Реферат: Организации по стандартизации в странах Европы
Реферат: Организации по стандартизации в странах Европы
Введение
В современном мире люди
ценят многие вещи. В насущных вещах – товарах, продуктах, услугах – люди прежде
всего ценят качество. А качество достигается многими факторами один из которых
стандарт. В последнее время, в связи с тем что мировая экономика развивается по
принципам географического разделения труда, интеграции и глобализации, важна
роль институтов стандартизации ведущих стран мира. Взаимодействие этих
институтов дает в целом положительный экономический эффект.
Переход России к рыночной
экономике определил новые условия для деятельности и отечественных фирм,
предприятий и организаций, не только на внутреннем рынке, но и на внешних.
Право предприятий на
самостоятельность, не означает вседозволенность, а заставляет изучать, знать и
применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры».
Международное
сотрудничество по любым направлениям и на любым уровне требует гармонизации
этих правил международными и национальными нормами с целью проведения
согласованной деятельности в области стандартизации.
Механическое перенесение
опыта зарубежных коллег в отечественные условия, невозможно, но специалистам
необходимо знать его и иметь достаточно широкий кругозор, чтобы творчески подходить
к выработке и принятию новых прогрессивных решений, позволяющих производить продукцию,
услуги, реализовать их в стране или за рубежом на должном уровне.
Целью данного курсового
проекта является рассмотрение работы различных организаций по стандартизации в
странах Европы.
Мы рассмотрим какие
организации являются национальными организациями по стандартизации в своих странах,
какие региональными. Рассмотрим историю их образования, организационную
структуру. Выделим какие организации являются государственными, какие частными,
некоммерческими, их цели и задачи. Как негосударственные организации взаимодействуют
с государством. Чем занимаются эти организации: либо это принятие национальных стандартов,
либо составление и принятие национальных стандартов. Их взаимодействие с международными
организациями.
1
История
развития стандартизации
Ещё в древнем Египте при
строительстве пользовались кирпичами постоянного, "стандартного"
размера; при этом специальные чиновники занимались контролем размеров кирпичей.
Замечательные памятники греческой архитектуры - знаменитые храмы, их колонны,
портики собраны из сравнительно небольшого числа "стандартных"
деталей. Древние римляне применяли принципы стандартизации при строительстве
водопроводов - трубы этих водопроводов были постоянного размера.
В средние века с
развитием ремесел методы стандартизации стали применяться все чаще и чаще. Так,
были установлены единые размеры ширины тканей, единое количество нитей в ее
основе, даже единые требования к сырью, используемому в ткацком производстве.
В 1785 году французский
инженер Леблан изготовил партию ружейных замков - 50 штук, каждый из которых
обладал важным качеством - взаимозаменяемостью, и его можно было использовать в
любом из ружей без предварительной подгонки. Во второй половине XIX века работы
по стандартизации проводились почти на всех промышленных предприятиях.
Благодаря внутризаводской стандартизации изготовляемых изделий стала возможной
рационализация процессов производства; основная цель, которую при этом
преследовали предприниматели, - получение более высоких прибылей.
Стандартизация развивалась, прежде всего, внутри отдельных фирм, отдельных
предприятий. Однако в дальнейшем, по мере развития общественного разделения
труда, все большее значение начинала приобретать стандартизация национальная и
лаже международная.
В 1891 году в Англии, а
затем и в других странах была введена стандартная резьба Витворта (с дюймовыми
размерами), впоследствии замененная в большинстве стран резьбой метрической. В
1846 году в Германии были унифицированы ширина железнодорожной колеи и сцепные
устройства для вагонов; в 1869 году там же был впервые издан справочник,
содержащий размеры стандартных профилей катаного железа. В 1870 году в ряде
стран Европы были установлены стандартные размеры кирпичей. Эти первые
результаты национальной и международной стандартизации имели огромное
практическое значение для развития производительных сил. Однако это были лишь
первые шаги. В одной только Германии из-за наличия на её территории большого
числа маленьких государств имелось, как отмечал Энгельс, столько типов мер и
весов, сколько дней в году.
Единицы измерения
устанавливались случайно: например, "локоть" соответствовал длине
скипетра Генриха I; широко распространенная во многих странах единица длины
"фут" соответствовала длине ступни Карла Великого. Поиски более
обоснованных единиц измерения начались давно. Так, уже в 1790 году во Франции
была создана единица длины "метр", равная десятимиллионной части
четверти длины земного меридиана. Однако прошло 85 лет, прежде чем первые 17
государств, принявшие участие в Международной метрической конвенции в 1875 году
в Париже, согласились принять в качестве единицы измерения длины метр.
Метрическая конвенция и создание Международного бюро мер и весов явились
важными вехами на пути научно-технического прогресса.
На исходе XIX века и в
начале XX века были достигнуты большие успехи в развитии техники,
промышленности и концентрации производства. В связи с этим в наиболее развитых
странах появилось стремление к организованной национальной стандартизации, в
большинстве случаев завершившееся созданием национальных организаций по
стандартизации. Так, в 1901 году в Англии был создан Комитет стандартов,
главной задачей которого было содействие усилению экономического могущества
Британской империи путем разработки и внедрения стандартов на сырье,
промышленные изделия, военную технику.
Усиленная милитаризация
многих стран в начале XX столетия требовала производства большого количества
вооружений при обязательном соблюдении принципа взаимозаменяемости; эту задачу
можно было решить только с помощью стандартизации. Поэтому не удивительно, что
во время первой мировой войны и сразу после нее было основано несколько
национальных организаций по стандартизации, например в Голландии (1916 г.), в Германии ( 1917 г.), во Франции, Швейцарии и США (1918 г.).
После первой мировой
войны стандартизация стала все больше восприниматься как объективная
экономическая необходимость. В это время организации по стандартизации были
созданы в Бельгии и Канаде (1919 г.), Австрии (1920 г.), Италии, Японии и Венгрии (1921 г.), Австралии, Швеции, Чехословакии (1922 г.), Норвегии (1923 г.), Финляндии и Польше (1924 г.), Дании (1926 г.) и в Румынии ( 1928 г.).
С развитием
монополистического капитализма стандартизация начала развиваться также и в
международном масштабе. Постоянное расширение международного товарообмена и
необходимость более тесного сотрудничества в области науки и техники привели к
основанию Международной ассоциации по стандартизации (ИСА). В 1939 году работа
ИСА была прервана второй мировой войной.
В 1943 году в рамках
Организации Объединенных Наций был создан Координационный комитет по вопросам
стандартизации с бюро в Лондоне и Нью-Йорке.
В 1946 году в Лондоне
была основана Международная организация по стандартизации (ИСО), в состав
которой вошли 33 страны. В настоящее время ИСО является одной из самых крупных
международных технических организаций (её члены - 91 страна).
Помимо ИСО работы по
стандартизации широко ведутся и во многих других международных и региональных
организациях по стандартизации. Например, в рамках Европейского объединения
угля и стали была создана в 1953 году Координационная комиссия по стали,
которая уполномочена разрабатывать так называемые европейские стандарты для
шести стран (ФРГ, Франции. Бельгии, Голландии, Италии, Люксембурга), являющихся
членами этого объединения. На совещании в Париже в марте 1961 г. из представителей национальных организаций по стандартизации стран, принадлежащих к
Европейскому экономическому сообществу, Европейскому обществу свободной
торговли, а также к Комиссии по общему рынку, был создан Комитет европейской
координации стандартов. В задачу Комитета входит разработка общих стандартов
для стран, входящих в Европейское экономическое сообщество и в Европейское
общество свободной торговли. В составе этого Комитета имеется много рабочих
групп, главным образом по таким отраслям промышленности, как металлургия,
строительство, текстильная промышленность, судостроение, нефтяная
промышленность и др. /1/.
2
Национальные
организации по стандартизации в странах Европы
2.1 Британский
институт стандартов
Рисунок 2.1 – Логотип BSI
Британский институт
стандартов (BSI) создан в 1901 г. по инициативе обществ инженеров-механиков,
инженеров-судостроителей, инженеров-электриков и инженеров-металлургов. Это
независимая организация, действующая в соответствии с уставом, принятым в 1929 г. и пересмотренным в 1981 г.
Основные функции BSI —
координация деятельности по разработке стандартов на основе соглашения между
всеми заинтересованными сторонами и принятие стандартов.
Высший законодательный
орган — Генеральная конференция созывается один раз в год для заслушивания
отчета о работе BSI, избрания президента и его заместителей, назначения финансовых
ревизоров.
Высший исполнительный
орган — Управляющий совет, подотчетный Генеральной конференции, руководит
работой института и контролирует его деятельность посредством подчиненного ему
Финансового комитета).
В состав BSI входят
коллективы и частные лица/2/.
Разрабатывают
национальные стандарты рабочие органы BSI — технические комитеты (около 3,5
тыс.). Курируют эту работу комитеты по стандартизации, подчиняющиеся отраслевым
советам по стандартизации.
Информационным
обеспечением стандартизации и ее распространением занимается центральная
справочная служба, посредством автоматизированной системы «Standardline»,
которая организована с учетом участия BSI в деятельности ИСО и является частью Международной
организации по стандартизации (ИСОНЕТ).
Система «Standardline»
оперативно предоставляет информацию о стандартах, дополнениях и изменениях в
них, дату принятия или отмены стандарта, делает копию документа. Имеет доступ к
банкам данных других стран и является абонентом 50 национальных информационных
систем. Абоненты «Standardline» представлены более 30 странами.
Служба PERINORM создана в
сотрудничестве с германской и французской национальными организациями по
стандартизации. Ее банк данных представляет информацию по стандартам трех
стран, международным стандартам ИСО и Международной электротехнической комиссии
(МЭК), региональным стандартам Европейского комитета по стандартизации (СЕН) и Европейского
института по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК).
Финансовые аспекты
деятельности BSI контролирует Финансовый комитет, который анализирует и
оценивает работу каждого подразделения института, представляет Совету
директоров заключение о целесообразности реализации наиболее дорогостоящих
программ и перспективных планов. Кроме стандартизации BSI возглавляет работы по
управлению качеством и по сертификации. Вопросами качества и сертификации
руководит Совет по обеспечению качества, подчиняющийся Управляющему совету.
BSI имеет испытательный
центр, который проводит испытания серийной продукции широкого диапазона. BSI издает
«Регистр фирм, выпускающих и продающих продукцию» — справочник по фирмам,
продукция которых соответствует национальным стандартам /3/.
2.2 Французская
ассоциация по стандартизации
Рисунок 2.2 – Логотип
AFNOR
В 1918 г. правительственным декретом во Франции была учреждена Постоянная комиссия по стандартизации,
задачей которой было изучение возможностей унификации типов изделий в области
машиностроения. Эта комиссия проделала большую работу, однако по причине
недостатка средств и других трудностей была вынуждена прекратить свою
деятельность.
В 1926 г. создана Французская ассоциация по стандартизации (AFNOR) как частная некоммерческая
организация - головная в стране по вопросам стандартизации.
24 апреля 1930 г. французским правительством учрежден Высший совет по стандартизации, распущенный в мае 1941 г. в связи с реорганизацией работ по стандартизации. Вместо Высшего совета по стандартизации на
основании закона от 24 мая 1941 г. введена должность Комиссара по
стандартизации, представляющего правительство во Французской ассоциации по
стандартизации (AFNOR).
В качестве органа
национальной ориентации, координации, регулирования и контроля в области
стандартизации, а также связующего звена с Министерством промышленности и
исследований и другими министерствами правительственным декретом от 26 января
1984г. создан Высший совет по стандартизации при министерстве промышленности.
Согласно декрету Высший
совет должен определять ведущие направления работ с учетом потребностей
национальной экономики и международной конъюнктуры, выступать в роли
консультанта по вопросам разработки ежегодных общих программ по стандартизации
и утверждать эти программы. В начале 1991 г. система управления национальной стандартизации претерпела серьезную трансформацию, вызванную необходимостью
адаптации к изменениям, происходящим в сфере международной и западноевропейской
стандартизации.
Реформа французской
стандартизации начата по инициативе министра промышленности. По его запросу в 1989 г. подготовлен доклад о состоянии французской стандартизации в свете перехода к единому
европейскому рынку.
После тщательного анализа
в качестве основных задач, сохраняющих главные направления реформы 1984 г., определены:
·
активизация
участия предприятий, особенно средних и мелких, в стандартизации, в том числе,
за счет налоговых льгот;
·
развитие
корпоративных механизмов стандартизации и сертификации, координация и упрощение
национальной системы стандартизации;
·
усиление участия
Франции в европейской стандартизации.
В результате реформы 1991 г. организационно-функциональная структура системы национальной стандартизации Франции и
соответственно AFNOR претерпели существенные изменения.
В рамках реформы
упразднены Высший совет по стандартизации и пост Комиссара по стандартизации.
Одновременно была создана межминистерская группа по стандартизации и назначен
межминистерский уполномоченный по стандартизации, что отражает усиливающуюся
заинтересованность государственных органов в расширении участия в
стандартизации, охватывающей практически все сферы экономической деятельности.
Одной из функций членов группы является, например, контроль в рамках
соответствующего министерства за использованием стандартов. При этом
реорганизацию не следует понимать как усиление давления и контроля со стороны
государства, что противоречило бы в принципе целям и задачам предпринятой
реформы.
Предполагается дальнейшее
развитие отношений взаимопонимания и сотрудничества между государством и
органами по стандартизации.
AFNOR возглавляется
Административным советом, состоящим из представителей министерств, бывших
президентов Ассоциации, а также членов, избираемых Генеральной ассамблеей
AFNOR. Административный совет выбирает президента и вице-президента AFNOR,
которые составляют бюро административного совета. Административный совет
собирается не менее 4 раз в год, его решения принимаются большинством голосов.
Генеральный директор
AFNOR участвует в работе Административного совета с правом консультативного
голоса.
Штат AFNOR (включая две
дочерние организации - AFNOR CERTIFICATION, основанную в июле 2000 г., и CAP AFNOR - учебно-консультативную фирму, образованную в 2002 г.) состоит из 640 сотрудников. Однако в целом по стране к работе по стандартизации привлечено
свыше 30 тыс. консультантов и экспертов, работающих на предприятиях, в
организациях, научных центрах, лабораториях и т.п. AFNOR имеет 7 региональных
филиалов на территории страны.
Членами AFNOR могут быть
государственные, общественные и частные организации. Все члены подразделяются
на три категория: ассоциированные, полноправные и почетные.
В настоящее время членами
AFNOR являются 3000 компаний и других заинтересованных организаций /4/.
На AFNOR , как
национальную организацию по стандартизации - возложены следующие функции:
· организация, руководство и
координация деятельности по стандартизации;
· определение потребностей в новых
стандартах, регистрация заявок на стандарты;
· разработка и утверждение национальных
стандартов;
· продажа, распространение и пропаганда
стандартов Франции, контроль за их внедрением;
· составление ежегодных программ работ
по стандартизации с учетом национальных приоритетов, определяемых государственным
планом экономического развития;
· проведение работ по сертификации,
контролю качества, метрологии, обучению и подготовке специалистов;
· представление Франции в международных
организациях по стандартизации;
соответствия стандарту);
· управление национальным знаком
соответствия AFNOR (NF) /3/.
Существенную
экономическую поддержку национальной стандартизации во Франции оказывает
правительство и промышленность. Французские промышленные круги придают большое
значение стандартизации и заинтересованы в укреплении национальной системы
стандартизации, так как это усиливает их экономические позиции в конкурентной
борьбе с другими странами Западной Европы. Годовой бюджет AFNOR составляет 80
млн. евро. Важным источником финансирования AFNOR являются членские взносы,
доходы от проведения экспертиз, испытаний, сертификации и аккредитации, от
продажи публикаций и предоставления других услуг, в том числе организации
обучения.
В рамках национальной
системы стандартизации Франции действует 31 отраслевые бюро по стандартизации
(BN), которые утверждаются государственными органами по представлению
Административного совета AFNOR.
Процедура подготовки и
утверждения французских национальных стандартов состоит из четырех
последовательных стадий:
1) планирования,
включающего определение, оценку потребностей в принятии нового стандарта и
организацию соответствующих работ;
2) технической разработки
стандарта в комиссиях по стандартизации, либо в более ограниченных по составу
группах экспертов с последующим его одобрением комиссией по стандартизации;
3) рассмотрения стандарта
на уровне AFNOR даже при наличии отраслевого бюро по стандартизации.
Продолжительность этой стадии - 2,5 месяца;
4) утверждения стандарта
Генеральным директором AFNOR; регистрации и публикации. Продолжительность этого
этапа составляет не менее 3 месяцев, по истечении которых утверждаемый стандарт
становится доступным всем заинтересованным лицам.
AFNOR является членом ИСО
с момента создания организации в 1947 г. В настоящее время ведет секретариаты
19 ТК и 62 ПК ИСО /4/.
2.3 Немецкий институт стандартов
Рисунок 2.3 – Логотип DIN
В 1917г. Был создан
Комитет нормалей для общего машиностроения, что считается датой возникновения
национальной системы стандартизации в Германии. Комитет дважды менял название:
в 1926 г. – Германский комитет стандартов и в 1975 г. – Немецкий институт стандартизации ( DIN). С 1990 г. Немецкий институт стандартизации стал
национальной организацией по стандартизации Германии.
Страницы: 1, 2, 3
|