Реферат: Военно-учебные центры рейхсвера в Советском Союзе
Реферат: Военно-учебные центры рейхсвера в Советском Союзе
В
статье "Военное сотрудничество СССР и Германии в 20-е годы"
("Военно-исторический журнал", 1991, №9) описывалось, как
осуществлялось оно тогда, когда обе страны, "парии Европы", по
меткому сравнению британского премьер-министра той уже далекой поры Ллойд
Джорджа, находились в политической изоляции.
Обе
великие державы проиграли изнурительную империалистическую войну 1914-1918 гг.
В результате их народы были ввергнуты в пучину революций, повлекших свержение
монархических режимов, что привело к введению в этих государствах
республиканских форм правления. Но если победившая в России большевистская
партия начала строить свое невиданное доселе в мировой цивилизации общество, то
в Германии после провозглашения Веймарской республики шли долгие мучительные
поиски путей возврата утраченных на международной арене позиций. Державы
Антанты упивались победой над странами Четверного союза, заставив их заключить
унизительные мирные договоры и тем самым создав предпосылки для будущих событий
в Европе.
Германские
политики, ограниченные рамками Версальского договора, практически сразу же
стали думать о реванше. Но для этого нужна была сильная, хорошо обученная армия
и современное вооружение, иметь которые Германии категорически запрещалось. И
тогда их взоры обратились на Восток, к бывшему противнику в войне - России.
Генералу X. фон Секту (Зекту), чья звезда ярко засверкала на политическом
небосклоне Германии, суждено было сыграть, пожалуй, решающую роль в возрождении
ее военной мощи. Еще в 1919 году он пришел к выводу о необходимости тесного
военного сотрудничества Германии с Россией, в ряде меморандумов и писем
последовательно развивая свои взгляды.
В
январе 1920 года фон Сект писал, что в качестве "незыблемой цели"
германской политики в будущем он видит "политическое и экономическое
объединение с Великороссией", и поэтому Германии, по его мнению, следовало
постараться "по крайней мере не превратить Россию в своего врага".
"Я отклоняю поддержку Польши даже в случае опасности ее поглощения
[Россией]. Наоборот, я рассчитываю на это, и если мы в настоящее время не можем
помочь России в восстановлении ее старых имперских границ, то мы не должны ей
во всяком случае мешать ... Сказанное относится также к Литве и Латвии
...".
Чуть
позже, в меморандуме от 4 февраля того же года, читаем: "Только в сильном
союзе с Великороссией у Германии есть перспектива вновь обрести положение
великой державы... Англия и Франция боятся союза обеих континентальных держав и
пытаются предотвратить его всеми средствами, т[аким] о[бразом], мы должны
стремиться к нему всеми силами ... Наша политика как по отношению к царской
России, так и по отношению к государству во главе с Колчаком и Деникиным была
бы неизменной. Теперь придется мириться с Советской Россией - иного выхода у
нас нет".
А
в дни советско-польской войны в другом меморандуме (июль 1920 г.) этот же
дальновидный политик писал: "Если Германия примет сторону России, то она
сама станет непобедимой, ибо остальные державы будут вынуждены тогда считаться
с Германией, потому что они не смогут не принимать в расчет Россию.
Сотрудничество с Россией позволит Германии осуществить "подрыв" основ
Версальского мирного договора".
Уже
после сокрушительного поражения Красной Армии под Варшавой в августе 1920 года,
приведшего в итоге к поражению Советской России в этой войне и присоединению к
Польше западных территорий Украины и Белоруссии, фон Сект в беседе с советским
представителем в Германии В.Л.Коппом предложил, как докладывал в Москву Копп,
"установить более тесный контакт между германским генштабом и нашими
военными властями". При этом он настаивал на том, чтобы германские военные
специалисты приняли участие в создании советской военной промышленности с целью
использования ее затем "как источника вооружения для разоруженной Германии
при столкновении ее с Антантой".
Концепция
двустороннего военного сотрудничества была намечена в результате серии
секретных двусторонних переговоров в Москве и Берлине в 1920-1923 гг. и в
начале 1921 года.
Для
осуществления связей с Наркоматом обороны и руководством Красной Армии в
военном министерстве Германии была создана "Зондергруппа Р",
именовавшаяся советской стороной "Вогру" (военная группа). В 1923
году военное министерство Германии создало в Москве свой исполнительный орган
"Центр Москва", который возглавил полковник X. Фон дер Лит-Томзен.
В
августе того же года военное министерство Германии основало "Общество
содействия промышленным предприятиям" - "ГЕФУ" - с
местонахождением в Берлине и Москве, обеспечив его необходимым производственным
капиталом. Общество должно было финансировать деятельность смешанных
германо-советских военно-промышленных предприятий на территории СССР и координировать
их деятельность. Руководство "ГЕФУ" было поручено майору Ф.Чунке.
Главное
внимание поначалу было уделено созданию тех видов боевой техники и вооружения,
которые зарекомендовали себя уже в годы империалистической войны, - самолетов,
подводных лодок, танков и химического оружия. Это объяснялось тем, что
руководство рейхсвера (главнокомандующий фон Сект, начальник генштаба О.Хассе)
было настроено на ведение в ближайшем будущем (через 3-5 лет)
"освободительной войны" с опорой на кадры кайзеровской армии.
Однако
некоторое время спустя после заключения Рапалльского договора, прервавшего
внешнеполитическую изоляцию Германии, ее политическое руководство взяло курс на
постепенное сближение с Западом, сделав ставку на массированную экономическую
помощь США, отказ от конфронтации с Антантой и умелое использование извечного
англо-французского соперничества. Осторожный поворот на Запад и внутренняя
стабилизация в стране ослабили значение Советской России как военного союзника
Германии. Густав Штреземан был тем человеком, который в 1923-1929 гг. руководил
внешней политикой Германии и осторожно, но неуклонно проводил курс на
возвращение своей страны к решению мировых вопросов. Таким образом, концепция
фон Секта, согласно которой Германия за счет усиления своего военного
потенциала с опорой на Россию и создания благодаря этому предпосылок для
проведения действенной политики союзов могла бы вновь стать мировой державой,
была отодвинута германским политическим руководством на второй план. Оно
справедливо опасалось, что утечка информации в страны Антанты вызовет ее
немедленную и соответствующую реакцию, дискредитирует его в глазах западных
демократий. Вместе с тем скудный военный бюджет, неудачное использование
руководством "ГЕФУ" имевшихся финансовых средств (в том числе и в
личных целях), с одной стороны, изменение инвестиционного климата в СССР, а
также провокационная деятельность органов ГПУ по отношению к иностранцам - с
другой, неумолимо ставили вопрос об изменении акцентов и характера военного
сотрудничества. С обоюдного согласия были внесены соответствующие коррективы, и
постепенно основной упор с взаимодействия в военной индустрии был перенесен на
совместные испытания новейших образцов танков, самолетов, химических
боеприпасов, подготовку квалифицированных кадров и взаимное участие в маневрах
армий обеих стран.
Сотрудничество
осуществлялось в основном в этих запрещенных для Германии областях, что
позволяло развивать военную теорию и совершенствовать военное искусство,
разрабатывать на их основе наставления и боевые уставы. В то же время были
сохранены и наименее капиталоемкие формы сотрудничества в военной
промышленности (передача патентов, опытное производство, создание совместных
конструкторских бюро), а также обмен некоторыми разведданными.
Контроль
за реализацией соглашений о создании и деятельности военно-учебных центров
рейхсвера в СССР, административное и финансовое управление этими центрами
осуществлял "Центр Москва", являвшийся исполнительным органом
"Зондер-группы Р" военного министерства Германии. Кроме того, он
действовал как единый административный центр для всего немецкого персонала,
работавшего в СССР по этим программам. Военно-учебные центры рейхсвера -
авиашкола под Липецком, танковая школа под Казанью и школа "химической
войны" (так называемый "объект Томка") были созданы в 1924-1928
гг. Для координации деятельности этих объектов фон Сект еще в 1924 году
назначил майора О. фон Нидермайера, формально подчинив его фон дер Лит-Томзену.
Созданием
и деятельностью летной школы руководила в Берлине "инспекция №1" (так
называемая "авиационная инспекция") оборонного управления военного
министерства Германии, школой "химической войны" - "инспекция
№4" ("артиллерийская инспекция") и танковой школой -
"инспекция №6" ("автомобильная инспекция").
Руководство
всеми учебными объектами рейхсвера на территории Советской России и координация
их действий осуществлялись через разведывательный отдел германского
генерального штаба "Т-З", имевшего официальное название
"статистический отдел". Составной частью "Т-З" являлась "Зондер-группа
Р".
Общую
схему руководства германскими военно-учебными центрами в СССР дают возможность
представить воспоминания генерала авиации X.Шпайделя, в 1927-1933 гг.
обучавшегося в летной школе в Липецке.
Авиационная школа (центр) в Липецке
С
точки зрения подготовки кадров и перспективы ведения войны первым и наиболее
важным военно-учебным центром рейхсвера на территории СССР стала авиационная
школа. Официальное соглашение об устройстве авиационной школы и складов
авиационных материалов в Липецке было подписано в Москве 15 апреля 1925 года
начальником ВВС РККА П.И.Барановым и представителем "Зондергруппы Р"
в Москве полковником X. фон дер Лит-Томзеном. Согласно договору управление ВВС
РККА обязалось передать немецкой стороне свой бывший завод, который
предполагалось использовать "для хранения самолетов и авиационных
принадлежностей и в качестве жилого помещения", причем аэродром и завод
передавались в бесплатное пользование. Согласно протоколу к соглашению
постоянный немецкий персонал авиашколы должен был составлять восемь человек,
включая руководителя школы. На каждом курсе предполагалось обучать шесть-семь
летчиков. С советской стороны выделялся один офицер в качестве постоянного
помощника руководителя школы, а также 20 человек для обслуживания аэродрома.
Было оговорено, что перевозка необходимого оборудования начнется в июне 1925
года, а продолжительность курса обучения одного потока в Липецке составит
четыре недели. В 1925 году в школе намечалось подготовить четыре потока.
Организация
и управление школой находились полностью в руках немцев и подчинялись единому
плану подготовки летного состава рейхсвера, разработанному "инспекцией
№1" в Берлине. Согласно этому плану основу летного состава Германии
поначалу составили летчики-ветераны войны 1914-1918 гг., постепенно
переходившие на инструкторские должности, а также молодые летчики и гражданский
технический персонал.
Первоначальное
обучение, включавшее первичную летную подготовку и последующую ежегодную
переподготовку летчиков-наблюдателей, проводилось в летных спортивных школах и
в школах гражданской авиации в Германии. Однако освоение летного военного
искусства в данных школах было невозможно. Для прохождения этого
заключительного и основного этапа в подготовке военных летчиков (истребителей и
воздушных наблюдателей) и предназначалась авиационная школа в Липецке.
На
подготовку летного состава рейхсвера ежегодно выделялось 10 млн. марок. Из них
2 млн. шло на содержание липецкой школы, причем Деньги на создание необходимой
инфраструктуры (ангары, производственные и ремонтные мастерские, лаборатории
для испытания моторов, а также жилые и административные здания, лазарет,
радиомастерские, подъездные железнодорожные пути и т.д.) выделялись отдельно.
Материальную
базу составляли около 100 истребителей "Фоккер Д-XIII", закупленных
рейхсвером на средства так называемого "Рурского фонда" в период
франко-бельгийской оккупации Рурской области в 1923-1925 гг. В 1925 году они
были переданы авиашколе.
Кроме
того, почти сразу же Липецкий авиацентр приобрел важное значение как полигон.
Там проводились испытания боевых самолетов, созданных авиастроительными фирмами
Германии, а также вооружения и оснастки самолетов - бортового оружия (пулеметы
и пушки), оптических приборов (прицелы для бомбометания, зеркальные прицелы для
истребителей), бомб и т.д.
Уже
летом 1925 года школа была открыта для подготовки летного состава и
инструкторов, а в 1928-1930 гг. - летчиков-наблюдателей (корректировщиков).
Позднее
немецкий персонал насчитывал около 60 человек постоянного состава -
летчиков-инструкторов и техников. Кроме того, летом в школу для завершения
учебного цикла ежегодно приезжали еще около 50 летчиков и 70-100 технических
специалистов для проведения испытаний новой техники. Таким образом, в летние
месяцы в авиашколе находилось 180-200 человек, а начиная с 1930 года - около
300 человек. Помимо того, на учебных курсах обучались летный состав и
технический персонал советских ВВС.
В
ходе занятий инструкторы передавали обучаемым боевой опыт, накопленный в годы
империалистической войны. Новые же навыки и знание теоретических основ ведения
воздушного боя (тактика и организация) обучаемые приобретали преимущественно
зимой. Проверка их осуществлялась на летних занятиях.
Методика
обучения летчиков-истребителей строилась по обычному принципу: одиночный полет,
полет в составе звена, а затем эскадрильи. При имитации воздушного боя в воздух
могли подняться максимум две эскадрильи (по девять самолетов). Несмотря на
моральный и физический износ к концу 20-х годов, "фоккеры" были
снабжены бомбометательными приспособлениями и опробованы в действии. Таким
образом, именно в авиационной школе под Липецком был создан первый
истребитель-бомбардировщик.
Подготовка
наблюдателей продолжалась 12 месяцев, из них первые шесть месяцев в Берлине
отводились на теоретическую подготовку и овладение радиотехникой. Затем
следовало полугодовое обучение летной практике наблюдателя и навыкам
фотосъемки, стрельбы, навигации и даже бомбометания. Завершалась подготовка
наблюдателей на полигоне, около Воронежа летными занятиями по корректированию
артиллерийского огня по наземным целям с привлечением советской артиллерии и
наземных войск. В результате был разработан и опробован эффективный метод
наведения и корректирования огня артиллерии с использованием радиосвязи.
С
учетом увеличивающихся нагрузок проводился и соответствующий отбор и
последовательное омоложение кадров (ветераны войны - опытные и молодые офицеры,
а затем, начиная с 1928 года, и выпускники школ).
На
время пребывания в СССР офицеры исключались из списков рейхсвера и
восстанавливались на службе только после возвращения. Обучение немецких
летчиков проводилось в строгой секретности. Например, гробы с телами
разбившихся в результате аварий и иных несчастных случаев немецких летчиков
упаковывали в ящики с надписью "Детали машин" и провозили в Германию
через Штеттинский порт с помощью нескольких посвященных в тайну таможенников.
Не
меньшей секретностью была окружена транспортировка предназначавшихся для школы
грузов. С этой целью по инициативе "Зондергруппы Р"
("Вогру") были созданы две смешанные торгово-транспортные фирмы,
действовавшие в тесной связи с "Центром Москва". Это
"Русско-германское транзитное общество" ("Рустранзит",
немецкое название "Дерутра"), созданное 10 апреля 1922 года, и
основанное 3 октября 1922 года "Русско-германское торговое акционерное
общество" ("Русгерторг") или же "Русско-германское общество
воздушных перевозок" ("Дерулюфт"). По железной дороге из
Кенигсберга в Россию через Литву и Латвию следовали грузы, не вызывавшие
подозрения таможен. Воздушным транспортом переправлялись наиболее ценные грузы.
Самолеты, предназначенные для обучения и испытаний, совершали беспосадочные
перелеты на большой высоте.
Транспортировка
морем (Штеттин - Ленинград) была, однако, основной. Именно этим путем
осуществлялась доставка большинства военных грузов в оба конца. Этим же путем в
Англию (и обратно) для ремонта направлялись из Липецка английские авиамоторы
"фоккеров".
Всего
в период с 1925 по 1933 год в Липецке прошли подготовку примерно 120 немецких
пилотов и около 100 летчиков-наблюдателей. Кроме того, примерно такое же
количество летчиков-истребителей и летчиков-наблюдателей было подготовлено в
самой Германии на основе уникального опыта, приобретенного в авиационной школе
Липецка. Таким образом, по свидетельству X.Шпайделя, всего к 1933 году было
подготовлено около 450 летчиков различной квалификации.
31
декабря 1926 года заместитель Председателя РВС СССР И.С.Уншлихт в записке в
Политбюро ЦК ВКП(б) и Сталину сообщал, что в Липецке к тому времени тренировку
на истребителях прошли 16 военлетов, техподготовку - 45 авиамехаников и до 40
высококвалифицированных рабочих. Какие же плюсы от функционирования авиашколы
отмечал Уншлихт? Безусловно, в первую очередь это подготовка и
усовершенствование летных и технических кадров, овладение новыми тактическими
приемами различными родами авиации, возможность уже в 1927 году "поставить
совместную работу со строевыми частями", а также благодаря участию
советских представителей в проведении испытаний вооружения самолетов, фото-,
радио- и другой вспомогательной аппаратуры "быть в курсе новейших
технических усовершенствовании".
Тем
не менее спустя два года в документе советского военного ведомства (доклад
начальника разведуправления РККА Я.К.Берзина наркому К.Е.Ворошилову от 24
декабря 1928 г.) отмечалось, что до 1928 года авиационная школа в Липецке
советской стороной использовалась слабо из-за ее устаревшего оборудования. Хотя
с 1927 года, когда в целом было завершено оснащение школы (62 самолета, 213
пулеметов, 19 автомобилей, 2 радиостанции на январь 1929 г.), интерес к ней
советской стороны возрос.
Но
уже 5 сентября 1929 года в ходе официального визита в СССР начальника генштаба
рейхсвера генерала X. фон Хаммерштайна-Экворда Ворошилов жаловался, что
"авиасредства школы устарели и не интересны для нас. Эта техника нам
ничего не дает. Германские фирмы имеют более современные самолеты".
Хаммерштайн обещал расширить исследовательскую работу и увеличить в школе
количество техники. Однако эти обещания, видимо, не выполнялись, так как
Ворошилов о том же говорил и во время визита в Советский Союз нового начальника
генштаба рейхсвера генерала В.Адама в ноябре 1931 года.
Под
руководством офицеров управления вооружения рейхсвера и с привлечением
технических специалистов соответствующих германских фирм-производителей начиная
с 1931 года (в обход запретов Версальского договора) немцы испытали в Липецке
несколько типов боевых самолетов и авиационного оборудования, что позволило
полностью подготовить их к серийному производству и условно принять на
вооружение рейхсвера. Конкретно речь шла о самолетах-разведчиках дальнего и
ближнего радиуса действия и истребителях.
По-настоящему
интерес к научно-техническому опыту и испытательным работам немцев в Липецке у
советской стороны пробудился на рубеже 1927-1928 гг. Были сформированы
небольшие рабочие группы из своих летчиков и инженеров-самолетостроителей,
которые постоянно находились в Липецкой школе и подробно знакомились с работами
германских специалистов. Появились там и ведущие специалисты ЦАГИ (Центральный
аэрогидродинамический институт). Они участвовали во всех технических испытаниях
немцев вплоть до 1933 года, причем советские летчики в свою очередь испытывали
немецкие самолеты в воздухе.
Страницы: 1, 2
|