Продолжалось
изучение нейропсихологии памяти (т.е. мозговой организации различных
мнестических функций), начатое под руководством А.Р.Лурия. Оценивалась роль
левого и правого полушарий мозга в обеспечении различных форм и параметров
мнестической деятельности , Московичюте Л.И. Изучались мозговая организация
вербальной памяти (Микадзе Ю.В.), семантическая организация памяти и виды ее
нарушений при локальных поражениях мозга (Микадзе Ю.В. Корсакова Н.К., Микадзе
Ю.В.). Исследовались нарушения различных модально-специфических форм памяти:
звуковой (Гребенникова Н.В., Владимиров А.Д.), цветовой тактильной ,
пространственной . Анализировалась специфика нарушений мнестических функций в
онтогенезе ; изучались особенности нарушений памяти при "чернобыльской
болезни" с первичной диэнцефальной симптоматикой ( Хомская Е.Д. и др., ).
Продолжалось
экспериментальное изучение мозговой организации интеллектуальных процессов.
Анализировались структурные и динамические аспекты интеллектуальной
деятельности, их связь с латерализацией очага поражения ; особенности
семантических связей при поражении лобных долей мозга, их устойчивость,
избирательность ; интеллектуальные нарушения при различных формах афазии ;
мозговая организация вербального и невербального интеллекта у больных с
поражением корковых и подкорковых мозговых структур. Продолжалось изучение мозговой
организации речевых процессов в контексте проблем афазиологии и
нейролингвистики. Анализировались грамматические нарушения речи при разных
формах афазии, различные формы экспрессивного и импрессивного аграмматизма,
оценивалась роль грамматики в понимании речи. Проводилось нейролингвистическое
исследование афазий (Ахутина Т.В. и др., см. ). Изучались механизмы порождения
речи, проводился лингвистический анализ синтаксиса. Исследовались изменения
лексикона при корковой и подкорковой патологии речи мозга при афазии,
особенности межполушарного взаимодействия в речевых процессах при билингвизме ,
особенности личности больного с речевыми нарушениями в контексте проблем межполушарной
асимметрии мозга .
Проводилось
экспериментальное изучение мозговой организации эмоционально-личностной сферы
при локальных поражениях мозга. Анализировались проявления эмоциональных
состояний в когнитивных процессах (памяти, мышления, восприятия), изучались
особенности нарушений эмоциональной сферы при локальных поражениях мозга, связанные
с латерализацией очага поражения, роль левого и правого полушарий в реализации
эмоций разного знака. Уточнялась роль лобных долей в обеспечении
эмоционально-личностных явлений ( Привалова Н.Н., Хомская Е.Д). Изучалась
скорость восприятия базальных эмоций, отличия в восприятии эмоциональных и
нейтральных стимулов . Исследовались особенности личности, проявляющиеся в
нарушениях общения , особенности невербальной коммуникации у больных с афазией
. Оценивались нарушения эмоционального развития детей с разными формами
дизонтогенеза ; Лебединский В.В.
Продолжалось
экспериментальное изучение мозговых механизмов произвольной регуляции различных
психических функций (двигательных и когнитивных) на материале больных с
локальными поражениями мозга. Определялись роль передних и задних отделов мозга
в произвольной регуляции саккадических движений глаз , межполушарные различия
произвольной регуляции движений рук, связанные с модальностью стимула
(Владимиров А.Д., Тимофеева Т.В., ). Оценивались возможности произвольного
контроля движений правой и левой рук в норме и у пациентов с
"чернобыльской болезнью". Экспериментально доказано существование
латеральных различий механизмов произвольного контроля двигательных реакций в
норме и их ослабление у таких пациентов . Изучались возможности выполнения
серийных произвольных движений у детей с трудностями обучения . С помощью
метода сопоставления серийных интеллектуальных операций в оптимальном и
максимально быстром темпе изучалась произвольная регуляция интеллектуальной
деятельности в норме и у больных с поражениями левого и правого полушарий мозга
. Продолжалось изучение психофизиологических механизмов нарушений когнитивных,
двигательных и эмоциональных процессов у больных с локальными поражениями
мозга. Были сформулированы основные задачи психофизиологии локальных поражений
головного мозга, ее место в системе психофизиологических дисциплин . С помощью
методов пространственной синхронизации биопотенциалов проведена оценка
структуры функциональных состояний мозга при различных типах когнитивных
процессов , проанализирована пространственная синхронизация биопотенциалов в
норме и у больных с локальными поражениями мозга . Методом вызванных
потенциалов показаны корреляты произвольных движений в норме и у больных с
локальными поражениями мозга. Таким образом, в экспериментальной
нейропсихологии в постлуриевский период расширилась тематика исследований.
Наряду с традиционными появились новые темы: экспериментальное (психологическое
и психофизиологическое) изучение эмоционально-личностной сферы и изучение нормы
с позиций нейропсихологии. Доказанная (на материале изучения взрослых и детей)
возможность применения нейропсихологического подхода к типологии индивидуальных
различий открыла перед нейропсихологией перспективы как в научном плане, так и
в практическом применении нейропсихологических знаний (что особенно важно в
современной ситуации). Существенной чертой постлуриевский нейропсихологии в
целом, и особенно экспериментальной, была разработка различных тем в контексте
межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Эта проблема стала
одной из самых актуальных в различных науках о мозге, включая и
нейропсихологию.
Продолжались
научные исследования, относящиеся к реабилитационному направлению.
Анализировались различные представления об афазиях, существующие в
отечественной и западных нейропсихологических научных школах, и соответствующие
им методы восстановления речевых функций . Изучалась динамика спонтанного
восстановления речи при афазиях , спонтанная динамика нейропсихологических
синдромов, включая речевые функции, после нейрохирургических операций .
Сопоставлялись нейропсихологические принципы восстановления речи, разработанные
в школе А.Р.Лурия и в других зарубежных школах . Исследовались нарушения
понимания слова при разных формах афазии, нарушения понимания афазиками устного
предложения , нарушения понимания письменной речи у больных с алексией .
Предметом исследования было употребление глаголов больными с афазией ,
механизмы вербальных парафазий у афазиков . Разрабатывалась система групповых
занятий с больными, страдающими афазическими расстройствами речи. Показана
важная роль группы в реабилитации больных с афазией . Выявлена специфика
реабилитационной работы при групповых занятиях по сравнению с индивидуальными .
Эти исследования были обобщены в сборнике и монографии .
Специальному
анализу подвергались процессы восстановления памяти у нейрохирургических
больных . Исследовались динамика восстановления психических функций у больных с
черепно-мозговой травмой , структура и динамика нейропсихологических синдромов
при сенильной деменции . В перечисленных работах прослеживалась динамика
изменений не только речевых, но и других высших психических функций в процессе
их восстановления после операции. К новому типу исследований в области
отечественной реабилитационной нейропсихологии относятся работы, посвященные
социопсихологическому аспекту реабилитации больных с локальными поражениями
мозга. В них изучались факторы, влияющие на успешность социореабилитации
больных с нарушениями психических функций опухолевого и сосудистого генеза. Выявлены
специфические особенности социальной реабилитации больных с разными формами
заболеваний . Была разработана шкала социальной реабилитации больных,
оценивающая уровень их возможностей в профессионально-трудовой, бытовой сфере,
в самообслуживании . Результаты исследований представлены в сборнике . Новым
типом реабилитационных нейропсихологических работ, проводившихся за последние
годы и получивших большое общественное признание, были исследования, направленные
на реабилитацию детей с трудностями обучения. Помимо диагностических они имели
и коррекционные цели - дать рекомендации для коррекции тех или иных дефектов
(речи, движений, когнитивных процессов). Научно-исследовательский аспект
детской реабилитационной нейропсихологии состоял в разработке принципов
нейропсихологического подхода к анализу развития психики и ее отклонений. Детская
реабилитационная нейропсихология позволила по-новому понять различные формы
аномалий психического развития детей и наметить новые пути компенсации
дефектов.
МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАБОТА
Уровень
развития той или иной научной дисциплины, как известно, определяется уровнем ее
методического аппарата (включая и математические методы). Нейропсихология
всегда пользовалась широким набором различных методов в зависимости от задач
исследований: от относительно простых клинических, неаппаратурных, используемых
при общем нейропсихологическом обследовании больных, до сложных аппаратурных
(ЭЭГ-методов и др.) и компьютерных методов. В постлуриевском периоде
продолжалось усовершенствование старых и создание новых методических приемов во
всех направлениях работы (клиническом, экспериментальном, реабилитационном),
что было связано, с одной стороны, с распространением нейропсихологического
подхода на новые контингенты испытуемых, с другой - с разработкой новых для
нейропсихологии проблем. В клинической нейропсихологии делались попытки
модернизировать луриевские тесты нейропсихологической диагностики. В луриевскую
батарею тестов вводились количественные оценки; как известно, луриевские методы
нейропсихологической диагностики направлены на качественную оценку дефекта, его
квалификацию, на выделение основной причины (фактора), обусловившей его
возникновение (и всего синдрома в целом). В то же время А.Р.Лурия считал
необходимым вводить в исследование и количественные критерии, оценивающие
степень дефекта, выраженность того или иного нарушения. В последнем издании
"Схемы нейропсихологического исследования" (1973) А.Р.Лурия
предлагает трехбалльную систему оценок степени дефекта. Эта система широко
используется в современной клинической нейропсихологии. Первичные данные,
выраженные в баллах, подвергаются различной математической обработке (с помощью
методов многомерной статистики, корреляционного, факторного анализа и др.), что
позволяет выявить взаимосвязь различных нейропсихологических симптомов,
определяющую структуру синдрома. Эти методы дают возможность достаточно точно
оценить изменения нейропсихологических синдромов в процессе восстановления
больного после операции или травмы (Гребенникова Н.В.).
Разрабатывались
и другие методы количественной обработки результатов нейропсихологического
исследования, с помощью которых оказалось возможным проводить лонгитюдные
исследования больных неврологической и нейрохирургической клиник в процессе
хирургического и фармакологического лечения.
Проводилось
сопоставление эффективности луриевских и американских (в основном,
психометрических) тестов, применяемых в клинической нейропсихологии. Опыт
комплексного нейропсихологического исследования с использованием отечественных
и американских методов показал возможность их совмещения (или дополнения).
Однако в целом задача математизации луриевских нейропсихологических тестов с
сохранением луриевской идеологии (т.е. общих нейропсихологических представлений
о соотношении мозга и психики) пока не решена.
В
соответствии с новыми диагностическими задачами детская клиническая
нейропсихология за последний период обогатилась рядом новых методов. Для целей
диагностики детей с трудностями обучения Э.Г.Симерницкой была разработана
батарея методов "Лурия-90" , направленная на выявление особенностей
межполушарного взаимодействия. Были разработаны и другие методы на оценку
нейропсихологического статуса детей . В ряду других были предложены специальные
виды тестов для изучения пространственных представлений у детей с отклонениями
в развитии , возможностей серийной организации движений , особенностей
эмоциональной сферы . В клинической нейропсихологии старческого возраста наряду
с традиционными луриевскими методами применялся ряд новых, в частности, для
оценки пространственных функций . Изучение лиц с пограничными состояниями ЦНС
(лиц, подвергшихся радиационному облучению в малых дозах вследствие аварии на
Чернобыльской АЭС) потребовало разработки специальных сенсибилизированных
методов клинического нейропсихологического исследования когнитивных и
двигательных функций, а также батареи тестов, предназначенных для оценки
эмоционально-личностной сферы. Эти методы оказались пригодными для выявления
типичных для данной категории пациентов нейропсихологических синдромов .
Луриевская батарея методов нейропсихологической диагностики с включением ряда
новых тестов была опубликована под названием "Нейропсихологическая
диагностика". В экспериментальной нейропсихологии разрабатывались новые
методические приемы, предназначенные для изучения различных высших психических
функций и эмоционально-личностной сферы (включая и компьютерные методы
исследования). Применялись как не аппаратурные (клинические), так и аппаратурные
(лабораторные) методы исследования. Для изучения когнитивных функций
использовался ряд новых неаппаратурных методов, а именно: метод оценки
динамических характеристик интеллектуальной деятельности с помощью серийного
счета в оптимальном и максимально быстром темпе , метод оценки "профиля
памяти" , метод оценки нарушений памяти при поражении мозолистого тела ,
метод определения понятий, направленный на оценку устойчивости семантических
связей , методы оценки наглядно-образного мышления , пространственных функций ,
тактильного , цветового гнозиса и ряд других. Для оценки межполушарной
асимметрии и межполушарного взаимодействия в трех анализаторных системах была
разработана батарея тестов, включающих как не аппаратурные, так и аппаратурные
методы исследования . Для изучения эмоционально-личностной сферы применялась
серия неаппаратурных методов, основанная на когнитивных операциях с
эмоциональными стимулами . Были предложены модификации лицевых методик
("Классификация", "Ранжирование", "Узнавание",
"Четвертый лишний"), направленные на оценку состояния положительной и
отрицательной эмоциональных систем и основных базальных эмоций . Были
разработаны модификации личностных тестов, пригодных и для экспериментальных, и
для клинических целей . Разрабатывались и аппаратурные методы исследования. В
области детской реабилитационной нейропсихологии предлагались различные методы
восстановления речи и других психических функций. Это были главным образом
методы коррекции трудностей обучения, основанные на нейропсихологическом
анализе состояния ребенка и адресующиеся к различным видам психической
деятельности . Разрабатывались и специальные "речевые методы",
направленные на коррекцию нарушений - плавной фразовой речи у детей , а также
ряд других. Предлагались методы коррекции зрительно-предметного восприятия ,
методы контроля за собственными действиями , методы коррекции эмоциональных
нарушений у детей с разными формами аномалий развития . В целом анализ приемов,
используемых современной реабилитационной нейропсихологией, свидетельствует о
том, что способы эффективного воздействия на различные дефекты у детей и
взрослых различны, и это связано прежде всего с различиями в строении
психических функций в разном возрасте. Детская реабилитационная
нейропсихология, отсутствовавшая во времена А.Р.Лурия, переживает сейчас
начальный этап своего развития. Наряду с диагностическим направлением - в связи
с "социальным заказом" - формируется и реабилитационное, и здесь для
детской нейропсихологии огромное поле деятельности, так как различные отклонения
в психическом развитии детей стали чуть ли не массовым явлением.
ПРАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА
Луриевская
нейропсихология формировалась и развивалась в тесной связи с практикой. Запросы
практики были одним из стимулов ее возникновения. Связь с разными видами
практики не только сохраняется на сегодняшнем этапе ее развития, но и даже
усилилась за счет появления новых медико-психологических задач, которые могут
решаться с позиций нейропсихологии. В луриевский период сфера практического
применения нейропсихологических знаний ограничивалась взрослыми больными и
включала в себя диагностическую работу (особая потребность в которой появилась
в годы Великой Отечественной войны) и различные виды реабилитации5 отдельных
(преимущественно речевых) психических функций. Эта практическая работа
происходила в нейрохирургических и неврологических клиниках (в Москве - в
Институте нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко РАМН, в Институте неврологии РАМН, в
клинике нервных болезней ММА им. И.М.Сеченова). Проводилось также
консультирование неврологических больных в различных медицинских учреждениях.
Объем практической работы был довольно большим (несколько сотен больных в год).
Потребность в подобной деятельности была существенно выше возможностей самого
А.Р. Лурия и его сотрудников. В постлуриевский период объем диагностической и
реабилитационной работы в нейрохирургических и неврологических клиниках
уменьшился, так как в годы перестройки экономики лечение стало платным, что
привело к резкому сокращению числа пациентов. Клиники опустели. В то же время
появились другие формы нейропсихологической практики. В конце 70-х гг. в Москве
был создан Научно-методический речевой центр, возглавляемый профессором
В.М.Шкловским, который в настоящее время представляет собой один из крупнейших
реабилитационных центров не только у нас, но и за рубежом. В нем за год
проходят нейрореабилитацию до 2500 пациентов с различными нарушениями речи:
афазией, алалией, заиканием и др. Сотрудники центра (врачи, педагоги,
нейропсихологи и др.) наряду с научной работой занимаются восстановлением
речевых функций с применением различных технологий. Центр выполняет и большую
методическую работу, разрабатывая новые оригинальные методы реабилитации речи.
В связи с высокой частотой сосудистых поражений мозга восстановление речевых
функций стало одной из наиболее острых нейропсихологических проблем, и именно
работа над решением этой проблемы получила государственную поддержку, чем
постлуриевская нейропсихология может гордиться.
УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
РАБОТА
Как
известно, А.Р.Лурия организовал в 1966 г. на факультете психологии МГУ первую в
стране кафедру, подготавливающую молодых специалистов в области
нейропсихологии. На протяжении всего постлуриевского периода сотрудники кафедры
нейро- и патопсихологии (теперь "клинической психологии",
возглавляемой проф. Ю.Ф.Поляковым) наряду с научной и практической работой вели
большую педагогическую работу. В настоящее время подготовкой нейропсихологов в
МГУ занимается коллектив преподавателей кафедры и сотрудники лаборатории
нейропсихологии, руководимой доктором психологических наук Т.В.Ахутиной. В
рамках специализации "Клиническая психология" студентам читаются
общие и специальные курсы по нейропсихологии, проводятся различные
спецпрактикумы.
К общим курсам
специализации относятся:
Основы
нейропсихологии (проф. Е.Д.Хомская, вед. научн. сотр. Ю.В. Микадзе);
Клиническая
нейропсихология (проф. Е.Д.Хомская, ст. научн. сотр. Е.В.Ениколопова).
По данным
курсам подготовлены первый в нашей стране учебник [112], учебное пособие [37] и
хрестоматия [67].
К
специальным курсам относятся:
Патология
памяти (доц. Н.К.Корсакова, ассистент Е.Ю.Балашова);
Патология
эмоций (проф. Е.Д.Хомская);
Нейропсихология
детского возраста (канд. психол. наук А.В.Семенович);
Нейропсихологическая
реабилитация и восстановление высших психических функций (проф. Л.С.Цветкова,
д-р психол. наук Т.В. Ахутина);
Нейропсихологический
подход к восстановлению и коррекционному обучению (д-р психол. наук Т.В.
Ахутина);
Проблемы
афазии (проф. Л.С.Цветкова);
Основы
нейролингвистики (д-р психол. наук Т.В.Ахутина);
Личность и
нарушения общения (вед. научн. сотр. Ж.М. Глозман);
Психологические
проблемы эмоциональных и личностных нарушений у детей и подростков (доц.
В.В.Лебединский).
Общие и
специальные курсы и спецпрактикумы позволяют студентам получать
профессиональную подготовку в наиболее интересующей их области нейропсихологии.
Наряду с относительно узкой специализацией по нейропсихологии студенты получают
универсальную для всех подготовку по медицине и клинической психологии,
позволяющую выпускникам успешно работать в различных областях медицинской
психологии.
За
указанный период под руководством учеников А.Р.Лурия отечественными и
зарубежными представителями луриевской школы на совете факультета психологии
были защищены 55 кандидатских диссертаций. Среди них 26 работ выполнены под
руководством проф. Е.Д.Хомской, 14 - проф. Л.С.Цветковой, 6 - проф.
Э.Г.Симерницкой, 4 - доц. Н.К.Корсаковой, 3 - вед. научн. сотр. Ж.М.Глозман, 2
- доц. В.В.Лебединского. Подготовка кандидатских диссертаций по нейропсихологии
осуществлялась через аспирантуру и институт прикрепленных соискателей.
Приведенный
выше обзор деятельности нейропсихологической школы А.Р.Лурия за двадцать лет,
прошедших со времени кончины ее основателя, заведомо не полон, однако он дает
основание говорить именно о научной школе. Она не только выдержала испытание
временем, но и отвечает тем критериям, которыми руководствуется, например, фонд
Сороса, поддерживающий развитие научных школ в России. К ним относятся:
объединение представителей школы общими научными идеями, признанными российским
и мировым научными сообществами; значимый и оригинальный вклад представителей
школы в соответствующую область знания и высшее образование; постоянное пополнение
школы через учебно-педагогическую деятельность. К этим критериям можно было бы
добавить высокий научный потенциал, эвристичность научных идей, объединяющих
представителей школы, их способность к саморазвитию. Луриевская
нейропсихологическая школа - интенсивно развивающийся "организм",
открывающий для себя все новые и новые виды научной и практической
деятельности.
Нейропсихология
- и как одна из наук о мозге, и как психологическая дисциплина - является
прежде всего фундаментальной наукой. Приоритетный интерес отечественной
нейропсихологии к фундаментальным научным проблемам ставит ее, как и всю
фундаментальную науку в России, сейчас в особо трудное положение.
В настоящее
время, когда коммерциализация науки разрушает фундаментальные направления, нуждающиеся,
как известно, в государственной опеке, нейропсихологическая школа А.Р.Лурия
смогла выжить и, более того, развиваться, продвигая фундаментальную науку,
прежде всего благодаря двум обстоятельствам. Во-первых, благодаря своим связям
с практикой, социальным запросам в свой адрес со стороны различных областей
медицины, педагогики, организаций, связанных с экологическими проблемами и др.
Луриевская нейропсихология - и раньше, и в постлуриевский период - доказала
свою состоятельность в решении различных практических задач и пользуется у
практиков хорошей репутацией. Во-вторых, школа развивается благодаря тому, что
ее ядро - московские представители луриевской нейропсихологии - находится под
определенной защитой руководства МГУ. Согласно общей научной и образовательной
стратегии ректора МГУ В.А. Садовничего, научные школы, созданные в стенах
университета, должны иметь возможность для сохранения и развития научных
традиций. Пользуется поддержкой нейропсихологическая школа А.Р.Лурия и на
уровне руководства факультета психологии. Университетская среда в целом
благоприятна для сохранения и развития научных школ, для поддержания
преемственности научных идей и традиций (даже в сегодняшней непростой для науки
ситуации).
Однако
существуют другие обстоятельства, затрудняющие развитие этой школы. Это прежде
всего организационные проблемы: трудности существования луриевской
нейропсихологической школы в рамках гуманитарного (по определению) факультета
психологии. Нейропсихологам (как и другим медицинским психологам) нужны
постоянные контакты с медициной (клиниками, НИИ медицинского профиля и другими
медицинскими учреждениями). Во времена А.Р.Лурия эти контакты строились лишь на
личных взаимоотношениях. Положение не изменилось до сих пор. Взаимодействие
между факультетом психологии и медицинскими учреждениями (Институтом
нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко РАМН, Институтом неврологии РАМН, Институтом
психиатрии и др.), которые являются базами для проведения научной работы и
подготовки студентов - будущих нейропсихологов, нуждается в специальном
правовом регулировании. Полная зависимость научного и педагогического процессов
от личных отношений представителей школы с руководством медицинских учреждений
- патриархальный пережиток.
Не менее
актуальны и кадровые проблемы, а также вопросы правового статуса практических нейропсихологов,
работающих в медицинских учреждениях, где врачи-невропатологи (или психиатры),
обычно не имеющие специальной подготовки по нейропсихологии, подменяют
нейропсихологов. Статус нейропсихологов, занимающихся практической работой в медицинских
учреждениях, должен получить правовую поддержку. Это особенно актуально в связи
с недавно принятым Министерством здравоохранения РФ постановлением о
медицинской психологии (включая и нейропсихологию), согласно которому в ближайшее
время в медицинских учреждениях будет развернута штатная медико-психологическая
служба (включая и нейропсихологическую), для чего будут готовить кадры
медицинских психологов (в 18 медвузах России). Нейропсихологическая школа
А.Р.Лурия испытывает и иные, общие с другими научными дисциплинами, трудности
("утечка мозгов" за рубеж, наплыв непрофессионалов и т.п.). Тем не
менее вопреки всем неблагоприятным обстоятельствам она жива и имеет большой
потенциал развития. Она представляет собой ценное достояние отечественной
психологической науки.
Литература
1. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. М.:,
2003г.
2. Марциковская Т.Д. История психологии. М., Владос, 2001г.
3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. – М., Просвещение,
1994 г.
4. Ярошевский
М. Г. История психологии –М., 1997 г.