Учебное пособие: История государственных символов России
19.
Составьте реферат
на тему: «История создания гимна Советского Союза». Кто были авторы текста и
музыки этого гимна?
20.
Кто был автором
текста и музыки гимна Советского Союза? Дайте им характеристику.
21.
Какова судьба
гимна Советского Союза в истории СССР?
22.
Составьте реферат
на тему: «Создание «Патриотической песни» М.И. Глинки и утверждение ее в
качестве гимна Российской Федерации». Когда и как это произошло? Организуйте
прослушивание этого гимна.
23.
Составьте реферат
на тему: «Создание и утверждение нового гимна Российской Федерации». Кто автор
текста и музыки гимна РФ? Организуйте прослушивание этого гимна.
СЛОВАРЬ
Аббревиатура (лат. сокращение) – первоначально
аббревиатура использовалась в античных надписях, позднее – в рукописях. Вначале
римляне сокращали имена собственные, а в дальнейшем и другие слова, в том числе
единицы мер и весов. В Риме был составлен свод (список) сокращений.
Александровский столп – это колонна высотой 47,5 м и
длиной 25 м. Выстроена в римских традициях в память победоносного завершения
Отечественной войны 1812 года. На пьедестале изображены барельефы: военные
доспехи аллегорические фигуры Победы, Мира, Мудрости и Изобилия. Колонну
венчает фигура ангела с лицом Александра I.
Ансамбль (фр. ensemble – вместе) – группа исполнителей,
выступающих как единый художественный коллектив (оркестровый, хоровой,
вокально-инструментальный и др.).
Архиепископ – епископ, надзирающий над несколькими
епархиями.
Атаман (тюрк.) – 1) предводитель
вооруженного отряда; 2) начальник в казачьем войске (например: войсковой,
наказной, походный, кошевой атаманы).
Балдахин – пышный церемониальный навес над
троном, парадным ложем, алтарем на шестах или столбах; первоначально
изготавливался из тканей (неподвижный или передвижный), позднее из камня,
дерева, металла.
Библия (гр. biblia – книга; в церковном словоупотреблении также
Священное писание) – собрание христианских священных книг. Библия состоит из
двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета.
Блазон (блазонирование) – язык геральдики,
позволяющий подробно и точно описать герб.
Блещущи – сверкать, блестеть, блистать.
Бот (нидерл. boof) - небольшое парусное гребное судно.
Булла (ср.-лат. bulla – печать, металлический шарик) – 1) в Древнем Риме
амулет в виде шарика и диска, который носили на шее до совершеннолетия дети
полноправных граждан; 2) круглая металлическая печать, обычно скрепляющая
папский, императорский, королевский акт, грамоты в средние века.
Вексиллология (лат. вексиллум – знамя + логос –
наука) – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая знамена (флаги).
Ветхий Завет (первая часть Библии) – представляет
собой разнообразные по своему характеру иудейские священные книги,
заимствованные христианской церковью в их греческой редакции.
Високосный (лат. bissexfum – снова шестой).
Вымпел (нидер.wimpel) – 1) узкий, длинный, раздвоенный на конце флаг,
поднимается на мачте военного корабля, находящегося в плавании; наряду с
кормовым флагом является признаком государственной принадлежности; 2)
специальный флаг треугольной формы на торговых судах.
Водевиль (фр.) – 1) название долины в
Нормандии (Франция), где в начале 15 в. появился этот жанр театрального
искусства; 2) короткая комическая пьеса, обычно с песнями.
Воевода – в
Древней Руси начальник войска, а также области, округа.
Герб. Гербом называется наследственно передаваемое
символическое изображение составленное на основании известных правил. Само
слово «герб» заимствовано из польского «herb» и встречается во многих славянских наречиях (erb,irb) в значении «наследник» или «наследство».
Герольд (греч.keryx, лат.praeco)
– в переводе на русский язык означает «глашатай». В эпоху Древней Греции и
Древнего Рима герольд выступал как государственный глашатай и блюститель
порядка в народных собраниях, на выборах, театральных представлениях, судебных
процессах, жертвоприношениях, играх, траурных церемониях, при принесении присяги,
при переписях населения, общественного чествования. Герольд извещал о принятии
государственных и частных правовых актов (высылка граждан из страны,
освобождение рабов, получение наследства, сдача в аренду и т.п.). В средние
века герольд по опознавательному знаку (позже - гербу) определял участников
турниров и давал им характеристику, после чего начинались состязания. Для выполнения
всех этих обязанностей герольду необходим был сильный голос.
Гетман (польск. hetman – полководец; Naupman - начальник) – выборный предводитель войск в
Запорожье (XVI), глава реестровых казаков (XVI – перв. пол. XVII в.); предводитель Украины и глава
казацкого войска.
Гимн (греч.hymnus) – торжественная песнь в честь божества, а позже в
честь кого-то, или чего-либо.
Гимнодии – сборники, в которых печатались
тексты гимнов.
Гладиатор (лат.- меч) - в Древнем Риме (до V в. до н.э.) рабы, военнопленные,
осужденные и другие лица, которых заставляли сражаться на арене цирка между
собой или с дикими зверями.
Гобой (нем.-фр. – высокое дерево) - деревянный
духовой языческий музыкальный инструмент в виде конической трубки с небольшим
раструбом на конце.
Грифон (греч.) – полуорел, полулев.
Считался стражем золотых копей. Сыграл небольшую роль как геральдический зверь.
Гуситы – участники борьбы народных масс
Чехии против католической церкви, феодальной эксплуатации и иноземной агрессии
(первая половина XV в.) под руководством
Яна Гуса.
Держава имела форму шара, увенчанного
крестом, представляла собою символ владычества над землей. В Россию держава пришла
из Польши, где она называлась яблоко. Применялась при венчании на царство и в
гербах.
Десница – правая рука.
Династический (гр. могущество, господство) – ряд
монархов из одного рода, сменяющих друг друга по праву родства и наследия.
Днесь – сегодня, ныне, сейчас, в настоящее
время.
Дифирамб (гр.) – древнегреческая песнь,
прославляющая Диониса.
Драгун (нем. - змея) – военнослужащий
кавалерийских частей, предназначенных для действия как в пешем, так и в конном
строю. Отсюда – драгунский полк.
Дюйм (нидер. – большой палец) – единица
длины в английской системе мер, равная 2,54 см.
Жакерия (фр. Жак - простак) – мощное,
охватывающее несколько провинций, крестьянское движение во Франции (1358)
против крепостного гнета.
Жезл – трость, короткая палка, обычно
украшенная символом власти или почетного положения в обществе.
Зиждешь – основываешь.
Знамя – знак, знамение.
Зри – смотри.
Иерархия (гр. – священная власть) – порядок
подчинения низших (чинов, должностей и т.п.) высшим.
Кавалергарды (фр.kawaler – всадник + qarde – охрана) – кавалергардия – воинская часть в гвардейской кавалерии
России (первоначально почетная стража и телохранители лиц императорской фамилии
в особо торжественных случаях).
Камвольный (нем.kammvole – чесаная шерсть) – относящийся к
камвольной шерсти. Например: Камвольные ткани – ткани, изготовленные из
Камвольной шерсти.
Канон (греч. – правило, образец) – правило
или положение, все , что твердо установлено и стало общепринятым.
Кантата – (ит., лат. от canere - петь) – название вокального
произведения с XVII в. для одного
голоса. Исполняется в концертах и церквях, бывает светского и духовного
содержания. В кантате преобладает лирический элемент, а сольные номера имеют
более отвлеченный характер.
Канты (польс. лат.cantus - пение). Хвалебная духовная песнь.
Канцелярия (лат.) – некоторые государственные
учреждения России в XVIII - начале XIX вв. Например: Тайная канцелярия.
Капелла – хоровое пение без
инструментального сопровождения.
Карета (польс. kareta) – закрытый четырехколесный экипаж на рессорах.
Кафтан (тюр.,перс.) старинная мужская
долгополая верхняя одежда с глубоким запахом и длинными рукавами.
Квартет (ит., лат. четвертый) – 1)
музыкальное произведение для четырех исполнителей (певцов или инструментов),
каждому из которых предназначена особая партия; 2) исполнение такого
произведения четырьмя исполнителями, а также ансамбль этих исполнителей.
Киндяки – сорт шелковой ткани, из которой изготавливали
флаги.
Кифара (гр.) - струнный щипковый
музыкальный инструмент древних греков, родственный лире.
Клирос (греч. klёros) – место хора
в христианской церкви.
Кокарда (фр. cocarde) – отличительный знак на форменном головном уборе.
Композиция (фр., лат. – составление, сочинение)
– строение, соотношение и взаимное расположение частей. Например: Композиция
романа. Композиция симфонии.
Конгресс (лат. – встреча, собрание) –
совещание или съезд, преимущественно международный.
Кумачёвый – ярко-красный, цвета кумача.
Кушак (турец., тат.) – пояс, обычно
широкий, матерчатый. Например: Подпоясан кушаком.
Лик (святого) лицо, а также изображение
лица на иконах, а иногда на флагах.
Лира (гр.) –
древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент, который считается символом
поэтического творчества и вдохновения.
Литавры (ср.-греч. polytaurea – poly - много taurea - барабан). Ударный музыкальный инструмент в форме двух медных
полушарий, верх которых обтянут кожей. Например: Литаврщик-музыкант, играющий
на литаврах.
Литургия (гр. совершаю богослужение), а
отсюда литургическое пение – это христианское церковное богослужение (у
православных – обедня).
Масоны (фр.) – члены религиозно-этического
общества, возникшего в XVIII
в. в Англии, а затем распространившего сеть своих ячеек (лож) и в остальных
странах Европы (в т.ч. и России); масоны стремились создать тайную всемирную
организацию с целью мирного объединения человечества в религиозном братском
союзе; проповедь нравственного самосовершенствования сопровождалось у масонов
специальной обрядностью и таинственностью; масонские организации (ложи)
существуют и поныне во Франции, США и др. странах.
Месопотамия (греч. Междуречье), страны в
бассейне Тигра и Ефрата. Первые государства здесь возникли в IV-III тысячелетии до н.э. Впоследствии они достигли
высокого уровня развития.
Миниатюра (фр.киноварь, сурик) –
художественное произведение малых размеров, отличающееся собой тонкой манерой
наложения красок независимо от поверхности.
Минотавр (гр.) – в греческой мифологии
чудовище с телом человека и головой быка.
Мифы (гр. – сказание, предание) –
сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о
явлениях природы, о богах и легендарных героях. А отсюда и мифология.
Мозаика (ит., ср.-лат.) – рисунок или узор
из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла.
Монархия (нем., гр.) – форма правления, при
которой верховная власть принадлежит единоличному наследственному правителю, а
также государство во главе с таким правителем. Отсюда – монархический (строй)
или сторонник монархии.
Муза (гр. musa) в древнегреческой мифологии – каждая из девяти
богинь, покровительниц поэзии, искусств и наук. Например, Полигимния - муза
гимном, Клио - истории и др.
Мятётся – волнуется, взволнованный,
смятение, волнение.
Невежа (старослав.) – невоспитанный человек.
Новый завет (часть Библии) – корпус религиозных
текстов, созданных христианством в процессе его становления и официально
одобренный христианской церковью. Он включает повествовательные книги:
Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также Деяния апостолов.
Нотное письмо. В Др. Греции для записи музыки
применялись буквы, проставляемые над слогами поэтического текста. Известны две
системы такой нотации: 1) вокальная нотация, использующая буквы ионитского
алфавита, - для записи вокальных мелодий, без сопровождения и 2)
инструментальная нотация, на основе древнедорийских и ионийских букв, - для
записи инструментальной музыки и вокальных партий с аккомпанементом. Старейшая из
этих буквенных нотаций – инструментальная.
Оратория (ит. oratorio) – крупное музыкальное произведение
для хора солистов – вокалистов (певцов) и оркестра, написанное на драматический
сюжет и предназначенное для концертного исполнения.
Орга´н (гр.) – духовой клавишный музыкальный
инструмент, механизм которого состоит из набора многочисленных труб различных
размеров, воздухонагнетающего устройства, и воздуховодов, заключенных в общий
корпус; по звуковому объему орган равен симфоническому оркестру.
Орнамент – декоративный элемент в
строительстве, декоративном и прикладном искусстве, состоящий из повторяющихся
стилизованных природных или архитектурных форм. В живописи – обрамление поля
изображения, в одежде, на предметах обихода, мебели, оружии и т.д.
Опера (ит. opera, лат. opera
– произведение, сочинение). Музыкально-драматическое произведение,
предназначенное для исполнения в театре, в котором действующие лица поют в
сопровождении оркестра. Она состоит из двух частей: леббрето – текст, слова и
музыка.
Палаш (польск., нем., венг., турец. – меч,
кинжал) – рубящее и колющее ручное оружие с длинным прямым клинком.
Парафраза (гр. - описательный оборот,
описание) – инструментальная музыкальная пьеса виртуозного характера,
написанная обычно на одну или несколько оперных тем или народных мелодий.
Патриарх (гр. – отец власти) – глава рода в
родовом обществе. Высшее должностное лицо, глава православной церкви. Например:
Патриарх всея Руси.
Пеан (греч.), песня в сопровождении
кифары чаще мужским, но иногда и женским хором. Она пелась в качестве
искупления, в битве, при праздновании победы, а также на праздниках частного
характера. Название ее происходит от прозвища бога Аполлона пеана (здесь Пеан –
помощник в беде), которого изначально призывали в этом пении возгласами
«иэ´ Пеаж». Позже появились Пеаны, обращенные к другим богам и даже к
людям.
Полигимния (лат., греч.) – в древнегреческой
мифологии – одна из девяти муз, является покровительницей гимнов.
Полифония (фр., греч.) – многозвучие. А отсюда
полифонический – многоголосный (в частности – гимны).
Полонез (польск.) – старинный польский
национальный танец; пишется в умеренно скором темпе, в трехдольном размере.
Рапсод (гр.) – в Древней Греции
странствующий певец, исполнявший (певший) под аккомпанемент лиры эпические
песни.
Рапсодия (греч.) – 1) песня рапсода. 2)
Музыкальное инструментальное произведение на темы народных песен, сказаний.
Регалии – знаки царской, королевской и
императорской власти. В России императорскими регалиями считались: корона,
скипетр, держава, государственный меч, государственное знамя, большая
государственная печать и государственный щит.
Рейтар (нем. Peifar – всадник). Воин наемной тяжелой конницы в Западной
Европе (XVI – XVII вв.) и в России (XVII в.). Рейтарский – относящийся к рейтарам, рейтару.
Отсюда – рейтарские полки.
Реформация (лат. преобразования) – широкое
общественно-политическое и религиозное движение в Западной и Центральной Европе
XVI века, носившее в своей основе
антифеодальный характер и принявшее форму борьбы против католической церкви
(Лютер, Кальвин, Мюнцер).
Риза – оклад на иконе. Например:
Золоченая риза.
Ротмистр (польск.) – в армиях некоторых
стран, в т.ч. и русской, - офицерский чин в кавалерии, соответствующий капитану
в пехоте.
Рыцарь (польск., нем. – всадник) – тот, кто
принадлежал к военно-земледельческому сословию. Например: Турнир рыцарей.
Доспехи рыцарей.
Сарафан (перс. cepana – почетная одежда) – русская народная женская одежда;
обычно безрукавное платье, надеваемое поверх рубахи.
Селим I (1467 – 1520) – один из
могущественных турецких султанов.
Сенаторы (Сенат – лат. senex – старец, совет старейшин( - в
некоторых странах (России, США) высший орган законодательной власти.
Серафимы (др.-евр. – пламенеющие) – в
христианстве высшая категория ангелов с тремя парами крыльев (шестикрылый
Серафим).
Сим (старослав.) – этим.
Сион – юго-западная гора в Иерусалиме, на
котором возвышается крепость иерусалимская. Часто означает местожительства
Божия на небесах и на земле.
Скипетр – это жезл, украшенный затейливой
резьбой, золотом и драгоценными камнями. Скипетр принадлежит к древнейшим
символам власти в Греции и Риме. Прообразом для него послужил пастушеский
посох, верхний конец которого был украшен орлом. Во время венчания на престол и
в других торжественных случаях московские цари держали скипетр в правой руке, а
при больших выходах скипетр несли перед царем особые стряпчии.
Соло (ит. solo букв. Один, единственный) –
музыкальное произведение (или часть его), предназначенное для исполнения одним
инструментом или голосом.
Солист (ит.) – артист, исполняющий сольную
партию, соло.
Спартак – вождь крупнейшего восстания рабов
(74 – 71 гг. до н.э.), погиб в 71 г. до н.э. в Апулии.
Стольник – дворцовый, затем придворный чин в
Русском государстве XIII – XVII вв. Стольники прислуживали во время
торжественных трапез («столов») у великих князей и царей, сопровождали их в
поездках.
Стрельцы – в русском государстве XVI – XVII вв.: военнослужащие особого постоянного войска.
Стряпчий (от древне-русского стряпати –
работать, улаживать дела) – в России XVI – XVII вв. дворцовый слуга (выполнявший
различные обязанности в дворцовом хозяйстве) и придворный чин. Придворные
стряпчие находились при государе.
Стяг (старослав.) – от слова «стягать»,
т. е. стягивать, собирать в первую очередь войска.
Султаны (перьевые) (ар., тур.) – украшение
из перьев или конских волос на головном уборе или головах лошадей.
Султан – в некоторых мусульманских странах
– это титул монарха, а также лицо, носящее этот титул.
Тавр – 1) житель Таврической губернии. 2)
Сокращенное название Таврической губернии, которая находилась на юге России
вблизи Черного моря.
Тафта – тонкая глянцеватая шелковая или
хлопчатобумажная ткань полотняного происхождения, используемая, как правило,
для изготовления флагов.
Терзается – страдает, раздирается душевно.
Тинктура (англ. – примесь) – относится к
цветам, металлам и мехам, используемым в геральдике.
Увертюра (фр.) – 1) музыкальное вступление к
опере, балету, кинофильму и т.д. 2) самостоятельное музыкальное произведение
для оркестра в одной части, (концертная увертюра).
Узреть – увидеть.
Фимиам – смола
некоторых видов ладанного дерева. Эта смола при нагревании имеет свойство
распространять бальзамический аромат. Применяется в церкви во время
богослужения.
Флагтук –
шерстяная ткань шерстяного плетения из тонкой камвольной пряжи, идущая на
изготовление флагов.
Флейта (ит.) – деревянный духовой
музыкальный инструмент высокого регистра, имеющий форму цилиндрической или
слегка конической трубки с 14-ю звуковыми отверстиями. Отсюда флейтист – музыкант,
играющий на этом музыкальном инструменте.
Флигель-адъютант – в царской России с начала
XIX века звание офицера царской свиты, а
также лицо, имеющее это звание.
Фольклорный (англ.) – художественное
коллективное творчество народа, включающее былины, сказки, эпосы, песни,
пословицы, поговорки, загадки, театрализованные обряды.
Форо (ит. fuori) – (уст.) восторженный возглас
публики в театре, требующий от исполнителя повторения; то же, что «бис».
Халиф (араб. Наследник, представитель) – в
ряде мусульманских стран – это титул государя, являющегося одновременно
духовным главой мусульман.
Херувимы (др.-евр. – керубим) – в
христианстве и иудаизме крылатые ангелы-странники.
Химера (греч. – коза) – в древнегреческой
мифологии – это огнедышащее чудовище: спереди – лев, в середине – коза, сзади –
змея.В переносном значении химера означает необыкновенную, несбыточную мечту,
праздную фантазию.
Хорал (нем., лат. – хор) – род
торжественных религиозных песнопений; музыкальное произведение в такой форме.
Шишак – в старину: металлический шлем с
острием, заканчивающимся шишкой.
Штриховка: в XVII веке писатель Сельвестр петра Санкта изобрел систему
для передачи тинктуры на черно-белом изображении: золото – точками, серебро –
чистое поле и все цвета – финифти. Метод штриховки оказался поистине бесценным
для передачи многих гербов. Штриховка применяется и ныне.
Эмблема (лат., гр. – рельефное украшение) –
условное изображение какого-нибудь понятия, идеи. Например: Чайка – эмблема
художественного театра.
Этимология (гр. этимон – истина, логос – наука)
– раздел языкознания, изучающий состав слов и их содержание.
Яхта (англ., голл. – гнать) – вначале
парусное, а позже – парусно-моторное или моторное судно различной формы и
размера.
Источники и литература
1. Конституция Российской Федерации. - М.:
Юридическая литература, 2005. Часть 1. Глава 3. Статья 70.
2. Закон «О Государственном гербе Российской
Федерации; Закон «О Государственном флаге Российской Федерации»;
3.Закон «О Государственном гимне Российской
Федерации» // Государственная символика Российской Федерации. - М.: Изд-во
Эксмо, 2005.-16 с.
4. Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси.-
Новосибирск, 1991.- С.70-73.
5. Арсеньев Ю.В. Геральдика. Лекции, читанные в Московском
археологическом институте в 1907-1908 гг.- М.,1908.- 295 с.
6. Барановский А. «Боже, царя храни» //
Родина.-1996.- №12.- С.96-99.
7. Бернштейн Н.История национальных гимнов. -
Пг.,1914.- 48 с.
8. Бондаренко Г.Н. Флаги России // Вестник
СГУ.-1997.- №9.- С.88-95.
9. Болотина С. Как создавался наш герб // Наука и
жизнь.-1983.-№11.-С.20-24.
10. Большой государственный герб // Родина. -
1993 - №10.- С.34-39.
11. Ю.Борисов И. Сабля, дуб, единорог ...
//Родина. - 1996.-№5.-С.76-80.
12. Вилинбахов Г.В. Флаги России // Наука и
жизнь.-1990.- №12.- С. 88-91. 12.Войцеховский Б. Гимн не сохранил ни царя, ни
союз // Комсомольская правда, 1998.22 дек.-С. 1-2.
13. Геральдика: Учебное пособие / Сост. Г.Н.
Бондаренко.- Ставрополь:
Изд-во СГУ, 2000. - 54 с.
14. Герб. Гербоведение // Энциклопедический
словарь / Ф.А. Брокгауз, И.А.Эфрон.- СПб., 1892. Т.8. С.360-363.
15. Гербы городов, губерний, областей и посадов
Российской империи, внесенные в полное собрание законов с 1649 по 1899 /
Сбст.П.П.Винклер. - СПб., 1899 (Репринт 1990).-222 с.
16. Гербы городов России: Книга-альбом / Институт
Российской истории РАН: Н.А.Соболева и др.- М.:Профиздат,1998.- 476 с.
17. Герб, флаг и гимн России: Методические
рекомендации / Сост.М.К. Антошин. - М.: Айрис-пресс, 2003.-80 с.
18. Герб и флаг России Х-ХХ веков. - М.:
Юридическая литература, 1997.-559с.: ил.
19. Герцман Е.В.Гимн // Музыкальный энциклопедический
словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1990.-С.136.
20. Гнидаш В.С. Герб.Флаг.Гимн СССР. -М., 1985.-
63 с.
21. Голованова М.П., Шергин B.C. Государственные символы
России. - М.: ООО Изд-во РОСМЕН-ПРЕСС, 2003.-160 с.
22. Горн В. Девизы высочайше утвержденных гербов Российского
дворянства. - СПб., 1891.-30 с.
23. Города России: Энциклопедия / Главный
редактор Г.М. Лаппо.- М.:Большая Российская энциклопедия. -1994.-559 с: ил.
24. Государственный орел // Энциклопедический
словарь / Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.- СПб., Т.П. - С.405-408.
25. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн
/ Сост. В. Шепелева.- Волгоград, 2004.- 70 с.
26. Девизы русских гербов: Издание гербового
отделения департамента герольдии.- СПб., 1882.- 26 с.
27.Дегтярев А.Я. История Российского флага -
М.:ООО Военный парад, 2000.- 136с.:ил.
28.Докладная записка Члена Особого Совещания
князя М.С. Путятина под 29 марта 1896 года в Высочайше утвержденное Совещание.
- СПб., 1911.- С.4-30.
29.Дунин -Борковский К. О гербах и флагах
РСФСР.-М., 1922.-24 с.
30.Золин П.М. Герб. Флаг. Столица России.- М.,
1987.- 208 с.
31.Из истории государственного гимна России // Московский
университет. - 2001.янв.№1-2. - С.З.
32.Камнецева Е.И., Устюгов Н.В. Русская
сфрагистика и геральдика - М, 1974. - 264 с.: ил.
33.Каплунов М. Кто автор первого российского
гимна // Музыкальная жизнь.- 1989.-№20.- С22.
34.К вопросу о белом цвете царского знамени,
существовавшего на Руси до начала XVIII века.- СПб.: Сенатская типография. 1911.- С.3 -
39.
35.Киселев Г.Ф., Любишева В.А. В.И. Ленин и
создание государственной
печати и герба РСФСР // История СССР.- 1966.- №5.-
С.21-26.
З6.Компаниец А. Из глубины былин // Родина.-
2002.-№3.- С.86-87
37.Кононов А.В. Геральдика Российская //Нева.-
1985. -№2.- С. 189-192.
38.Крутов В.В. «Боже, царя грани ...»: История
первого российского гимна - М.: ООО Ноосфера, 1998.- 208 с.
39.Лакиер А.Б.Русская геральдика- М., 1855.- 397
с. (Репринт 1990).
40.Лебедев В.А. Державный орел России -М.:
Родина, 1995.- 239 с.
41.Левандовский А. Из истории геральдики // Наука
и жизнь.- 1979. - №3.-С.92-96.
42. Лысенко Н.Н. Русская государственная
символика - М, 1990. – 37 с.: ил.
43.Мамаев К.К. Флаги рассказывают - Л.: Аврора,
1972. - 112 с.
44.Манько
А.В. Российская государственность: Атрибуты власти: исторические
очерки - М.: Школьная Пресса, 2003.- 96 с: ил.
45.Максяшев
П.Ф. Когда впервые в России было поднято красное знамя// Вопросы истории.-
1965.- №3.
46.
О государственном гимне Советского союза // Известия, 1943. - 21 дек. - С.1.
47.Общий гербовник дворянских родов Всероссийской
империи - СПб.,- 1798-1799. Т.1-4.
48.Орлов Г. Как мы выбираем гимн, флаг, герб //
Новое время.- 2000.-№47.- С.24-29.
49.Отечественная история: История России с
древнейших времен до 1917
года / Главный редактор Янин В.Л.- М., 1994.- Т.1.-
С.537-544.
50.Охонько Н.А. Исторические символы
Кавказа-Пятигорск: Вестник Кавказа, 2006. - 52 с: ил.
51.Охонько Н.А. Символы малой родины - Пятигорск:
Вестник Кавказа, 2007.-96 с: ил.
52.Галей А. Орел и всадник // Воскресенье. -
1994.- №3-4-С.49-53.
53.Похлебкин В.В. Из истории советской
эмблематики: Исторический очерк // Вопросы истории.- 1978.- №3. - С.81-97.
54.Похлебкин В.В. Герб РСФСР // Юный художник -
1992. - №11.- С.З.
55.Похлебкин В.В. Красная пятиконечная звезда //
Вопросы истории. -1967.- №11.- С. 18-45.
56.Поцелуев В.А. Гербы союза СССР: Из истории
разработки - М.: Политиздат, 1987.- 166 с: ил.
57.Пудовина Е.И. Государственные праздники
Российской Федерации: Методическое пособие - М: АЙРЕС-ПРЕСС, 2004.- 64 с.
58.Пчелов Е.В. Государственные символы России -
герб, флаг, гимн: Учебное пособие - М.:ТИД Русское слово - PC, 2002.- 136 с: ил.
59.Раскин Д. Русский флаг //Родина.- 1990.-
№3.-С.41-44.
60.Ривина
Е.К. Герб и флаг России: Методические рекомендации - М.: АРКТИ,
2004.- 64 с.
61.Романовский В.К. Символы российской государственности.
Герб. Флаг. Гимн - М.: Русское слово - PC, 2002.- 96 с: ил.
62.Российский герб//Звезда.- 1994. - №9-С.
198-201.
63.Сапрыков В.Н.Россия: Символика и
законотворчество // Народный депутат. - 1991.- №2. -С.74-80.
64.Семенович Н.Н. История русского
военно-морского флага - Л., 1946.- 96 с.
65.Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная
символика»: Гимн. Герб. Флаг - М: ВАКО, 2004 - 192 с.
66.Сигнев А. Как создавался государственный флаг
нашей родины // Вопросы истории. - 1964.- №11..
67.Силаев А.Г. Возрождение русской геральдики -
М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2005.-768 с: ил.
68.Силаев А.Г. Истоки русской геральдики - М.:
ФАИР-ПРЕСС,2002.- 240 с: ил.
69.Слейтер С. Геральдика: Иллюстрированная
энциклопедия. Пер. с анг. И.В. Жилинской. Изд. 2-е перераб. и доп.- М.: Эсмо,
2005.- 264 с.:ил.
70.Сметанников И.С. Гербы и флаги субъектов
российской Федерации. М: ООО Компания Ритм ЭСТЭЙТ, 2003.-112 с: ил.
71.Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России -
М: Панорама,
72.Соболева Н.А. Российская государственная
символика: История и современность - М.: Владос, 2003.- 208 с.:ил.
73.Соболева Н.А. Российская городская и областная
геральдика XVIII- XIX вв. М, 1981.-263 с: ил.
.
74.Соболева Н.А. Старинные гербы российских
городов - М., 1985.- 175 с.
75.Фоли Джон. Энциклопедия знаков и символов,
ПерУанг. Помогайбо А.-М.: Вече-ACT, 1997.- С.184-224.
76.Хентова С. М. Мелодии великого времени: «Марсельеза», «Интернационал»
- М.,1986 - 44 с.: ил.
77.Хорошевич Н.А. Символы русской
государственности - М.,1993. – 70 с.
78. 400-летие Российского государственного герба //
Ставропольские губернские ведомости, 1897.- № 33 - С.3-4; №34.- С.3-4.
79.Шатилов В.М. В боях рожденное знамя. - М.:
Советская Россия, 1988.-191 с: ил.
80.Шатилов
В.М. Знамя над Рейхстагом - М.: Воениздат, 1975.- 35 с.
|