Дипломная работа: Тестовые задания как средство формирования навыков орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка
Рисунок 2 −
Результаты уровни сформированности орфографической грамотности контрольного и
экспериментального класса на начало опытно – экспериментальной работы
Из рисунка видно, что
уровень орфографической грамотности экспериментального класса значительно
повысился. Так процент учащихся имеющих высокий уровень орфографической
грамотности повысился на 20 % и составил 40 %, учащихся со средним уровнем
орфографической грамотности повысился на 3% и составил 56 %, снизился процент
учащихся с низким уровнем орфографической грамотности и составил 4%.
Делая качественный анализ
написания теста учениками экспериментального и контрольного классов, можно
отметить, что наибольшее количество ошибок было допущено учениками при
написании так же бездарных гласных в корне слова, при написании звонкого
согласного на конце слова. Многие ученики затруднялись в написании
непроизносимого согласного в корне слова. Но можно сказать, что количество
ошибок при написании теста в экспериментальном классе значительно уменьшилось.
В контрольном классе прежние ошибки сохранились, но количество их изменилось в
меньшей степени по сравнению с экспериментальным классом.
Так процент учащихся в
контрольном классе имеющих высокий уровень орфографической грамотности остался
на прежнем уровне и составил 24%, процент учащихся со средним уровнем
орфографической грамотности, повысился на 1% и составил 58%, процент учащихся с
низким уровнем орфографической грамотности, снизился на 6% и составил 14%.
При сравнении результатов
второго среза с первым, мы увидели, что в экспериментальном классе произошло
заметное уменьшение орфографических ошибок, то есть уровень орфографической
грамотности повысился, а в контрольном классе, где не проводилось специальной
работы, он повысился не значительно.
Таким образом,
проанализировав полученные результаты на начало и конец опытно —
экспериментальной работы, можно сделать вывод, что после применения тестовых
заданий с элементами самоконтроля в экспериментальном классе произошли
значительные сдвиги, и уровень орфографической грамотности за год повысился, по
сравнению с уровнем сформированности орфографической грамотности учащихся
контрольного класса. Отсюда следует, что становление у младших школьников
орфографической грамотности, формируемой на уроке русского языка, будет
обеспечена, если учитель: применяет тестовые задания с элементами самоконтроля
для повышения уровня орфографической грамотности.
Таким образом, на
основании результатов опытно — экспериментальной работы, мы можем судить об ее
эффективности. Было доказано, что применение тестовых задания с элементами
самоконтроля способствует формированию орфографической грамотности младших
школьников.
Заключение
В основу нашего исследования
был положен факт о необходимости повышения уровня орфографического самоконтроля
учащихся начальных классов.
Орфографическая
грамотность – это умение писать слова в соответствии с изученными в школе
орфографическими правилами.
Исследование проблемы показало
особую сложность формирования у младших школьников орфографического
самоконтроля. Эти сложности вызваны лингвистическими особенностями состава
русских орфограмм; психологическими особенностями младшего школьного возраста
сложным составом орфографического навыка и длительности его формирования;
многообразием специальных упражнений по формированию, как составных его частей,
так и в целом орфографического навыка.
В связи с тем, что в
начальной школе учителя по разному работают над формированием грамотности
учащихся, к концу обучения складывается разный уровень их подготовки. На
практике часто встречаешься с тем, что у детей с низким уровнем развития
грамотности интерес к русскому языку как к учебному предмету либо снижен, либо
вовсе отсутствует; слабо развит фонематический слух. т.е. орфографическая
зоркость, а также слабо развит навык орфографического самоконтроля, который
является важным для формирования орфографической грамотности.
Орфографический
самоконтроль — это намеренное перечитывание учеником написанного с целью
нахождения возможных ошибок и их исправления.
В третьей главе мы
выяснили уровень сформированности орфографического самоконтроля у учащихся
экспериментального и контрольного класса. Были выявлены методы и приемы,
способствующие формированию орфографического самоконтроля, которые восполняли
упущенные параметры формирования данного действия в образовательной системе
««Начальная школа XXI века». Указанными методами и приемами были следующие:
метод взаимопроверки, метод познавательной игры, прием какографии, прием поиска
орфограмм в «чистом» тексте, прием использования алгоритмов- памяток.
С целью повышения
качества орфографического самоконтроля учащихся была проведена
экспериментальная работа по внедрению данных методов и приемов на уроках русского
языка.
Выдвинутая гипотеза
подтвердилась педагогическим экспериментом. В классе, в котором проводилась
специальная работа по формированию орфографического самоконтроля, были получены
более качественные результаты, чем в контрольном классе. То есть анализ
результатов исследования показал, что использованные нами методы и приемы
обеспечивали широкие возможности по формированию орфографического самоконтроля
у младших школьников на уроках русского языка.
Теоретически и
экспериментально было доказано, что специально разработанное и организованное,
целенаправленное и систематическое педагогическое воздействие действительно
способствует формированию у детей орфографического самоконтроля.
Таким образом,
поставленная цель достигнута, задачи реализованы.
Библиографический список
1. Архипова, Е.В. О методе моделирования
и возможностях применения тестовых заданий при обучении орфографии./ Е.В.
Архипова//Русский язык в школе. – 2003 - №2.- С. 3 – 9.
2. Алгазина, Н.Н. Система
орфографических упражнений./Н.Н. Алгазина//Русский язык в школе. – 1988.- №2.-
С.34-39.
3. Арет А.Я. очерки по теории
самовоспитания. \ Фрунзе, 1961.- 1845с.
4. Бакурина Т.Н. Упражнения в
правописании слов с безударными гласными в корне/Т.Н.Бакурина// Начальная
школа. -2002- №2-С.56
5. Баранов, С.П. Принципы обучения.
/С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 1981. – 241с.
6. Баранов, М.Т. Выбор упражнений для
формирования умений и навыков/ М.Т. Баранов// Русский язык в школе. – 12986 -
№6.- с. 23 – 26.
7. Биба, А.Г. Формирование рефлексии в
процессе обучения русскому языку А.Г. Биба//Начальная школа до и после.- 2005.
- №4.- С.15-18.
8. Беседы с учителем 2 класс 4-х летней
начальной школы /Под ред. Л.Е. Журова.- М.: Вентана – Граф, 2002. – 320с.
9. Богданова Г.А. Опрос на уроках
русского языка; Кн. для учителя: Из опыта работы. 2-е изд., перераб. — :
Просвещение, Учебная литература, 1996. - 304 с.
10. Блюз С.М. Работа над ошибками / С.М. Блюз. //
Начальная школа. 2004. № 8. С. 40–45.
11. Варова Т.В. Самоконтроль в работе над
грамотностью. Алгоритм поиска и квалификации орфографической ошибки./ Т.В.Варова
// Вестник. – 2003. -№11.- С.27-30.
12. Возрастная и педагогическая
психология/ Под ред. М.В. Гамезо, Т.С. Михальчик, В.М. Матюхина и др. – М.: Просвещение,
1984. – 256с.
13. Возрастная и педагогическая
психология. Учебное пособие для студентов Под ред. А.В. Петровского.- М.:
просвещение, 1973. – 288с.
14. Вопросы психологии учебной
деятельности младшего школьника / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.- М.:
Изд-во академии педагогических наук РСФСР, 1962.- 288с.
15. Воронцов А.Б. Проблемы постепенного
перехода на безотметочное обучение в начальной школе в ходе модернизации
российского образования// Начальная школа. -1999. №7. – с. 61-71
16. Давыдов, В.В. Психологическая теория
учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на
содержательном обобщении /В.В. Давыдов. – Томск, 1992.- 457с.
17. Давыдов В.В. Теория развивающего
обучения. – М.: ИНТОР, 1996– 544 с.
18. Денисова, Р. рефлексия как механизм
личностного развития /Р.Денисова// Дошкольное воспитание.-2007.-№4.-С.10-13.
19. Двухжилова Л.В. Обучение правописанию
безударных гласных в корне слов/Л.В.Двухжилова// Начальная школа. -1998. №2
20. Дьяченко, Н.И., Кандыбович, Л.А.
Психологический словарь -справочник./Н.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович. – М.: АСТ,
2001. – 576 с.
21. Ераткина В.В.Работа над
непроверяемыми написаниями /В.В.Ераткина// Начальная школа. -1999. №6
22. Жедек П.С. Методика обучения
орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных
классах//Под ред. М.С.Соловейчик. -М.: Просвещение. 1992-306с.
23. Железная, Л.М. Организация
индивидуальной работы над ошибками по русскому языку /Л.М.Железная// Начальная
школа.- 2003.-№4.-С43-46.
24. Зак, А.З. Экспериментальное изучение
рефлексии младших школьников А.З. Зак Вопросы психологии.- 1978.-№2.-
С.102-109.
25. Зимняя И.А. Педагогическая
психология: Учебник для вузов.- М.: Логос, 2001. – 388с.
26. Илларионова Ю.Г. Учите детей
отгадывать загадки./ Ю.Г. Илларионова.- М.,1985.- 47с.
27. Кузьмина, С.М. Теория русской
орфографии.: Орфография в ее отношении к фонетике и филологии/ С.М. Кузьмина. –
М.,1981.- 265с.
28. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н.
Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие
для студентов вузов/ И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий.- М.: Сфера, 2002.- 464 с.
29. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю.
Словарь по педагогике (междисциплинарный) /Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.
– М. – Ростов – на – Дону.: Март. 2005. – 447с.
30. Коржуев, А.В., Попков, В.А.,
Рязанова, Е.Л. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего
образования /А.В.Коржуев, В.А. Попков, Е.Л.Рязанова//Педагогика.- 2002.- №1.-
С.19-22.
31. Корешова Т.В. использование неверных
написаний при обучении самопроверке // Начальная школа. – 2003.- №6.-с.82-86.
32. Копытова, Л.Н. Развитие умения видеть
орфограммы /Л.Н. Копытова//Начальная школа до и после.- 2004.-№3.-С.46-50.
33. Львов, М.Р. Словарь – справочник по
МПРЯ /М.Р.Львов.- М.:1999.- 269с.
34. Львов, М.Р. Методика преподавания
русского языка в начальных классах/ М.Р. Львов. – М.: академия, 2002. – 306с.
35. Львов М.Р. Правописание в начальных
классах/М.Р.Львов. -М.: Просвещение, 1990. - 361с.
36. Матвеева, Н.М. Формы экспресс – контроля
на уроках русского языка Н.М. Матвеева//Русский язык в школе.- 2002.-
№6.-С.37-40.
37. Маралов, В.Г. Основы самопознания и
саморазвития. Учебное пособие для студентов / В.Г.Мараллов.-М.: Академия.-
2002. – 250с
38. Мор Г.Я. формирование навыков
самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся// Начальная школа. -1988. -№10. – с.
18-21
39. Мухина,В.С. Возрастная психология/
В.С. Мухина – М.: Просвещение. 1999. – 452с.
40. Назарова Л.К. Активизация обучения
правописанию на основе учета индивидуальных особенностей учащихся в 3 и 4 классах.
– М.: Просвещение, 1962.- 143с.
41. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для
студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная
педагогическая психология психодиагностика / Р.С.Немов. – М.: Просвещение,
ВЛАДОС, 1995.-512с.
42. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека.
– М.: Просвещение,1998. – 167.
43. Острикова, Т.А. Лингвометодические
статьи / Т.А. Острикова.-Абакан – 2002.-56с.
44. Педагогическая психология: учебное
пособие / Под. ред. А. И. Раева.- СПб: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена,
1999.- 152с.
45. Педагогический энциклопедический
словарь / Гл. ред. Б.М. Бим – Бад.-М.:Большая Российская энциклопедия,
2003.-528с.
46. Психология личности, словарь -
справочник: / Под. ред П.П.Горностая, Т.М. Титоренко.- К: Рута 2001.- 231с.
47. Программы 4-х летней начальной школы
/ Под. ред Л.Е.Журовой.- М.: 2004.- 144с.
48. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход
в процессе обучения школьников. / Е.С.Рабунский. – М.: Педагогика, 1975. –
180с.
49. Рахимов А.З. Формирование творческого
мышления учащихся. – Уфа, 1989. – 163с.
50. Рубинштейн, С.Л. основы общей
психологии / С.Л.Рубинштейн.- СПб: Питер, 1999.-720с.
51. Рудакова, В.П. Работа над ошибками –
важное звено в системе обучения русскому языку / В.П.Рудакова // Начальная
школа 2006.- №6.-С.24-27.
52. Русский язык. / Учебник для учащихся
2класса общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. автор – составитель
С.В.Иванов.- М.: Винтана – Граф, 2004.- 160с.: ил.
53. Сидоренков В.А. Углубленное изучение
русского языка / В.А.Сидоренков. – М.: «Просвещение», 1996. – 271с.
54. Сидорова С.А. Игры в загадки на
уроках русского языка/ С.А. Сидорова// Начальная школа 2004.- №10. – С.44 -47.
55. Слободчиков, В.И., Цукерман, Г.А.
Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте / В.И. Слободчиков,
Г.А.Цукерман // вопросы психологии.- 1990.- №3.-С 25-29
56. Слободчиков, В.И., Исаев,Е.И.
Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. / В.И.
Слободчиков, Е.И.Исаев. – М.: «Школьная пресса», 2000. – 416с.
57. Столяренко Л.Д. Педагогическая
психология. – Ростов н \Д: «Феникс», 2000. -544с.
58. Тепишкина, Е.Ю. Диалогизация
образовательного процесса как средство активизации познавательной деятельности
учащихся / Е.Ю.Тепишкина. // Начальная школа.- 2003.- №2.- С.45-48.
59. Танина, О.Ю. К вопросу Об оценке
знаний на уроке русского языка / О.Ю.Танина // Начальная школа.-2001.-№4 .- С.
57-60
60. Тупичкина Е.А. Играем с детьми в
загадки/ Е.А. Тупичкина// Начальная школа.-1990.- №6.- С.33 – 35.
61. Харченко О.О. Формирование
орфографического самоконтроля как комплексного орфографического умения./ О.О.
Харченко// Русский язык.- 2006.- №8.- С. 16 – 18.
62. Цатурова И.А. Из истории развития
тестов в СССР и за рубежом. — Таганрог, 1969. – 173с.
63. Цукерман, Г.А. Психология
саморазвития: задача для подростков и их педагогов Г.А. Цукерман.- Рига: ПЦ
эксперимент, 1997.- 224с.
64. Эльконин Д.Б. Избранные
педагогические труды. – М.: Педагогика, 1989. 560с.
Приложение
Приложение А
Структура учебной деятельности |
|
- учебная задача; - учебное действие; - действие контроля;
- действие оценки. |
Структурные моменты: - субъект; - предмет; - средство; -
процедура; - внешние условия; - продукт. |
- учебная мотивация (учебная ситуация); - учебная задача;
решение учебной задачи, посредством учебных действий; - контроль
преподавателя, т.е. контрольные действия, переходящие в самоконтроль; -
оценка преподавателя, т.е. внешние оценочные действия, переходящие в
самооценку |
Определение «учебной деятельности» |
Это ведущая деятельность младшего школьного возраста, в
коей происходит контролируемое присвоение основ опыта социального и
когнитивного, прежде всего в виде основных операций интеллектуальных и
понятий |
Это деятельность, имеющая своим содержанием овладение
обобщенными способами действий в сфере научных понятий. |
Это деятельность, преднамеренно направленная на
приобретение опыта одним из ее участников. Обеспечивая познание, она дает его
в качестве прямого или главного продукта |
Это деятельность субъекта по овладению обобщенными
способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач,
специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки,
переходящих в самоконтроль и самооценку. |
Источник |
Словарь психолога – практика / Сост. С.Ю. Головин. – Мн.:
Харвест, 2003. |
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.:
Педагогика, 1974. |
Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства.- М.: Изд-во
Московского университета, 1988. |
Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. –
М.: Логос, 2001 |
Автор |
Словарь психолога – практика/ Сост. С.Ю. Головин |
Д.Б. Эльконин |
Т.В. Габай |
И.А.Зимняя |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|