Учебное пособие: История России
С
началом промышленного переворота связано формирование нового социального слоя —
вольнонаемных рабочих. Работные люди, занятые на крепостных мануфактурах, не
хотели приобретать необходимые производственные навыки, нередко ломали и портили
механизмы. Только с развитием вольнонаемного труда можно было перейти к
эффективному фабричному производству. На мануфактуры и фабрики нанимались
неимущие горожане, государственные крестьяне и крепостные, уходившие 208 на
заработки с разрешения своих господ. К 1860 г. 4/5 рабочих составляли вольнонаемные.
В
России сложилась система жестокой эксплуатации рабочих. По сравнению с Западной
Европой они получали меньшую заработную плату, имели более продолжительный
рабочий день. Бесконтрольная эксплуатация рабочих, связанная во многом с
традициями крепостного права, стала в дальнейшем причиной их мощного
социального протеста.
На
основе применения вольнонаемного труда в России начали формироваться основные
промышленные районы — Северо-Западный (Петербургско-Прибалтийский), Центральный
(Московский) и Южный (Харьковский). Концентрация промышленности в отдельных
частях России была одной из специфических особенностей ее экономики.
Вдали
от крупных городских центров и главных торговых путей процветало кустарное
производство. Наряду с фабричным оно было характерно для многих отраслей легкой
промышленности (текстильной, кожевенной, деревообрабатывающей). Даже некоторая
часть металлических изделий производилась кустарным способом. В многочисленных
деревенских кузницах ковались плуги, лемехн, ножи, топоры и другие предметы
крестьянского быта. Жители некоторых крестьянских деревень специализировались
на художественных промыслах. Там возникали центры, известные до сегодняшнего
дня: Палех, Гжель и др. Кустарное производство развивалось и во второй половине
XIX в.
Следовательно,
в первой половине XIX в. сосуществовали кустарная (мелкотоварная)
промышленность, крепостная и вольнонаемная мануфактуры, фабричное производство.
Для
создания крупномасштабного производства требовались не только рынок свободной
рабочей силы, но и значительные капиталы. В крепостнической России они
накапливались чрезвычайно медленно и со многими злоупотреблениями. Купцы
наживали большие состояния на продаже вина и на крупных казенных
(государственных) подрядах.
Коммерческие
и финансовые операции часто сопровождались незаконными действиями —
казнокрадством, взяточничеством, вымогательством денежных средств у населения.
Постепенно
складывались династии российской буржуазии — Сапожниковы, Морозовы, Гучковы,
Бибиковы, Кондрапювы и др. Деньги, нажитые в торговле, вкладывались в
промышленность. Например, выходец из торговых кругов И-М.Кондрашов построил
крупные шелковые фабрики, продукция которых славилась по всей Европе. Морозовы
стали производителями хлопчатобумажных тканей. Многие родоначальники буржуазных
династий выходили из крепостных, сохраняя крестьянский менталитет, благоговение
перед царем и дворянами. В целом россий209 екая буржуазия была еще экономически
слабой, политически аморфной. Она не играла активной роли в социальной жизни
страны. Правительство мало помогало развитию крупного промышленного
производства, настороженно следило за формированием нового общественного слоя.
Финансы.
В начале XIX в. для финансирования войн против Наполеона и поддержки
дворянского землевладения русское правительство производило крупные выпуски
(эмиссии) ассигнаций — бумажных денег, впервые введенных в середине XVIII в. В
первой четверти XIX в. эмиссия ассигнаций выросла в 4 раза. В результате они
резко обесценились.
Попытки
Павла I и Александра I преодолеть инфляцию не удались.
Поэтому
в 1839-1844 гг. по инициативе министра финансов графа Е.Ф. Канкрина была
проведена финансовая реформа. В основу денежного обращения был положен серебряный
рубль. С 1843 г. ассигнации стали постепенно изыматься у населения путем обмена
по обязательному курсу (3,5 рубля ассигнациями приравнивались к 1 рублю
серебром) на кредитные билеты, которые, в свою очередь, свободно обменивались
на серебро. Реформа на некоторое время укрепила финансовую систему России.
Однако неурожаи 30-40-х годов, интервенция в Венгрию в 1848 г. и Крымская война 1853-1856 гг. вызвали новые финансовые трудности. Внутренний и внешний долг
государства увеличился в несколько раз.
Торговля.
В первой половине XIX в. продолжал формироваться всероссийский рынок. Этот
процесс тормозила низкая покупательная способность населения, обусловленная
крепостным состоянием крестьян и нищенским существованием значительной массы
населения. Основными покупателями могли быть только дворяне, купцы и часть
горожан. Несмотря на это, торговля развивалась более быстрыми темпами, чем в
предшествующий период.
Внутренний
рынок претерпел существенные изменения за счет расширения торговых операций и
увеличения ассортимента товаров. Особое значение имело распространение на
рынке, наряду с сельскохозяйственной продукцией, промышленных изделий.
По-прежнему роль торговых центров играли ярмарки, всероссийские и местные,
которых в России насчитывалось более тысячи. Широкой известностью пользовались
Нижегородская на Волге, Ирбитская в Сибири и Ростовская в Ярославской губернии.
Важное значение имело развитие магазинной (постоянной розничной) торговли в
крупных городах России.
Значительных
успехов в первой половине XIX в. достигла внешняя торговля. Ее баланс почти
неизменно оставался активным, то есть вывоз превышал ввоз. Однако структура
экспорта изменилась. Из него исчез 210 ли черные металлы (железо и сплавы на
его основе), стала преобладать сельскохозяйственная продукция. Вывозили
пшеницу, лес, пеньку, кожи, лен и т.д. В вывозе этих продуктов в Европу (в
основном, в Англию) были заинтересованы, прежде всего, русские помещики,
использовавшие вырученные деньги на приобретение предметов роскоши. Русская
буржуазия слабо использовала внешние рынки. Небольшая часть промышленной
продукции шла в Китай, Иран, Турцию. Даже в этих азиатских странах Россия была
мало способна конкурировать с Западом. Попытки правительства помочь буржуазии
развить внешнюю торговлю были неэффективными. Огромный среднеазиатский рынок
русские купцы смогли освоить лишь к концу XIX в.
Импорт,
в основном, был ориентирован на удовлетворение потребностей дворянства. Ввозили
модную одежду, колониальные товары (чай, кофе, пряности) и др. Очень небольшое
количество импорта составляли машины, инструменты и другие предметы,
необходимые для развития промышленности и сельского хозяйства страны.
Транспорт.
Развитие товарно-денежных отношений, расширение внутренней и внешней торговли,
увеличение торговых центров (ярмарок) — все это требовало реорганизации и
улучшения транспортной системы. Основными видами транспорта были водный и
гужевой, имевшие сезонный характер. Ни тот, ни другой полностью не удовлетворяли
хозяйственные потребности страны.
Исторически
Москва являлась центром, в котором сходились все дорога. По тому же
традиционному принципу позднее создавалась и железнодорожная сеть России.
При
отсутствии развитых сухопутных путей сообщения с Западной Европой внешняя
торговля осуществлялась, в основном, через балтийские и черноморские порты.
Русский торговый флот был немногочисленным, поэтому для торговли с Европой
использовались корабли, принадлежавшие иностранным судовладельцам.
Внутренняя
система путей сообщения оставалась в первой половине XDC в. малоразвитой и
архаичной. Ее усовершенствование было связано, главным образом, с развитием
водного транспорта. В 1808-1811 гг. были созданы Марианская и Тихвинская
системы каналов, связавшие Балтику с Москвой и волжским торговым путем. На
реках России появились первые пароходы. К середине века их стало около 100.
Протяженность
дорог, которые правительство пыталось поддерживать в более или менее
удовлетворительном состоянии, не соответствовала экономическим (торговым) и
военно-стратегическим потребностям отраны. Шоссейных дорог было немного. Они
соединяли Петербург с Варшавой, Москву с Петербургом, Ярославлем и Нижним
Новгородом.
Для
России с ее огромной территорией особое значение имело создание разветвленной железнодорожной
сети, начавшееся в конце 30-х годов. В 1837 г. была открыта первая опытно-показательная ветка между Петербургом и Царским Селом. В 1839-1848 гг. построили
Варшавско-Венскую железную дорогу, соединившую Россию с Западной Европой. В
1843-1851 гг. еще одна линия была проложена между Петербургом и Москвой. В
железнодорожном строительстве первой половины века, в отличие от Запада,
ведущая роль принадлежала государству. С этого времени в стране стал
зарождаться так называемый государственный капитализм.
В
целом в первой половине XIX в. политический строй и социальная система
сдерживали развитие производительных сил и модернизацию экономики России.
Владение дворянством большей частью земельного фонда страны, денежными средствами
и другими формами собственности, сохранение отживших методов хозяйствования
были основными причинами экономической отсталости государства. Тем не менее, в
России не было в первой половине XIX в. острого экономического кризиса, так как
в ее хозяйственной структуре развивался капиталистический уклад. В нем
вызревали новые производительные силы и тот способ производства, который стал
господствующим во второй половине XIX в.».
Глава
19. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в
Главная
цель внутренней политики царского правительства состояла в том, чтобы усилить
Россию как великую державу, по праву занимавшую одно из ведущих мест среди
европейских государств. Отождествляя Россию с самодержавием, императоры
Александр I (1801-1825) и Николай I (1825-1855) стремились, с одной стороны,
укрепить существующую экономическую и социально-политическую систему, а с
другой — усовершенствовать ее в соответствии с потребностями времени.
Поэтому
в методах проведения внутренней политики некоторые нововведения сочетались с
мероприятиями, консервировавшими прежнее социально-политическое устройство
России. В целом же во внутренней политике первой половины XIX в. доминировала
тенденция, направленная на сохранение абсолютизма, привилегированного положения
дворянства и крепостного состояния крестьян, поддержку православной церкви,
подавление инакомыслия и антиправительственных действий.
Важным
рубежом во внутренней политике стал 1825 г., так как восстание декабристов привело к усилению ее реакционного характера.
Три
проблемы: структура государственного управления, взаимоотношения помещиков и
крестьян, система образования — занимали центральное место во внутренней
политике первой половины XIX в. Решение первого вопроса правительство видело в
углублении централизации административного аппарата, в создании кадров
образованных, профессионально грамотных чиновников, преданных лично императору
и материально зависящих от получаемого жалованья. При решении крестьянского
вопроса главное состояло в том, чтобы снять социальную напряженность в деревне,
ликвидировать возможность крестьянских выступлений. Для этого необходимо было
уничтожить наиболее уродливые проявления крепостничества, тормозившие
экономическое развитие страны, вызывавшие протест передовой общественности и
позорившие Россию перед Западной Европой. О развитии образования правительство
заботилось лишь постольку, поскольку это могло бы способствовать, во-первых,
упрочению самодержавия и привилегированного положения дворянства, а, во-вторых,
модернизации экономики,
обеспечивающей обороноспособность страны и возможность проведения активной
внешней политики.
Дискуссии
при дворе и в обществе, принятие отдельных указов и проведение мероприятий по
этим трем направлениям не изменили в 213 первой половине XIX в. экономического
и социально-политического строя России. Она осталась
самодержавно-крепостнической страной, в которой власть опиралась на
военно-полицейскую силу и на церковь, призывавшую подданных к беспрекословной
покорности.
СИСТЕМА
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Александр I.
В
ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в России совершился последний дворцовый
переворот. Заговорщики из высшей петербургской знати убили императора Павла I.
На российский престол взошел его старший сын Александр. Молодой император был
сложной и противоречивой натурой. Это объяснялось врожденными чертами его
характера и теми условиями, в которых он воспитывался. В раннем детстве
Екатерина П оторвала цесаревича от семьи отца, лично следила за его
образованием и воспитанием. Александру приходилось лавировать между отцом и
бабкой, лукавить и скрывать свои истинные чувства. Одни современники отмечали
его лицемерие и неискренность. А.С.Пушкин дал ему весьма образную
характеристику: «Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда,
нечаянно пригретый славой...» Другие отмечали приветливость, умение
очаровывать, притягивать к себе людей. Александр получил блестящее для того
времени образование.
Его
учителями были выдающиеся писатели и ученые России. Наставником будущего
императора был швейцарский политический деятель Ф. Лагарп, республиканец,
противник рабства, приверженец идей французского просветительства, которые он
пытался привить своему ученику. Несомненно, что в первые годы своего правления
Александр хорошо видел политическое и экономическое отставание России от
передовых европейских государств, думал о возможности и необходимости некоторой
модернизации страны. Однако его политическое сознание с возрастом значительно
изменилось. Либерал в первые годы царствования, он постепенно превращался в
консервативного и даже в последние годы жизни реакционного политика. Его
глубокая религиозность, доходившая до мистицизма, отразилась в конкретных
внутри- и внешнеполитических действиях в 1815-1825 гг.
Эра
либерализма. Вступив на престол, Александр не рискнул прямолинейно проводить
политику абсолютизма. Первые его внутриполитические мероприятия были связаны с
исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I, вызывавших возмущение не
только петербургской аристократии, но и широкой русской общественности. Он
выступил против деспотизма и самодурства отца, обещал проводить политику «по
законам и сердцу» своей бабки Екатерины П. В этом сочетались как его
либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе.
Александр восстановил отмененные Павлом «Жалованные грамоты» дворянству и
городам, объявил широкую амнистию людям, которые подверглись преследованиям при
Павле. Был вновь разрешен свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных
книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей
регламентации в быту, одежде, общественном поведении и т.д. Эти меры создали
Александру славу либерала.
Вступив
на престол, Александр дал понять, что намерен провести реформы по самым
насущным общественно-политическим проблемам.
В
1801 г. был образован Непременный совет — совещательный орган при императоре.
Однако основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал
так называемый Негласный комитет. В него вошли молодые друзья царя — граф П.А.
Строганов, польский князь А. Чарторыйский, граф В.П. Кочубей и граф Н.Н.
Новосильцев. Проекты, которые они разрабатывали, не привели к коренным
реформам. Дело ограничилось некоторыми частными преобразованиями, которые лишь
слегка подновили фасад Российской империи.
Реформы
государственного управления. В 1802 г. устаревшие коллегии, которые еще с
петровских времен являлись главными органами исполнительной власти, были
заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций
органов государственного управления. Она привела к утверждению системы
отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой
ответственности министров перед императором, усилению централизации и
укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка
бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья.
Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сип, военно-морских сил,
иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного
просвещения. В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество
увеличилось, а функции были еще более четко разграничены. Для совместного
обсуждения министрами некоторых вопросов был учрежден Комитет министров (в 1857 г. он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917 г.).
В
1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим
органом в системе государственного управления. Его участие в законотворческой
деятельности выразилось в том, что он получил право делать
«представления» императору по поводу устаревших законов.
Введение
принципа единоначалия затронуло и управление православной церковью, которая
по-прежнему была подчинена государству.
Духовными
делами ведал Святейший Синод, члены которого назначались императором. Во главе
Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, очень близкий к царю из
военных или гражданских чиновников. Его роль и полномочия все больше
усиливались. При Александре I должность обер-прокурора исполнял в 1803-1824 гг.
князь А.Н. Голицын, бывший с 1816 г. также и министром народного просвещения.
Наиболее
активным сторонником идеи реформы системы государственного управления был
статс-секретарь Непременного совета М.М. Сперанский. Однако он очень недолгое
время пользовался расположением императора. Осуществление проекта М.М.
Сперанского могло бы способствовать началу конституционного процесса в России.
В его проекте — «Введение к уложению государственных законов» — намечался
принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти
путем созыва представительной Государственной думы и введения выборных судебных
инстанций. Одновременно он считал необходимым создать Государственный совет,
который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и
местного управления. Все вновь предложенные органы осторожный М.М. Сперанский
наделял лишь совещательными правами и отнюдь не покушался на полноту
самодержавной власти.
Против
либерального проекта М.М. Сперанского выступила консервативно настроенная часть
дворян, которая увидела в нем опасность для самодержавно-крепостнической
системы и для своего привилегированного положения. Идеологом консерваторов стал
известный писатель и историк Н.М. Карамзин. В записке «О древней и новой
России», адресованной царю, он настаивал на сохранении старых порядков,
незыблемости самодержавия и крепостничества.
В
практическом плане реакционную политику проводил близкий к Александру граф А.А.
Аракчеев, который, в отличие от М.М. Сперанского, стремился к укреплению личной
власти императора путем дальнейшего развития бюрократической системы. Борьба
между либералами и консерваторами закончилась победой последних. М.М.Сперанский
был отстранен от дел и отправлен в ссылку.
Единственным
результатом было учреждение Государственного совета в 1810 г., который состоял из министров и других высших сановников, назначаемых императором. Ему были
приданы совещательные функции при разработке важнейших законов (в таком виде
Государственный совет просуществовал до 1906 г.). Реформы 1802-1811 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они 216 лишь усилили
централизацию в бюрократизацию государственного аппарата. Как и прежде,
император обладал верховной законодательной и исполнительной властью.
«Аракчеевищна».
В последнее десятилетие правления Александра I во внутренней политике все
больше ощущалась консервативная тенденция. По имени ее проводника она получила
название «аракчеевпщна».
Это
была политика, нацеленная на упрочение абсолютизма и крепостного права. Она
выражалась в дальнейшей централизации и мелочной регламентации государственного
управления, в полипейско-репрессивных мерах, направленных на уничтожение
свободомыслия, в «чистке» университетов, в насаждении палочной дисциплины в
армии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59
|