Шпаргалка: История государства и права зарубежных стран
46. КОНСТИТУЦИОННОЕ И СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ США В МЕЖВОЕННЫЙ
ПЕРИОД. НОВЫЙ КУРС РУЗВЕЛЬТА
За годы первой мировой войны экономический потенциал
Соединенных Штатов Америки и их доля в мировом хозяйстве значительно возросли. Однако
экономический кризис, разразившийся в 1929 - 1933 гг., охватил все основные
капиталистические страны. США оказались в его эпицентре и в полной мере ощутили
его последствия:
• сокращение объема производства - промышленное производство
в США понизилось до 56%;
• расстройство финансовой системы - национальный доход
сократился на 48%;
• разорение и банкротство промышленных, торговых и
финансовых фирм - обанкротилось 40% банков;
• массовая безработица - потеряли работу около 17 млн. человек.
При отсутствии в США государственной системы социальной
защиты жертв экономических бедствий кризис до предела обострил социально
классовые противоречия, привел к широким выступлениям рабочих. Америка
оказалась в предреволюционной ситуации, требующей коренных изменений старого
уклада жизни.
Правительство президента Г. Гувера, находившееся в этот
период у власти, предприняло ряд мер, направленных на поддержку монополий, что
не дало положительных результатов. К 1932 г. очевидное банкротство внутренней
политики этого правительства привело к победе на очередных президентских
выборах Франклина Делано Рузвельта - кандидата от Демократической партии.
Ф.Д. Рузвельт выступил с развернутой программой по выходу из
кризиса, получившей название "Новый курс". В 1933 - 1938 гг. в рамках
этой программы был принят пакет законов, охватывавший практически все важнейшие
области экономических и социальных отношений:
• Закон о банковской деятельности;
• Закон об обращении ценных бумаг;
• Закон о восстановлении промышленности;
• Закон о регулировании сельского хозяйства;
• Закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера);
• Закон о социальном страховании и помощи безработным;
• Закон о справедливом найме рабочей силы.
Принятие Закона о банковской деятельности и Закона об
обращении ценных бумаг преследовало цель сохранения и укрепления
финансово-экономической системы корпоративного капитала США, в сотрудничестве с
которым Ф. Рузвельт видел единственный путь укрепления основ капиталистического
строя. Для восстановления банковско-финансовой системы были приняты следующие
меры:
• запрещен вывоз золота за границу;
• проведена девальвация доллара;
• укрупнена банковская система;
• крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и
субсидии. В 1933 г. был принят Закон о банковской деятельности. На его
основании в 1934 г. были созданы Федеральная корпорация страхования вкладов, а
затем Федеральная корпорация страхования ссуд и сбережений. Это привело к
восстановлению доверия к банкам, к притоку в них вкладов частных лиц. Деятельность
фондовых бирж регулировалась Законом об обращении ценных бумаг, принятым в 1934
г. и предусматривавшим предоставление всем участникам торгового рынка равных
условий, гарантирующих свободный доступ к важнейшей информации о деятельности
компаний. На основании этого закона была создана Федеральная комиссия по ценным
бумагам и биржам (ФКЦББ), наделенная правом регистрации всех ценных бумаг,
выпускаемых в обращение. Она также строго следила за предоставлением инвесторам
всех интересующих их сведений о деятельности компаний и пр.
Закон о восстановлении промышленности 1933 г. разделил всю
промышленность страны на 17 групп, деятельность каждой из которых
регулировалась нормативными актами - кодексами честной конкуренции,
определявшими квоты выпускаемой продукции, распределявшими рынки сбыта,
фиксировавшими цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени,
уровень зарплаты и т.д. Оздоровление промышленности возлагалось на специально
создаваемое учреждение - Национальную администрацию восстановления
промышленности.
Закон о регулировании сельского хозяйства, также принятый в
1933 г., предусматривал создание специального административного органа по
регулированию сельского хозяйства, который был призван сбалансировать спрос и
предложение на продукты сельского хозяйства, поднять на них цены. С этой целью
вводился одинаковый процент сокращения посевных площадей и поголовья скота для
всех фермеров. Был принят также Закон о рефинансировании фермерских долгов,
сокративший проценты по задолженности фермеров и продливший сроки погашения их
долгов.
В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных
последствий безработных направляли в трудовые лагеря - специально созданные
организации, занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и
т.д. Руководство осуществлением этих мер возлагалось на Федеральную
администрацию чрезвычайной помощи, замененную вскоре Администрацией развития
общественных работ. В 1935 г. был принят Закон о трудовых отношениях (Закон
Вагнера), впервые в истории США легализовавший деятельность профсоюзов. Этим
законом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и
участие в легальных забастовках; предприниматели обязывались заключать с
профсоюзами коллективные договоры; признавалось право на забастовки, если
нарушались предписания закона и др. Для контроля за выполнением закона
создавалось Национальное управление по трудовым отношениям.
В 1935 г. были приняты первый в истории США Закон о
социальном страховании и другие законы помощи бедным. Закон о социальном
страховании предусматривал социальную помощь престарелым, безработным и
некоторым категориям нетрудоспособного населения. Пенсионный фонд создавался за
счет налогов на предпринимателей и самих рабочих. Пенсии по старости
назначались с 65 лет, пособия по безработице выплачивались около 10 недель в
году. В 1938 г. был принят Закон о справедливом найме рабочей силы,
устанавливавший максимум продолжительности рабочего времени для некоторых
категорий трудящихся и минимум зарплаты.
Китайская Народная Республика образовалась в результате
длительного революционного процесса, который первоначально развивался в
отдаленных сельских местностях. Новое государство сначала объединило
освобожденные районы, которые назывались Советскими (Сувэйай цюй). С первых лет
своего существования они находились под руководством Компартии, но в течение
ряда лет не имели общих органов власти, управления и суда. Лишь в 1931 г. такие
органы были созданы на состоявшемся в ноябре 1931 г. в Жуйцзине (провинция
Цзянси) Всекитайском съезде Советов. Съезд образовал Центральный исполнительный
комитет (ЦИК) и Совет народных комиссаров (СНК) Китайской Советской Республики
(КСР). Оба эти органа могли издавать законы. Одновременно был образован
Верховный суд. Местными органами власти провозглашались Советы депутатов,
которые формировали исполнительные комитеты. В нороосвобожденных и прифронтовых
районах вся власть сосредоточивалась в руках революционных комитетов. Местными
судебными органами в Советских районах Китая являлись судебные отделы местных
советских правительств (так обычно называли исполнительные комитеты). В
соответствии с условиями соглашения о внутреннем мире между Компартией и
Гоминьданом Северо-Западная канцелярия Центрального Советского правительства
Китая была преобразована в правительство Особого района Китайской Республики, а
Красная Армия Китая - в Народно-революционную армию (вскоре она получила
наименование 8-я армия, позднее коммунистами была сформирована 4-я Новая армия).
На территории освобожденных районов провозглашался режим, основанный на
всеобщем избирательном праве. На время войны в освобожденных районах - антияпонских
революционных базах - была прекращена конфискация земель у помещиков. Но это не
означало возвращения уже конфискованных земель помещикам: всякие попытки в этом
направлении строго пресекались. Вместе с тем для крестьян проводилась политика
снижения арендной платы и ссудного процента. Весной-летом 1949 г. организационно
оформился Народный политический консультативный совет Китая. К осени этого года
в руках Гоминьдана оставался только один крупный город - Гуанчжоу (Кантон). Наступило
время объединения освобожденных районов страны в единое государство. В процессе
объединения революционных сил и образования Китайской Народной Республики (КНР)
важную роль сыграли правительства и военно-административные комитеты крупных
освобожденных районов. Народные правительства были созданы в ранее освобожденных
Северо-Восточном и Северном Китае. Военно-административные комитеты были
созданы в Северо-Западном, Восточном, Южно-Центральном и Юго-Западном Китае. Китайская
Народная Республика была провозглашена 1 октября 1949 г. по решению пленарной
сессии Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК), принявшей
на себя функции Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и
сыгравшей роль Учредительного собрания республики. В марте 1951 г. ЦНПС принял
Временное организационное положение народных судов КНР, Временное
организационное положение Верховной народной прокуратуры Центрального народного
правительства и Общие принципы организации местных народных прокурат. Временное
организационное положение народных судов КНР исходило из прежней практики
освобожденных районов (да и из китайской традиции) включения народных судов в
структуру местных правительств. Местные народные прокуратуры также были
включены в местные правительства и находились, таким образом, как и суды, в
двойном подчинении - своим вышестоящим органам и местным народным
правительствам. Временное организационное положение народных судов КНР
предусматривало создание института народных заседателей, но право принятия
судебного решения оставалось за судьями, а заседатели могли лишь “помогать в
расследовании дела, принимать участие в судебном разбирательстве и высказывать
свое мнение по рассматриваемому делу”
В июле 1948 конференция 6 гос-в (США, Англия, Франция,
Бельгия, Нидерланды, Люксембург) выработал в рекомендации о создании герм
гос-ва, в соотв с кот был разраб проект герм конст.8 мая 1949 конст была
принята Парламентским советом и утверждена оккупационными властями, после
одобрения землями она вступила в силу.23 мая 1949 - день образов ФРГ. Принятие
конст юридически и политически закрепило раскол Герм. В окт 1949 Нем Нар Совет,
представлявш политич и обществ организ Восточной Герм, провозгласил себя
временной нар палатой и ввёл в действие конст ГДР. Зап Берлин не вошёл в сост
ФРГ. В окт 1950 принята конст зап Берлина, кот определяла его гос-полит устр-во.
1961 власти ГДР при помощи СССР установили режим пограничного контроля, была
возвед берлинская стена, кот стала симв разъедин Герм и противостояния 2х
военно-полит блоков и систем. Четырехстороннее соглашен по Зап Берлину
закрепило особый правовой статус города.
Конст 1949 провозгл ФРГ демократич, правовым и соц гос-вом. Устанавливались:
свобода и неприкосн личности, рав-во всех перед законом, своб вероисповед,
убеждений, печати, собраний. Осн принципы: федерализм и раздел властей. В ходе
развит гос-ва роль исполнит власти возросла, сложилось верхов-во федер по отнош
к землям. Была предусмотр возможность лишен отдельн лиц конст прав, запрета
полит партий из-за неконституционности, не допускался пересмотр статей конст.
Осн гос орг:
Бундестаг - высш орг законодат власти, избир на 4 года
всеобщ, прямым и тайн голосов, по смешанной избир сист. Утвержд бюджет, формир
прав-во и контрол его деят-ть. Отставка прав-ва возможна только при утверждении
ими нов канцлера.
Бундесрат - орган представит-ва интересов земель. В состав
входят лица, назнач прав-вами земель, они связаны императивным мандатом. Участвует
в принятии бюджета, его согласие необх д/изменен конст, границы и террит земель.
федер презид - глава гос-ва. Избирается на 5 лет федер
собранием. Он представл на утверждение главу прав-ва, назнач федер судей и
чиновн, представл страну на междунр арене.
федер прав-во во главе с канцлером - руководство исполнит
властью. Канцлер обычно явл главой партии, победившей на выборах, утверждается
бундестагом. Он формир кабинет, направляет внутр и внешн политику, ответственен
перед бундестагом.
федер конст суд - осуществл контроль за конституц норм
актов, рассматр споры о правх и обяз высш госорганов. Судьи конст суда назнач
пожизненно, половина их утверждается бундестагом, а другая-бундесратом.
По конст каждая земля вправе создавать собств КС. Земельн КС
явл самост орг власти. Суды общ юрисд рассматр У и Г дела. Федер суд плата - верх
суд ФРГ. Низш инст –участковые суды, рассматривают иски по Г делам не выше 10
тыс марок + семейн правоотн. Земельн суды в кач-ве 1 инст рассматр по гражд
спорам на сумму свыше 10 тыс марок. Больш-во дел разрешется коллегией из 3х
судей. Земельн суд рассматр У дела свыше 4х лет лишен свободы. Высш суды земель
возглавл судебные округа. Они явл аппелляц инст по гражд и угол делам. Верх
федер суд возглавл сист судов общ юрисд. С 1969 рассматр кассац жалобы по У и Г
делам. Админ суды рссматр жалобы физ и юрид лиц на действия и акты органов гос
управ + споры между орг местного самоупр. Существ сист судов по трудовым спорам.
В компетенция соц судов входят дела, связ с вопросами соц страхования. Финансовые
суды рассматрив споры, связ с уплатой налогов и тамож сборов.
Объедин сенат(1968) принимает дело к производству, когда
один из федер высш судов расходится в своём решении по вопросам права с др высш
федер судом.
Новый референдум, прошедший в октябре 1946 г. утвердил
переработанный проект кон-ции. В преамбуле кон-ции 1946 г. подтверждались права
и свободы французов, провозглашенные Декларацией прав человека и гражданина
1789 г. Кроме того, провозглашались: равноправие всех граждан, вне зависимости от
пола; право на получение работы; право на организацию профсоюзов и стачек,
заключение коллективных договоров. Декларировалась социальная помощь детям,
матерям, престарелым. Кон-ция предусматривала возможность национализации. Франция,
согласно конституции, должна представлять собой парламентскую республику. Парламент
состоял из двух палат: а) Национального собрания и Совета республики. б) Нижняя
палата - Национальное собрание - избиралась на основе всеобщего и прямого
избирательного права сроком на 5 лет. Только Национальное собрание имело право
принятия законов. Совет республики избирался коммунами и департаментами. Он
получил право рассматривать законопроекты, принятые Национальным собранием,
имея право отлагательного вето. Высшим представителем гос. власти по кон-ции
являлся президент. Он избирался парламентом сроком на 5 лет, с правом
переизбрания еще на один срок. Его функции были ограничены в основном лишь
представительством Франции на международной арене, подписанием и обнародованием
законодательных актов. Непосредственное государственное управление страной
осуществлял Совет министров во главе с его председателем. Председателя Совета
министров и членов правительства назначал президент после утверждения их
кандидатур парламентом. Правительство несет коллективную ответственность перед
Нац-ным собранием за проводимую политику. В случае вынесения абсолютным
большинством Нац-ного собрания вотума недоверия правительству, оно в полном
составе уходит в отставку. В случае, если в течение 18-ти месяцев пройдут 2е
отставки правительства. предусматривалась возможность досрочных выборов в
Нац-ное собрание. Однако принятие новой кон-ции не придало необходимой
стабильности политической системе Франции. Социально-экономические
противоречия, обостренные крушением колониальной империи, привели к крайней
дестабилизации внутренней жизни страны.
52. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ ПОСЛЕ 2 МИРОВОЙ: КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. СОЦИАЛЬНО
– ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ
Весной 1945 г. в результате вооруженного восстания на Севере
страны вся Италия была освобождена от гитлеровских захватчиков. Партии антифашистской
коалиции образовали Временное правительство и вскоре добились отречения от
престола короля Виктора Эммануила, скомпрометировавшего себя сотрудничеством с
фашистами. Политическая обстановка в стране после окончания второй мировой
войны оказалась крайне сложной. Демократические силы страны стремились покончить
с остатками фашистского режима, выступали за создание демократического
республиканского строя. Реакционные правящие круги, вынужденные считаться с
требованиями демократического движения, стремились не допустить его
радикализации. Произошла их переориентация на христианско-демократическую
партию, что давало им возможность использовать влияние на ворующих католиков
поддерживающего эту партию Ватикана. В мае 1946 г. были проведены референдум по
вопросу о форме правления в Италии и выборы в Учредительное собрание. На
референдуме 12 700 000 голосов было подано за республику и 10 700 000 - за
сохранение монархии.
Конституция 1947 г.
и ее последующее развитие. В Учредительном собрании большинство
мест получили три партии: христианские демократы (35% голосов), социалисты (21%)
и коммунисты (19%). После длительных дебатов в Учредительном собрании 22
декабря 1947 г. Конституция Итальянской республики была утверждена и 1 января
1948 г. вступила в силу. Конституция провозгласила Италию демократической
республикой и установила, что суверенитет принадлежит народу. Задачей
республики было объявлено устранение препятствий экономического и социального
характера, которые фактически ограничивают свободу и равенство граждан, мешают
полному развитию человеческой личности и действительному участию всех в
политической, экономической и социальной жизни страны. В частности,
предусматривалась возможность национализации предприятий, имеющих важное
общественное значение. Эти положения представляли собой юридическую базу,
опираясь на которую, демократические силы могли вести борьбу за прогрессивные
преобразования не только в политической, но и социально-экономической сферах. В
Конституции закреплен широкий круг демократических прав и свобод граждан: равенство
всех перед законом, равноправие граждан независимо от социальных, политических,
национальных и иных различий, свобода личности и ее неприкосновенность, свобода
собраний, союзов, политических партий, слова, печати. В числе
социально-экономических прав были провозглашены право на труд, право на
справедливое вознаграждение за него, равенство мужчины и женщины в
экономической области, свобода профсоюзов и стачек, участие трудящихся в
управлении предприятиями. Высшим органом законодательной власти стал
двухпалатный парламент. Нижняя палата - палата депутатов - по избирательным
законам 1948 г. выбирается всеобщими и прямыми выборами по пропорциональной
избирательной системе. Верхняя палата - сенат - избирается по областям Италии
по смешанной избирательной системе, содержащей элементы мажоритарной и
пропорциональной систем. Палаты равноправны в вопросах законодательства и
контроля над правительством. Главой государства является президент, избираемый
на совместном заседании палат с участием представителей от областей сроком на 7
лет. К полномочиям президента относится верховное командование вооруженными
силами, назначения на высшие государственные должности, право помилования,
представительство республики в международных отношениях. Он может на один месяц
задержать вступление закона в силу, в особых случаях издавать декреты, имеющие
силу закона, и имеет право роспуска парламента. Акты президента нуждаются в
контрасигнации премьер-министра правительства. Правительство Италии назначается
президентом, но ответственно перед парламентом. Конституция допускает (с
некоторыми ограничениями) делегацию законодательных полномочий парламентом
правительству и предоставляет правительству право в чрезвычайных
обстоятельствах издавать декреты, имеющие силу закона. В системе высших органов
республики Конституция предусмотрела также Высший совет магистратуры - орган по
руководству судебной системой, и Конституционный суд, предназначенный для
проверки конституционности законов и иных актов властей. В случае признания
Конституционным судом того или иного акта неконституционным этот акт утрачивает
законную силу. Кроме того, к полномочиям Конституционного суда относится
рассмотрение споров между областями и республикой и дел по обвинению президента
и министров. Члены Высшего совета магистратуры и Конституционного суда
избираются парламентом (1/3) и назначаются президентом и судьями (2/3).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|