Учебное пособие: Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии
Учебное пособие: Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии
Общетеоретические аспекты
гендерологии и феминологии
1.
Гендерология и феминология как науки. Понятие гендер
1.1
Научные и социальные предпосылки категориального обоснования гендера
Термин «гендер» (gender) происходит от английского слова «род».
Гендер представляет собой синтез биологических, социальных и индивидуальных особенностей
мужчины и женщины. Следует различать термины гендер (англ. gender) –
социокультурный пол; и собственно пол, (англ. sex) – биологический пол
индивида, который подтверждается анатомическими особенностями организма.
Необходимость различать биологический и социальный пол впервые
была обоснована в книге М. Мид «Пол и темперамент в трех примитивных обществах»
(1935), но сам термин «гендер» вошел в употребление в западной науке в 1970-е
гг., в отечественной науке – в 1990-е гг.
Научные предпосылки категориального обоснования гендера. Научное
обоснование категории гендер происходило в западной, прежде всего американской
науке на стыке таких наук как социология, культурная антропология (этнография),
философия, история, филология, лингвистика, культурология и было тесно
сопряжено с трансформациями постиндустриального общества.
Научными и философскими предпосылками возникновения гендерологии и
феминологии послужили:
1)
Вторая
волна феминизма (1950–1970-гг.) отразившаяся в работы С. де Бовуар,
Б. Фридан, Д. Батлер и др. способствовавшая формированию т.н. «женских
исследований» (women`s studies);
2)
Основные
положения марксизма, обосновавшего социальную природу равенства полов
(А. Бебель, К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Ф. Энгельс), неомарксизма,
в частности Франкфуртской школы (Г. Маркузе);
3)
Феноменология, экзистенциализм, сфокусировавший идею исследования
на телесном опыте, смысле, значении, понимавший философию как «разъяснение
человеческого опыта», экзистенции. (А. Камю, М. Мерло-Понти,
Э. Сартр и М. Хайдеггер);
4)
Постмодернизм, внесший в феминистские тексты ключевой термин
«онто-лого-тео-телео-фоно-фалло-центризм», обозначающий иерархический, «мужской»,
способ организации общества, знания, воспитания, семьи, культуры, языка
(Ж. Деррида), поставивший рефлексию человеческой сексуальности на новый
уровень (М. Фуко).
Социальные предпосылки категориального обоснования гендера:
·
В
сфере производственных отношений происходит постепенное и все ускоряющееся
нивелирование традиционной системы гендерного разделения труда. Ведущей,
динамической силой этого процесса являются женщины, которые быстро осваивают
мужские профессии, уравниваются с мужчинами по уровню образования;
·
В политической
сфере заметно меняются гендерные отношения власти: женщины получают возможность
влиять на политику или непосредственно принимать участие в ней;
·
Эволюционируют
семейно-брачные отношения. Стираются традиционные роли мужчины и женщины в
семье. Возникает проблема совмещения социальных ролей, проблемы формирования
идентичности детей и взрослых;
·
Изменения
в структуре гендерных ролей преломляются в нивелировании (стирании различий)
социокультурных стереотипов маскулинности и фемининности;
·
В
постиндустриальном обществе меняется репрезентация мужской и женской
сексуальности.
·
Характерной
чертой современного общества является все более активная деятельность женщин в
социальной, экономической, политической и других областях – происходит феминизация
современного общества
В 60–70 гг. ХХ века под влиянием
женских движений в США и Западной Европе появились женские и гендерные
исследования. Исследователи отмечают, что в истории их становления и развития
можно выделить несколько этапов.
Первый этап характеризуется тем, что в темы научных изысканий механически
включались данные о женщинах. Этот подход – «просто добавить женщину» – не
решал основных задач, т. к. ни одна из традиционных научных дисциплин не
могла всесторонне осветить особенности социально-психологического статуса
женщины в семье и обществе.
Второй этап. С начала 1980-х гг. начался
процесс интеграции женских исследований в высшее образование США. В
университетах началось широкое обсуждение статуса женщин и предубеждений
(гендерных предрассудков), сформировавшихся в социуме и находящих отражение в
литературе и образовании. Исследования явно требовали междисциплинарного
подхода и одновременно претендовали на статус самостоятельной дисциплины. В то
же время междисциплинарный характер женских исследований указывал и на её интеграцию
с традиционными отраслями знания – по этой причине появляются такие дисциплины
как психология женщин, историческая феминология, женская литература. В этот же
период появляется так называемая феминистская педагогика, рекомендующая превращать
студенческую аудиторию в интерактивную обучающую среду, интеллектуально и
эмоционально вовлекать всех присутствующих.
С середины 80-х гг. ХХ века наметился
третий этап в развитии
женских исследований за рубежом. Он был связан с настоятельной необходимостью
включить в учебные университетские программы опыт меньшинств и при этом
учитывать индивидуальные различия студентов. Чернонокожие женщины также
потребовали включения в концепцию женственности расовых и классовых различий.
Оформляется концепция множественной идентичности женщин.
Четвёртый этап начался с 1990 г. Внимание исследователей
обратилось к международным проблемам женщин. В 1980-х - 1990-х гг. женские и
гендерные исследования активно проводятся в Европе. Изучаются такие темы, как
гендерная идентичность и репрезентации; семья, право и меняющиеся дискурсы гендера;
сексуальность; насилие в отношении женщин и др. В 1996 г. при Гендерном
институте Лондонской школы экономики организована Международная сеть гендерных
исследований. Гендерные исследования проводятся в Восточной Европе и России,
где гендерология и феминология получают статус университетской науки.
1.2 Понятие гендер, феминность, маскулинность, андрогинность
Понятие «гендер» является центральным и ключевым в гендерологии и
феминологии.
В 1968 г. Р. Столлер впервые обозначил различие понятий
«пол» и «гендер». Хронологически феминология сформировалась ранее, чем
гендерология, которая появилась как следствие интенсивных гендерных
исследований в рамках предметных областей различных наук в последней трети
XX в. Гендерология стала преемницей феминологии и феминизма.
Одно из первых определений гендера возникло в связи с феминистским
анализом современного общества, критикой дискриминационного положения женщин.
Гендер как инновационный научный и философский дискурс[1]
впервые сформировался в США, где гендерные исследования получили статус официальной
учебной и научной дисциплины.
В культурной антропологии было предпринято категориальное обоснование
гендера. В статье антрополога Г. Рубин «Обмен женщинами: заметки по поводу
политической экономии» полов» (1974) «гендер» определяется как комплекс
соглашений, регулирующих биологический пол как предмет общественной деятельности.
Социология. Социолог Э. Гидденс, определяет понятие гендер
следующим образом: пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между
женщиной и мужчиной, понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные
и культурные особенности. Если пол индивида биологически детерминирован, то род
(гендер) является культурно и социально заданным.
Э. Оукли в работе
«Пол, гендер и общество» (1972): разграничила понятия пол и гендер следующим
образом:
·
«Пол» (sex) является словом, которое соотнесено с биологическими
различиями между мужчиной и женщиной: разница в воспроизводящей функции.
·
«Гендер» (gender) предмет культуры: он соотнесён с социальной
классификацией на «маскулинное» и «фемининное».
·
Постоянство пола должно быть признано, но также должно быть
признано разнообразие гендера.
Современные социологи
определяют гендер как «черты личности и социальные позиции, рассматриваемые
членами общества как мужские и женские» (Дж. Масионис).
Таким
образом, гендер – достигаемый статус, конструируемый психологическими,
культурными и социальными средствами, это система межличностного
взаимодействия, посредством которого создается, утверждается, подтверждается и
воспроизводится представление о мужском и женском как базовых категориях
социального порядка.
Гендер –
понятие многозначное:
а) гендер –
это социальный статус, который определяет индивидуальные возможности в
образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, сексуальности,
семейной роли и репродуктивного поведения (Goffman, 1976). Данное определение
построено через отнесение гендера к другим социостатусам (профессии,
общественному, гражданскому статусу).
б) гендер –
совокупность поведенческих характеристик и ролей, определяющих личный,
социальный и правовой статус мужчины или женщины в определенном обществе
(Money, 1965);
в) гендер –
это организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, не
только характеризующая их межличностное общение или взаимодействие в семье, но
и определяющая их социальные отношения в основных институтах общества,
например, в социальных классах, в иерархиях крупных организаций и при
формировании структуры занятости.
Пол – совокупность
морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих
половое размножение.
Гендер – система социокультурных
половых отношений, возникающих у мужчин и женщин в результате их общения между
собой и с внешним миром и проявляющихся во всех сферах жизни человека и общества.
Мы
остановимся на понятии гендер, данном в словаре гендерных терминов: Гендер – это
совокупность социальных и культурных норм, смыслов и ожиданий, которые общество
предписывает индивидам в зависимости от их пола. Гендер – один из способов
социальной стратификации, влияющих на социальное положение женщин и мужчин, на
доступ к ресурсам, на их жизненные стратегии и практики[2].
Т.В. Бендас дает следующую трактовку
понятий маскулинность и фемининность:
Маскулинность (лат. masculinus – мужской) –
набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящего
мужчины»: мужественность, уверенность в себе, властность и т.д.
Фемининность (лат. femina – женщина) – набор личностных и поведенческих
черт, соответствующих стереотипу «настоящей женщины»: мягкость, заботливость,
нежность, слабость, беззащитность и т.д.
Андрогинность
– набор личностных и поведенческих черт,
которые характеризуются как сильно выраженные мужские, так и сильно
выраженные женские.
1.3 Объект и предмет гендерологии. Объект и предмет феминологии
Гендерология – наука молодая, которая начала свое формирование за
рубежом с 1980-х гг., в России – с 1990-х гг. на базе гендерных исследований в
рамках предметных областей различных наук
В отличие от феминологии, занимающейся исключительно проблемами женщин,
гендерология (от англ. gender – род и греч. logos – учение) охватывает проблемы
обоих полов, индивидов с различной гендерной и сексуальной идентичностью.
Объект гендерологии – закономерности социального конструирования пола
Предмет гендерологии – закономерности репрезентации социальных особенностей
пола (гендер).
Каждый человек есть продукт сложного взаимодействия
наследственности и среды. В течение всей жизни, а особенно в период взросления,
обретения личностных характеристик, идет процесс полоролевой социализации,
освоения определенных моделей поведения. Доминантная проблема гендерологии заключается
в том, что понимается под нормами мужского и женского поведения и каков
характер отношений между полами, чем детерминируются это поведение и эти
отношения. В различных культурах, в различные эпохи, господствуют свои
собственные укоренившиеся твердые представления о том, каким должно быть
поведение мужчины и женщины.
Феминология (от латин. femina – женщина) – это наука о положении и роли
женщины в обществе. Она выступает в двух ипостасях: как наука и как учебная дисциплина,
новый компонент профессионального обучения, впервые внедренный при подготовке
квалифицированных специалистов социальной работы.
Объект феминологии – закономерности социального положения женщин.
Предмет феминологии – социально-политические, экономические, социально-психологические
закономерности решения женского вопроса (дискриминация женщин, неравенство
полов).
Отличие гендерологии от феминологии состоит в том. что научный интерес
первой направлен на изучение проблем мужского и женского пола в равной степени.
Феминология исходит из того, что культуре присущи гендерная асимметрия,
маскулинная доминация и неравенство полов. Таким образом, феминология,
сформировавшаяся на волне женского движения, концентрируется на женских проблемах.
Тем
не менее, в науке возникает вопрос о соотношении объектов исследования научных
дисциплинк «феминология» и «гендерология»
Феминология
рассматривает совокупность социально-экономических, политических, правовых, социо-культурных
условий, сложившихся в обществе для реализации общих с мужчинами и
специфических интересов женщин, обеспечения их жизнедеятельности во всех сферах
общественной жизни. Таково современное определение феминологии. Отсюда следует,
что главным объектом феминологии являются женщины.
Гендерный
подход должен включать постановку и решение андрологических проблем, понимание
социальной обусловленности мужского образа, содержания этого образа и
социальных ролей мужчины в прошлом и в настоящем, анализ мужской психологии и
общественного сознания. Аналогично анализу женских проблем в феминологии,
подобный анализ должен составить предмет андрологии. В перспективе можно
определить предмет гендерологии как предмет феминологии плюс предмет андрологии.
Целью
гендерологии, как и феминологии, является не замена патриархатного общества
матриархатным, а ликвидация антагонизма полов и обеспечение гармонии мужской и
женской половины человечества – в гармонии социального развития.
2.
Количественные и качественные методы гендерных исследований
2.1 Понятие метода. Специфика методологии
гендерологии и феминологии
Метод – это основной способ сбора, обработки и анализа данных.
Методологией в широком смысле называют систему принципов научного
исследования, или учение о методе. Методология в узком смысле означает совокупность
исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки
данных.
Техникой называют совокупность специальных приемов для
эффективного использования того или иного метода.
Методика – это совокупность технических приемов, связанных с
данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.
Процедурой называют последовательность всех операций, общую
систему действий и способов организации исследования, систему приемов сбора и обработки
социологической информации. Методы могут заимствоваться, развиваться,
переходить из одной научной сферы в другую.
Предметом гендерных исследований становятся социальные, политические,
экономические, сексуальные и другие проблемы мужчин и женщин. Они
рассматриваются как междисциплинарные, находящиеся на стыке наук. В то же время
гендерные проблемы могут исследоваться в рамках одной дисциплины. Сегодня они
активно изучаются в социологии, философии, культурологии, искусстве,
лингвистике, экономике, антропологии, истории, теории и технологиях социальной
работы, геронтологии и т.д.
Термин «гендерные исследования» (gender studies) появился в 1980-е
гг, когда в университетах США были открыты соответствующие факультеты и кафедры;
в Западной Европе появились ассоциации и научно-исследовательские центры,
ведущие разработки гендерной проблематики. Возраст академических курсов женских
исследований (women's studies) в американских университетах примерно на десять
лет старше; параллельно было учреждено и несколько академических программ
феминистских исследований (feminist studies).
В основе гендерного исследования лежит гендерный анализ – это процесс оценки
различного воздействия, оказываемого на женщин и мужчин, существующими или
предлагаемыми программами, законодательством, государственным политическим
курсом – во всех сферах жизни общества и государства. Гендерный анализ – это
также сбор качественной информации и понимание гендерных тенденций в экономике
и обществе, использование этих знаний для выявления потенциальных проблем, поиска
решений в ежедневной работе. Одновременно это инструмент для понимания
социальных процессов. Он позволяет увидеть и сравнить: каким образом и почему
политические, экономические, социальные и иные факторы по-разному влияют на
женщин и мужчин.
2.2 Методы гендерных исследований
В предметную область гендерологии активно привлекаются методы гуманитарных
и естественных дисциплин, идет выработка новых методов и пересмотр традиционной
научной методологии.
Исследовательские методы гендерологии могут быть заимствованы как
из естественно-научных дисциплин, так и из гуманитарных и социальных наук.
Следовательно, в равной степени допустимо говорить о применимости методов
психодиагностики, количественных и качественных методов социологии, метода
историзма, интерпретативных стратегий гуманитарных и некоторых социальных наук,
количественных методов биологических наук. Поэтому можно сделать заключение,
что «гендерные исследования в настоящий момент не являются дисциплиной, а
скорее междисциплинарной областью исследований» (Петрова, 2007).
В гендерных исследованиях в социальной работе наиболее часто используются
методы социологии[3].
Различают количественную и качественную исследовательские
методологии.
В количественных – массовых социальных исследованиях конкретный
человек не рассматривается как уникальная личность, но лишь как представитель
определенного пола, возраста, рода занятий, типа поведения, то есть как представитель
определенной группы.
– В результате количественного исследования накапливается
массив данных, и поскольку связи в количественном исследовании носят
статистический характер, количество респондентов здесь имеет большое значение.
– Философской методологией таких исследований выступает
позитивизм – уверенность в возможности изучения социального мира таким же
способом, каким изучается физический мир естественными науками.
В качественной методологии в фокусе анализа находится индивид,
организация или определенная социальная практика.
– Это малые выборки, где нет строгого требования к количеству
информантов (тех, кто предоставляет информацию, рассказывая о своем опыте).
– В результате сбора данных исследователь получает
совокупность полевых материалов, которые подвергаются, по преимуществу,
описательному анализу.
Страницы: 1, 2, 3
|