Шпаргалка: Отечественная история
Результаты перехода к
нэпу стали сказываться очень быстро. Высокими темпами восстанавливалось и
развивалось сельскохозяйственное производство. В 1925 г. валовой сбор зерновых на 20,7 % превысил среднегодовой сбор в 1909—1913 гг., а в 1927 г., по некоторым оценкам, потребление пищевых продуктов превысило уровень довоенной России. Во
второй половине 20-х гг. российский хлеб вновь начал вывозиться на мировой
рынок и обеспечивал валютные поступления.
Среднегодовые темпы
развития промышленности в 1921— 1928 гг. составили 23 %. Однако даже таких
высоких темпов было недостаточно, чтобы промышленность смогла обеспечить страну
необходимым количеством продукции.
По мере завершения
восстановления народного хозяйства обострялись противоречия нэпа. Сложились
диспропорции между развитием сельского хозяйства и промышленности. Это привело
к трем экономическим кризисам 1923, 1925 и 1928 гг. Низкая товарность аграрного
сектора отрицательно сказывалась на экспорте. А это, в свою очередь, отражалось
на импорте оборудования. Рост же крупного товарного крестьянского хозяйства
сдерживала налоговая политика (освобождение значительной части беднейших
крестьянских хозяйств от сельхозналога и непомерное увеличение налогообложения
зажиточных крестьян).
К концу 20-х гг. резервы
восстановительного периода (имевшееся оборудование было загружено,
старопахотные земли были введены в оборот) были исчерпаны и страна оказалась на
пороге острого кризиса, в основе которого лежала нехватка капиталов для
реконструкции промышленности.
В целом же обострилось
противоречие между экономикой, которая вставала на рыночные рельсы, и
политической структурой, которая все больше использовала
командно-административные методы управления. Это противоречие между экономикой
и политикой привело в конечном счете к гибели нэпа.
На рубеже 20—30-х гг. в
социально-экономическом положении страны произошли серьезные изменения.
Руководство страны стало подстегивать социально-экономические процессы.
Зимой 1927—28 гг.
разразился острый кризис хлебозаготовок. Под угрозой голода оказались население
городов и армия. Руководство страны прибегло к насильственным “чрезвычайным”
методам изъятия зерна. Хлебный дефицит был ликвидирован, но крестьяне стали
сокращать невыгодное им теперь производство. Зимой 1928—29 гг. вновь разразился
хлебозаготовительный кризис и вновь последовали “чрезвычайные меры”.
В оценке причин кризиса
столкнулись в партии две основные точки зрения:
1) Сталин считал кризис структурным,
то есть недостаточный темп развития индустрии порождает товарный голод. А это
не дает возможности получить у
крестьян хлеб экономическим путем — через обмен на промтовары. Следовали
выводы: мелкокрестьянское хозяйство не способно обеспечить потребности растущий
промышленности и кулак саботирует хлебозаготовки. Все силы требовалось
сосредоточить в тяжелой индустрии, в том числе за счет перераспределения средств
из других отраслей, в деревне ускоренно создать крупнотоварные коллективные
хозяйства.
2) Бухарин Н.И.
(1888—1938 гг.) считал, что кризис был вызван в основном субъективными
причинами (не создан резервный фонд промтоваров, низкие закупочные цены на хлеб
и др.). Он предложил нормализовать рынок, прежде всего повысить
закупочные цены на хлеб. Бухарин выступил за сбалансированное развитие
сельского хозяйства, тяжелой и легкой промышленности. По его мнению, основой
аграрного сектора еще долго должны будут оставаться индивидуальные крестьянские
хозяйства.
В этой дискуссии победила позиция опиравшегося на власть
Сталина. Но с другой стороны, “модель Бухарина” была труднореализуемой в тех
условиях. В США индустриализация прошла без значительной перекачки ресурсов из
сельского хозяйства так как был массированный приток иностранного капитала. В
СССР этого фактора не было. К тому же Бухарин отказывал в поддержке
частнокапиталистическому накоплению.
В экономическом
преобразовании страны с середины 20-х гг. центральное место заняла
индустриализация с ее установкой на максимальные темпы развития прежде всего
капиталоемких отраслей: энергетики, металлургии, химической промышленности,
машиностроения. Еще в ходе выполнения 1 пятилетнего плана 1928/29- 1932/33 гг.,
утвержденного на XVI партконференции (1929 г.) в оптимальном варианте, задания неоднократно пересматривались в сторону повышения. Первые два года пятилетки
дали хорошие результаты, но это было следствием действия резервов отвергнутого
нэпа. В дальнейшем пошла полоса срывов, ломки налаженной системы управления,
планирования (Госплан был образован в 1921 г.), дезорганизации снабжения, снижения темпов развития индустрии с 23,7 % в 1928/29 г. до 5 % в 1933 г. Усугубилось и без того тяжелое положение в отраслях группы “Б” и на транспорте. Это
существенно сказалось на социальной политике, на положении трудящихся. Срыв
начала 30-х гг. продолжал негативно сказываться на заданиях и результатах 2-й
пятилетки (1933-1937 гг.) и 3-й пятилетки (1938-1942 гг.). Но в целом темпы роста
тяжелой промышленности в период первых пятилеток были в 2—3 раза выше, чем за
13 лет развития России перед первой мировой войной.
В ходе индустриализации в
Башкирии были реконструированы существующие и построены более 100 новых
промышленных предприятий. Особое значение для республики имело создание и
развитие нефтяной промышленности. В целом объем валовой продукции крупной
промышленности БАССР вырос в 1940 г. по сравнению с 1913 г. в 10 раз. Наряду с позитивными переменам в Башкирии проявились негативные последствия
ускоренной индустриализации.
Сверхвысокие темпы
развития промышленности требовалось обеспечить сырьем, рабочей силой и
финансовыми вливаниями. Все это было изъято из деревни методами насильственной
коллективизации. Она началась зимой 1929/30 гг. В течение нескольких лет было
обобществлено подавляющее большинство крестьянских хозяйств. Число
“раскулаченных” составило до 15 млн. человек.
В результате сплошной
коллективизации в 1929 -1932 гг. поголовье крупного рогатого скота и лошадей
сократилось на одну треть, свиней - в 2 раза, овец - в 2,5 раза. Зимой 1932/33
гг. разразился голод, унесший, по различным источникам, от 3-5 до 8 млн.
человеческих, жизней.
Аграрный сектор
подчинялся требованиям ускоренной индустриализации. Из сельского хозяйства
высвободилось 15-20 млн. человек, а численность рабочего класса увеличилась с 9
до 24 млн. человек. Промышленность обеспечивалась необходимым сырьем.
Производство продовольствия на уровне, не допускающем голода, стабилизировалось
к 1935 г. Тогда же была отменена карточная система распределения, введенная в 1928 г,
Несмотря на крайнюю
противоречивость и громадные издержки, экономические преобразования привели к
изменению положения СССР в мире: преодолению технико-экономической отсталости,
завоеванию экономической независимости. По абсолютным объемам промышленного
производства СССР в конце 30-х гг. вышел на 2-е место в мире после США (в 1913 г. — 5-е место). По структуре промышленного производства Советский Союз вышел на уровень
развитых стран мира. В 30-е гг. СССР стал одной из трех-четырех стран,
способных производить любой вид промышленной продукции. Сократилось отставание
от развитых капиталистических стран по производству промышленной продукции на
душу населения: если в 20-е гг. разрыв был в 5—10 раз, то в конце 30-х гг. — в
1,5—4 раза.
Но скачок в развитии
тяжелой индустрии был достигнут ценой отставания в легкой промышленности,
стагнации аграрного сектора, сверхцентрализации экономической жизни и
окончательного слома механизма саморегуляции экономики, в конечном счете ценой
формирования целостной административно-командной системы.
41. Культурное строительство в СССР (1921—1941 гг.)
Крайней противоречивостью
отличался процесс культурного развития, когда пришлось преодолевать
форсированными методами относительную отсталость России от развитых
капиталистических стран, разрыв в уровне культуры между социальными слоями
населения, между различными народами страны.
Впечатляют количественные
показатели в области просвещения. Если до революции более 70 % взрослого
населения страны было неграмотным, то уже к 1927/28 учебному году грамотное
население городов составляло около 80 %, села — более 43,3 %. В годы первых
пятилеток решались задачи перехода к обязательному начальному и семилетнему
обучению детей школьного возраст. К 1937 г. Советский Союз вышел на 1-е место в мире по числу учащихся, по темпам и объему подготовки специалистов.
Но издержки форсированных
темпов культурного строительства во многом обесценивали массовость школьного
образования, успехи в формировании новой интеллигенции, достижения в области
литературы и искусства. Главным качеством интеллигенции считалась не
образованность, а то, что “она готова служить народам СССР верой и правдой”. Не
была достигнута главная цель культурных преобразований — подлинная
цивилизованность общества. Видимо, оказалась недостижимой и утилитарная задача
— формирование новой социалистической личности, человека нового типа.
Сложной и важной
проблемой в послереволюционной истории отечества являлась национальная политика
Советского государства. Основы ее были заложены еще до Октябрьской революции,
когда в работах теоретиков марксизма и в программных документах РСДРП были
намечены пути решения национального вопроса, предполагавшие равенство наций и
языков, право на самоопределение, широкую областную автономию.
С первых дней советской
власти складывалось многонациональное
государство, которое строилось как федерация
республик:
РСФСР, Украины,
Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджана. В состав РСФСР входили 8 автономных
республик и 11 автономных областей. В марте 1922 г. Грузия, Армения, Азербайджан заключили договор об образовании Закавказской Социалистической
Федерации Советских Республик
(ЗСФСР).
В ходе дискуссий по вопросам
национально-государственного строительства возобладала точка зрения В.И.
Ленина, считавшего что необходимо объединить независимые советские республики в
единый государственный союз. Это помогло бы укрепить обороноспособность,
восстановить экономику и создать единый плановый народнохозяйственный комплекс,
ускорить социальное и культурное развитие всех народов. Формой такого
объединения должна была стать федерация, построенная на принципах добровольного
согласия республик. Федерация могла лучше учесть интересы и национальные
различия республик и наладить сотрудничество народов, преодолев тяжелое
национальное наследие.
Имелись и другие точки
зрения на будущее многонациональное государство: конфедерация (форма
государственного устройства, когда образующие конфедерацию государства
полностью сохраняют свою независимость и создают некоторые объединенные органы
для координации определенных действий), унитарное государство (территория
подразделяется только на административно-территориальные единицы — губернии,
области, районы и т. д.). Комиссия под председательством И. В. Сталина
подготовила проект, в основе которого лежала идея “автономизации”, то есть
вхождения республик в состав РСФСР на правах автономии. После острых дискуссий
в основу проекта Союзного договора легли ленинские идеи о федерации.
30 декабря 1922 г. был созван I съезд Советов СССР, который утвердил Декларацию об образовании СССР и Союзный
договор, избрал союзный ЦИК и СНК. И съезд Советов СССР в 1924 г. принял первую Конституцию СССР.
В процессе продолжающегося
национально-государственного строительства происходит национальное размежевание
и образование новых республик. В 1925 г. в состав СССР вошли Узбекская ССР и
Туркменская ССР, входившие до этого в состав Туркестанской АССР (апрель 1918 г. – октябрь 1924 г.). В 1929 г. была образована Таджикская ССР (с октября 1924 г. до октября 1929 г. входила в состав Узбекской ССР на правах автономии), вступившая в состав
СССР. К 1941 г. союзных республик стало 16, автономных республик — 20,
автономных областей — 9, национальных округов — 10.
В решении национального
вопроса в последующие десятилетия имелись значительные достижения:
преодолевались национальное недоверие и вражда, ускорились развитие
национальных экономик и социальный прогресс, развивались национальные культуры
и шло их взаимообогащение, стала формироваться интернационалистская психология.
Однако, формально
придерживаясь прежней линии в национальном вопросе, Сталин и его окружение на
деле все дальше стали отходить от намоченного курса. В результате в
национальных отношениях возникли серьезные проблемы: под предлогом борьбы с
буржуазной идеологией имело место избиение национальной интеллигенции, борьба с
религией перерастала в борьбу с национальной культурой, насильственно
изменялась национальная графика, что создавало трудности в образовании, оживлялись
великодержавный шовинизм и национализм. В годы Великой Отечественной войны и
позже репрессии обрушились на целые народы. Политика тоталитаризма пагубно
сказалась на судьбе не только нерусских народов, но и самого русского народа,
на его культуре.
В СССР к концу 30-х гг.
сложилась целостная общественная система которую можно определить как
“государственный социализм”. Социализм, т.к. произошло обобществление
производства, упразднение частной собственности. Государственный, т. к.
обобществление было не реальным, а иллюзорным: функции по распоряжению
собственностью и политическая власть оказались отчужденными от большинства
народа и осуществлялись партийно-государственным аппаратом и лично Сталиным.
Главной исторической
задачей, которая была объективно решена в этот период, был форсированный
завершающий рывок от “аграрного общества к индустриальному”.
На выбор Россией наиболее
жесткого варианта социально-политического развития повлияли не только
конкретная обстановка в стране и в мире в 20-х—30-х гг., но также революционные
(особенно военно-коммунистические) и многовековые российские традиции,
связанные с гипертрофированной ролью государства, несформированностью
гражданского общества, сложившимся “антилиберализмом” массового общественного
сознания и преобладанием в нем уравнительно-коллективистких начал.
42. Советское государство и мир (1921—1941 гг.)
С начала 20-х гг.
взаимоотношения Советской России с внешним миром определялись рядом
обстоятельств:
Произошел спад
революционной волны в Европе.
2) Окончилась неудачей
попытка революционизировать Европу навязыванием Красной Армии в период
советско-польской войны. Исходя из этого советское руководство вырабатывает
новую модель поведения страны в мире. Эта модель покоилась на двух
противоречивых основаниях:
1) принципе пролетарского
интернационализма. Согласно ему СССР поддерживал коммунистическое
национально-освободительное движение в мире;
2) прагматической
концепции — мирном сосуществовании государств с различным общественным строем.
Она подразумевала нормализацию межгосударственных отношений с западными
странами.
В советской внешней
политике 20-х гг. идеологические установки постепенно уступали место
прагматическому курсу. В результате СССР в основном сумел преодолеть состояние
дипломатической изоляции. Советский Союз официально признали 22 государства
разных континентов. Из крупных стран исключение составляли лишь США.
К середине 20-х гг. на
международной арене сложилось временное неустойчивое равновесие сил. В этих
условиях в странах капитализма происходит бурный рост промышленного
производства, высокими темпами проходила милитаризация экономики и наращивание
армий. Продолжало упрочиваться международное положение СССР. Попытки Англии
дестабилизировать в 1927—1929 гг. отношения с СССР и сколотить единый антисоветский
фронт капиталистических стран окончились неудачей.
В 1929—1933 гг. разразился крупнейший за всю историю
капитализма экономический кризис. Объем промышленного производства в развитых
капиталистических странах сократился в среднем на 38 %, сельского хозяйства—на
треть, мировой торговли — на две трети. Кризис ускорил структурную перестройку
капиталистической экономики и правел к усилению вмешательства государств в
экономику, общественную жизнь.
Англия и Франция вышли из кризиса отчасти за счет перекачки ресурсов из
колониальных стран в имперские центры. В более тяжелом положении оказались
Германия и США.
В США в 1933 г. президент Ф.Д. Рузвельт (1882—1945 г.) провозгласил политику “Нового курса” — социально
ориентированный, “мягкий” вариант перехода к регулируемому рыночному хозяйству.
Он включал в себя принудительное картелирование промышленности, контроль
государства за финансовыми операциями, льготное кредитование мелких фермеров,
регулирование минимума зарплаты и продолжительности рабочего дня, организацию
общественных работ для безработных в условиях сохранения и развития
политической демократии. В 1933 г. правительство Рузвельта установило
дипломатические отношения с СССР.
В Германии после прихода
в 1933 г. к власти национал-социалистов во главе с А. Гитлером процессы
этатизации (огосударствления) экономики развертывались параллельно с
формированием тоталитарного фашистского режима. Лидеры Германии проводили всемерную
мобилизацию внутренних накоплений для ускоренной милитаризации страны и
последующей борьбы за передел мира. Это вело к ужесточению политического
режима.
В условиях мирового
кризиса лидерам Коминтерна казалось, что наступает новый период пролетарских
революций. Поэтому главным врагом пролетариев они посчитали реформистов. Тем
самым был углублен раскол рабочего движения на коммунистическое и
социал-демократическое. Когда же в 1933 г. был взят курс на создание широких народных фронтов, было уже поздно — возникли два очага агрессии: фашистская
Германия на Западе, милитаристская Япония на Востоке.
Экономический кризис
1929—1933 гг. ускорил подготовку новой мировой войны. Вслед за Японией вышли из
Лиги Наций две другие агрессивные державы Европы — Италия и Германия, создав
себе полную свободу действий в военных приготовлениях.
Ввиду возрастания военной
угрозы Советский Союз в 1935 г. подписал договоры о взаимной помощи с Францией
и Чехословакией.
Происходит консолидация
фашистских и милитаристских государств. В 1936 г. Германии и Япония подписали “антикоминтерновский пакт” — своеобразный военно-политический
союз. Через год к нему присоединилась Италия. Реально начался процесс создания
фашистского международного блока, направленный на передел мира и завоевание
мирового господства.
После оформления
фашистского блока усилились агрессивные действия Германии. В марте 1938 г. Австрия была оккупирована и присоединена к Германии. В сентябре 1938 г. в Мюнхене состоялась конференция глав четырех держав: Германии, Англии, Франции, Италии. На
ней было подписано соглашение о расчленении Чехословакии: Судетская область
переходила к Германии.
Мюнхенские события стали
переломными в политической истории Европы 30-х гг. Окончательно была разрушена
вся система европейской безопасности, складывавшаяся после Версаля.
Политическая обстановка а Европе была дестабилизирована.
В марте 1939 г, Германия оккупировала уже всю Чехословакию и Клайпедскую область Литвы. Венгрия заняла
Закарпатскую Украину, а Польша получила Тешинский промышленный район. К этому
времени Германия и Италия помогли генералу Франко установить свою диктатуру в
Испании, а в апреле Италия вторглась в Албанию.
Мюнхенская политика
западных кругов, одобренная США, касалась не только Европы, но и Дальнего
Востока. В октябре 1938 г. Япония захватила Южный Китай, изолировав его от
внешнего мира. В мае — августе 1939 г. Япония развязала боевые действия против
СССР и Монголии в районе реки Халхин-Гол.
К лету 1939 г. для СССР стала реальной угроза войны на два фронта. В этих условиях перед Советским
правительством встала необходимость выработки внешней политики, которая
позволила бы предотвратить военное столкновение в столь тяжелой обстановке
политической изоляции СССР. Существовало два возможных направления внешнеполитических
решений:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|