Курсовая работа: Проектирование и исследование механизма двигателя внутреннего сгорания
R43 = -R43 = mF (ев) = 40 * 21 = 840 н.
5.2. Силовое исследование группы
начального звена для положения рабочего хода (10-ое положение коленвала)
5.2.1.
Строим расчетную схему группы начального звена.
К
начальному звену приложены силы: в точке С – R32 = 2280 н.
В точке Sк вес Gк = mк * q =
10,5 * 9,8 = 102,9н.
Тут же
сила инерции кривошипа Fик направленные к точкам С:
Fик = - mк * аsк
= -10,5 * 587 = -5870 н.
5.2.2.
Уравновешивающий момент Ту – момент сил сопротивления. Направление Ту
по часовой стрелке – всасывание.
5.2.3. Уравнение равновесия моментов относительно оси О вращения
кривошипного вала всех сил, действующих на начальное звено:
То(R32) + То (Gr) + То(Fuк) + То(R12) + Ту = 0.
Моменты
сил инерции Fик и FикVII кривошипов и реакции R12 стойки на кривошип равны нулю, т.к. линии действия этих сил
проходят через ось вала О.
- R32h1 – R52he + Tу = 0, Tу = R32h1 + R52h2.
Измеряя
длины отрезков на чертеже и учитывая масштаб чертежа: h1 = 0,064 м ; h2 = 0,054м.
Ту
= 2280 * 0,064 + 3480 * 0,054 = 332 мм.
5.2.4. Если
вращательное движение передаётся при помощи зубчатой передачи, то Ту
создаётся уравновешивающей силой Fу , величину которой надо определить.
После
чего можно определить реакцию R12.
Fу = Ту/h3 = 332/ 0,092 = 3608 н.
5.2.5.
Векторное уравнение равновесия сил, действующих на начальное звено:
Gк + Fик + R32 + GкVII + FикVII + R52 + R12 + Fу = 0; R12 = mF (la).
5.3 Определение уравновешивающей силы
Fу способом рычага Жуковского (10-ое
положение коленвала)
5.3.1.
Строим в масштабе m L
= 0,001 м/мм кинематическую схему исследуемого двухцилиндрового двигателя, к
звеньям которого приложены силы :
в точке
В – сила F4 = -1724,5 н.
в точке Sk – вес кривошипа Gk = 102,9 н и сила инерции Fик = 5870 н.
в точке Sш – вес шатуна Gш = 46,06 н.
в точке
Тш – сила инерции шатуна Fuш
= -7426 н.
5.3.2. В
рассматриваемом положении - j = 3000 (такт всасывания) в первом цилиндре, сжатие
во 2ом двигатель не отдаёт, а получает энергию. Поэтому линия
действия и направление силы Fу – будет линия зацепления N’’N’’, а направление по направлению скорости точки N’’.
5.3.3.
Для определения величины силы Fу строим повёрнутый ( на 900
) план скоростей. План скоростей строим в масштабе m v = 0,1779 м/с/мм.
(рс) = Vc/mv = 12,45/0,1779 = 70,3 мм,
(рв) = Vв10/mv = - 11,5/0,1779 = -64,9 мм,
(рSк) = (рс) ек/r = 70,3 * (0,025/ 0,07) = 24,9 мм,
(сSш) = (св) LcSш/Lcв = еш/l = 36 * ( 0,075/0,25 ) = 10,8 мм,
( сtш) = (св) Lcтш/Lcв = 36 * (0,096/0,25 ) = 9,8 мм,
( рm1) = w * rв1/m v = 177,9 * 0,064/ 0,1779 =
64 мм.
5.3.4. Переносим внешние силы. Согласно теореме Н.Е.
Жуковского о жёстком рычаге : сумма моментов относительно точки р – полюса
повёрнутого плана – всех сил, перенесённых параллельно самим себе в одноимённые
точки повёрнутого плана, равняться нулю.
Тр
( Gк ) + Тр ( Fuk ) + Тр ( Gш ) + Тр ( F4 ) + Тр ( Fuш ) + Тр ( Fу ) = 0;
Тр (
Fuk ) = 0 т.к. линия действия через
полюс Р
Gш h1 + F4 h2 + Fuш
h3 + Gк h4 - Fу
h5 = 0.
Замеряем
на повёрнутом плане скоростей длины плеч:
h1 = 22 мм; h2 = 22 мм; h3 = 61 мм; h4 = 57 мм;
При
силовом исследовании группы начального звена мы получили:
Fу = ( Gш h1 + F4 h2 + Fuш h3 + Gк h4 )/ h5 =
= (
46,06 * 22 + 1724 * 22 + 7426 * 61 + 102,9 *
57)/67 = 5164 н.
Расхождение
результатов: (5201 – 5164)/5201 = 0,0105 = 1,05 %; расхождение до 5%.
6.
Смещенное зацепление зубчатой пары
6.1
Выбор коэффициентов смещения исходного контура
6.1.1.
Общее передаточное число передачи:
Uо = nд * nм = 1700/347 = 4,8.
Частное
передаточное число зубчатой пары
Uп = Uо/Uпл =4,8/3,2 = 1,5.
6.1.2.
Число зубьев z1 ведомого колеса:
Z1 = Z2 Uп = 26 . 1,5 = 17.
Принимаем
Z1 = 17.
6.1.3.
Окончательно:
Uп = Z2/Z1 = 26/17 = 1,5.
Uо = Uп * Uпл = 1,5 . 3,2 = 4,8.
nм = nн * nд / Uо = 1700/4,8 = 354,16об/мин.
6.1.4.
Число оборотов ведомого колеса зубчатой пары:
n2 = nд/Un =
1700/1,5 = 1133,3 об/мин.
6.1.5. Для колес закрытой передачи выбираем систему
коррекции профессора В. Н. Кудрявцева.
для колес Z1 = 17 и Z2 = 26; X1 = 0,898, X2 = 0,517;
6.2
Расчет основных геометрических параметров
6.2.1.
Делительное межосевое расстояние – а = 0,5(Z1 + Z2)mп = 0,5(17 + 26)8 = 172 мм.
6.2.2.
Коэффициент суммы смещений – Xe = X1 + X2
= 0,898 + 0,517 =
1,415.
6.2.3.
Угол зацепления - an
inv
aw = (2Xe * tga)/(Z1 +
Z2) + inva = (2 . 1,415 .
0,36397) /(26 +
17) + 0,014904 = 0,38868.
l - угол профиля зуба рейки a = 200 ;cos200 = 0,93969; tg200 = 0,36397; inva = inv200 = 0,014904.
По
таблице находим aw =
2608’; cosaw = 0,8895; sinaw = 0,3971; tgaw = 0,432.
6.2.4.
Межосевое расстояние - аw
aw = (Z1 + Z2) * mп/2 * cosa/cosaw = (17 + 26)8/2 . 0,93969/0,8895 = 181,632 мм.
6.2.5.
Расчет диаметров зубчатых колес:
а)
делительные диаметры:
d1 = Z1 * mп = 17 .
8 = 136 мм.
d2= Z2*mп
= 26 .
8 = 208 мм.
б)
начальные диаметры:
dw1 = 2aw/Un+1 = 2 .
181,632/1,5 + 1 = 145,3 мм.
dw2= 2aw * Un/Un +1 = 2 .
181,632 .
1,5/1,5 + 1 = 217,9 мм.
в)
коэффициент воспринимаемого сечения – Y
Y=(аw – а)/mn = 181,632 – 172/8 = 1,204.
г)
коэффициент уравнительного сечения -DY
DY= Хå - Y =
1,415 – 1,204 = 0,211.
д)
диаметр вершин зубьев:
da1 = d1 + 2(h*a+ x1 - DY)mп = 162,99 мм.
da2 = d2 + 2(h*a + x2 - DY)mп = 224,89 мм.
е)
диаметр впадины:
df1 = d1 – 2(h*a + C* - x1)mп = 130,3 мм.
df2= d2– 2(h*a + C* - x2)mп = 196,2 мм.
ж)
основные диаметры:
dв1 = d1cosa = 136 . 0,93969 = 127,7 мм.
dв2 = d2cosa = 208 . 0,93969 = 195,7 мм.
6.2.6.
Шаг зацепления – P
P = pm = 3,14 . 8 = 25,15 мм.
6.2.7.
Основной окружной шаг – Pв
Pв = P . cosa =
25,15 . 0,93969 = 23,6 мм.
6.2.8.
Глубина захода зубьев – hd
hd = (2h*a - DY)mп = ( 2 . 1 – 0,211)8 =
14,3 мм.
6.2.9.
Высота зуба – h
h = (2h*a + C* - DY)mп = (2 . 1 + 0,25 – 0,211)8 = 16,31 мм.
6.2.10.
Высота головок и ножек зубьев:
а)
высота делительной головки шестерни – ha1:
ha1 = (h*a + x1 - DY)mп = ( 1 + 0,898 – 0,211)8 = 13,49 мм.
б)высота
делительной головки колеса – ha2:
ha2 = (h*a + x2 - DY)mп = (1 + 0,517 – 0,211)8 = 10,44 мм.
в)
высота делительной ножки шестерни – hf1:
hf1 = (h*a + C* - x1)mп = (1 + 0,25 – 0,898)8 = 2,81 мм.
г)
высота делительной ножки колеса – hf2:
hf2 = (h*a + C* - x2)mп = (1 + 0,25 – 0,517)8 = 5,86 мм.
д)
высота начальной головки шестерни – haw1:
haw1 = 0,5(da1 – dw1)
= 0,5( 162,99 – 145,3 ) = 8,84 мм;
е)
высота начальной головки колеса – haw2:
haw2 = 0,5(da2 – dw2)
= 0,5( 228,8 – 217,9 ) = 5,49 мм.
ж)
высота начальной ножки шестерни – hwf1:
hwf1 = 0,5(dw1 – df1)
= 0,5( 145,3 – 130,3 ) = 7,5 мм.
з)
высота начальной ножки колеса – hwf2:
hwf2 = 0,5(dw2 – df2)
= 0,5( 217,9 – 196,2 ) = 10,8 мм.
6.2.11.
Окружная толщина зуба:
а)
делительная толщина зуба шестерни – S1:
S1 = pmп/2 + 2x1mпtga = (3,14 * 8)/2 + 2 *
0,898 * 8 * 0,36397 = 17,7 мм.
б)
делительная толщина зуба колеса – S2:
S2 = pmп/2 + 2x2 mпtga = (3,14 * 8)/2 + 2 *
0,517 * 8 * 0,36397 = 15,57 мм.
в)
начальная толщина зуба шестерни – Sw1:
Sw1 = dw1(p/2Z1 + 2X1 * tga/Z1 +inva - invaw) = 15,11 мм.
г)
начальная толщина зуба колеса – Sw2:
Sw2 = dw2(p/2Z2 + 2X2 * tga/Z2 +inva - invaw) = 11,007 мм.
6.2.12.
Проверка величин Sw1 и Sw2:
Sw1 + Sw2 = Pw = pdw1/Z1 = pdw2/Z2
Sw1 + Sw2 = 15,11 + 11,007 = 26,11 мм.
pdw1/Z1 = 3,14 * 145,3/17
= 26,8 мм.
pdw2/Z2 = 3,14 * 217,9/26 = 26,3 мм.
6.2.13.
Проверка величин ha
и hf:
h = ha1 + hf1 = 13,49 + 2,81 = 16,3 мм.
h = ha2 + hf2 = 10,44 + 5,86 = 16,3 мм.
h = hwa1 + hwf1 = 8,84 + 7,5 = 16,3 мм.
h = hwa2 + hwf2 = 5,49 + 10,85 = 16,3 мм.
6.2.14.da1 + df2
= da2 + df1;
162,99 +
196,2 = 224,89 + 130,3 .
356,19 =
359,19.
7. Построение эвольвентного
смещенного зацепления цилиндрических колес Z1 и Z2 и его исследование.
7.1 Вычерчивание профилей (смотреть
методические указания часть III “Проектирование и исследование сложной зубчатой передачи” )
О1
М1 = rв1 =
63,85 мм; О2 М2 = rв2 = 97,7 мм;
7.2
Длина линии зацепления
7.2.1.
Длина линии зацепления – q мм.
q = М1М2
= М1W + WМ2 = rw1 sinan + rw2 sinan ;
q = аw sinan = 181,6 . 0,456 = 82,83
мм;
При
замере длины отрезка на чертеже получаем :
(М1М2)
= 83 мм. mL = 1 мм/мм;
q = mL ( М1М2)
= 1 * 83 = 83 мм.
М1W = rw1 sinan = 33,13 мм,
М2W = rw2 sinan = 49,68 мм,
7.2.2.
Длина активной линии зацепления qa .
qa = L1L2 = М1L2 + М2L1 – М1М2.
qa = L1L2 = M1L2 + M2L1 + M1M2; qa = Ö rа12 – rв12 + Ö rа22 – rв22 - g ;
qa = 50,9 + 58 – 8283 = 26,07 мм.
При
замере длины отрезка на чертеже получаем:
(L1L2) = 26мм; qa =ma(L1 L2) = 1 . 26 = 26 мм.
Длина
дополюсной части активной линии зацепления:
qt = L1W = M2L1 – M2W
= 58 – 49,68 = 8,32 мм.
Длина
заполюсной части активной линии зацепления:
qa = L2W = M1L2 – M1W
= 50,9 – 33,13 = 17,77 мм.
7.3
Активный профиль зуба
Слагается из профиля головки и части
профиля ножки. Остальная часть ножки в зацеплении не участвуют, т.к. с
сопряженным профилем она не участвует. Определение активных профилей смотри в
методических указаниях, часть III.
7.4
Угол ja торцового перекрытия и дуга зацепления
7.4.1. Ð а1о1а2
= ja1 ;
Ð в1о2в2
= ja2 ;
ja1 = qa/ rв1 =
26,07/63,85 = 0,408 рад = 240 35’.
ja2
= qa/ rв2 = 26,07/97,7 = 0,266 рад = 15037’.
7.4.2.
Основные дуги зацепления :
а1а2
= Sв1 = qa; в1в2 = Sв2 = qa;
Начальные
дуги зацепления: для первого колеса – дуга АL1AL2 , для второго колеса - дуга ВL1ВL2 .
7.5.
Определение коэффициента Еa торцового перекрытия
7.5.1. Еa = ja1/t1 = ja2/t2
; Еa = qa/р . cosa = 26,07/25,15 . 0,93969 =
0,133.
7.8.
Коэффициент Ã удельного давления
7.8.1.
Он характеризует контактную прочность зубьев: Ã = m/rnp, где m – модуль зацепления; rnp – приведённый радиус кривизны в точке
касания профиля.
7.8.2.
Для наружного зацепления:
à = m(r1 + r2)/r1r2; r1
= М1k ; r2 = М2k;
r1 + r2 = М1k + М2k = М1М2 = q; Ã = mq/r1(q - r2);
q – длина линии
зацепления; q = 83мм; m – модуль зацепления; m = 8 мм.
à = 664/r1(83
- r1);
7.8.3.
По вычисленным значениям Ã строим график функции Ã = ò3 (x). Построение смотреть
в методических указаниях часть III.
7.9.
Проверка на заклинивание
7.9.1. rа2 < О2М1 .
(
О2М1)2 = аw2 + rв12 - 2 аw rв1соsan;
rа2 = Ö аw2 + rв12 - 2 аw rв1соsan ;
7.9.2.
Для проектируемой передачи:
rа2 = 114,44 мм; аw = 181,632 мм; rв1 = 63,85 мм; соsan = 0,895;
rа < Ö 181,632 + 63,852 – 2 . 181,632 .
0,89 . 63,85;
rа < Ö 16421,1;
r2 < 128,14; 114,4 < 128,14;
7.10.
Усилия, действующие в зацеплении
Т1
= N/w1 ; где
М1
– момент на колесе z1в мм
N – передаваемая
зацеплением мощность в вm
w1 – угловая
скорость колеса z1 в рад/с
N = 15600Вт; w1 = 177,9 рад/с;
Т1
= N /w1 =
15600/177,9 = 87,68 нм.
Окружное
усилие – Рt:
Рt 1-2 = - Рt 2-1 = 2Т1/dw1 = 2 . 87,68/145,3 = 1,2 н.
Радиальное
усилие Рa 1-2 = - Рa 2-1 = Рt 1-2 tgan = 1,2 . 0,3639 = 0,45 н.
aw =
2608’; соsaw
= 0,8895; tgaw = 0,4322;
Нормальное
усилие – Рн : Рn 1-2 = - Pn 2-1 = Pt 1-2/ соsaw =1,2/0,8895 = 1,36 н.
Таблица
5
Точка на отрезкеМ1М2
|
Х,мм |
r1 ,нн
|
83 - r1 ,нн
|
r1 (83 - r1 )
|
à = 664/r1 (83 - r1 )
|
К0 ( М1 )
|
0 |
0 |
83 |
0 |
Беск. |
К1
|
69 |
69 |
76,1 |
525,09 |
1,26 |
К2
|
13,8 |
13,8 |
69,2 |
954,9 |
0,69 |
К3
|
20,7 |
20,7 |
62,3 |
1289,6 |
0,51 |
К4 (L1)
|
25 |
25 |
58 |
1450 |
0,45 |
К5
|
33 |
33 |
50 |
1500 |
0,44 |
К6
|
41,4 |
41,4 |
41,6 |
1722,2 |
0,38 |
К7(W)
|
50 |
50 |
33 |
1650 |
0,402 |
К8
|
55,2 |
55,2 |
27,8 |
1534,5 |
0,432 |
К9
|
62,1 |
62,1 |
209 |
1297,8 |
0,51 |
К10
|
69 |
69 |
14 |
966 |
,687 |
К11
|
75,9 |
75,9 |
6,9 |
523,7 |
1,267 |
К12
|
83 |
83 |
0 |
0 |
Беск. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|