Важнейшей особенностью
христианской, особенно протестантской религиозной этики М. Вебер считал
абстрактный характер ее ценностей и норм. Существует понятие блага, добра,
праведного образа жизни и т.п., которым противостоит представление о грехе,
радикальном зле, также абстрактном. Всеобщее подчинение верующих, равных по
своим этическим качествам, трансцендентному Богу и абстрактным этическим
нормам, создает, по мнению М. Вебера, социально-психологические предпосылки для
утверждения в обществе формального равенства людей перед законом и безличных
юридических отношений. Товарное хозяйство, а в особенности капиталистическое
предпринимательство, равно как и политическое устройство общества, основанное
на формальной правовой регуляции, исходит из безличных отношений между
индивидами, выступающими в качестве участников товарообмена или юридических
лиц.
Идее спасения соответствует
методика, определяющая практические пути достижения религиозного идеала,
реальные формы поведения индивида в мире, меру и направления его активности.
Основой протестантской методики спасения является мироотвергающая аскеза,
базирующаяся на признании несовершенства и греховности тварного мира, на его
решительном отрицании. Отрицание греховного мира естественно предполагает отказ
от его благ, сознательное ограничение своих потребностей, обуздание эмоций и
подчинение всего образа жизни идее служения Богу. При отказе от мирских благ и
принципов мирского существования вообще, идеалом аскета-христианина является
систематизированная деятельность, направленная на преодоление мирских страстей,
мешающих сосредоточиться на служении Богу. М. Вебер подчеркивает, что такая
аскеза, которую можно назвать потусторонней, ведет к «полному отрешению от
"мира", к разрыву социальных и душевных уз семьи, к отказу от
имущества, от политических, экономических, художественных, эротических, вообще
от всех тварных интересов»[2].
В качестве примера потусторонней аскезы можно рассматривать христианское
монашество, уходящее от мирских дел, однако, не отказывающееся от деятельности
самой по себе. В рамках этой формы аскезы физический труд, например, у
христианских монахов, приобретает, по выражению М. Вебера, «гигиеническую»
ценность[3], становится принятым
религией средством послушания – отвлечения от мирских страстей. М. Вебер
подчеркивает, что западные аскеты-монахи стояли на службе церкви, выполняя в ее
интересах практическую работу – будь то непосредственное производство
материальных благ или охранительная, инквизиторская, или политическая
деятельность. Однако важно, что высший смысл в данном случае имела не
деятельность сама по себе, а духовные цели. Уникальность и историческая
значимость протестантизма состоят в том, что в процессе Реформации произошла
трансформация потусторонней аскезы в посюстороннюю, или мирскую аскезу, в
которой деятельность в миру рассматривается как «обязанность», возложенная на
верующего. При всем его несовершенстве, мир является единственным объектом
деятельности, направленной на прославление Бога, той особой деятельности,
которая «дает аскету возможность достичь тех качеств, к которым он стремится, а
они в свою очередь служат выражением милости божьей, в силу которой аскет
обретает способность к деятельности такого рода»[4].
М. Вебер подчеркивает, что
«принципиальное и систематически непреложное единство мирской профессиональной
этики и религиозной уверенности в спасении создал во всем мире Только
аскетический протестантизм. Только в протестантской профессиональной этике мир
в его несовершенстве имеет исключительное религиозное значение как объект
исполнения Долга путем рациональной деятельности в соответствии с волей надмирного
бога»[5]. Человек, принадлежащий к
товарному миру и несущий в себе все его несовершенство, в аскетическом
протестантизме через свою деятельность становится орудием Бога, исполняющим в
миру его волю, его призвание.[6]
38. Новые формы идеологии.
Гуманизм
39.Итальянский гуманизм
40.немецкий гуманизм
Раньше всего с критикой
существующих порядков и освящавшей их католической идеологии выступили
гуманисты.
Гуманизм в Германии
распространился в середине XV в., охватив широкие круги интеллигенции,
группировавшейся вокруг университетов. Здесь были выдающиеся ученые-филосо' фы,
естествоиспытатели, лингвисты; литераторы, странствующие поэты и проповедники.
В своих произведениях радикально настроенные гуманисты боролись против
схоластики, за научное мировоззрение и откликались на волновавшие широкие
оппозиционные круги вопросы национального развития Германии. Литераторы и
философы обличали невежество и тупость богословов и монахов, пропагандировали
свободное развитие человеческого духа. В немецкой гуманистической литературе
широкое распространение получил сатирически-обличительный жанр. В конце XV в.
появилась сатира на немецком языке «Корабль дураков».
Наибольшей известностью
среди немецких гуманистов в начале XVI в. пользовался Эразм Роттердамский
(1466—1536) — один из образованнейших людей своего времени. Выходец из
Голландии, он в разное время жил во Франции, Англии и Италии. Преподавал в
Кембриджском университете, служил при дворе Карла V. На склоне лет Эразм
поселился в Базеле, всецело отдавшись литературной деятельности. Из многих
произведений Эразма Роттердамского самую широкую популярность получила сатира
«Похвальное слово глупости», в которой высмеиваются пороки феодального общества
и его признанные авторитеты. Глупость в своем монологе заявляет, что ей
подчинены все существующие общественные и церковные порядки и что она признана
высшей добродетелью в современном обществе. Эразм не щадил ни князей, ни
королей, ни прелатов, ни самого папы. По его словам, у церкви нет более
зловредных врагов, нежели ее нечестивые первосвященники (папы), «которые
убивают Христа своей гнусной жизнью». Но он не отвергал католическую религию и
церковь, а только хотел очистить их от пороков. Столь же половинчатой была его
критика социального и политического строя общества. Бичуя паразитизм феодальных
господ, «которые кичатся благородством происхождения, но ничем не отличаются от
последних прохвостов», он в то же время с презрением относился к народной
массе, «живущей одними телесными побуждениями». Его идеалом было общество
избранных просвещенных личностей. Эразм решительно выступал против феодальных
войн,
приносивших бедствия
народам, и призывал к установлению мира. Проявляя радикализм в своих
литературных сочинениях, в жизни Эразм старался угодить власть имущим,
враждебно относился к революционной деятельности.
Выдающимся представителем
немецкого гуманизма был Иоганн Рейхлин (1455—1522) — филолог и философ,
пользовавшийся всемирной известностью благодаря своим познаниям в области
древних языков. Рейхлин стремился примирить христианскую мораль с гуманизмом и
показать божественное в самом человеке. Такое понимание христианства в корне
расходилось с церковной догматикой. По мнению Рейхлина, изучать христианство
необходимо было на основе критического анализа первоисточников. Выступление в
защиту еврейских книг поставило его в центре борьбы гуманистов с
мракобесами-католиками. Все образованное общество Германии разделилось на два
лагеря-рейхлинистов и «обскурантов» («темных людей»). В ходе этой борьбы
появился знаменитый памятник немецкой гуманистической литературы — «Письма
темных людей» — сатира на невежественных мракобесов-теологов, составленная
группой молодых гуманистов эрфуртского кружка — Ульрихом фон Гуттеном, Кротом
Рубианом и др. Перед читателем проходят длинной вереницей мракобесы с учеными
степенями — магистры, бакалавры и суеверные монахи, обращающиеся за советом по
самым глупым вопросам к своему идейному наставнику кельнскому теологу Ортуину
Грацию и обнаруживающие при этом свое невежество, тупость и высокомерие.
«Письма темных людей» сначала были приняты читающей публикой за подлинные
произведения обскурантов и широко распространились даже в их собственной среде.
Сатира имела большой успех, она нанесла сокрушительный удар по схоластам и
явилась триумфом немецких гуманистов.
В плеяде передовых
гуманистов первой четверти XVI в. видное место занимал Ульрих фон Гуттен
(1488—1523). Выходец из рыцарства, испытавший долю монастырского послушника и
отвергнутый своими родителями за побег из монастыря, Гуттен вел жизнь
странствующего поэта. Он был участником бурных литературных и политических
столкновений своего времени и оставил глубокий след в немецкой литературе. В
стихотворении «Никто» Гуттен указывал, что истинным носителем образованности и
нравственности является «Никто» — человек без официального положения в
обществе. Особенно резко Гуттен выступал против папства. В диалоге «Вадиск, или
Римская троица» он разоблачал паразитизм папского двора и призывал к борьбе с
римской курией. Устами одного из участников диалога он заявлял, что нужно
уничтожить все папские декреты вместе с их составителями и вдохновителями.
Таким образом, Гуттен встал на сторону непримиримых противников католической
церкви и сторонников Реформации. Как сын своего класса, он возлагал надежды не
на народное выступление, а на вооруженное восстание рыцарей.
Резкая критика радикально
настроенными немецкими гуманистами католической церкви и папства подготовила
почву для широкого распространения в Германии идей Реформации.
41.Английский гуманизм
На творчество английских
писателей эпохи Возрождения, несомненно, оказал влияние итальянский гуманизм.
Средоточием новых
гуманистических идей в Англии был Оксфордский университет. Английские гуманисты
Оксфордского кружка Гросин, Линакр и Джон Колет были восторженными поклонниками
античной литературы, горячо пропагандировали — в Англии изучение греческого
языка, который, по мнению тогдашних гуманистов, был ключом к сокровищам
античной культуры.
Они оказали большое влияние
на формирование гуманистического мировоззрения Томаса Мора. Особенно велико
было идейное и нравственное влияние на Мора Джона Колета (1467- 1519). Сын
богатого купца и мэра Лондона, Колет изучал во Франции и Италии теологию,
готовясь к деятельности проповедника. Он хорошо знал античную литературу, труды
итальянских гуманистов. Подобно своим учителям, Колет пытался сочетать
священное писание с учением Платона и неоплатоников. Колет был горячим
защитником гуманистической системы воспитания;
высказывался против
телесных наказаний и схоластических методов обучения. В созданной им школе с
гуманистической программой воспитания молодежь овладевала латинским и греческим
языками, приобщалась не только к христианской литературе, но также и к
произведениям античных классиков. Благодаря Колету в Англии возникли светские,
так называемые грамматические школы.
Томас Мор (1478—1535),
канцлер Генриха VIII, был свидетелем всех тех ужасов, которые несла с собой
эпоха первоначального накопления в Англии; он видел народные бедствия,
вызванные огораживаниями.
В первой части
романа-трактата «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем
устройстве государства и о новом острове Утопии» Мор мрачными штрихами
изображал Англию XVI в., критикуя политику огораживаний и кровавое
законодательство. «Ваши овцы, обычно такие кроткие... теперь стали такими
неукротимыми, что поедают даже людей...» — писал Томас Мор в своей «Утопии». Из
описания английской действительности он делает вывод: «Где только есть частная
собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли когда-либо возможно
правильное и успешное течение дел».
От имени вымышленного
путешественника Рафаила Гитлодея Мор рассказывает о счастливой стране на
далеком острове Утопия (по-гречески «несуществующее место»). В этой стране нет
частной собственности. Все жители острова трудятся, занимаясь ремеслом, а
поочередно и сельским хозяйством. Благодаря труду всех членов общества продукты
производятся в таком большом количестве, что можно распределить их по
потребностям каждого. Образование доступно всем членам общества, оно основано
на соединении теоретического обучения с трудовым воспитанием. Обществом
руководят избираемые на один год должностные лица; не переизбирается лишь
князь, чье звание и должность остаются пожизненными. Дела важные и значительные
решаются на народном собрании всех утопийцев. Деньги не играют никакой роли в
Утопии, и к ним отношение презрительное:
из золота делают цепи для
преступников.
Организация ремесла
представлялась Мору в семейной форме со включением посторонних, желавших
заниматься этим ремеслом. В обществе Томаса Мора существует рабство, но рабами
временно становились только осужденные за преступления. Рабы выполняли самую
грязную и тяжелую работу. Рабочий день в Утопии длился шесть часов, после чего
все утопийцы занимались науками. Гениальность произведения Мора в том, что он
проводит принципы обязательного для всех труда и решает по-своему сложные
проблемы уничтожения противоположности между городом и деревней, между
физическим и умственным трудом. Коммунистический идеал Томаса Мора был
фактическим предвосхищением будущего.
Томас Мор являлся крупным
государственным деятелем:
при Генрихе VIII он был
лордом-канцлером, первым лицом в государстве после короля. Но Мор выступил
против английской Реформации. По требованию короля он был осужден и казнен в
1535 г. На этом основании в клерикальной историографии Томас Мор
рассматривается как мученик за католическую веру. На самом деле он был
сторонником веротерпимости. В его «Утопии» каждый может верить во что хочет и
никакие религиозные взгляды не осуждаются.
43. Культура Италии в 16-17
С конца XV — начала XVI в.
наступил этап, когда назрела необходимость синтеза всех достижений Раннего
Возрождения, когда гуманистические принципы, составлявшие идейную основу
ренессансного искусства, получили в нем наиболее полное воплощение. Именно в
культуре Высокого Возрождения особенно ярко выразилось представление о величии
человека, его высоком достоинстве и предназначении.
Возрождение достигло своего
апогея в тяжелое для страны время — первые десятилетия итальянских войн.
Вторжение чужеземных завоевателей способствовало формированию национального
самосознания в среде широких слоев населения. Расширение кругозора людей эпохи
великих географических открытий также характерная черта времени, которое
породило, по выражению Энгельса, «...титанов по силе мысли, страсти и
характеру, по многосторонности и учености»'. Наиболее универсальным из этих титанов
был Леонардо да Винчи (1452—1519) -художник, скульптор, архитектор, теоретик
искусства, математик, физик, анатом, физиолог, геолог, астроном. Он являлся
автором первых проектов летательных аппаратов, гидротехнических сооружений,
разнообразных станков; почти все области науки Леонардо обогатил гениальными
догадками. Наука, по его убеждению, должна основываться на опыте, который
представляет собой единственный источник знания. Вместе с тем наука и искусство
для Леонардо неразделимы: в своих занятиях наукой он был художником, а в
искусстве — ученым; то и другое было для него средствами познания мира.
Леонардо родился в местечке Винчи, около Флоренции, и как художник
сформировался во Флоренции. Из его произведений самым значительным была «Тайная
вечеря» — огромная фреска на стене трапезной миланского монастыря Санта-Мария
делле Гра-цие. Леонардо избрал в евангельской легенде о Христе драматический
момент, наступивший после слов Христа: «один из вас пре- Энгельс Ф. Диалектика
природы. Статьи и главы. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 346 даст
меня». Он изобразил бурную реакцию апостолов, внезапно узнавших о скорой гибели
Христа и о том, что среди них находится предатель. Это позволило художнику
показать в рамках традиционного религиозного сюжета крайнюю напряженность
человеческих чувств, дать глубокие психологические зарисовки людей разного
душевного настроя и темперамента. В портрете молодой флорентийки Моны Лизы
(портрет получил название «Джоконда», по имени ее мужа Джокондо) Леонардо
достиг вершины портретного мастерства. Едва уловимая улыбка Моны Лизы, ее
взгляд, как бы обращенный к зрителю, весь одухотворенный облик отражают
интенсивный внутренний мир, сочетание в ней ума и интеллекта, присущее Моне
Лизе чувство духовной гармонии. На 30 лет моложе Леонардо да Винчи был лишь на
одни год переживший его Рафаэль Санти (1483—1520). Его искусство было ясным и
гармоничным. В женских образах (изображениях мадонн и реже портретах)
сочеталась физическая и духовная красота. Лучшее из его произведений, представляющее
собой итог многолетних творческих исканий, — «Сикстинская мадонна», написанная
для церкви св. Сикста в Пьяченце. Мадонна с сыном на руках, легко ступая по
облакам, несет его людям. В ее лице — предвидение неизбежной гибели сына и в то
же время готовность отдать его на жертву во имя блага человечества. Взгляд
младенца не по-детски серьезен. Сикстинская мадонна — олицетворение тревоги и
скорби. Ее образ обладает большой нравственной силой. Рафаэль был мастером и
монументальной живописи. По поручению папы он вместе с учениками покрыл
росписью три станцы (комнаты) и зал Ватиканского дворца. Сложная многофигурная
роспись стен по своему содержанию носит гуманистический характер. Наиболее
отчетливо жизнеутверждающие ренессан-сные мотивы звучат в самой значительной из
фресок — «Афинской школе». На фреске в анфиладе больших арочных пролетов,
создающих ощущение простора, группами и поодиночке разместились античные
философы и ученые. Центральными персонажами являются Платон и Аристотель.
Согласие разных философских школ, единство мира и человека, обладающего
неограниченными возможностями познания, — таково содержание фрески. Крупнейшим
явлением в художественной культуре Возрождения было творчество Микеланджело
(1475—1564), наиболее полно выразившего в скульптуре, живописи и архитектуре
самый дух этой культуры. Он был одновременно творцом и гражданином, глубоко
переживавшим все бурные перипетии времени, в которое ему довелось жить, борцом,
активно вторгавшимся с помощью своего искусства в действительность. Творчество
Микеланджело охватывает все Высокое и часть Позднего Возрождения.
Микеланджело был прежде всего скульптором. Ранняя монументальная скульптура —
статуя Давида — высотой более 5 метров изображает библейского героя — пастуха
(а в будущем царя) Давида перед схваткой с великаном Голиафом. Давид
предста—508 ет перед нами мужественным и уверенным в победе, его лицо —
грозным. Эта статуя олицетворяла гуманистический идеал человека героического,
полного мощи и величия; в то же время она являлась символом свободы; не
случайно скульптура сразу же после завершения работы, в 1504 г. была
установлена на центральной площади Флоренции (в это время восставшая Флоренция
была исполнена решимости отстоять от врагов восстановленную республику).
26 месяцев Микеланджело по
поручению папы в невероятно трудных условиях занимался росписью потолка
Сикстинской капеллы Ватиканского дворца. Библейские сцены (сотворения мира,
Адама и Евы, их грехопадение и пр.) на центральной части потолка весьма
динамичны, насыщены бурным порывом и внутренним напряжением. Поистине
титаническими являются пророки и сивиллы (предсказательницы) на боковых полосах
потолка. Постепенно в творчестве Микеланджело усиливается трагическое
звучание. Статуи «пленников» (или «рабов») олицетворяют мучительное и безнадежное
стремление к свободе. Фигуры «Утра» и «Вечера», «Дня» и «Ночи», украшающие
гробницы в капелле Медичи, безвольны, в них нет и следа целеустремленности
ранних героев скульптора. Особенно остро чувствуется исчерпанность душевных и
физических сил в «Ночи». О причинах нарастания трагизма в образах Микеланджело
он са.м рассказывает в стихах,. написанных от имени Ночи: Отрадно спать,
отрадней камнем быть. О, в этот век, преступный и постыдный, Не жить, не
чувствовать — удел завидный... Прошу, молчи, не смей меня будить! Бессилие
Италии, объекта борьбы между сильными соседними государствами, крушение
свободолюбивых чаяний, а позднее — нарастание католической реакции, все более
острое чувство полного духовного одиночества, осознание невозможности «превзойти
природу» — границы человеческих возможностей — все это нашло свое отражение в
произведениях последних десятилетий его жизни. Наиболее значительная из фресок
— «Страшный суд» (на алтарной стене Сикстинской капеллы) изображает массу тел,
как бы взметенных вихрем, приведенным в движение волей неумолимого
разгневанного судьи — Христа.
В культуре Возрождения
особое место заняла венецианская живопись, в которой важным художественным
средством изображения стал цвет. В сохранившей свою свободу Венеции Возрождение
кончилось позднее, чем в остальной Италии, в конце XVI в. Самым крупным
мастером Высокого и Позднего Возрождения венецианской школы был Тициан
(по-видимому, 1487—1576), в творчестве которого отразилась эволюция
венецианской живописи XVI в. Тициану были чужды трагические противоречия
Микеланджело. В «Данае», «Венере перед зеркалом» и других картинах воспевается
красота окружающего мира, 509 обнаженного тела. Портреты работы Тициана
отмечены чертами ясности и спокойствия, душевного и физического здоровья. Более
поздние портреты отличаются глубоким психологизмом. В его картинах на
религиозные темы, созданных в последние десятилетия жизни («Несение креста»,
«Святой Себастьян» и др.), Христос и святые изображены страдающими, но
стойкими, мужественно переносящими мучения и не теряющими своего достоинства.
Тициан не отрекся от ренессансного представления о человеке героического
склада. В истории литературы конца XV—XVI в. особенно выделяется
замечательный поэт Лодовико Ариосто (1474—1533). В его поэме «Неистовый Роланд»
удивительно ярко передан самый дух эпохи Возрождения. В поэме причудливо
переплетаются различные сюжетные линии. Главной из них является история любви
Роланда (героя средневекового эпоса) к прекрасной принцессе Анджелике, которая
спасается от него бегством, преследование Анджелики, безумие влюбленного, его
чудесное исцеление и пр. В этой фантастической сказке фигурируют волшебники,
феи, людоеды, чудовища, крылатые кони, мужественные герои, которые претерпевают
необыкновенные приключения. В поэме отчетливо выражено ренессансное сознание.
Мировосприятие Ариосто в целом светлое, радостное, он еще не ощущает
драматической коллизии между гуманистическим идеалом и действительностью. Лишь
изредка в рассказе прорываются трагические ноты, например, когда автор говорит
об Италии, страдающей от войн и нищеты.