Курсовая работа: Профессиональный риск в социальной работе
Как отмечает Е.И.Холостова,
главными целями социальной работы является стремление улучшить как само
качество социальных отношений, так и достичь большей социальной справедливости.
Особую актуальность приобретает регулирующая роль государства в выработке и
осуществлении мер, способных противодействовать явлениям стихийности и
незащищенности, обеспечить социальную защиту граждан, достойный уровень их
существования и жизнедеятельности в обществе. В то же время это является
проблемой выработки стратегии социального развития в целях стабилизации
социальных отношений и государственности как таковой, что и составляет основную
цель социальной политики. Социальная политика, определяя содержание,
направленность, нормативно-правовую базу социальной работы, является
методологической, теоретической и практической предпосылкой осуществления этой
работы в конкретных формах и конкретными методами. Социальная политика —
составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных
программах и практике и регулирующая отношения в обществе в интересах и через
интересы основных социальных групп. По происхождению она вторична относительно
экономики. Основные задачи социальной политики — гармонизация общественных
отношений, создание социально гарантированных условий для жизнедеятельности
граждан, обеспечение социальной справедливости в обществе. Социальную работу, в
свою очередь, можно представить как организаторскую и исполнительскую
деятельность по реализации социальной политики государства3; и на
операциональном уровне социальная работа определяется как вид профессиональной
деятельности по оказанию помощи отдельным людям, группам или сообществам для
усиления или восстановления их способности социального функционирования и по
воссозданию социальных условий, способствующих реализации этой цели.
В последней редакции
(1994 г.) тарифно-квалификационной характеристики должности «специалист по
социальной работе» выделяются следующие его функции:
·
аналитико-гностическая
(выявление и учет на территории обслуживания семей и отдельных граждан, в том
числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах
социальной поддержки, и осуществление патронажа над ними);
·
диагностическая
(установление причин возникающих у граждан трудностей);
·
системно-моделирующая
(определение характера, объема, форм и методов социальной помощи);
·
активационная
(содействие активизации потенциала собственных возможностей отдельного
человека, семьи и социальной группы);
·
действенно-практическая
(помощь в улучшении взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением;
консультации по вопросам социальной защиты; помощь в оформлении документов,
необходимых для решения социальных вопросов; содействие в помещении нуждающихся
в стационарные лечебно-оздоровительные учреждения; организация общественной
защиты несовершеннолетних правонарушителей и др.);
·
организаторская
(координация деятельности различных государственных и негосударственных
учреждений, участие в работе по формированию социальной политики, развитию сети
учреждений социального обслуживания);
·
эвристическая
(повышение своей квалификации и профессионального мастерства)4. Фактически
предполагается, что социальный работник должен быть способен выступать в
качестве социального статистика, администратора и менеджера; обеспечивать
разного рода социальное обслуживание; помогать в воспитании детей; осуществлять
психологические и правовые консультирование и экспертизу; проводить
просветительскую работу по самым разным вопросам, в том числе таким, как
здоровый образ жизни, планирование семьи, профилактика правонарушений и др[5].
Содержание самого понятия социальной работы предполагает
взаимодействие между человеком и окружающей средой, поэтому клиента всегда
необходимо рассматривать в его социальном окружении, социальной среде его
обитания, и, как отмечает Е.И.Холостова, социальный аспект общественных
отношений присутствует везде, где осуществляется социальная деятельность,
возникают взаимодействия индивидов и групп индивидов. В практике социальной
работы выделяются три уровня преобразовательной деятельности: внутри общества
как целого (макроуровень); внутри сообществ и социальных институтов
(мезоуровень); в рамках семей и индивидуумов (микроуровень). При этом, как
указывает Х. Сведнер, важно всегда иметь в виду, что каждая попытка
вмешательства в социальную систему ради проблем депривации и деструкции на
индивидуальном уровне должна также быть атакой на структурные и текущие
проблемы, находящиеся за этими индивидуальными проблемами. В противном случае
последние будут возникать вновь и вновь, в то время как социальные перемены
достигаются только благодаря преобразовательной работе, проводимой одновременно
на макро-, мезо- и микроуровнях6.
Социальная политика и социальная работа в условиях России
идеологически во многом согласуются с общемировыми тенденциями, однако,
естественно, существует специфика, обусловленная рядом социокультурных и экономических
факторов.
Социальная политика является по своей
идеологии патерналистской. Патернализм по определению делит участников
взаимодействия на покровителей и одариваемых, причем последние обязательно
оказываются в униженном положении, независимо от того, какой практикуется
вариант патернализма — либеральный (благотворительность, гуманитарная помощь)
или строгий (карательный). Государственный
статус социальной работы подразумевает возможность централизованного контроля
над определением категорий и количества членов общества, нуждающихся в помощи,
а также выделяемыми для ее оказания ресурсами. Социальный работник в качестве
государственного служащего является проводником социальной политики, поэтому направленность
и содержание его профессиональной деятельности, а также его собственные
установки изначально во многом определяются ценностной, аксиологической
концепцией отношения общества к определенным категориям объектов социальной
работы. В этой связи можно сказать, что социальная политика и социальная работа
в России идеологически тяготеют к так называемой медицинской, или
административной, модели. Согласно этой модели, если какой-либо человек, по
сравнению с другими, чего-то лишен и находится в невыгодном положении, то для
него эта ситуация трагическая; ограниченные социальные возможности являются
частью человека, принадлежат ему, и это как бы его собственная вина; человек
должен приспособиться к обществу, а если он не такой, как все, то он должен подвергнуться
процессу социального вмешательства, для того чтобы соответствовать статичным и
консервативным социальным представлениям о «норме». Вследствие такого подхода
часть людей оказываются отделенными от остального общества, их окружают
профессионалами и считают, что из-за имеющихся ограничений по состоянию
здоровья, малообеспеченности или по возрасту их способности принимать решения
тоже ограничены. Наконец, идеология «административной модели» оказывает
определенное влияние на законодательство, социальную политику и организацию
социальных служб.
Авторство «социальной модели» (иногда ее обозначают как
«интерактивную модель», или «модель взаимодействия») принадлежит главным
образом самим клиентам социальных служб, начавшим во многих странах постепенно
объединяться в различные ассоциации и движения. В фокусе этой модели находится
взаимосвязь между отдельным человеком и окружающей его средой (в том числе
обществом), причем ограниченные возможности не рассматриваются как часть
человека и как его вина: человек может стараться ослабить последствия,
вытекающие из его проблем, но ощущение ограниченности своих возможностей
вызвано главным образом позицией и поведением других людей и барьерами,
существующими в окружающей среде (архитектурой, социальной организацией и психологическим
климатом, в том числе стигматизацией и инвалидизацией).
Подготовка специалистов в области социальной работы официально
была учреждена в нашей стране вместе с введением специальности и начала
осуществляться в 1991—1992 гг. В государственном образовательном стандарте
представлены, на первый взгляд, все необходимые для качественной подготовки
специалистов дисциплины, как общеобразовательные, так и специальные. Однако в
условиях отсутствия целостного подхода в методологии самой социальной работы
процесс обучения принимает эклектичный характер и не обеспечивает должного
уровня междисциплинарных взаимосвязей.
Анализ формирования в
России системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на
производстве и профессиональной заболеваемости свидетельствует о том, что на
начальном этапе ее становления (1999-2002 гг.) в общих чертах удалось
обеспечить реализацию компенсационной функции. Что касается двух других -
превентивной и реабилитационной, то их еще только предстоит
"отработать".