рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпаргалка: Основные этапы истории России

2) остановить наступление фашистов;

3) сорвать планы вермахта на молниеносную войну (блицкриг);

4) сковать на советско-германском фронте значительные силы гитлеровцев, чем облегчило действия США и Великобритании;

5) повысить международное значение СССР как руководителя в борьбе с фашизмом.


Билет 15. (1). Внешняя политика Российской империи в XVIII веке. Расширение территории, превращение России в великую европейскую державу

Внешняя политика России в XVIII веке продолжала сохранять основные направления XVII века: западное (борьба за выход к Балтийскому морю и борьба с Речью Посполитой), южное (борьба с крымским ханом, выход к Черному морю, Кавказ) и восточное (Сибирь и Дальний Восток). Историю внешней политики России в XVIII веке можно разделить на периоды:

1) правление Петра I (1696–1725) – внешнеполитическая активность, активные завоевания;

2) эпоха дворцовых переворотов (1725–1763) – снижение активности, стремление сохранить приобретения Петра I;

3) правление Екатерины II (1763–1796) – усиление внешнеполитической активности.

1. Западное направление

В 1697–1698 году Петр I с целью расширения антитурецкой коалиции и усиления борьбы против Турции и Крымского ханства организовал «Великое посольство» в Европу. После этой поездки Петр переориентировал свою внешнюю политику с южного на западное направление. Причины: 1) антитурецкая коалиция быстро распалась; 2) Польша и Дания готовились к войне против Швеции. В ноябре 1699 года оформился Северный союз, который в феврале 1700 года начал войну со Швецией. Целью России в Северной войне (1700–1721) был выход через Карелию к Балтийскому морю.

Северная война (1700–1721).

1 этап: 1700–1708. После начала войны в августе 1700 года Дания вышла из союза, поэтому вся тяжесть войны легла на Россию. 1700 год стал неудачным, но в 1702–1708 годах русские войска перешли в наступление и одержали ряд побед. 2 этап: 1708–1721. 27 июня 1709 года Россия одержала победу под Полтавой, после этого военные действия возобновили Дания и Польша. В 1710 году русские вошли в Ригу, о начале войны против России объявила Турция. Не имея возможности воевать на два фронта, пришлось оставить Приазовье. В 1717–1720 годах русский флот добился превосходства над флотом Швеции. 30 августа 1721 года Северная война закончилась подписание Нисштадского мира, согласно которому Россия получала выход к Балтийскому морю и ряд территорий в Прибалтике. В честь этой победы Сенат преподнес Петру I титул императора. С этого времени Россия стала принимать самое активное участие в европейской политике.

При Екатерине I Россия дипломатическими методами укрепляла антишведский Северный союз. При Анне Иоанновне Россия приняла участие в поставлении Августа III королем Польши. В этом вопросе она вступила в противоречие с Францией, которая спровоцировала русско – турецкую войну. Из-за выхода из антитурецкого союза Австрии России пришлось прекратить войну и Белградскому договору 1739 года ограничиться приобретением Азова. При Елизавете Швеция в 1741 году при поддержке Франции и Пруссии попыталась вернуть себе территории, потерянные в ходе Северной войны. Война оказалась для Швеции неудачной и в итоге мирных переговоров ей удалось отстоять за собой Финляндию, занятую русскими войсками. В ходе Семилетней войны (1756–1763) Россия присоединилась к союзу Франции и Австрии против Швеции, Англии и Пруссии. В течении 1757–1760 годов русские войска одержали ряд блестящих побед над прусскими войсками и заняли Восточную Пруссию. В сентябре 1760 года русские вошли в Берлин и поставили вопрос о существовании Прусского королевства. Однако из-за прихода к власти Петра III Россия вышла из франко-австрийского союза и вступила в союз с Пруссией, вернула Пруссии все захваченные территории и выплатила контрибуцию. В итоге Семилетней войны Пруссия была значительно ослаблена и на некоторое время вышла из активной внешней политики.

При Екатерине II состоялось три раздела Польши.

Первый раздел Польши состоялся в 1772 году. В 1764 году польским королем стал ставленник России Станислав Понятовский. Договором 1768 года было гарантировано равноправие в Польше православных и католиков. Недовольная шляхта организовала Барскую конфедерация и подняла восстание. Для подавления гражданской войны в Польшу были введены русские, австрийские и прусские войска. Состоялся первый раздел Польши, в ходе которого были отторгнуты приграничные районы, но Польша сохранилась как государство.

Второй раздел Польши произошел в 1793 году. В 1791 году Понятовский издал новую польскую конституцию, в которой значительно были урезаны права шляхты в пользу короля. Началась гражданская война, для подавления которой опять были введены войска соседних государств.

Третий раздел Польши произошел в 1795 году. В 1794 году началось восстание под руководством Костюшко против раздела Польши. Восстание было подавлено, Польша окончательно разделена и прекратило существование как государство. Россия получила правобережную Украину и Белоруссию, Литву и земли в Эстонии. На новые территории распространено законодательство и административное устройство Российской империи.

2. Южное направление

Первоначально внешнеполитическая деятельность Петра I была сориентирована на южное направление. В 1695 и в 1696 году он предпринял два похода на город Азов. Первый поход окончился неудачно из-за отсутствия единого командования, слабой инженерной подготовки и отсутствием военного флота в Азовском море. Второй поход окончился взятием Азова, основанием города Таганрога и созданием в 1697 году антитурецкой коалиции из России, Австрии и Венеции. Приазовье было возвращено Турции в 1711 году, нов 1739 году Турция вернула Азов России.

Персидская война 1722–1723 годов. Целью войны было установление свободной торговли по Каспийскому морю. В ходе похода русские заняли города Дербент и Баку, основали крепость «Святого Креста» (город Ставрополь), создали Каспийский флот.

При Екатерине II Россия дважды вступала в войну с Турцией. Боевые действия первой русско-турецкой войны (1768–1774) проходили на Дунае, в Крыму, Закавказье и в Черном море. Русский флот под командованием А. Орлова и Г. Спиридонова обошел Европу и разгромил турецкий флот в Чесменской бухте. В 1771 году русские войска заняли Крым. Войну пришлось срочно прекратить из-за мощного восстания Пугачева. В 1774 году был заключен Кючук-Кайнарджинский мир по которому: Россия получала от Турции контрибуцию небольшие территории в Крыму, право прохода торговых кораблей через черноморские проливы в Средиземное море, запрещено Турции вмешиваться в дела Крымского ханства и Молдавии. Вторая русско-турецкая война (1787–1791) началась из-за присоединения Россией Крыма и Кубани. В ходе войны были заняты дунайские крепости Рымник и Измаил, адмиралом Ушаковым одержана победа над Турецким флотом. В 1791 году заключен Ясский мир по которому Россия получала побережье Крыма (Новороссия). Таким образом на юге полностью были ликвидированы остатки Золотой Орды, Россия вышла к естественным южным границами, получила права держать в Черном море флот, вести торговлю через черноморские проливы, вмешиваться в дела балканских народов находившихся под турецким игом, влиять на Кавказ. 1783 году по Георгиевскому трактату Россия брала покровительство над Восточной Грузией, обещано покровительство Армении.

3. Восточное направление

Колонизация Сибири и Дальнего Востока была вызвана социально-экономическим развитием России. Колонизация затруднялась противодействием Монголии и Китая. Мирные отношения с этими государствами удалось установить после заключения договора с Монголией о нейтралитете и с Китаем об отказе России от Амурской области (Нерчинский договор 1689 года). В 1784 году Г. Шелихов начал колонизацию Аляски. В колонизации активное участие приняли монахи Соловецкого монастыря.

В ходе XVIII века Россия приобрела значительные территории, подготовила сильные дипломатические кадры, военными и дипломатическим силами влияла на международную ситуацию в Европе и Азии. Военно-политические успехи России возвели ее в ранг влиятельной державы. К 1796 году на территории империи проживало 39 миллионов человек.


Билет 15. (2). Культура СССР в 20–30-е годы

1. Начало «культурной революции»

Сразу после октябрьского переворота для управления духовной жизнью общества был создан наркомат просвещения во главе с Анатолием Васильевичем Луначарским. Это ведомство осуществляло контроль над образованием, политическим просвещением, театрами, библиотеками, искусством, и т.д. Через эту централизацию большевики пытались «воспитать» нового человека в духе марксизма. С другой стороны, беднейшие слои населения получили доступ к культурным ценностям. Русская интеллигенция раскололась на три ветви: одни активно не принимали большевизм, другие были его сторонниками, третьи заняли нейтральную позицию. С 1918 года большевики начали активно привлекать старую интеллигенцию к работе на новую власть.

2. Культура в 20-е годы

С 1922 года большевизм начал борьбу со всеми небольшевистскими течениями. Были закрыты газеты других партий, ограничен доступ к образованию выходцев из непролетарских сословий, начались гонения на религию. С 1922 года все печатные издания стали подвергаться цензуре. В августе 1922 года около 160 ведущих профессоров были высланы из СССР.

В 1919 году был принят декрет о ликвидации безграмотности. С этой целью создавались ликбезы, где учили читать и писать. В школах большое значение придавалось изучению марксизма. Преподавание истории до конца 20-х годов было запрещено.

Литературно-художественная жизнь начала 20-х годов отличалась большим количеством творческих течений. К концу 20-х годов все писатели, художники и музыканты были объединены в профессиональные союзы. Через эти союзы они получали зарплату и должны были прославлять советскую власть. Исключение из союза означало голодную смерть. Неугодных деятелей травили через газеты, запрещали издавать свои произведения, устраивать выставки.

Несмотря на идеологическое давление, в 20-е годы был снят фильм «Броненосец Потемкин» (реж. С. Эйзенштейн), началось творчество М. Булгакова.

3. Культура в 30-е годы

В 30-е годы началось коренное искоренение старой интеллигенции, которые слабо критиковали большевизм за его экономическую и идеологическую деятельность. Их увольняли с рабочих мест и ссылали в лагеря. Из библиотек изымались книги дореволюционных изданий, разрушались храмы. Официальным историком стал М. Покровский.

С 1930 года было введено всеобщее обязательное начальное образование. К 1939 году 89% населения страны умело читать и писать.

Большими тиражами публиковались произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Л. Толстого, А. Горького. Появились первые звуковые фильмы: «Чапаев» (реж. Братья Васильевы). В театре работали режиссеры К. Станиславский и В. Немирович-Данченко. Ведущими композиторами были Шестакович и Прокофьев, скульпторами – В. Мухина.

Заметные успехи были достигнуты в области ядерной физики, реактивного движения, математики, биологии.


Билет 16. (1). Развитие культуры и общественной мысли народов России в XVIII веке

XVIII век стал одним из наиболее значительных этапов в развитии русской культуры. В течении этого столетия русская культура достигла того уровня развития, к которому шла Европа шла в течении 2–3 веков.

В истории русской культуры XVIII века выделяются два периода: эпоха петровских реформ (первая половина XVIII века) и царствование Екатерины II (вторая половина XVIII века).

Для культуры петровской эпохи характерны следующие черты: 1) обмирщвление (отрыв от церкви), развитие личностного начала, сближение с культурой Западной Европы; 2) соединение культур XVII и XVIII веков, часто достигаемое искусственно; распространение новой европейской культуры в среде дворянства и богатого купечества. Именно в XVIII веке происходит разрыв между дворянской (элитарной) и народной (низовой) культурами.

В ранг государственной политики при Петре I была возведена проблема просвещения, что диктовалось необходимостью практического решения хозяйственных и военных проблем. Созданные Петром учебные заведения разделялись на: высшие (Славяно-греко-латинская академия для духовенства, Морская академия), специальные (артиллерийская и инженерная школы, медицинское училище, горные школы при металлургических заводах) и начальные (цифирные и гарнизонные школы, епархиальные училища). Кроме государственных в стране появляются частные учебные заведения. Отличительной чертой петровских школ была всесословность, кроме крепостных. После Петра система образования приобретает сословный характер. Во главе системы образования стояла созданная в 1725 году Академия наук, при которой был открыт университет и гимназия. Улучшению образования способствовало издание новых учебников. В 1710 году произведена замена шрифта на более простой, названный гражданским. При Академии наук с 1703 года издается газета, организована публичная библиотека и Кунсткамера (музей диковин). Указом Петра было велено сдавать в Кунсткамеру все диковины и древности, найденные в России. Так было положено начало археологическим изысканиям. Преподаватели били в основной массе иностранцы. Заметный след оставили математик Эйлер, физик Бернулли.

Присоединяемые земли описывались географическими экспедициями, составлялись их карты. По заданию Петра А.К. Нартовым была написана история Северной войны, Татищев написал первый опыт русской истории, в которой активно использовал древнерусские летописи.

Центральное место в общественно-политической мысли первой четверти XVIII века заняла проблема абсолютизма. Глава церкви Феофан Прокопович отстаивал идею неограниченной царской власти. И. Посошков в «Книге о скудости и богатстве» выступает за ограничение крепостного права и создание всесословного выборного органа с совещательными функциями. А. Татищев выступил за полное и скорейшее отмену крепостного права.

Большие изменения произошли в быту людей. С 1700 года новый год начали отмечать с 1 января. Знать собиралась на ассамблеи (балы), введен налог на ношение бороды, запрещено ношение традиционной русской одежды. При царском дворе появляется театр. В 1756 году ярославский купец Ф. Волков открывает первый публичный театр.

При Анне Иоанновне расширяется сеть учебных заведений: открыт Шляхетский кадетский корпус, 17 семинарий. Детям дворян разрешено получать домашнее образование.

При Елизавете в Академии наук появляется Михаил Васильевич Ломоносов. По его настойчивой просьбе в 1755 году открывают Московский Университет, а 1757 году открывают Академию художеств.

В петровское время в архитектуре формируется стиль русского барокко, идет активное каменное строительство в Москве. В 1703 году основан Санкт-Петербург. Архитектурный план Петербурга основан на образцах регулярной застройки в городах Европы. Середина XVIII века становится периодом расцвета архитектуры барокко: Растрелли возводит здание Зимнего дворца, Ухтомский колокольню Троице-Сергиевой лавры. В живописи происходит отказ от иконописной манеры, расцветает портретный жанр. Ломоносов возрождает забытую с XII века технику мозаики.

Во второй половине XVIII века русская культура отказалась от подражания западной Европе и показала себя вполне сформировавшимся и законченным явлением. В это время культура стремиться отразить мощь и великолепие России как мировой державы.

Для дворян открываются учебные заведения закрытого типа (Смольный институт). Целью таких учебных заведений была изоляция детей от общества и воспитания в них высокой нравственности. В городах и уездах создаются училища для народа. Академия наук под руководством президента Екатерины Дашковой изучает природные запасы страны. При Академии работают механики-самоучки И. Ползунов (построил первую паровую машину) и И. Кулибин (изобрел оптический телеграф и прожектор). Крупные исторические сочинения создают М. Щербатов, И. Болтин, М. Ломоносов. Типография Новикова издает древнерусское летописи.

В литературе прославились В. Тредиаковский, Г. Державин, Д. Фонфизин, Н. Карамзин. Создается Театральная дирекция, театры получают помощь от государства. В поместьях возникают крепостные театры.

Екатерина II положила начало увлечению коллекционированию произведений искусств. Ее коллекция стала основой коллекции Эрмитажа.

В архитектуре барокко сменяется классицизмом. Ведется крупное каменное строительство в Петербурге, основываются города в Новороссии (Одесса, Севастополь, Херсон).

В живописи появляются различные жанры: исторический, пейзажный, бытовой, происходит расцвет искусства портрета. В портрете стремятся передать внутренний мир человек. Высокой художественной ценностью отличаются скульптурные портреты Ф. Шубина.

Создавались школы у народов Поволжья и Сибири. Они носили миссионерский характер и стремились к христианизации местного инородческого населения.

Н.В. Флоровский «Пути русского богословия»: «Вся историческая значительность русского масонства была в том, что эта была психологическая аскеза и собирание души. В масонстве русская душа возвращается к себе из Петербургского небытия и рассеяния… Это был не только эпизод, но и этап в истории нового русского общества… В истории русского масонства было много споров, разделений, колебаний. Первые русские ложи были, в сущности, кружками деистов, исповедавших разумную мораль и естественную религию, стремившихся к моральному самопознанию… Масонство есть некий орган, прежде всего, светский и тайный, с очень строгой дисциплиной не только внешней, но и внутренней. Именно эта внутренняя дисциплина или аскеза… и оказалась всего важнее в общей экономии масонского действия, – «тесание дикого камня сердца человеческого», как говорили тогда. И в этой «аскезе» воспитывался новый тип человека. С этим типом мы встречаемся в следующую эпоху. В масонстве впервые будущий русский интеллигент осознает свою разорванность, раздвоенность своего бытия, и начинает томиться о цельности и тянуться к ней. Это искание, тоска и тяга повторяются позже в поколении «тридцатых годов» и (сороковых); в частности у славянофилов».


Билет 16. (2). Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и второй мировой войны в 1942–1943 годах

1. Зима 1942-1943 годов

К ноябрю 1942 года вермахт задействовал на восточном фронте свыше 6 миллионов человек или 71% своих сил. Им противостояло около 6,6 миллионов человек. Главное сражение зимой 1942–1943 годов развернулось за Сталинград (17 июля 1942 – 2 февраля 1943). Падение Сталинграда открывало фашистам путь на Кавказ и было условием вступления в войну Японии и Турции.

В ноябре 1942 года советская армия перешла от обороны в наступление и взяла противника в кольцо. 2 февраля 1943 года фельдмаршал Паульс капитулировал. В плен сдалось 91 тысяча солдат, 2,5 тысячи офицеров, 24 генерала. За 6 месяцев Сталинградской битвы уничтожено 1,5 миллиона человек противника. Победа в Сталинградской битве стало началом коренного перелома в ходе Второй мировой войны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.