Курсовая работа: Система управления цветом CMS: принципы, методы и предпосылки к практическому применению
Курсовая работа: Система управления цветом CMS: принципы, методы и предпосылки к практическому применению
Московский
Государственный университет печати
Курсовой проект
«Система управления
цветом CMS: принципы, методы и предпосылки к практическому применению»
Москва, 2009
Реферат
Данная работа посвящена
рассмотрению возможностей цветовой коррекции в системе поэлементной обработки,
насколько широки возможности современной компьютерной техники, и насколько она
облегчает работу с изображениями.
Данный
курсовой проект содержит: 3 раздела, 12 рисунков.
Количество
источников использованной литературы: 5.
Ключевые слова: система
поэлементной обработки (СПОИ), цвет, цветовоспроизведение, цветоделение,
цветокоррекция, цветоделительная коррекция, градационная коррекция, селективная
коррекция, базовая коррекция, маскирование.
Содержание
1.
Введение
2.
Основная часть
2.1 Понятие CMS
2.2
Цветовой охват и задачи цветовых
преобразований
2.3 Управление цветом на основе пространства CIE LAB
2.4 ICC-профили
2.5 ScanOpen
2.6
VievOpen
2.7 PrintOpen
Вывод
Список литературы
1. Введение
Под управлением цвета понимают согласование всех устройств ввода и
вывода внутри единой цепи системы обработки изображения с целью надежного
достижения на печатном оттиске, требуемого качества цветовоспроизведения
независимо от состава используемых устройств. Система гарантирует оптимальную
передачу цвета при условии использования профилей ICC, описывающих
характеристики цветопередачи печатного оборудования, монитора и устройств
вывода. Важнейшей причиной, заставляющей сегодня работать с системой управления
цветом, служит, прежде всего уверенность, что правильный результат на вывод будет
получен с первого раза.
До недавнего времени проблема адекватного отображения цвета на различных устройствах решалась в основном путем цветового
программного сопряжения отдельных пар устройств: сканер - монитор, монитор –
принтер, значительное количество, и каждому новому устройству требовалось
построить таблицы пересчета для всех остальных устройств, участвующих в данном
технологическом процессе. Эта система еще могла обеспечить удовлетворительное
визуальное соответствие изображений на рабочих местах отдельной компании или
пре-пресс бюро, но при передаче файлов в другие организации о согласованности
цветовоспроизведения приходилось только мечтать. Прорыв наступил когда ряд фирм
(Apple, Kodak, Heidelberg, Adobe) предложили записывать в файлы изображений
таблицы (профили) с описанием
цветовых пространств, под которые эти изображения были созданы. Кроме того,
была внедрена сначала на компьютерах платформы Mac (ColorSync), а затем и в Windows
система управления цветом - Color
Managment System
(CMS).
Суть проблемы
адекватного цветовоспроизведения заключается в следующем: каждое реальное
физическое устройство - сканер, монитор, принтер обладают своим специфическим
цветовым охватом. На мониторе приходится имитировать вид изображения на
устройствах с более узким цветовым пространством, например, в печати. Система управления
цветом позволяет это сделать на основе профиля изображения и профиля
устройства. При этом она должна трансформировать как числовые данные
изображения (конвертация), так и его визуальное отображение на мониторе. Теперь
файл изображения можно сравнить с письмом на незнакомом Вам языке с приложенным
к нему словарем. При использовании CMS требуется только один профиль для
каждого устройства.
В чем же
смысл CMS? Она сравнивает профиль изображения и цветового пространства Вашей
операционной системы, при их несовпадении включается механизм преобразования,
который дает возможность корректно отобразить файл на другом мониторе или в
другой программе и напечатать на другом типе принтера или печати.
2. Основная часть
2.1 Понятие CMS
Понятие “управление цветом” (color management) охватывает достаточно
обширную область полиграфического производства, в которой далеко не все вопросы
на сегодняшний день являются определенными и решенными окончательно.
В прошлом в закрытых системах допечатной подготовки
фирмы-производители тщательно подбирали аппаратные и программные компоненты.
Такие фирмы, как Crosfield, Linotype-Hell, Dainippon Screen, Scangraphic и т.
д., предлагали пользователям законченные решения, внести изменения в которые
было достаточно сложно. В закрытости были свои преимущества: и производители, и
пользователи прекрасно знали, чего следует ожидать от оборудования на каждом
этапе технологического цикла. Операторы подобных систем являлись профессионалами
своего дела, знающими досконально все достоинства и недостатки комплексов и
способными учитывать нюансы работы на них. Времена изменились. Теперь в мире
доминируют открытые системы, а на рынке предлагается огромное количество
аппаратных и программных продуктов различных фирм. Получив возможность выбирать
нужное оборудование, фирмы-производители и пользователи оказались перед
необходимостью решать весьма серьезную проблему обеспечения совместимости
компонентов и достижения, по меньшей мере, такой же надежности и
предсказуемости производственного процесса, какими отличались закрытые системы.
Пользователь настольных издательских систем и графических программ, не будучи
профессионалом в области полиграфии, изначально ориентирован на работу по
принципу WYSIWYG - What you see is what you get (“Что вижу, то и получаю”) и,
как ему кажется, не нуждается ни в каком управлении цветом. Он уверен: все, что
показывает ему монитор, будет в точности воспроизведено устройством вывода. Это
действительно так, но только для текста и верстки, где используются два цвета:
черный и белый.
2.2 Цветовой охват и задачи цветовых преобразований
Каждое устройство, которое работает с цветом, обладает способностью
воспроизводить определенную гамму цветов, то есть имеет так называемый цветовой
охват.
Воспроизводимая гамма зависит от многих факторов, начиная с конструкции
конкретного устройства, используемого цветового пространства или модели (CMYK,
CMY, RGB) и заканчивая расходными материалами (чернилами для принтеров, красками
для печатных машин и т. д.). При этом каждое устройство имеет свой, характерный
только для него цветовой охват.
Рис.1. Цветовые охваты
На этом рисунке представлены цветовые охваты фотопленки для
слайдов, офсетной листовой печати и офсетной рулонной печати. Из приведенных
рисунков видно, что все эти охваты лежат внутри фигуры, похожей на треугольник.
Это математически рассчитанное цветовое пространство с координатами XYZ,
которое было предложено в 1931 году Международной комиссией по освещению CIE
(Commission Internationale de 1'Edairage) и включает в себя весь видимый
человеческим глазом цветовой спектр. Некоторое время спустя, а именно в 1976
году, пространство CIEXYZ трансформировалось в пространство CIELab, которое в
большей мере отвечает условиям субтрактивного синтеза и стало, по сути,
стандартным в современных полиграфических системах работы с цветом.
Использующиеся для работы в цветных устройствах (сюда относятся мониторы,
цветные принтеры, печатные машины и т. д.) пространства имеют определенные
координаты внутри общей системы координат XYZ. При этом цветовые охваты у них
значительно отличаются друг от друга. В целом аппаратно-зависимое пространство
CMYK гораздо меньше аппаратно-зависимого пространства RGB. На рис. 2 показано
перекрытие цветовых пространств офсетной печати (CMYK), монитора (RGB) и
слайдовой фотопленки (RGB).
Рис. 2 Перекрытие цветовых пространств офсетной печати (в), монитора (б)
и слайдовой фотопленки (а).
Хотя модель RGB обладает более широким цветовым охватом, чем CMYK, тем не
менее в CMYK имеются области, не представленные в RGB. Другими словами,
существуют некоторые печатаемые цвета, не воспроизводимые на экране монитора
(например, чистый голубой). Таких цветов нет в устройствах, работающих на
основе сигналов RGB. Нередко при работе с различными цветными изображениями
необходима процедура трансформации изображения из
одного цветового пространства в другое. Естественным требованием в этом случае
является отсутствие потери информации во время преобразования. Цвета, лежащие
за пределами цветового охвата, воспроизводимого устройством назначения, нужно
трансформировать таким образом, чтобы они вошли в пределы этого охвата, и при
этом насколько возможно сохранили цвета оригинала. С помощью обычной
издательской программы можно обеспечить трансформацию цветов в соответствии с
тем цветовым охватом, который присущ конкретному устройству. В итоге на каждом
устройстве цветное изображение выглядит по-разному. Главной причиной этого
является отсутствие стандартизации цветовых моделей, которые традиционно
используются в репродуцировании. RGB-сигналы, с которыми работает сканер,
отличаются от RGB-сигналов монитора, которые в свою очередь отличаются от
значений модели CMYK. При этом все они являются аппаратно-зависимыми и
охватывают только часть видимого спектра. Каждый тип мониторов отличается один
от другого, каждый сканер обладает специфическими характеристиками. Что же
касается CMYK, то в Европе существует стандарт офсетной печати Eurostandard, но
он не включает в себя газетную печать. В США действует SWOP (Specifications for
Web Offset Printing), в Канаде есть свой SWOP, похожий на американский, но все
же иной. Свой набор печатных “стандартов”, зависящих от типа краски, существует
и в Японии. Проблема стандартизации еще более усложняется, если к офсетной
добавить глубокую, флексографскую, шести- и семикрасочную печать. [7]
2.3 Управление цветом на основе пространства CIELAB
Управление цветом – это, прежде всего, преобразование цветов из одной
модели в другую, выполняемое для широкого спектра устройств и печатных
процессов. Дополнительным, но не менее важным требованием, предъявляемым к
управлению цветом, является обслуживание всех видов пробной печати, включая
создание экранных цветопроб.
Разница между цветной печатью и цветной пробной печатью
заключается в том, что для цветной печати цвета трансформируются один раз,
тогда как для пробной печати цвета преобразуются в два этапа: сначала в
соответствии с цветовым охватом устройства окончательного вывода, а затем для
имитации этого окончательного вывода в соответствии с цветовым охватом
пробопечатного устройства. Сказанное праведливо и для создания экранных
цветопроб. Оптимальным выходом является использование промежуточного цветового
пространства, в которое и из которого можно выполнять все трансформации.
Пространство-посредник должно обладать определенным набором обязательных
характеристик. Во-первых, оно должно быть аппаратно-независимым, чтобы с ним
могли работать устройства всех типов. Во-вторых, пространство должно быть
стандартизовано на международном уровне. И, наконец, пространство должно иметь
максимально возможный цветовой охват. Этим требованиям в полной мере соответствует
пространство CIELab.
Рис. 3 Система управления цветом на базе цветового пространства CIELab.
С помощью CIELab оказалось возможным построить систему управления цветом
(Color Management System - CMS) для всех устройств независимо от того, являются
они устройствами ввода или вывода (рис. 3).
Одним из первых программных продуктов,
использующих эту модель в качестве внутреннего цветового пространства, стал
LinoColor 3.0 фирмы Linotype-Hell, предназначенный для сканирования и обработки
изображений. Рассмотрим на примере этой программы принципиальную схему
использования пространства CIELab в качестве внутреннего пространства,
считающуюся в настоящее время классической. Программа LinoColor получает
RGB-данные со сканера и трансформирует их в пространство CIELab. Для
представления на экране монитора Lino-Color трансформирует CIELab в
пространство монитора RGB. Для вывода на фотонаборный автомат или цифровую
цветопробу выполняется трансформация в пространство CMYK печатного процесса
(рис.4).
Рис. 4 Преобразование в цветовое пространство CMYK.
В некоторых случаях одной трансформации
недостаточно. Чтобы создать экранную цветопробу на мониторе, LinoColor сначала
трансформирует данные в пространство CMYK выбранного печатного процесса, а уже
из CMYK в RGB-монитора (рис. 5).
Рис. 5 Преобразование в цветовое пространство RGB-монитора с учетом
CMYK-печатного процесса.
Тот же принцип используется для вывода
цифровой цветопробы. В этом случае, для того чтобы на цветопробном принтере
оказалась возможной имитация печатного оттиска, используется сочетание двух
разных печатных таблиц CMYK (рис. 6).
Рис. 6 Преобразование в цветовое пространство CMYK-цветопробы.
В настоящее время подобная схема используется в большинстве программных
продуктов различных фирм-производителей, таких как Scitex, Dainippon Screen,
Optronics, FujiFilm, ICG и.т.д. [4],[2].
2.4 ICC-профили
Изначально существовал целый ряд различных подходов к достижению качественной
цветопередачи. Вполне естественно, что сам ход технического прогресса вынудил
участников рынка приложить определенные усилия к тому, чтобы направить
разрозненные действия разработчиков и производителей в единое русло и
предложить решение, которое могло бы устроить всех. Результатом этих усилий
стало появление первого общего стандарта офсетной печати BVD/FOGRA. Позже
основная часть BVD/FOGRA превратилась в стандарт ISO, который в очередь
определяет следующие положения:
§
триадные цвета (по шкале Eurostandard);
§
цвет бумаги;
§
условия выполняемых измерений;
§
растискивание в процессе печати.
Для контроля качества воспроизведения цвета в процессе печати были
разработаны специальные стандартизованные контрольные полосы, или шкалы.
Контрольные шкалы работают как индикаторы изменения цвета, для чего необходимо
проводить их постоянные (регулярные) измерения. Для контрольных шкал
фирмы-производители печатных машин разработали методики, с помощью которых
полученные в результате измерений данные преобразуются в программные алгоритмы,
управляющие подачей краски. Но это было лишь одним из звеньев будущей системы
управления цвета. Начиная с 1993 года, несколько крупнейших компаний решили
проводить совместные исследования по выработке общего подхода к управлению цветом.
Они сформировали Международный консорциум по цвету (International Color
Consortium - ICC), который был призван разрешить проблемы в достижении
качественной цветопередачи во всем производственном процессе.
Членами-основателями ICC были Adobe Systems Inc., Agfa-Gevaert N.V., Apple
Computers Inc., FOGRA, Microsoft Corporation, Eastman Kodak Company, Sun
Microsystems, Silicon Graphics Inc., Taligent Inc.
После многочисленных международных дискуссий по вопросу об удобных и
приемлемых для всех решениях, ICC создал универсальный, не зависящий от
компьютерной платформы стандарт, на основе которого можно описать любое
работающее с цветом устройство. Характеристикой устройства служит его цветовой
профиль. В основе работы системы согласования цветов должно лежать
межпространственное преобразование цветов, за которое должна отвечать
операционная система. ICC взял за основу не какую-то одну конкретную
операционную систему или одну архитектуру, а сформулировал общий принцип
технологического подхода. Кратко его можно сформулировать следующим образом: в
рамках операционной системы выделяется отдельный блок, Color Management
Framework, который отвечает за наиболее важные функции, связанные с управлением
цветом, - организацию профилей, поддержку различных цветовых пространств и т.
д. Этот блок выполняет конвертирование данных в аппаратные цветовые
пространства устройств ввода/вывода. В качестве стандартных цветовых моделей
поддерживаются CIEXYZ и CIELab, как часть стандарта предлагаются и другие
модели. Осуществляется поддержка аппаратных пространств с различным числом
каналов вывода; создаются профили для трех каналов (RGB, CMY, HSV), четырех
каналов (CMYK) и даже семикрасочной печати.
Несомненно, что самым большим прорывом в возможности управления цветом
стала система ColorSync фирмы Apple (или Color Matching Methods (CMM) - методы
цветового согласования, как их называет сама фирма). ColorSync работает на
уровне операционной системы, что означает поддержку управления цветом для всех
программ независимо от того, ориентированы они на работу с растровой либо
векторной графикой или на верстку. Система предусматривает присутствие так называемого
Plug-In port (порта для самонастраиваемых модулей), предназначенного для
профилей устройств. По терминологии Apple профиль (profile) - это файл,
описывающий цветовые характеристики устройства, к которому при работе
обращается та или иная программа для корректного отображения того или иного
изображения. С помощью ColorSync обеспечивается цветовая трансформация для всех
устройств. Например, программа может запросить выполнить процедуру
трансформации цветов, полученных на сканере “а”, в цвета монитора “b” и наконец
в цвета принтера “с”.
Рис. 7. Принцип работы ColorSync.
Процесс согласования цветов в ColorSync не зависит от типа приложения и
доступен для всех производителей программно-аппаратного обеспечения, что
является положительным моментом для распространения среди разработчиков
программного и аппаратного обеспечения. Пользователи при этом получают в свое
распоряжение инструменты для создания и модифицирования профилей устройств или
таблиц цветовой трансформации вместе с инструментами для калибровки сканеров и
мониторов. Впервые официальные работы с ICC-профилями были проведены на
конференциях FOGRA в феврале 1995 года и Seybold в марте того же года. Профили
ICC представляют собой таблицу с данными. Существуют следующие типы профилей
ICC, используемых для:
§
устройств ввода;
§
мониторов;
§
устройств вывода;
§
преобразования между цветовыми пространствами;
§
связывания устройств;
§
абстрактные профили.
Одним из основных элементов профиля является набор тэгов, представляющих
собой структурированную информацию об источниках создания профиля, используемых
цветовых пространствах и т. д. В настоящее время с профилями ICC работает
большинство профессиональных полиграфических программных продуктов. Среди них
можно выделить ColorRight фирмы Optronics, ColorScope Pro фирмы Dainippon
Screen, FotoLook фирмы Agfa, Profile Wizard фирмы Scitex и т. д.
Рассмотрим создание ICC-профилей различных устройств на примере
программного обеспечения фирмы Heidelberg Prepress - ColorOpen (в него входят
программы ViewOpen, ScanOpen, PrintOpen). Эта разработка стала результатом
многолетних исследований в области интеграции допечатного и печатного
оборудования, а также реакцией на возросшие требования к репродукционным
работам. Эти программы используются для проведения сквозной калибровки процесса
репродуцирования и получения на каждой стадии физически, физиологически и
психологически точного изображения. Работа программ основывается на модели
CIEXYZ, где каждое задействованное устройство имеет свою таблицу цветовых
описаний (ICC-профиль), которой управляют система ColorSync и ICM (Image Color
Matching) на платформах Apple Macintosh и PC соответственно. Созданные профили
“подключаются” к программам обработки векторной или растровой графики
(Illustrator, Photoshop, LivePicture, LinoColor и т. д.), и позволяют получать
на стадии обработки изображения цветопередачу, максимально приближенную к
конечному печатному оттиску.
Страницы: 1, 2
|