Шпаргалка: Управление и экономика фармации
В материальном
(техническом) плане канал представляет собой группу организаций, обладающих
правом собственности на продукт или содействующих передаче собственности от
первоначального владельца конечному покупателю в процессе рыночного обмена.
Общеизвестны
количественные характеристики распределительных каналов:
Уровень канала (главная
характеристика ) - это посредник, который выполняет работу по приближению
товара и права собственника на него к конечному потребителю.
И длина, и ширина каналов
характеризуются числом посредников (оптовых и розничных, торговых или
функциональных) на любом этапе реализации продукции предприятия (например,
количество всех оптовых фирм, закупающих товары у производителя),
рассматриваемых в вертикальном (ширина канала ) или горизонтальном (длина канала
) разрезах.
Мощность канала характеризуется
количеством продукции (в стоимостном или натуральном выражении в случае ее
однородности), продвигаемой через него.
В зависимости от
перечисленных характеристик распределительные каналы подразделяются на два
вида:
канал товародвижения нулевого
уровня (прямой сбыт); многоуровневый канал товародвижения (косвенный сбыт).
Канал товародвижения нулевого
уровня (прямой сбыт) не предполагает наличия посредников, так как продажа
товара осуществляется непосредственно потребителям на основе прямых контактов с
ними. К прямому сбыту относится и реализация продукции через собственную
торговую сеть, а также продажа по объявлениям в средствах массовой информации,
через Интернет-магазины. Этот вариант наиболее часто используется при сбыте
товаров производственно-технического назначения, реже - товаров народного
потребления.
Многоуровневый канал товародвижения
(косвенный сбыт) подразумевает продажу товаров через посредников.
70) Задачи,
классификация и оценка основных средств
К основным средствам
относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения
при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд
учреждения, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более
12 месяцев. Указанные объекты должны относиться к основным средствам по
Общероссийскому классификатору основных фондов.
Основными задачами бухгалтерского
учета основных средств являются:
правильное документальное
оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления основных средств,
их внутреннего перемещения и выбытия;
достоверное определение
результатов от реализации и прочего выбытия основных средств ;
точное определение
затрат, связанных с поддержанием основных средств в рабочем состоянии,
правильное исчисление и отражение в учете суммы амортизации основных средств ;
контроль за
сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету, и
эффективностью их использования.
Основные средства группируют
по следующим признакам: видам, принадлежности, использованию.
По видам основные средства
организаций подразделяются на следующие группы: жилые помещения, нежилые
помещения, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства,
производственный и хозяйственный инвентарь, мягкий инвентарь,
Классификация основных средств
по видам положена в основу их аналитического учета.
По степени
использования основные средства подразделяются на находящиеся:
в
эксплуатации;
запасе
(резерве);
стадии
достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации;
на консервации.
В зависимости от имеющихся
прав на объекты основные средства подразделяются на:
объекты
основных средств, принадлежащие организации на праве собственности (в том числе
сданные в аренду);
объекты
основных средств, находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном
ведении;
объекты
основных средств, полученные организацией в аренду.
Различают первоначальную,
остаточную и восстановительную стоимость основных средств.
Основные средства
принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости.
Первоначальной
стоимостью основных средств признается сумма фактических вложений учреждения в
приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств.
10)
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Международная фармацевтическая федерация
(МФФ) подготовили первое методическое пособие для фармацевтов «Разработка фармацевтической
политики, направленной на заботу о пациенте». В ней изложены основные принципы и
подходы, которыми должны руководствоваться представители этой отрасли.
Придя в аптеку, человек
должен быть уверены в том, что перед ними не просто продавец, а специалист,
который предоставит необходимую информацию о прописанном лекарстве и обстоятельно
обсудит с ним как его принимать, сообщает пресс-служба ООН.
Во многих странах мира,
особенно в развивающихся, почти половина пациентов не соблюдают курс лечения,
что приводит к тому, что их заболевания становятся хроническими.
В представленном ВОЗ и МФФ
документе отмечается, что фармацевт является неотъемлемым участником
медицинской команды, который выполняет разнообразные функции: от снабжения и поставок
лекарств до оказания консультативной помощи населению.
« Фармацевтическое обслуживание
является основой эффективного, рационального и безопасного использования
лекарств. Это руководство является своевременным и доступным ресурсом для
фармацевтов, преподавателей и студентов во всем мире, предназначенным для
получения навыков и развития служб, нацеленных на пациентов», — заявил
Генеральный секретарь и Главный исполнительный директор Международной фармацевтической
федерации Тон Хое.
14)
Разработка плана
развития сети аптек должна начинаться с анализа ее состояния. Для оценки
фактической обеспеченности населения учреждениями аптечной сети и
фармацевтическими кадрами рекомендуется применять следующие методы:
а) на основании
статистических данных о числе аптек и штатной численности фармацевтических
кадров, следует определять показатели:
- плотности сети
хозрасчетных аптек путем исчисления среднего числа населения, приходящегося на
одну аптеку;
- обеспеченности
населения фармацевтическими кадрами путем исчисления числа фармацевтических
должностей в аптеках на 100 тыс. населения.
На основании
проведенного анализа следует сделать вывод об уровне обеспеченности населения
аптечной сетью и определить потребное число аптек и фармацевтических кадров для
данного населенного пункта или отдельного административного и жилого района по
соответствующим нормативам;
б) картографический
анализ. Для этого всю существующую сеть аптек, киосков и аптечных пунктов, а
также амбулаторно-поликлинических учреждений следует нанести на карту-схему
населенного пункта или отдельного района. По результатам картографического
анализа необходимо установить взаимосвязь лечебно-профилактических и аптечных
учреждений.
Картографический анализ
размещения сети аптечных учреждений позволит более правильно определить
территориальное размещение вновь открываемых аптек и спланировать развитие
аптек на ближайший период и на перспективу;
в) в пространственной
организации сети хозрасчетных аптек необходимо учитывать: радиус обслуживания
аптек в км., т.е. величину пути, проходимую населением от наиболее отдаленной
части обслуживаемой территории до аптеки. Средний радиус обслуживания
определяется как средняя арифметическая всех расстояний от аптеки до ближайших
3 - 4 аптечных учреждений, осуществляющих отпуск лекарств по рецептам (аптек,
аптечных пунктов I группы). Например, расстояние до ближайших четырех аптек
составляет 3 км; 1 км; 2 км; 4 км
В городах радиус
обслуживания аптеки не должен превышать радиуса обслуживания поликлиники, т.е.
1,5 - 2 км при пешеходном сообщении. Но принимая во внимание, что в жилом
районе имеется несколько аптек радиус обслуживания аптек в городе должен быть
не более 1 км.
В сельской местности
радиус обслуживания аптек в основном не должен превышать 5 - 10 км при средней
плотности населения 50 - 70 жителей на 1 кв. км.
При планировании сети
аптек следует учитывать не только длину пешеходного пути до аптеки, но и
транспортную доступность аптечного учреждения.
Пешеходно-транспортная
доступность измеряется временем передвижения населения до аптечного учреждения.
В городах
пешеходно-транспортная доступность начинается с величины передвижения боле 300
м и не должна превышать 10 - 15 мин.
В сельской местности
при расстоянии от населенного пункта до аптеки от 3 до 10 км -
пешеходно-транспортная доступность не должна превышать 30 - 40 мин.
1.5. При составлении
плана развития сети аптечных учреждений и определении территориального
размещения вновь открываемых аптек необходимо принимать во внимание следующие
факторы:
- фактическую
обеспеченность населения аптеками и фармацевтическими кадрами;
-
административно-территориальное устройство республики, края, области, города;
- распределение
городов, поселков городского типа и сельскохозяйственных поселений по числу
жителей в них;
- средние абсолютные
показатели плотности населения, степень заселения территории;
- организацию
амбулаторно-поликлинической медицинской помощи населению;
-
экономико-географические, социально-экономические и другие особенности
различных зон страны.
Кроме этого, при
планировании рационального размещения аптек в сельской местности, необходимо
учитывать дополнительно следующие факторы:
- производственное
значение отдельных населенных пунктов;
- удаленность
населенных пунктов от районного центра, города, краевого, областного центра;
- сосредоточенность
мест приложения труда в сельскохозяйственном производстве и сезонность работ;
- курортное или
туристское значение отдельных населенных пунктов и т.п.
Перечисленные факторы
могут действовать на территории всей республики, края, области, однако степень
их проявления в отдельных районах может быть различна.
15)
Технические требования предусматривают,
в частности, что аптека должна размещаться в отдельно стоящих зданиях либо в зданиях,
блокируемых или кооперируемых с учреждениями, предприятиями и жилыми домами,
либо на первом этаже многоэтажных, общественных и жилых домов; находиться в помещении,
изолированном от помещений другого назначения, и иметь отдельный вход; аптека готовых
лекарственных форм должна иметь торговый зал, помещения для хранения лекарственных
средств и изделий медицинского назначения, административно-бытовые помещения;
общая площадь аптеки должна быть не менее 60 кв.м и др.
Условия, относящиеся к определению
месторасположения, предусматривают, что аптека производственная и готовых лекарственных
форм может быть открыта в городах и поселках, сельской местности с радиусом
обслуживания не менее 1000 м.
В жилых микрорайонах с застройкой
жилыми зданиями повышенной этажности расстояние между аптеками может быть сокращено
до 500 м при предоставлении письменного обоснования местных исполнительных и
распорядительных органов о необходимости открытия аптеки. Аптечный киоск организуется
на расстоянии не менее 500 м от ближайшей аптеки иди аптечного киоска.
В соответствии с
приказом Министерства здравоохранения от 21 декабря 1998 г.
N 366 соблюдение названных
требований является необходимым условием получения субъектами хозяйствования лицензии
на оптовую и розничную реализацию лекарственных средств.
Таким образом, Порядок
открытия аптек устанавливает не только технические требования, но и определяет целесообразность
открытия названных аптечных учреждений как государственной, так и частной форм
собственности.
Виды фармацевтической
деятельности, осуществляемые аптечной организацией
1. В зависимости от
типа аптечного объекта аптечные организации могут осуществлять следующие виды
фармацевтической деятельности:
а) в аптеке - розничная
реализация лекарственных препаратов, изготовление лекарственных препаратов,
отпуск лекарственных препаратов медицинским организациям и другим организациям
для медицинских целей;
б) в аптечном пункте -
розничная реализация лекарственных препаратовв) в аптечном киоске - розничная
реализация безрецептурных лекарственных препаратов;
в) больничная,
межбольничная аптека - изготовление лекарственных препаратов, отпуск
лекарственных препаратов медицинским организациям.
2. аптечные организации
вне зависимости от типа аптечного объекта могут также осуществлять реализацию
медицинских изделий, дезинфицирующих средств, предметов личной гигиены, оптики,
натуральных и искусственных минеральных вод, лечебного, детского и диетического
питания, биологически активных добавок к пище, косметической и парфюмерной
продукции, других товаров, связанных со здоровьем и его поддержанием, а также
оказывать связанные со здоровьем и его поддержанием услуги, не требующие
наличия лицензии на медицинскую деятельность.
3. Аптечные организации
по заказу потребителя могут осуществлять доставку лекарственных препаратов на
дом или в иное, указанное потребителем место.
Доставка потребителю
должна осуществляться способом, не допускающим изменения свойств лекарственных
препаратов в процессе их транспортировки.
4. По согласованию с
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации аптечные
организации могут осуществлять выездную (вне стационарных аптечных объектов)
торговлю лекарственными препаратами.
Аптека - особая
специализированная организация системы здравоохранения, занимающееся изготовлением,
фасовкой, анализом и продажей лекарственных средств.
В производственных
аптеках находятся производственные помещения (ассистентские, моечные,
дистилляционные (коктории), боксы и проч.), где изготавливаются лекарства и
торговый зал. Изготовлением лекарств по рецептам и назначениям врачей могут
заниматься фармацевты и провизоры, под контролем провизора-технолога и
провизора-аналитика. Последний проводит качественный и количественный анализ
приготовленых форм. Глазные капли и инъекционные растворы изготавливают в
асептических условиях бокса.
Аптеки готовых
лекарственных форм - аптеки данного типа занимаются только продажей лекарств,
изготовленных на заводах фирм-производителей
16) Состав
производственной аптеки.
Зал обслуживания
населения: - зона размещения рабочих мест по реализации лекарственных средств и
изделий медицинского назначения - зона размещения рабочего места по реализации
оптики - зона размещения рабочего места по реализации парафармацевтической
продукции - зона обслуживания населения
Комната для
обслуживания населения в ночное время Производственные помещения:
Ассистентская: - без
учета рабочих мест по обслуживанию прикрепленных ЛПУ - с учетом рабочих мест по
обслуживанию прикрепленных ЛПУ**
Аналитическая
Ассистентская -
аналитическая
Заготовочная
концентратов и полуфабрикатов (со шлюзом)
Моечная -
стерилизационная (с зоной для обработки посуды асептического блока)
Дистилляционная (с
зоной размещения аппаратов для получения воды для инъекций)
Дезинфекционная (со
шлюзом)
Распаковочная
Распаковочная зона
Рецептурно-экспедиционная
Помещения для
приготовления лекарственных форм в асептических условиях:
Ассистентская -
асептическая (со шлюзом)
Стерилизационная
лекарственных форм:
- без учета рабочего
места по стерилизации лекарственны форм для ЛПУ
- с учетом рабочего
места по стерилизации лекарственных форм для ЛПУ
Контрольно-маркировочная
Помещения хранения:
Лекарственных веществ
Готовых лекарственных
средств, отпускаемых по рецептам
Состав
непроизводственной аптеки.
Зал обслуживания населения:
- зона размещения
рабочих мест по реализации лекарственных средств и изделий медицинского
назначения
- зона размещения
рабочего места по реализации оптики
- зона обслуживания
парафармацевтической продукции
- зона обслуживания
населения
Комната для обслуживания
населения в ночное время*
Рецептурно-экспедиционная
Помещения хранения:
Готовых лекарственных
средств, отпускаемых по рецептам
Ядовитых и
наркотических лекарственных средств
Готовых лекарственных
средств безрецептурного отпуска
Готовых лекарственных
средств
Изделия медицинского
назначения
Термолабильных
лекарственных средств
Парафармацевтической
продукции, в том числе:
- минеральных вод,
диетического питания, соков, сиропов
и т.п.
- пахучих средств
(шампуней, мыла, кремов и т.п.)
- предметов санитарии и
гигиены
Очков и других
предметов оптики
Служебно-бытовые
помещения:
Кабинет заведующего
Бухгалтерия (с архивом)
Комната персонала
Гардеробная уличной
одежды персонала
Гардеробная персонала
для рабочей и домашней одежды
Кладовая хранения
хозяйственного инвентаря и предметов уборки
Санузел (со шлюзом и
умывальником в шлюзе)
Душевая
17)
1 ¦Заведующий -
провизор
¦ 2 ¦Заместитель
заведующего провизор
¦ 3 ¦Заведующий отделом
- провизор (кроме отделов, ¦(отделов оптики, по отпуску лекарств без рецептов,
¦заведующего
отделом-фар- ¦ных трав, предметов ухода за¦
¦ ¦мацевта) ¦больными,
санитарии и гигиены) ¦
¦ 4 ¦Заместитель
заведующего ¦Заместитель заведующего отделом ¦
¦ ¦отделом - провизор
(кроме¦- фармацевт (отделов оптики, по ¦
¦ ¦отделов, где вводится
¦отпуску лекарств без рецептов, ¦
¦ ¦должность
заведующего ¦лекарственных трав, предметов ¦
¦ ¦отделом -
фармацевта) ¦ухода за больными, санитарии и ¦
¦ ¦ ¦гигиены) ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 5 ¦Провизор -
технолог
¦ 6 ¦Провизор -
аналитик
¦ 7 ¦ - ¦Фармацевт ¦
¦ 8 ¦ - ¦Младший
фармацевт ¦
¦ 9 ¦ - ¦Продавец
оптики ¦
ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ
АПТЕКА ¦
¦ 1 ¦Должности,
предусмотренные в разделе I для аптек ¦
¦ 2 ¦Старший провизор -
¦
+----+-----------------------------------------------------------+
¦ III. АПТЕЧНАЯ БАЗА, АПТЕЧНЫЙ
СКЛАД ¦
+----T-------------------------T---------------------------------+
¦ 1 ¦Заведующий -
провизор ¦ - ¦
¦ 2 ¦Заместитель
заведующего -¦ - ¦
¦ ¦провизор ¦ ¦
¦ 3 ¦Заведующий отделом
- про-¦Заведующий отделом - фармацевт ¦
¦ ¦визор (приемным отделом
¦(кроме отделов, где вводится ¦
¦ ¦и отделом ядовитых и
¦должность заведующего отделом - ¦
¦ ¦наркотических
лекарст- ¦провизора) ¦
¦ ¦венных средств) ¦ ¦
¦ 4 ¦ - ¦Заместитель
заведующего отделом ¦
¦ ¦ ¦- фармацевт ¦
¦ 5 ¦Провизор -
технолог ¦ - ¦
¦ 6 ¦Провизор -
аналитик ¦ - ¦
¦ 7 ¦ - ¦Фармацевт ¦
¦ 8 ¦ - ¦Младший
фармацевт ¦
¦ IV. АПТЕЧНЫЙ МАГАЗИН
¦ 1 ¦ - ¦Заведующий -
фармацевт
¦ 2 ¦ - ¦Заместитель
заведующего - фармацевт
¦ 3 ¦ - ¦Заведующий
отделом - фармацевт ¦
¦ 4 ¦ - ¦Заместитель
заведующего отделом ¦
¦ ¦ ¦- фармацевт ¦
¦ 5 ¦ - ¦Фармацевт ¦
¦ 6 ¦ - ¦Младший
фармацевт ¦
¦ V. МАГАЗИН
МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ ¦
¦ 1 ¦Заведующий -
провизор ¦ - ¦
¦ 2 ¦Заместитель
заведующего- ¦ - ¦
¦ ¦провизор ¦ ¦
¦ 3 ¦ - ¦Заведующий
отделом - фармацевт ¦
¦ 4 ¦ - ¦Заместитель
заведующего отделом ¦
¦ ¦ ¦- фармацевт ¦
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|