию орфографического самоконтроля, были получены более качественные результаты, чем в контрольном классе. То есть анализ результатов исследования показал, что использованные нами методы и приемы обеспечивали широкие возможности по формированию орфографического самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка.

Теоретически и экспериментально было доказано, что специально разработанное и организованное, целенаправленное и систематическое педагогическое воздействие действительно способствует формированию у детей орфографического самоконтроля.

Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи реализованы.


Библиографический список

1.  Архипова, Е.В. О методе моделирования и возможностях применения тестовых заданий при обучении орфографии./ Е.В. Архипова//Русский язык в школе. – 2003 - №2.- С. 3 – 9.

2.  Алгазина, Н.Н. Система орфографических упражнений./Н.Н. Алгазина//Русский язык в школе. – 1988.- №2.- С.34-39.

3.  Арет А.Я. очерки по теории самовоспитания. \ Фрунзе, 1961.- 1845с.

4.  Бакурина Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне/Т.Н.Бакурина// Начальная школа. -2002- №2-С.56

5.  Баранов, С.П. Принципы обучения. /С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 1981. – 241с.

6.  Баранов, М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков/ М.Т. Баранов// Русский язык в школе. – 12986 - №6.- с. 23 – 26.

7.  Биба, А.Г. Формирование рефлексии в процессе обучения русскому языку А.Г. Биба//Начальная школа до и после.- 2005. - №4.- С.15-18.

8.  Беседы с учителем 2 класс 4-х летней начальной школы /Под ред. Л.Е. Журова.- М.: Вентана – Граф, 2002. – 320с.

9.  Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка; Кн. для учителя: Из опыта работы. 2-е изд., перераб. — : Просвещение, Учебная литература, 1996. - 304 с.

10.   Блюз С.М. Работа над ошибками / С.М. Блюз. // Начальная школа. 2004. № 8. С. 40–45.

11.  Варова Т.В. Самоконтроль в работе над грамотностью. Алгоритм поиска и квалификации орфографической ошибки./ Т.В.Варова // Вестник. – 2003. -№11.- С.27-30.

12.  Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М.В. Гамезо, Т.С. Михальчик, В.М. Матюхина и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256с.

13.  Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов Под ред. А.В. Петровского.- М.: просвещение, 1973. – 288с.

14.  Вопросы психологии учебной деятельности младшего школьника / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.- М.: Изд-во академии педагогических наук РСФСР, 1962.- 288с.

15.  Воронцов А.Б. Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе в ходе модернизации российского образования// Начальная школа. -1999. №7. – с. 61-71

16.  Давыдов, В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении /В.В. Давыдов. – Томск, 1992.- 457с.

17.  Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996– 544 с.

18.  Денисова, Р. рефлексия как механизм личностного развития /Р.Денисова// Дошкольное воспитание.-2007.-№4.-С.10-13.

19.  Двухжилова Л.В. Обучение правописанию безударных гласных в корне слов/Л.В.Двухжилова// Начальная школа. -1998. №2

20.  Дьяченко, Н.И., Кандыбович, Л.А. Психологический словарь -справочник./Н.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович. – М.: АСТ, 2001. – 576 с.

21.  Ераткина В.В.Работа над непроверяемыми написаниями /В.В.Ераткина// Начальная школа. -1999. №6

22.  Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах//Под ред. М.С.Соловейчик. -М.: Просвещение. 1992-306с.

23.  Железная, Л.М. Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку /Л.М.Железная// Начальная школа.- 2003.-№4.-С43-46.

24.  Зак, А.З. Экспериментальное изучение рефлексии младших школьников А.З. Зак Вопросы психологии.- 1978.-№2.- С.102-109.

25.  Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов.- М.: Логос, 2001. – 388с.

26.   Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки./ Ю.Г. Илларионова.- М.,1985.- 47с.

27.  Кузьмина, С.М. Теория русской орфографии.: Орфография в ее отношении к фонетике и филологии/ С.М. Кузьмина. – М.,1981.- 265с.

28.  Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов вузов/ И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий.- М.: Сфера, 2002.- 464 с.

29.  Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный) /Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М. – Ростов – на – Дону.: Март. 2005. – 447с.

30.  Коржуев, А.В., Попков, В.А., Рязанова, Е.Л. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования /А.В.Коржуев, В.А. Попков, Е.Л.Рязанова//Педагогика.- 2002.- №1.- С.19-22.

31.  Корешова Т.В. использование неверных написаний при обучении самопроверке // Начальная школа. – 2003.- №6.-с.82-86.

32.  Копытова, Л.Н. Развитие умения видеть орфограммы /Л.Н. Копытова//Начальная школа до и после.- 2004.-№3.-С.46-50.

33.  Львов, М.Р. Словарь – справочник по МПРЯ /М.Р.Львов.- М.:1999.- 269с.

34.  Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах/ М.Р. Львов. – М.: академия, 2002. – 306с.

35.  Львов М.Р. Правописание в начальных классах/М.Р.Львов. -М.: Просвещение, 1990. - 361с.

36.  Матвеева, Н.М. Формы экспресс – контроля на уроках русского языка Н.М. Матвеева//Русский язык в школе.- 2002.- №6.-С.37-40.

37.  Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития. Учебное пособие для студентов / В.Г.Мараллов.-М.: Академия.- 2002. – 250с

38.  Мор Г.Я. формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся// Начальная школа. -1988. -№10. – с. 18-21

39.  Мухина,В.С. Возрастная психология/ В.С. Мухина – М.: Просвещение. 1999. – 452с.

40.  Назарова Л.К. Активизация обучения правописанию на основе учета индивидуальных особенностей учащихся в 3 и 4 классах. – М.: Просвещение, 1962.- 143с.

41.  Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология психодиагностика / Р.С.Немов. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.-512с.

42.  Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. – М.: Просвещение,1998. – 167.

43.  Острикова, Т.А. Лингвометодические статьи / Т.А. Острикова.-Абакан – 2002.-56с.

44.  Педагогическая психология: учебное пособие / Под. ред. А. И. Раева.- СПб: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 1999.- 152с.

45.  Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим – Бад.-М.:Большая Российская энциклопедия, 2003.-528с.

46.  Психология личности, словарь - справочник: / Под. ред П.П.Горностая, Т.М. Титоренко.- К: Рута 2001.- 231с.

47.  Программы 4-х летней начальной школы / Под. ред Л.Е.Журовой.- М.: 2004.- 144с.

48.  Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. / Е.С.Рабунский. – М.: Педагогика, 1975. – 180с.

49.  Рахимов А.З. Формирование творческого мышления учащихся. – Уфа, 1989. – 163с.

50.  Рубинштейн, С.Л. основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн.- СПб: Питер, 1999.-720с.

51.  Рудакова, В.П. Работа над ошибками – важное звено в системе обучения русскому языку / В.П.Рудакова // Начальная школа 2006.- №6.-С.24-27.

52.  Русский язык. / Учебник для учащихся 2класса общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. автор – составитель С.В.Иванов.- М.: Винтана – Граф, 2004.- 160с.: ил.

53.  Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка / В.А.Сидоренков. – М.: «Просвещение», 1996. – 271с.

54.  Сидорова С.А. Игры в загадки на уроках русского языка/ С.А. Сидорова// Начальная школа 2004.- №10. – С.44 -47.

55.  Слободчиков, В.И., Цукерман, Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте / В.И. Слободчиков, Г.А.Цукерман // вопросы психологии.- 1990.- №3.-С 25-29

56.  Слободчиков, В.И., Исаев,Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. / В.И. Слободчиков, Е.И.Исаев. – М.: «Школьная пресса», 2000. – 416с.

57.  Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н \Д: «Феникс», 2000. -544с.

58.  Тепишкина, Е.Ю. Диалогизация образовательного процесса как средство активизации познавательной деятельности учащихся / Е.Ю.Тепишкина. // Начальная школа.- 2003.- №2.- С.45-48.

59.  Танина, О.Ю. К вопросу Об оценке знаний на уроке русского языка / О.Ю.Танина // Начальная школа.-2001.-№4 .- С. 57-60

60.   Тупичкина Е.А. Играем с детьми в загадки/ Е.А. Тупичкина// Начальная школа.-1990.- №6.- С.33 – 35.

61.  Харченко О.О. Формирование орфографического самоконтроля как комплексного орфографического умения./ О.О. Харченко// Русский язык.- 2006.- №8.- С. 16 – 18.

62.  Цатурова И.А. Из истории развития тестов в СССР и за рубежом. — Таганрог, 1969. – 173с.

63.  Цукерман, Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов Г.А. Цукерман.- Рига: ПЦ эксперимент, 1997.- 224с.

64.  Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1989. 560с.


Приложение

Приложение А

Структура учебной деятельности  - учебная задача; - учебное действие; - действие контроля; - действие оценки. Структурные моменты: - субъект; - предмет; - средство; - процедура; - внешние условия; - продукт.  - учебная мотивация (учебная ситуация); - учебная задача;  решение учебной задачи, посредством учебных действий; - контроль преподавателя, т.е. контрольные действия, переходящие в самоконтроль; - оценка преподавателя, т.е. внешние оценочные действия, переходящие в самооценку
Определение «учебной деятельности» Это ведущая деятельность младшего школьного возраста, в коей происходит контролируемое присвоение основ опыта социального и когнитивного, прежде всего в виде основных операций интеллектуальных и понятий Это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Это деятельность, преднамеренно направленная на приобретение опыта одним из ее участников. Обеспечивая познание, она дает его в качестве прямого или главного продукта Это деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.
Источник Словарь психолога – практика / Сост. С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 2003. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.: Педагогика, 1974. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства.- М.: Изд-во Московского университета, 1988. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2001
 Автор Словарь психолога – практика/ Сост. С.Ю. Головин Д.Б. Эльконин Т.В. Габай И.А.Зимняя

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.