Реферат: Развитие внутреннего рынка в России 19 в. Рост внешней торговли
Вывезено тыс. пд.
1887-91
1892-96
1897
В Германию
8126
15914
16941
В Великобританию
31723
30376
20781
В Голландию
7267
10268
13575
Во Францию
1510
4756
6386
Овес является также весьма значительным
предметом отпуска, в 1892 96 г. в среднем вывозилось его на 38564 тыс. руб., в
1897 г.— на 26265 тыс. р. Собирается его около полмиллиарда пд.; в 1893 г.
цифра эта поднялась до 826 млн. пд., а в 1898 г. в 72 губерниях общий сбор
достиг только 609 млн. пд. За границу вывозится его не более 10 — 15 %,
преимущественно в Великобританию — 15411 тыс. пд. (в 1897 г.), Голландию —
18780, Германию — 9370, Бельгию — 2108, Францию — 2107 тыс. пд. и пр. Из прочих
хлебов наибольшего внимания заслуживает кукуруза, которой собирается около 50
млн. пд. в год, в 1897 г, в 72 губерниях общий сбор ее достиг 81 млн., а в 1898
г. — 74 млн. Вывозилось ее заграницу: в 1892-96 г. в среднем 26865 тыс. пд. на
15461 тыс. руб., в 1897г. — 21160 тыс. пд. на 10249 тыс. руб., в 1898г. - 46313
тыс. пд. на 23446 тыс. руб., в том числе в Великобританию — 8906 тыс. пд.,
Германию — 2997 тыс. пд., Францию — 3876 тыс. пд., Австро-Венгрию — 9243 тыс. пд.,
Бельгию — 3038 тыс. пд. Картофель во внешней торговле принимает слабое участие
(его вывозится в последнее время около 3 млн. пд. на сумму около 800 тыс.
руб.), но весьма вероятно, что оно скоро оживится, судя по увеличению
производства. В общем итоге вывоз хлебов по стоимости составлял в 1887-91 г. в
среднем 366809 тыс. руб., в 1892—96г. понизился до 299928 тыс. руб., в 1897 г.
вновь поднялся до 353876 тыс. руб., а в 1898 г. — до 370450 тыс. руб.
Отпуск яиц — дело сравнительно новое: еще в
1856 г. яиц было вывезено всего 417 тыс. шт., на 4 тыс. руб.; через 10 лет
количество это возросло до 1150 тыс. шт., т.е. увеличилось слишком в два с
половиной раза; затем отпуск яиц из России непрерывно и довольно быстро
возрастает как по количеству, так и по стоимости.
Кроме яиц в
скорлупе, вывозятся еще яичные белки и желтки: в 1887 91 г. этого товара
вывозилось в среднем 72 тыс. пд. на 322 тыс. руб., в 1892—96 г. — 74 тыс. пд.
на 362 тыс. руб., в1897г. — 91 тыс. пд. на 431 тыс. руб., в 1898 г. — 75 тыс.
пд. на 361 тыс. руб. Наиболее значительными потребителями русских яиц являются
Австро-Венгрия, Великобритания и Германия. Австро-Венгрия сама поставляет на
всемирный рынок почти такое же количество яиц, как и Россия; если она нуждается
еще в русских яйцах, то это объясняется тем, что из России идет дешевый яичный
товар, которым удовлетворяется австрийский потребитель и освобождает тем свой,
более ценный, вывозимый к требовательным потребителям — англичанам.
В
международном товарном обмене в последнее время яйца принимают весьма
деятельное участие благодаря усовершенствованным фригориферам и рефрижераторам,
позволяющим производить перевозку яиц на дальние расстояния. Кроме России
главными поставщиками яиц на всемирный рынок были Австро-Венгрии — на 34679
тыс. руб., Италия — на 12194 тыс., Дания — на 6711 тыс., Франция — на 6585 тыс.
руб. Щетина вывозилась из России еще в 18 веке и продолжает выводиться и
поныне, но теперь русская щетина встречает на всемирном рынке опасную
конкуренцию со стороны китайской. В первое десятилетие 19 века щетины
вывозилось из России в среднем до 41 ½ тыс. пд., наибольшей величины
вывоз ее достиг в 1889 г. — 169 тыс. пд., а в 1897 г. ее вывезено 157 тыс. пд.
на 6974 тыс. руб. Наибольшее помещение русская щетина ныне находит на
германском рынке 71 %, британском — 17 % и австрийском — 12 %.
Предметы
ввоза в Россию
представляют больше разнообразия, чем предметы вывоза. Главнейшие на них (в
1897 г.): хлопок-сырец — на 70,9 млн. р., машины — 54 млн. р., чай —42 млн. р.,
металлы, химические и фармацевтические материалы. Об участии некоторых товаров
во внешней торговле России уже говорилось ранее, остается отметить обороты
торговли рыбой, чаем и кофе. Рыба, преимущественно сельдь, составляет весьма
давний предмет ввоза: главные рыбоводные области России — устья Волги, Куры и
Дона — отстоят слишком далеко от центра, столиц и западной окраины, и эти
местности при затруднительности перевозки рыбного товара на дальние расстояния
не всегда могли пользоваться отечественной рыбой. Привозимая морем рыба обходилась
гораздо дешевле, и это положение в значительной мере сохранило свою силу и по
настоящее время. В трехлетие 1802—1804 г. в среднем всякой рыбы ввозилось в год
на сумму 510 тыс. руб.; через полвека, в 1851—1854 гг., цифра эта возросла до
2306 тыс., а ныне, спустя еще 45 лет, она достигла 11537 тыс. р.
Торговля чаем
начинается с установления торговых отношений России с Китаем в XVI в., но в
очень скромных размерах — как вследствие дальнего пути (через Кяхту), так и по
незнакомству народа с этим предметом, а также по недостатку и дороговизне
сахара. В 1897 г. получено 2992 тыс. пуд. чая, на 41932 тыс. руб. Кофе
появилось у нас гораздо раньше чая и поставлялось исключительно англичанами;
потребление его росло гораздо медленнее, чем чая: в 1898 г. привезено кофе 504
тыс. пд., на 6262 тыс. руб. Пока чай приводился только сухим путем, спрос на
него возрастал сравнительно слабо, но с установлением морского сообщения,
скорого и дешевого, значительно увеличилось потребление, несмотря даже на
неоднократное повышение пошлин. В 1800 г, с байхового чая взималось от 5 до 10
р. ассигнациями с пуда, а с кирпичного — только 1 р. ассигнациями с пуда.
Впоследствии байховые чаи облагаются неодинаково, смотря по качеству, а также
смотря по направлению привода. Сухопутная торговля чаем через Сибирь поощрялась
настолько, что ввоз чаю по европейской границе нередко вовсе запрещался
(например по тарифам 1850 и 1857 гг.). И поныне чаи всякие, без отношения к их
качеству и стоимости, ввозимые по европейской границе, оплачиваются по 31 руб.
50 к, с пуда, тогда как чаи, привозимые по азиатской границе, платят: байховый
- 19 р. 50 к, плиточный — 35 р., кирпичный — 3 р. 75 коп. Несмотря, однако, на
такую существенную льготу в пользу чая, приводимого по азиатской границе,
европейская торговля постоянно возрастает. По этому новому пути приводятся не
только китайские чаи, но и японские, яванские, индийские, цейлонские и другие.
В последнее время чай начиняют успешно культивировать на Черноморском побережье
Кавказа.
Торговое
мореходство не имеет в
России большого развития, несмотря на громадное протяжение морской границы.
Большая часть морской границы по географическим и топографическим условиям
неудобна для развития торгового мореходства. Вполне удобных для последней цели
мест в России сравнительно немного, да и они не все еще принимают живое участие
в торговле вследствие отвлечения грузов железными дорогами к сухопутным
границам. По мере развития железнодорожной сети уменьшается (сравнительно)
внешняя торговля через морские границы:
Млн. рублей
Морская
Сухопутная
Ввоз
Вывоз
Ввоз
Вывоз
В 1841 г.
57
70
23
10
В 1851 г.
74
75
29
20
В 1861 г.
118
140
47
33
В 1871 г.
209
284
152
77
В 1881 г.
304
370
207
148
В 1891 г.
228
501
151
207
В 1897 г.
303
540
257
187
В начале
рассматриваемого периода морская торговля составляла 72 %, сухопутная — 28 %, а
в конце его на морскую приходится 65 %, на сухопутную — 35 %.
Судов
заграничного плавания,
без отношения к морям и флагам, в 1844 г. было 5843, в 1897 г. 11005; всего
больше их было в 1879 г.—16686. Несмотря на столь значительные колебания, в
общем замечается сокращение числа судов, но при этом увеличивается средняя их
вместимость, которая в 1844 г. составляла всего 1108 тыс. рег. тонн, а в 1897
г. — 9062 тыс. рег. тонн; в 1844 г. средняя вместимость судна определялась в
189 тонн, а в 1897 в 824, т.е. с лишком в четыре с половиной раза больше.
На Белом море
число судов увеличилось слабее емкости, средняя вместимость судна увеличилась
почти втрое, на Балтийском она почти учетверилась, а на Черном и Азовском
увеличилась еще более — с 254 тонн до 1100 тонн. В общем числе 11005 судов по
приводу, находившихся в заграничном плавании во внешних морях в 1897 г. общею
вместимостью в 9062 тыс. тонн, пароходов было 8736 (79 %) вместимостью в 8673
тыс. тонн (95 %). По сравнению данных 1887 и 1897 гг. оказывается, что число
судов уменьшилось на 8 %, но вместимость их увеличилась на 37 %; число
пароходов возросло с 7625 до 8736, число парусных судов сократилось с 4275 до
2269. В общем движении судов участие русского флага подвергается некоторому
колебанию: в 1887 г. оно составляло 12,6%, в 1892 г. — 15,3%, в 1895 г.— 11,3%,
в 1898 г. — 14,5%. По вместимости судов участие русского флага выражается еще
слабее: в 1887 г. оно составляло 8 ½ %, потом понизилось до 7 %, а в 1898
г. поднялось до 14 %. Относительно распределения числа и вместимости судов с
товарами и без них (по приходу) данные представляются в следующем виде: число
судов с товарами возросло с 5361 в 1887 г. до 5764 в 1898 г., вместимость же их
поднялась с 2746 тыс. до 4090 тыс. тонн. В 1898 г. из числа всех пришедших
судов с товарами иностранных было 4505 с общею вместимостью в 3357 тыс. тонн.
Отношение вместимости приходящих с товарами судов к общей вместимости всех
судов колеблется около 41 %. тогда как для судов, отходящих с товарами, процент
этот поднимается почти до 90. По отдельным морям участие русского флага в
торговом мореплавании выражается неодинаково: в Белом море половина судов
приходит под русским флагом, но по вместимости они составляют лишь 14 ½
%. В Балтийском море под русским флагом приходит всего по числу 13%, а по
вместимости — 8%. В Черном и Азовском морях число русских судов в процентном
отношении еще меньше — 9,6, но по вместимости больше — 11,5. Цифры эти,
относящиеся к 1898 г., за последнее десятилетие изменялись сравнительно слабо.
В процентном отношении числа судов под флагами других национальностей первое
место занимает британский флаг — 35 % (среднее за 1892—96 гг.), затем идут
шведско-норвежский — 11,4, германский — 10,7, датский — 10, греческий — 7,
турецкий — 5,7 %. По вместимости британскому флагу принадлежит 52,9 %, датское
— 8,4, германскому 7,8, шведско-норвежскому — 7, греческому — 5 %.
В каботажном
плавании движение судов заметно оживляете и: в большом каботажном плавании в
1897 г. находились 130 судов общею вместимостью в 191682 тонн против 101 судна
вместимостью в 137926 тонн в 1893 г. Наибольшее оживление замечается в движении
из Черного моря в Тихоокеанские порты: общая вместимость возросла с 27882 тонн
в 1887 г. до 78202 тонн в 1897г. Из Черного моря в Балтийское увеличение
составило 42111 тонн (против 31868). Балтийско-Беломорско-Мурмянское сообщение
пока не имеет большого промышленного значения. Установленный недавно возврат
пошлины за проход судов под российским флагом через Суэцкий канал вероятно
будет содействовать усилению движения в этом направлении, но пока этим
пользуется только Добровольный флот, который получает из казны около
полумиллиона руб. в возврат пошлины. Движение судов в русские порты Дуная
(Рени, Измаил, Килия и Вилков) увеличилось в 1897 г. по численности до 222
пароходов против 153 в 1892 г., а по вместимости — до 62269 тонн против 27772;
движение баржей также увеличилось, с 47 до 55. В малом каботажном плавании в
1897 г. находилось всех судов 46495 с обшею вместимостью в 18416 тыс. тонн, в
том числе на Белое море приходится 1027 судов вместимостью в 176 тыс. тонн, на
Балтийское — 9255 судна вместимостью в 941 тыс. тонн, на Черное и Азовское —
36213 судна вместимостью в 17299 тыс. тонн. В общем числе судов пароходов было
29624 вместимостью 17360 тыс. тонн, парусных судов — 16871 вместимостью 1056
тыс. тонн. Большое значение имеет каботажное плавание и для Каспийского моря;
дело это там сильно развивается благодаря оживлению нефтяной промышленности. В
1897 г. всех судов в каботажном плавании наводилось 18561 (в том числе
пароходов — 14752) общею вместимостью в 9436 тыс. тонн (в том числе пароходы —
8410 тыс. тонн). Всего большим каботажем в 1897 г. перевезено 7075 тыс. пд.
против 6347 тыс. пд. в 1892 г., на сумму 25338 тыс. руб. против 16073 тыс. пд.
Наиболее значительное грузовое движение происходит между Черным и Балтийским
морями или между Одессой и Санкт-Петербургом. Главнейшими предметами перевозки
в большом каботажном плавании служат (1897): табак и табачные изделия — на 5835
тыс. руб., железо и стальные изделия — на 3649 тыс. руб., сахар — на 2864 тыс.
руб., резиновые изделия — на 2284 тыс. руб., писчебумажный товар — на 1155 тыс.
руб. В малом каботаже характер грузового движения неодинаков в разных морях. По
всем морям в 1897 г. перевезено 535 млн. пд., в том числе по Каспийскому — 318
млн., Черному и Азовскому — 173 млн., Балтийскому — 39 млн., Белому — 5 млн.
пд. На Каспийском море главными предметами перевозки являются нефтяные продукты
— 267 млн., лесные материалы — 11 млн. пудов; в черноморско-азовском каботаже
хлеб — 57 млн., соль — 11 млн., железо — 30 млн., лес — 9 млн., нефтяные
продукты — 9 миллионов пудов. В балтийском каботаже первое место занимает
перевозка лесного строительного материала и дров — 18 млн. пд., кирпича — 2
млн., цемента — 2 млн. пудов. В беломорском сообщении первое место также
занимают лесные материалы и дрова — 2495 тыс. пд., и хлеба — 1193 тыс. пд.
В дополнение
к обзору внешней торговли России следует сказать еще несколько слов о транзитном
движении иностранных товаров через Россию и русских товаров через иностранные
государства. В движении первого рода наибольшее участие принимают Германия,
Австро-Венгрия и Румыния, всего этим путем провезено 11602 тыс. пд. на 4627
тыс. р., преимущественно из Австро-Венгрии в Германию, более всего лес. Этого
товара прошло транзитом в общем на 4426 руб. (одних еловых досок на 3144 тыс.
руб.). Иностранных товаров проверено из-за границы в Финляндию через
Европейскую Россию всего 251 тыс. пд. На 88 тыс. руб., главным образом машины и
их части на 36 тыс. руб., металлические канаты — на 10 тыс. руб., серного
колчедана 74 тыс. пд., огнеупорного кирпича 27 тыс. пд., соли поваренной 122
тыс. пудов на 23 тыс. руб. Через Кавказский край из Персии проходит в Европу
разных товаров на сумму до 2 млн. руб., преимущественно шерсть, шелк и изделия
из них. Часть российских товаров при передвижении иногда пересекает территории
соседних государств, преимущественно Германии и Австрии; в общем итоге эта
перевозка составляет около 1 млн. пд. на сумму около 1/4 млн. руб. В 1897 г.
этим путем прошло через Германию на 266 тыс. р. разных товаров, в том числе на
145 тыс. руб. бревен, балок, досок и шпал, муки — пшеничной и ржаной на 59 тыс.
р., каменного угля на 34 тыс. р. и пр. Гораздо большее значение имеет транзит
российских товаров из Балтийских и Черноморских портов в порты Восточной
Сибири. Товарное движение в этом направлении возрастает чрезвычайно сильно: еще
в 1887 г. общая стоимость перевезенных в этом направлении грузов составляла
5644 тыс. руб., а в 1897 г. поднялась до 24915 тыс. руб., в том числе из
Одесского порта на 23586 тыс. руб.
Заключение
Во 2-й
половине 19 в. Россия вступила в капиталистическую формацию. В условиях кризиса
феодально-крепостнического строя в конце 50-х гг. 19 в. в стране сложилась
революционная ситуация 1859—61, ускорившая падение крепостного права,
подготовленное всем ходом экономического развития России. Отмена крепостного
права и последовавшие за ней буржуазные реформы — земская (1864), судебная
(1864), городская (1870), военная (1862—74) и другие — явились шагом по пути
превращения феодальной монархии в монархию буржуазную.
Расширялось
торговое зерновое хозяйство в Среднем Поволжье, на Дону и Северном Кавказе. К
80-м гг. завершился промышленный переворот. Возникли новые промышленные районы:
Юг, Донбасс, Баку. Сложились основные экономические районы Европейской России:
Петербургский, Северный, Центрально-промышленный, Центрально-чернозёмный,
Поволжский, Северо-Кавказский. За период с 1860 по 1900 продукция
промышленности России увеличилась более чем в 7 раз. Расширению внутреннего
товарооборота и усилению экономических связей России с мировым рынком
способствовало железнодорожное строительство. Длина железнодорожных линий
увеличилась с 3,8 тыс. км в 1865 до 37 тыс. км в 1895.
В 90-е гг.
Россия переживала крупный промышленный подъём. В эти годы было построено свыше
22 тыс. км железных дорог (в 80-е гг. — 7,7 тыс. км). Продукция чёрной
металлургии за 1890—1900 увеличилась на 320 %, переработка хлопка — на 94 %.
Добыча каменного угля возросла с 367,2 млн. пудов в 1890 до 995,2 млн. пудов в
1900, нефти (соответственно) с 241 млн. пудов до 632 млн. пудов, железной руды
со 106,3 млн. пудов до 367,2 млн. пудов, чугуна с 55,2 млн. пудов до 176,8 млн.
пудов, железа и стали с 48,4 млн. пудов до 134,4 млн. пудов. Повысилась
товарность сельского хозяйства. Однако Россия оставалась в
технико-экономическом отношении по сравнению с передовыми капиталистическими
странами страной отсталой.
В 50—60-е гг.
были официально включены в Российскую империю Приамурье и Приморье. В 1860
основан Владивосток. По русско-японскому договору 1875 остров Сахалин полностью
перешёл во владение России, а Курильские острова были переданы Японии.
Стремление капитализма расширить сферу своего господства способствовало
хозяйственному освоению таких малонаселённых, экономически и культурно отсталых
районов, как Сибирь и Дальний Восток. Русские переселенцы подняли целину в
степях Предкавказья, превратив его в район торгового земледелия и товарного
животноводства. Было освоено Черноморское побережье Кавказа, где возникли
портовые центры (Новороссийск, Туапсе).
Главный учреждением,
в котором сосредоточены дела о промышленности и торговле России служит, в
министерстве финансов, департамент торговли и мануфактур, который ведает
фабрично-заводскою промышленностью, внутреннею и внешнею торговлею (кроме
взимания таможенных сборов), торговым мореходством, коммерческим и промышленным
образованием, выдачей привилегии на открытия и изобретения, клеймением золотых
и серебряных изделий, а также мер и весов и т. п. При нем состоят следующие
совещательные учреждении: совет торговли и мануфактур с отделением в Москве,
мануфактурный комитет в Варшаве, комитеты торговли и мануфактур (в
Архангельске, Белостоке, Иванове-Вознесенске, Киеве, Лодзи, Одессе, Ржеве,
Ростове-на-Дону, Таганроге и Тифлисе), совет по делам торгового мореплавания,
совет и комитет по учебным делам, комитет по техническим делам, главное
присутствие по фабричным делам и биржевые комитеты.
Литература
1.
В.И. Покровский,
Внешняя торговля России в 1894 г., СПб.: 1896.
2. Ст. Гулишамбаров, Всемирная торговля
в Х1Х веке и участие в ней России, СПб.: 2002.
3. Ст. Гулишамбаров,
Историко-статистический обзор торговли и промышленности России, СПб.: 2002.
4. Торгово-промышленная Россия, /под
ред. А. Блау, М.: 2003.
5. В.И. Касперов, Цены на пшеницу на
современном международном рынке, СПб. 1895.
6. И.В. Семенов, Изучение исторических
сведений о российской внешней торговле, М.: 2003.