рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпаргалка: Отечественная история

Результаты перехода к нэпу стали сказываться очень быстро. Высокими темпами восстанавливалось и развивалось сельскохозяйственное производство. В 1925 г. валовой сбор зерновых на 20,7 % превысил среднегодовой сбор в 1909—1913 гг., а в 1927 г., по некоторым оценкам, потребление пищевых продуктов превысило уровень довоенной России. Во второй половине 20-х гг. российский хлеб вновь начал вывозиться на мировой рынок и обеспечивал валютные поступления.

Среднегодовые темпы развития промышленности в 1921— 1928 гг. составили 23 %. Однако даже таких высоких темпов было недостаточно, чтобы промышленность смогла обеспечить страну необходимым количеством продукции.

По мере завершения восстановления народного хозяйства обострялись противоречия нэпа. Сложились диспропорции между развитием сельского хозяйства и промышленности. Это привело к трем экономическим кризисам 1923, 1925 и 1928 гг. Низкая товарность аграрного сектора отрицательно сказывалась на экспорте. А это, в свою очередь, отражалось на импорте оборудования. Рост же крупного товарного крестьянского хозяйства сдерживала налоговая политика (освобождение значительной части беднейших крестьянских хозяйств от сельхозналога и непомерное увеличение налогообложения зажиточных крестьян).

К концу 20-х гг. резервы восстановительного периода (имевшееся оборудование было загружено, старопахотные земли были введены в оборот) были исчерпаны и страна оказалась на пороге острого кризиса, в основе которого лежала нехватка капиталов для реконструкции промышленности.

В целом же обострилось противоречие между экономикой, которая вставала на рыночные рельсы, и политической структурой, которая все больше использовала командно-административные методы управления. Это противоречие между экономикой и политикой привело в конечном счете к гибели нэпа.

На рубеже 20—30-х гг. в социально-экономическом положении страны произошли серьезные изменения. Руководство страны стало подстегивать социально-экономические процессы.

Зимой 1927—28 гг. разразился острый кризис хлебозаготовок. Под угрозой голода оказались население городов и армия. Руководство страны прибегло к насильственным “чрезвычайным” методам изъятия зерна. Хлебный дефицит был ликвидирован, но крестьяне стали сокращать невыгодное им теперь производство. Зимой 1928—29 гг. вновь разразился хлебозаготовительный кризис и вновь последовали “чрезвычайные меры”.

В оценке причин кризиса столкнулись в партии две основные точки зрения:

1) Сталин считал кризис структурным, то есть недостаточный темп развития индустрии порождает товарный голод. А это не дает возможности получить у крестьян хлеб экономическим путем — через обмен на промтовары. Следовали выводы: мелкокрестьянское хозяйство не способно обеспечить потребности растущий промышленности и кулак саботирует хлебозаготовки. Все силы требовалось сосредоточить в тяжелой индустрии, в том числе за счет перераспределения средств из других отраслей, в деревне ускоренно создать крупнотоварные коллективные хозяйства.

2) Бухарин Н.И. (1888—1938 гг.) считал, что кризис был вызван в основном субъективными причинами (не создан резервный фонд промтоваров, низкие закупочные цены на хлеб и др.). Он предложил нормализовать рынок, прежде всего повысить закупочные цены на хлеб. Бухарин выступил за сбалансированное развитие сельского хозяйства, тяжелой и легкой промышленности. По его мнению, основой аграрного сектора еще долго должны будут оставаться индивидуальные крестьянские хозяйства.

В этой дискуссии победила позиция опиравшегося на власть Сталина. Но с другой стороны, “модель Бухарина” была труднореализуемой в тех условиях. В США индустриализация прошла без значительной перекачки ресурсов из сельского хозяйства так как был массированный приток иностранного капитала. В СССР этого фактора не было. К тому же Бухарин отказывал в поддержке частнокапиталистическому накоплению.

В экономическом преобразовании страны с середины 20-х гг. центральное место заняла индустриализация с ее установкой на максимальные темпы развития прежде всего капиталоемких отраслей: энергетики, металлургии, химической промышленности, машиностроения. Еще в ходе выполнения 1 пятилетнего плана 1928/29- 1932/33 гг., утвержденного на XVI партконференции (1929 г.) в оптимальном варианте, задания неоднократно пересматривались в сторону повышения. Первые два года пятилетки дали хорошие результаты, но это было следствием действия резервов отвергнутого нэпа. В дальнейшем пошла полоса срывов, ломки налаженной системы управления, планирования (Госплан был образован в 1921 г.), дезорганизации снабжения, снижения темпов развития индустрии с 23,7 % в 1928/29 г. до 5 % в 1933 г. Усугубилось и без того тяжелое положение в отраслях группы “Б” и на транспорте. Это существенно сказалось на социальной политике, на положении трудящихся. Срыв начала 30-х гг. продолжал негативно сказываться на заданиях и результатах 2-й пятилетки (1933-1937 гг.) и 3-й пятилетки (1938-1942 гг.). Но в целом темпы роста тяжелой промышленности в период первых пятилеток были в 2—3 раза выше, чем за 13 лет развития России перед первой мировой войной.

В ходе индустриализации в Башкирии были реконструированы существующие и построены более 100 новых промышленных предприятий. Особое значение для республики имело создание и развитие нефтяной промышленности. В целом объем валовой продукции крупной промышленности БАССР вырос в 1940 г. по сравнению с 1913 г. в 10 раз. Наряду с позитивными переменам в Башкирии проявились негативные последствия ускоренной индустриализации.

Сверхвысокие темпы развития промышленности требовалось обеспечить сырьем, рабочей силой и финансовыми вливаниями. Все это было изъято из деревни методами насильственной коллективизации. Она началась зимой 1929/30 гг. В течение нескольких лет было обобществлено подавляющее большинство крестьянских хозяйств. Число “раскулаченных” составило до 15 млн. человек.

В результате сплошной коллективизации в 1929 -1932 гг. поголовье крупного рогатого скота и лошадей сократилось на одну треть, свиней - в 2 раза, овец - в 2,5 раза. Зимой 1932/33 гг. разразился голод, унесший, по различным источникам, от 3-5 до 8 млн. человеческих, жизней.

Аграрный сектор подчинялся требованиям ускоренной индустриализации. Из сельского хозяйства высвободилось 15-20 млн. человек, а численность рабочего класса увеличилась с 9 до 24 млн. человек. Промышленность обеспечивалась необходимым сырьем. Производство продовольствия на уровне, не допускающем голода, стабилизировалось к 1935 г. Тогда же была отменена карточная система распределения, введенная в 1928 г,

Несмотря на крайнюю противоречивость и громадные издержки, экономические преобразования привели к изменению положения СССР в мире: преодолению технико-экономической отсталости, завоеванию экономической независимости. По абсолютным объемам промышленного производства СССР в конце 30-х гг. вышел на 2-е место в мире после США (в 1913 г. — 5-е место). По структуре промышленного производства Советский Союз вышел на уровень развитых стран мира. В 30-е гг. СССР стал одной из трех-четырех стран, способных производить любой вид промышленной продукции. Сократилось отставание от развитых капиталистических стран по производству промышленной продукции на душу населения: если в 20-е гг. разрыв был в 5—10 раз, то в конце 30-х гг. — в 1,5—4 раза.

Но скачок в развитии тяжелой индустрии был достигнут ценой отставания в легкой промышленности, стагнации аграрного сектора, сверхцентрализации экономической жизни и окончательного слома механизма саморегуляции экономики, в конечном счете ценой формирования целостной административно-командной системы.

41. Культурное строительство в СССР (1921—1941 гг.)

Крайней противоречивостью отличался процесс культурного развития, когда пришлось преодолевать форсированными методами относительную отсталость России от развитых капиталистических стран, разрыв в уровне культуры между социальными слоями населения, между различными народами страны.

Впечатляют количественные показатели в области просвещения. Если до революции более 70 % взрослого населения страны было неграмотным, то уже к 1927/28 учебному году грамотное население городов составляло около 80 %, села — более 43,3 %. В годы первых пятилеток решались задачи перехода к обязательному начальному и семилетнему обучению детей школьного возраст. К 1937 г. Советский Союз вышел на 1-е место в мире по числу учащихся, по темпам и объему подготовки специалистов.

Но издержки форсированных темпов культурного строительства во многом обесценивали массовость школьного образования, успехи в формировании новой интеллигенции, достижения в области литературы и искусства. Главным качеством интеллигенции считалась не образованность, а то, что “она готова служить народам СССР верой и правдой”. Не была достигнута главная цель культурных преобразований — подлинная цивилизованность общества. Видимо, оказалась недостижимой и утилитарная задача — формирование новой социалистической личности, человека нового типа.

Сложной и важной проблемой в послереволюционной истории отечества являлась национальная политика Советского государства. Основы ее были заложены еще до Октябрьской революции, когда в работах теоретиков марксизма и в программных документах РСДРП были намечены пути решения национального вопроса, предполагавшие равенство наций и языков, право на самоопределение, широкую областную автономию.

С первых дней советской власти складывалось многонациональное государство, которое строилось как федерация республик:

РСФСР, Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджана. В состав РСФСР входили 8 автономных республик и 11 автономных областей. В марте 1922 г. Грузия, Армения, Азербайджан заключили договор об образовании Закавказской Социалистической Федерации Советских Республик (ЗСФСР).

В ходе дискуссий по вопросам национально-государственного строительства возобладала точка зрения В.И. Ленина, считавшего что необходимо объединить независимые советские республики в единый государственный союз. Это помогло бы укрепить обороноспособность, восстановить экономику и создать единый плановый народнохозяйственный комплекс, ускорить социальное и культурное развитие всех народов. Формой такого объединения должна была стать федерация, построенная на принципах добровольного согласия республик. Федерация могла лучше учесть интересы и национальные различия республик и наладить сотрудничество народов, преодолев тяжелое национальное наследие.

Имелись и другие точки зрения на будущее многонациональное государство: конфедерация (форма государственного устройства, когда образующие конфедерацию государства полностью сохраняют свою независимость и создают некоторые объединенные органы для координации определенных действий), унитарное государство (территория подразделяется только на административно-территориальные единицы — губернии, области, районы и т. д.). Комиссия под председательством И. В. Сталина подготовила проект, в основе которого лежала идея “автономизации”, то есть вхождения республик в состав РСФСР на правах автономии. После острых дискуссий в основу проекта Союзного договора легли ленинские идеи о федерации.

30 декабря 1922 г. был созван I съезд Советов СССР, который утвердил Декларацию об образовании СССР и Союзный договор, избрал союзный ЦИК и СНК. И съезд Советов СССР в 1924 г. принял первую Конституцию СССР.

В процессе продолжающегося национально-государственного строительства происходит национальное размежевание и образование новых республик. В 1925 г. в состав СССР вошли Узбекская ССР и Туркменская ССР, входившие до этого в состав Туркестанской АССР (апрель 1918 г. – октябрь 1924 г.). В 1929 г. была образована Таджикская ССР (с октября 1924 г. до октября 1929 г. входила в состав Узбекской ССР на правах автономии), вступившая в состав СССР. К 1941 г. союзных республик стало 16, автономных республик — 20, автономных областей — 9, национальных округов — 10.

В решении национального вопроса в последующие десятилетия имелись значительные достижения: преодолевались национальное недоверие и вражда, ускорились развитие национальных экономик и социальный прогресс, развивались национальные культуры и шло их взаимообогащение, стала формироваться интернационалистская психология.

Однако, формально придерживаясь прежней линии в национальном вопросе, Сталин и его окружение на деле все дальше стали отходить от намоченного курса. В результате в национальных отношениях возникли серьезные проблемы: под предлогом борьбы с буржуазной идеологией имело место избиение национальной интеллигенции, борьба с религией перерастала в борьбу с национальной культурой, насильственно изменялась национальная графика, что создавало трудности в образовании, оживлялись великодержавный шовинизм и национализм. В годы Великой Отечественной войны и позже репрессии обрушились на целые народы. Политика тоталитаризма пагубно сказалась на судьбе не только нерусских народов, но и самого русского народа, на его культуре.

В СССР к концу 30-х гг. сложилась целостная общественная система которую можно определить как “государственный социализм”. Социализм, т.к. произошло обобществление производства, упразднение частной собственности. Государственный, т. к. обобществление было не реальным, а иллюзорным: функции по распоряжению собственностью и политическая власть оказались отчужденными от большинства народа и осуществлялись партийно-государственным аппаратом и лично Сталиным.

Главной исторической задачей, которая была объективно решена в этот период, был форсированный завершающий рывок от “аграрного общества к индустриальному”.

На выбор Россией наиболее жесткого варианта социально-политического развития повлияли не только конкретная обстановка в стране и в мире в 20-х—30-х гг., но также революционные (особенно военно-коммунистические) и многовековые российские традиции, связанные с гипертрофированной ролью государства, несформированностью гражданского общества, сложившимся “антилиберализмом” массового общественного сознания и преобладанием в нем уравнительно-коллективистких начал.

42. Советское государство и мир (1921—1941 гг.)

С начала 20-х гг. взаимоотношения Советской России с внешним миром определялись рядом обстоятельств:

Произошел спад революционной волны в Европе.

2) Окончилась неудачей попытка революционизировать Европу навязыванием Красной Армии в период советско-польской войны. Исходя из этого советское руководство вырабатывает новую модель поведения страны в мире. Эта модель покоилась на двух противоречивых основаниях:

1) принципе пролетарского интернационализма. Согласно ему СССР поддерживал коммунистическое национально-освободительное движение в мире;

2) прагматической концепции — мирном сосуществовании государств с различным общественным строем. Она подразумевала нормализацию межгосударственных отношений с западными странами.

В советской внешней политике 20-х гг. идеологические установки постепенно уступали место прагматическому курсу. В результате СССР в основном сумел преодолеть состояние дипломатической изоляции. Советский Союз официально признали 22 государства разных континентов. Из крупных стран исключение составляли лишь США.

К середине 20-х гг. на международной арене сложилось временное неустойчивое равновесие сил. В этих условиях в странах капитализма происходит бурный рост промышленного производства, высокими темпами проходила милитаризация экономики и наращивание армий. Продолжало упрочиваться международное положение СССР. Попытки Англии дестабилизировать в 1927—1929 гг. отношения с СССР и сколотить единый антисоветский фронт капиталистических стран окончились неудачей.

В 1929—1933 гг. разразился крупнейший за всю историю капитализма экономический кризис. Объем промышленного производства в развитых капиталистических странах сократился в среднем на 38 %, сельского хозяйства—на треть, мировой торговли — на две трети. Кризис ускорил структурную перестройку капиталистической экономики и правел к усилению вмешательства государств в экономику, общественную жизнь. Англия и Франция вышли из кризиса отчасти за счет перекачки ресурсов из колониальных стран в имперские центры. В более тяжелом положении оказались Германия и США.

В США в 1933 г. президент Ф.Д. Рузвельт (1882—1945 г.) провозгласил политику “Нового курса” — социально ориентированный, “мягкий” вариант перехода к регулируемому рыночному хозяйству. Он включал в себя принудительное картелирование промышленности, контроль государства за финансовыми операциями, льготное кредитование мелких фермеров, регулирование минимума зарплаты и продолжительности рабочего дня, организацию общественных работ для безработных в условиях сохранения и развития политической демократии. В 1933 г. правительство Рузвельта установило дипломатические отношения с СССР.

В Германии после прихода в 1933 г. к власти национал-социалистов во главе с А. Гитлером процессы этатизации (огосударствления) экономики развертывались параллельно с формированием тоталитарного фашистского режима. Лидеры Германии проводили всемерную мобилизацию внутренних накоплений для ускоренной милитаризации страны и последующей борьбы за передел мира. Это вело к ужесточению политического режима.

В условиях мирового кризиса лидерам Коминтерна казалось, что наступает новый период пролетарских революций. Поэтому главным врагом пролетариев они посчитали реформистов. Тем самым был углублен раскол рабочего движения на коммунистическое и социал-демократическое. Когда же в 1933 г. был взят курс на создание широких народных фронтов, было уже поздно — возникли два очага агрессии: фашистская Германия на Западе, милитаристская Япония на Востоке.

Экономический кризис 1929—1933 гг. ускорил подготовку новой мировой войны. Вслед за Японией вышли из Лиги Наций две другие агрессивные державы Европы — Италия и Германия, создав себе полную свободу действий в военных приготовлениях.

Ввиду возрастания военной угрозы Советский Союз в 1935 г. подписал договоры о взаимной помощи с Францией и Чехословакией.

Происходит консолидация фашистских и милитаристских государств. В 1936 г. Германии и Япония подписали “антикоминтерновский пакт” — своеобразный военно-политический союз. Через год к нему присоединилась Италия. Реально начался процесс создания фашистского международного блока, направленный на передел мира и завоевание мирового господства.

После оформления фашистского блока усилились агрессивные действия Германии. В марте 1938 г. Австрия была оккупирована и присоединена к Германии. В сентябре 1938 г. в Мюнхене состоялась конференция глав четырех держав: Германии, Англии, Франции, Италии. На ней было подписано соглашение о расчленении Чехословакии: Судетская область переходила к Германии.

Мюнхенские события стали переломными в политической истории Европы 30-х гг. Окончательно была разрушена вся система европейской безопасности, складывавшаяся после Версаля. Политическая обстановка а Европе была дестабилизирована.

В марте 1939 г, Германия оккупировала уже всю Чехословакию и Клайпедскую область Литвы. Венгрия заняла Закарпатскую Украину, а Польша получила Тешинский промышленный район. К этому времени Германия и Италия помогли генералу Франко установить свою диктатуру в Испании, а в апреле Италия вторглась в Албанию.

Мюнхенская политика западных кругов, одобренная США, касалась не только Европы, но и Дальнего Востока. В октябре 1938 г. Япония захватила Южный Китай, изолировав его от внешнего мира. В мае — августе 1939 г. Япония развязала боевые действия против СССР и Монголии в районе реки Халхин-Гол.

К лету 1939 г. для СССР стала реальной угроза войны на два фронта. В этих условиях перед Советским правительством встала необходимость выработки внешней политики, которая позволила бы предотвратить военное столкновение в столь тяжелой обстановке политической изоляции СССР. Существовало два возможных направления внешнеполитических решений:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.