Контрольная работа: Современные подходы к семейному консультированию
Контрольная работа: Современные подходы к семейному консультированию
Тольяттинский
государственный университет
Гуманитарный
институт
Контрольная
работа
По
дисциплине: основы психологии семьи и семейного консультирования
Тема:
«Современные подходы к семейному консультированию»
студента Группы ППСХз 441
Логвинчуг К.А.
Преподаватель: Денисова
Е.А.
Оценка:__________
Регистрационный
номер________дата________
2009
Содержание
Введение
1. Понятие семьи
2. Современные подходы к
семейному консультированию
3. Способы организации
процесса семейного консультирования
4. Методы и приемы,
используемые в семейном консультировании
5. Основные требования к
работе с супружеской парой
6. Основные принципы и
правила семейного консультирования
Заключение
Список литературы
Введение
Слово
"консультация" употребляется в нескольких значениях: это совещание,
обмен мнениями специалистов по какому-либо делу; совет специалиста; учреждение,
которое дает такие советы, например юридическая консультация. Таким образом,
консультироваться - значит советоваться со специалистом по какому-нибудь
вопросу.
Психологическое
консультирование семьи должно быть направлено на восстановление или
преобразование связей членов семьи друг с другом и миром, на развитие умения
понимать друг друга и формировать полноценное семейной Мы, гибко регулируя
отношения как внутри семьи, так и с различными социальными группами.
При работе с
каждой семьей цели и задачи уникальны, как и ее жизненная ситуация, но если
говорить об общей задаче консультирования семьи - то это вовсе не
"обеспечение психологического комфорта" и "избавление от
страданий"; главное в кризисной ситуации - помочь принять жизнь во всех ее
проявлениях (не исключая страдания), пройти через жизненные трудности и,
переосмыслив свои отношения с собой, другими, миром в целом, принять
ответственность за свою жизнь и жизнь своих близких и продуктивно преобразовать
жизненную ситуацию.
Семейное
консультирование - это вовсе не обязательно работа со всеми членами семьи
одновременно. На различных этапах процесса в различных пропорциях могут
сочетаться различные способы организации процесса семейного консультирования:
общение со всей семьей, индивидуальное консультирование одного из ее членов,
работа с супружеской парой, работа с нуклеарной семьей, то есть с семьей в
узком смысле слова (отец - мать - дети), работа с расширенной семьей (она
включает также прародителей и тех близких, которые оказывают влияние на
семейные отношения: тети, дяди и других); работа с экосистемой или социальной
сетью.
1.
Понятие семьи
Существует
множество определений семьи в социологии А.Г. Харчев определял семью как
основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью
быта и взаимной ответственностью. Семья- это исторически конкретная система
взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, как малой группы,
связанной брачными или родственными отношениями.
Первоначальную
основу семейных отношений составляет брак. Брак- это исторически меняющаяся
форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которого общество
упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские
права и обязанности. Однако, семья представляет собой более сложную систему
отношений, чем брак, т.к. объединяет не только супругов, их детей, но и других
родственников. Семья это общность людей, основанная на триединых отношениях
"супружества - родительства - родства". Это основной тип семьи, насчитывает
в России 60-70% из общего числа вступивших в брак. Бездетные молодожёны -15-20%
и бездетные супруги -10-15%.
Поэтому
семью, в строгом смысле слова, не следует сводить только к супружеству,
sex-партнёрству, или сожительству. Их чаще называют "семейные
группы". Семья - не брачная группа, а социальный институт, т.е. система
связей и взаимодействий между членами семьи, выполняющих функцию
воспроизводства населения и регуляции отношений между полами, родителями и
детьми.
Понятие семьи
имеет социальный, а не юридический характер. В связи с этим в правовых актах
понятие семьи связано с установлением круга лиц, образующих ее состав.
Установление же круга членов семьи в свою очередь зависит от того, какое
содержание вкладывается в понятие "член семьи". Круг членов семьи,
связанных правами и обязанностями, по-разному определяется в зависимости от
целей правового регулирования в различных отраслях права - семейном,
гражданском, трудовом и т.д. Он различен и в разных правовых институтах одной
отрасли права (например, в жилищном и наследственном праве).
В СК РФ нет
общего определения семьи по причине, указанной выше. В силу различного
определения семьи в различных отраслях законодательства включение определения
понятия "семья" в СК РФ и установление исчерпывающего перечня членов
семьи могло бы привести к нарушению их прав либо к необоснованному расширению
круга членов семьи. Однако термины "семья", "член семьи"
часто употребляется в СК РФ.Термины брак и семья, как в обыденной речи, так и в
научных публикациях находятся рядом, что действительно правомерно, поскольку
реальности, обозначаемые этими терминами, тесно взаимосвязаны. Однако брак и
семья- не одно и тоже, это не тождественные, а скорее пересекающиеся понятия,
ведь семья может существовать без брака, а брак без семьи.
Семьёй
называют социальные объединения, члены которого связаны общностью быта,
взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу семья
представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми,
основанную на браке или кровном родстве и имеющих исторически определённую
организацию.
Иными
словами, семья – это новый объект, с новыми свойствами, где старые свойства
семьи могут таинственным образом исчезнуть. Семья - это прежде всего отношения
между её лицами. Мы зачастую не понимаем, что создать семью – это означает не
только найти человека и поставить соответствующий штамп в паспорт. Создать
семью – это значит построить отношения любви, взаимопонимания и поддержки.
Семья–ячейка
(малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта,
основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между
мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими
родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого
семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными
процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается,
через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от
общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития
общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно тем выше
культура семьи.
Многоплановые
контакты социального работника с семьями, порождаемые потребностями совместной
деятельности, являются своеобразными формами проявления общих закономерностей
социальной работы с семьёй. В свою очередь они обуславливают его
социально-педагогические понятия о поведении индивида и малой социальной
группы, о типах семьи и процессах её социализации, поведении сложных структур и
разнообразии культурных систем, а также о собственно личности социального
педагога или работника и присущих ему профессиональных качествах.
2.
Современные подходы к семейному консультированию
Существует
множество концепций семейного консультирования: от модификаций фрейдовской
психоаналитической модели до позитивной семейной терапии Н. Пезешкиана. Однако
в последнее время практики отдают предпочтение интегративным подходам, таким
как системный и структурный.
Основоположники
системного подхода (М.Боуэн, С.Минухин, В.Сатир, К.Витакер и другие)
рассматривают семью не просто как объединение индивидуальностей, связанных
узами родства, а как целостную систему, где никто не страдает в одиночку:
семейные конфликты и кризисы оказывают деструктивное влияние на всех. Поскольку
семья - это система, то не так важно, какой из ее элементов изменяется. На
практике изменения в поведении любого из членов семьи влияют на нее и другие
входящие в нее подсистемы (других членов семьи) и одновременно испытывают
воздействие с их стороны.
Оказывая
помощь семье в трудные периоды жизни, не имеет смысла заниматься выявлением
психоаналитических причин конфликта: гораздо важнее путем конкретных
целенаправленных действий изменить отношения между ее членами. При удачно
выбранной стратегии и тактике работы семейная обстановка улучшается по мере
того, как выполняются рекомендации специалиста. Перемены ведут к сдвигам в
механизме функционирования семьи и способствуют уменьшению проявления симптомов
психологического неблагополучия у одного или нескольких ее членов.
Так, автор
теории семейных систем М. Боуэн утверждает, что члены семьи не могут
действовать независимо друг от друга, так как такое поведение приводит к
внутрисемейной дисфункциональности. Это сближает его с системными терапевтами.
Но есть и различия: Боуэн рассматривает все человеческие эмоции и поведение как
продукт эволюции. Причем не индивидуальной, уникальной, а связанной со всеми
формами жизни. Он разработал восемь тесно связанных между собой концепций,
среди которых концепции дифференцировки собственного Я, эмоциональных
треугольников, семейных проекций и других. По его мнению, механизм
внутрисемейных отношений аналогичен механизму функционирования всех других
живых систем. Неслучайно его концепция дифференцировки собственного Я так
напоминает существующие в науке представления о дифференцировке клетки.
Терапевты этой школы считают, что дифференцировка собственного Я в ходе сеансов
семейной психотерапии ведет к успокоению семьи клиента, это способствует
ответственному принятию решений и ослаблению симптомов семейной дисфункции.
Роль консультанта в этой системе семейного консультирования приближается к
позиции тренера: он обучает членов семьи дифференцироваться в семейном общении,
осмысливать имеющиеся у них способы взаимодействия в семье и осваивать более
продуктивные. При этом психологу предписывается не подходить к семье с готовыми
рекомендациями, а вести совместный поиск. С этим трудно не согласиться:
совместный поиск позволяет членам семьи освоить продуктивные способы выхода из
проблемных ситуаций, развивает у них чувство субъективности и уверенности в
своих силах, что после ослабления негативной симптоматики приводит к устойчивым
переменам в жизни семьи.
Боуэн широко
использует в своей теории и практике семейной терапии представления о жизненном
цикле семьи, а также считает необходимым учитывать национальные особенности
клиента.
Другой
вариант работы с семьей, завоевавший широкую популярность в мире, - структурная
семейная терапия С. Минухина.
В основе
этого подхода лежат три аксиомы. Осуществляя психологическую помощь, необходимо
принимать в расчет всю семью. Каждый из членов семьи должен рассматриваться как
ее подсистема.
Терапия семьи
изменяет ее структуру и приводит к изменению поведения каждого из членов
семейной системы.
Работая с
семьей, психолог присоединяется к ней, в результате возникает терапевтическая
система, делающая возможными семейные изменения.
Семья
предстает как дифференцированное целое, подсистемы которого - отдельные члены
семьи или несколько ее членов. Каждая подсистема (родительская, супружеская,
детская) имеет специфические функции и предъявляет к своим членам определенные
требования. При этом для каждой подсистемы необходима определенная степень
свободы и автономии. К примеру, для адаптации супругов друг к другу нужна
определенная свобода от влияния детей и внесемейного окружения. Поэтому важное
значение приобретает проблема границ между семейными подсистемами.
С. Минухин
выделяет два типа нарушения границ: п е р в ы й - их спутанность, нечеткость,
размытость; в т о р о й - излишняя закрытость, приводящая к разобщенности
членов семьи. Один из этих типов нарушения границ можно найти в любой
неблагополучной семье. Так, выраженная размытость границ между матерью и
ребенком приводит к отчуждению отца. В результате в семье начинают
функционировать две автономные подсистемы: "мать - ребенок (дети)" и
"отец". У детей в этом случае тормозится развитие компетентности в
общении со сверстниками, а у родителей существует угроза развода. А вот у семей
с разобщающими границами, наоборот, нарушена способность к формированию
семейного Мы. Члены семьи настолько разобщены, что не могут удовлетворить в
семье важнейшую из человеческих потребностей - в доверии, тепле и поддержке.
Спутанная
семья реагирует на любые изменения быстро и интенсивно, ее члены как бы
заражают друг друга своим настроением. А вот в безучастной семье преобладает
отчуждение, которое ребенок ощущает как холод, безлюбость и может
охарактеризовать свою семью так: "У нас никому ни до кого нет дела".
Описанная
классификация и подход к психологической помощи направлены, в первую очередь,
на осознание и преодоление неадекватной близости членов семьи, доходящей до
симбиотической взаимозависимости, и помогает каждому осознать и отстроить
границы между собой и другими.
Роль
психолога в системе С.Минухина понимается так: ему предписывается
присоединиться к семье, на время как бы стать одним из ее членов.
С. Минухин
выделяет семь категорий действий психолога по переструктурированию семьи: это
актуализация семейных моделей взаимодействия; установление или разметка границ;
эскалация стресса; поручение заданий; использование симптомов; стимуляция
определенного настроения; поддержка, обучение или руководство.
Не менее
распространен еще один из вариантов системного подхода - стратегическая
семейная терапия (Дж.Хейли, К.Маданес, П.Вацлавик, Л.Хоффман и другие), где
основная работа терапевта направлена на формирование у членов семьи
ответственности друг за друга.
Иногда в
рамки стратегического направления включают и вариант системной семейной
терапии, разработанный в миланской научной школе. Однако здесь в центре работы
- выявление и преобразование тех бессознательных "правил игры",
которые поддерживают семейное неблагополучие. "Семейные игры"
основаны на ошибочном представлении членов семьи о том, что возможно
осуществлять односторонний контроль над межличностными отношениями в семье,
манипулируя другими членами семьи. Работа психолога сначала направлена на
выявление тех реакций членов семьи, которые приводят к "зацеплениям",
делающим семью нездоровой (диагностика), затем - на помощь в осмыслении этих
зацеплений и выработку продуктивных способов взаимодействия.
Еще один
конструкт, используемый для анализа супружеских взаимодействий, - представление
о том, что в основе семейных конфликтов лежит бессознательная борьба супругов
за власть и влияние, конкуренция и соперничество друг с другом. Работа
консультанта в этой модели психотерапии сфокусирована на установлении баланса
между супругами, когда выигрыши или проигрыши одного будут компенсироваться
выигрышами или проигрышами другого.
Психоаналитический
(Н.Аккерман, К.Сэджер и другие), когнитивно-поведенческий (Р.Дрейкурс, А.Эллис
и другие) подходы в семейной терапии по сравнению с системным подходом более
традиционны.
Анализ
многочисленных теоретических построений и практики работы семейных
консультантов породил яркую и удобную для повседневного употребления типологию,
где все многочисленные системы работы с семьей (в зависимости от избранного
психологом подхода к целям работы и понимания собственных функций) разбивают на
три группы: "ведущие", "реагирующие" и
"чистильщики".
"Ведущие"
терапевты авторитарны. Стремясь создать здоровые отношения в семье, они
воздействуют из позиции "супер-родителя", который лучше членов семьи
знает, что для ее членов хорошо или плохо и активно действует. Это полностью
избавляет клиентов от самостоятельных усилий, снимает с них ответственность.
Справедливости ради отметим, что для человека или семьи, обратившихся за
помощью в период глубокого кризиса, такое отношение на начальном этапе
консультативного процесса является не только проблемным, но и единственно
возможным, так как люди, только что пережившие жизненную катастрофу, нередко
находятся в состоянии возрастной регрессии, когда возвращаются формы реагирования,
свойственные испуганному беспомощному ребенку. В случае работы с такими
клиентами (семьями или отдельными личностями) консультант сознательно принимает
"родительскую позицию" и избирает стратегию дородительствования,
постепенно "доращивая и довоспитывая", помогая поверить в свои силы,
обрести точку опоры в себе, научиться продуктивно, взаимодействовать сначала с
самим собой, а затем и с окружающими. Именно этот подход представлен в данном
ранее описании структурной семейной терапии (С. Минухин).
"Реагирующие"
семейные психотерапевты для того чтобы добиться позитивных изменений в семье,
стараются мобилизировать ее собственный внутренний потенциал развития. Они
"включаются" в обстановку и атмосферу семьи, с которой проводится
работа. Такую терапию удобно выполнять вдвоем: один из психологов дает втянуть
себя в создавшуюся семейную ситуацию (при этом он чаще всего принимает на себя
роль ребенка), второй выступает в роли наблюдателя и держится несколько более
отстраненно (как бы вне семейной системы).
Если
вспомнить, что реагирующие психотерапевты теоретически ориентируются, прежде всего,
на психоанализ, то нетрудно понять и истоки такой работы, и ее сущность.
Психоаналитический подход предполагает, что в своей деятельности терапевт
выполняет обе эти функции (и идентификацию с клиентом, и обособление,
отстранение от него). В процессе взаимодействия с клиентом он попеременно то
идентифицируется с ним, глубоко проникает в его проблемы, то отстраняется от
клиента и его ситуации с целью объективного суждения. Здесь же эти функции как
бы "разделены" между двумя психологами.
"Чистильщики
систем" прежде всего, стремятся навести порядок в правилах, по которым
живет семья. Консультант старается противодействовать неправильному поведению,
заставить отказаться от незрелых и патологических форм поведения. Этот метод
характерен для стратегической семейной терапии и системной семейной терапии
миланской научной школы.
3.
Способы организации процесса семейного консультирования
Индивидуальная
работа с одним из членов супружеской пары. В этом случае развиваются
классические отношения "консультант - клиент", однако и здесь незримо
присутствует контекст семейных отношений (в памяти и образах клиента, в его
рисунках и проигрываемых ситуациях и тому подобное). Семья продолжает существовать
"в плане представления, вторичного образа и может получить истолкование и
оценку пациента".
Если при
индивидуальном консультировании возникают семейные проблемы или жалобы на
непонимание домочадцев, то нужно мягко и ненавязчиво подвести клиента к мысли о
том, что бессмысленно ставить себе цель "изменить жену или детей и их
отношения ко мне". Однако возможно измениться самому, продумать свое
поведение и свою роль в семье, и тогда, скорее всего, близкие люди будут
относиться по-другому. Для этого вполне возможно использовать прием
терапевтических притч.
Индивидуальная
консультация вполне уместна, когда кому-либо из членов семьи сложно рассказать
о проблеме открыто, и человек предпочитает индивидуальную беседу, где легче
поделиться наболевшим, тем, что он долго и мучительно скрывал от домочадцев. В
этих случаях индивидуальные беседы приводят к тому, что чуть позже человек
сможет доверить тайну, рассказать "о стыдном" в присутствии других
членов семьи. В такие моменты клиент зачастую испытывает большое облегчение:
обнаруживается, что чувство вины, которое долго мучило его, было преувеличено,
а замалчивание лишь усиливало его.
Страницы: 1, 2
|