Курсовая работа: Изучение и разработка оборудования для заправки холодильных агрегатов компрессионного типа маслом и хладагентом
Кривые
зависимости остаточного давления от длительности вакуумирования показаны на
рис. 2.2
Рис. 2.2 Зависимость
остаточного давления от длительности вакуумирования:
а – первичного;
б – вторичного; 1 – в конденсаторе; 2 – в агрегате; 3 – в кожухе
Оборудование для вакуумирования и
заправки:
1 вакуумный насос
2 галоидный течеискатель
1
заправочная
станция
2
заправочный
цилиндр
3
манометр
4
Электронное
смотровое стекло
5
Механический
термометр
6
Термостат
7
Электронные весы
и дозаторы
8
Щипцы-проколка
Первичное вакуумирование
Операцию ведут до остаточного давления
10 мм рт.ст., после чего в агрегат вводят 60-80 г хладона для получения
воздушно-фреоновой смеси. Как уже указывалось, вакуумирование с промежуточным
заполнением агрегата небольшой дозой хладона и последующим вторичным
вакуумированием обеспечивает низкое остаточное давление воздуха в агрегате.
Проверка агрегата на герметичность
Наличие в агрегате фреона при
отсутствии в нем масла позволяет эффективно проверить герметичность при помощи
галоидного течеиспускателя. Проверку ведут в специальной кабине, имеющей
приточно-вытяжную вентиляцию. Агрегат желательно предварительно подогреть, что
улучшит условия обнаружения течи.
Вторичное вакуумирование
Перед вакуумированием агрегата
откачивают воздушно-хладоновую смесь. Для этого используют холодильный
компрессор, выпуская хладон в атмосферу либо ресивер. Откачку хладона ведут до
остаточного давления примерно 0,1 ати, после чего оставшуюся воздушно-фреоновую
смесь вакуумируют до остаточного давления не более 20 ати. Это будет
соответствовать наличию в агрегате воздуха с остаточным давлением 0,08-0,1 ати.
Такое вакуумирование агрегата не вызывает затруднений и обеспечивается в
течении нескольких минут.
Заполнение агрегата маслом и фреоном
Вначале агрегат заполняют маслом,
затем после включения мотор-компрессора – хладоном. Количество масла и хладона
должно в основном соответствовать нормам, рекомендуемым
заводами-изготовителями, однако в каждом отдельном случае они должны
корректироваться.
Определение необходимой дозы
смазочного масла
В настоящее время при ремонте холодильных
агрегатов бытовых холодильников масло заменяют путем слива отработанного и
заправки нового, предварительно взвешенного. Однако применение такого метода
приводит к значительным потерям хладонового масла.
Рекомендуется дозирование
осуществлять в установившемся режиме в соответствии с максимальным
противодавлением с предварительной выдержкой агрегата и масла в режиме
максимальных эксплуатационных температур и подачей в течение всего времени
выдержки на обмотки встроенного электродвигателя стабилизированного напряжения,
равного половине номинального. Причем дозирование заканчивают при стабилизации
потребляемой мощности в соответствии с требованиями стандарта.
3. Конструкторский раздел
3.1 Принципиальные схемы и
описание применяемого оборудования
Значительное
количество на мировом рынке холодильников и морозильников приводит к
необходимости улучшения технического обслуживания их при эксплуатации.
Бытовую
холодильную технику в основном (до 95 %) ремонтируют на дому у владельцев. При
определении дефектов используется портативная диагностическая аппаратура, а при
выполнении ремонта помимо стандартного инструмента и приспособлений — еще
малогабаритное оборудование.
Созданы
специальное оборудование и аппаратура для диагностики неисправностей и проверки
качества работы отремонтированной бытовой холодильной техники. Применение
современных диагностических и измерительных приборов позволяет повысить
качество ее ремонта и с большой точностью диагностировать причины отказов при
эксплуатации.
Для
восстановления неисправных сборочных единиц холодильной бытовой техники
организованы специализированные предприятия.
Оборудование и
контрольно-измерительная система таких предприятий представляют собой
технический комплекс, на котором последовательно выполняют все необходимые ремонтные
работы.
3.1.1 Устройство для заполнения холодильного
агрегата хладагентом и маслом
С помощью этого устройства
достигаются повышение точности заполнения агрегата хладагентом и уменьшение
возможности аварии.
Принцип действия устройства
следующий: паровая часть баллона 1 (см. рис.3.1) через фильтр-осушитель 2 и
редукционный клапан 3 соединена с заправочной магистралью 4, к которой через
вентиль 5 и быстросъемную муфту 7 подсоединяется холодильный агрегат 8.
Одновременно через клапан 10 магистраль 11 для отвода паров хладагента через
вентиль 9 также подключается к холодильному агрегату 8. На линии подключения
холодильного агрегата установлен манометр 6. Редукционный клапан 3 настраивают
на давление, равное давлению насыщения масла, находящегося в картере
компрессора, а клапан 10 - на давление, соответствующее температуре кипения
хладагента в испарителе в рабочем режиме.
Рис. 3.1 Схема устройства для
заполнения холодильного агрегата хладагентом и маслом:
1 - баллон; 2 - фильтр-осушитель; 3 -
редукционный клапан; 4 - заправочная магистраль;
5, 9 - вентили; 6 -манометр; 7 -
быстросъемная муфта; 8 - холодильный агрегат; 10 – клапан;
9
- магистраль для
отвода паров
Устройство работает следующим
образом. Газообразный хладагент из баллона 1 через фильтр-осушитель 2 и
редукционный клапан 3 вводят во всасывающую линию отключенного компрессора при
открытом вентиле 5 на заправочной магистрали 4 и закрытом вентиле 9 на
магистрали 11, отводящей пары хладагента, с давлением, равным давлению
насыщения масла в картере компрессора.
Дозу хладагента, насыщающую масло,
устанавливают исходя из рекомендуемого количества хладагента, заполняющего
агрегат, по паспорту холодильника.
При достижении давления в агрегате,
равного давлению в заправочной магистрали, вентиль 5 на заправочной магистрали
4 закрывается и включается герметичный компрессор холодильного агрегата 8. При
достижении максимального давления на линии всасывания компрессора открывается
вентиль 9 на линии, отводящей пары хладагента. Пары хладагента давлением выше
давления кипения хладагента в испарителе в рабочем режиме удаляются через
клапан 10 в линию, отводящую пары хладагента. Холодильный агрегат отсоединяют
по окончании обкатки холодильного агрегата.
3.1.2 Переносная
установка для вакуумирования и заполнения холодильных агрегатов хладагентом
(ПУВЗ)
Установка предназначена для
вакуумирования и заполнения хладагентом агрегатов бытовых холодильников.
Конструктивно установка выполнена с учетом возможности её переноски по цеху и
её доставки на дом к владельцам холодильников.
На каркасе
установки размещен вакуум-насос 2 (рисунок 2.20) с электродвигателем 3.
Над вакуум-насосом расположены короб со смонтированными в нем тремя вентилями,
система гидропневморазводки, а также система электроразводки и коммутации. К
основанию каркаса прикреплена дугообразная ручка, изготовленная из трубы.
К системе
гидропневморазводки подключен мановакуумметр. С правой стороны установки
находится дозатор с манометром. На дозаторе установлена стеклянная трубка с
измерительной шкалой. На дне дозатора расположен нагревательный элемент для
подогрева хладагента. К выходному штуцеру установки с помощью накидной гайки
крепится гибкий рукав с быстросъемной муфтой для подключения к баллону с
хладагентом и холодильному агрегату.
Принцип работы
установки основан на откачивании воздуха из системы холодильного агрегата и
создании разрежения с последующим заполнением системы холодильного агрегата
хладагентом из дозатора установки. При этом разрежение (вакуум) контролируется
по мановакуумметру, давление в дозаторе — по манометру, количество
заправляемого хладагента — по мерной шкале и переводной таблице. Установка и
холодильный агрегат связаны гибким шлангом с быстросъемной муфтой.
Рис. 3.2 Схема установки ПУВЗ:
1 – вентиль впуска воздуха; 2 –
вакуумный насос; 3 – электродвигатель;4, 7 – проходник;
5 – вентиль вакуумирования; 6 –
мановакуумметр; 8 – вентиль заправки холодильного агрегата, дозатора; 9 –
втулка; 10 – манометр; 11 – стравливающий клапан; 12 – дозатор.
Рис.3.3 Электрическая схемам
установки ПУВЗ:
Х1 – подключение установки в сеть
220В; F – предохранитель; Х2 – подключение
холодильного агрегата к установке; S1 – включение вакуумного насоса; М – электродвигатель; С – конденсатор; S2 – включение электронагревателя; Е -
электронагреватель
3.1.3 Стенд
СР-1
Малогабаритный
стенд предназначен для ремонта холодильных агрегатов. С помощью стенда можно
определить дефект и заполнить агрегат хладоном на дому, а также в передвижных и
стационарных мастерских.
Корпус стенда
(рис. 3.4) выполнен из листового алюминия и разделен перегородкой на два отсека.
В один отсек вставлен и закреплен блок приборов 14, в другом отсеке
расположены: баллон 10 со шлангом, мановакуумметр 13,
соединительный шнур 7 для питания стенда, шланг 11 с полумуфтой 12,
ключ специальный герметичный 9, шнур 8 подключения агрегата к
стенду.
Крышка стенда
служит для предохранения приборов от повреждения во время транспортировки.
На приборной
панели блока находятся: вольтметр 17, амперметр 15, кнопка 18
шунтирования амперметра, вентиль 19, две полумуфты агрегатные 20
и 22, предохранитель 3, сигнальная лампа 6, тумблеры 1
и 5, ручка 2 автотрансформатора, ручки 4 и 16,
розетка 21.
Внутри блока на
кронштейне закреплены автотрансформатор ЛАТР-1М и кулисный компрессор ХКВ-6.
Мановакуумметр 13
снабжен стендовой полумуфтой. Один конец соединительного шнура 8
армирован вилкой для включения в розетку стенда, а другой конец с тремя
выводами предназначен для подключения к компрессору агрегата. Проверка
агрегата на запускаемость. Включить тумблер 1, подающий напряжение
на розетку стенда. Вращая ручку 2 автотрансформатора и следя за
показанием вольтметра, установить напряжение меньше номинального, необходимого
для работы проверяемого холодильника. Включить в розетку стенда шнур
проверяемого холодильника.
Стенд
обеспечивает проведение следующих операций:
- проверку
компрессора агрегата на запускаемость при пониженном напряжении; измерение
потребляемого тока;
- подачу
повышенного напряжения 250 В при напряжении в сети 220±5 В;
- запуск
компрессора ремонтируемого агрегата без пускового реле;
- вакуумирование
агрегата в пределах 29,5-39,2 кПа (0,3-0,4 кгс/см);
- заполнение
агрегата хладоном;
- возможность
контроля дозы хладона по давлению всасывания.
Плавно повышая
напряжение, следить по вольтметру, при каком напряжении запустится проверяемый
компрессор холодильника.
Ток
контролируют после запуска проверяемого холодильного агрегата нажатием кнопки 18
и по показаниям амперметра.
Запуск агрегата
без пускового реле. Три вывода шнура 8 надеть на проходные контакты
контролируемого компрессора. Вилку шнура вставить в розетку стенда. Включить
тумблер 1 на 1-2 с. Нормальный запуск агрегата свидетельствует о
неисправности пускового реле.
При подаче на
холодильный агрегат повышенного напряжения (при напряжении в сети 220 В)
вращать ручку 2 автотрансформатора. Следя за показанием вольтметра,
установить напряжение 250 В. Присоединить к стенду проверяемый агрегат.
Включить на 1-2 с тумблер 1.
Вакуумирование.
Перед началом работы присоединить к компрессору герметичный ключ или
надеть на технологический патрубок (трубку заполнения) агрегатную полумуфту.
Установить на полумуфту 20 стенда мановакуумметр 13. Шланг 11
стенда подсоединить к агрегату. Запустить компрессор стенда, включив тумблер 5.
Открыть вентиль 19, следить за показанием мановакуумметра. После
вакуумирования вентиль 19 закрыть. Тумблер 5 выключить.
Заполнение
агрегата хладоном. Присоединить баллон к стенду, состыковав полумуфты 12
и 22. Подключить ремонтируемый холодильный агрегат к электросети.
Периодически открывая вентиль баллона, довести давление хладона по
мановакуумметру до стабильной величины 88,2-107,8 кПа (0,9-1,1 кгс/см2).
Закрыть
вентиль. Заполнение холодильного агрегата считать законченным при равномерном
обмерзании всего испарителя.
Рис. 3.4 Стенд СР-1 для ремонта холодильных агрегатов:
1, 5 —
тумблеры; 2 — ручка автотрансформатора; 3 — предохранитель; 4,16— ручки; 6 —
лампа; 7 — соединительный шнур; 8 — шнур; 9 — ключ герметичный; 10 — баллон со
шлангом; 11 — шланг; 12, 20, 22— полумуфты; 13—мановакуумметр; 14—блок
приборов; 15—амперметр; 17—вольтметр; 18—кнопка шунтирования амперметра;
19 — вентиль; 21 — розетка
Рис.3.5
Электрическая схема стенда СР-1:
R — резистор 3,9
кОм; А — амперметр со шкалой на ЗА; AT— автотрансформатор типа
ЛАТР-1М; В1, В2 — переключатели типа ТВ1-4; Кн1 — кнопка; ЛЗ — лампа типа
КМ-48-50; М — компрессор типа ХКВ-6 с пусковым реле; Пр — предохранитель на 5
А; Р— реле пускозащитное типа LS-0.8B; РШ — розетка
двухполюсная типа РД-1; В — вольтметр Э8003 со шкалой на 250 В.
3.1.4
Переносная станция 10805-RD-4 фирмы «Рефко» (Швейцария) для вакуумирования и
зарядки хладагентом холодильных установок
Разработаны для вакуумирования и
зарядки герметичных холодильных компрессоров, работающих на R12, R22, R502 и
R134a. Их применяют прежде всего при техническом обслуживании холодильных
установок. Основные преимущества этих станций - незначительная масса, высокая
производительность насоса, простота в эксплуатации.
Станция 10805-RD-4 (рис. 3.6) состоит
из следующих элементов, смонтированных на станине: двухступенчатого вакуумного
насоса; цилиндра с поворотной шкалой; манометра со шкалой температур для R12,
R22, R502; предохранительного клапана и встроенного электронагревателя;
манометрического блока с манометром и мановакуумметром (имеющими шкалы
температур и давлений хладагентов R12, R22, R502 в состоянии насыщения), смотрового
стекла, вентилей со штуцерами для присоединения шлангов; вакуумного блока с
вакуумметром, вентилем и предохранительным клапаном; щитка с электрическим
конденсатором, тумблерами для включения вакуумного насоса и электронагревателя
цилиндра и клеммника для присоединения станции к электросети.
Для заполнения цилиндра станции
хладагентом к вентилю баллона с хладагентом подключают фильтр-осушитель,
который гибким шлангом соединяют со штуцером 22. При открытых вентилях 4, 8, 18
и 21 тумблером 24 включают вакуумный насос и вакуумируют цилиндр. По достижении
остаточного давления, равного 5 Па, закрыв вентили 4 и 21, останавливают
вакуумный насос. Открыв вентиль баллона, а также вентили 8, 17 и 18 станции,
заполняют цилиндр хладагентом, контролируя его уровень. Чтобы из баллона в
цилиндр поступило больше жидкого хладагента, его пары выпускают через обратный
клапан.
Гибкими шлангами штуцера станции
соединяют со штуцерами на всасывающем и нагнетательном вентилях компрессора
холодильной установки. Включив вакуумный насос станции тумблером 24 при
открытых вентилях 4, 8, 18 к 17, вакуумируют холодильную установку до
остаточного давления 5 Па. Спустя 1 ч работы при этом остаточном давлении
вакуумный насос выключают и выдерживают систему под вакуумом в течение 1 ч. Затем,
закрыв вентили 4 и 21 и открыв газобалластный вентиль и вентили 8, 17 и 18,
вводят из цилиндра станции в холодильную установку осушенный хладагент до
достижения избыточного давления 30...50 кПа, нарушая вакуум, что предотвращает
реконденсацию паров воды, испарившейся при вакуумировании, и способствует их
полному удалению.
Таким же образом проводят второе
вакуумирование холодильной установки и вновь нарушают вакуум.
После третьего вакуумирования
холодильную установку заполняют необходимым количеством хладагента из цилиндра
станции. Для этого закрывают все вентили станции, кроме 8, 17 и 18. Когда
давления хладагента в холодильной установке и цилиндре станций сравняются (что
будет видно по прекращению циркуляции хладагента через смотровое стекло),
тумблером 23 включают электронагреватель, встроенный в цилиндр станции. В
результате давление в цилиндре повышается и холодильная установка продолжает
заполняться хладагентом. Количество хладагента, поступившего в холодильную
установку, определяют по шкале цилиндра, которая имеет корректировочную сетку
по давлению хладагента в цилиндре.
Рис. 3.6 Переносная станция 10805-RD-4 фирмы «Рефко»:
1 - вакуум-насос; 2 - газобалластный
вентиль; 3, 12 - предохранительные клапаны; 4, 8, 17, 18, 21 - вентили; 5 -
вакуумный блок; 6 - вакуумметр; 7 - ручка; 9 - мановакуумметр; 10 - смотровое
стекло; 11, 13 - манометры; 14 - обратный клапан; 15-цилиндр для хладагента; 16
- шкала цилиндра; 19, 22 - штуцера; 20 - станина; 23, 24 - тумблеры; 25 -
электрический щиток
Заключение
Оснащение
предприятий по ремонту бытовых машин высокопроизводительным оборудованием,
приспособлениями и специальными инструментами—одно из важнейших условий
создания индустриальных методов ремонта, повышения его качества и снижения
трудовых затрат.
Характерной
особенностью ремонтных предприятий является многообразие технологических
процессов, применяемых при ремонте бытовых машин. Это обстоятельство
обусловливает использование большого количества оборудования различных видов и
типажа, значительная часть которого является нестандартным, т. е. серийно не
выпускаемого промышленностью. В настоящее время стоимость нестандартного
оборудования составляет около 30—40% от общей стоимости технологического
оборудования предприятий по ремонту бытовых машин.
Для заправки
холодильных агрегатов компрессионного типа маслом и хладоном используют как
малогабаритные, переносные устройства, так и стационарные стенды отечественного
и иностранного производства (стенд для заполнения агрегатов хладоном и маслом,
стенд СР-1, ПУВЗ, переносные зарядные станции, стенд СФ-1, переносные станции
фирмы «Рефко» и другие).
Список используемой литературы
1. Лепаев Д.А. – Справочник слесаря по ремонту бытовых
электроприборов и машин. – Легпромбытиздат, 1986.
2. Лепаев Д.А. – Ремонт бытовых холодильников. – Легпромбытиздат,
1989.
3. Кочегаров Б.Е. – Бытовые машины и приборы. Ч1. –
Изд-во ДВГТУ, 2003.
4. Вейнберг Б.С., Вайн Л.Н. – Бытовые компрессионные
холодильники. – Пищевая промышленность, 1979.
5. Кожемяченко А.В., Петросов С.П. – Техника и
технология ремонта бытовых холодильных приборов. – Академия, 2004.
|