Курсовая работа: Психосоциальная работа с пациентами психиатрической больницы
Каждый человек
независимо от возраста является объектом социализации, содержание которой
определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел
следующими социальными ролями:
- мужчины и женщины
(полоролевая социализация);
- семьянина – был бы
способен к созданию прочной семьи (семейная социализация);
- труженика – мог бы и
хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни общества
(профессиональная социализация);
- гражданина – был бы
законопослушным гражданином общества (политическая социализация).
Требования к человеку
предъявляет не только общество в целом, но и конкретные группы и организации, в
которые включён индивид. Особенности и функции различных групп и организаций
обусловлены специфическим и неидентичным характером требований. Содержание
требований зависит от возраста и социального статуса человека.
Сущность социализации
состоит в приспособлении человека к условиям конкретной социально-культурной
ситуации (адаптации) и в то же время обособления (автомизации) от них [15, с.
8].
Адаптация –
это процесс и результат становления индивида как социального
существа.
Автономия –
это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.
В процессе социализации
заложен внутренний, до конца неразрешимый конфликт между мерой приспособления
человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Другими словами,
эффективная социализация предполагает определённый баланс, равновесие адаптации
(приспособления) и автономизации (обособления) субъекта.
Социализация имеет
особенности, обусловленные общественным развитием, поэтому в каждом обществе
она обладает рядом общих или сходных характеристик.
Важнейшую роль в
социализации играют агенты социализации – люди, в непосредственном
взаимодействии с которыми находится объект социализации и роль которых
различается в зависимости от того, насколько они значимы для объекта. На разных
возрастных этапах состав агентов специфичен. По отношению к детям и подросткам
таковыми могут быть тренер, педагог, сверстники, родители, старшие братья и
сёстры, родственники, для человека 25-30 лет значимым может стать коллега, в
котором он видит опытного и зрелого профессионала, того, кому хочется
подражать, опыт профессиональной и жизненной зрелости которого хочется перенять
[15, с. 9].
Социализация протекает
во взаимодействии человека с разнообразными условиями, влияющими на его
развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами.
Многие из них не выявлены или не изучены достаточно хорошо. В современной науке
выделяют четыре группы факторов.
1. Мегафакторы (от
греч. megas - большой): космос, планета, мир,
которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию
всех жителей Земли.
2. Макрофакторы (от
греч. makros – большой, длинный): страна, этнос, общество, государство,
которые влияют на социализацию всех живущих. Это влияние опосредовано другими
группами факторов – идеологией, религией, нормами и ценностями общества,
культурой и традициями, образом жизни и установками.
3. Мезофакторы (от
греч. mesos – средний, промежуточный): условия социализации больших групп
людей.
4. Микрофакторы (от
греч. micros – малый). Это условия, непосредственно влияющие на людей – семью
и домашний очаг, соседства, различные сообщества, в том числе школьные,
спортивные, театральные, и другие организации, различные общественные,
государственные, религиозные и частные организации, которые принято называть
микросоциумом [15, с. 10].
Наиболее важное
значение для социализации личности имеет микросоциум, или социальная среда,
которая непосредственно влияет на включение человека в социум и его интеграцию
в общество в целом. Отношения человека и внешних социальных условий его жизни
имеют характер взаимодействия. Социализация человека во взаимодействии с
различными факторами и агентами происходит с помощью ряда определённых
механизмов. Процесс социализации условно можно представить как совокупность
следующих четырёх составляющих:
стихийной социализации человека;
относительно
направляемой социализации;
относительно социально
контролируемой социализации (социальная политика, воспитание);
сознательного
самоизменения человека [15, с. 11] .
В науке выделяют три
группы задач, решаемых человеком на каждом возрастном этапе, или этапе
социализации: естественно-культурные, социально-культурные и
социально-психологические.
Естественно-культурные
задачи – это достижение определённого уровня физического и полоролевого развития.
Социально-культурные
задачи социализации связаны с познавательными, морально-нравственными,
ценностно-смысловыми аспектами личностного развития, а потому они специфичны
для каждого возрастного этапа и конкретного социума в определённый период
исторического развития.
Социально-психологические
задачи нацелены на становление самосознания личности, её самоопределение в
сегодняшнем дне и в перспективе, потребности в самореализации и
самоутверждении. На каждом этапе социализации эти задачи имеют специфическое содержание
и способы решения [15, с. 11-12].
Социализация человека
всегда протекает в определённых условиях, кроме того, сам человек влияет на
создание этих условий и может стать не только субъектом или объектом
социализации, но и жертвой обстоятельств или условий.
Если человек не умеет
приспосабливаться и гибко реагировать на изменения внешней среды, в том числе
социальной, может произойти дезадаптация, нарушение приспособления
организма к условиям существования. Нарушения проявляются в ригидности (негибкости),
социальной «тупости», социальной «дезинтеграции и изолированности личности.
В психиатрии под
дезадаптацией понимается утрата приспособляемости к условиям социальной среды
по причине психического заболевания (например, невроза).
Дезадаптация может возникнуть
вследствие кратковременных и сильных травмирующих воздействий среды на человека
или менее интенсивных, но продолжительных. В результате возникают различные
сбои в деятельности: снижение производительности труда и его качества,
нарушения дисциплины труда, повышение аварийности и травматизма [15, с. 12-13].
Критериями
психофизиологической адаптации считаются состояние здоровья, настроение,
тревожность, степень утомляемости, активность поведения. Стойкие нарушения
психической адаптации проявляются в клинически выраженных психопатологических
синдромах и (или) в отказе от деятельности. В зависимости от жизненной сферы
выделены следующие виды социальной дезадаптации.
Физическая дезадаптация
связана с врождёнными или приобретёнными физическими особенностями индивида,
снижающими трудоспособность, затрудняющими передвижение в пространстве,
самообслуживание и др.
Психологическая
дезадаптация понимается как нарушение в психоэмоциональной сфере человека,
сопровождающееся искажённой оценкой ситуации, рассогласованием целей, средств и
результата деятельности, утратой самоконтроля, неадекватным поведением.
Экономическая
дезадаптация выражается в неспособности человека или группы, например семьи,
удовлетворить свои потребности в пище, жилье, одежде в данных экономических
условиях. Это бедность, низкий уровень жизни.
Профессиональная
дезадаптация проявляется в отсутствии работы, несоответствии между уровнем
подготовки и выполняемой деятельностью, хронической неудовлетворённости
работой.
Социально-бытовая
дезадаптация выражается в том, что условия быта не отвечают потребностям
человека.
Правовая дезадаптация
проявляется в неопределённости или утрате правового статуса в обществе.
Ситуационно-ролевая
дезадаптация означает такое состояние личности или группы, которое не позволяет
ей успешно справляться с определённой социальной ролью, необходимой в
складывающейся ситуации.
Социокультурная
дезадаптация характеризуется неспособностью или неготовностью, а также
нежеланием субъекта социализации усвоить необходимый объём знаний, ценностей,
социальных и культурных норм, принятых в обществе.
По продолжительности
адаптация может быть временной и устойчивой. Если человек оказывается в
проблемной ситуации и должен адаптироваться (имеет соответствующую мотивацию, и
социальная среда ждёт от него исполнения определённых действий), то это
означает, что он находится в состоянии временной дезадаптации. Она характерна,
например, для людей, которые оказались в новых учебных заведениях или
производственных группах, где их роли и взаимоотношения с другими членами ещё
не определились, поскольку находятся в процессе становления. Адаптация как
система действий, постепенно развёртывающихся во времени и пространстве, может
привести к ликвидации временной дезадаптированности. Однако действия человека
могут и не дать желательных результатов, тогда состояние дезадаптации
постепенно перейдёт в устойчивую форму [15, с. 13-14].
По своей природе
дезадаптация может быть обусловлена как индивидуальными особенностями человека,
так и социальными условиями, природными явлениями.
Понятием «дезадаптация»
обозначается и отклоняющееся поведение – результат неблагоприятного
психосоциального развития и нарушений процесса социализации. Формы дезадаптации
различны: аддиктивное поведение в результате приёма химических веществ, в том
числе алкоголя, табака, наркотических трав, лекарственных препаратов,
деликвентное и суицидальное поведение, проституция и т.п.
В зависимости от
природы и характера дезадаптации выделяют патогенную, психосоциальную и
социальную дезадаптацию, которые могут встречаться как отдельно, так и в
сложном сочетании.
Патогенная дезадаптация
вызвана отклонениями в психическом развитии и его патологиями, а также
нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат
функционально-органические поражения центральной нервной системы.
Патогенная дезадаптация
по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический
характер (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга,
отставание в умственном развитии, дефекты анализаторови т.д.). Проявляется она
чаще всего в форме психогенной дезадаптации (фобии, тики, навязчивые дурные
привычки, энурез), причины которой кроются в неблагоприятной социальной или
семейной ситуации.
Среди форм патогенной
дезадаптации выделяются проблемы социальной адаптации умственно отсталых людей.
У олигофренов отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям. При
адекватных их психическому развитию методах социализации они в состоянии
осваивать определённые социальные программы, получать некоторые профессии,
трудиться в меру своих возможностей и быть полезными членами общества. Вместе с
тем умственная неполноценность этих людей, безусловно, затрудняет их социальную
адаптацию и требует специальных социально-психологических условий и
коррекционно-развивающих программ. (Более подробно об умственной отсталости и
её проявлениях мы поговорим далее).
Психосоциальная
дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими
особенностями, которые проявляются в определённой нестандартности поведения человека
в ситуациях социального взаимодействия, требуют индивидуального подхода в
работе с ними, а в отдельных случаях – специальных коррекционных
психологических программ. По своей природе и характеру формы психосоциальной
дезадаптации делятся на устойчивые и временные неустойчивые.
Устойчивые формы
психосоциальной дезадаптации могут возникнуть за счёт таких
индивидуально-психологических особенностей, как акцентуация характера, снижение
порога эмпатийности, индифферентность интересов, низкая познавательная активность,
неадекватная самооценка, нарушение эмоционально-волевой и
эмоционально-коммуникативной сферы: импульсивность, расторможенность, безволие,
податливость чужому влиянию, аддиктивность.
К временным
неустойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно отнести прежде всего
психофизиологические особенности кризисных периодов развития, неравномерное
психическое развитие, состояния, вызванные психотравмирующими
обстоятельствами:утратой значимых отношений, трудоспособности или здоровья,
влюблённостью, разводом.
Социальная дезадаптация
проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и
деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций,
социальных установок.
При социальной
запущенности наряду с асоциальным поведением характерны резко деформированная
система ценностно-нормативных представлений, ценностных ориентаций, социальных
установок, негативное отношение к труду, стремление к нетрудовым доходам и
«красивой жизни» за счёт сомнительных и незаконных средств к существованию,
приобщение к бродяжничеству, наркомании, алкоголизму, правонарушениям.
Референтные связи и ориентации этих людей глубоко отчуждены от всех лиц и
социальных институтов с позитивной социальной направленностью. Социальная
дезадаптация проявляется не только в разрыве социальных связей человека,
формировании иных ценностных ориентаций, но и в нарушении важнейших видов
деятельности: учебной, трудовой, социальной, бытовой.
Современные учёные
придерживаются мнения, что основное качество продуктивной личности –
адаптивность.
Адаптивность
– способность самостоятельно достигать относительного равновесия в
отношениях с самим собой и окружающими людьми как в благоприятных, так и
неблагоприятных жизненных ситуациях.
Формирование
адаптивности как жизненного качества должно быть основной целью и результатом
психосоциальной работы.
Адаптивность
предполагает принятие жизни и себя как её части во всех проявлениях,
относительную автономность, готовность и способность изменяться во времени и
изменять условия жизни – быть её автором и творцом.
С позиций социализации
человек выступает в трёх ипостасях – объекта, субъекта, а иногда и «жертвы» как
в стихийной, так и в направляемой, социально-контролируемой социализации.
Поэтому в широком смысле социальная дезадаптация – одновременно и объект, и
предмет психосоциальной работы [15, с. 15-17].
Далее мы перейдём к
более конкретному выявлению цели, функций, методов и форм психосоциальной
работы. А также сформулируем понятие данной дисциплины.
Психосоциальный подход
в практике социальной работы получил научное обоснование в трудах М.Ричмонд и
Ф.Холлинз, большое влияние на него оказали психоаналитические идеи З.Фрейда, а
затем и Дж.Боулби.
Вместе с тем с
развитием идей системного подхода в психосоциальной работе необходим анализ
личности в ситуации с позиций гештальта, фигуры и фона, теории поля, основанный
на идеях М.Вертгеймера и К.Левина.
Суть психосоциального
подхода в социальной работе заключается в том, чтобы понимать личность человека
целостно, в многообразии взаимоотношений его с миром, который его окружает, не
разделять понятия «внутренний мир» и «внешняя реальность», а понимать
целостность человека в ситуации, его психосоциальность.
Цель психосоциального
подхода заключается в поддержании равновесия между внутренней психической
жизнью субъекта и его межсистемными отношениями, влияющими на процесс и
качество жизнедеятельности [15, с. 17].
В широком смысле
психосоциальная работа понимается как направление социальной работы, основная
цель которой – оказание первичной психологической помощи, социальной поддержки
и содействия людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, как организация
комплекса условий для продуктивной адаптации человека в изменившихся условиях
жизнедеятельности.
В узком смысле
психосоциальная работа – это деятельность специалиста по социальной работе,
направленная на восстановление утраченного психосоциального равновесия, на
поиск ресурсов личности и ресурсов социальной среды для преодоления трудностей
в жизненной ситуации [15, с. 18]. Именно это определение мы возьмём за основу и
будем опираться на него в нашей дальнейшей практической деятельности при выборе
способов и средств работы с клиентом.
Таким образом, основная
цель психосоциальной работы – это оказание первичной психологической помощи
населению, поиск и оптимизация совпадающих ресурсов.
В функциональные
обязанности специалиста входят такие формы работы, как ведение групп и
консультирование, направленные на оказание помощи клиенту в критических,
напряжённых и психотравмирующих ситуациях, на расширение у него диапазона
социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения
возникающих проблем и преодоления трудностей.
Таким образом, объект
психосоциальной работы – часть населения, которая в данный момент времени
находится в трудной жизненной ситуации.
В науке выделяют
критические и напряжённые ситуации. Это могут быть ситуации переживания утрат и
потерь: постоянного места жительства вследствие военных и межнациональных
конфликтов, техногенных и стихийных бедствий; потери работы.
К субъектам
психосоциальной работы относят людей с ограниченными возможностями, инвалидов,
детей-сирот, социально неблагополучных, входящих в «группу риска», аддиктивных,
переживающих боль утрат и потерь, т.е. людей, находящихся в трудной жизненной
ситуации и неспособных самостоятельно справиться с ней.
Психосоциальная
практика не может сегодня эффективно функционировать без осознания
проблематики, содержания и методики повседневной работы с личностью в ситуации
[15, с. 18].
Воздействие специалиста
по социальной работе подчинено определённой цели и направлено на реалии
психической жизни человека, имеющие непосредственное отношение к критической
или напряжённой жизненной ситуации клиента.
Находясь в состоянии
острого кризиса, человек не может самостоятельно найти выход из трудной
ситуации, он ощущает безысходность и тупиковость жизненных обстоятельств.
Стрессовое состояние вносит когнитивный диссонанс в его ощущения и вводит его в
состояние интеллектуального ступора, что и становится причиной неспособности
самостоятельно справиться с возникшими жизненными обстоятельствами. Находясь в
таком состоянии, человек нуждается в помощи специалиста [15, с. 18-19].
К основным функциям
психосоциальной работы относятся информационная, диагностическая,
консультативная, коррекционная, посредническая и терапевтическая.
Формы оказания
психосоциальной помощи: индивидуальные и групповые [15, с. 19]. Индивидуально
направленное воздействие, как форма психосоциальной работы, применяется во
время контактов с отдельными лицами. Общественно направленное воздействие или
профилактическая психосоциальная работа, как она иначе именуется, заключается в
просветительской деятельности или передаче знаний различным группам. Примером
этой работы могут служить информация и курсы в школе об алкоголе и половых
отношениях, примером ее объекта — группа для родителей в детском
здравоохранении [10].
При индивидуально
направленном воздействии личность клиента затрагивается в большей степени, чем
при оказании социальной помощи. Беседы являются по своему характеру
поддерживающими и нацелены на проработку пограничных проблем. Речь может идти и
о беседе с лицом, находящимся в кризисном состоянии, а также о советах в
различной форме. Беседы не нуждаются в особой систематизации, а исходят из
актуальных потребностей клиента. Не происходит вникания в прошлое индивида.
Целью не является достижение каких-либо существенных изменений личности, даже
если эффект и мог бы стать терапевтическим, т.е. лечебным и освобождающим.
Работа, проводимая неспециалистами, например, воспитателями или надзирателями
различного вида, можно сказать, находится на данном уровне психосоциальной
работы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|