Дипломная работа: Нарушения осанки у юношей и их коррекция средствами физической культуры
Действующая
программа по физической культуре для учащихся V-XI классов общеобразовательных школ
1999 г. не изменила структуру уроков, а перестроила классификацию заболеваний в
наполняемости групп. Не учтена индивидуальная особенность физического воспитания
учащихся со значительно возросшим количеством деформаций опорно-двигательного аппарата.
Цель исследования - совершенствование системы физического
воспитания юношей с деформациями опорно-двигательного аппарата в виде плоской спины.
Поставленная
цель определила и задачи исследования.
Задачи исследования:
1. Изучить
состояние вопроса по литературе.
2. Провести
наружный осмотр, соматоскопию учащихся 10 классов и студентов первого курса института.
3. Определить
фактическое состояние опорно-двигательного аппарата.
4. Разработать
текст и провести беседы по осанке, научить обучающихся этим знаниям.
5. Составить
конспекты уроков по физической культуре с учётом функциональных нарушений в опорно-двигательном
аппарате.
6. Провести
педагогический эксперимент.
7. Оценить
эффективность разработанного пути совершенствования физического воспитания.
2.2 Методы исследования
Для решения
поставленных задач был использован комплекс педагогических и врачебно-педагогических
методов:
1. Анализ
научно-методической литературы.
2. Анализ
диагностических карт.
3. Соматоскопия.
4. Тестирование.
5. педагогические
наблюдения.
6. Врачебно-педагогический
контроль.
7. Педагогический
эксперимент.
8. Пульсометрия.
9. Методы
математической статистики.
1. Анализ научно-методической литературы.
Анализ научно-методической
литературы позволил ознакомиться с современным состоянием физического воспитания
в общеобразовательных школах и ВУЗах, сформулировать цель исследования, задачи и
подходы к их решению.
Полученные
знания использовались при обсуждении результатов исследования. Проанализировано
26 источника в виде статей, тезисов, методических разработок, школьных программ.
2. Анализ диагностических карт.
Оценка физического
развития и функционального состояния опорно-двигательного аппарата занимающихся
проводилась путём анализа диагностических карт юношей. Были тщательно изучены медицинские
карточки школьников и студентов. На основании анализа были определены основные направления
исследований и наблюдений.
3. Соматоскопия.
Наружный осмотр
- соматоскопия проводилась при достаточном дневном освещении анфас, в профиль и
со стороны спины. Определялось положение головы по отношению к туловищу и плечевому
поясу. При осмотре со стороны спины особое внимание уделялось на прилегание лопаток
к грудной клетке. При хорошей осанке лопатки должны плотно прилегать к туловищу.
Более детально
определялась форма позвоночника, выраженность его физиологических изгибов в сагиттальной
плоскости (рисунок 2). Форма изгибов позвоночника затем определяет форму спины,
грудной клетки и емкости для функционирования жизненноважных систем организма -
легких и сердца.
Рисунок 2. Схема измерения глубины
шейного и поясничного изгибов.
Форма позвоночника
определялась по наиболее выступающим точкам - седьмой шейный и двенадцатый грудной
позвонок [8].
4. Тестирование
Определялся
тип телосложения. Использовалась тестовая карта для выявления нарушений осанки и
метод номограмм (рисунок 3).
Тестирование
проводилось по стандартной программе в начале и в конце учебного года. Полученные
результаты обрабатывались методами математической статистики. Полученные данные
позволили выявить физическое состояние юношей, их подготовленность, лёгочно-сердечную
выносливость.
К.В. = ЧСС
в покое*10
П. Д.
(КВ - коэффициент
лёгочно-сердечной выносливости).
Рисунок 3. Номограмма оценки
веса по росту стоя.
5. Педагогические наблюдения.
Педагогическое
наблюдение проводилась за юношами в течении всего учебного года.
6. Врачебно-педагогический контроль.
Врачебно-педагогический
контроль осуществлялся совместно с медиком учебного заведения.
7. Педагогический эксперимент.
В педагогическом
эксперименте мы проверяли эффективность разработанных конспектов уроков физической
культуры для учащихся с отклонениями в состоянии опорно-двигательного аппарата.
Проводилось обучение по формированию правильной осанки, беседы со студенческой молодёжью.
8. Пульсометрия.
Уровень нагрузки
и степень её интенсивности определялись по хронометражу, пульсометрии и визуально
по внешним признакам утомления.
9. Методы математической статистики.
Мы использовали
расчётные методы процентных соотношений показателей разных групп учащихся, определяли
долю одного фактора в целом. В процессе обработки результатов определялись: средняя
арифметическая (М), показатели среднего квадратического отклонения (± s).
2.3 Организация исследования
Исследование
проводилось в несколько этапов, с сентября 2002 по май 2003 года, на базе общеобразовательной
школы № 59 и Медицинского Института г. Гомеля. В нём приняли участие 25 школьников
10-х классов и 25 студентов первого курса, имеющих нарушении осанки. Всего обследовалось
120 учащихся, сделана выборка юношей по 25 человек с нарушениями осанки в виде плоской
спины.
Все занимались
физической культурой по единой школьной программе и по программе для общих факультетов
высших учебных заведений. Программы включают в себя как базовую подготовку по развитию
физических качеств, так и вариативную часть на усмотрение педагога.
На первом
этапе был проведён анализ научно-методической литературы, позволивший сформулировать
цель и задачи исследования. Полученные знания позволили понять специфику физического
воспитания учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
На этом же
этапе был проведен анализ диагностических карт, внешний осмотр (соматоскопия), позволившие
выявить уровень физического здоровья юношей и функциональные отклонения в опорно-двигательном
аппарате. По результатам полученных данных с учётом специфики физического воспитания
учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата разработали комплексы упражнений
для юношей экспериментальной группы и текст беседы.
Второй этап
работы предусматривал проведение основного педагогического эксперимента с методами
контроля - пульсометрии и соматоскопии, расчётом индексов, использования номограмм.
Тестирование
проводилось по стандартной программе в начале и в конце учебного года. Полученные
результаты обрабатывались методами математической статистики.
3. Анализ и оценка результатов собственных исследований
3.1 Фактическое состояние опорно-двигательного аппарата
(осанки)
Физическое
развитие, уровень функционирования систем организма, диапазон приспособительных
реакций определяется состоянием опорно-двигательного аппарата. Костная система,
мышечно-связочная - основа единого целого организма, а в нём уже располагаются органы
и системы. Опорно-двигательный аппарат создаёт так же точки опоры для туловища,
для его устойчивости при передвижении в пространстве. Кроме точек опоры есть ещё
центры тяжести отдельных частей тела. Точки опоры и центры тяжести расположены вдоль
всего костного скелета и их смещение, при нарушенной осанке, влекут за собой мышечные
напряжения, разный тонус правой и левой половины туловища, ассиметрии. Ассиметричность
в расположении частей тела влечёт за собой смещение внутренних органов и, как следствие,
снижение их функциональных возможностей. Снижаются потенциальные возможности организма,
его общая и специальная работоспособность. Согласно статистике учащихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата становятся все больше и это становится нормой [14].
Учитывая данный
факт были обследованы юноши на предмет выявления нарушений со стороны опорно-двигательного
аппарата. Наиболее простой и доступной методикой определения наличия или отсутствия
нарушений осанки является тестовая карта и метод соматоскопии (таблица 1).
Таблица 1. Теставая карта для выявления нарушений осанки
(по С.Н. Попову).
№ |
Содержание вопроса |
ответы |
1 |
Явное повреждение органов движения, вызванное врождёнными пороками,
травмой, болезнью |
Да |
Нет |
2 |
Голова, шея отклонена от средней линии, плечи, лопатки, таз установленые
не симметрично |
Да |
Нет |
3 |
Врожденная деформация грудной клетки - грудь "сапожника",
впалая "куриная" (изменение диаметров грудной клетки, грудина и мечевидный
отросток резко выступают вперёд) |
Да |
Нет |
4 |
Выраженное увеличение или уменьшение физиологической кривизны позвоночника |
Да |
Нет |
5 |
Сильное отставление лопаток (“крыловидные" лопатки”) |
Да |
Нет |
6 |
Сильное выступание живота (более 2см от линии грудной клетки) |
Да |
Нет |
7 |
Нарушение осей нижних конечностей (О - образные, X - образные) |
Да |
Нет |
8 |
Неравенство треугольников талии |
Да |
Нет |
9 |
Вальгусное положение пяток |
Да |
Нет |
10 |
Явное отклонение в походке: прихрамывая, “утиная” |
Да |
Нет |
Опрос по тестовой
карте проводился предварительно до эксперимента.
Результаты
данного тестирования оценивались следующим образом:
1) нормальная
осанка - все отрицательные ответы;
2) незначительные
нарушения осанки: 0 положительных ответов на один или несколько вопросов в номерах
3, 5, 6, 7.3) выраженное нарушение осанки - положительные ответы на вопросы 1, 2,
4, 8, 9,10. По данным опроса по тестовой карте нарушения осанки имеются у 67% юношей.
После опроса
по тестовой карте провели соматоскопию. Данные сведения в таблице 2.
Таблица 2. Сравнительная характеристика показателей опорно-двигательного
аппарата юношей до педагогического эксперимента.
Показатели |
ЮношиСШ №59. (контрольная группа). |
Нормативные показатели. |
Юноши первого курса(эксперимен-тальная груп.). |
1. Глубина шейного изгиба (см). |
3,3 |
4-6 |
3,4 |
2. Глубина поясничного изгиба (см). |
3,2 |
4-6 |
3,3 |
3. Величина межрёберного угла (градусы). |
81 |
90 |
82 |
4. Крыловидность лопаток (прилегание). |
нет |
есть |
нет |
5. Положение плечевого пояса. |
асимметрично |
симметрично |
асимметрично |
6. Треугольники талии (форма). |
различны у67 % |
одинаковы |
различны у64 % |
7. Тип телосложения. |
астенический у 56 % |
нормостенический |
астенический у 58 % |
Для юношей
правильной осанкой является вертикальное расположение головы и туловища при выпрямленных
ногах, плечи слегка опущены, лопатки прижаты к туловищу, грудная клетка симметрична.
Живот плоский, втянут по отношению к грудной клетке. Остистые отростки расположены
по средней линии. Треугольники талии также хорошо выражены и симметричны. При осмотре
в профиль правильная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой
и подтянутым животом, выпрямленными нижними конечностями, умеренно выраженными физиологическими
изгибами позвоночника. Вертикальная ось проходит через 2 ой шейный позвонок, 2 ой
поясничный, копчик и свод стопы [13].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|