Дипломная работа: Взаимодействие микроорганизмов с высшими растениями
4) Особое внимание уделяется
внеурочной работе на школьном учебно-опытном участке, так как здесь открываются
широкие возможности обучения и воспитания учащихся. Для опытнической работы
учитель выбирает темы опытов, которые наиболее актуальны в
учебно-воспитательном отношении.
Заключение
Изучив и проанализировав
биологическую, научную и педагогическую литературу, мы пришли к следующим
выводам:
1) Взаимодействие
микроорганизмов с высшими растениями – это взаимная связь организмов величиной от
50 до 500 мкм с автотрофными формами, имеющими расчленение на листья, стебли и
корни.
2) Между высшими растениями и
микроорганизмами существуют симбиотические и паразитические взаимодействия
полезные или вредные для обоих взаимодействующих организмов или одного из них.
К симбионтам высших растений относятся ризосферные и эпифитные микроорганизмы,
клубеньковые бактерии, грибы-микоризообразователи.
3) Невосприимчивость растений
к заболеваниям называется иммунитетом. Существуют анатомо-морфологические и физиологические
особенности растений, способствующие их невосприимчивости к инфекциям.
4) Знания о взаимодействии
микроорганизмов с высшими растениями можно использовать на уроках биологии с 6
по 11 класс как дополнительный материал.
5) Дополнительный материал,
использованный на уроках, должен применяется во внеурочной работе. Особое
внимание уделяется постановке опытов, темы которых актуальны в
учебно-воспитательном отношении.
Таким образом, мы решили
поставленные перед нашей работой задачи и выяснили, что материал о
взаимодействии микроорганизмов с высшими растениями актуален на данном этапе
развития биологической науки.
Библиографический
список
1) Белозерский
А.Н., Микулинский С.Р. Успехи советской биологии. – М.: Знание, 1967. – 72с.
2)
Биологические основы сельского хозяйства: Учеб. для студ. пед. вузов/ Ващенко
И.М., Лошаков В.Г. и др.; Под ред. Ващенко И.М. – М.: Издательский центр
«Академия», 2004. – 544с.
3) Богорад
В.Б., Нехлюдова А.С. Краткий словарь биологических терминов. /Под ред. Генкеля
П.А. – М.: Государственное учебно-педагог. изд-во министерства просвещения
РСФСР, 19633. – 236с.
4) Большая
Советская Энциклопедия. (В 30-ти томах) т. 1 /Под ред. Прохорова Н.В. – М.:
Изд-во « Советская Энциклопедия», 1969. – 640с., ил.
5) Ботаника:
Морфология и анатомия растений: Учебн. Пособие для студ. пед. ин-тов /А.Е.
Васильев и др. – М.: Просвещение, 1988. – 480с.
6) Верзилин
Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. Учебник для
студентов биол. фак-ов пед. ин-тов. – М.: «Просвещение», 1972. – 368с.
7) Гарибова
Л.В., Сидорова И.И. Грибы. – М.: «Просвещение», 1997. – 352с., цв. ил.
8) Гельцер
Ф.Ю. Симбиоз с микроорганизмами – основа жизни растений. – М.: Изд-во МСХА,
1990. – 120 с.
9) Генкель
П.А. Микробиология с основами вирусологии. Учеб. Пособие для студ-ов биол.
фак-ов пед. ин-тов. – М.: «Просвещение», 1974. – 340с.
10) Генкель П.
А. Физиология растений. М.: «Просвещение», 1975. – 335с.
11) Генкель П.
А. Физиология растений: Учеб. пособие по факультатив. Курсу для IX
кл. – 3-е изд., перераб. – М.: «Просвещение», 1985. – 175с., ил.
12) Горышина
Т.К. Экология растений: Учеб. пособие. – М.: Высш. школа, 1979. – 368с., ил.
13) Грин Н,
Стаут У и др. Биология: В 3-х томах, т. 1:Пер. с англ. – М.: Мир, 1993. –
368с., ил.
14) Гуленкова
М.А., Красникова А.А. Летняя полевая практика по ботанике: Учеб. пособие для
студ-ов пед. ин-тов. – 2-у изд., перераб. – М.: «Просвещение», 1986. – 173с.
15) Ежов Г.И.
Руководство к практическим занятиям по сельскохозяйственной микробиологии:
Учеб. пособие для студ. агрономич. специальностей высших сельскохозяйственных
учеб. заведений. – М.: Высшая школа, 1981. – 271с., ил.
16) Жизнь
растений. В 6-ти томах. Гл ред. чл-кор. АН СССР, проф. А.А. Фёдоров. Т.1.
Введение. Бактерии и актиномицеты. Под ред. Н.А. Красильникова, А.А. Уранова. –
М.: «Просвещение», 1974. – 487с., ил.
17) Жизнь
растений. В 6-ти томах. Гл ред. чл-кор. АН СССР, проф. А.А. Фёдоров. Т.2.
Грибы. Под ред. М.В. Горленко. – М.: «Просвещение», 1976. – 479с., ил.
18) Захаров
В.Б., Сонин Н.И. Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов: Учеб. для
общеобразовательных учреждений /В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – 5-е изд. – М.:
Дрофа, 2003. – 176с., ил.
19) Захарченко
Г.Г. Планирование по курсам «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники».
//Биология: приложение к газете «Первое сентября». – 2001. - №23. – с. 6.
20) Зверев
И.Д. и др. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии: Пособие для
учителя /И.Д. Зверев, А.Н. Мягкова, Е.П. Бруновт; Под ред. И.Д. Зверева. - М.:
«Просвещение», 1984. – 160с.
21) Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология,
вирусология. Учебник. – СПб: «Спец. Литература», 1998. – 592с., ил.
22) Корчагина В.А. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники.
Учебник для 6-7 кл. – 24-е изд. – М.: Просвещение, 1993. – 256с.
23) Красильников Н.А. Микроорганизмы почвы и высшие растения. – М.:
Просвещение, 1958. – 232с.
24) Лопатин
В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь: Ок. 35.000слов. – М.: Рус. яз.,
1997. – 832 с.
25) Лощина
Т.Е., Пономарёва И.Н. и др. Общая биология: Учебник для учащихся 10 кл.
общеобразовательных учреж-й /Под ред. проф. И.Н. Понамарёвой. – М.:
Вентана-Графф, 2003. – 224с., ил.
26) Лукомская
К.А. Микробиология с основами вирусологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов
по биол. и хим. спец. – М.: Просвещение, 1987. – 288с.
27) Настольная
книга учителя биологии /Авт.-сост. Г.С. Калинова, В.С. Кучменко. – М.: ООО
«Издательство АСТ», «ООО Издательство Астрель», 2002. – 158 с., ил.
28) Нейман
Б.Я. Индустрия микробов. – М.: Знание, 1983. – 208с.
29) Общая биология:
Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений /Д.К. Беляев, П.М. Бородин и др.;
Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – 3-е изд. – М.: «Просвещение», 2003. –
303с., ил.
30) Пакулова
В.М. Методика обучения биологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. –
128с.
31) Пасечник
В.В. Бактерии, грибы, растения. Биология 6 кл. – М.: Дрофа, 1997. – 272с.
32) Пасечник
В.В. Учебно-методический комплект по биологии. //Биология в школе. – 2000. -
№7. – с. 62.
33) Пономарёва
И.Н. и др. Биология: Учеб. для 6 кл. /Под ред. проф. И.Н. Понамарёвой. – М.:
Вентана-Графф, 2003. – 224с., ил.
34) Пономарёва
И.Н. и др. Биология: Учеб. для 9 кл. /Под ред. проф. И.Н. Понамарёвой. – М.:
Вентана-Графф, 2002. – 240с., ил
35) Пономарёва
И.Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Под
ред. И.Н. Пономарёвой. – М.: «Академия», 2003. – 272с.
36) Реймерс
Н.Ф. Азбука природы (микроэнциклопедия биосферы). – М.: Знание, 1980. – 208с.
37) Рубин Б.А.
Растение в борьбе с заболеваниями (Фитоиммунитет). - М.: Знание, 1977.- 64с.
38) Сонин Н.И.
6 кл. Живой организм: Учеб. для общеобразоват. Учреждений. – 9-е изд.,
стереотип. – М.: Дрофа,2003. – 216с.: ил.
39) Сонин Н.И.
8 кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. Учреждений. – 5-е изд., стереотип. –
М.: Дрофа,2003. – 216с.: ил.
40) Фёдорова
В.Н., Беляева П.Л., Корчагина В.А. Методика ботаники: Пособие для учителя /Под
ред. Фёдоровой В.Н. – М.: Просвещение, 1964. – 431с., ил.
41) Хрипкова
А.Г., Калинова Г.С. Учебно-методический комплект по биологии. //Биология в
школе. – 2001. - №4. – с. 20.
42) Шапиро
В.А. Русское возрождение. – М.: Агроконсалт, 2001. – 88с.
43) Школьный
учебно-опытный участок: агротехнические работы, опытническое дело: методические
рекомендации для учителей биологии. – Новгород: ИГПи, 1987. – 78с.
44) Энциклопедический
словарь юного земледельца /Сост. А.Д. Джахангиров и др. – М.: Педагогика, 1983.
– 368с., ил.
45) Якушкина
Н.И. Физиология растений: Учеб. пособие для студ. биол. спец. пед. ин-тов. –
М.: Просвещение, 1980. – 304с., ил.
Приложение 1.
Сравнение числа разных
бактерий и актиномицетов в ризосфере пшеницы и в контрольной почве
Организмы |
Ризосферная почва |
Контрольная почва |
Р/П |
Бактерии |
1200х106
|
53 х106
|
23/1 |
Актиномицеты |
46 х 106
|
7х106
|
7/1 |
Группы бактерий'.
|
|
|
|
Аммонификаторы |
500х106
|
4х106
|
125/1 |
Газообразующие анаэробы |
39х104
|
3х105
|
13/1 |
Анаэробы |
12 х106
|
6 х106
|
2/1 |
Денитрификаторы |
126х106
|
1Х105
|
1260/1 |
Аэробные цсллюло- |
7 х105
|
1х105
|
7/1 |
зоразлагающие |
|
|
|
Анаэробные целлюло- |
9 х103
|
ЗХ103
|
1/1 |
зоразлагающие |
|
|
|
Спорообразующие |
930 х103
|
575 х103
|
1/1 |
Приложение 2
Групповой состав и численность микрофлоры
ризосферы пшеницы (число микроорганизмов в тыс. на 1г. почвы).
(По Е. Н. Мишустицу,
1972)
Фазы развития растений |
Бактерии |
Из числабактерий |
|
|
|
|
|
Кущение |
300 000 |
295 000 |
5000 |
20 |
40 |
100 |
Колошение |
420 000 |
417000 |
3000 |
55 |
55 |
100 |
Цветение |
560 000 |
546 000 |
14000 |
70 |
70 |
1000 |
Созревание |
280 000 |
205 000 |
75000 |
45 |
45 |
10000 |
Приложение 3.
Болезни растений: 1 – кила капусты, 2 – мучнистая роса яблони, 3 –
лептотириоз плодов яблони, 4 – парша яблони, 5 – черный рак яблони, 6 – серая
гниль земляники, 7 – антракноз винограда, 8 – фитофтороз томата, 9 – бактериоз
огурца, 10 – альтернариоз капусты, 11 – черная гниль моркови, 12 – черная ножка
картофеля, 13 – рак картофеля, 14 – антракноз тыквы.
Болезни растений: 1 – бурая ржавчина пшеницы и ржи; 2 – головня пшеницы
(слева – здоровый колос, вверху – головневые споры); 3 – полосатая пятнистость
ячменя; 4 – снежная плесень; 5 – стебли пшеницы, пораженные афиоболезом; 6 –
мучнистая роса злаков; 7 0 антракноз клевера; 8 –
аскохитоз люцерны.
|